Open
Close

Челябинский симеоновский храм семинария. Кафедральный собор праведного симеона верхотурского

Атаманский Дворец г. Новочеркасска Домовый храм в Атаманском дворце в честь священномученика Симеона Персидского в г. Новочеркасске (Ростовская-на-Дону епархия)

Мысль устроить при Атаманском дворце домовую церковь возникла несколько позже строительства самого дворца. Поводом к этому послужило неудавшееся покушение на жизнь императора Александра II , состоявшееся 4 апреля года.

Счастливое избавление от гибели Александра II повсеместно на Дону отмечалось благодарственными молебствиями. Казаки Новочеркасской станицы соорудили на свои средства и пожертвовали в войсковой Вознесенский собор иконы святых преподобных Иосифа Песнопевца и Георгия иже в Малеи, празднуемых 4 апреля. Поскольку Атаманский дворец изначально предназначался быть резиденцией не только донского атамана, но и высочайших особ в дни их пребывания на Дону, было решено пристроить ко дворцу домовую церковь в память этого события. Инициативу донских жителей поддержал назначенный в 1867 году на Донскую кафедру архиепископ Платон (Городецкий) , который благословил устроить домовый храм в честь преподобного Симеона Персидского , с престольным праздником 5 апреля.

Войсковой наказной атаман генерал-адъютант А.Л. Потапов возложил постройку храма при Атаманском дворце на обязанность Соборостроительной комиссии. Производителем работ был назначен областной архитектор статский советник И.О. Вальпреда. Заготовление материалов и контроль за исполнением работ комиссия поручила своим членам: председателю войскового коммерческого суда коллежскому асессору Ф.С. Савченкову и почетным членам от Донского торгового общества казакам Норкину и Блажкову. Церковь сооружалась частично на войсковые средства, частично на пожертвования от всех сословий Донского войска.

Здание церкви было пристроено ко дворцу с северо-восточной стороны, двухэтажное, в одном стиле с основной постройкой. По отношению к линии главного фасада оно располагалось несколько в глубине, образуя место для небольшого садика. Так архитектор сумел сохранить видимую симметрию здания дворца со стороны площади. В нижнем этаже церкви размещались служебные помещения. Собственно сам храм находился во втором этаже. Он представлял собой обширный, площадью 120 квадратных метров, зал с высотой потолков около 7 метров; очень светлый, по причине двухстороннего освещения: на северном и южном фасадах располагалось по три огромных окна. Стены церкви покрывал орнамент из четырех и шестиконечных крестов и звезд. Над каждым окном имелось по два круглых медальона, в которых, по-видимому, помещались живописные изображения, сделанные на холсте. Потолок церкви был побелен и украшен лепниной растительных мотивов. Перед алтарной частью на потолке имелась лепная розетка для крепления люстры. Пол был сделан паркетный, геометрического рисунка. В западной части церкви, при входе в нее с парадной лестничной площадки, располагался притвор. Над притвором, в антресольном этаже, был устроен балкон для хора, огражденный балюстрадой из резных деревянных балясин. Восточная часть храма была приподнята на одну ступеньку. Полы в алтаре также были сделаны паркетные.

Иконостас изготовили в мастерской иконостасных работ В.К. Солнцева. Эта мастерская существовала в Новочеркасске с 1868 года, то есть работы по Атаманской церкви были среди первых ее заказов. В.К. Солнцев изготавливал иконостасы "из разного дерева, полированные, с резьбою, позолотою и художественной живописью на чеканном золотом фоне". Как выглядел в действительности иконостас дворцовой церкви можно сейчас только догадываться.

Атаманская церковь не имела купола, на крыше был установлен небольшой барабан с луковичным завершением и на северном фасаде, посередине, барочного типа аттик с лепными украшениями и венчающей его небольшой луковкой с крестом. Кресты были установлены прорезные, ажурные, шестиконечные.

Церковь была окончательно отделана и снабжена всей необходимой утварью к концу года. Освящение храма совершил владыка Новочеркасский и Георгиевский Платон (Городецкий) 8 ноября 1869 года, в день памяти Архангела Михаила.

На год храм находился на реконструкции. Храм входит в ведение благочинного округа.

Cобор во имя св. прп. Симеона Столпника является главным храмом города. В начале XIX века в г. Брест-Литовске существовала единственная православная церковь Свято-Симеоновского мужского монастыря. Выстроенная из дерева, она неоднократно страдала от пожаров.

8 ноября 1815 г, монастырь в очередной раз был объят пламенем, который помимо различных хозяйственных построек уничтожил и церковь св. Симеона Столпника. Пожар 1819 г. окончательно разрушил обитель, что привело к ее закрытию в 1824 г. После этих трагических событий на протяжение двух десятков лет богослужения совершались в домовой трапезной Свято-Благовещенской церкви, основанной на третьем этаже в здании бывшего базилианского монастыря. Однако в связи со строительством крепости в 1830-40-х гг. монастырские постройки были снесены, а город перемещен на три километра в восточном направлении.

