Open
Close

Православие и экстрасенсы. Об отношении церкви к экстрасенсам и природе "паранормальных явлений"

О. Борис, скажите, есть ли верующие целители или таких не бывает? Многие из них, например, используют в своей практике православную атрибутику: иконы, молитвы, свечи. Как Церковь относится к такого рода их действиям?

Экстрасенсорные способности действительно в зачатке могут быть свойственны человеку. Но современный человек находится не в том состоянии, в каком его сотворил Бог. Природа его искажена грехом. И то, что в райском состоянии было прекрасно, в состоянии греховности идет не на пользу, а во вред.

Можно ли как-то определить, является ли человек серьезно верующим, то есть принимающим веру Христову всем сердцем и старающимся ее исполнять? Много людей, верующих лишь ритуально: они знают какие-то молитвы, могут выполнять какие-то обряды, но Христос и духовная жизнь для них - не родное, чужое. Благодатной духовной жизни у них нет, они не могут мыслить по-христиански, не могут чувствовать по-христиански, не могут жить по-христиански (я сейчас говорю не о моральной стороне, а о духовной).

Мне приходилось серьезно разговаривать с людьми, которые занимаются лечением такими методами. У них духовная жизнь всегда построена неправильно: либо полное отсутствие смирения и любви, либо высочайшее самомнение, либо что-то еще. Да, грехи есть и у тех, кто живет духовной жизнью, но христиане понимают, что грех - это плохо, и с ним борются. Вот, например, понятно, что пьянство - это грех. Есть алкоголики непросыхающие, а есть те, которые споткнулись, упали, но борются со своим алкоголизмом, стараются не пить. Один человек выпьет больше, чем нужно, и понимает, что это грех. Другой же пьет и считает это нормальным. Поэтому когда мы говорим, что человек - христианин, то это значит не то, что он непогрешим, а то, что у него есть четкие критерии: вот это по-христиански, это хорошо, а вот это грех.

В России в XIX веке такое понимание было нормой жизни - конечно, были грешники, грешили, но каялись; христианство было идеалом, и люди понимали, что нормы они не соблюдают. Сейчас то, что раньше считалось грехом, считается доблестью. И люди с таким искаженным пониманием норм от Бога очень далеки, и, по сути, им очень плохо. Они услаждают себя вином, развлечениями или всякого рода телесными удовольствиями, но делают они это именно потому, что им очень погано жить. Я помню из нашего коммунистического прошлого один пример, когда в нашу страну, в СССР, приезжала одна американка - негритянка, лидер американских комсомольцев Марина Владис. Почему я ее запомнил? Она очень здорово объяснила, почему занимается свой партийной работой: "Потому что когда я одна - мне плохо. Только когда я работаю и нахожусь рядом с людьми, мне становится хорошо. А если я этого не делаю, мне ужасно плохо". Она сказала то, что многие испытывают, но стесняются сказать. Теперь об атрибутике. Действительно, многие экстрасенсы пользуются православной атрибутикой. Спрашивается, зачем? Чтобы им больше верили: если есть иконы, святая вода, свечи, то подразумевается, что это связано с Богом; вроде бы, у них так же, как в Церкви. Но им православная атрибутика нужна только для украшения помещения, для того чтобы имитировать духовность и для создания атмосферы большего доверия. Они используют и молитвы: "Отче наш", например. Но ведь одно и то же слово можно сказать с разным смыслом: можно сказать как просьбу, а можно сказать так, что никакой просьбы не будет и в помине (как заклинание, например), обращения души к Богу не будет. Я ведь тоже могу прочитать, если мне напишут русскими буквами, что произносить - и на китайском языке, и на арабском, но я не буду понимать, что я прочитал.

- Но ведь многие экстрасенсы отправляют человека в церковь…

Если они общаются с душой человека, который находится в состоянии полнейшего духовного истощения, то они при взаимодействии с ним и сами себя истощают. Давайте вспомним такой хороший русский пример - Бабу Ягу. Когда к ней приходили люди, то, прежде чем их съесть, она их покормит, напоит, спать уложит, в баню сводит, а потом - "ням-ням". Зачем же ей кости-то глодать? Сытый и чистенький повкуснее будет. И здесь действует тот же принцип. Когда человек сходит в церковь, духовно очистится, причастится, освятится благодатью Божией, тогда с ним можно работать, можно из него уже и энергией напитаться.

