Open
Close

Большой гостиный двор. Гостиный двор Гостиный двор раньше был деревянный

Координаты: 59°56′03″ с. ш. 30°19′56″ в. д … Википедия

Данные в этой статье приведены по состоянию на Март 2011. Вы можете помочь … Википедия

Cписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответс … Википедия

Гостиный двор традиционное название длинных торговых рядов, обычно двухэтажных, иногда трёхэтажных, на Руси. Сохранившиеся до нашего времени Гостиные дворы обычно построены в стиле классицизма в XVIII или XIX веках, зачастую занимая городской… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Гостиный двор (значения). Гостиный двор (от слова гость) (у восточных народов базар) комплекс зданий, предоставляющий услуги для оптовой торговли товарами и жизнедеятельности торговцев… … Википедия

Гостиный двор - «Вид Гостиного двора в Петербурге». «Вид Гостиного двора в Петербурге». Гравюра Т. Молторна по рисунку Дж. Хирна. 1790. Гостиный двор (Невский проспект, 35), крупнейшее торговое предприятие в Ленинграде. Первый Гостиный двор, который состоял из… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (Петербург, Петроград, Питер [В настоящей статье вместо слов С. Петербург допущены сокращения: СПб. и Пб.] столица России и резиденция Российского Императорского Дома. Судьбы местности нынешнего СПб. до 1703 г. В 1300 г. шведы поставили город над … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

1. (Невский проспект, 35), крупнейшее торговое предприятие в Ленинграде. Первый Г. д., который состоял из множества деревянных лавок, появился в 1705 на Городском острове (в районе современной площади Революции); сгорел в 1710. В 1713 на… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Запрос «Ленинград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «Петроград» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У слова «Санкт Петербург» есть и другие значения: см. Санкт Петербург (значения). Город федерального… … Википедия

Книги

  • Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова , . Каталог магазина духовных и других книг И. Л. Тузова. (Основан в 1874 году). В Санкт-Петербурге, Садовая, Гостиный двор, 45. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1893…

У этого огромного дома, построенного на рубеже двух веков - XVIII и XIX - четыре адреса, потому что своими фасадами он выходит на две улицы и в два переулка. Переулки носят старинные названия - Рыбный и Хрустальный, прежде на их месте шла торговля рыбой и стеклом. А улицы назывались Ильинкой и Варваркой; были они важнейшими торговыми и деловыми центрами и не потеряли своего значения и в наш век. Знаменитая Варварка обрела своё название в честь храма, воздвигнутого во имя святой Варвары - покровительницы торговли - в самой бойкой части города в начале XVI века итальянским архитектором Алевизом Фрязиным.


Территория, где расположен Старый гостиный двор, стала важным центром московской торговли уже в XVвеке, когда там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Впервые о гостином дворе упоминает Сигизмунд фон Герберштейн, бывший в Москве в 1517 и 1526 годах: «Недалеко от крепости есть большой, обнесённый стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и хранят свои товары».

Гостиный Двор был заложен в середине XVI века при Иване Грозном. По велению Государя сюда, в Китай-город, переселили со всей Москвы купцов. Поначалу лавочные ряды были деревянные, но в 1595 г. после пожара их заменили на каменные и перестроили в 1638—41 годах. Различные монастыри получали здесь в качестве царских подарков земельные участки для создания своих подворий. Многие купцы арендовали и в этих подворьях лавки и амбары.

С увеличением торговых оборотов гостиный двор снова стал тесен, и в 1661—65 годах его расширили в сторону Варварки (фактически, рядом был возведён ещё один гостиный двор). Строительство проходило под руководством богатого купца Аверкия Кириллова (его палаты сохранились на правом берегу Москва-реки на Берсеневской набережной).

