Open
Close

Что значит – Сын Божий? Кто Такой Сын Божий. Иисус – Бог или не Бог? Иисус христос есть сын божий

2 . И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Во втором члене Символа Веры мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием и исповедуем то, что знаем о Нем, как о Втором Лице Святой Троицы, о Божественном Существе, до Его рождения на земле.

Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий , т. е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог Сын, и рождается прежде всех век, т. е. прежде всякого времени – от вечности, так что с Отцом вечно, всегда есть Сын (а также и Святый Дух), одинакового существа с Отцом («единосущна Отцу»). Сам Иисус Христос сказал: «Я и Отец одно» (). Слова же Иисуса Христа: «Отец Мой более Меня» () относятся к Его человечеству.

Если же ангелы и святые иногда называются сынами Божиими, то это название говорит, что они – сыны Божии только по благодати, т. е., по милости Божией, через веру в Господа Иисуса Христа.

К слову "рожденна" , в Символе Веры прибавлено слово «не сотворена». Это прибавление сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен.

Слова «Им же вся быша» – значат Им , Сыном Божиим, все сотворено , т. е. все существующее, видимый мир и невидимый, создано Сыном и через Сына («и без Него ничто же бысть, еже бысть» () читаем мы в Пасхальном Евангелии).

Сын Божий, при воплощении – рождении на земле, получил имя Иисус Христос. Имя это указывает на человеческую Его природу.

Имя Иисус есть греческий перевод еврейского имени Иешуа (Иегошуа) и значит Спаситель . Это имя было дважды указано Богом через Ангела пред Рождеством Христовым, потому что превечный Сын Божий снисходил на землю (рождался, воплощался) для спасения людей.

Имя Христос – слово греческое и значит Помазанник . (На еврейском языке ему соответствовало также слово «Мессия»). В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которые, при вступлении в должность, помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения их обязанностей.

Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя.

ПРИМЕЧАНИЕ: Когда члены Символа Веры, начиная со 2-го и кончая 7-м, читаются отдельно, то к каждому из них нужно в начале добавлять: «верую во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия»...

Беседа о превечном рождении Сына Божия

Мы живем во времени , а временное все изменяется – «все течет, все изменяется». Когда же мир кончит свое временное существование (при втором пришествии Спасителя), то изменится и станет вечным . Будет «новое небо (твердь) и новая земля» (Исаия: 65, 17; 66, 22; ; Апокал. 21, 1).

Живя в условиях времени, нам трудно представить вечность. Но все же в какой то степени мы можем себе ее представить (наука – философия).

Итак, вечность неизменяема, она вне времени. Бог, – Пресвятая Троица, – вечный и неизменяемый , поэтому никогда Отец не был без Сына и без Духа Святого.

Святые Отцы и Учители Церкви разъясняют, что Отец всегда был вместе с Сыном, от Него рожденным, ибо без Сына не мог бы называться Отцом. Если бы Бог Отец существовал когда-нибудь не имея Сына, а потом бы сделался Отцом, не быв прежде Отцом, это значило бы, что Бог подвергся изменению, из нерожденного сделался рожденным, но такая мысль хуже всякого богохульства, ибо Бог вечный и неизменяемый . В Символе Веры так и сказано: «Иже от Отца рожденного прежде всех век» , это значит; прежде существования нашего времени, т. е. вечно.

Святые Отцы объясняют: «Как ум, рождающий слово, рождает без болезни, не разделяется, не истощается и не подвергается чему-нибудь бывающему в телах: так и божественное рождение бесстрастно, неизреченно, непостижимо и чуждо деления».

«Как слово», – говорит Архиеп. Иннокентий, – «есть точное выражение мысли, не отделяясь от нее и не сливаясь с ней, так и Слово было у Бога, как истинный и точный Образ Его Существа, нераздельно и неслиянно всегда существующий с Ним. Слово Божие не было явлением или свойством – силой Бога, но Сам Бог, Второе Лицо Святой Троицы».