- Энергия, энергетика - любимые термины людей, общающихся с экстрасенсами. Энергия как таковая существует?

Конечно, существует. Я могу говорить только о духовной стороне. Почему, например, бабушка утром идет в церковь натощак, не поевши, а обратно бежит бегом так, что всех обгоняет? Разве она уже позавтракала? Нет, она помолилась, с Богом пообщалась, и теперь сил у нее гораздо больше. Или вот старушка стоит в церкви два часа, не присядет. А молодые, стоящие в той же церкви, уже все измаялись, с ноги на ногу переминаются, сил у них нет. Так бабушка-то с Богом общается, ей интересно, а "захожане" лишь время отбывают. Есть разница? Когда православный человек заболевает, он понимает, что надо обязательно сходить к врачу, но и церковь тоже обязательно надо посетить. Если беда, то сначала к Богу забеги, с Ним побудь, а потом иди дальше. Это нормально.

Часто люди боятся всяких сглазов, порчи, косых взглядов. Однако если у меня на руках нет никаких ран, царапин, то я могу в руки брать что угодно. Если же руки в ссадинах, а я возьму, например, навоз, то в раны попадет грязь, они воспалятся и начнут болеть, и можно остаться без рук. Так и здесь. Собака в первую очередь кусает того, кто ее боится. И в духовной жизни действует подобное. Если человек боится порчи, сглаза и действия нечистой силы, то он быстрее станет мишенью для всякой нечисти. А когда человек старается жить с Богом, молится, читает Евангелие, старается волю Его исполнять, причащается, то ему наплевать на все эти козни темных сил. Когда человек принимает Крещение, то, прежде чем креститься, он плюет в сторону дьявола, отворачивается и говорит: "Я тебя не знаю и знать не хочу, ты меня не интересуешь".

На кого все это может действовать? Приведем простой пример. Если ребенок идет с папой или с мамой за ручку, то разве укусит его собака или обидят хулиганы? Наверное, нет. А если он будет капризничать, убежит вперед, то его и собака может укусить, и хулиган побить. Когда мы стараемся быть рядом с Богом, нам никто и ничто не страшны. Неужели есть кто-то сильнее Бога? Конечно же, нет! А если мы от Него ушли?

Действительно, без Божией защиты в мире греха жить опасно, но для христианина все эти козни врага опасности не представляют.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Человек получает облегчение,но оно временное и за него придется чем-то “платить”.

Православная Церковь не благословляет обращаться к целителям, знахарям, гадалкам, экстрасенсам. Эти люди не имеют никакого отношения к Церкви, хотя зачастую прикрываются ее именем.
Почему же Церковь считает, что ясновидящие, хранящие «древние традиции православного целительства», лечащие «православными молитвами» при помощи святой воды, ладана, свечей, икон из православного храма, творят беззаконие и нарушают закон Божий?
* * *
Оправдывает ли цель средства?

