Open
Close

Для всех развитых стран характерно. Промышленно развитые страны. Вопросы для самопроверки


Мы показали, как велика опасность чрезмерных обобщений по отношению к столь многочисленной группе азиатских, африканских и латиноамериканских стран. Тем не менее общие экономические характеристики делают оправданным анализ их проблем в рамках единого подхода. Здесь будет предпринята попытка на основе конкретных данных показать схожесть развивающихся стран и значение этого феномена.

Низкий уровень и неадекватные стандарты жизни

Развивающиеся страны характеризуются низким уровнем жизни. Эти низкие уровни жизни можно наблюдать как количественно, так и качественно в виде низких доходов, неадекватного жилья, плохого здоровья, ограниченного образования или отсутствия образования, высокой младенческой смертности, низкой продолжительности жизни и продолжительности работы и общего чувства недомогания и безнадежность.

Это означает, что 80% мирового дохода было. Производимых богатыми странами мира, где проживает 15% населения мира. В то время как 85% населения мира составляет всего 20% мирового производства. Очевидно, что доход Швейцарии на душу населения в 400 раз больше, чем доход на душу населения в Эфиопии, и в 95 раз больше, чем в Индии.

Для удобства изложения общие черты развивающихся стран сведены в шесть групп:

  1. Низкий уровень жизни из-за низких доходов, высокой степени неравенства, плохого здоровья населения и неудовлетворительной системы образования.
  2. Низкая производительность.
  3. Высокие темпы роста населения и тяжелое бремя содержания нетрудоспособной части.
  4. Высокий, растущий уровень безработицы и неполной занятости.
  5. Значительная зависимость от сельскохозяйственного производства и экспорта топлива и сырья.
  6. Подчиненное положение, зависимость и уязвимость в системе международных отношений.

Низкий уровень жизни

Таким образом, отношение стоимости рупии и доллара определяется как паритет покупательной способности. В то время как в Нигерии он составлял -3% и в Венесуэле -2%. Все народы мира демонстрируют некоторую степень неравенства в доходах. Что касается неравенства в отдельных странах, то после статистики. На Ямайке самые бедные 20% населения получают только 2% национального дохода, тогда как самые высокие 20% получают около 62% таких доходов. Такое тяжелое неравенство наблюдается и в случае Колумбии, Мексики, Венесуэлы, Кении, Сьерра-Леоне, Южной Африки и Гватемалы.

Жизненный уровень большинства населения развивающихся стран остается крайне низким, причем это проявляется в сравнении не только с развитыми государствами, но и с малочисленными элитными группами в своих странах. Количественные и качественные показатели подтверждают это плачевное положение: низкий уровень доходов (нищета), плохие жилищные условия, неудовлетворительное здоровье, недостаточное образование или его отсутствие, высокий уровень младенческой смертности, низкие показатели средней продолжительности жизни и занятости, апатия и чувство безнадежности.

Хотя в случае Индии, Танзании, Чили, Малайзии, стоимости Рики и Ливии наблюдается умеренное неравенство. В то время как такие страны, как Тайвань, Южная Корея, Шри-Ланка и Индонезия, имеют относительно меньшее неравенство во всем распределении доходов.

Более того, не существует корреляции между уровнями дохода на душу населения и степенью неравенства в доходах. Кения имеет столь же низкий доход по сравнению с Индией, но несоответствие между 20% и 40% больше в Кении по сравнению с Индией. Все это показывает, что экономическое развитие нельзя просто измерить на основе роста общего дохода или дохода на душу населения, следует также учитывать распределение доходов среди населения, которое является тем, кто выиграл от развития.

Рассмотрим статистические данные для сравнения жизненных уровней в развивающихся и развитых странах. Хотя национальная статистика оперирует агрегированными показателями, которые могут быть неточными и ошибочными, не всегда полностью сопоставимыми из-за различий в обменных курсах валют, все же она позволяет сравнивать уровень жизни в различных странах.

Соответственно, в этом отношении используется понятие «Абсолютная бедность». Здоровье: Страны третьего мира не только имеют низкий уровень доходов на душу населения, но также вынуждены вести борьбу с недоеданием, болезнями и плохого здоровья и т.д. как в Азии, так и в Африке более 60% населения почти не удовлетворяют минимальным требованиям к калорийности, необходимым для поддержания адекватное здоровье.