Биржевая площадь

В 1737 г. по Москве загулял очередной "красный петух". Он не обошёл и Гостиный Двор, ряды выгорели. Впрочем, к тому времени все ощутимее становилась потребность в строительстве новых зданий для размещения товаров богатых купцов, прибывавших в столицу со всех концов страны. Как нередко бывает на Руси - не было бы счастья, да несчастье помогло… 1786 г. последовал Указ Екатерины II "Об отдаче каменного Гостиного Двора городу для умножения доходов на разные нужды". Екатерина согласилась с тем, чтобы «гостиный двор распродать по частям желающим с обязательством покупщиков, чтоб новый выстроен таковым же квадратом». В Москве архитектором С. А. Кариным был составлен проект и послан в Санкт-Петербург, но оттуда в 1789 году прислали другой, «который по Высочайшему Ея Императорского Величества повелению Архитектором Гваренгием зделан»: императрица Екатерина II поручила архитектору Джакомо Кваренги составить проект Гостиного двора в границах большого квартала неправильной формы - в пределах улиц Ильинки и Варварки.


Это был превосходный замысел красивой и рациональной организации квартала. Учитывая узость улиц и неизбежную транспортную их загрузку, автор скруглил углы, искусно вписав в них широкие лестницы.

Участок был освобождён от старых строений, и возведение Гостиного двора длилось с 1791 до 1805 г. Строительство с некоторыми отклонениями от проекта осуществляли архитекторы московской управы благочиния С.Карин, И.Еготов и П.Селихов.

Джакомо Кваренги жил в Петербурге и не учел уклон грунта в Китай-городе, который не отразили в присланном ему плане местности. Уже в Москве проект Кваренги доработали архитекторы Семен Карин и Иван Селехов. Они построили замкнутое по периметру здание и украсили его галереи полуколоннами.

Проект Кваренги подвергся частичным изменениям в процессе его привязки к сложному рельефу местности, кроме того, московские архитекторы С. А. Карин и И. А. Селихов (под руководством М. Ф. Казакова) не строго следили за соблюдением проекта, и владельцы строили «весьма медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел; иные разрывши землю, так и оставляли её». Строительство продолжалось с 1791 года по 1805 год, в результате был возведён корпус двора по Ильинке с заворотами его в переулки, а также часть здания (юго-западный угол) по Варварке. Здание пострадало во время пожара 1812 года, но было восстановлено и достроено в 1825—30 годах О. И. Бове.


В Старом Гостином дворе насчитывалось 760 лавок, амбаров, палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал строить свою лавку. У одних дело шло быстро, другие не спешили. Вместо колонн коринфского стиля, запроектированных Кваренги, появились колонны в тосканском стиле, не стыковались разновысокие стены... История донесла до нас и множество других, кажущихся теперь смешными, проблем этого строительства. У большого Гостиного двора - около 100 колонн, причём несколько раз их строй прерывается вписанными между зданиями. Местность здесь была неровная, перепад высот между улицами, как сообщает справочник 1841 г., достигал 8-10 саженей.


Застраивать в центре города квартал одним зданием всегда трудно. В 1805 г., после долгих лет затянувшегося строительства, здание было целиком закончено. Сохранившаяся часть здания с полным правом может быть отнесена к одним из самых блестящих произведений мастера. Гостиный Двор внушает уважение монументальным видом, бесконечным строением колонн, протянувшихся вдоль фасада.


Варварка.1970 - 1979. Вид на церкви Максима Исповедника и Св.Варвары,Кремль и Гостиный двор


Название Гостиного Двора произошло от слова "Гость" - так в старину именовали купцов, занимавшихся иностранной и оптовой торговлей.В Гостином Дворе можно было купить практически всё, чего только душе угодно. Предприимчивые купцы нанимали "площадных" мальчиков - зазывал, которые с образцом товара, например, с парой сапог на шее, ходили по Красной площади, рекламируя продукцию.

Варварка

Именно в Гостином дворе в Москве торгаши придумали гениальные распродажи остатков товара по сниженным ценам, которые практикует сейчас весь мир. А дело было так… Однажды торговец ножевой линии шёл в конце дня по улице, и его остановил разносчик изюма с предложением купить изюма за небольшие деньги. Изюм купцу был совсем не нужен, но разносчик не отставал и уговаривал: "Возьмите, сударь, остатки ведь!" Тут-то и осенила купца гениальная догадка подешевле продавать остатки различных товаров, и вскоре его лавку украсила вывеска "Продажа остатков по самым дешёвым ценам". От покупателей не было отбоя, а торговец быстро разбогател. Отсюда, кстати, появилась поговорка "Остатки сладки".