Когда у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, когда болит сердце – к кардиологу… Больному и в голову не придет обратиться за врачебной помощью к случайному человеку. Например, доверить операцию на сердце инженеру-технологу, даже если он гений…
Что же происходит с элементарной логикой, когда медицина вдруг оказывается бессильной, да и в жизни, «ни с того ни с сего», всё идёт «наперекосяк»: преследуют неудачи, портятся отношения с близкими? К кому обращает свой взор человек? К сожалению, очень часто избавления от бед он ищет не у Бога, а у… целителей, которые «за умеренную сумму» обещают стопроцентный результат. Отчаявшийся человек становится доверчивым, как ребенок. Нередко главным аргументом выбора «врача» становится чья-то случайная рекомендация: кто-то сказал, что бабушка-целительница поможет решить любые трудности с помощью «чудодейственных молитв». Доверие к целительнице укрепляется, когда она, установив «факт порчи» или «сглаза», рекомендует пойти не в секту сатанистов (наверняка, это остановило бы многих), а в ближайший храм, чтобы приобрести там всё необходимое для «лечения»: свечи, ладан, святую воду. Все эти предметы церковного обихода, по ее словам, понадобятся для «курса лечения», который будет проведён для «исправления судьбы» и «обретения утраченного счастья». Таким образом, человек убеждает себя, что целительница лечит с Божьей помощью.
Яркий пример: вы читаете в газете о «ясновидящей Людмиле» и видите её на фотографии, сидящей за столом с веером игральных карт. Рядом с ней – горящий трехсвечник и Распятие. Эти церковные предметы убеждают вас в ее «православности». Более того, она на первом же сеансе просит вас для «лечения» принести церковные свечи, ладан и святую воду. Но, вот проблема, человек, работающий в свечной лавке православного храма, узнав, что вы берёте свечи и ладан для «сеанса православного целительства», по непонятной для вас причине отказывается продавать вам всё это…
Причина проста: Православная Церковь не благословляет обращаться к целителям, знахарям, гадалкам, экстрасенсам. Эти люди не имеют никакого отношения к Церкви, хотя зачастую прикрываются ее именем.
Когда стучат в дверь вашего дома, вы обязательно спрашиваете: «Кто там?», – и ждёте ответа, который убедил бы вас в том, что можно без опасности для себя и своих близких впустить гостей. Почему же чувство самозащиты притупляется, когда речь идёт о вмешательстве в вашу жизнь человека, который представляется православным целителем? Вы верите ему на слово, совершенно не задумываясь о возможных последствиях этой неразумной доверчивости.
Что значит «лечить молитвами»?

Почему же Церковь считает, что ясновидящие, хранящие «древние традиции православного целительства», лечащие «православными молитвами» при помощи святой воды, ладана, свечей, икон из православного храма, творят беззаконие и нарушают закон Божий? Оказывается, наличие у целителя предметов церковного обихода вовсе не является свидетельством того, что человек служит Богу и имеет отношение к Православной Церкви. Наоборот, с подобной практикой Церковь борется на протяжении всей истории своего существования.
Что такое молитва в православном понимании? Молитва – это общение с Богом. Каждый православный человек посвящает хотя бы несколько минут в день чтению утреннего и вечернего молитвенного правила. В этих молитвах мы благодарим Бога за то, что Он проявляет милость к нам, заботится о нас, прощает наши грехи, если мы искренне каемся в них. В молитве человек получает силы от Бога для исполнения и совершения всякого доброго дела. Но слова молитвы – это не какая-то чудодейственная формула. Самая «правильная» молитва бессмысленна, если человек, читающий её, не верит Богу и не живёт по Его заповедям, не исправляет свою жизнь и не участвует в церковных таинствах.
Кроме того, «молитвы», которыми лечат «целители», обычно совсем не те или не совсем те, которые мы можем найти в православном молитвослове. Приведём фрагмент из книги известного православного врача иеромонаха Анатолия (Берестова), возглавляющего центр реабилитации жертв сектантства и оккультизма в г. Москве:
«В духовно-медицинский Центр Реабилитации для лиц, пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма, что на Крутицком подворье в Москве, приходят люди, пострадавшие от такого воздействия, и когда часто они говорят, что побывали у православного целителя, приходится уточнять – а что это такое? В ответ слышишь нечто невразумительное:
– А вот у него были иконы, он читал молитвы, водил свечкой…
– Какие же молитвы он читал?
– А мы не знаем…
– Может быть, «Отче наш»?
– Да, кажется, «Отче наш»…
– А вы знаете «Отче наш»?
– Нет..».
Пользуясь этим незнанием, целители и проводят свою методику воздействия на организм человека. И люди, по наивности и невежеству решившиеся «избавиться от порчи» у «православного целителя», оказываются в рабстве тех же сил, от которых хотели избавиться.
Дело в том, что православные молитвы колдуны читают не так, как положено. Они превращают молитву в заговор, в некую магическую формулу. Подобная «молитвенная практика» не может принести ничего, кроме вреда.
Без деятельной любви к Богу невозможно получить никакой пользы от молитвы (то же можно сказать о ношении колечка «Спаси и сохрани», пояса «Живый в помощи» и т.п.). Если молитва воспринимается как магическая формула, это может обернуться трагедией для человека, не пожелавшего обратиться за советом к православному священнику, но решившему искать помощи «на стороне» – у «православных целителей».
Священное Писание о колдунах, чародеях и оккультных «целителях»