Кроме того, было подсчитано, что этот дефицит калорий составил менее 2% мирового производства зерновых. Это противоречит этой точке зрения, что недоедание является неизбежным результатом дисбаланса между мировым населением и мировыми продовольственными товарами. Скорее, это можно объяснить дисбалансом в распределении мировых доходов.

Доход на душу населения

Валовой национальный продукт (ВНП) в расчете на душу населения часто используют как обобщенный показатель для сравнения уровня жизни в различных странах. Он также чаще всего применяется и в качестве универсального измерителя экономической активности. ВНП рассчитывается сложением добавленной стоимости, произведенной в стране и за рубежом, использованной без вычета амортизации, и населением этой страны. Валовой внутренний продукт (ВВП) показывает стоимость конечной продукции, предназначенной для потребления и произведенной в стране как ее гражданами, так и нерезидентами.

Небезопасная питьевая вода привела к развитию заболеваний брюшного тифа, холеры, хуана и диареи, которые отвечают за более чем 35% смерти маленьких детей в Африке, Азии и Латинской Америке. Положение в области медицинской помощи крайне плохое. Как и в Индии, 80% врачей практикуют в городских районах, где проживает всего 20% населения.

В то время как в случае Пакистана уровень грамотности составлял 54%, тогда как население превышало 162 млн. Это показывает очень высокую производительность нашей экономики в области грамотности. Было подсчитано, что из начальной и средней школы выпало более 325 миллионов детей, а из 854 миллионов неграмотных взрослых более 60 процентов составляют женщины. Обучение детей, посещающих такие регулярно, часто плохо подходит и не имеет отношения к потребностям развития нации.

Таким образом, ВНП состоит из ВВП плюс разница между зарубежными доходами резидентов за оказанные там услуги (рабочая сила и капитал) и минус выплаты нерезидентам за их вклад в национальную экономику. В странах со значительной численностью иностранцев, играющих важную роль в национальной экономике (например, иностранные корпорации), разница между ВНП и ВВП может быть весьма значительной.

Из приведенного выше обсуждения мы заключаем следующее. Не только уровни дохода низкие, но темпы роста также медленные. Не только уровни дохода на душу населения низки, темпы роста дохода на душу населения также медленны. В беднейших странах существует крайне искаженная структура распределения доходов, так как 20% населения получают в 5-10 раз больше доходов по сравнению с 40% населения.

Низкие уровни производительности

Что касается образования, уровень грамотности низок, имеются большие показатели отсева, и система образования крайне неактуальна, а учебные планы и программы устарели. Развивающиеся страны не только обеспечены низким уровнем жизни, но и характеризуются низким уровнем производительности труда. Это производственная функция, которая устанавливает связь между входами и выходами. Таким образом, эта концепция обычно применяется, чтобы знать производительность труда. Но эта инженерная концепция также должна дополняться такими ресурсами, как управленческая компетентность, мотивация работников и институциональная гибкость.

В 1990 г. стоимость мирового производства составила 20 трлн. долл. Из них 16,6 трлн. долл. было произведено в развитых и 3,4 трлн. долл. - в развивающихся странах. Следовательно, на 23% населения Земли, проживающего в развитых странах, пришлось примерно 83% всего мирового производства, а на 3/4 - только 17%. Еще важнее, что 77% населения - жители Третьего мира - обречены на сведение концов с концами за счет менее 20% мировых доходов. Средний доход на душу населения в развивающихся странах в 12 раз меньше, чем в богатых государствах.

Это происходит из-за того, что объем капитала и состояние управления остаются неизменными. Поэтому, чтобы избежать закона снижения предельной производительности, необходимо увеличить сбережения и инвестиции за счет внутренних и иностранных инвестиций. Опять же, инвестиции в Человека можно продвигать через обучение и образование. Но инвестиции в физический запас и людские ресурсы будут наименее полезными, если институциональные изменения не будут внесены в экономику. Эти изменения могут включать в себя реформирование системы землевладения, системы налогообложения, банковской структуры, системы образования и создания эффективного и честного управления.

Рисунок наглядно иллюстрирует глубину пропасти между душевыми доходами в развитых и развивающихся странах. В 1990 г. доход жителя Швейцарии в 270 раз и более превышал доход жителя одной из беднейших стран - Эфиопии, и в 93 раза - жителя одной из крупнейших стран мира - Индии.

