Open
Close

Собор богородицы.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах Икона собор пресвятой

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества:«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Дом-музей П.Д. Корина, Москва

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

XVI в. Москва. Музеи Московского Кремля

О празднике Собора Пресвятой Богородицы

В тот же день верующие вспоминают святого Иосифа Обручника и царя Давида , из колена которого были (происходили по плоти) Сама Матерь Божия и Иосиф Обручник. Это также день памяти и святого Иакова, брата Господня от первого брака святого Иосифа, - он, Иаков, впоследствии один из первых Господних апостолов в числе семидесяти, находился при семье во время бегства Святого семейства с Младенцем Христом в Египет от преследования царя Ирода.

Матерь Божия стала тем сосудом, из которого родился Спаситель человечества. Она, родившая Сына своего, Агнца Божия, Который начал свой земной путь в вертепе - пещере, служившей стойлом домашнему скоту, отдала Его на крестные муки за всех нас, уверовавших в Него. Он же своим драгоценным Распятием превратил крест мук и скорби, символ позорнейшей казни среди иудеев - в Животворящее Древо, а физическую смерть, поправ ад, - в возможность Воскресения во плоти, которое доступно каждому, кто доверится Ему и последует за Ним.

Праздник был установлен в первые века христианства - Епифаний Кипрский, святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин, говоря о празднике Рождества Христова, в первых проповедях-поучениях объединяли хвалу Господу, Боговоплощению Его в человека с похвалами Пречистой Пресвятой Деве. Окончательно празднование дня Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом Вселенском соборе, созванном в 691 году, в его 79-м правиле.

Сегодня Церковь славит Пречистую за материнский подвиг Ее, за данный нам в Ее лице образец беспримерного смирения перед Богом, за ее несказанное материнское страдание и радость вечного присутствия после Успения Ее у престола Господа нашего Иисуса Христа. С Нее началась новая эра духовной истории человечества. Вся Ее земная жизнь и страдание стали залогом Пасхи Христовой, через Нее вместе с Богомладенцем пришло исполнение пророчеств о Мессии и будущей Благой Вести о жизни вечной, которая возможна для всех, кто уверует в Сына Божия - Сына человеческого.

Некоторые приметы и обычаи, связанные с праздником

Но, как и повсеместно, национальные культурные корни не могли исчезнуть бесследно с приходом христианства. Они сохранялись в виде обрядов, фольклорных праздников, сливаясь с православной церковной культурной традицией, которая обогащала и духовно облагораживала традицию народную, придавая ей более глубокое звучание: Медовый и Яблочный Спас, рождественские колядки, Масленица, где каждый день - начало приготовления к Великому посту, Пасха, Троица… Во всех праздниках присутствует особый, наш, русский национальный дух. Собор Пресвятой Богородицы тоже в старину был не только духовным праздником, но и подходящим радостным случаем для сохранения некоторых обычаев и обрядов.

В старину в этот день сельские женщины пекли пироги и брали их с собою, отправляясь в церковь, чтобы «угостить» Пречистую, и отмечали особый женский праздник - «бабьи каши». Женщины варили вкусную кашу, брали пироги, домашнее сало, мясо для щей и муку и шли в гости к бабкам-повитухам, чтобы был у тех в доме достаток, чтобы та, что принимает новорожденного в мир, никогда ни в чем не нуждалась. Нетрудно в этом увидеть символическую параллель, завуалированный намек на то, что Пресвятая Дева сама принимала у себя новорожденного Христа-младенца. Кроме этого, повитухам дарили холсты или полотенца, чтобы принимаемые ею роды проходили успешно и легко. Дело было женское, потому ни незамужние девушки, ни мужчины к участию в празднике не допускались.

Немного об иконографии иконы, посвященной празднику, и других богородичных икон

Самая известная икона Собора Пресвятой Богородицы происходит из Сербии, в русской иконографии она известна с XIV века. Искусствоведы считают этот образ символическим вариантом иконы «Рождество Христово», так как её композиция и библейские персонажи, присутствующие на ней, близки к иконе «Рождество» . Также считается, что икона Собора Пресвятой Богородицы - иллюстрация к рождественской стихире, написанной святым Иоанном Дамаскиным «Что ти принесем», так как она точно передает содержание стихиры, в которой поется о всех дарах, принесенных к Его колыбели: пение, славословящее Богородицу и Богомладенца - от ангелов, Вифлеемская звезда - от небес, дары - от волхвов и изумление - от пастухов. Здесь же внизу изображены те, кто воспевал и событие Рождества, и Богородицу, и Отцы Церкви.

