Open
Close

Эдуард мане произведения. Самые известные картины мане

Искусство и дизайн

9224

23.01.15 11:24

Строгий отец (недаром он возглавлял департамент французского министерства юстиции) Огюст Мане запрещал своему сыну заниматься живописью – он хотел, чтобы отпрыск продолжил его дело и стал юристом. Но вопреки желанию семейного деспота Эдуард стал-таки известным художником, одним из ярких представителей импрессионизма. Самые известные картины Мане украшают Лувр, музеи Берлина и другие прославленные собрания полотен.

Он быстро утверждает себя как одного из самых известных и противоречивых художников. Все еще эмбриональный, эта концепция является истинной основой современного искусства. Представленный жюри Салона в то же время, что и «Портрет Филиберт Рувьер», двум картин будет отказано. Но его вмешательство провоцирует протесты читателей, и он уволен из газеты. Мане собрал на этом холсте главных представителей интеллектуального и мирского Парижа Второй империи. В саду Тюильри, где Наполеон встречается со своим двором, проводятся каждую неделю два часто посещаемых концерта.

Натюрморты мастера

В Лувре хранится один из таких шедевров с простым названием «Белые пионы». Уже в этой работе проявляется характерная манера француза – широкие мазки, сдержанная палитра. Пара пышных цветов на темном фоне – и ничего больше, но как же живо!

Художник представляет себя на крайнем левом углу; трое мужчин, под тонким деревом слева, за двумя сидящими женщинами, - Чарльз Бодлер, в профиле, Теофил Готье и барон Тейлор, специалист по испанской живописи. Среди других персонажей мы видим брата Мане, Евгения, стоящего в центре холста.

Малларме является одним из первых, кто понимает историческую и художественную важность картин импрессионистов, которые он защищает от первых выставок. Дружба между художником и писателем объясняет неофициальную позу этого портрета: Манет выбрал очень близкую и слегка нависающую точку зрения и показывает, что Малларме спокойно сидит в кресле, в кармане, другой держал сигару и читал книгу.

В начале карьеры, после обогатившего внутренний мир будущего гения кисти путешествия в Бразилию, Эдуард Мане писал, в основном, пейзажи и натюрморты. К ним он вернулся и в конце жизни. «Натюрморт с лососем» относится к 1969-му году. Живописец был известным гурманом – как и многие его соотечественники. Глядишь на подобные работы – и слюнки текут!

В «Обед на траве» Мане возмущался публикой натурализмом персонажей и отменой объемов, перспективы, полутонов, светотени: оставались только плоские формы, прочно утвердились, которые выступали против смелых контрастов наряду с вибрационными черными. Картина представляет собой воскресный отдых группы друзей в парке под Парижем. Очевидные эротические последствия, когда молодая женщина, сидящая голая рядом с двумя полностью одетыми мужчинами, закалена естественной атмосферой, где прохладные тени чередуются с ясным солнечным светом, который фильтрует между деревьями.


Эти манящие женские образы

Не только «мертвая натура» привлекала мастера, но и портреты. Один из них – «Мадам Мане на голубом диване». Голландка Сюзанна Леенхоф была учительницей музыки у младших братьев художника. Говорят, что девушкой увлекся глава семьи Огюст. Сам Эдуард тоже был без ума от Сюзанны, их роман длился почти десятилетие. После смерти батюшки Мане смог жениться на избраннице. Она – мать его сына Леона и любимая натурщица.

Представленный в Салоне Мане, работа была отвергнута академическим и реакционным вкусом сурового присяжного, а затем разоблачена в Отреченном разделе. Это вызвало значительный скандал, который значительно превысил намерения художника. Но именно шум, спровоцированный его живописью, заставит Мане продолжать идти по пути прямой и реалистической живописи. Эта работа Мане возобновляется без иронии, как искреннее почтение, «Полевой концерт» Тициана, одной из самых известных картин Лувра, затем приписывается Джорджоне.

Это интеллектуальное сооружение, ближе к классическим методам ландшафта, составленное в мастерской, чем импрессионизм. Для живописца это также драгоценное живописное средство, которое позволяет ему растягивать планы картины, рисуя взгляд зрителя на светящийся фон, где темно-зеленые массы деревьев открываются на залитую солнцем поляну. Молодая женщина явно обращена к зрителю, с которым она смотрит с наглостью, - это викторианская музыка, гитарист, известный в прошлом году Манетом, и стал образцом многих произведений, имеющих большое значение.


«Лола из Валенсии» – еще одна из самых известных картин Мане. Приземистая испанка изображена Мане на фоне кулисы. Здесь он очень тщательно выписывает все детали – как облик самой позирующей, так и ее затейливый наряд. Каждая складочка одежды, узорный изгиб и блеск украшений – все в этом портрете играет свою особую роль.