1. Почему Иисус назван «Христом»

«Иисус» (евр. Иегошуа) — буквально означает «Бог мое спасение», «Спаситель».

Это имя было дано Господу при рождении через Архангела Гавриила (Мф. 1, 21), «потому что Он родился спасти человеков».

«Христос» — означает «Помазанник», по-еврейски помазанник — «Машиях», в греческой транскрипции — «Мессия (messias)» .

В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, царей и первосвященников, служение которых прообразовывало собой служение Господа Иисуса Христа.
В Священном Писании говорится о помазании: царей Саула (1 Цар. 10, 1) и Давида (1 Цар. 16, 10); первосвященника Аарона и его сыновей (Лев. 8, 12-30; Ис. 29, 7); пророка Елисея (3 Цар. 19, 16-19).
«Пространный Катихизис» объясняет наименование «Христос» применительно к Спасителю тем, что «Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя» .
Таким образом, в наименовании «Иисус Христос» содержится указание на человеческое естество Спасителя.

2. Иисус Христос - истинный Сын Божий

Наименованием Иисуса Христа Сыном Божиим устанавливается личностная самотождественность Иисуса Христа со вторым Лицом Пресвятой Троицы. «Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле, как человек».

В Священном Писании наименование «сын Божий» употребляется не только по отношению к Иисусу Христу . Например, так называются верующие в истинного Бога (Быт. 6, 2-4; Ин. 1, 12).
Однако Священное Писание не оставляет сомнений в том, что наименование «Сын Божий» применительно к Иисусу Христу употребляется совершенно в особом смысле. Так, Сам Иисус Христос для выражения Своего отношения к Богу Отцу использует наименование «Отец Мой » (Ин. 8, 19), тогда как в отношении всех других людей - «Отец ваш » (Мф. 6, 32):
«Восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20, 17).
При этом Спаситель никогда не использует выражение «Отец наш», не объединяя Себя в Своем богосыновстве с прочими людьми. Различие в словоупотреблении указывает на разное отношение к Отцу: «Отец ваш» употребляется в значении усыновления людей Богу, а «Отец Мой» - в собственном смысле .

3. Предвечное рождение Сына Божия

На особый характер богосыновства Иисуса Христа указывают слова Символа: «Единородного, иже от Отца рожденнаго… рожденна, не сотворенна» .

Прежде всего это значит, что Сын не есть тварное существо .
Термин «рождение » означает произведение из собственной сущности , тогда как «творение «- произведение из ничего или из иной сущности .

При рождении наследуются существенные свойства, то есть сущность, поэтому родить можно только подобного себе, в то время как при творении создается нечто новое , сущностно отличное от творца.

Родить можно только равное себе по достоинству существо, тогда как творец всегда выше своего творения. Кроме того, рожденный всегда личностно отличен от родившего, ибо
«в собственном смысле слова «рождение» есть добавление ипостаси».

Из учения о происхождении Сына от Отца посредством рождения следует, что Сын
1. не есть творение Божие;
2. происходит из сущности Отца и, следовательно, единосущен Отцу;
3. обладает равным с Отцом Божественным достоинством;
4. личностно отличен от Отца.
Рождение от Отца является личным (ипостасным) свойством Сына Божия, «которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы’.

«Бог… существует в вечном вневременном бытии без начала и конца… Для Бога всё - «ныне». В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира, Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением… рожденный от Отца и имеющий Свое начало в Нем, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, «существует» - несотворенный, вечный и божественный».

Слова «рожденнаго прежде всех век» указывают на предвечный характер рождения, говорят о совечности Отца и Сына . Эти слова Символа направлены против еретика Ария, считавшего, что Сын Божий имел начало Своего бытия.

Таким образом, «Сын Божий» есть собственное имя второго Лица Пресвятой Троицы и по смыслу фактически равнозначно наименованию «Бог».

Именно так и понимали Господа Иисуса Христа современные Ему иудеи, которые «искали убить Его… за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5, 18).

Поэтому в Символе исповедуется вера в Иисуса Христа как в «Бога истинна от Бога истинна» . Это означает, что «Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец».