Православная иконография богородичных икон очень велика и разнообразна. В иконографии богородичных икон более 860 наименований, а поминаемых в календаре Русской Православной Церкви - около 260 чудотворных и чтимых Её образов. Обычно Богородицу изображают в пурпурном мафории - одеянии замужней женщины, пурпурный цвет - цвет царственной принадлежности Богоматери, на мафории - три звезды, расположенные на голове и плечах, а под мафорием Пресвятая одета в синюю тунику.

Мы приходим к иконам Её и молимся перед ними Пречистой. Но и Она с икон говорит с нами. Икона «Умягчение злых сердец» (Семистрельная) - Её указание нам на необходимость мира и согласия между собою, ибо всякий раздор - родовой, семейный, любой - как острая стрела, вонзается в Её любящее сердце, ведь теперь, после Боговоплощения, мы - и Её дети, вечно ссорящиеся между собой к великой горести нашей общей Матушки Небесной.

Многому молятся перед Казанской иконой Божией Матери - одной из главных икон России, в каких только бедах не обращают к Богородице свой взор молящиеся, но особенно перед этой иконой просят об избавлении от проблем со зрением. Перед ней же, поскольку она относится по типу к Одигитрии-Путеводительнице, как и перед любой другой иконой этого типа, например, Смоленской иконой Божией Матери , молятся о помощи в предстоящем пути.

Перед иконой «Неупиваемая чаша» просят об избавлении от недуга наркомании, алкоголизма и курения, о разрешении жилищных проблем, в целом просят о достатке в доме. А перед образом Богородицы «Скоропослушница» - о благополучном разрешении от бремени и рождении здоровых детей. А также молят о духовном прозрении, особенно в такие моменты, когда человек находится в растерянности и не знает, как поступить. К Богородице перед Ее иконой «Скоропослушница» обращаются во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь в Её молитве к Сыну. Также Богородица через свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических.

Очень мощное исцеляющее начало имеет икона Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). Во всем мире она известна как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы - «Всегоспожа», «Bсeповелительница» - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» молятся об исцелении от смертельных заболеваний, чаще всего от раковых, об избавлении от колдовства и заговоров, а также к Богородице перед Ее иконой «Всецарица» обращаются за помощью родители, чьи дети пристрастились к наркотикам и алкоголю.

По преданию, первую икону Елеуса - Умиление написал еще при земной жизни Богоматери евангелист Лука, вхожий в дом Пресвятой Богородицы. Он изобразил Пречистую на столешнице стола, за которым совершало трапезу Святое семейство. Один из самых известных и почитаемых в русских традициях вариант Елеусы - . В скорбях и искушениях читают молитвы и акафисты перед ней, молят Богородицу о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, а также об исцелении телесных и душевных болезней.

Перед любой иконой Богоматери мы можем просить обо всем, но каждый обретенный Её иконописный образ в истории своего создания или обретения несет Её заповедь к нам, о чем мы можем особенно просить именно перед этим образом. Потому великое множество известных икон Богоматери - свидетельство многой всеобъемлющей любви и внимания Её к нам и готовность к помощи и заступничеству.

Но, памятуя Её материнский подвиг, не забудем и поблагодарить Её и вознести Ей хвалу за то, что Она подарила миру Предвечного Бога Иисуса Христа, открыв тем самым для нас время Нового Завета, и, как говорится, в одной из молитв, через Боговоплощение Ею взят в усыновление весь род людской .

Тропарь Собора Пресвятой Богородицы, глас 4-й
Пречистая Богомати, Богородице, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, Узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша.

Кондак Собора Пресвятой Богородицы, глас 6-й
Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся, на земли без отца воплотися днесь из Тебе. Темже звезда благовествует волхвом, Ангели же с пастырьми поют несказанное Рождество Твое, Благодатная.

