Open
Close

Вино мехи толкование на каждый день. Вливать новое вино в старые мехи — что значит эта фраза из Библии? но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Сегодня мы расскажем о том, что такое мехи, и, возможно, для многих станет понятнее смысл слов Христа: Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Мф. 9: 17).

Как выглядели древние сосуды?

Итак, мехи — это своего рода кожаные мешки, которые использовались для перенесения жидкостей. В древние времена было невозможно брать с собой в дорогу воду или вино, используя глиняные или каменные сосуды — они могли разбиться и были в целом достаточно тяжелыми. Поэтому получили распространение мехи — мешки, которые делали из кожи животных (например, коз или верблюдов). Шкура тщательно подготавливалась, а затем зашивалась. Оставляли лишь одно отверстие (шейное), которое и служило горлышком этого сосуда. Как вы понимаете, мехи были разных размеров — в зависимости от размера животного. Они могли достигать таких огромных размеров, что в них вмещалось до 18 ведер воды!

Новые мехи, как и любые изделия из кожи, были мягкими и с легкостью растягивались. Именно поэтому стоило вливать новое вино в новые мехи — оно продолжало бродить внутри мягкого сосуда и немного растягивало его. Старые же мехи дубели, становились хрупкими, поэтому процесс брожения молодого вина в них мог вызвать разрыв. В этом случае и мехи приходили в негодность, и вино выливалось.

Где еще в Священном Писании упоминаются мехи?

В Ветхом Завете можно прочесть интересный эпизод. К Иисусу Навину приходят жители Гаваона, чтобы заключить союз с израильским народом. Они употребляют хитрость — надевают старую одежду и берут в дорогу ветхие мехи, чтобы Иисус Навин поверил, что перед ним путники, прошедшие очень долгий путь. Всё дело было в том, что с ближайшими соседями (ханаанскими народами, к которым и принадлежали гаваонитяне) Бог запретил заключать союз. Старейшины Израиля были введены в заблуждение, и жители Гаваона благодаря этой хитрости добились своего. Но когда обман послов был раскрыт, их уже не могли предать смерти, так как старейшины поклялись сохранить им жизнь. Иисус Навин хоть и не истребил обманщиков, но сделал их вечными рабами: За это прокляты вы! Без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего! (Ср.: Нав. 9: 23).

Еще о свойствах и особенностях мехов мы читаем в Псалтири царя Давида: Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл (Пс. 118: 83). Здесь имеется в виду тот факт, что от дыма кожаные сосуды коптились, становились очень темными, чернели. То есть псалмопевец таким образом говорил, что почернел от горя.

Смысл притчи о ветхих мехах

Очень важно обратить внимание на контекст, в котором была рассказана притча. Ученики Иоанна Крестителя спросили, почему не постятся Господни ученики. После этого Христос и произнес Свое наставление, тем самым давая понять через простые образы, что нельзя наложить серьезное бремя на тех, кто пока к этому не готов. Очень хорошо это место изъясняет святитель Игнатий Брянчанинов: «Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению... Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению».

Иллюстрация Ирины Саврицкой

Спрашивает Галина
Отвечает Лариса Сугай, 18.12.2007


Добрый день, Галина!

Интересно заметить, что высказывание Иисуса «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое » описано в 3 Евангелиях: , и .

Некоторые люди пытались принять учение Иисуса и какое-то время следовали за ним. Но наступал момент, когда «старые мехи» разрывались от «молодого вина» и они уходили со словами «какие странные слова! Кто может это слушать?».

Все очень просто: учение Иисуса на самом деле не что-то новое – это «заповедь, данная от начала», но иногда мы не способны принять весть от Иисуса, потому что у нас «старые мехи». Нам просто нужно обновление!

Мир Вам!
Лариса

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Видишь ли, как эти примеры, – одежды и мехов, – сходны с употребленными и в Ветхом Завете? Так Иеремия называет народ чреслеником, и упоминает о вине и мехах (Иер. 13:11 –12) . От этих вещей Спаситель заимствует примеры потому, что речь была о чревоугодии и трапезе. Евангелист Лука прибавляет еще, что и новое раздирается, если приложить его к старому. Видишь ли, что отсюда не только не происходит никакой пользы, а только еще больший вред?

Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии времени обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих. Употребив эти сравнения, Спаситель открыл нам и причину того, почему Он, беседуя с учениками Своими, часто употреблял о Себе скромные выражения.

Сообразуясь с их немощью, Он много говорил такого, что было гораздо ниже Его достоинства. Об этом свидетельствует и евангелист Иоанн, приводя слова Христовы: Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (Ин. 16:12) . Чтобы они не думали, что Он только то и может сказать им, что сказал, но представляли бы, что Он может сказать много и другого, гораздо важнейшего, – для этого Христос указал на их слабость, обещая сказать и остальное, когда они будут крепки. То же самое Спаситель выражает и здесь, говоря: Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9:15) .

Поэтому и мы в самом начале не должны от всех требовать всего, но только того, что возможно, и тогда скорее достигнем и остального. Если ты спешишь и стараешься скорее окончить дело, то потому самому и не должен спешить, что стараешься скорее окончить его. Если слова мои кажутся тебе загадочными, то познай это из самого свойства вещей, и тогда легко увидишь всю силу их. Не смущайся, если кто неблаговременно будет обвинять тебя, – и здесь ведь фарисеи обвиняли и поносили учеников.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению. «Не вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут; но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется ». Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Прп. Исидор Пелусиот

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Согнивших в ветхости и отвергнувших новую благодать Господь нарек мехами ветхими , как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Таковым показал себя Каиафа. Ибо, услышав от Господа, что Он - Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, приняв закон Духа жизни, не только, будучи поучаем, не отвращался, но и, будучи вопрошаем, исповедал Его, показав насажденное в нем познание истины.

Письма. Книга I.

Прп. Иустин (Попович)

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Христианство ­- новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце новая психология. Не вливают вина молодого в мехи ветхие . Дух христианства не вмещается даже и через посредство какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума.

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Иероним Стридонский

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Блж. Феофилакт Болгарский

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Евфимий Зигабен

Ниже вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Ниже вливают вина нова в мехи ветхи

Берет и другое сравнение, называя новым вином строгость и силу заповедей, вином, как веселящую души совершенных, – новым, как непривычную для неприготовленных, – а ветхими мехами называя учеников, – мехами, как вмещающих учение, – ветхими, как слабых.

аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут

Просадятся мехи, т.е. прорываются, не выдерживая крепости нового вина, проливается не удержанное вино, и мехи пропадают, став негодными на дальнейшее время.

но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Хороший хозяин должен обращать внимание и на свойство вина, и на крепость мехов, и на время. Теперь ученики ветхи, как еще не возобновленные. И в другом месте сказал к ним: еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Ин. 16, 12). И то, и другое, говорит, сберегается, т.е. вино и мех, носимое и носящий.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Троицкие листки. №801-1050.

Написать эту статью, друзья, меня побудило письмо одной искренней женщины, которая попросила меня разъяснить смысл следующих слов нашего Спасителя:

Евангелие от Луки 5,33-39

33 Они же (книжники и фарисеи) сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды;
а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

Вопрос первый: "Кого Иисус подразумевал под словом жених?" Ответ: "Себя Самого!" Что это так, видно из следующей Его притчи - Евангелие от Матфея 25,1-13. Кроме того, Иоанн-креститель также сравнивал Иисуса с женихом - Евангелие от Иоанна 3,29 - это вопрос очень простой и понятный!

Но вот что касается рассказа Спасителя о новом и старом вине, здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд! Итак, давайте сосредоточим своё внимание вот на этих словах Господа:

Евангелие от Луки 5,37-39

37 ... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет,
и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Когда обычный, никогда не соприкасавшийся с виноделием, человек, читает эти слова, он говорит сам себе: "Что же! Тут всё понятно! Молодое вино - это только что выжатый виноградный сок, который в условиях жары всего через несколько часов после отжатия тут же начинает активно бродить! Старое вино - это давно перебродивший, набравший свою алкогольную крепость и совершенно не активный в плане выделения газов, спиртной напиток! Иисус в данном случае говорит, что молодое вино не вливают в мехи ветхие, потому что кожа таких мехов от старости потеряла свою эластичность, и если туда залить молодое, активно выделяющее газы, вино - оно сразу прорвёт эти мехи! А новые мехи будут прекрасно растягиваться и выдержат давление газов, выделяющихся в вине молодом!"

