Open
Close

Что такое ораторское искусство и как ему научиться. Несколько советов по освоению ораторского мастерства Мастерство ораторской речи

Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

  • знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
  • грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
  • логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно - церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Ораторское искусство

или искусство красноречия - уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу. Еще в древности призванием оратора считалось поучать, нравиться и трогать (dicet, ut probet, ut delectet, ut flectat - Цицерон, "De Oratore"). По целям своим, О. речь может служить интересам государства (политическое красноречие ), обвинению или защите (судебное красноречие ), религии (духовное или церковное красноречие ): это три главнейшие, получившие наибольшее развитие отрасли О. искусства. Кроме того, различают еще военное красноречие (см.), похвальные речи (панегирики, см.), школьные или академические речи (актовые речи в университетах и т. п.) и другие, менее важные виды О. искусства. Так как речь должна быть не только составлена, но и произнесена публично, то в О. искусстве различаются две стороны: сочинительская и декламаторская. И та, и другая сторона в известной мере может быть развита путем обучения; поэтому в древности составилось убеждение, что О. искусство не составляет врожденного таланта (погов. fiunt oratores, nascuntur pœtæ). Искусство устного произнесения преподавалось практически, а о способах сочинения речей составлялись трактаты, получившие, потом, название риторик и часто касавшиеся искусства сочинения вообще. Риторика, как учебный предмет сохранившаяся в средних учебных заведениях и до наших дней, выработала целый ряд правил для определения состава речи. В основе речи должно лежать скрытое умозаключение. Делится речь на следующие части: приступ, объясняющий повод или причину речи и долженствующий привлечь внимание слушателей; предложение, излагающее главное содержание речи; разделение, указывающее на главные фазисы развития мысли; повествование, дающее обстоятельства дела; доводы, имеющие целью убеждение слушателей; патетическая часть, которая должна была тронуть сердце слушателей, и, наконец, заключение. Смотря по слушателям или по характеру говорящего может разнообразиться самый стиль речи, причем различаются: стиль низкий или дружеский (фамильярный), возвышенный или патетический и средний. В О. речи часто пользуются поэтическим языком, с его тропами и фигурами. Ср. вообще по теории О. искусства: Ernesti, "Initia rhetorica" (Лпц., 1750 и чаще); Blair, "Lectures on rhetoric and belles lettres" (1783); Maas, "Grundriss der allgemeinen und besonderen reinen Rhetorik" (Лпц., 1835); Schott, "Theorie der Beredsamkeit" (Лпц., 1828-49): Falkmann "Praktische Rhetorik" (Ганнов., 1835-30); Ortloff, "Lehrbuch der gerichtlichen Redekunst" (Нейв., 1886-87); Глаголев, "De methodo inveniendi, disponendi et enuntiandi" (M., 1823; маг. дисс.); H. Токарев, "Об искусстве красноречия" ("Период. сочин. о успех. Народ. просв.", № 25); M. Сперанский, "Правила высшего красноречия" (1844); К. Фойт, "Истинное содержание Риторики" ("Журн. Мин. Нар. Просв.". 1856, 3 и там же, 7, статья В. Стоюнина). История О. искусства начинается с Греции, так как о красноречии древних народов Востока не имеется данных. И в Греции далеко не везде имелась почва для развития О. искусства: лишь в одной Аттике условия жизни и свободный образ управления вызвали появление ряда недюжинных ораторов, особенно с V в. до Р. Хр., когда конституция Афин окончательно приняла демократический характер. К этому времени относится деятельность Перикла, влияние которого главным образом зависело от его красноречия; Фукидид, в вольном пересказе, сохранил нам образчики его речей. Блестящим временем О. искусства в Греции было время с конца V до конца IV в., когда действовали знаменитые десять ораторов (см. Греческая литература), в том числе величайший оратор древности, Демосфен (см.). К О. искусству у греков рано стал примешиваться ремесленный характер; судебные речи писались на заказ для не умевших или не желавших сочинять их; к опытным ораторам стали поступать на обучение новички, писавшие речи на заданные темы. Впоследствии были основаны даже ораторские школы - в Афинах, позже в Родосе и др. местах. Из этих школ О. искусство было перенесено и в Рим. Не раньше сближения с Грецией, особенно со II в. до Р. Хр., стали появляться римские ораторы, среди которых выдались суровый Катон Цензор, Сципион и Гракхи. Следующий век завершил расцвет римского красноречия, давшего в особенности превосходные образцы судебного красноречия в защитительных и обвинительных речах по политическим процессам. Гортензий, прекрасный импровизатор речей, введший в них азиатскую пышность, и М. Туллий Цицерон, один из величайших ораторов мира, отмечают собой высшую точку римского О. искусства. В период римской империи для ораторов прежнего типа, если не считать панегиристов, не остается места; возникает новое красноречие, примеры которого подали христианские проповедники, со своими вдохновенными речами обходившие все страны; таким оратором явился прежде всех ап. Павел, выступавший и в Афинах, и в Риме. Расцвет духовного красноречия в IV в. по Р. Хр. знаменуется деятельностью Иоанна Златоуста. В средние века и эта отрасль красноречия подвергается порче; наряду с немногими вдохновенными ораторами (Франциск, Фома Аквинский, Абеляр, Бернард Клервоский, Бертольд Регенсбургский) выступают проповедники, говорящие грубо, неизящно, на неудобопонятной смеси народного языка с латинским. Реформация внесла живую струю и в красноречие; громадным ораторским талантом отличались Лютер, Меланхтон, Цвингли, Кальвин и многие другие деятели реформатской эпохи. В XVII в. выдаются французские католические проповедники - Боссюэт, Массильон, Бурдалу и др. Для политического красноречия цветущая пора начинается в Англии еще в XVII в., во Франции - в конце XVIII ст., в эпоху великой революции, в Германии - со времени введения южно-германских конституций и в особенности с 1848 г. Наиболее выдающихся судебных ораторов дала Франция. В России О. искусство не имело возможности развиться всесторонне: для политического красноречия не представляет простора форма правления, а судебное получило возможность применения лишь в самое последнее время, после судебной реформы. Издавна процветало у нас только духовное красноречие. См. Политическое, Судебное, Церковное красноречие.