Молитва - Песнь Пресвятой Богородице
Богородице, Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Январь очень богат на разнообразные праздники, в том числе и церковные. Самым главным большая часть православных считают Рождество. Однако не менее важным считается и следующий за этим торжеством день. Ведь отмечается 8 января праздник Собор Пресвятой Богородицы, который в старину для женщин был гораздо более значимым чем все рождественские богослужения. Ни для кого не секрет, что на Руси Божья Матерь всегда была очень почитаема. В ее честь возводились многочисленные храмы, монастыри и писали иконы. Многие из образов стали чудотворными и до сих привлекают к себе внимание тысяч паломников со всего мира. Сегодня праздник Собор Пресвятой Богородицы не столь известен, однако это не умаляет его значения. Из нашей статьи вы узнаете об истории возникновения и становления этого торжества. А также о том, что значит праздник Собор Пресвятой Богородицы для всех верующих и особенно женщин.

Описание торжества

Наши предки обязательно посещали храм не только седьмого, но и 8 января. Праздник Собор Пресвятой Богородицы имеет очень древнее происхождение и относится к торжествам главного церковного круга. В православии существует традиция, согласно которой после какого-то великого праздника всегда отмечается сопутствующее ему торжество. Чаще всего без тех лиц, кого церковь чествует в эту дату, великий праздник просто не был бы возможен.

Поэтому в праздник Собора Пресвятой Богородицы все верующие вспоминают Божью Матерь, явившую этому свету младенца Иисуса. Однако не только ее чествуют в эту дату, параллельно христиане прославляют тех, кто имел отношение к рождению Христа и помогал ему сохранить жизнь.

Кого еще чествуют восьмого января?

В православный праздник Собор Пресвятой Богородицы в храмах вспоминают не только Деву Марию. Кроме Нее в этот день молятся и еще о трех личностях, который считают близкими к Спасителю в его земной жизни:

  • Иосиф.
  • Царь Давид.
  • Иаков.

Каждое из этих имен хорошо известно православным. К примеру, Иосифа называют мужем Марии, именно так он представляется нам во время рождественских историй. Однако священнослужители могут рассказать о событиях, предшествующих появлению на свет младенца Иисуса, совсем иначе. Эта информация относится к предыстории Рождества и праздника Собора Пресвятой Богородицы. Об этом мы расскажем читателям в следующем разделе статьи.

Праздник Собор Пресвятой Богородицы: история праздника

В старинных книгах упоминается, что на тот момент, когда Иосиф стал нареченным мужем Девы Марии, ему уже исполнилось восемьдесят лет. Богоматерь была доверена ему для сохранения Ее жизни и чистоты. Ранее Иосиф уже был женат и имел несколько детей. Именно один из его сыновей, Иаков, отправился вместе с рожденным Спасителем в Египет ради сохранения Его жизни, а также спасения отца и самой Марии от власти царя Ирода. Примечательно, что об Иосифе известно не слишком много. Он считался очень благочестивым человеком и именно из-за этого был избран на роль человека, оберегающего Богоматерь. Это стало его самым главным служением Господу, которое Иосиф прошел от начала до конца.

Хочется уточнить, что Иаков, как и его отец, был очень благочестив и уже после мученической смерти Христа и его воскрешения из мертвых стал предстоятелем одной из первых христианских церквей.

Нельзя не упомянуть и о царе Давиде. Его имя вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы потому, что он является предком Христа, и они происходят из одного рода.

Если интересоваться предысторией церковного праздника, то священнослужители рассказывают о чудесном спасении младенца от гнева Ирода. Царь ждал того, что волхвы, пришедшие в его земли с подарками для новорожденного раскроют его местоположение. Однако они так и не подались уговорам Ирода и тайно покинули его царство. Рассвирепев, он приказал своим воинам уничтожить абсолютно всех младенцев в самом городе Вифлееме и его ближайших окрестностях. Однако Иосиф во сне увидел ангела, посланного к нему с предупреждением. Ангел повелел ему немедленно подниматься, брать свою семью и бежать в Египет ради спасения своих жизней. Иосиф последовал услышанным словам и смог избежать печальной участи.

Спустя много лет ангел вновь явился к Иосифу и сообщил ему о смерти Ирода, повелев возвращаться в Вифлеем. Святой старец вновь покорился воле свыше, но он не решился селиться в том же городе, где теперь правил сын жестокого царя. Вместе с семьей Иосиф отправился в Назарет, где и обосновался.

Сохранив жизнь Христу и Богоматери, он выполнил свое главное предназначение. Поэтому и чествуется практически наравне с Девой Марией в праздник Собора Пресвятой Богородицы.