В книгах Священного Писания (Библии) мы находим многочисленные указания на то, что обращение к чародеям, гадалкам и целителям является прямым нарушением заповедей Божьих.
«Когда придешь на землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не учись у других народов делать мерзости, которые они творят: не приноси в жертву на огне своего алтаря ни сыновей, ни дочерей своих, не пытайся узнать о будущем, расспрашивая прорицателя, и не ходи к волшебнику, колдунье или колдуну. Не позволяй никому колдовать на другого, не допускай, чтобы кто-то из твоего народа вызывал духов или сделался волшебником… Господу, Богу твоему, ненавистны те, кто делает такое… Будь верен Господу, Богу твоему» (Второзаконие, 18:9-14).
«Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я, Господь, Бог ваш» (Левит, 19:31).
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство… и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют»(Послание к Галатам, 5: 20-21)
После проповеди апостола Павла в городе Эфесе многие‚ занимавшиеся волшебством и чародейством‚ уверовали в Иисуса Христа и отказались от этого греха: «А из занимавшихся колдовством довольно многие снесли в кучу свои книги и жгли перед всеми…» (Деяния, 19:19).
Церковные правила (каноны) о целителях, волшебниках, чародеях и гадалках

61 правило VI Вселенского Собора:
Предающийся волшебникам… или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимьи [церковного наказания]. Той же епитимьи надлежит подвергать и тех, которые… произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков: равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвращающихся и не убегающих от таких пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви… Ибо, какое общение свету ко тьме, как говорит апостол, или какое общение Церкви Божией с идолами, или какая часть верному с неверным, какое же согласие Христа с Велиаром [сатаной]? (см. 2 Кор. 6:15).
24-е правило Анкирского собора
Волхвующие и последующие языческим обычаям, или вводящие таковых в дома свои, ради изыскания волшебств, или ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния.
65-е правило свт. Василия Великого
Покаявшийся в волшебстве или в отравлении, да проведёт в покаянии время, положенное для убийцы.

* * *
Вышесказанное имеет отношение ко всем, кто называет себя «православными целителями».
Некоторые «целители» обманывают себя и других, говоря, что они исцеляют силой Божией, подобно тому, как это делали православные святые. Однако, следует вспомнить, что дар исцеления святые получают после великих многолетних подвигов борьбы с грехом. Кроме того, исцеления, которые совершаются силой Божией, никогда не являются самоцелью. Такие чудеса – свидетельства любви Бога к человеку, они смягчают наше сердце, помогают пересмотреть жизнь, отношение к людям, делают нас ближе к Богу.
Если же в человеке обостряется чувство превосходства над ближними, презрения к Церкви, то мы имеем дело с чудом ложным, которое, по учению Библии, происходит «по действию диавола» (2 Фес. 2:9).
Едва ли не каждому священнику приходится сталкиваться со страшными последствиями «целительского лечения»: психические заболевания, распад семей, тяжелые (иногда смертельные) болезни. Такова расплата за временное облегчение или успех, полученные от «православных» знахарей.

Где обрести спасение и помощь?