Слова «Света от Света» призваны хотя бы отчасти пояснить тайну предвечного рождения Сына Божия.
«Смотря на солнце, мы видим свет: от сего света рождается свет, видимый по всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы».

4. Иисус Христос есть Господь

На Божественное достоинство Иисуса Христа указывает также и наименование Его Господом.

В Септуагинте наименованием Kyrios. (Господь) передается имя «Иегова» , одно из основных имен Божиих в Ветхом Завете. Поэтому для греко-язычной иудейской и христианской традиций «имя Господь (Kyrios) есть одно из имен Божиих». Таким образом, Иисус Христос «называется Господом … в том разуме, что Он есть истинный Бог» .

Вера «во Единого Господа Иисуса Христа» и была тем главным исповеданием, за которое первохристиане готовы были умереть, ибо оно утверждает тождественность Иисуса Христа со Всевышним Богом.

5. Образ явления Святой Троицы в мире

Слова Символа «Имже вся быша» заимствованы из Ин. 1, 3: «Вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть».
В Священном Писании о Сыне Божием говорится как о некоем орудии, посредством которого Бог Отец творит мир и управляет им. «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16).

Поскольку Лица Пресвятой Троицы единосущны, Они обладают единым действием, но отношение каждого из Лиц Троицы к единому действию различно. Свт. Григорий Нисский объясняет, каким образом Лица Пресвятой Троицы относятся к Божественным действиям:
«Всякое действование, от Бога простирающееся на тварь, от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»

Подобные высказывания можно найти у многих отцов Церкви. Обычно для пояснения этой мысли свв. отцы обращаются к Рим. 11, 36: «Яко из Того и Тем и в Нем всяческая» (слав.). На основе этих слов ап. Павла возникло святоотеческое выражение: «из (от) Отца через Сына в Духе Святом».

Таким образом, в Божественных действованиях отображается троичность Ипостасей и их неизреченный порядок. Причем, образ внутрибожественной жизни отличен от образа откровения Пресвятой Троицы в мире. В предвечном бытии Троицы рождение и исхождение совершаются «независимо» одно от другого, тогда как в плане Божественного домостроительства имеет место своя вневременная последовательность: Отец выступает как Источник действия (свойства), Сын - как Явление или Совершитель, действующий посредством Духа Святого, а Святой Дух предстает как завершающая, являющая и усвояющая Божественное действие Сила.

Так, «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). При этом Отец есть Источник любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16).
Сын есть Явление Любви, Откровение ее: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Сына Своего» (1 Ин. 4, 9).
Святой Дух усвояет любовь Божию человекам: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 5).

Такой порядок Божественных Лиц не умаляет достоинства Сына и Святого Духа. Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что Отец действует через Сына и Святого Духа «не как через служебное орудие, но как через естественную и ипостасную Силу».

Эту мысль можно пояснить следующим примером: огонь и исходящий от огня свет невозможно разделить. С одной стороны, свет логически последует огню, но с другой, и огонь освещает, и свет освещает, и огонь греет, и свет греет. Также Сын и Святой Дух творят то же, что и Отец.

Кроме того, нужно отметить, что в таком порядке Откровения Божества нет никакой необходимости. Нам неизвестно, почему Бог благоволит открывать Себя миру именно таким образом. Никакая внутренняя и внешняя необходимость не принуждает Его к этому, Бог открывает Себя так только потому, что так хочет.

Иисуса Христа разные верующие воспринимают по-разному. Мусульмане и иудеи, которые также как и христиане верят в Бога Израилева, Иисуса считают пророком, то есть человеком. Христиане же Его воспринимают исключительно небожителем. Однако между христианами идет спор о Его равенстве Богу Отцу и Его происхождении - сотворен Он или рожден?

Сначала давайте посмотрим на ветхозаветные тексты Библии, которые говорят о божественности Иисуса. Изначально в Ветхом завете в пророчестве о Христе (Христос – это перевод слова Мессия) сказано, что Он будет не человек, а небожитель, который имеет жизнь от начала:

Ис. 9:6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности , Князь мира.