Очень скоро открытие китайгородского купца охватило всю Москву. Было специально выделено время для подобной торговли - одна неделя в году, начиная с Фомина воскресенья - первого воскресенья после Пасхи. "Остаточной" лихорадкой заболели даже роскошные французские магазины Кузнецкого моста, а один торговец выдумал торговать литературными остатками, устроив распродажу нераскупленных книг в своей лавке. Правда, над ним хорошо посмеялись, и его бизнес не удался.

Гостиный двор, 1968-1971. Старый Гостиный двор

Московские купцы обладали большим чувством юмора, и иногда можно было напороться на изысканную шутку. Например, в бойких местах Гостиного Двора они любили подкидывать завернутых в бумагу дохлых мышей. Прохожие, думая, что нашли кем-то оброненную покупку, подбирали свёрток и радостно бежали домой, а шутники, наблюдавшие за ними исподтишка, приходили в неописуемый восторг. Иногда сговорившись: "Краснить или зеленить будем?", купцы устраивали своему покупателю целый розыгрыш. Когда человек приходил в лавку и спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним тут же раскладывали красное или зеленое сукно в зависимости от установленной договорённости, уверяя его, что это и есть спрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный Двор с купленным сукном другого цвета или же вообще с пустыми руками. Впрочем, Московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее, сгоряча забыв о престиже фирмы.

Только в 1923 г. прошла плановая комплексная реставрация Гостиного Двора. Но как торговый комплекс он перестал существовать. Памятник архитектуры заполонили многочисленные большие и малые конторы, учреждения. Как грибы росли подсобки, склады, времянки.

Рыбный переулок

С конца 1995 года под руководством Правительства Москвы ведётся активная реконструкция Старого Гостиного Двора, в результате которой он, оставаясь архитектурным и историческим памятником и украшением Москвы, превратится в современный деловой и торговый центр.

Сложная задача встала перед архитекторами, которым поручили воссоздать первоначальный облик Старого Гостиного Двора, приспособить его к новому времени. Около 70% площади здания имело серьёзные осадки, и как следствие, стены колонны, перекрытия потрескались. Укрепить фундамент, решить другие сложные технические задачи доверили строителям корпорации "Трансстрой". Учли их опыт сооружения тоннелей, мостов…

Уникальность Гостиного Двора не только в исключительности местоположения, но и в неординарности художественных решений. Проект предусматривал, с одной стороны, тщательную реставрацию внешнего облика здания, с другой - полное функциональное переоснащение внутренних помещений современным инженерным оборудованием, управление которым реализовано в соответствии с концепцией "интеллектуального здания". Общая площадь комплекса - 81600 м2, сдаваемая в аренду - около 47401 м2. На территории комплекса разместятся отель - 15000 м2, магазины, рестораны, офисы, склады, банки, развернётся широкая торговая деятельность.

В окружении лепных колонн, сводов классического стиля взору предстает мощённый гранитом внутренний двор - атриум, площадью около 12 000 м2. Он перекрыт крупнейшим для памятников архитектуры в Европе лёгким светопрозрачным покрытием. В соответствии с функциональным назначением внутридворового пространства, перекрытие имеет системы снеготаяния, климаталогии, сбора и отвода конденсата. Его круглогодичная температура - 18°С.

Во внутреннем дворе планируется проведение культурно-массовых мероприятий, детских праздников и фестивалей, организации городских и общегосударственных праздников, международных выставок и салонов, концертов, шоу, показ мод, т.д. Открываются широкие возможности комплекса - посетители Гостиного Двора смогут не только сделать покупки, но и отдохнуть.

Гостиные дворы издавна являются неотъемлемыми атрибутами крупных русских городов. Но что такое «гостиный двор» и почему он так называется? Прежде всего, напомним, что старорусское слово «гость» имело значение отличное от современного. Гость – это купец, продавец, торговец.