А. М. Л.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ораторское искусство" в других словарях:

    - (от слова оратор). Искусство красноречия, витийство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО искусство говорить публично со всеми приемами, которые усиливают впечатление от слов и… … Словарь иностранных слов русского языка

    Речистость, ораторский талант, дар речи, дар слова, красноречивость, красноречие Словарь русских синонимов. ораторское искусство сущ., кол во синонимов: 8 дар речи (6) … Словарь синонимов

    См. Риторика. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия

    Ораторское искусство - ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО см. Риторика … Словарь литературных терминов

    - (красноречие, искусство красноречия) искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство это гармоничное сочетание риторики, приемов актерского мастерства (подача) и психологических техник. Ораторское искусство и… … Википедия

    - * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Искусство Искусство это Ева, подающая молодому художнику яблоко. Кто вкус … Сводная энциклопедия афоризмов

    Форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетич. освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно символич. ключе при опоре на ресурсы творч. воображения. Эстетич. отношение к миру предпосылка худож. деятельности в… … Энциклопедия культурологии

    искусство - Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов

    I Искусство одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности живопись,… … Большая советская энциклопедия

Инструкция

Очень часто человек способен красиво и связано излагать свои мысли, но проявить свое ораторское мастерство он не может из-за страха публичных выступлений. Чтобы побороть эту фобию нужно следовать нескольким рекомендациям. Чтобы чувствовать себя увереннее во время выступления, подготовьтесь к нему. Составьте план, которому будете следовать во время своей речи. Или, например, если собираетесь выступать с докладом на конференции, то составьте текст, который будете произносить во время своего выступления и выучите его. Это поможет чувствовать себя более уверенными.

Если вы теряетесь из-за большого количества народа, то можете выбрать какого-то одного человека и обращаться к нему, а не пытаться охватить взглядом всю аудиторию. Только лучше выбирать человека, который сидит в середине или в конце зала, тогда создастся ощущение, что вы беседуете со всем залом, а не с кем-то одним.

Помогайте себе в своей речи жестами, мимикой. Конечно, сильно размахивать не надо, но и стоять, как статуя, тоже не стоит. Естественные движения помогут вам почувствовать себя свободнее и непринужденнее.

Многие начинают запинаться во время разговора, бормотать что-то не связное, так как чувствуют себя скованно, бояться совершить ошибку. Этого можно избежать, если заранее продумать все свои страхи, дать себе право на ошибку. Например, вы боитесь, что забудете свою речь. Подумайте, что можно сделать, чтобы исправить эту ситуацию. Представьте, как вы выходите из этого неловкого положения. Если вы переживете все это мысленно, то и в реальной жизни вам потом будет легче сориентироваться, если вдруг окажитесь в подобном положении.

Чтобы обладать хорошими ораторскими , одной уверенности в себе мало. Нужно уметь еще правильно и красиво говорить. Человек с широким лексическим запасом может по-разному выразить одну и ту же мысль. Для этого следует расширять свой кругозор, больше книг, интересоваться окружающим миром и т.д.