Человек, которого мы видим с фронта, - Эжен Мане, брат художника. Отличный художник натюрмортов, Мане накладывает на передний план перевернутую корзину, из которой приходят хлеб и фрукты. Это платье Викторины, которое служит импровизированной скатертью.

Модель, выбранная художником, - Викторин Меурент, уже присутствовавшая в «Обедене на траве», но представленная в Салоне два года спустя, критики и журналисты снова развязаны в изнурительном истощении, В последние дни выставки организаторы должны удалить холст с того места, где его повесили, и поставить его намного выше, в месте, более защищенном от взгляда зрителей. На самом деле, это не обнаженная более провокационная или более злая, чем сотни нимф, населяющих бесчисленные мифологически вдохновленные полотна, выставленные без проблем в Салонах.


Совсем другое настроение передано в изображении одевающейся дамы полусвета – «Нана». Утро представительницы древнейшей профессии начинается с привычного туалета, она пока в неглиже (в корсете и сорочке). До шумного вечера еще далеко, и на лице чертовки бродит неясная улыбка. Позировала художнику некая Генриетта, прославившаяся своими любовными похождениями.

Чтобы заметить краткий и мощный прикосновение Мане, инновационную технику импрессионистов. Название, написанное большими буквами, подписывает холст; эта Зола Мане содержит Мане на Золе. Эта работа включала офорт художника в соответствии с «Олимпией». Он читал эти предложения: Художники, особенно Эдуард Мане, который является художником-аналитиком, не имеют этой озабоченности предметом, который мучает толпа превыше всего, тема для них - предлог для рисования, тогда как для толпы существует только один предмет, поэтому, несомненно, голая женщина из «Обеда на траве» существует только для того, чтобы обеспечить художник по случаю росписи кусочка плоти.


Любимые уголки Парижа

Жанровые сценки постепенно вытеснили прежние художнические привязанности парижанина. Он черпал вдохновение в самых разных местах любимого города. Одним из таких мест стал сад Тюильри – в нем по воскресеньям любили прогуливаться представители богемы. На картине «Музыка в саду Тюильри» изображена масса персонажей, но лица размыты – это полотно надо рассматривать с достаточно большого расстояния, иначе увидите лишь расплывчатые пятна.

Выше, справа, рядом с воспроизведением «Пьяниц»Веласкеса и японского отпечатка, мы видим фотографию Олимпа Мане, которую Золя защищает против многих негативных отзывов. Тема картины, вот она: «Нана», Нана из «Похитителя», напудрила лицо рисового цветка.

Женщина в центре композиции - Сюзон, и она действительно одна из официанток в баре, которая соглашается пойти в мастерскую Мане в свои свободные дни и поза его. В разгар блестящих бутылок, очков, сверкающих мраморов и освещенных ламп эта молодая девушка из людей живет во внутренней тени неизмеримого одиночества и меланхолии. Выражение его черт не имеет ничего общего с радостным выражением, которое художник дает лицу Наны, в картине того же названия. На темной одежде зрители замечают белое платье и длинные бежевые перчатки женщины, сидящей в первом ряду.


При словах «Железная дорога» вам, наверное, представляется пыхтящий могучий паровоз или стремительный современный поезд, мчащийся по рельсам вдаль. Но не так прост Эдуард Мане! Картины мастера порой весьма условны. Вот на прославленной работе француза «Железная дорога» стальная магистраль лишь угадывается – там, за чугунной тяжелой решеткой, к которой приникла малышка. А ее мама (или гувернантка?) сидит рядом, держа в руках книгу и песика.

Речь идет о актрисе, известной под именем Мери Лорана, обсуждаемой и униженной для ее многочисленных любовных историй, из которых кажется, что это вдохновило Марселя Пруста на характер Одетты Суонн. Картина разделена горизонтально на две части: на переднем плане мы видим счетчик бара, на котором расположены многие бутылки разных ликёров и неизбежные бутылки шампанского, символ прекрасной парижской жизни, стеклянная миска с фруктами, с мандарины и стакан с цветами, один из самых красивых натюрмортов, сделанных художником в те годы.

Верхняя часть картины показывает нам огромный панорамный вид на публику, отраженный большим зеркалом за официанткой. Художник дает нам общее представление о персонажах с помощью простых оттенков цвета, которые грубо зарисовывают мужские лица и верхние шляпы. Большая часть его картин посвящена сценам современной жизни с естественным и непосредственным реализмом. В своих работах они занимаются «жанровыми сценами», которые были широко распространены в ранней живописи, хотя они считались незначительными произведениями, почти на пределе между искусством и мастерством.


Среди цветов и за накрытым столом

Другие жанровые сцены тоже словно бы выхвачены зоркой фотокамерой – вот парочка наслаждается ароматом цветущих растений («В оранжерее»).


