Open
Close

Перекат мяча по рукам в художественной гимнастике. Методика обучения ловле мяча в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки

Упражнения с предметами (мячами, обручами, скакалками, лен­тами, шарфами, булавами, вымпелами) характерны для занятий художественной гимнастикой.


Примерные упражнения с мячом (малым, средним, большим):

1. Броски мяча вверх, ловля одной и двумя руками; то же по­очередно.

2. Броски мяча вверх, ловля после удара о пол одной и двумя руками; то же в сочетании с ходьбой, бегом, приседом, приставны­ми, переменными шагами, шагом галопа вперед, назад.

3. Броски мяча по дуге кверху и книзу в лицевой плоскости, ловля другой рукой; то же в сочетании с выпадами вправо и влево, бегом, шагом галопа вправо, влево, шагом вальса влево и вправо.

4. Удары мяча о пол одной и двумя руками на различную вы­соту; то же в сочетании с ходьбой, бегом, шагом польки вперед, шагом галопа вперед, в сторону. .

5. Перекаты мяча по различным частям тела: руке, рукам, кис­ти, спине, ноге и т. д.; то же в сочетании с танцевальными шагами, несложными поворотами, равновесиями.

6. Круги мячом в различных плоскостях в сочетании с прыжка­ми, равновесиями, поворотами.

Примерные упражнения с обручем:

1. Махи обручем по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях; то же в сочетании с пружинными дви­жениями ногами; с приставными и переменными шагами; с шагом польки вперед, назад; с шагом вальса вперед, в сторону, назад; то же с поворотом на 360° (переступанием скрестно, в полуприседе).

2. Повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной и двумя руками; то же на полу из различных и. п.

3. Вращение обруча в лицевой плоскости влево и вправо; то же с передачей обруча в другую руку и продолжением вращения; то же с передачей обруча за спиной в другую руку и продолжением вращения; то же, вращая поочередно правой и левой рукой из раз­личных и. п., с передачей тяжести тела с одной ноги на другую; в сочетании с шагом польки вперед, назад, с шагом галопа вперед, назад, в сторону; с шагом вальса вперед, назад.

4. Вращение обруча в боковой плоскости вперед, назад; то же с передачей за спиной в другую руку, продолжая вращение, из раз­личных и. п., в наклоне назад, в равновесии, с шагом польки впе­рёд, назад, с шагом вальса вперед, назад.

5. Броски обруча одной рукой за спиной вертикально и гори­зонтально малым кругом кистью, средним кругом через плечо (од­ноименное, разноименное), ловля одной или двумя руками.

6. Прыжки в обруч и из него, качая обруч вперед и назад, вле­во и вправо одной и двумя руками; то же с перехватом из одной ру­ки в другую; то же с поворотом кругом.

7. Прыжок в обруч, накидывая его одной и двумя руками на себя.

8. Перекат обруча вперед, догнать его; то же с последующим прыжком в обруч; то же с поворотом на 360°.

Примерные упражнения со скакалкой:


1. Прыжки толчком одной на другую, вращая скакалку вперед, назад; то же с поворотом на 90°.

2. Прыжок толчком двумя с промежуточным прыжком, свобод­ную ногу вперед, в сторону или назад, вращая скакалку вперед, на­зад, в сторону.

3. Прыжки толчком двумя, вращая скакалку вперед, назад, в сторону.

4. Прыжки с одной ноги на другую с поворотом на 90, 180°, вра­щая скакалку вперед, назад.

5. Прыжок-скачок, вращая скакалку вперед.

6. Бег с прыжками через скакалку, вращая ее вперед, назад, в сторону.

7. Несколько прыжков с одной ноги на другую, вращая скакал­ку назад петлей.

8. Прыжки на двух, чередуя вращение скакалки вперед или на­зад и вращение скакалки вперед петлей и назад петлей.

9. Круги скакалкой в боковой плоскости с последующим прыж­ком на двух, вращая ее вперед или назад.

10. Сочетание переводов с прыжками через скакалку, махами,
поворотами.

Примерные упражнения с лентой:

1. Махи в различных плоскостях.

2. Круги в различных плоскостях.

3. Различные сочетания махов и кругов из разных и. п.; то же в сочетании с танцевальными шагами, прыжками, поворотами; то же с передачей из одной руки в другую, не прекращая движения.

4. Змейки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по по­лу и по воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

5. Спирали вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

6. Восьмерки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п.

7. Сочетание перечисленных элементов с бегом, несложными равновесиями, наклонами, поворотами, прыжками.

Примерные упражнения с шарфом:

1. Махи шарфом вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз в различных плоскостях и из различных и. п.

2. Круги шарфом в лицевой, боковой и горизонтальной плоско­стях и из различных и. п.; то же с перехватом в другую руку перед телом, над головой, под ногой и т. д.

3. Горизонтальная восьмерка шарфом в различных плоскостях и из различных и. п.

4. Броски шарфа над головой, перед телом, за телом.

5. Махи, круги, восьмерки шарфом, броски его в сочетании с бегом, танцевальными шагами, несложными равновесиями, накло­нами, поворотами, прыжками.



Примерные упражнения с вымпелами: 1. Махи одной и двумя руками в различных плоскостях и из различных и. п.

386 t


2. Круги большие, малые, средние одной и двумя руками, одно­временные, последовательные, поочередные в различных плоско­стях и из различных и. п.; то же в сочетании с бегом, приставными и переменными шагами, шагом польки, шагом галопа, шагом валь­са вперед.

3. Малые круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в различ­ных плоскостях и из различных и. п.

4. Средние круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в раз­личных плоскостях и из различных и. п.; то же в сочетании с при­ставными и переменными шагами; шагом вальса в сторону (впра­во, влево), со скрестными поворотами на 360°.

5. Различные сочетания больших, малых, средних кругов.

6. Мельница «двухтактная», «трехтактная».

Перекаты мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол. Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно

только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома.

Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз, перекатить обратно на ладони.

2. И. п. - о. с, руки вперед ладонями вниз, мяч на тыль ной стороне ладоней. Припод нимая и опуская руки, прока тывать мяч по рукам на грудь и обратно на ладони

3. То же, перекатывая мяч на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти (на беге назад).

4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой ладони.

а) Слегка поднимая правую руку, перекатить мяч на грудь. б) Левой рукой задержать мяч на груди, положив ладонь на мяч сверху. в-г) Повернув левую кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку в и. п. Повторить перекат на левой руке.

5. И. п.-руки в стороны, мяч на правой ладони.

1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь.

2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой.