Человек, жаждущий «православного исцеления», должен понять, что нецерковного Православия не бывает, соответственно, исцеления от Бога с помощью православных атрибутов, которые использует целитель-самозванец, также быть не может.
Приобщение к церковной жизни – это единственно возможный путь к духовному здоровью и наследию вечной жизни с Богом. Всякий поступок и действие, совершаемые христианином, должны укрепляться верой в Бога и любовью к ближнему.
Корень всякой болезни и неурядицы в личной жизни – грехи. Всякий грех – это отпадение от Любящего Создателя, нежелание жить в согласии с волей Божией. Борьба с грехом, покаяние – это путь, который благословляет Церковь. Сойдя на более «лёгкий» путь приобретения счастья и здоровья с помощью магических действий, человек неизбежно лишает себя помощи Божьей.
Прежде, чем пойти к «православному целителю», спросите себя: почему я сам не обратился к Богу в молитве о помощи, почему я не подошёл к священнику и не спросил благословения или не поговорил с ним о своих трудностях? Может быть, именно его совет и помощь вместе с молитвой к Богу, который «не желает смерти грешника, но, чтобы он обратился и был жив» (Иез. 33:11), станет началом добрый перемен в нашей жизни?
Один из великих духовников современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в письме к одной женщине, занимавшейся целительством, писал:
«Не могу тебя назвать рабой Божией! Ведь дела-то ты делаешь вражии. Не губи себя и тех людей, которые по неведению истины к тебе обращаются. Откажись раз и навсегда, и какие бы искушения не подбрасывал враг, стой твердо и за целительство не берись. Душа твоя погибнет. …Жизнь-то земная коротка, а с чем выйдем из нее и где окажемся, подумай!»
Воспользуемся же советом старца и подумаем о краткости нашей жизни и о том, что дана она нам Богом для приготовления к вечности. А как проведём мы эту жизнь и что из неё вынесем, зависит от каждого из нас.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Хотелось бы коснуться темы, которая на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной и в то же время весьма проблематичной, и разобраться в духовном явлении, ворвавшемся в жизнь нашего общества в девяностых годах уже прошлого, двадцатого столетья, и продолжающем смущать многих.

Это всевозможные методы псевдонетрадиционного целительства, экстрасенсорика, различные способы гадания, снятия или наведения порчи, корректировки кармы и открытия чакр, «потомственные целители», «спасители», «провидцы» и «предсказатели», колдуны и маги – все то, что можно отнести к области нецерковной и внецерковной мистики.

В конце прошлого века, когда разрушалась устоявшаяся и казавшаяся незыблемой система государственных, межличностных и духовных взаимоотношений, когда общество бросало «огня да в полымя», из одного кризиса в другой, когда государственная пропаганда официального атеизма полностью изжила себя, обезверившиеся, обнищавшие и несчастные люди с огромной энергией ринулись ко всевозможным народным целителям и провидцам, которые обещали в одно мгновение избавить от всех мыслимых и немыслимых бед, проблем и злосчастий, подарить здоровье, вернуть любимого или любимую, дать богатство и удачу. И лишенные подлинной, благодатной и, самое главное, проверенной двухтысячелетним опытом мистической жизни в Церкви, воспитанные в безверии и бездуховности и истосковавшиеся по вере люди, жившие на одной шестой части суши, бросились в объятия псевдодуховности и псевдомистики. Так в нашу жизнь ворвалось понятие «экстрасенс».

С экрана телевизора, со страниц периодических изданий, с огромных городских рекламных щитов зовут нас и предлагают свои услуги труженики невидимого фронта, стахановцы магических услуг. Наверное, на каждой книжной раскладке можно найти пособия по ворожбе или привороту, а в каждом уважающем себя городе или даже селе есть свой местный экстрасенс. В чем же суть этой внецерковной и нецерковной мистики?

Для того чтобы разобраться в этом, мы должны понять, что такое магия и из какого источника черпает она свои силы. Практикующие маги и экстрасенсы могут долго рассказывать о том, что существуют разные виды магии – черная, белая, зеленая, что силы для своих чудес они берут из неисчерпаемых источников космоса, от древних сил земли. Но важно помнить, что у всей нецерковной мистики один источник и происхождение всей этой мистической силы явно не Божественное. Не Бог, любящий Творец и Промыслитель всего существующего, действует через всевозможных целителей и экстрасенсов. Их источник – древний змий и человекоубийца искони, диавол. Почему? Потому что для того, чтобы Бог вошел в жизнь человека, чтобы его душа озарилась Божественным светом, нужен подвиг со стороны каждого из нас. Необходимо очищение души от грязи греха, требуется подвиг сораспятия себя Христу, нужно прощение, желание стать лучше – это ключи, отверзающие двери человеческого сердца для Божественного Гостя – Христа, Который Один сможет принести покой, радость о Святом Духе, прощение грехов и самое главное – подлинное счастье.

