Open
Close

Картины написанные на тему французская революция. Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ

Введение. 2

«Свобода ведущая народ». 3

Интересные факты.. 8

Список литературы. 10

Введение.

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, 1798-1863 гг., живописец и график, представитель романтизма.

Родился 26 апреля 1798 г. в Сен-Морисе близ Парижа. Обучался в Школе изящных искусств в Париже. Дебютировал картиной «Данте и Вергилий» (1822 г.).

Она олицетворяется в составе богини древности. Перед Либерти плохо одетый молодой человек, похожий на мальчика, носит два пистолета. Он представляет французскую молодежь. Рабочий, стоя на коленях у ног Свободы, придает одежде тот же цвет, что и флаг. На заднем плане слева вы видите флаг, уже в лохмотьях, трепещущий. Справа, также на заднем плане, все еще можно увидеть часть собора Нострадамуса, с французским флагом среди серого дыма, который распространяется, и молнией выстрелов.

Преобладающие цвета в композиции - белый, красный и синий, цвета флага страны. Красный флаг окрашен в часть голубого неба, что делает звук еще более ярким. Делакруа демонстрирует свое мастерство в области светотени в работе. «Свобода руководства людьми» была среди более чем 40 картин, выставленных в парижском салоне, где была их тема «дни славы», то есть победа повстанцев. Эта композиция была высоко оценена критиками и общественностью, возглавляя Делакруа, чтобы завоевать Крест Почетного легиона.

В 1823 г. художник обратился к теме борьбы греков против Турции. Результатом стада композиция «Резня на Хиосе» (1824 г.), в которой проявились талант и профессионализм автора. В 1827 г. написана картина. «Греция на развалинах Миссолунги». С этого времени Делакруа стал известен как исторический живописец-романтик. Художник создал ряд произведений на исторические сюжеты: картины «Казнь дожа Марино Фальеро» (1826 г.), «Смерть Сарданапала» (1827 г.), иллюстрации к произведениям В. Скотта; полотна «Битва при Пуатье» (1830 г.), «Битва при Нанси» (1831 г.), «Взятие крестоносцами Константинополя»(1840- 1841 гг.).

Однако очень немногие дошли до баррикад 28 июля, большинство из них оставалось дома, под самыми разнообразными предлогами. Либеральные журналисты также писали зажигательные прокламации против произвола государства в безопасности своих офисов, но они не были людьми действия, просто слова. Однако молодые романтики слушали художников и журналистов и были полны энтузиазма и готовы сражаться и умереть. Из 800 убитых мятежников большинство из них были молодыми. Романтический писатель Виктор Гюго воздвиг памятник им в своем романе «Нессебящие».

Помимо живописи, обращенной в прошлое, Делакруа рисует современную ему Францию. Портреты деятелей искусства, литераторов, а также литографии - то, над чем трудится художник в 30-х гг. Ещё в конце 20-х гг. он создал ряд иллюстраций к трагедии И. В. Гёте «Фауст», а также картину «Фауст в своём кабинете» (1827 г.).

Волнения в Париже летом 1830 г. явились темой для написания, пожалуй, самого известного полотна Делакруа - «Свобода на баррикадах» («28 июля 1830»). Оно было выставлено уже через год после подавления парижского восстания - в Салоне 1831 г.

Возможно, писателя вдохновила картина Делакруа, полотна подавляющей силы и ясной политической приверженности, которая стала фундаментальной работой французского романтизма. В Европе исторический контекст романтизма - это Французская революция и промышленная революция, которые означают конец Абсолютизма. Холст внизу, Делакруа, одного из величайших представителей романтической живописи, был вдохновлен баррикадами Парижа.

Слова великого писателя французского романтизма Витора Гюго хорошо подкрепляют романтическую идеологию. Литературная свобода - дочь политической свободы. Здесь мы освобождаемся от старой социальной формы; и как мы не можем быть свободными от старой поэтической формы? Для новых людей новое искусство.