Четкая и понятная речь также помогает улучшить ораторское мастерство. Если вы говорите невнятно, окружающие по несколько раз переспрашивают вас, то нужно это исправить. Запишите свою речь на диктофон, а потом прослушайте ее. Запомните все недостатки, которые удалось обнаружить. Затем снова запишите себя, прослушайте еще раз. Делайте так, пока ваша речь вас не удовлетворит. Или можете проговаривать скороговорки. Сначала делайте это медленно, научитесь хорошо произносить все , слова. После этого можете пытаться говорить в более быстром темпе, с разными интонациями и т.д. Регулярные занятия помогут вам довольно быстро сделать вашу речь более четкой и красивой.

Связанная статья

Источники:

  • Как побороть страх перед публичными выступлениями?

Инструкция

Научиться говорить можно, если овладеть техникой речи. Это отдельный раздел риторики и составная часть ораторского мастерства. Техника речи представляет собой набор навыков и умений, используемых для эффективного звучания речи.

Техника речи включает в себя несколько этапов овладения мастерством, таких как постановка речевого дыхания, постановка голоса, усовершенствование дикции, работа над интонационной составляющей речи, развитие слуха.

При овладении навыками хорошей речи необходимо соблюдать систематичность занятий, упорство в выполнении соответствующих упражнений. Особенно длительная работа предстоит над произношением.

Работу над совершенствованием техники речи целесообразно вести под руководством опытного специалиста. Только в этом случае вы сможете получить обратную связь и исправить свои речевые недочеты.

Типичный начальный курс овладения техникой речи включает следующие разделы и упражнения:- разминочные упражнения, включающие массаж и гимнастику;
- развитие управляемого дыхания;
- заучивание и произнесение скороговорок;
- упражнения на развитие вокальных данных;
- упражнения на постановку навыков интонирования в зависимости от содержания высказывания;
- чтение текста с выражением;
- специальные упражнения на управление громкостью, темпом речи, высотой звучания голоса в зависимости от ситуации общения и т.п.

Правильно сформированные речевые навыки востребованы во многих профессиях. Без них сегодня не обходятся ни политики, ни журналисты, ни учителя, ни работники социальных учреждений. Высокий уровень техники речи может стать залогом профессиональной успешности для каждого человека, работающего с людьми.

Видео по теме

Источники:

  • Техника речи в 2018

Совет 3: Говорить нужные слова нужным людям в нужное время: как овладеть искусством

Вы заметили, что удача проходит мимо вас? Крупные сделки срываются, друзья отдаляются и в личной жизни порой возникают проблемы. Бывает такое, что важные моменты люди портят словами. Не зная что, как и когда сказать, человек рушит все, что строил долгое время. Пора научиться говорить!

Вам понадобится

  • Книги по риторике и психолигии

Инструкция

Следите за тремя составляющими успешной коммуникации. На восприятие информации влияют 3 фактора: что , где сказать и как сказать. Каждый из них может привести к неудаче. Представьте себе следующую ситуацию. Вы решили, что вам нужно , продумали вы и как это сделать, но время выбрали неправильное: он был очень занят. Каким будет результат вашего поздравления? В лучшем случае - никаким, а в худшем – негативным.

Начните с мыслей о том, что именно вы хотите сказать. Когда в разговоре вы начинаете объясняться туманно и сами путаетесь, то и собеседник может не понять вашу мысль. Продумайте, что вы скажете, о чем умолчите, чего коснетесь. На этом же этапе надо попробовать решить для себя, чего вы не знаете. Что может быть такого, что смысл ваших слов? Этому моменту нужно уделить особенное внимание, ведь часто люди слышат совсем не то, что вы говорите.

Представьте, каких слов ждет от вас человек. Предугадайте его реакцию. Чего бы он хотел услышать, и совпадает ли ваша информация с желаемой. Если нет, то задача усложняется. Сообщать о неприятной новости всегда было неудобно и даже опасно. Так, раньше гонца, принесшего скорбное известие, убивали, а того, кто радовал адресата, угощали разнообразными яствами.

Когда вы определились с предметом вашего разговора, решите, как именно вы будете говорить. Обязательно уделяйте внимание не только произносимым словам, но и жестам, и мимике. Люди в меньшей степени могут их контролировать. Поэтому по таким невербальным знакам можно с легкостью распознать, что человек волнуется или лжет. Старайтесь говорить с той же скоростью, что и собеседник. Подбирайте понятные и однозначные слова.