Программное упражнение. 6. П п. -о. е., правая рука в сторону, мяч на ладони. 1. Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п., левая рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.

Выкруты мяча. Направление выкрута бывает внутрь и наружу. Движение совершается в вертикальной или горизонтальной плоскости.

Выкрз’т в вертикальной плоскости внутрь. 1. И. п.- правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони (рис. 73). Слегка приподнимая руку с мячом, повернуть

кисть на 360° внутрь ладонью вверх. В конце движения руку слегка опустить.

Выкрут в вертикальной плоскости наружу выполняется после окончания выкрута внутрь.

2. И п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони. 1-2. Вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Вертикальный выкрут наружу. 5-6. Перебросить мяч из правой руки в левую. 7-8. К п. для выполнения упражнения левой рукой.-

3. И п. -то же. 1-2. Шаг левой вперед, приставить правую в полуприсед, вертикальный выкрут мяча внутрь. 3-4. Шаг левой назад, приставить правую в полуприсед. Вер шкальный выкрут мяча наружу. 5-6. Перебросить мяч в левую руку. 7-8. И п.

Выкрут в горизонтальной плоскости внутрь и наружу. 4. И. п. -о. с, правая рука в сторону ладонью вверх, мяч на ладони. Сгибая руку в локтевом суставе, предплечьем и кистью вместе с мячом описать дугу вперед-внутрь (рис. 74), выпрямляя руку в сторону ладонью вверх. Выкрут наружу выполняется таким же движением руки в обратном направлении.

Выкрут внутрь можно заканчивать небольшим броском мяча вверх. Для этого следует слегка опустить руку, а затем небольшим махом бросить мяч вверх, быстро повернув кисть наружу, и поймать его на ладонь снизу.

Горизонтальные выкруты выполняют плавно и слитно, сочетая с полуприседами и небольшими наклонами туловища

Зачетная комбинация с мячом Вальс. Построение в колонну по три в шахматном порядке. И. п. - о. с, руки в стороны, мяч на правой ладони.

вперед, а также с шагами, бегом, танцевальными шагами.


Перекаты являются характерными упражнениями с мячом и бывают очень разными по трудности исполнения. Самые простые варианты - перекаты мяча по полу. Покатить мяч можно одной или двумя руками, ногой т. д. Мяч должен катиться ровно, без остановки и подпрыгиваний. Способы ловли мяча различны: на ладони (ладонь), на тыльные стороны кистей (кисти), обратным хватом, хватом сбоку или сверху. При этом преподаватель должен следить, чтобы ловля получалась без остановки и со слитным переходом к последующему движению.

Более сложным является перекатывание мяча между рук, кистью по другой руке и руками по другим частям тела. Эти перекаты подготавливают занимающихся к выполнению перекатов по различным частям своего тела приучают их чувствовать нужный тонус мышц и следить за точностью движения мяча.

Перекаты по какой-то части тела, наиболее сложные варианты перекатов, требуют от гимнастки умения активно сопровождать движения мяча. Слитность переката зависит здесь от последовательности и плавности сгибания и разгибания позвоночника, от слитности и непрерывности протекания импульса движения по рукам. Эти перекаты следует закончить ловлей мяча, уронить его на пол и поймать после отбивания или бросить вверх в конце переката.

Примерные упражнения

1. Полуприсед на правой ноге, левую сзади на носок,! мяч справа на полу: перекат мяча вперед (влево), бег за ним, поймать двумя или одной рукой (пальцы положить между полом и мячом) на ладони, на тыльные стороны кистей, обратным хватом и т. д. То же, но бег вокруг мяча до ловли. То же, но прыжок через мяч.

2. Сед, согнув ноги, мяч справа на полу, правую руку 1 на мяч (подальше от туловища гимнастки): перекат мяча за спиной влево, остановить левой рукой. То же, но с поворотом кругом, опираясь на руки.

3. Стойка на левом колене, мяч справа на полу: вращение мяча на полу, встать на правую ногу и с поворотом кругом в и. п.

4. Мяч вперед между кистями, локти слегка согнуты: вращение мяча от себя кверху и обратно в и. п. То же, но вращать мяч к себе. То же, приседая и вставая на носки.

5. Мяч вперед между ладонями, руки скрестно, правую сверху: с приставным шагом вправо катить мяч между кистями вправо, левую руку сверху. То же, в другую сторону. То же, на танцевальных шагах.

6. Мяч вперед между ладонями, правую сверху: шагом назад покатить мяч правой кистью по левой руке и обратно в и. п.

7. Круглый полуприсед, мяч на правое плечо: перекат мяча по спине, поймать после удара об пол двумя или одной рукой. То же, но поймать снизу за спиной.

8. Левую руку в сторону, прогнуться, мяч у правого плеча: перекат мяча через грудь и левую руку на ладонь. То же, на выпаде.

9. Мяч в правой руке: небольшим броском мяч на тыльную сторону кисти и перекатить по руке и через плечо, поворот кругом, поймать мяч после удара об пол. То же, но поймать левой рукой за спиной.

10. Обратным хватом правой рукой мяч вперед: перекат мяча по кисти влево (поворот рук вправо), поймать на ладонь. То же, в обратном направлении. То же, справа и слева - поворот руки назад и вперед.

На нашем сайте также есть и примеры других упражнений с мячом:

Презентация на тему: «Художественная гимнастика: упражнения с мячом» . Выполнила студентка 2 «Б» группы, Довжик Дарья.

Художественная гимнастика - вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента).

Из истории художественной гимнастики. Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20 -30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии «Темас» Александры Семеновой. Найпак (1927 г.) и многих других. В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. 1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр.

Правила соревнований. Гимнастки выполняют упражнения со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой на ковре размером 13 x 13 метров под музыкальное сопровождение, время которого не должно превышать полторы минуты. Во время упражнения гимнастка обязана двигаться в такт музыке и не выходить за пределы ковра. Существует два вида упражнений – индивидуальные (личные) и групповые. В индивидуальном многоборье на международном уровне гимнастка выступает на ковре одна по четырём видам программы из пяти существующих. Поэтому каждые два года один предмет выпадает из списка программы. В групповых упражнениях на ковре выступают пять гимнасток одновременно и одна гимнастка является запасной. Обычно по олимпийской программе нужно выполнить два упражнения. В групповом упражнении гимнастки обязаны выполнять не только технические элементы, как в индивидуальном многоборье, но и переброски предметов, а также элементы сложной акробатики. Поэтому упражнение смотрится очень интересным и динамичным.