В здании гостиного двора находились не только лавки с различными товарами, но и помещения для их хранения, таможня, трактиры, постоялые дворы, гостиницы, отделения банков, кофейни, развлекательные заведения.

До сегодняшнего для в Санкт-Петербурге дошло несколько Гостиных дворов:

  • Новый, расположенный на Васильевском острове;
  • Апраксин двор и Никольские ряды на Садовой улице;
  • Большой Гостиный двор - считается наиболее знаменитым.

Первый Гостиный двор Петербурга

Первые Гостиные дворы появились почти в одно время с основанием города. Один из них находился на Троицкой площади, примерно там, где сейчас – Государственный музей политической истории России. Это здание было деревянным и полностью сгорело в 1710 г. Но уже в 1712-13 гг вместо него построили двухэтажное строение, крытое черепицей. На первом этаже были устроены лавки, на втором – хранилища товаров. Также на территории Гостиного двора размещались здание Ратуши, таможня, биржа, «аукционная камера». В 1737 г. торговля в этом комплексе была прекращена и его стали использовать как склад военной амуниции.

Гостиные дворы Петербурга в XVIII-XIX веках

В XVIII веке на территории Петербурга было построено несколько Гостиных дворов, почти все они были в разное время уничтожены пожарами. После приняли решение строить такие комплексы из камня.

Архитектор Доменико Трезини приступает к строительству большого каменного торгового двора на Васильевском острове в 1722 г. Строился он 13 лет, был складом экспортных товаров и звался Портовым. Розничных лавок там не было, ибо торговля в нем носила оптовый характер. До наших дней от его корпусов дошла часть проема наружной галереи.

После пожара, который произошел в 1780 г. и уничтожил все деревянные лавки, расположенные на Невском, на Садовой улице возвели Апраксин двор и Никольские ряды. В начале XIX века были построены Новый гостиный двор на Васильевском острове. Ныне в его стенах располагается один из факультетов Санкт-Петербургского государственного университета.

В середине XIX века построили торговый комплекс Пассаж. Его основа – сквозная галерея, соединяющая Невский проспект с Итальянской улицей и перекрытая крышей из стекла. Кроме магазинов и банков здесь открылись гостиницы, кофейни, бильярдные, панорамы, различные мастерские, музеи: восковых фигур и анатомический.

Большой Гостиный двор

В 30-х годах XVIII века началась эпопея постройки Большого Гостиного двора. Когда-то на его месте располагались купеческие лавки из дерева, которые были снесены. Первый проект, созданный архитектором Антонио Ринальди, был готов к концу 1740-х годов, но из-за недостатка финансирования приняли более простой – зодчего Жана-Батиста Валлен-Деламота. Произошло это в 1761 году, но окончательный вид Большой Гостиный двор принимает в 1785.

Для предохранения от пожаров здание построили из камня и железа. Большой Гостиный Двор неоднократно перестраивался, но в основном сохранил неизменный облик. Самой значимой была реконструкция, осуществленная в 1967 году. Тогда открыли станцию метро, из вестибюля которой можно перейти на Невскую и Садовую линии.

Гостиный двор и Пассаж по-прежнему остаются не только основными торговыми центрами, но и одними из многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга и его главной улицы – Невского проспекта.

Размер (площадь в аренду) торгового центра: 78 000 кв. м
Владелец ТЦ «Большой Гостиный Двор»: ОАО «Большой Гостиный Двор»


Сегодня на втором этаже Невской линии «Гостиного Двора» работает единственная в Петербурге Галерея Высокой моды, где представлена одежда модных домов, известных и уважаемых во всём мире: Christian Lacroix, D&G, Smalto, Ferre, milano, Givenchy, M.Missoni, Just Cavalli, Kenzo и многие другие.

Мужская и женская одежда, обувь для среднего класса, аксессуары, товары для дома и интерьера, товары для художников и фотографов, книги и бумажно-меловые товары, музыкальные инструменты и пластинки. Игрушки и посуда из всех уголков земного шара. Русские промыслы и ювелирные изделия. Театральные кассы, цветы, сладости и алкогольные напитки. Трудно сказать, есть ли что-нибудь, что невозможно найти в «Гостином Дворе».