В следующем году художник уехал на Восток, жил в Марокко и Алжире. Восточные мотивы составили значительную часть творчества Делакруа. В 1834 г. появились картины «Алжирские женщины», в 1854 г. - «Львиная охота в Марокко». В последние годы жизни художник председательствовал в жюри всевозможных выставок и салонов.

Умер он 13 августа 1863 г. в Париже. За свою жизнь Делакруа создал большое количество картин на исторические и бытовые темы, пейзажей, портретов (например, Жорж Санд, Ф. Шопена), натюрмортов. Художник также расписывал залы дворцов и капеллу в церкви в городе Сен-Сюльписе.

Как мы видим, романтизм имеет две грани: одну, которая обращается к личности, с ее экзистенциальными дилеммами и конфликтами, а другая - к обществу, с его несправедливостями и желаниями перемен. Однако в Бразилии этот социальный аспект романтизма проявится только в третьей фазе движения.

Третье поколение романтиков - социальная поэзия

В Бразилии первая фаза романтического движения имеет в качестве основы процесс независимости. Поэтому авторы этого периода занимаются построением национальной идентичности. Затем, во второй фазе, авторы отбросили националистический дискурс и обратились к глубине личности.

«Свобода ведущая народ»

В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: "Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты". Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу: "Хочется писать на сюжеты революции". Художник и раньше неоднократно говорил о желании писать на современные темы, но очень редко реализовывал эти свои Желания. Происходило это потому, что Делакруа считал: "…следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета. Мы должны обходиться в картинах без моделей. Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, который мы хотим передать: модель либо вульгарна, либо неполноценна, либо Красота ее настолько иная и более совершенная, что все приходится менять".

Но на третьем этапе романтического движения Бразилия уже находится в другом социальном и историческом контексте. Это тот момент, когда республиканцы хотят положить конец монархии, а движение аболиционистов получает силу среди интеллектуалов. Поэтому третья фаза романтизма также известна как поколение кондорейра, потому что кондор - птица, которая очень высоко летает, представляет собой желание возобновить бразильское общество.

На самом деле, третье романтическое поколение ставит под сомнение идеологию первого поколения. Это то, что авторы первой фазы нашего романтизма, такие как Хосе де Аленкар, представляют бразильский народ в результате объединения двух этнических групп: европейского белого и индийского - но оставляет негра из этого националистического литературного проекта. Ведь в рабском обществе превращение черного в героя было бы большим противоречием.

Красоте жизненной модели художник предпочитал сюжеты из романов. "Что же следовало бы сделать, чтобы найти сюжет? – спрашивает он себя однажды. – Открыть книгу, способную вдохновить, и ввериться своему настроению!" И он свято следует своему собственному совету: с каждым годом книга все больше становится для него источником тем и сюжетов.

Поэтому мы можем думать, что третье поколение, восстановив негра, как характер нашей культуры, позволяет ответить на этот пробел. Величайшим представителем третьего поколения романтизма в Бразилии является поэт баии Кастро Алвес, непосредственно участвующий в аболиционистской кампании, одна из центральных тем своей работы, которая принесла ему титул «Поэт рабов». Поскольку цель состоит в том, чтобы сенсибилизировать других по социальным вопросам своего времени, поэзия Кастро Алвеса была сделана для того, чтобы ее читали в большой аудитории, поэтому она принимает кондорский стиль, помпезный словарный запас и грандиозный тон.

Так постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало "выглядеть мелким" и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Не окрашивай лист своей эпопеи. В крови эскаво, на грязном балконе. Однако он также критикует рабство, понимаемое как «пятно» в истории Бразилии. Работа Кастро Алвеса не ограничивается проблемой черного в Бразилии. Также заслуживает внимания его любовная лирика, в которой он приближается к любви по-другому от своих современников.

В общем, в поэзии и прозе любовь и женщина идеализируются романтизмом. Но в этих стихах Кастро Алвес понимают, что женская фигура уже не является настолько недоступной и любящей страдания, вместо того, чтобы лишить себя лирического я до смерти, заставляет его страстно желать жить этой любовью. Вскоре у нас есть поэзия, которая говорит о любви более конкретным и чувственным образом.