Упражнения с предметами составляют основное содержание соревновательных программ по художественной гимнастике. Применяемые в художественной гимнастике предметы отличаются по форме структуре и размерам: Скакалка - это пеньковая веревка удобной для гимнастки длины с поперечным диаметром 0, 5– 1, 0 см с узелками на концах или без них. Цвет по выбору, но должен быть видимым. Обруч - это предмет в форме круга, внутренним диаметром 80– 90 см, толщиной (поперечным диаметром) 0, 8– 1, 5 см, весом минимум 300 грамм, сделанный из пластмассы. Цвет по выбору. Мяч - это резиновый шар, диаметром 18– 20 см, весом минимум 400 грамм. Цвет по выбору. Лента - это конструкция из палочки-трости длиной 50– 60 см, диаметром 1 см, подвижного крепления - карабинчика и полоски ткани длиной 6 м + подгиб 1 м и шириной 4– 6 см, весом минимум 35 грамм (без палочки). Цвет по выбору. Булавы - это два предмета, состоящие из бочкообразного тела, сужающейся шейки и шарообразной головки. Диаметр головки до 3 см, длина булавы 40– 50 см, вес каждой булавы минимум 150 грамм. Цвет по выбору.

Система оценок Выступление гимнасток оценивают три бригады судей: Трудность (D) оценивают две подгруппы судей - D 1 (2 судьи, оценивают технику исполнения) и D 2 (2 судьи, оценивают технику работы с предметом). При подсчёте оценки учитывается среднее арифметическое бригад D 1 и D 2: (D 1+D 2)/2. Артистизм и хореографию (А) оценивают 4 судьи; Исполнение (Е) оценивают 4 судьи. Они применяют сбавки за ошибки; На любых соревнованиях обязательно работает судьякоординатор, следящий за формальной стороной выступления (например, количество предметов на площадке, выходы за площадку и т. д.). Итоговая оценка подсчитывается по формуле: Оценка = (D 1+D 2)/2+A+E

МТО на примере упражнения «Перекат мяча по предплечью и груди с последующим сбрасыванием на пол» Для упражнений с мячом используется резиновый мяч средней величины (диаметр 15- 20 см). Броски, отбивы и перекаты мяча могут выполняться одной гимнасткой и двумя (переброски и перекаты -с партнером). В исходных положениях мяч может лежать на ладони (рис. 68), можно поддерживать его пальцами с боков, и тогда ладони не касаются мяча, и, наконец, он может лежать на тыльной стороне кисти. В последнем случае пальцы предельно вытянуты. Руки при бросках и ловле мяча следует освободить от излишнего напряжения. Бросок выполнять с предварительным замахом. Ловлю мяча, особенно после высоких бросков, необходимо амортизировать, продолжив движение руки вниз. В противном случае мяч будет отскакивать от ладони. Захватывать мяч пальцами нельзя. Броски и ловля мяча обеими руками. В качестве подготовительного упражнения сначала следует освоить без мяча предварительные и сопровождающие движения руками. 1. И. п. - руки в стороны. Раскачивание руками дугами к низу-вверх и дугами книзу – в стороны, слегка пружиня ногами.

Техника выполнения. Перекат мяча по руке, с руки на грудь или из одной руки через грудь в другую, по спине должен быть ровным и плавным. Добиться этого можно только многократными повторениями этих упражнений на уроке и дома. Подводящие упражнения: 1. И. п. -о. с, руки вперед, мяч на ладонях. Поднимая руки вперед-вверх, перекатить мяч на грудь, прогнуться, затем, опуская руки вперед-вниз, перекатить обратно на ладони. 2. И. п. - о. с, руки вперед ладонями вниз, мяч на тыльной стороне ладоней. Приподнимая и опуская руки, прокатывать мяч по рукам на грудь и обратно на ладони (рис. 72). 3. То же, перекатывая мяч на грудь (на легком беге вперед) и обратно на кисти (на беге назад). 4. И. п. - руки вперед ладонями кверху, мяч на правой ладони. 1. Слегка поднимая правую руку, перекатить мяч на грудь. 2. Левой рукой задержать мяч на груди, положив ладонь на мяч сверху. 3- 4. Повернув левую кисть наружу, принять мяч на ладонь, выпрямляя руку в и. п. Повторить перекат на левой руке. 5. И. п. -руки в стороны, мяч на правой ладони. 1. Слегка поднимая руку, перекатить мяч на грудь. 2. Сгибая левую руку, задержать мяч на груди. То же левой рукой. Программное упражнение. 6. П п. -о. е. , правая рука в сторону, мяч на ладони. 1. Небольшой выпад левой влево, слегка приподнимая правую руку, покатить мяч по руке на грудь. 2. Слегка наклоняясь влево, уронить мяч с левого плеча на пол. 3. Поймать мяч левой рукой снизу после отскока его от пола. 4. Приставляя правую, принять и. п. , левая рука с мячом в сторону. Во время переката мяча с руки на грудь туловище слегка отклонить назад и, прогибаясь в груди, повернуть голову налево.

Вывод. В художественной гимнастике упражнения с мячом считаются, одними из основных и самых главных. Они развивают гибкость и ловкость у спортсменок, что очень важно. Обычно хорошими данными для художественной гимнастики считается врождённая гибкость, растяжка, высокий толчёк, стройная фигура, хорошая координация движений. Но даже если гимнастка не обладает всеми этими качествами, почти всего можно добиться путём тяжёлых тренировок, находясь в руках у хорошего тренера.

Транскрипт

1 Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва Пушкинского района Санкт-Петербурга МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ МЯЧА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Выполнила: тренер-преподаватель по художественной гимнастике Иванова Л.А. Санкт Петербург 2012

2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 Состояние изучаемого вопроса по данным специальной литературы 4 Глава 2 Цель, задачи, методы исследования Цель исследования Задачи исследования Методы исследования Теоретический анализ Педагогическое наблюдение Педагогический эксперимент 8 Глава 3 Методика обучения ловле мяча 10 Глава 4 Результаты исследования Результаты педагогического наблюдения Результаты педагогического эксперимента 15 ВЫВОДЫ 16 Список литературы 18

3 Введение Упражнения с предметами являются важным компонентом технической подготовки в художественной гимнастике. Достаточно заметить, что начинающие гимнастки уже с 6-7 лет должны выполнять два упражнения, одно из которых с предметом. В целом в классификационной программе, начиная с первого юношеского разряда и включая кандидатов в мастера спорта, 80% всех упражнений составляют композиции с предметами, а гимнастки, выступающие по программе мастеров спорта выполняют все пять упражнений с предметами. Развитие художественной гимнастики ставит перед спортсменками все более сложные задачи по созданию не только технически виртуозных, но эмоциональных, ярких, внутренне содержательных, музыкально-убедительных композиций с предметами (Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А.,1989). Усложнение соревновательной программы повлекло к «омоложению» представительниц художественной гимнастики. Это привело к тому, что элементы повышенной трудности должны выполнять не только мастера, но и юные гимнастки, выступающие по программе первого разряда. Все это требует совершенствования методики обучения и повышения эффективности всего учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной специализации, так как именно здесь закладываются основы для подготовки высококвалифицированных спортсменок (Ключникова А.Н.,1992; Гулбани Р.Ш.,1986).