Обратите внимание

Если ваш собеседник говорит медленно и тихо, то ваша быстрая и сбивчивая речь будет сильно раздражать его.

Полезный совет

Прочитайте книги по психологии и риторике. Это поможет вам лучше понимать других людей и общаться с ними.

Источники:

  • как сказать нужные слова

Хороший оратор – это тот, кто умело преподносит и раскрывает тему своего выступления. Он свободно выражает мысли и талантливо овладевает вниманием слушателей. Не у всех есть такие врожденные способности, но их несложно приобрести.

Инструкция

Отработайте хорошую дикцию. Тогда слушатели будут понимать вас и серьезно воспринимать сказанное. Следите за тем, чтобы правильно , четко их проговаривать, и за тем, чтобы ваша речь была плавной, а не обрывистой.

Думайте о слушателях. Готовя выступление, поразмышляйте о людях, которые будут вас слушать, о том, что может быть им интересно, как привлечь их внимание. Пользуясь сравнениями, наглядными примерами и другими ораторскими приемами, говорите о том, что знакомо слушателям, будет им понятно и затронет их.

Делайте паузы. Они необходимы для того, чтобы подчеркивать и выделять главные мысли, а также чтобы слушатели имели возможность поразмыслить над сказанным вами.

Следите за внешним видом. Хотя он напрямую не влияет на ваши ораторские способности, опрятный внешний вид позволит вам чувствовать себя увереннее. Одеваясь в аккуратную, подходящую и чистую одежду, вы проявите уважение к слушателям и поможете им настроиться на важность ваших слов.

Введение

Актуальность курсовой работы: давно известно, что наиболее успешные люди, хорошие работники, отличные руководители являются теми, кто хорошо владеет таким мощнейшим орудием как ораторское искусство, умеет применять его в конкурентоспособной сфере. Для менеджера по управлению персоналом, очевидно, нужно уметь хорошо разговаривать, подготавливать речи, пользоваться различными техническими средствами, а так же уметь планировать и развивать чистоту и грамотность своей речи. Ведь в его работе, несомненно, одна из основ - общений с людьми, некой аудиторией, которая может быть различна, преследует разные цели и задачи. Нужно уметь найди к каждому подход. Это и есть, в некой степени, ораторское искусство. Так же оратор это не профессия, а определенные навыки и умения, которые нужно развивать, чтобы обладать этим искусством. Черты оратора в разное время были присущи различным профессиям: философам, проповедникам, различным зазывалам, политикам, а теперь управленцам и руководителям. Но кому бы ни были присущи эти черты, важность ораторов никогда не ставилась под вопрос.

Разве могут люди, способные "разжигать огонь в сердцах" у аудитории недооцениваться? Конечно же, нет. Хороший оратор всегда был в почете. Именно для того, чтобы ознакомиться с основными навыками и умениями оратора, и была проделана данная курсовая работа. Знания, полученные во время написания работы, могут и будут применены на практике.

Цель курсовой работы: Разобрать основные навыки и умения современного оратора.

Задачи курсовой работы:

· Разобраться с основными терминами и определениями, возможными тезисами. Полностью осознать сущность вопроса.

· Ознакомиться и узнать все об основных навыках и умениях оратора.

· Разобрать каждый навык и каждое умение оратора подробно.

· Узнать о том, как же все-таки стать хорошим оратором.

· Сделать выводы и подвести итоги.

Объект исследования: ораторское искусство, оратор.

Предмет исследования: основные навыки и умения оратора.

Практическая значимость: Следует отметить, что во все времена ораторов, в совершенстве владеющих искусством речи, способных повести за собой людей, было не так много, но когда они появлялись - они не редко меняли ход истории.

Сложно найти того человека, которому не предстоит выступать на публике ни разу в своей жизни. И поэтому ознакомление с основными навыками и умениями оратора очень важно, как для общего развития, так и для будущей деятельности, с которой каждый человек рано или поздно столкнется на своем жизненном пути.

оратор ораторское искусство менеджер

Сущность содержания ораторского искусства

Для того чтобы точно и наиболее полно определить основные навыки и умения оратора - необходимо определить сущность изучаемого вопроса, а именно выяснить, что есть навыки, умения, кто такие ораторы и как они появились вообще. Для начала мы разберем такие понятия, как навык и умение, а так же попытаемся разобраться, что из чего следует.