Мих.5:2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных .

Из приведенных текстов однозначно видно, что предсказанный в Писании Христос - Бог. Что касается Его имени, я думаю, Вы понимаете, что имя в прежние времена имело особый смысл – оно отображало характер человека или надежды, возлагаемые родителями на его носителя. Так, Иисус в переводе означает Спаситель. Естественно, Христос мог полноправно носить и другие ранее приписываемые Ему имена: Советник, Чудный и Эммануил, что значит “С нами Бог" (см. Ис. 7:14, Матф. 1:23) и др.

Не случайно Христос был назван Иисусом - Спасителем. Именно Он “расплатился” крестной смертью за наши грехи и Спас нас для вечной жизни. Поэтому ИМЕННО ЕГО ИМЕНЕМ мы спасемся. Сегодня не редко можно встреть не совсем верные толкования стихов, связанных со спасением и именем Господа. Например, Свидетели Иеговы считают, что нужно обязательно знать одно из имен Господа - Иегова, чтобы спастись. Об именах Бога мы в рамках этого материала много рассуждать не будем, я постараюсь в будущем уделить этому вопросу отдельный материал. Но на счет имени связанного со спасением мы поговорим. Итак, в Ветхом завете есть следующий текст:

Иоиль. 2:28 И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. 29 И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. … 31 Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. … 32 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

Если внимательно изучать Библию, то видно что именно этот отрывок цитируется в Новом завете в связи со Спасением, излитием Святого Духа на первых христиан и описанием признаков приближения Второго Пришествия Христа:

Деян. 2:17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего … 19 И покажу чудеса … 20 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

То есть, призыв имя Господа представлен здесь в ПРЯМОЙ связи с Первым и Вторым Пришествием Иисуса. А чуть далее апостол Петр прямо говорит каким именем конкретно нам предстоит спастиcь:

Деян. 4:12 Нет другого имени под небом (речь об Иисусе), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Позднее апостол Павел повторяет эту же мысль:

Рим. 10:13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется .

А несколькими фразами выше Павел четко показывает, что говорит об Иисусе:

Рим. 10:9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься .

Я думаю, что Вы понимаете, что для Спасения не достаточно знать и призывать имя “Иисус Христос”, а необходимо жить так как учил Тот, Кто носит это имя. А теперь давайте двинемся дальше, находя подтверждении в Библии тому, что Иисус Христос Господь Бог.

Чтобы сразу исключить некоторые вопросы отметим, что Иисус никогда не говорил о Его превосходстве над Богом Отцом. Наоборот, Иисус всегда возвещал, что Отец больше чем Он – Сын.

Иоан. 14:28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня .

Это нормально и естественно, как и в любой праведной семье, где есть взрослый сын. Сын (дочь) согласно 5 заповеди Декалога (Исх. 20 гл.) должен почитать отца не зависимо от своего возраста.

Но то, что Иисус Сын, не делает Его не Богом. Христос, как многократно говорит Библия - является Богом для людей. Именно Он сотворил Землю:

Кол. 1:16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано .

Свидетели Иеговы в качестве аргумента, “умаляющего” Иисуса перед Богом Отцом, приводят тот факт, что Христос Сам называл Отца Богом:

Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоан. 20:17).

Однако, этот факт не делает Иисуса не Богом. Просто Иисус, являясь Богом, констатирует тот факт, что Его Отец является Богом. Можно здесь привести аналогию из мира. Например, хозяевами фирмы являются родные отец с сыном. Праведный сын, глубоко уважающий отца, разговаривая с работниками своей организации об отце будет уважительно называть его "хозяином". Хотя де-юре и де-факто для сотрудников компании и отец и сын являются хозяевами данного предприятия.

В Библии имеются как минимум два текста, которые в Ветхом и Новом Заветах прямо показывают нам взаимоотношения двух личностей, обе из которых именуются Богом. И в обоих этих случаях, одной из личностей Божества является Христос.