4 Глава 1. Состояние изучаемого вопроса по данным специальной литературы Анализом выступлений гимнасток на соревнованиях различного ранга проведенным рядом исследователей (Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А.,1983; Ключникова А. Н.,1992; Коновалова Л.А.1993 и др.) и в настоящей работе, доказано низкое качество исполнения бросковых элементов, обусловленное наличием ошибок технического характера. Проведенные наблюдения показали, что при выполнении упражнений с предметами наиболее серьезной является потеря мяча. Это объясняется тем, что во-первых, ловля мяча, согласно правилам соревнований, должна осуществляться одной рукой (ловля мяча двумя руками понижает группу трудности), во-вторых, размер, форма и фактура предмета требует от гимнастки более точных двигательных ощущений и создает большую вероятность выхода мяча за пределы площадки. Традиционная методика обучения предусматривает постепенное (путем многократных проб и ошибок, перестроек движений) подведение занимающихся к заданному результату, который при этом формулируется, особенно в начале обучения, в самом общем плане, без рассмотрения параметров будущего действия (Евсеев С.П.,1991). Так Матвеев Л.П.(1976) и Новиков А.Д.(1976) предлагают начинать обучение двигательному действию с создания общего представления о рациональных способах его выполнения и установки на освоение того или иного способа. Первоначально объяснения техники не должны быть пространными - только о самых главных моментах, в общих чертах. Детальная информация на этом этапе обычно не достигает цели: обучающиеся не в состоянии ее усвоить. Представление о новом двигательном действии может быть полным лишь тогда, когда ознакомление с ним включает реальное «прочувствование» движений. Чтобы облегчить первые попытки выполнить сложное действие, его упрощают путем расчленения или выделения отдельных звеньев, используют

5 вспомогательные снаряды для направленного прочувствования, а также оказывают физическую помощь. Если пробные попытки оказываются удачными, то на этом, по сути, и завершается первый этап обучения. Первые попытки выполнения действия имеют важное дидактическое значение даже в тех случаях, когда они не удаются. И в этих случаях они помогают обучаемому реально оценить свои возможности, а преподавателю дают информацию, позволяющую уточнить предстоящий объем учебной работы, индивидуализировать методику и дальнейшие пути обучения. «Теория поэтапного формирования действий и понятий», предложенная П.Я. Гальпериным (1965) дает принципиальное доказательство возможности освоения двигательных действий с заданным результатом, то есть овладение им без проб и ошибок. Согласно данной теории каждое действие представляет собой единство трех частей: ориентировочной, исполнительной, контрольно-корректировочной. Ориентировочная часть выполняет функции программы действия, на основе которой осуществляется исполнительная часть; параллельно с исполнением осуществляется контроль: результаты действия сопоставляются с заданием программы и оценивается продвижение к цели. Если обнаруживается рассогласование между ориентировочной и исполнительной частями действия, то в последнюю вносят коррективы, если эти части действия согласованы, но продвижение к цели не удовлетворительно, то корректируется ориентировочная часть действия. Обучение наиболее эффективно, если учитель управляет формированием ориентировочной части, основы действия. Непосредственное овладение двигательным действием начинается с формирования знания о сущности двигательной задачи и пути ее решения. Учитель должен обратить внимание ученика именно на те элементы изучаемого действия, от которых зависит успешность его выполнения. Объекты, требующие концентрации внимания при исполнении действия,

6 называют «основными опорными точками ООТ», а их совокупность, составляющую программу действия, называют «ориентировочной основой действия ООД». Основной задачей тренировочного процесса в художественной гимнастике является техническая подготовка гимнасток, особенно в упражнениях с предметами. Наиболее сложным при этом являются бросковые элемнты. При их выполнении гимнастки допускают наибольшее количество ошибок, при чем наиболее серьезные ошибки гимнастки совершают в упражнениях с мячом. Кроме того, технический арсенал художественной гимнастики неограничен и постоянно обновляется. В связи с этим овладение новыми движениями в кратчайшие сроки представляется принципиальным и важным. Поэтому «теория поэтапного формирования действий и понятий» П.Я.Гальперина (1965) является наиболее подходящей основой для разработки методики обучения ловле мяча, так как сокращает сроки обучения и позволяет минимизировать ошибки.

7 Глава 2. Цель, задачи, методы исследования Цель исследования: разработать систему подводящих упражнений, направленных на формирование двигательных представлений по основным опорным точкам ловли мяча, с целью повышения эффективности обучения данному элементу Задачи. 1. Изучить особенности техники ловли предмета и наиболее перспективные подходы к обучению данному элементу. 2. Выявить наиболее распространенные способы ловли мяча, степень трудности их выполнения и особенности обучения. 3. Выявить уровень владения ловлей мяча гимнастками первого разряда. 4. Разработать систему подводящих упражнений для обучения ловле мяча и экспериментально проверить ее эффективность Методы исследования. 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2. Педагогическое наблюдение. 3. Педагогический эксперимент Теоретический анализ и обобщение литературных источников проводился с целью выявления значения бросков и ловли предметов в упражнениях художественной гимнастики, изучения особенностей техники ловли мяча и наиболее перспективных подходов к обучению данному элементу. Анализируя литературу по теории и методике физического воспитания, были рассмотрены современные подходы к обучению двигательным действиям. Всего было проанализировано 32 литературных источника Педагогическое наблюдение проводилось для выявления предмета, при выполнении бросков и ловли которого гимнастки допускают наибольшее количество ошибок (протокол наблюдения см. приложение 2). Наблюдение