Но экстрасенсы и маги предлагают иной путь, путь духовной безответственности и детерминизма, путь пассивности. От человека требуется только одно – прийти и довериться, т. е. добровольно отдать себя в распоряжение тех сил, которые общаются с экстрасенсом, т. е. в руки диавола. Один, казалось бы, безобидный визит к магу – и ваша душа нараспашку открыта для воздействия злой всеразрушающей воли, для демонического влияния. Но, могут возразить апологеты целителей, ведь существуют многие экстрасенсы и так называемые бабки, которые своих пациентов сразу отправляют в храм, предлагая им сделать то или иное действие – поставить девять свечей, поцеловать пять икон, поисповедоваться и причаститься, и только затем приступают к совершению определенных обрядов. Но давайте задумаемся, для кого и к кому приходит в храм подобный человек – по зову сердца, повинуясь призыву Бога, или по повелению бабки, в надежде на кого теплит он свечи перед образами – на Бога или на бабушку Марию или Шуру. Таким образом, получается, что этот человек, даже приходя в храм, совершает грех – кощунство, смеясь над Богом и подобающую Ему одному славу и надежду воздавая нечестивым служителям сатаны. И посредством этого кощунства, этого греха злые силы получают еще большую власть над душою человека.

Но снова могут послышаться возражения: какое имеет значение, из какого источника получают свою силу маги и колдуны, если они помогают людям, если мы видим реальный результат их действий. Но результат результату рознь. Каждый человек, в поисках духовности забредающий в дебри псевдодуховности, в конечном итоге ищет счастья. Но именно счастья и не могут дать человеку злые адские силы, потому что вне Бога и без Бога не сможет обрести счастье тот, кто сотворен по образу и подобию Божию. Сатана способен дать лишь временную иллюзию счастья, но цена этой иллюзии совсем не иллюзорна – это вечное спасение человеческой души, это отказ от жизни в божественной любви, в конечном счете, это отказ от Бога и возможности по-настоящему любить, а счастья без любви нет и быть не может. Не способны злоба, ненависть и коварство подарить счастье. И потому обманывается и заблуждается тот, кто пытается найти спасение от неприятностей в поисках очередного мага, колдуна, экстрасенса, потому что окончание и логический итог его пути – в мрачных глубинах преисподней бездны.

Наверное, каждый духовник, принимающий исповедь, может рассказать не один десяток случаев, когда итогом, казалось бы, безобидного похода к экстрасенсу становятся искалеченное здоровье и изувеченные судьбы целых поколений.

Но Всемилостивый Господь, любящий каждого из нас, дает нам возможность исправить собственные ошибки, совершенные, может быть, по неведению или по глупости. Для этого нужно совсем немного – попросить у Бога, Которого мы оскорбляем и печалим своими обращениями к магам и сатане, прощения, покаяться в Таинстве Исповеди. Этим действием, своим покаянием, своим обращением к Богу, мы выразим свое желание и дадим Богу возможность войти в нашу жизнь, осиять нас Своею любовью, Своею благодатью, в свете которой исчезают все гнусные дела приспешников падших духов. Бог один силен даровать нам прощение и освободить от груза прошлых ошибок, и Он непременно услышит каждого и поможет! От нас требуется только сделать шаг навстречу Господу, Который ожидает нас с распростертыми объятиями.

Ника Кравчук

Как Церковь относится к экстрасенсам?

Различные шоу с экстрасенсами активно транслируются по телевидению, собирая массовые аудитории. Обращение к «ясновидящим» — это тренд, который никогда не терял своей популярности. Но как Церковь относится к экстрасенсам? За что критикует?

Церковь всегда негативно отзывалась о магах, чародеях, экстрасенсах, разных бабках, потомственных ведуньях и их деятельности. Почему? Потому что они действуют не по воле Божьей. Они служат дьяволу.

А ждать помощи можно только с двух сторон: либо от Господа, либо от лукавого. Всевышний не действует «дешевыми» методами и ждет личного обращения каждого. Для Бога возможно все, но он хочет, чтобы человек приходил ко всему сознательно.

Если человек просит о чем-то, и это пойдет ему на пользу, то Бог посылает. Ведь что такое чудо? Это проявление милости Божьей в ответ на наши молитвы и труды. Кроме этого, Бог найдет человеку только то, что для него полезно.