Навык (автоматизированное действие, автоматизм вторичный) - действие, сформированное благодаря множественным повторениям, характеризуется высокой степенью освоения и без поэлементного контроля и регуляции. Навыки бывают:

· двигательными - воздействие, доведенное до автоматизма, на внешний объект с помощью движений с целью его преобразования, уже неоднократно осуществляющихся ранее;

· интеллектуальными - приемы, доведенные до автоматизма, способы решения ранее встречавшихся интеллектуальных задач и заданий;

· перцептивными - чувственные, доведенные до автоматизма, отражения свойств и каких-либо характеристик уже ранее хорошо знакомых, много раз воспринимавшихся предметов.

Еще выделяют такие навыки, как "изначально автоматизированные, сформированные без осознания их компонент" и "автоматизированные, но уже вторично, формируются с предшествующим осознанием компонент действия; легче сознательно контролируются, лучше перестраиваются и совершенствуются". «Словарь практического психолога" С.Ю. Головина.

Другое же определение навыков звучит так - доведенные до автоматизма путем множественных повторений действия; критерий достижения навыков - временные показатели выполнения и то, что завершение действия не требует постоянного и интенсивного контроля (сосредоточения на действии внимания).

Отличаясь от привычки, навык не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях и обстоятельствах. «Большой психологический словарь».

На формирование навыков влияют:

· Мотивация, возможность к обучаемости, прогресс в усвоение, какие-либо упражнения, подкрепление, формированное в целом, либо по частям.

· Для уяснения содержания операции - уровень личного развития, наличие определенных знаний, каких-либо определенных умений, обратная связь.

· Для овладения операцией - полнота уяснения содержания всей операции, переход от одного уровня овладения к другому постепенный по таким показателям как: автоматизированность, интериоризованность, скорость и другие.

Навык - некое автоматизированное действие, один из составных элементов умения, доведенное до высокой степени совершенства. «Определения основных терминов дидактики высшей военной школы" Устинов И.Ю.

Умение же - некий уровень освоения определенного действия, последовательности действий, либо деятельности в целом, позволяющий индивиду его осознанно и наиболее качественно. Это некая возможность эффективно выполнять действие в соответствии с какими-то целями, либо условиями, в которых приходится реализовывать действия. О.А. Абдулина так же утверждает, что умение является одним из "качеств личности".

Для того чтобы наиболее точно понять сущность умений, рассмотрим процесс приобретения умений индивидом по мере его взросления:

· Младенческий возраст - 1-3 года - индивид приобретает такие умения, как: смотреть, издавать какие-либо звуки, выполнять движение, передвигаться.

· Детсадовский возраст - 3-5 лет - приобретаются навыки рисования, игры, как вида деятельности; умение самостоятельно есть, одеваться и другие житейские и наиболее простые умения.

· Школьный возраст - 6-17 лет - происходит взросление, переход в пубертатный период. Подросток социализируется, учиться письму, общению, основам многих видов наук, приобретается ответственность за свои поступки, основы физической культуры, формирование хобби, место в какой-то группе (одноклассников, спортивных команда и др.).

· Во взрослом периоде - с 18-25 лет - уже взрослый человек углубляет свои умения, навыки, знания, учась в каком-либо высшем учебном заведении, служит в армии. Работает, тем самым учиться выполнять различную практическую деятельность, уже полностью отвечает за свои поступки.

В психологии понятия "навык" и "умения" довольно часто путаются, а психологические различия между данными понятиями так же очень часто игнорируются. Навык - явление операционного уровня, оно не связано с целеполаганием, поэтому их можно довести до совсем автоматического и рефлекторного выполнения. Действия и деятельность берут свое существование лишь после активного целеполагания, поэтому их выполнение всегда контролируется сознанием. Наличие операционных навыков выполнения включенных в действие каких-либо операций - важнейшее условие выполнения действий и деятельности, то есть умений. Умение формируется путем выполнения каких-либо упражнений, так же создает возможность выполнения действия не только в привычных, обычных, но так же и в изменившихся, экстремальных условиях. Предполагают экстериоризацию - процесс перехода внутреннего психического действия во внешнее психическое действие.

Из каких-либо полученных навыков в итоге и формируются умения в той или иной областях, т.е. без навыков нет и умений.

Если говорить о навыках и умениях публичного выступления, то навыки это - усвоенные в силу многократного повторения речевые, интеллектуальные и иные действия, выполняемы в значительной степени автоматически, без особого напряжения памяти. Умения же - способность человека сознательно и эффективно выполнить какие-либо действия на основе усвоенных знаний и обретенных навыков, так же на основе сложившегося опыта.

Теперь, когда мы примерно разобрали, что такое навыки и умения и как они в общем-то связаны, можно перейти ко второй части это главы: кто такие ораторы и что такое ораторское искусство в целом.