8 проходило на соревнованиях «Первенство Санкт-Петербурга среди девушек» за гимнастками, выступающими по программе первого взрослого разряда. Всего было просмотрено 150 композиций (30 гимнасток). Для анализа потерь предметов были отобраны 12 гимнасток с наибольшим количеством потерь Педагогический эксперимент был проведен с целью проверки эффективности разработанной системы подводящих и специальноподготовительных упражнений. Для его проведения были организованы контрольная и экспериментальная группы гимнасток по 8 человек в каждой (возраст 7-8лет).В контрольной группе обучение ловле мяча проходило по традиционной методике, преимущественно с использованием целостного метода обучения. В экспериментальной группе обучение происходило на основе разработанной методики. Перед экспериментом была проверена однородность групп по следующим показателям: уровень развития координационных способностей (тест Фирилевой Ж.Е.,1981), уровень сформированности умений владения элементами со скакалкой (вращение, прыжки через скакалку), успеваемость в школе. Гимнастки контрольной и экспериментальной группы одинаково не владели ловлей мяча. Программа обучения была разработана на основе положения теории П.Я.Гальперина о «поэтапном формировании действий и понятий». Согласно данной теории была сформирована ориентировочная основа действия (ООД) ловли, выделены основные опорные точки (ООТ). С целью формирования представления по этим ООТ и были подобраны подводящие и специальноподготовительные упражнения. Педагогический эксперимент проводился в естественных тренировочных условиях. Выполнение заданий программы осуществлялось в основной части урока в течение минут. Эксперимент длился один месяц, режим занятий - три тренировки в неделю. В контрольной группе обучение проходило в таком же режиме.

9 После проведения эксперимента оценивалось качество исполнения следующих упражнений с мячом: ловля мяча после ката по полу, передача мяча вокруг туловища, бросок и ловля мяча одной рукой. Оценивание производилось с помощью метода экспертной оценки. статистики. Все данные обрабатывались с помощью методов математической Коэффициент вариации: SX V = 100% ; X где SX - среднее квадратическое отклонение, Х -среднее арифметическое. (Xi -X) SX = ; n-1 где n - объем выборки. Ошибка среднего арифметического: SX= (Хi-Х) n (n-1) Т - критерий Уайта использовался для проверки нулевой гипотезы при сравнении выборок с попарно не связанными вариантами.

10 Глава 3. Методика обучения ловле мяча. Данная методика разработана на основе положения П.Я.Гальперина(1965) о «поэтапном формировании действий и понятий» и позиций теории обучения двигательным действиям М.М.Богена(1985). В соответствии с фазами ловли предмета, выделенными Т.С.Лисицкой(1982), были описаны основные опорные точки (ООТ) ловли мяча. В некоторых случаях двум фазам соответствовала одна ООТ, например, во второй и третьей фазах. Предлагаемая методика ориентирована на минимизацию ошибок в процессе обучения и предусматривает выполнение подводящих упражнений, подобранных для каждой ООТ, что способствует созданию представлений и ощущений у гимнасток по выделенным ООТ. Овладение новым двигательным действием возможно, когда у обучаемого сформированы представления по всем ООТ. Двигательные представления формируются по мере накопления двигательного опыта, поэтому чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия. Например ООТ, включающая перекат мяча с пальцев на ладонь, при методически правильном обучении упражнениям с мячом, должна уже присутствовать в двигательном опыте гимнасток. Поэтому перекаты и передачи мяча включаются в методику с целью возобновления ощущений по данной ООТ. ООТ, включающая сопровождение мяча рукой с целью уменьшения его скорости падения, отстствует в двигательном опыте гимнасток, поэтому основные усилия в процессе обучения направлены на формирование представлений и ощущений по данной ООТ. Опускание мяча в специальной сеточке, предлагаемое в данной методике, является одним из способов замедления скорости падения мяча и позволяет гимнасткам прочувствовать и сконцентрировать внимание на положении руки, тела и ног в данной фазе.

11 Таблица 1 Схема процесса формирования ориентировочной основы действия ловли мяча Фазы ООТ Возможные ошибки 1.Фаза ориентации 2.Фаза выравниван ия скоростей. 3.Фаза первичного захвата предмета. 4.Фазааморт изации. Гимнастка продолжает следить за мячом, который начинает падение, оценивает его скорость (в зависимости от высоты самого броска) и принимает позу готовности к ловле: гимнастка, стоя на полупальцах, тянет руку по направлению к мячу (ООТ-1). Гимнастка начинает опускать руку со скоростью падения мяча, тем самым сопровождая его (ООТ-2). Гимнастка осуществляет касание мяча пальца-ми и дальнейший его перекат на ладонь с одновременным опусканием руки и сгибанием коленных суставов (ООТ-3). При правильном объяснении ошибки не проявляются. Невыполнение гимнасткой данной фазы, что ведет к возникновению ошибок, присущих фазам первичного захвата и амортизации. Отскок мяча от пальцев. Хлопок мяча при ловле (т.е. ловля мяча на ладонь, без переката через пальцы). Скатывание и падение мяча с ладони. Причины ошибок Неумение сопоставить движение руки и скорость падения мяча. Сильное сгибание лучезапястного сустава, разведенные пальцы. Сильное сгибание лучезапястного сустава, разведенные пальцы. Переразгибание руки в лучезапястном суставе или опускание руки с недостаточной скоростью. Частные задачи Создать представление о фазе ориентации. Создать представление о фазе выравнивания скоростей. Восстановитьп редшествующи й опыт ловли мяча при выполнении сходных упражнений. Средства и методические приемы Выполнение броска без ловли. Указать: рука вытягивается к мячу, мяч ловить после отбива. Использовать: показ и объяснение, демонстрация фотоматериалов, т.к. данная фаза субъективно не выделяется (гимнастки ее не ощущают) гимнасток необходимо проинформировать, что для плавного контакта руки с мячом необходимо некоторое время сопровождать рукой мяч со скоростью его падения. Перекаты мяча по полу и ловля его. Упражнение выполнять в парах, уточнить технику ловли, указав, что мяч закатывается на ладонь через пальцы, мяч к предплечью не прижимать. Скатывание мяча по наклонной поверхности (гимнастическая скамейка) с последующей ловлей мяча. Передача мяча одной рукой в парах. Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке.