А как действуют экстрасенсы? Они «исполняют желания» с помощью лукавого — если человек обращается к магам и чародеям, он начинает общаться с дьяволом.

Это однозначно вредит душе человека.

Осторожно: маги маскируются под православных

В последнее время священники ведут активную миссионерскую работу, поэтому многие люди пытаются держаться подальше от экранов телевизоров с душевредными программами и объявлений в стиле «Потомственная ведунья… снимет порчу, избавит от сглаза, вернет мужа, излечит от алкоголизма».

Но лукавый на выдумки действительно хитер.

Отец Аркадий, настоятель Храма святого Василия Великого, однозначно отрицательно отвечает на вопрос: «Как Церковь относится к экстрасенсам». Он указывает на еще одну проблему — маги и прозорливцы пытаются «косить» под христиан:

« Если экстрасенс старается замаскировать свою деятельность Церковью (такое часто наблюдается, когда вешают иконы в офисах, воскуряют какие-то кадильницы, свечи), то это ничего [хорошего] не говорит. В Евангелии есть такая фраза: и бесы веруют и трепещут. Поэтому, пока экстрасенс еще не камуфлирует свою деятельность под [православный] антураж, то он вызывает еще какое-то «уважение». А когда он обвешивается иконами, крестиками, свечами — то это вообще безобразие ».

Чтобы не попасть в ловушку, нужно обходить десятой дорогой этих людей. Все, что нам действительно необходимо, мы получаем от Бога. Надо только молиться и благодарить.

А тем, кто все-таки попал в руки бесов, потому что иначе обращение к бабкам и не назовешь, предстоит тяжелый путь исправления.

Да, мы не беремся отрицать то, что экстрасенсы могут «помочь». Человек может якобы выздороветь. Но очень часто имеет определенный «срок годности».

Например, как банка майонеза: употребить до такой-то даты. После этого испортится.

Вот только как-то даже оскорбительно сравнивать человека с банкой соуса для салата.

Кроме этого, независимо от срока действия результата, человеку придется расплачиваться. В этот раз — ценой здоровья не только тела, но и духа.

Излечить это может только Бог действием благодати — через церковь и священника. Вот только этот процесс может длиться очень долго, часто даже до конца земной жизни. Слишком большой вред нанесен.

И разве после всего этого возможен хоть какой-то позитив в ответе на вопрос: «Как Церковь относится к экстрасенсам?»


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Словосочетание «православный целитель», «православный экстрасенс» сегодня можно встретить практически в любом средстве массовой информации, размещающем объявления об услугах людей, якобы обладающими экстрасенсорными способностями. Да и среди самих экстрасенсов всё чаще появляются высказывания, что экстрасенсорика ничем не противоречит христианству и вообще является чуть ли не составной частью функционирования Православной Церкви. Однако сама Церковь придерживается на этот счёт совершенно иного мнения.

Зачем экстрасенсам нужна Церковь?

В современной России отношение к Православной Церкви со стороны экстрасенсов можно разделить на два этапа. Первый этап начался примерно в середине восьмидесятых годов прошлого века и продолжался до конца девяностых. Это было время, когда в стране начались серьёзные идеологические, политические и экономические изменения и почти всё, что было запрещено советской властью, оказалось разрешено. В духовной сфере это означало, что сформировался своеобразный вакуум: режим десятилетиями навязывал свою идеологию и всячески подавлял все альтернативные, а теперь его собственная идеология оказалась никому не нужна. Этот вакуум тут же заполнили всевозможные религиозные организации, секты и экстрасенсы: целители, маги, гадалки, предсказатели и так далее. На том этапе только восстанавливающая свои позиции Церковь рассматривалась экстрасенсами как конкурент, поэтому и отношение к ней было в лучшем случае игнорирующим, в худшем случае открыто отрицательным. В самом деле, когда Кашпировский, Чумак и им подобные собирали на свои сеансы огромную телевизионную аудиторию и целые стадионы, они не нуждались ни в какой Церкви.