Пожалуй, начнем с определения и свойств ораторского искусства, чтобы потом уже точно понимать, кто такие ораторы:

Ораторское искусство - иногда: красноречие либо искусство красноречия - искусство публичного выступления с целью убеждения слушающей аудитории. Крайне высокая степень мастерства публичного выступления.

Требования к ораторскому искусству : правильная структура выступления, умение привлечения и удержания внимания аудитории, уверенный в себе ритор, креативность речи, хорошо поставленные голос и дикция, умение импровизировать, умение пользоваться приемами запоминания речи. Вот как об этом говорил Цицерон: "Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение - обильным, запоминание - верным и прочным".

Основные слагаемые ораторского искусства : гармоничное сочетание риторики, приемов актерского выступления (т.е. подачи) и психологических техник, понимание целей и задач подготовки к выступлению, глубокое знание и свободное владение материалом, высокая общая культура.

Методика формирования ораторского искусства : Постановка голоса, правильное произнесение гласных и согласных букв и звуков; логико-композиционное построение речи - т.е. правильное построение речи; выбор темы, построение планов выступления; владение собой во время публичного выступления, работа с аудиторией. Свойства ораторского искусства в том, что:

· подразумевается особая структура речи, соотношение языковых и неязыковых средств убеждения (жесты, мимика) средств убеждения публики;

· направленность наступления, выступающий ожидает получения ответной реакции от слушателей, поскольку его цель - не просто донести информацию до слушателей, а убедить их в своей точке зрения;

· эффективность, зависящая от психологического настроя и состояния выступающего, его авторитета у публики, аудитории.

Алгоритм формирования ораторского искусства : во время выступления имеется одна общая, основная идея, все аргументы, заявления и реплики ритора должны быть направлены на нее, быть ее частью. Если так и есть - то выступление получается логичным и последовательным. Нужно отбрасывать все то, что не относится к общей теме разговора.

Ораторская речь - вид монологической речи (речь, обращенная к слушателям), в ситуации, когда выступающий обращается к аудитории с целью ее убеждения в чем-то. Ораторская речь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд.

В современной классификации выделяют много видов ораторской речи, подробно мы их рассматривать не будем, но перечислим: социально-политическое ораторское искусство, академическое ораторское искусство, судебное ораторское искусство, социально-бытовое ораторское искусство и последнее - богословско-церковное ораторское искусство.

Разобравшись с ораторским искусством и речью, перейдем к определению самого оратора:

Термин Оратор (от лат. слова orare - говорить) многозначен и в толковых словарях имеет несколько определений:

· В античности оратор это тот человек, который профессионально занимающееся искусством красноречия. В некоторых случаях глава Охлократии - вырожденной формы демократии, основа которой - меняющиеся прихоти толпы, под постоянным влиянием демагогов, была характерна для переходных и кризисных периодов. Водовозов В.В., Охлократия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. 1890-1907.

· Это человек, публично произносящий речь, выступающий, говорящий на каком-либо собрании.

· Просто челочек красноречивый, обладающий даром публично, перед многими людьми, произносить какие-либо речи.

· В теории ораторского искусства слово "оратор" является термином, поэтому его определение звучит так: Оратор - любой человек, публично произносящий речь. Слово оратор не имеет качественной оценки либо характеристики, поэтому оратор может быть: хорошим, плохим, скучным, блестящим, успешным и многое другое.

· В русском же языки слово "оратор" появилось в начале 18 века, а стало широко распространяться в первой половине 19 столетия. Владимир Иванович Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" разбирая суть слова "оратор" подбирает к нему такие синонимы и словосочетания, как: краснослов, вития, речистый человек, мастер говорить. Все они довольно ясно объясняют, что оратор - человек умеющий говорить красно, то есть красиво, образно, выразительно и последовательно.

Каждый оратор, выступающий человек, конечно, имеет свои индивидуальные особенности, прямо влияющие и на стиль речь, проявляющиеся в манере выступления, общего поведения оратора. Разные теоретики ораторского искусства выделяли разные типы ораторов. Так Марк Туллий Цицерон в своем труде "De oratore" ("Об ораторе"), датирующемуся на 55 год до н.э., назвал три типа ораторов:

· Первый тип ораторов является "велеречивым, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений". Такие ораторы, по Цицерону, "решительные, разнообразные, неистощимые, всемогущие, готовые трогать и вести за собой сердца людей".

· Второй тип ораторов характеризует человека как "сдержанного и проницательного, готовому всему поучать, все разъяснять, не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, и, так сказать, сжатой речи".