12 5.Фаза гашения скорости падения предмета. Продолжается сгибание в коленных суставах гимнастка опускается на пятки. Мяч давит на ладонь, рука, слегка согнутая в локтевом суставе, замедляет скорость падения мяча (ООТ-4). Прижимание мяча к предплечью. Прижимание мяча к плечу. Потеря мяча. Недостаточное сгибание руки в локтевом суставе или сильное сгибание лучезапястного сустава. Рука сильно согнута в локтевом суставе. Гимнастка резко замедляет скорость падения мяча. Отведение руки с мячом в сторону, а не вниз Разучить ловлю мяча в облегченных условиях, замедлив его скорость падения Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке (тренер, стоя на гимнастической скамейке, медленно опускает мяч в сеточке, гимнастка, стоя напротив тренера, выполняет ловлю мяча). Акцентировать внимание на всех фазах ловли: подготовка руки, встреча мяча пальцами, ловля мяча с перекатом через пальцы на ладонь с одновременным опусканием руки и пружиной ногами. Указать, что рука плавно опускается вниз, немного сгибается в локте. Ловля воздушного шарика. Использование облегченного предмета обостряет нервномышечное ощущение, способствует более четкому дифференцированию нервно-мышечных усилий и проприоцептивной чувствительности 6.Фаза активного воздействия на предмет Гимнастка осознает уверенность в ловле мяча и имеет возможность изменить его траекторию движения (ООТ- 5). Потеря мяча. Резкое изменение траектории движения мяча. Совершенство вать умение удерживать мяч при выполнении фигурных движений Выполнение махов, кругов, выкрутов в усложненных условиях (в сочетании с упражнениями без предмета, с отключением зрительного анализатора). После того как у гимнасток сформировались двигательное, логическое и зрительное представления можно предложить им выполнить ловлю мяча после броска, тем самым завершив первый этап обучения. При этом могут проявиться вышеупомянутые ошибки, тогда определив их причину можно вернуться к предложенной схеме обучения и повторить отдельные упражнения.

13 Учебный план-график. занятия Упражнения Выполнение броска без ловли. Объяснение, показ и демонстрация фотоматериалов для создания представления о фазе выравнивания скоростей. Перекаты мяча по полу и его ловля. Скатывание мяча по наклонной поверхности с последующей ловлей мяча. Передача мяча одной рукой в парах. Ловля мяча, спускаемого в специальной сеточке. Ловля воздушного шарика. Выполнение махов, кругов, выкрутов в сочетании с упражнениями без предмета Выполнение махов,кругов, выкрутов с отключением зрительного анализатора. Выполнение махов,кругов, выкрутов в условиях нарушения вестибулярной устойчивости. Выполнение ловли мяча после броска.

14 Глава 4. Результаты исследования Результаты педагогического наблюдения. В ходе педагогического наблюдения фиксировались потери предметов, совершаемые гимнастками при выполнении композиций и сбавки за эти потери. Результаты наблюдения представлены в таблице 2. Таблица 2. Потери предметов в упражнениях гимнасток первого взрослого разряда и сбавки за допущенные потери. скакалка обруч мяч булавы лента Гимнастки Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость Количество Стоимость потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки потерь сбавки 1 1 0,4 1 0,2 1 0,2 1 0,4 1 0,1 1 0,2 1 0,1 2 0,1 1 0,1 1 0,2 1 0,2 1 0, Всего: 5 0,4 6 1,1 9 2,0 9 0,9 6 1,0 % 14,4 7,4 17,1 20,4 25,7 37,0 25,7 16,7 17,1 18,5 Из таблицы 2 видно, что наиболее часто гимнастки совершают потери при выполнении композиций с мячом и булавами. Потери по данным предметам составили 25,7% от общего количества потерь. На втором месте композиции с обручем и лентой (17,1%). Реже гимнастки теряют скакалку

15 (14,4%). Но по стоимости сбавок за допущенные потери первое место занимают композиции с мячом (37%), на втором месте с обручем (20,4%), затем с лентой (18,5%), с булавами (16,5%) и со скакалкой (7,4%). Высокий процент потерь мяча и сбавок за них можно объяснить тем, что мяч, из-за своей формы, веса, упругости, а также техники ловли в свободный хват одной рукой, является наиболее сложным и трудным предметом художественной гимнастики. Потери совершаемые при выполнении композиций с мячом, могут быть как незначительными (сбавка 0,1,если предмет взят сразу же или после одного шага), так и значительными (сбавка до 0,3, если предмет взят после большого перемещения по площадке). При потере мяча, если гимнастка быстро не среагировала на падение предмета, существует возможность выхода мяча за пределы площадки, а следовательно и гимнастки, за что предусмотрены дополнительные сбавки. Поэтому можно сделать вывод, что при выполнении бросков и ловли мяча гимнастки допускают наибольшее количество ошибок, что доказывает необходимость совершенствования методики обучения ловли данного предмета Результаты педагогического эксперимента. Перед началом эксперимента была проверена однородность контрольной и экспериментальной групп. Таблица 3. Статистические различия гимнасток контрольной и экспериментальной групп по выделенным показателям. Показатели Тф Тст 1. Координация 61,5 2. Владение скакалкой 68, Успеваемость 60,0

16 Из таблицы 3 видно, что Тф больше Тст, при p<0,05 по всем трем показателям, следовательно, статистические различия не достоверны. Отсутствие достоверных различий в группах по данным показателям позволяет считать их однородными. Таблица 4. Результаты оценивания контрольных упражнений с мячом экспериментальной и контрольной групп после эксперимента. Упражнения X Sx Тст Тф с мячом экспериментальна контрольная я группа группа Ловля мяча после правая рука 4,87 0,03 4,80 0,03 55,0 ката по полу левая рука 4,84 0,03 4,78 0,5 Передача мяча вправо 4,91 0,02 4,83 0,04 при 46,0 вокруг туловища влево 4,89 0,02 4,80 0,03 p<0,05 51,0 Броски и правая рука 4,92 0,02 4,83 0,02 48,0 ловля мяча левая рука 4,90 0,02 4,81 0,03 46,0 Из таблицы 4 можно увидеть, что средние оценки контрольной и экспериментальной групп за выполнение ловли мяча после ката по полу и передачи мяча вокруг туловища влево достоверных различий не имеют, так как Тф больше Тст. Из этого можно сделать вывод, что навыком удержания мяча гимнастки обеих групп владеют в равной степени. Средние оценки за выполнение бросков и ловли мяча имеют достоверные различия, так как Тф меньше Тст, что свидетельствует о более высоком уровне владения данным элементом гимнастками экспериментальной группы.