В импрессионистах, напротив, мы находим подлинное чувство реальности, которое переводит в образы лучшие страницы романистов этих десятилетий. Он понимает это по возвращении в Париж, в свою студию на улице Гёйот. Для этой сцены художник представляет пейзаж Антуана Гийумета, виолончелиста Фанни Клауса и, в темноте, Леона-Эдуарда Коэллы. Холст был представлен в Салоне де ла Критика, который похвалил его живописные качества, особенно левый угол, со старым оружием, которое было передано Мане другом, художником Монгино.

Для импрессионистов железные дороги представляют современность и дают возможность увеличить диапазон оттенков и визуальных эффектов, за счет белого и серого дыма, оставленного локомотивами. Художник начинает эту картину в своей студии, а затем завершает ее в саду художника Альфонса Хирша, а женщина снова является моделью Викторин Меурент. На заднем плане, за решеткой, слева видят дом улицы Рима и справа - мост Европы. Мане также знал, как рисовать нежные сцены, как в этой картине, где мать и ее маленькая девочка во время прогулки задерживаются, чтобы посмотреть на эту технологическую новинку, которая воплотила скорость и силу, но, прежде всего, самый удобный способ поездов, железных дорог и скоростных локомотивов.

А вот еще одна пара – они заняты неторопливой беседой за накрытым столом, а на заднем плане на этих двоих засмотрелся официант, несущий кому-то заказ. Картина так и называется – «В кабачке папаши Латюиля».


Шедевры Мане – картины, вызвавшие споры

Все та же Викторина Мёран (женщина с полотна «Железная дорога»), совершенно голая, предстает перед зрителем скандально известного «Завтрака на траве». Автора упрекали в декаденстве и бесстыдстве. Интересно, о чем думал художник, когда изображал обнаженную даму, смотрящую прямо на вас, в компании мужчин (которые, в отличие от спутницы, одеты)? Кстати, позировали родственнику брат живописца и будущий шурин.

Мане возвращается в Италию со скульптором Эженом Брюнетом и копирует там фрески. Художник также зачисляется в кабинет печатных изданий Национальной библиотеки.








Двое мужчин встречаются по инициативе Мане, который рисует портрет молодого писателя в этом году, когда он встречает Клода Моне, которого представляет ему Захари Астук. Это тот период, когда художник часто посещает кафе.


Еще больше споров вызвала в свое время (1863-й год) «Олимпия». Француз писал ее для Парижского салона, где изображение было освистано публикой. Будто бы Мане стал первым автором, выставившим напоказ женское тело! Ренессанс славится своими шедеврами в стиле «ню», а как же рембрандтовская «Даная»?.. Сейчас шедевр хранится в коллекции парижского музея «Орсе».












В феврале организована продажа картин ее мастерской, включает в себя 93 картины, 30 пастелей, 14 акварелей и 23 рисунка. Большинство его друзей участвуют: Брачмонд, Кайлеботт, Каролус-Дуран, Дега, Дюран-Руэль, Фалтин-Латур, Лотрек, Мурер, Писсарро, Ренуар, только Сезанн и Чокке не участвуют.


Лебединая песня маэстро

Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Прямо там живописец начинал работу над своим творением. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально! В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.



Мероприятие проходит у живописца Франсуа Бонвина, в котором представлены Анри Фантин-Латур, Альфонс Легос или Теодор Рибо. Этот совершенно новый салон сразу становится объектом жестоких шуток в прессе, который не колеблясь осуждает его модный эффект: для многих просвещенных буржуа, идущих на «Отказаться», это последний шик, художники этого места будучи ассимилированы с истинными справедливыми явлениями.

Мане является учеником Гойи и Бодлера. Он уже победил отвращение буржуа: это большой шаг. Он даже говорит себе, что Императрица, потрясенная бесстыдством картины, нанесла бы удар его ударом поклонника! Эдуард Мане не находит другого защитника, кроме Захари Аструка, осуждая «несправедливость, совершенную против него, настолько вопиющую, что это смущает». Порог определенной современности.


Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер» (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.

Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.

Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате — шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.

Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый «Завтрак на траве». Его скандальную «Олимпию». Загадочный «Бар в «Фоли-Бержер»?

1. Завтрак на траве. 1863 г.


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г.

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. «Сельский концерт» Джорджоне подсказал ему идею картины «Завтрак на траве». Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди «Суд Париса» (сделан с несохранившейся картины ).



Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. Лувр, Париж. Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра «Суд Париса». 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

«В завтраке на траве» зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники — с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта «ошибка» не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и .

Помните его ? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

2. Олимпия. 1863 г.


Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. , Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель — Тициан и его . Только вместо собачки художник изображает черного кота.


3. Балкон. 1868 г.


Эдуард Мане. Балкон. 1868 г.

Эдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.

Прототипом станет работа Гойи «Махи на балконе».

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане — художница . Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.

Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.

В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине «Балкон» этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.

4. Аржантей. 1874 г.


Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом . Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.

Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного . Картина «Аржантей» тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.

Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…

Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.

Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение — картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.

5. Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.