Темпы роста доходов

Для многих развивающихся стран характерен не только более низкий уровень дохода на душу населения, чем в развитых государствах, но и более медленный рост ВНП. В 80-х гг. развивающиеся страны существенно замедлили свой экономический рост (см. рис. 2.3), а реальный доход на душу населения в 1990 г. сократился на 0,2% и продолжал уменьшаться в 1991 г. Если в азиатских странах продолжается рост, хотя и более низкими темпами, то средние показатели для стран Латинской Америки и Карибского бассейна и Африки были отрицательными: - 0,4 и - 1,7% соответственно. В таблице приводятся данные о динамике реальных доходов на душу населения в некоторых развивающихся странах за десятилетие 1980-1990 гг.

Страны со среднем уровнем развития

Таким образом, низкая производительность труда в развивающихся странах объясняется дефицитом капитала, снижением управленческих качеств и устаревшими и дефектными институциональными структурами. Более того, у рабочей силы нет качества самосовершенствования, они вялые, они наименее трудолюбивы и амбициозны, они не верят в инновации и эксперименты, и они увлекаются работой. В последние дни экономический успех азиатских тигров, таких как Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Гонконг и Сингапур, объясняется качеством их человеческих ресурсов, организацией их производственных систем и их институциональными изменениями.

Очевидно, что с позиций развития эти 10 лет оказались для некоторых стран потерянными. Более того, в 1980-1990 гг. разрыв в уровнях доходов между развитыми и развивающимися странами увеличивался стремительнее, чем за предыдущие три с лишним десятилетия. Последствия этого процесса потрясают: в 1960 г. соотношение между доходами 20% наиболее богатого населения мира и доходами беднейших 40% равнялось 30:1, а в конце 80-х годов разрыв стал почти 60-кратным. В таблице приводятся данные о росте ВНП в расчете на душу населения в период 1980-1990 гг. для той же группы из 17 развивающихся стран. Наконец, далее иллюстрируется растущий разрыв между 20%-ными группами наиболее обеспеченного и беднейшего населения Земли.

Пути решения глобальных экологических проблем

В дополнение к вышеупомянутым факторам, влияющим на производительность, у экономистов есть консенсус по этому факту, что существует связь между производительностью и уровнем дохода. Низкие уровни доходов приводят к низкой производительности в развивающихся странах. Поскольку плохое питание в детстве часто ограничивает психический и физический рост людей. Плохое питание, неадекватная пища и низкие стандарты личной гигиены часто влияют на отношение к работе.

Высокие темпы роста населения и зависимость

Уровень рождаемости и смертности различается между этими странами. Таким образом, дети и пожилые люди, которые не участвуют в работе, часто упоминаются в «Зависимости бремени». Это так в том смысле, что они являются непроизводительными членами общества, и они финансово поддерживаются рабочей силой.

Растущий разрыв по уровням дохода на душу населения в богатых и бедных странах - далеко не единственное проявление экономического неравенства между ними. Чтобы правильно оценить масштабы и глубину нищеты в Третьем мире, необходимо учитывать пропасть между богатыми и бедными в самих этих странах.

Прежде всего отметим, что неравенство в распределении доходов является в той или иной мере актуальной проблемой для всех стран как развитых, так и развивающихся. Но разрыв в развивающихся странах, как правило, значительно больший, чем в более развитых странах. Так, если сравнить доходы 40% беднейшей части населения с доходами 20% наиболее обеспеченных групп внутри страны, то выясняется, что в Бразилии, Венесуэле, Гватемале, Кении, Колумбии, Мексике, Сьерра-Леоне, Эквадоре, Южной Африке и на Ямайке неравенство весьма существенное; в Коста-Рике, Ливии, Малайзии, Танзании и Чили - умеренное; в Гонконге, Индонезии, Канаде, Тайване, Швеции, Южной Корее и Японии - сравнительно небольшое.

Высокие и растущие уровни безработицы и неполной занятости

Недостаточное использование труда проявляется двумя способами. Существует недостаточная занятость, т.е. труд работает меньше, чем мог. Недостаточная занятость также означает ситуацию, когда рабочие работают полный рабочий день, но их производительность настолько мала, что смещение стольких работников не приведет к сокращению объема производства.