17 Выводы 1.Установлено, что броски и ловля предметов являются фундаментальной группой в упражнениях художественной гимнастики. По мнению специалистов, данные структурные группы являются наиболее распространенными, что обусловлено возможностью их использования со всеми предметами художественной гимнастики. Однако, по данным анкетирования и анализа литературных источников выявлено, что единого подхода к обучению ловле мяча не существует, что свидетельствует о необходимости разработки более эффективных подходов к обучению. 2. По данным анкетирования выявлено, что наиболее распространенными способами ловли мяча являются: ловля в свободный хват (Х=2,75 0,16), ловля ногами (Х=2,25 0,16) и ловля в стопор (Х=2,0 0,18). В меньшей степени используются такие способы ловли, как ловля за спиной (Х=1,63 0,18) и ловля двумя руками (Х=1,25 0,16). 3. Результаты анализа выступлений гимнасток на соревнованиях свидетельствует о низком качестве исполнения бросков и ловли предметов, обусловленное большим количеством потерь (скакалка - 14,4%; обруч - 17,1%; мяч - 25,7%; булавы - 25,7%; лента - 17,1%). Исходя из ошибок, совершаемых при выполнении данных структурных групп, было выявлено, что наивысший процент потерь и сбавок за них, допускается гимнастками в композициях с мячом (25,7% - потери, 37% - сбавки), что свидетельствует о низком уровне владения ловлей мяча. 4. Выявлен невысокий уровень владения ловлей мяча у гимнасток первого разряда (X=4,79 0,02),что доказывает необходимость разработки методики обучения данной структурной группе. 5. Оптимизация обучения ловле мяча возможна на основе использования принципов теории «поэтапного формирования действий и понятий» П.Я.Гальперина. Выделение основных опорных точек ловли мяча позволило

18 подобрать подводящие упражнения, с помощью которых возможно успешно формировать двигательные представления. 6. Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о преобладании экспериментальной группы над контрольной в уровне владения ловлей мяча (левая рука: Тф=48, правая рука: Тф=46, при Тст=49; p<0,05),что доказывает эффективность разработанной методики обучения.

19 Список литературы 1. Аверкович Э.П. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнасток: Автореф. дис. канд. пед. наук.- / ГЦОЛИФК. М., с. 2. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Совершенствование технической подготовленности во владении предметами художественной гимнастики // Гимнастика Вып.1-й.-С Боген М.М. Обучение двигательным действиям.-м.:фис, с. 4. Варакина Т.Т., Кудряшова Л.Н., Маркова Т.П. Упражнения с предметами.- М.:ФиС, с. 5. Гальперин П.Я.О психологической основах программированного обучения // Новые исследования в пед. науках.-м.,1965.-вып.4.-с Гулбани Р.Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям (на примере упражнений с обручем): Автореф.дис.канд. пед. наук / ГЦОЛИФК.-М., с. 7.Евсеев С.П. Императивные тренажеры: Учеб. пособие / ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта.-С-Пб., с. 8. Ключникова А.Н. Создание представлений о бросковых элементах с мячом в художественной гимнастике: Автореф.дис...канд. пед. наук / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта.-С-Пб., с. 9. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под.общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д.Новикова.-М.:ФиС, с. 10. Шулико Н.М. Специально-подготовительные упражнения для овладения юными гимнастками техникой сложных упражнений с мячом:автореф. дис. канд. пед. наук / ГДОИФК им.п.ф.лесгафта.-л., с. 11. Художественная гимнастика: Учебник для ин-тов физ. культуры /Под.ред. Т.С. Лисицкой.-М.:ФиС, с.


Т.А. Марищин развивать способность конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими; выработать умения анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других, а также умение быть независимым,

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Целенаправленное развитие гибкости гимнасток 8-9 лет средствами хореографии»» Т ренер-препо давател ь отделения спортивной гимнастики МБУ ДО ДЮСШ 1 им. С.Т.Шевченко Арнаутова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИРОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по художественной гимнастике для спортивно-оздоровительной

Замес У 1ВЬГЖДАЮ а по спюртивной работе и Леших достижений & ЛО «ОК СШОР» Сотников А.Н. 2018 г. НОРМАТИВ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ ПО ХУДОЖ И ГИМНАСТИКЕ Государственного бюджетного учреждения Липецкой области

Физиологические особенности подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике Фадеева Карина Ергалиевна магистрант Новосибирского государственного педагогического университета. Аннотация: В данной

Задачи урока: План-конспект урока по физической культуре для учащихся 6 класса «Волейбол. Передача мяча двумя руками сверху». 1. Обучение передаче мяча 2-мя руками сверху, закрепить перемещения в стойке

Повышение функциональных возможностей вестибулярного аппарата в баскетболе за счет средств специальной тренировки. Настоящее исследование посвящено вопросам совершенствования процесса спортивной тренировки

УДК 796/799 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПОВЫШЕННОЙ КООРДИНАЦИ- ОННОЙ СЛОЖНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ ГИМНАСТОК 9-10 ЛЕТ Гуртовая Н. В. Научный руководитель: к.п.н., доцент Соболева Наталья Владимировна Эмоционально

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3» План конспект урока по физической культуре в 5 классе Тема: «Передача мяча плеча» Раздел: «Спортивные игры. Баскетбол»

Пояснительная записка Цель программы комплексное эстетическое развитие посредством изучения основ хореографического искусства, а также общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие ребенка, развитие

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ПРЕДСТАРТОВОЙ РАЗМИНКИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОГО КЛАССА Быстрова Инна Валентиновна Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия Аннотация.

УДК 796.412.22 Ю. Е. Куценко, Л. В. Тарасова СРЕДСТВА И АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Актуальность. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта. Каждые

План конспект урока физической культуры 43 для учащихся 7 «А» класса Раздел: Гимнастика Тема: Опорный прыжок, способом «согнув ноги». Задачи урока: 1. Разучить комплекс общеразвивающих упражнений с предметами

План конспект урока по физической культуре в классе Раздел Раздел: Баскетбол Тема урока: Броски мяча в корзину в движении. Тип урока: Совершенствование Цель урока: Закрепление и совершенствование в кольцо

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ДЗЮДОИСТОВ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА На этапе предварительной подготовки у девочек и мальчиков 10 12 лет, занимающихся в ГНП (группах начальной подготовки) 1, 2 года обучения, закладывается

МЕТАНИЕ СПОРТИВНОГО СНАРЯДА 26.05.2014 Порядок проведения испытаний Метание теннисного мяча в цель. Для метания теннисного мяча в цель используется мяч весом 57 г. Метание теннисного мяча в цель производится

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи «Взлёт» Невского района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КИРОВСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по художественной гимнастике для группы спортивного совершенствования

Художественная гимнастика Доска Помощи Эта Доска Помощи Художественной гимнастики в Интернете предназначена для разъяснения сложных параграфов Правил соревнований ФИЖ. Цель ТК ХГ состоит в том, чтобы исключить

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ по предмету «Физическая культура» 9-11 класс Тестирование уровня знаний в области физической культуры и спорта 1. Под техникой двигательного действия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА-2» г.о.троицк ДОКЛАД По методической разработке Бадрудинова Алексея Сергеевича Тема: «Характеристика,

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БИАТЛОНИСТОВ 13 17 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ТРЕНИРОВКИ Воропай М.К., Демко Н.А., канд. пед. наук, доцент, Листопад И.В., канд. пед. наук,

FEDERATION INTERNATIONALE DE GYMNASTIQUE ПРАВИЛА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 2013-2016 ERRATA (НОЯБРЬ 2012) СТРАНИЦА 3 Пункт 1.5.5 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Не разрешается использовать не типичную для

Приложение 5 зачисления в группы на этапе начальной подготовки Развиваемое физическое качество качества Контрольные упражнения (тесты) И.П. - сед, вместе Наклон вперед Фиксация положения 5 счетов И.П.