В Евангелие от Матфея Иисус просит у фарисеев истолковать Псалом Давида, где говорится о Христе. Вот этот Псалом:

“Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих” (Пс. 109:1).

Иисус спросил у фарисеев:

“Что вы думаете о Христе ? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом , когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом , как же Он сын ему? ” (Матф. 22:42-45).

Здесь хорошо видно, что Иисус относит это пророчество к Себе, говоря, что Сам Господь через псалмопевца называет Христа Господом.

Также Псалом 44 показывает нам наличие двух личностей Божества:

“Престол Твой, Боже , вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже (Пс. 44:7,8).

Мы видим здесь, что Бога помазал Бог. Понятие помазанник в еврейской традиции относится к Мессии, то есть ко Христу. Именно этот отрывок ветхозаветного Писания цитирует в Новом Завете апостол Павел, относя Его к Богу Сыну - Иисусу:

“А о Сыне : престол Твой, Боже , в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже , Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (Евр. 1:8,9).

Поэтому тот факт, что Иисус называет Отца Богом, никак не может служить основанием, чтоб не признавать Самого Иисуса Богом. Как мы увидели (и увидим далее еще), в Библии имеется множество свидетельств о том, что Иисус Бог.

Также и Сам Иисус говорил о Своем Единстве с Отцом и Божественной сущности:

"И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира " (Иаан. 17:5).

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах " (Иаон. 3.13)

"Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?" (Ин. 6:62)

"Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе , так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (Иоан. 17:21).

"Вы называете Меня Учителем и Господом , и правильно говорите, ибо Я точно то " (Иоан. 13:13).

"Видевший Меня видел Отца " (Иоан. 14:9).

"Все , что имеет Отец, есть Мое" (Иоан. 16:15).

"Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий , как и говорю вам" (Иоан. 8:25).

"Я и Отец - одно " (Иоан. 10:30).

"Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь " (Иоан. 8:58).

Подумайте, как мог адекватный человек и даже Ангел - небожитель, делать подобные заявления?


Именно Иисусу Христу Бог Отец дал право Судить людей и воскрешать:

Иоан. 5:21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет .

Иоан. 5:22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну .

Иоан. 6:40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день .

Откр. 1:17 Я есмь Первый и Последний, 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.

Слово Божие говорит нам, что Иисус не был сотворен, а рожден прежде всякого творения:

Кол. 1:15 рожденный прежде всякой твари ; 17 Он есть прежде всего .

Иоан. 1:3 Все чрез Него начало быть , и без Него ничто не начало быть, что начало быть .


Интересны и ветхозаветные пророчества об Иоанне Крестителе и его миссии. Все комментаторы Нового Завета нам говорят о том, что пророк Иоанн пришел, чтобы приготовить путь Господу Иисусу Христу. Три евангелиста предсказания пророков Михея и Исаии относят к Иоанну и Иисуса - см. Мар. 1:2,3, а также Матф. 11:10, Лук. 1:76, Лук. 3:4, Лук. 7:27.

Мар. 1:2. вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу , прямыми сделайте стези Ему.

Такое толкование новозаветных текстов мало кем оспаривается. Однако, давайте теперь посмотрим на сами ветхозаветные пророчества, которые цитируются неоднократно в Новом Завете и относятся к Иоанну и Иисусу.

Мал. 3:1 Вот, Я посылаю Ангела Моего , и он приготовит путь предо Мною

Посмотрите, как это пророчество звучит в Новом Завете при обращении к Иисусу в Мар. 1:2 "вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою " . То есть, мы видим, что в Мал. 3:1 Бог Сам посылает Ангела перед Собой, а в Мар. 1:2, Бог послыает Ангела перед Иисусом. Опять, как уже было рассмотрено выше, мы видим как бы два Бога. И в то же время Он в других цитатах этого пророчества Един.