Примерно также, друзья, думал и я многие годы подряд, но прочитав однажды мнения специалистов, быстро увидел, что я весьма и весьма заблуждался в данном вопросе!

Если бы специалист-винодел выслушал вышеприведённое объяснение, он бы сказал: "Ты рассуждаешь так потому, что вообще не понимаешь, что Иисус называет вином молодым и не знаешь, что может произойти с даже очень крепкими и эластичными мехами, если в них влить активно бродящий виноградный сок!"

А вам интересно узнать правду обо всём этом? Тогда слушайте!

Молодое вино - это, действительно, свежий, только что выжатый, виноградный сок. И реальность жизни в Палестине такова, что только что полученный сок уже через несколько часов пребывания на воздухе, действительно, начинает бродить. Сила этого брожения настолько велика, что в какие бы крепкие кожаные мехи не залили такое вино,
оно всё равно их разорвёт! И это при том, что в горловине специальных, винных мехов предусмотрена трубка для стравливания, образующихся при брожении, газов!

Зная это, виноделы на период активного брожения, заливали вино не в мехи, а в специальные
большие фаянсовые кувшины, известные у евреев под названием "хебит" или "долиум" у римлян. ("Библейская энциклопедия" /н 32/ стр.5315, т.4)

Хорошо! Пока всё ясно! Но почему же тогда Иисус сказал: "молодое вино должно вливать в мехи новые"? И даже уточнил: "Тогда оно и само сохранится, и мехи не разорвутся!"?

Если молодое вино - это, только что выжатый, виноградный сок, то при каких условиях оно не разорвёт мехи?

Есть только один вариант! Если в этом молодом вине вообще не идёт процесс брожения!

Для того, чтобы виноградный сок забродил, его достаточно было просто оставить в какой-то ёмкости на открытом воздухе! Но для свадеб и для других праздничных церемоний богатые евреи заготавливали неброжёное вино - чистый виноградный сок!

Сразу нужно отметить, что только очень богатые люди могли позволить себе осуществить этот довольно дорогостоящий процесс заготовки чистого виноградного сока! Обычные же люди довольствовались забродившим соком - вином - алкогольным напитком. Согласно еврейским традициям считалось, что употребление брожёного вина не является грехом пред Богом. Такое вино очень сильно разбавляли водой и пили запросто и повсеместно просто для утоления жажды!

"Непереброжёный муст (сок) кипятили или специальным образом отфильтровывали.
Затем брали винные мехи и обмазывали их снаружи мёдом или специальной смолой (скипидаром).
Получался сосуд наподобие греческой амфоры. В приготовленные таким образом мехи вливался непереброжёный муст (сок). Затем сосуд плотно закрывался и запечатывался. После этого он ещё на 40 дней погружался в холодную воду! После этого сосуд вытаскивался из воды и помещался в специальное хранилище.
В таком виде чистый виноградный сок мог храниться довольно долгое время - примерно год!"

Когда Иисус говорил, что молодое вино должно заливать в мехи новые, Он как раз говорил о способе хранения чистого виноградного сока! Его слушатели понимали, что под новыми
мехами понимаются специально приготовленные для этой цели ёмкости (мехи, обмазанные мёдом или скипидаром!)

Причём говоря "новые" мехи, Иисус подчёркивал их абсолютную новизну в плане того, что раньше в эти мехи сок не заливался вообще!

Дело в том, что если в "старые" мехи - мехи, в которых ранее уже заливалось брожёное вино, налить чистый виноградный сок, немедленно начинается процесс брожения! Почему? Потому что к стенкам старых кожаных мехов прочно пристают некоторые разлагающиеся белковые вещества, содержавшиеся в предыдущем вине, которые немедленно вызывают процесс брожения в залитом туда соке!

Теперь нам вообще всё стало ясно! Итак, молодым вином Иисус называет чистый, неброжёный виноградный сок!