1.Результаты освоения курса «Атлет» Программа объединения дополнительного образования «Атлет» Цель программы улучшение качества и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. Для достижения

Приложение 2 Требования и нормы по направлению «Физическая культура» по профилю подготовки спортивная тренировка в избранном виде спорта «Теория и методика лыжного спорта» По трем дисциплинам максимальное

Легкая атлетика 1. Круговые движения в шейном суставе(произвольно.) 2. Рывки руками (вверх/вниз):и.п.-правая рука вверху левая внизу, на 1-2 рывки руками на 3-4 смена рук. 3. Круговые движения в плечевом,

Управление образования Администрации города Пскова Муниципальное бюджетное учреждение дополнительо образования «Детский оздоровительно-образовательный спортивный центр «Юность» Принято на заседании Педагогического

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Кировская детско-юношеская спортивная школа» Конспект учебно-тренировочного занятия по художественной гимнастике «Отработка

На правах рукописи Агостини Паломарес Барбара Ракель Обучение бросковым элементам повышенной трудности в художественной гимнастике 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки,

МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОТИВОБОРСТВО В ПАРТЕРЕ Светик К.С. Светик Кирилл Сергеевич магистрант, направление: профессиональное образование

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Города Москвы «Школа 2000» (ГБОУ Школа 2000) «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа 2000 А.В. Кондрашов Приказ 01\08

Конспект урока по физической культуре в 3 классе по разделу «Баскетбол» Задачи урока: 1. технику ловли мяча двумя руками. 2. технику передачи мяча от груди двумя руками, одной рукой от плеча. 3. технику

РАЗДЕЛ 3. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УДК 796.412.2 15 Ключинская Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребенка д/с «Сказка» г.белоярский Утренняя гимнастика с родителями и детьми подготовительной к школе группы

Пояснительная записка В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям баскетболом позволило России добиться успехов на

Приложение 2 к Правилам приема в МБУ МОГК ЦРВС 3 Требования, предъявляемые к уровню физических (двигательных) способностей и к психологическим м поступающих в учреждение по каждому этапу спортивной подготовки

Галимов Азат Мусавирович старший преподаватель ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России г. Уфа, Республика Башкортостан Васильева Эльвира Мансуровна старший преподаватель

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА» Учебное пособие «Акробатические

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 2 VIII вида» Методическая разработка по ритмике к разделу «Ритмико-гимнастические упражнения» «Общеразвивающие ритмико-гимнастические

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Конспект урока по физической культуре в 7 классе. Тема: «Обучение технике удара в волейболе» Образовательные задачи: Формирование основ знаний о технике выполнения удара в волейболе. Оздоровительные задачи:

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ОРУ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ Таблица 27 1. И.п. стойка, палка к плечу. 1. - левой рукой хват у плеча; 2. - палка внизу; 3. - палку к левому плечу, хват правой рукой у плеча; 4. - правую

1. Результаты освоения внеурочной деятельности В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 5 класса Тема: Баскетбол: обучение техническим и тактическим м, игре по правилам. Цель: обеспечить усвоение учащимися технических (ведению мяча змейкой,

1.5.4. Сбавка Судьи по Трудности (D): 0.50 балла, если используется музыка со словами, а тренер не указал в официальной D карточке, в каком упражнении используется музыка с голосом и словами. Официальная

Раздел Профессиональная деятельность Учет индивидуальных особенностей учащихся. Развитие прыгучести Многократные прыжки вверх, отталкиваясь двумя ногами. Прыжок согнувшись с поднимание коленей к груди

ФОРМИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ Савельева Д.Ю., Арутюнян Н.М. Филиал федерального государственного бюджетного учреждения высшего профессионального

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 5 класса Тема: Физические упражнения на развитие основных физических качеств: гибкости, координации движений, силы на материале «Гимнастики с основами

Контрольно-переводные нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления в группы на этапе начальной подготовки Развиваемое физическое качество Гибкость Контрольные упражнения

План конспект открытого урока по спортивным играм По баскетболу месяц, год проведения 28. 10. 2014 г. Класс 5а количество учеников 21 чел. Тип урока учебно-тренировочный Задачи урока 1.Образовательные

Художественная гимнастика Доска Помощи Эта Доска Помощи Художественной гимнастики в Интернете предназначена для разъяснения сложных параграфов Правил соревнований ФИЖ. Цель ТК ХГ состоит в том, чтобы исключить

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования городского округа Самара «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 5» Методическая разработка «Искусство

Главной целью обучения на занятиях физической культурой и спортом является овладение двигательными навыками. Двигательные навыки это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения.

Конспект нестандартного урока по физической культуре «Юные олимпийцы» для учащихся 6 класса. Место проведения: спортзал школы ФИО учителя: Габдрахимов Радик Рифович Вид урока: совершенствование Тип урока:

Лозанна, 16 марта 2018 года Всем Национальным Федерациям ФИЖ 2018 Правила судейства Вопросы и ответы Технический Комитет ФИЖ по художественной гимнастике любезно представляет «Вопросы и ответы» в помощь

Упражнения для совершенствования навыка владения мячом в баскетболе. Основными средствами повышения технического мастерства баскетболистов являются упражнения по технике, тактике и двусторонние игры. Уровень

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Железнодорожного района города Ростова-на-Дону «Детско-юношеская спортивная школа 5» ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ: на заседании методического Директор

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» городского округа Тольятти КОНСПЕКТ учебного занятия по футболу «Юный футболист» Образовательная

Материал подготовила инструктор по физической культуре Прокопенко Ирина Владимировна Консультация для родителей на тему: «Фитбол-гимнастика для детей» Фитбол-гимнастика это занятия на больших упругих мячах.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Гимнастика» относится к физкультурно-спортивной направленности, уровень освоения ознакомительный. Актуальность программы. Тема здоровья и физического развития детей была,