К началу XXI века ситуация изменилась. Печальный духовный опыт показал большинству населения, что многие «целители» и религиозные секты в конечном итоге приносят куда больше вред, чем пользы. К тому же окрепла и набрала влияние Православная Церковь. Конечно, большинство из тех, кто в настоящее время позиционирует себя в качестве православных, являются верующими лишь номинально, следуя традиции или даже моде. Однако в этой ситуации экстрасенсам заявлять, что они против Церкви, невыгодно просто с коммерческой точки зрения – тогда от них отвернётся большинство потенциальных «клиентов». Поэтому и возникло такое явление, как «православные экстрасенсы»: это экстрасенсы, рабочее место которых буквально увешано иконами и крестами, они используют в своей работе заклинания, по форме очень похожие на христианские молитвы, а также настойчиво рекомендуют своим клиентам идти в храм, поставить столько-то свечей у такой-то иконы и прочитать энное количество раз определённую молитву. Даже те из них, кто не прибегает к христианскому антуражу, избегают прямых негативных высказываний о христианстве. Максимум, что они себе позволяют, это отрицательное отношение к «испорченным» священникам и «бюрократической» Церкви, извративших первоначальное учение Христа.

Экстрасенсорика это реальность…

Касаемо отношения Православной Церкви к экстрасенсорике и экстрасенсам ситуация следующая. Церковь не считает, подобно академической науке, саму возможность наличия у людей сверхъестественных возможностей абсурдной, а всех экстрасенсов – шарлатанами (хотя большинство из них безусловные мошенники). Напротив: православие не сомневается в том, что люди могут исцелять физические или неврологические болезни, заглядывать в прошлое, читать потаённые мысли и желания и тому подобное. Церковь даже определяет три источника подобных способностей: во-первых, это может быть врождённая обострённая чувствительность в духовной сфере; во-вторых, это может быть приобретённая у демонических сил сила; в-третьих, это может быть ниспосланная Богом благодать и прозорливость. Третий вариант к экстрасенсам сразу никакого отношения не имеет: согласно церковной традиции, Божественная благодать посылается лишь глубоко верующим, находящимся в лоне Церкви людям, либо как признак стяжания ими святости, либо как средство прославления милости и любви Бога к людям. Кстати, и описанные в Евангелии многочисленные случаи чудес, совершённых Христом и его апостолами, трактуются именно как прославление Бога.

…Но от экстрасенсов – вред

Что касается случаев, когда люди обладают и пользуются экстрасенсорными способностями , но находятся вне Церкви, это считается губительным для них и для их «клиентов» и противостоящим Богу по своему характеру. Даже если человек обладает определёнными способностями с рождения, не взимает за их использование плату и сам искреннее верит, что творит добро, такой экстрасенс для Церкви всё равно элемент вредный. Прежде всего, волхвование (то есть колдовство , гадание, составление гороскопов и прочие составляющие практической экстрасенсорики) в Библии однозначно осуждается и классифицируется как богопротивное. Но если речь идёт даже о лечении больных, отношение Церкви всё равно настороженное. Дело в том, что с христианской точки зрения болезни и недуги посылаются людям для их душевного исправления, чтобы они задумались о причинах своих страданий, увидели свои грехи и встали на путь покаяния и борьбы с грехами. Если же целитель является не церковным человеком, а экстрасенсом, то он, исцеляя людей, оказывает им медвежью услугу – это означает, что он избавил их от симптомов, но не тронул причину, то есть греховный образ жизни, то есть отдалил от них спасение души и Царствие Небесное.

Случаи же, когда экстрасенсорные способности стали, в интерпретации Церкви, результатом контакта человека с демоническим духовным миром (в ходе особых ритуалов, ненадёжных духовных практик, подозрительных медитаций и так далее), православием воспринимаются как откровенно враждебные. Рекомендации от подобных экстрасенсов своим «клиентам» идти в храм для исполнения своих желаний, принять Крещение и участвовать в Таинствах истолковывается как прямое осквернении святынь и нанесение вреда наивным людям. Потому что то же Причастие оказывает благотворное воздействие на человека, лишь когда он преступает к нему с чистой душой и верой – в противном случае оно лишь нанесёт вред его душе.

Александр Бабицкий