· Третий тип, который выделял Цицерон, является средним между первыми двумя. Они не настолько "тонко предусмотрительны" как вторые, но и не настолько бесконечно настойчивы, не проявляют такого "бурного натиска" как первые.

Так же Цицерон говоря об ораторах точно заметил: "Величайшее из достижений оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно".

В современной же литературе по ораторскому искусству так же выделяют различные виды ораторов:

· Ораторы, для которых основное средство ораторского искусства - логика рассуждений;

· Ораторы, могущие воздействовать на аудиторию посредством своей высокой эмоциональности.

Деление ораторов на типы несколько условно, ведь даже очень логичный оратор может в своем выступлении перед определенной аудиторией дать волю своим чувствам и эмоциям, чтобы еще больше затронуть саму публику, аудиторию. Но, однако, это разделение на типы имеет под собой научную основу, выявленную в психологии Академиком И.П. Павловым. Он в своих трудах выделил у человека два крайних типа высшей нервной деятельности: художественная, а так же мыслительная. В зависимости от того, к какой нервной деятельности принадлежит индивид, он разными способами и методами произносит речь, выступает, то же самое и с восприятием. Если и говорить о разных типах ораторов, то стоит учитывать, какая сторона речи преобладает у оратора - эмоциональная или логическая.

Но так же стоит понимать, как я уже замечал выше, что каждая речь должна быть и в меру эмоциональной, и логической. Нельзя быть высокоэмоциональным человеком, но не подготовить в своей речи логику рассуждений, не приводить каких-либо аргументов. Если такой оратор говорит пафосно, воодушевленно, но его речь не подкреплена какими-либо аргументами, бессодержательна, то, скорее всего, такой выступающий вызовет у публики лишь раздражение, протест и порицание. Так же плохи и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально, во время выступления не взаимодействуют с аудиторией своих слушателей.

Теперь разобравшись с терминами: навык, умение, ораторское искусство и оратор, мы можем перейти к изучению основных навыков и умений оратора.

Что такое ораторское мастерство? Это искусство публичных выступлений с целью убедить слушателя в той или иной мысли при помощи сочетания различных техник. Само искусство риторики зародилось еще в Древней Греции и Древнем Риме и претерпело множество изменений под давлением сменяющихся эпох.

Неизменным остается значение риторики для жизни человека. Ораторское мастерство, в первую очередь, учит тому, как быть уверенным в себе и как вселять эту уверенность в слушателей. Хорошие ораторы достигают желаемых высот на любом поприще, будь то собственный бизнес или преподавательская карьера.

Риторика открывает многие двери на пути к новым возможностям, однако становление оратора происходит не за один день. Для того чтобы овладеть этим искусством, необходимо обучение риторике, которое можно пройти самостоятельно или в профильных классах. В данной статье рассмотрены основные столпы искусства риторики.

Первый тренинг посвящен письменной речи. Подготовка ораторской речи перед выступлением является основой, на которой строится искусство ораторского мастерства. Тщательно проработанная речь – уже полшага на пути к успешному выступлению. Итак, работа над речью обычно проводится в несколько этапов.

  • Для начала необходимо провести сбор информации и ее доскональное изучение. Очень важно обращаться к нескольким источникам для того, чтобы рассмотреть вопрос с разных сторон. Оратора должна отличать хорошая осведомленность не только во всех актуальных новостях, но и в основных тенденциях всех сфер жизни человека. Уделите изучению информации достаточное время. В завершение этого этапа нужно произвести структурирование собранной информации.
  • Далее при работе над речью оратор должен подумать о том, как привлечь свою аудиторию. Речь оратора всегда имеет своей целью то или иное воздействие на слушателя. При подготовке к выступлению необходимо изучить публику, ее интересы, манеру общения и прочее. Успех выступления измеряется тем, был достигнут необходимый эффект или нет. Чтобы достичь его, необходимо говорить на понятном публике языке о том, что ей интересно.
  • Обучение риторике заключается еще и в выстраивании цели своего выступления. Бесцельное разглагольствование перед публикой – удел демагога. Такие речи не привлекают необходимую аудиторию. Именно поэтому нужно научиться ставить во главу своего выступления ту или иную острую проблему, которую необходимо решить. Ее решение – и есть цель выступления, объединяющая аудиторию и оратора.
  • Публика доверяет тому оратору, который раскрывается перед ней как личность. Поэтому очень важно включать в речь свои собственные мысли по обсуждаемому вопросу. Мало кто станет слушать оратора, не имеющего своей четкой позиции. Для этого и необходимо пропустить через свой опыт и свое мировоззрение всю собранную информацию и сформировать свою собственную позицию.