Изумление и энтузиазм, пережитые в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая настоящее величие, которое он никогда в ней не видел и которое искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

И вдали, на кусочке горизонта, ночь была спокойной и божественной. Из жасминового дерева в комнату вошли изогнутые ветви, Индискрет, И слегка колеблющиеся к тону ауры, и они дрожали по лицу - целовали его. Ветер, который встряхнул зеленые листья. Это заставило черную косу пролететь над ней!

Но когда он увидел ее посередине. Для своих друзей-художников он является лидером романтизма в живописи. Свобода руководства людьми - это аллегория Парижской революции июля. Делакруа не сделал выстрел во время революционных событий «Трех славных», но решил «нарисовать для Отечества», изображая баррикаду. В этой таблице Делакруа показывает, кто совершил революцию: рабочие, студенты, на самом деле республиканцы и бонапартисты того времени, и показывает, не представляя их в качестве комбатантов, что буржуа не существует в бою.

Июльские дни отозвались в душе Эжена Делакруа замыслом новой картины. Баррикадные бои 27, 28 и 29 июля во французской истории решили исход политического переворота. В эти дни был свергнут король Карл X – последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов. Впервые для Делакруа это был не исторический, литературный или восточный сюжет, а самая настоящая жизнь. Однако, прежде чем этот замысел воплотился, ему предстояло пройти длинный и сложный путь изменений.

Но именно они придут к власти после этой революции. Беглецы, которых очень боится буржуазия. Он выставляется на Салон де. Сцена не точно локализована: только башни Собора Нотр-Дам указывают, что он расположен в Париже около Сены. Очень частое напоминание о трех цветах республиканского флага свидетельствует о приверженности либеральным идеям Делакруа. Это напоминание о том, что только что сделанная революция направлена ​​на устранение идей Анчинского режима аристократии во главе с королем Чарльзом Х, который будет свергнут.

При лжи, но поднимая голову, парижский рабочий, обратите внимание, что этот типограф является единственным живым персонажем, представленным отчетливо на переднем плане, у которого нет оружия. В то время, когда типографы формировали аристократию класса В крайнем левом углу картины, другой парижский рабочий, саблю в руке, пистолет на поясе. Его можно рассматривать как представляющий другие профессии, более ручной.

Р. Эсколье, биограф художника, писал: "В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев… Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д’Арколя". Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв. Героическая смерть д’Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. В день, когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, появился молодой человек, который бросился к ратуше. Он воскликнул: "Если я погибну, запомните, что меня зовут д’Арколь". Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.

Делакруа не представлял ни одного буржуа из числа комбатантов, что соответствует действительности событий. Свобода, направляющая людей, может быть истолкована как политическая предвзятость Делакруа. Это занятый график, а не только документальный фильм.

На самом деле это самые интересные персонажи на переднем плане, и они являются наиболее значимыми. Делакруа разместил там свои политические идеи. Труп слева, безусловно, является центральной точкой картины. Заметим, что он с любопытством раздевается, и те части его тела, которые являются самыми животными, наименее цивилизованными, - это те, которые наиболее связаны с жизненными потребностями человека. Дно ее обнаженного тела дополняет голой сундук свободы. Но один жив, а другой мертв. Открытая шея трупа, по-видимому, относится к открытым воротам тех, кто приговорен к гильотине.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине. О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали. Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.

Этот труп, протягивающий свою голубоватую ногу, кажется, пытается пустяк за свободу. Если он хочет продвигать свободу, ему придется ходить или над телом и то, что он представляет с политической точки зрения. Это иллюстрация идей буржуа, которые хотят политической свободы, и по этой причине они предпочитают конституционную монархию республика. Но эти буржуа решительно отвергают социальное равенство, которое, по их мнению, может быть достигнуто только путем подавления свободы.