Но что нас, русскоговорящих читателей, смущает в самом слове "вино"?

Дело в том, что русскоговорящий человек, слыша слово "вино", тут же представляет себе лёгкий, алкогольный напиток! Так или нет? Да.

Но всегда ли в Библии под словом "вино" понимается именно алкоголесодержащее питьё?

Оказывается, нет! Вот пример:

Книга Бытие 40,9-11

9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: "Мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;
10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;
11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону".

В данном отрывке мы видим, в чём состояла работа главного виночерпия при фараоне Египетском. Он брал свежие гроздья винограда и прямо на глазах у фараона выжимал из них сок! И тут же этот сок подавался фараону!

Вы обратили внимание на название самой должности? - Вино-черпий! - Черпает вино! - или извлекает вино из свежих ягод! А теперь посмотрите на само слово "виноград"! - градины или "капсулы", содержащие "вино"!

Что находится в ягодах свежего винограда? - Виноградный сок! Но назван этот сок каким словом? - "Вино"!

Когда в Библии нам встречается слово вино, необходимо по контексту разбираться - о каком именно напитке (брожёном или неброжёном) идёт речь!

Давайте потренируемся! Вот текст:

Притчи 23,29-35

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же!".

О каком вине идёт речь в данном отрывке? Совершенно очевидно - о перебродившем виноградном соке, превратившемся в алкогольный напиток! Хорошо, а в этом отрывке о каком вине идёт речь?

Книга пророка Исайи 5,20-22

20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток...

Тоже понятно, правда? Речь идёт о спиртном напитке!

А вот здесь?

Книга Бытие 49,10-12

10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё;
12 блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.

Здесь, как всем хорошо видно, говорится о только что выжатом соке!

Давайте ещё раз прочитаем разбираемый нами отрывок!

Евангелие от Луки 5,37-39

37... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Вопрос: "А какой духовный смысл заложен в этих словах Иисуса?"

Само слово "вино" в духовном плане означает учение! Что это так мы можем легко увидеть из следующего текста:

Книга Откровение 18,1-2

1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы...

В данном тексте Писания церковь, отступившая от чистоты Божьего учения, названа именем древнего города Вавилона, который являлся центром восстания против Бога-Творца в древнем мире. Эта церковь не только сама отступила от Бога, но и стала навязывать своё понимание истины всем живущим в этом мире людям! - она "яростным вином блуда своего напоила все народы"!

Итак, "вино" - это учение.

Тогда "новое вино" - это чистое учение Иисуса без всяких примесей заблуждения.

"Старое вино" - это учения книжников и фарисеев, которые своими многочисленными преданиями невероятно сильно изменили чистое Библейское Слово, переданное людям Земли через пророков Божьих! (Евангелие от Марка 7,9)

Очевидно, что вино должно находиться в каких-то мехах - любое учение сохраняется в сознании определённых людей! Старое вино хранилось в старых мехах - искажённое человеческими преданиями Слово Божие хранилось в сознании книжников и фарисеев.

Иисус видел, что влить Своё чистое учение в старые мехи - в сознание людей, воспитанных на еврейских преданиях - очень и очень трудное дело! Даже когда это удавалось сделать, впоследствии многие последователи Христа, вышедшие из Иудаизма, нет-нет да и пытались вновь вернуться к старому вину - к тем иудейским традициям и преданиям, в которых они воспитывались с детства! (Смотрите книгу Деяние Апостолов, главу 15)

Иисусу было гораздо легче передать Своё учение тем людям, которые не были фанатиками иудейских традиций - их мехи (разум) были, образно говоря, новыми.

Евангелие от Луки 5,39

"никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!"

Посмотрите, как обстоит дело сегодня! Кто легче из людей принимает чистое учение Иисуса - те, кто были неправильно научены своими религиозными наставниками или те, кто вообще ничего не знал об истине?

Ответ очевиден!

На самом деле, друзья, тема о вине в Библии - невероятно обширная. Сегодня мы затронули только маленькую частичку этой темы! И мне очень хочется надеяться, что сделали это не зря!

Пусть наш Добрый Небесный Отец благословит каждого читающего и размышляющего над Словом Божьим!
С искренним уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.