Становление церковного праздника

Праздник Собор Пресвятой Богородицы отмечается уже очень давно, его становление происходило практически параллельно развитию христианской церкви. Приблизительно в четвертом веке многие священнослужители и святые старцы писали о том, что в Рождество обязательно необходимо вспоминать и почитать Богоматерь. Они поучали в своих текстах христиан и советовали им, как правильно отмечать этот праздничный день.

Долгие столетия верующие именно так и относились к Рождеству, как повелели им святые мужи, однако приблизительно к концу седьмого века Вселенский Собор принял иное решение относительно этой даты. Стоит заметить, что священнослужители, участвующие в Соборе, часто устанавливали правила, которые в будущем становились нормой для всей Церкви. Поэтому принятое решение о разделении Рождества и чествования Богоматери было воспринято за прямое указание для всех христиан. С этого периода поздравления с праздником Собора Пресвятой Богородицы православные приносят друг другу восьмого января. До наших дней эта дата не менялась, к тому же стоит учитывать, что она является постоянной и не зависит от других праздничных дней, как многие другие церковные торжества.

Что означает праздник Собора Пресвятой Богородицы?

Отчасти о значении этого церковного торжества мы уже рассказали в предыдущих разделах статьи. Но все же кратко повторимся: невозможно праздновать рождение Христа, не вспомнив о тех, кто был рядом с ним и стал помощниками будущего Спасителя. Ведь каждый человек, оказавшийся рядом с младенцем после его появления на свет, не был случайным. Поэтому восьмого января православные приходят в храм и молятся перед иконами Девы Марии, вознося хвалу ей, Иосифу, Иакову и царю Давиду.

Обычно в этот день в церковь приходят в основном женщины. Именно они приносят Богоматери свои проблемы и заботы. Считается, что она как нельзя лучше понимает все женские беды и никогда не оставляет просьбы без внимания. Поэтому для незамужних и семейных представительниц прекрасного пола Дева Мария является заступницей. А праздничный день является еще одним поводом, чтобы поблагодарить ее за помощь и обратиться с очередной просьбой. Многие говорят, что именно восьмого января Богоматерь особенно внимательна к слезам и проблемам земных женщин.

Добродетели Пресвятой Богородицы: о чем необходимо просить в праздник

Сегодня мы обращаемся к высшим силам практически по каждому поводу, даже не задумываясь о ничтожности некоторых просьб. Однако наши предки более ответственно относились к своим отношениям с Богом. Особенно это касалось женщин, ведь они несли ответственность перед Творцом за духовную чистоту своих близких. А помогала им нести эту миссию именно Богородица, поэтому женская половина прихожан всегда приходила восьмого января в храм и просила даровать им добродетели, которыми обладала Дева Мария. Их священнослужители насчитывают три:

  • Всецелая преданность Господу. Богородица отличалась большим смирением перед Божьей волей, что является величайшей добродетелью любого верующего человека. Она послушно приняла весть от архангела Гавриила о будущем рождении Христа. Однако вместе с этим Дева Мария добровольно приняла на себе и все горести, которые свалились на ее хрупкие плечи в дальнейшем. Однако даже многочисленные скорби и печали не смогли поколебать ее веры и смирения. Именно так подобает вести себя всем, кто принял христианство как единственно правильную религию.
  • Обет чистоты. Все знают историю о непорочном зачатии Спасителя, но мало кто задумывается о том, что Богоматерь на протяжении всей своей дальнейшей земной жизни хранила эту чистоту. Причем, когда мы говорим о невинности и безгрешности, то имеем в виду не только телесную чистоту, но и духовную.
  • Мужество. Хрупкая и нежная женщина очень мужественно переживала все тяготы и лишения, которые были предопределены на ее земном пути. Она ярче многих других иллюстрирует эту добродетель и будто призывает верующих следовать ее примеру.

Сегодня об этой особенности праздника известно немного. Однако как никогда наш мир нуждается именно в перечисленных добродетелях, которые сделают нас светлее и помогут достойно нести данный свыше крест.

Как отмечали праздник наши предки?

Значение праздника Собор Пресвятой Богородицы для христиан на Руси трудно было переоценить. Особенно стремились в этот день в храм недавно родившие женщины и те, которые были на сносях. Для них эта дата была даже важнее Рождества и с ней связывали множество примет.