Этот труп противопоставляет голову хвосту, но параллельно с типографом, одетым и особенно живым. Кажется, он стремится к свободе, глядя на него. Для Делакруа это отношение к следующему: искать политическую свободу, а не социальное равенство. Два других персонажа также представлены мертвыми. Солдат, также голая нога, труп которого препятствует продвижению свободы, носит форму республиканских армий революции. Этот мундир славный, но он охватывает мертвого человека. Он находится у подножия баррикады.

Художнику уже становится мало фигуры одного только д’Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

Художник не был революционером и сам признавал это: "Я мятежник, но не революционер". Политика мало интересовала его, поэтому он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть д’Арколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события. Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам. Масштабность, ощущение необъятности и размаха происходящего – вот что сообщает Делакруа своему огромному полотну и чего не дало бы изображение частного эпизода, пусть даже и величественного.

Кроме того, кого убили? Наконец в крайней правой части таблицы, также мертвого, и большую часть лица от земли, так что полностью разрушен, еще один солдат. Он может представлять собой империю. Они были использованы в ходе событий, но больше не нуждается в них. Для нее политическое и социальное будущее Франции - это, следовательно, способность новых мастеров власти преодолевать эти препятствия, вот что предлагает Делакруа.

Если мы посмотрим на предысторию и будем следовать рекомендациям зданий в перспективе. Мы понимаем, что линия горизонта находится на уровне колена Марианны. Мы увидим вершину Нотр-Дам де Пари. Укажем линию горизонта, видимую зрителю, то есть часть видимого неба. Истинная линия горизонта - это где вы указываете это, но дым от пожаров скрывает небо назад.

Композиция картины очень динамична. В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, она движется в направлении переднего плана картины и вправо. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа. Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться. И вот, опережая толпу, из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой. На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам. Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует – она ободряет и возглавляет восставших.

Художник использует дым в качестве экрана, чтобы не представлять детали города и впадать. пейзаж пейзаж. Без дыма линия горизонта была бы намного ниже, и взгляд мог быть привлечен деталями архитектуры. Искренне ваш, Эжен Делакруа. Несчастные и буржуазны считались автопортретом Делакруа, из простой семьи. Конструкция - пирамидальная, поднимающаяся с передних тел до флага, красный свет которого находится посреди теплого общего тона. Работа выставлена ​​на Салоне. Картина - это живопись действительности и аллегории, живопись истории и имидж действительности.

При работе над картиной в мировоззрении Делакруа столкнулись два противоположных начала – вдохновение, внушенное действительностью, а с другой стороны, уже давно укоренившееся в его сознании недоверие к этой действительности. Недоверие к тому, что жизнь может быть прекрасна сама по себе, что человеческие образы и чисто живописные средства могут передать во всей полноте замысел картины. Это недоверие и продиктовало Делакруа символическую фигуру Свободы и некоторые другие аллегорические уточнения.

Художник переносит всё событие в мир аллегории, отражаем идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: "Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс – это бог") в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной.

Аллегорическая Свобода полна жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы – силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр.

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все величие его картины не может заслонить того впечатления, которое вначале оказывается лишь еле заметным. Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа, и от более поздних ценителей и критиков. Даже 25 лет спустя, когда публика уже привыкла к натурализму Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед "Свободой на баррикадах", забывая о всякой сдержанности выражений: "Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна. Нам нечего делать с этой постыдной мегерой!"

Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине? Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп, который старался представить свой приход к власти чуть ли не единственным содержанием революции. Многие художники, взявшиеся именно за такой подход к теме, устремились по пути наименьшего сопротивления. Революция, как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует. Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года, и "три славных дня" предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного. К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена "Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа" или полотно О. Берне "Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль".

Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной и исключительной, как это может показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны. В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем – представители вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов. И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается уже в них, в фигуре Свободы достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка. А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка – маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.

Картиной "Свобода на баррикадах" заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину и приложил много усилий, чтобы она попала в Лувр. Однако после захвата власти "буржуазной монархией" экспозиция этого полотна была запрещена. Только в 1848 году Делакруа смог еще один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после поражения революции она надолго попала в запасник. Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно привыкли видеть в этой картине "Марсельезу французской живописи".