Далее еще интереснее. В оригинале иудейского текста (масоретский текст, который тщательно переписывается иудейскими книжниками с самых древних времен и с которого переводится Ветхий завет на все другие языки) пророческая фраза об Иоанне и Иисусе звучит так:

Ис. 40:3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу , прямыми сделайте в степи стези Богу нашему

Здесь слова "путь Господу" звучат "путь Сущему", где Сущий - это тетраграмматон - одно из главных имен Бога - Иегова (Яхве). Таким образом, согласно древнейших пророчеств, цитируемых апостолами в Новом завете, Иоанн приготовил путь не просто Христу - Мессии, а Богу Иегове, коим являлся Иисус.

Страница из масоретского текста пророка Исаии 39 - 40 главы с подчеркнутой фразой в Ис. 40:3 "путь Иегове"


А теперь давайте посмотрим еще на несколько новозаветных текстов, где Иисус косвенно и прямо назван Богом:

Лук. 2:11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь .

Иоан. 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца . (Слово – это Иисус, то есть Иисус Бог).

Иоан. 1:18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем , Он явил (СУЩИЙ В НЕДРЕ ОТЧЕМ буквально означает "вечно существующий внутри Бога", что прямо говорит о принадлежности Иисуса Христа к Божеству).

Кол 2:9 в Нем обитает вся полнота Божества телесно.

Филип. 2:6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек .

Рим 9:5 Христос по плоти, сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь .

Евр. 1: 1 Бог … 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне , Которого поставил наследником всего (не раз упоминается, что все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Его Сыну - Иисусу), чрез Которого (через Иисуса) и веки сотворил .(то есть, через Иисуса создана Вселенная) 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей (Иисус держит все Словом, что говорит нам о сотворении земли Его Словом) , совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте, 4 будучи столько превосходнее Ангелов , сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5 Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? (Бог назвает Иисуса Сыном, как никого из Ангелов) И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. .

1 Тим 3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти , оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Кстати, в этом тексте в некоторых переводах стоит не слово «Бог», а «Который» или «Он». Это связано с греческим оригиналом. Но и в этом случае, данная фраза доказывает, что Иисус не простой человек, а Небожитель. Ведь разве можно назвать великой тайной тот факт, что человек пришел в плоти человеческой? Посмотрите аналогичное высказывание Павла об Иисусе:

Рим.8:3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего (Иисуса) в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти.

Здесь речь о Сыне Бога Иисусе Христе, Который был послан Отцом Богом в плоти человеческой для искупления человечества от греха.

Как мы видим, ни один и не два библейских текста говорят нам о том, что Иисус Христос Господь Бог. Если бы один стих говорил об этом, то можно было бы искать искажение перевода или глубоко заглядывать в контекст. Но Господь оставил в Своем Слове достаточно свидетельств, чтобы у исследователей Библии не оставалось сомнения – Иисус Христос есть Господь Бог .


Валерий Татаркин



Святой Дух Бог? >>

(Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек), Сын Божий, воплотившийся ради Спасения людей, Спаситель, Мессия (Помазанник); Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

Что означает имя Иисус Христос?

Имя Иисуса Христа несет в себе глубочайший смысл, являясь своеобразным кратким символом христианской веры. Иисус – греческая форма еврейского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или . Христос – греческое слово, означающее «Помазанник», на еврейском звучащее как Машиах – .

В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков, ввиду того, что они помазывались на служение особым освященным миром. Помазание было лишь внешним обрядовым действием. Тем не менее, считалось, что через это священнодействие на человека низводятся Божьи благословения.

Совершая Свое общественное служение, Христос действовал и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он проявлял власть над стихиями, изгонял демонов, совершал чудеса и знамения. Как Первосвященник - принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк - возвещал волю Божью, обличал зло, посвящал в тайны грядущего. Однако в отличие от ветхозаветных помазанников Христос был помазан не вещественным миром, а непосредственно Духом Святым, в Нём обитала «полнота Божества телесно» ().

Кто такой Иисус Христос?

1) Иисус Христос - вочеловечившийся Сын Божий, одно из Лиц Пресвятой Троицы, Бог Слово. По Своей Божественной природе Сын рождается в вечности (вне условий времени) от Бога Отца (по аналогии: как от ума рождается слово, от света - сияние, от тумана - роса).