Существует открытая безработица труда, то есть труд, который не только способен, но и стремится работать, не получает работу. В то время как уровень безработицы среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, имеющих разумное образование, в два раза выше среднего уровня общей безработицы. Если неполноценные работники добавляются к незанятым безработным, а затем к «разочарованному рабочему»?, Те, кто отказался от поиска разочарования в работе, также включены в почти 35% объединенных городских и сельских рабочих в странах третьего мира не используется.

При этом следует отметить, что нет прямой связи и зависимости между уровнем душевого дохода и степенью равенства в его распределении. В Кении, имеющей примерно одинаковый с Индией низкий уровень дохода, разрыв между "верхними" 20% и беднейшими 40% населения намного больше, чем в Индии. Подобное же положение и в Кувейте, доходы на душу населения в котором сопоставимы с Бельгией: на долю беднейших 40% кувейтцев приходится значительно меньшая часть доходов, чем в Бельгии. Это явление подтверждает положение о неправомерности оценки развития лишь по уровню и темпам роста национального дохода в целом и в расчете на душу населения: необходимо принимать во внимание характер его распределения и прежде всего в чьих интересах оно осуществляется.

Опять же, из-за использования земель, распространения урбанизации, увеличения образовательных учреждений в городах и увеличения возможностей трудоустройства в городах происходит интенсивная миграция из сельских районов в городские районы. Такой приток миграции привел к возникновению множества социальных и экономических проблем. Разочарования и тревоги растут, что способствует поощрению терроризма, этничности, сектантства, грабежей и похищений людей.

Тяжелая зависимость от агропроизводства

Подавляющее большинство людей в странах третьего мира живут и работают в сельской местности. В Африке 68% рабочей силы занято в сельском хозяйстве. сектора, в Южной Азии - 64%, в Восточной Азии - 51%, в Латинской Америке - 32%, а в Европе - всего 9% и 53% в Северной Америке. С другой стороны, в Северной Америке 5 миллионов были агри. рабочих, которые произвели почти треть всего объема продукции.

Масштабы бедности

Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами: 1) уровнем дохода на душу населения и 2) степенью неравномерности его распределения. Чем выше неравномерность в распределении достигнутого уровня доходов, тем больше масштабы нищеты. Соответственно при сложившейся системе распределения чем ниже уровень дохода, тем шире распространение нищеты. Но как измерить бедность качественными показателями?

В случае стран третьего мира большая часть сельского хозяйства. имеет сущностный характер, отсутствует коммерциализация. Система землевладения очень устарела; арендаторы должны платить большую арендную плату землевладельцам, которые в основном отсутствуют.

Земли для таких феодалов - всего лишь знак власти и престижа. Следовательно, они так часто используют бедных крестьян. Крестьяне должны производить для своих боссов отсутствие экономических стимулов и драйвов. Земли настолько часто делятся и подразделяются на более мелкие единицы, чтобы увеличить количество арендаторов и т.д. кроме того, из-за действия закона наследования и так называемых земельных реформ продолжается процесс разделения и разделения земель.

В 70-х годах, когда эта проблема стала объектом пристального внимания, была предпринята попытка измерить ее размеры в отдельной стране и в мировом масштабе посредством установления общей черты бедности. Было также введено понятие абсолютного обнищании. Его определяли как минимальный уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных потребностей в еде, одежде и жилище, с тем чтобы поддержать существование индивидуума.

Столица считается жизненной кровью производства. Соответственно, страны, имеющие нехватку капитала, будут оставаться отсталыми и бедными. Низкие доходы приводят к низким сбережениям, которые приводят к низким инвестициям и низкой покупательной способностям, что снова приводит к низкому доходу. И снова низкий доход означает низкую покупательную способность, которая приводит к появлению ограниченного рынка. Явление ограниченного рынка приводит к ограничению инвестиций, которые приведут к снижению уровня доходов.

Общая и социальная отсталость

Они вряд ли думают изменить свою нынешнюю настройку. Эти страны высоко характеризуются несовершенствами рынка. Люди являются неподвижными, а отсутствие информации является обычным явлением в связи с рынком товаров, рынком труда и кредитным рынком. Демократия в этих странах является младенческой, и правительства часто свергаются военными. То же самое происходит с бюрократами, и они злоупотребляют своими полномочиями. Мошенничество, нечестность и растраты очень распространены в правительстве. ведомства.