К примеру, женщины, ждущие малыша, и их супруги ни в коем случае не должны были работать восьмого января. В противном случае наши предки предрекали появление на свет малыша с различными физическими проблемами.

Принято было в этот день вспоминать в храме всех умерших родственников. По давнему поверью они могли спускаться на землю и приходили в церковь, чтобы послушать богослужение, которое устраивали для них почившие священники.

Интересно, что церковный праздник плотно переплелся с языческим обрядом почитания повитух. Назывался он «Бабьи каши». Обычно после посещения храма женщины варили кашу и готовили различные вкусности, а затем шли в гости к повитухам, взяв с собой детей, которым они помогли появиться на свет.

Многие жительницы деревень ходили в этот день колядовать. Считалось, что это принесет им удачу на весь следующий год.

Сегодня восьмого января принято и чествовать иконы Богоматери, а именно восемь из них. В это число входят и чудотворные образа, об одном из которых мы расскажем чуть позже.

Иконография

Приблизительно к тринадцатому веку на территории Древней Руси сформировались традиции написания икон к этому празднику. А уже с четырнадцатого века образы распространились практически по всем храмам, церквям и монастырям.

Согласно канонам, Богородица всегда изображается в центре композиции. Она восседает на троне в окружении волхвов, святых и пастухов. На некоторые иконы добавлены и другие символические изображения, призванные усилить значимость служения, которое несет Дева Мария. Практически на каждом образе она держит на руках Иисуса, но самая древняя из имеющихся икон существенно отличается от остальных. На ней Богоматерь придерживает не самого Христа, а его изображение. Данный образ датируется четырнадцатым веком и до сих пор по-разному трактуется священнослужителями.

Чудотворная икона «Милостивая»

Многие из тех, кто бывал на Кипре, видели этот необычный образ Богородицы, который сегодня располагается в специально выстроенном для него храме. Однако долгие годы до этого икона странствовала, переходя из рук в руки.

Считается, что впервые она появилась у египетских христиан, которые молились перед ней и считали лик чудотворным. Но в период гонений они отдали свою святыню морякам, обещавшим доставить ее в Константинополь. В пути судно ограбили пираты-сарацины, однако владели они иконой недолго. Буквально через несколько недель сами они стали жертвой греческих пиратов. Уже они доставили образ в подарок императору Константинополя.

Там она находилась долгое время, а в двенадцатом веке ее доставили на Кипр в красивый храм, выстроенный в живописном месте. Здесь она находится и по сей день. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, которые страдают тяжелыми болезнями. За столетия накопилось множество свидетельств чудесных исцелений, которые давались по большой вере и искренней молитве.

Интересно, что самого лика Девы Марии и Христа на ее руках никто не видел уже долгие годы. По неведомой причине икона по диагонали закрыта пеленою. Поэтому паломники, да и сами служители церкви, а также монастыря, возникшего рядом, никогда не видели ее полностью.

Молитвы Богородице

Многие интересуются тем, какие молитвы к празднику Собора Пресвятой Богородицы необходимо читать в храме. На этот счет нет единого мнения, ведь главное, чтобы это обращение было максимально искренним. Поэтому молиться можно даже простыми словами, идущими от самого сердца.

Однако если вы все же предпочитаете определенные молитвы, то одну из возможных мы приводим ниже.

Так как она достаточно длинная, то в праздник вы можете взять с собой в храм ее напечатанный текст. Его будет уместно читать у иконы Девы Марии или в любом другом месте.

Собор Пресвятой Богородицы отмечается на следующий день после Рождества Христова, 8 января по православному календарю. Официально празднование Собора Пресвятой Богородицы было установлено на Шестом вселенском соборе в 681 году. Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Иисусу Христу.

Согласно традиции, Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, и это собрание верующих называется "Собором Пресвятой Богородицы", в котором вместе с Богородицей совершается память святого Иосифа Обручника, царя Давида и святого Иакова, брата Господня — сына святого Иосифа Обручника от первого брака, который вместе с отцом сопровождал Богородицу и Богомладенца при бегстве Святого Семейства в Египет.

8 января на Руси чествовали повитух. Другое название этого праздника "бабьи каши". Оно связано с обычаем варить кашу и угощать ею лекарок-"акушерок".