Во исполнение воли Отца Сын Божий воспринял в Свою Ипостась человеческое естество (). Восприятие человеческого естества Богом Словом произошло в самый момент сверхъестественного зачатия, в утробе Преблагословенной Марии. Тогда же одушевленная разумной душой плоть Иисуса Христа получила свое бытие. Так, через соединение двух природ, Божеской и человеческой, в едином Лице, Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком, во всём подобным нам, за исключением греха ().

Божественное и человеческое естества соединены в Ипостаси Иисуса Христа неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Это значит, что ни Божественное, ни человеческое естество, в результате соединения, не претерпело ни малейших изменений; они не слились и не образовали нового естества; никогда не разделятся. Поскольку Сын Божий - не только Бог, но и Человек, постольку Он обладает и двумя волями: Божественной и человеческой. При этом Его человеческая воля во всём согласна с Божественной.

2) По Своему человеческому естеству Иисус Христос - Сын Пресвятой Богородицы, потомок царя и пророка Давида. Его зачатие осуществилось без участия семени мужа и без нарушения девства Марии, которое Она сохранила и при Рождении, и после Рождения Сына.

Ради чего явился Христос?

Как известно, Благой Бог «создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.23:2 ). Но человек воспротивился воле Создателя, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» (). В результате грехопадения порча коснулась не только человеческой совести, но и самой человеческой сущности. Человек уже не мог порождать святых и безгрешных потомков, сделался склонным ко злу, удобопреклонным к воздействию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» (). Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» (св. ).

Избавиться же от власти греха человек мог не иначе как только особым вмешательством Всемогущего Бога. И вот, являя Свое беспредельное человеколюбие, Бог посылает в мир Своего Сына ().

Как Христос совершил избавление человека от власти греха, тления смерти и диавола?

Выйдя на проповедь в возрасте тридцати лет Христос учил словом и примером. Подтверждая Свое Божественное посланничество и достоинство, Он не раз совершал чудеса и знамения, в том числе - исцеления от болезней и воскрешения. Апогеем служения стало принесение Себя в Жертву на Кресте во искупление грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». ()

Добровольно приняв Крестные Страдания и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души праведников и, поправ смерть, воскрес. Затем Он неоднократно являлся Своим ученикам и на сороковой день вознесся на Небо, проложив путь в Царство Божие всем, кто последует за Ним. В День Пятидесятницы на апостолов сошёл Святой Дух, который с тех пор непрерывно присутствует в Церкви. Приобщаясь к Церкви Христовой и живя активной церковной жизнью, человек сближается с Богом, освящается, обоживается, в силу чего удостаивается вечной блаженной жизни на Небесах.

Как Христос подтверждал то, что Он и Бог, и Человек

Будучи Богом, Иисус Христос открыто объявляет Свою Божественную природу. Он говорит: «Видевший Меня, видел Отца» (), «Я и Отец – одно» (), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отвечает: «От начала Сущий, как и говорю вам» (). Говоря с ними об Аврааме, Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ().

“Одно из самых главных различий между кошкой и ложью то, что у кошки только девять жизней.”

Марк Твен, Календарь Простофили Вильсона

Сын Божий, сын Давида или сын человеческий? Иисус называется “сыном Давида” четырнадцать раз в Новом Завете, начиная с самого первого стиха (Матфей 1:1). Евангелие от Луки отмечает сорок одно поколение между Иисусом и Давидом, а от Матфия – двадцать восемь. Иисус, дальний потомок, чисто метафорически может называться “сыном Давида”. Но как тогда нам понимать именование “сын Божий”?

“Трилемма” – обычное предположение христианских миссионеров, заявляющее, что “Иисус был или сумасшедшим, или лгуном, или сыном Божьм, как он утверждал.” Аргумента ради давайте согласимся, что Иисус не был ни сумасшедшим, ни лгуном. Давайте также согласимся, что он был точно тем, кем он утверждал. Но кем же в точности он был? Иисус назвал себя “сыном человеческим” часто, последовательно, возможно даже решительно, но где он называл себя “сыном Божьим?”