Банкоматы, фотомастерские, гравировка, ксерокопирование, аптека и оптика, кафе, салон красоты, оптика, турпутёвки, ремонт одежды и обуви, пошив штор и багетная мастерская. Одним словом, что бы ни случилось у коренного петербуржца, он всегда бежит в «Гостиный Двор». Проверьте себя, когда сломаете каблук на выходе из кондитерской «Метрополь», что на Садовой улице.

Рыбным и Хрустальным переулками.

Гостями на Руси называли торговцев, которые работали за рубежом. При этом каждый вид товара имел свое место: торговые ряды предназначались для розничной торговли, а оптовики вели дела в Гостиных дворах.

Китай-город был центром торговой жизни столицы, а Гостиный двор - его сердцем. Здесь задолго до его постройки шла бойкая торговля. Лавки выстраивались «рядами», и каждый ряд предназначался для своей группы товаров. Например, в Хрустальному ряду продавали изделия из стекла, хрусталя и фарфора.

В старые времена общая картина московских рядов и Гостиного двора представляла самую кипучую деятельность. Ночью вся эта часть, запертая со всех сторон, представляла какой-то необъятный сундук с разными ценностями, охраняемый злыми рядскими собаками на блоках да сторожами. Но лишь только на небе занималась заря, и вставало солнце, как вся эта безлюдная и безмолвная местность вдруг растворялась тысячами лавок, закипала жизнью и движением. Длинной вереницей тянулись к рядам тяжело нагруженные возы от Урала, Крыма и Кавказа, куда глаз ни заглянет - всюду движение и кипучая деятельность: здесь разгружают, там накладывают возы; тюки, короба, мешки, ящики, бочки - все это живой рукой растаскивается в лавки, в подвалы, амбары и палатки или накладывается на возы. Длинные, извилистые полутемные ряды построены без плана и толку, в них без путеводителя непривычному не пройти; все эти ряды сохраняли и вмещали в себя товары ценою на миллионы рублей.

Но очень не нравилась царю Михаилу Федоровичу стихийная торговля, поэтому в 1626 году он приказал построить каменные ряды. В новом здании купцы и торговали, и хранили товары, и жили. При этом Гостиный двор с утра до вечера был полон покупателями и продавцами.

Двор так заполнен санями, всякими товарами и народом, что нельзя пройти, но нужно беспрестанно пролезать. Тогда там найдешь астраханских осетров и стерлядей, лежащих для продажи многими сотнями друг на друге, также много икры.

Была в Гостином дворе и первая в России аптека. Но торговых помещений все равно не хватало.

Тратить на новое здание казенные средства не хотелось, и Екатерина II приказала снести аптеку и церковь Введения Богородицы «что за Рыбным рядом», а землю продать по частям купцам, чтобы те занялись строительством по утвержденному проекту.

Путеводитель по архитектурным стилям

Автором проекта Гостиного двора стал один из ее любимых архитекторов - итальянец Джакомо Кваренги. На смену стихийности должна была прийти английская четкость: четырехугольник из двух этажей-галерей, где внутренняя площадь-каре также отводилась для торговли. Учитывая узость улиц и транспортную загрузку, архитектор скруглил углы, вписав в них широкие лестницы.

В Старом гостином дворе (это название он получил после строительства рядом еще одного торгового здания) было 760 лавок, амбаров и палаток. Каждый купец, получив разрешение на строительство, покупал землю и начинал ставить лавку. Такое распределение мест привело к тому, что здание строилось медленно и неровно: один выводил оба этажа, другой один, кто как хотел. Наконец, в 1805 году Гостиный двор все же открыли. Но без жертв не обошлось: во время строительства уничтожили 2 храма. И тут пришла новая беда: пожар 1812 года.