Собор Пресвятой Богородицы 2016: приметы и традиции

  • Если в доме растет маленький ребенок, надо в этот день поднять его выше собственной головы - чтобы был счастливым.
  • Готовить и есть кисель в этот день - к покойнику.
  • Если к вам пришли гости или колядовщики, их обязательно надо радушно встретить и как следует угостить - к миру и покою в семье.
  • Нельзя на Собор Пресвятой Богородицы покупать веревки и изделия из них - иначе в доме кто-то удавится.
  • Тот, кто родился в этот праздник - вырастет хозяйственным и мастеровитым.
  • Если в этот день пророку Давиду помолишься - защита от хищников в лесу вам обеспечена!
  • 8 января за окном снег и мороз - к холодному и ненастному лету.
  • После заката на севере красно - к лютым морозам.
  • Утром ясно и солнечно - просо хорошо уродится.
  • Пригорела каша - снег пойдет.
  • Синички щебечут - к ночным заморозкам.
  • Услышал пение зяблика - ожидай оттепели!
  • Вынести из дома разбитую посуду, избавиться от ненужного хлама - к счастью.
  • В печи горит не красное, а белое пламя - скоро потеплеет.
  • День особенно благоприятен для столяров и музыкантов - у них работа в это время спорится.
  • Стаи ворон кружат над головой - к вьюге.
  • Снег прилипает к рукам - к теплу.
  • Подул сиверко (северный ветер) - будет холодно.

Фото в тексте: Depositphotos.com


Собором этот день, как и другие подобные дни, называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы, таких, как Ее Зачатие, Ее Рождество, Ее Благовещение и многочисленных праздников в честь чудотворных Ее икон, в данный день совершается общее (соборное) празднование в честь и похвалу Богородицы. Этот праздник установлено отмечать сразу после Рождества Христова потому, что Пресвятая Дева чтится прежде всего как Та, от которой родился, воплотился Бог Сына - Спаситель наш Иисус Христос.

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы

Собор Пресвятой Богородицы


(Русский север, конец XVII века)

Икона Собор Пресвятой Богородицы
(Ростово-Суздальская школа, Середина XV века)

Чудотворная икона "О тебе радуется..." написана в середине XVI века, многие столетия находилась в Соловецком монастыре. Ныне является экспонатом в собрании Государственной Третьяковской Галереи. Икона приурочена к празднику под названием Собор Пресвятой Богородицы, который празднуется 8 января, на следующий день после Рождества Христова.

"О Тебе радуется"
Название иконе дано по первым словам гимна, посвящённого Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная…» Пресвятая Богородица изображена в райском саду на фоне многоглавого храма – символа Небесного Иерусалима. У подножия трона, на котором восседает Божия Матерь с Предвечным Младенцем, изображён автор гимна – преподобный Иоанн Дамаскин, песнописец (память 17 декабря по новому стилю), в руках которого свиток с текстом гимна. Внизу – сонм православных святых, славящих Богородицу.


Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

Икона Пресвятой Богородицы О Тебе Радуется

«Владимирская икона Божией Матери» - наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в.

Чудотворная икона Божией Матери Владимирская - величайшая святыня земли русской. Трижды она явила чудо спасения Москвы от татаро-монгольского разгрома. Эти факты чудесной защиты русских людей от уничтожения вошли даже в сочинения историков Ключевского и Соловьева. Икона пришла к нам из Византии. По преданию, она написана апостолом Лукой на досках от стола, за которым происходила тайная вечеря. Ее увидела сама Богородица и сказала: "С Сим образом благодать моя и сила да пребудут". Эта икона - очень сильная и очень древняя, ныне она пребывает в церкви Николы в Толмачах, которая является частью Государственной Третьяковской Галереи. Этой святыне каждый православный человек должен поклониться. Приехать в Москву, помолиться перед иконой и поклониться ей.
Песнь Пресвятой Богородице
"Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, благослове́нна Ты́ в жена́х, и благослове́н пло́д чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ ду́ш на́ших."
Церковно-Славянское написанье

Икона с изображением различных типов икон Богородицы

Молитва Божией Матери
О Пресвятая Дево, Матерь Господа Вышняго, Заступнице и покрове всех к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя грешнаго, припадающего ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, Всех скорбящих Радосте, услыши и мя скорбнаго; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и мою печаль; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, Взыскание погибших, не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступнице и о жизни вечней пред возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.