Строительство каменного храма было начато только в 1862 г. Возводили его по проекту брестского городского архитектора В. Поликарпова. Строительные работы производились разными мастерами. Кирпичную кладку выполняли каменщики Черниговской губернии, а столярные, кровельные, штукатурные и малярные работы - мастера города Бреста. Иконостас также изготовил местный резчик. Иконы, написанные художником Титовым, богослужебную утварь и колокол весом в 100 пудов доставили из Москвы. Чугунные решетки для солеи, хора и крылец были отлиты на заводе Эванса в Варшаве. 7 ноября 1865 г. крестным ходом из крепости в новый храм перенесли мощи преподобномученика Афанасия, а на следующий день он был освещен.

По описанию тех лет собор, располагавшийся в центре города на возвышенном месте при Московско-Варшавском шоссе, был окружен каменной оградой, состоящей из сплошного кирпичного цоколя с кирпичными столбами и железной решеткой между ними. Фундамент здания изготовили из булыжного камня, а цоколь и четыре крыльца - из тесанного гранитного камня. Кирпичные стены, своды и купола возвели на известковом растворе. Пилоны, арки, паруса, свод главного купола, а также наружные и внутренние наличники около дверей и окон выстроили из кирпича на портландском цементе. Основная и шатровые крыши пяти куполов были деревянные, снабженные громоотводами. Центральную крышу покрыли листовым железом и окрасили темнокрасной масляной краской, а крыши куполов - белой английской жестью. Двери собора были двойные, темно-желтого цвета. Окна с железными решетками имели летние и зимние рамы. Для отопления храма устроили семь печей, а в ризнице небольшой камин. Внутреннее пространство церкви со­ставляло 49,5 квадратных саженей, так что могло вместить до 700 человек.

Среди святынь Свято-Симеоновского собора особое место занимали мощи преподобного мученика Афанасия, игумена Брестского. В 1894 г. заботами протоиерея Иоанна Григоровича над ракою с мощами была сооружена величественная сень с образом святого. В храме имелся список с чудотворной иконы Божией Матери «Холмской», а так же древняя икона святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе и позолоченном киоте, которая некогда принадлежала Николаевской кафедральной церкви, где проходил униатский Собор 1596 г. Кроме того, в храме находилась дарохранительница, подаренная великим князем Александром Александровичем - будущим императором Александром III.

Во время первой Мировой войны мощи преподобного мученика Афанасия были перевезены в Москву. После революции уцелевшие частицы мощей вывезли за границу. Лишь в середине 90-х гг. ХХ в. небольшую часть сохранившихся мощей вернули обратно в Брест. В правом углу храма, где до 1915 г. почивали мощи, сейчас стоит отреставрированная рака и находится частица мощей Афанасия Брестского. Возле собора в 2005 г. был возведён памятник этому великому святому.

В настоящее время в храме находятся также частицы мощей свт. Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, преподобной Ефросинии Полоцкой, святителя Иннокентия Радонежского и др. При храме организована воскресная школа и православная библиотека, действует сестричество в честь Афанасия Брестского, мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Собор дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий (1905 г., 2001 г.). В 1997 г. в соборе Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом была освещена копия креста св. Ефросинии Полоцкой, изготовленной брестским мастером Н. Кузьмичём.

Пятикупольный православный собор во имя святого Симеона Столпника, построенный в русско-византийском стиле, является украшением города. А после того, как была выполнена ночная подсветка, собор стал доминантой города и в темное время суток.

Свято-Симеоновский кафедральный собор вот уже более 100 лет является действующим Храмом Челябинска. Ему просто очень повезло. Его не закрывали, не взрывали, не переделывали в овощехранилище. Он всегда был Действующим. Когда-то это была небольшая кладбищенская церковь. На момент её постройки в Челябинске уже было несколько крупных Храмов и крайней необходимости её постройки не было. Все объясняется очень просто.

В Челябинске, да и вообще на Урале, была большая любовь к праведному Симеону Верхотурскому, нетленные мощи которого хранились в Свято-Никольском монастыре г. Верхотурья. Но челябинцам захотелось иметь у себя Храм в честь этого Божия угодника. В 1873 году было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Через 10 лет кладбище было упразднено, но церковь осталась. Она была освещена во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского чудотворца. Впоследствии эта небольшая кладбищенская церковь превратилась в главный Храм Челябинской епархии.







Гораздо меньше повезло другому челябинскому Храму. Это Свято-Троицкий Храм. По некоторым данным он был одним из 300 храмов, построенных в честь 300-летия Дома Романовых. Он не был взорван, как Христорождественский Храм, но был закрыт. Ключи от Храма хранились у одного горожанина (имя его неизвестно). Он жил вблизи Храма. Когда чекисты пришли изымать церковное имущество, они потребовали у него ключи. Он отказался их отдать, и был расстрелян.

Позже в Храме располагался краеведческий музей – это была не самая плохая участь. В годы перестройки он был восстановлен и стал действующим Храмом.