Давайте приостановимся. Во-первых, что означает “сын Божий”? Ни одна законная христианская секта не предполагает, что Бог взял жену и имел ребёнка, и уж тем более никто не думает, что Бог породил ребёнка через человеческую мать вне брака. Кроме того, предположение, будто бы Бог физически спаривался с элементом Его создания, отдающее богохульством древнегреческой мифологии, пока что находится вне пределов религиозной терпимости.

Без рационального объяснения, доступного в пределах убеждений христианской доктрины, единственное средство для понимания этого вопроса: создание ещё одной относящейся к доктрине тайны. Вот тогда-то мусульманин и вспоминает этот вопрос, изложенный в Коране:

“Он – Первосоздатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем.?” (Коран 6:101)

…в то время, как другие кричат: “Но Бог может всё!” Однако, исламское мировоззрение таково, что Всевышний не делает ничего не соответсвующего Его Святости. Согласно исламской доктрины, характер Бога является неотлемемой частью Его сущности и согласуется с Его величеством.

Итак, что же означает “сын Божий”? И если Иисус Христос имеет столь исключительные права, почему в Библии сказано: “...ибо Я – Отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой” (Иеремия 31:9) и “...Израиль есть сын Мой, первенец Мой” (Исход 4:22)? Взяв из контекста Послания к Римлянам 8:14, читаемое как “Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии,” многие учёные заключают, что “Сын Божий” является чистой метафорой и, как со словом christos , не подразумевает исключительность. В конце концов, Оксфордский Словарь Иудаизма подтверждает, что в еврейской идиоме “Сын Божий” является явно метафорическим, ссылаясь на то, что “сын Божий” – термин, иногда встречающийся в еврейской литературе, библейской и постбиблейской, но нигде не подразумевается физическое происхождение от Божества.” Библейский словарь Хастинга комментирует:

В семитских языках “сыновство” – концепция, несколько свободно используемая, для обозначения морали, а не физических или метафизических отношений. Таким образом “сыновья дьявола” (Jg 19:22 и т.д.) – злые мужчины, не потомки дьявола; и в Новом Завете “дети свадьбы” являются свадебными гостями. Так что “сын Божий” – человек, или даже люди, которые отражают характер Бога. Есть небольшое свидетельство, что название это использовалось в еврейских кругах Мессии, а сыновние отношения, подразумевающие больше, чем моральные отношения, будут противоречить иудейскому единобожию.

В любом случае, кандидаты в “сыновья Божии” начинаются с Адама, согласно Луке 3:38: “...Адамов (сын) Божий.”

Тем, кто опровергает цитированием Матфея 3:17 (“И се, глас с небес глаголющий: сие есть сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение “) скажем, что что Библия описывает много людей, включая Израиля и Адама, как “сыновей Божиих.”Как во II Царств 7:13- 14, так и в I Паралипоменоне, говорится: “Он (Соломон) построит дом имени Моему и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет мне сыном.”

Целые нации упоминаются как сыновья, или дети Бога. Примеры включают:

Бытие 6:2, “Тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих…”

Бытие 6:4, “В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим…”

Второзаконие 14:1, “Вы сыны Господа Бога вашего.”

Иов 1:6, “И был день, когда пришли сыны Божии предстать перед ГОСПОДА…”

Иов 2:1, “Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред ГОСПОДА…”

Иов 38:7, “При общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости?”

Филиппийцам 2:15, “Чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращённого народа…”

1 Посл. Иоанна 3:1-2, “Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими... Возлюбленные! Мы теперь дети Божии…”

В Евангелии от Матфея 5:9 Иисус говорит: “Блаженны миротврцы, ибо они наречены будут сынами Божьими.” И далее, в 5:45, предписывает своим последователям достигать благородных черт характера: “да будьте сынами Отца вашего небесного.” Не исключительно его Отца, но их Отца… Hastings, James. Dictionary of The Bible . p. 143.