В 1999 году «Свобода» совершила перелёт на борту Эйрбас Белуга из Парижа на выставку в Токио через Бахрейн и Калькутту за 20 часов. Размеры полотна - 2,99 м в высоту на 3,62 м в длину - были слишком велики для Боинга 747. Транспортировка осуществлялась в вертикальном положении в изотермической барокамере, защищённой от вибрации.

7 февраля 2013 года посетительница музея Louvre-Lens, где выставлялась «Свобода», исписала нижнюю часть полотна маркером, после чего была задержана. 8 февраля реставраторы восстановили картину, потратив на это меньше двух часов.

Список литературы.

1. Делакруа, Фердинанд-Виктор-Эжен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Дата обращения: 14.12.2015

2. "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г . Дата обращения: 14.12.2015

3. Право и история художественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / [В.Г. Вишневский и др.]; под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431с. – (Серия «Cogito ergo sum»). Дата обращения: 14.12.2015

Эжен Делакруа

Илл. Эжена Делакруа «Свобода ведущая народ»

325x260 cm.
Лувр.

Сюжет картины «Свобода на баррикадах», выставленной в Салоне в 1831 году, обращен к событиям буржуазной революции 1830 года. Художник создал своего рода аллегорию союза между буржуазией, представленной на картине молодым человеком в цилиндре, и народом, который его окружает. Правда, ко времени создания картины союз народа с буржуазией уже распался, и она долгие годы была спрятана от зрителя. Картина была куплена (заказана) Луи-Филиппом, финансировавшим революцию, но классическое пирамидальное композиционное построение этого полотна подчеркивает его романтическую революционную символику, а энергичные синие и красные мазки делают сюжет взволнованно-динамичным. Четким силуэтом на фоне светлого неба возвышается олицетворяющая Свободу молодая женщина во фригийском колпаке; грудь ее обнажена. Высоко над головой она держит французский национальный флаг. Взгляд героини полотна устремлен на человека в цилиндре с винтовкой, олицетворяющего буржуазию; справа от нее размахивающий пистолетами мальчишка, Гаврош, – народный герой парижских улиц.

Картина была подарена Лувру Карлосом Бейстеги в 1942 году; в коллекцию Лувра включена в 1953.

Марфа Всеволодовна Замкова.
http://www.bibliotekar.ru/muzeumLuvr/46.htm

«Я выбрал современный сюжет, сцену на баррикадах. .. Если я и не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, должен прославить эту свободу», – сообщал Делакруа своему брату, имея в виду картину «Свобода, ведущая народ» (у нас она известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Заключенный в ней призыв к борьбе против тирании был услышан и с восторгом принят современниками.
По трупам павших революционеров шагает босая, с обнаженной грудью, Свобода, зовущая за собой восставших. В поднятой руке она держит трехцветный республиканский флаг, и его цвета - красный, белый и синий - эхом звучат по всему полотну. В своем шедевре Делакруа соединил, казалось несоединимое – протокольный реализм репортажа с возвышенной тканью поэтической аллегории. Небольшому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание. Центральный персонаж полотна - Свобода, соединившая величавую осанку Афродиты Милосской с те¬ми чертами, которыми наделил Свободу Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быстрая, с широким шагом».

Воодушевленный успехами революции 1830 г., Делакруа приступил к работе над картиной 20 сентября, чтобы прославить Революцию. В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне. Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые также упрекали художника за то, что он показал только "чернь" в этом героическом действии. На салоне, в 1831 года министерство внутренних дел Франции покупает "Свободу" для Люксембургского музея. Через 2 года "Свободу", сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 – Вторая империя. Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи "Свободу" снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. И через 11 лет "Свобода" снова выставляется в Лувре.

Сам Делакруа не принимал участия в «трех славных днях», наблюдая за происходящим из окон своей мастерской, но после падения монархии Бурбонов решил увековечить образ Революции.