Громадное здание Гостиного двора походило на исполинскую печь, из которой вырывались густые клубы дыма и языки пламени. Возможно было ходить лишь по наружной галерее, где находилось множество лавок. Тысячи солдат и каких-то оборванцев грабили лавки. Одни тащили на плечах тюки сукон и различных материй, другие катили перед собой бочки с вином и маслом, третьи таскали головы сахару и других продуктов… При этом страшном грабеже не было слышно криков; грабители работали молча, сосредоточенно. Слышались только треск пламени, стук разбиваемых у лавок дверей, грохот от падающих сводов. Пламя пожирало бесплатно сокровища Европы и Азии, накопленные здесь.

Восстанавливал и достраивал гостиный двор уже Осип Бове в 1825-1830 годах. Вскоре он стал главным местом для модных покупок московской аристократии. Здесь можно было найти практически все, а около лавок на назначали свидания. И хотя здесь разместились самые знаменитые купеческие лавки и трактиры, парадные анфилады и коринфские колонны нового здания скрывали все те же средневековые лавки.

Гостиный двор как торговый центр существовал до 1923 года. Затем на смену торговле пришла бюрократия: здание перестроили под конторы. А во время войны в Гостином дворе работал кирпичный завод.

Здание ни разу не ремонтировали, и к 1990-м оно пришло в аварийное состояние. Фактуру разрухи по достоинству оценил режиссер Владимир Бортко, снявший внутри Гостиного двора несколько сцен фильма «Собачье сердце».

Учитывая ценность памятника, входящего в список ЮНЕСКО, правительство Москвы в 1995 году начало реконструкцию Гостиного двора.

Мини-путеводитель по Китай-городу

Проект был дерзким и смелым: не просто отремонтировать здание, но накрыть внутренний двор (атриум) стеклянным безопорным перекрытием площадью 12 000 м 2 . Конструкция настолько прочная, что по крыше можно ходить пешком и даже передвигаться на автомобиле. Автор конструкции - Нодар Канчели - архитектор, на имя которого из-за обрушения крыш «Трансвааля» и Басманного рынка брошена тень. Тем не менее это уникальный для Европы проект - самое большое по площади безопорное светопропускающее покрытие, снабженное системой таяния снегов и сбора конденсата.

Эта реставрация дала Москве множество археологических находок. Сейчас их можно увидеть в выставочном зале Старого гостиного двора. Было в планах разместить здесь музей Истории Москвы, но не сложилось.

Сейчас в Гостином дворе проходят выставки и массовые мероприятия, а галереи заняты магазинами и офисами. Пока ничем не отмечено памятное место в угловом отсеке, выходящим на Варварку. Но здесь до революции у своего дяди-приказчика скорняжной лавки начинал трудовой путь Егорка , будущий маршал. Отсюда он ушел на Первую Мировую войну.

Говорят, что... ...Гостиный двор - родина русских распродаж. Пару веков назад по Ножевой линии шел безымянный купец. К нему подкатил разносчик с изюмом и сказал: «Возьмите остатки! Дешево отдам». Остатков было довольно много: 7 фунтов (около 3 кг). И купец запустил в своей лавке изюм под слоганом: «Остатки сладки!». Говорят, от покупателей отбоя не было. Тогда купеческая гильдия постановила проводить оптовую распродажу остатков товаров в так называемый Фомин понедельник - первый день после Пасхи.
...так как здание Гостиного двора имеет форму трапеции и украшено по периметру колоннадой, называют улицей с самым большим количеством колонн.
...московские купцы славились своим чувством юмора. Иногда, сговорившись «краснить» или «зеленить», они разыгрывали покупателей. Когда человек спрашивал, к примеру, синего сукна, перед ним раскладывали красное или зеленое (в зависимости от договоренности), уверяя, что это и есть запрошенный товар. Жертва розыгрыша направлялась в другую лавку, затем в следующую, но везде повторялось одно и тоже. В конце концов измученный покупатель, думая, что он спятил, покидал Гостиный двор с купленным сукном другого цвета или с пустыми руками. Впрочем, московские купцы не только шутили. К примеру, если покупатель отказывался после всех уговоров купить предлагаемый товар, ему в сердцах могли попросту дать по шее.

Гостиный двор на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Гостином дворе?