Ораторское искусство это, прежде всего, умение готовить речь так, чтобы она захватила внимание целевой аудитории.

Не менее важно правильно подготовиться к самому выступлению.

Подготовка к выступлению

Правила ораторского искусства гласят, что любое выступление должно быть хорошо спланировано.

Хотя оратору необходимо быть готовым также и к спонтанной речи. Для подготовки ораторского выступления обычно применяется следующая схема.

  • В первую очередь, нужно отказаться от выступления по бумажке. Можно оставить на бумаге только план и короткие пометки о важных моментах, которые необходимо упомянуть. Таким образом, основную часть речи лучше выучить. Именно поэтому ораторские навыки включают в себя отличную память, которую необходимо регулярно тренировать.
  • Обучение ораторскому мастерству заключается также в том, чтобы следовать структуре выступления. Это придает речи логичность и целостность. Необходимо четко ограничить вступление, основную часть и заключение. Желательно уделить особое внимание именно вступлению, так как в этот момент начинает формироваться отношение публики к оратору.
  • Рекомендуется заранее продумать организационные вопросы выступления, то есть по возможности ознакомиться с площадкой для выступления, обсудить с организаторами технические моменты относительно работы микрофонов, приготовить воду и т.д.
  • Ораторские навыки включают в себя не только различные способности к выступлениям, но и умение хорошо выглядеть. Оратор всегда должен выглядеть опрятно, так как внешний вид – это первое, на что обращает внимание публика.

Ораторское искусство, учит привлекать людей и вести их за собой, что практически необходимо для многих профессий. Однако отличным оратором не рождаются, поэтому обучение риторике актуально с давних времен и по сей день.

Приемы хорошего оратора

Ораторские приемы – что это? Это всем известные хитрости, которые оратор использует для того, чтобы сделать речь доступной для аудитории и чтобы повысить усвояемость информации. Таких приемов огромное множество. Ниже представлены два базовых ораторских приема.

  1. Сравнение. Часто речь оратора изобилует абстрактными описаниями, которые сложно представить в уме. Так как информация лучше воспринимается, когда она получает образную проекцию в сознании, оратор прибегает к сравнениям, которые делают абстрактное более материальным. Для передачи определенного настроения оратор иногда применяет скрытые сравнения – метафоры.
  2. Повтор. Все знают выражение «Повторение – мать учения». Искусство ораторства часто обращается к этой поговорке, потому что чем чаще человек получает одну и ту же информацию, тем прочнее она закрепляется в его сознании. Для оратора очень важно донести до слушателя главную мысль своего выступления, в чем ему помогает уместное повторение ключевой мысли.

Помимо сравнения и повтора, правила ораторского искусства также советуют обращаться к аллегориям, риторическим вопросам, призывам, гиперболам, иронии и другим средствам речевой выразительности.

Техника речи

Выступление перед аудиторией – это своего рода физическая работа. Ораторы знают, что это часто дается непросто. Ораторское мастерство и искусство речи требует от выступающего работы над техникой произнесения речи, которая включает в себя следующие аспекты.

Дыхание

Во время активной речи темп дыхания человека изменяется: вдох становится короче, а выдох длиннее. Правила ораторского искусства требуют выполнения специальных упражнений для постановки речевого дыхания. Оратору во время вдоха требуется больший объем воздуха, а также его более экономичный расход в процессе речи. Кроме того, на ровность дыхания оказывает влияние волнение, от которого нужно учиться избавляться.

Громкость

Ораторское мастерство и искусство речи заключается в способности управлять собственным голосом. Оратор должен одинаково хорошо говорить громко и тихо в зависимости от ситуации. Также в пределах одного выступления необходимо выделять основную информацию при помощи изменений тона голоса.

Дикция

Понятная речь – четкая и чистая. Чтобы добиться правильного произношения звуков и слогов, ораторы тщательно следят за работой своего артикуляционного аппарата и регулярно тренируют свою дикцию при помощи скороговорок.

Темп

Риторика ораторское искусство склоняется к среднему темпу произнесения речи. Оратор не должен стрелять словами как из пулемета, равно как и не должен растягивать слова. Как правило, в процессе обучения и с приобретением опыта оратору удается найти наиболее комфортный для себя и для слушателя темп речи.

Интонация

Интонационные изменения делают речь яркой, живой и более доступной для восприятия. Тренировать интонацию помогает выразительное чтение художественной литературы вслух.

Любое начинание, на первый взгляд, кажется сложным, однако не стоит бояться. При правильном подходе и усердном обучении можно овладеть любым ремеслом и искусством – даже таким требовательным, как риторика.