Однако оказалось, что этот уровень неодинаков в странах одного региона и в различных регионах и отражает разнообразие социальных и экономических условий и физиологических потребностей населения. Поэтому экономисты относятся к этому общему показателю с большой осторожностью, с тем, чтобы не допустить необоснованного обострения проблемы. Общий методологический подход состоял в установлении международной черты бедности, например на уровне 370 долл. в ценах 1985 г., с последующим определением покупательной способности (эквивалента) данной суммы, переведенной в национальные валюты.

Рисунок показывает долю населения, живущую за международной чертой бедности (абсолютно бедные), а также количество людей в этой имущественной группе. В 1989 г. почти 1,25 млрд. человек, или 23% населения мира, жили в условиях абсолютной бедности, а в развивающихся странах - каждый третий житель. Наиболее тяжелой была ситуация в Африке к югу от Сахары - 62% населения в группе абсолютной бедности и в Азии - 675 млн. человек - наибольшее число абсолютно бедных. Ухудшение экономического положения многих развивающихся стран в начале 90-х годов и быстрый рост населения дают основание утверждать, что число абсолютно бедных продолжает быстро увеличиваться.

Здоровье

Многие жители стран Третьего мира страдают не только от низких доходов, но и от недоедания, болезней, неудовлетворительного физического состояния. Несмотря на существенный прогресс по сравнению с шестидесятыми годами, средняя продолжительность жизни в наименее развитых стран (1992 г.) составляет 52 года по сравнению с 61 годом для всего Третьего мира и 75 годами в развитых странах. Количество умерших детей в возрасте до одного года на тысячу родившихся живыми (младенческая смертность) достигает почти 99 младенцев в наименее развитых странах по сравнению с 74 в остальных развивающихся странах и 11 в развитых государствах. Данные о коэффициенте младенческой смертности в отдельных странах приведены на риснке.

Еще более показательны сведения, содержащиеся в таблицах. В середине 70-х годов рацион более 1 млрд. человек - почти половины населения развивающегося мира (без Китая) - не обеспечивал необходимое число калорий, причем каждый третий из них был ребенком в возрасте до двух лет. Большинство этих людей - жители самых бедных стран, а внутри них - самая неимущая часть населения.

В 80-е и начале 90-х годов ситуация к югу от Сахары продолжала ухудшаться, и голод принял широкие масштабы. В Азии и Африке свыше 60% населения получали количество калорий, которых едва хватало на поддержание здоровья. Дефицит в калориях можно было бы удовлетворить, выделив 2% мирового производства зерновых. Это противоречит широко распространенному мнению, что причиной недоедания является дисбаланс между количеством населения и предложением продовольствия. Более верное объяснение - колоссальное неравенство в распределении доходов. Недоедание и плохое здоровье в развивающихся странах - в большей степени следствие бедности, чем недостаточного производства продовольствия, хотя оба этих фактора взаимосвязаны.

Часто для измерения недоедания используется другой показатель - суточное потребление человеком протеина, которое колеблется от 97 грамм в до 63, 48 и 43 граммов в Бразилии, Индии и Гане соответственно. По зерновому эквиваленту душевое потребление составляло в 80-х годах порядка 670 кг в развитых странах по сравнению со 185 кг в развивающихся.

Трудно переоценить важность доступа населения к чистой питьевой воде. Такие болезни, как брюшной тиф, холера, многие крайне опасные и смертельные желудочные заболевания, ставшие причиной 35% смертей детей младшего возраста в Азии, Африке и Латинской Америке, передаются через воду. Обеспечение населения чистой водой привело бы к быстрому искоренению большинства этих болезней.

Здравоохранение во многих частях развивающегося мира находится в плачевном состоянии. В наиболее развитых странах на 100 тыс. населения приходится в среднем 4,8 врача по сравнению с 210 в развитых странах, также велики различия и в количестве больничных коек на одного жителя. К тому же, в развивающихся странах почти все медицинские учреждения сконцентрированы в городах, где проживает всего 25% населения, а остальное население практически лишено медицинской помощи. Например, 80% врачей Индии обслуживают города, т.е. 20% населения. В городах Боливии живет лишь 1/3 населения, но в них размещено 90% медицинских учреждений.

В столице Кении Найроби один врач обслуживает 672 жителя, а в сельской местности, где сосредоточено 87% всего населения, это соотношение составляет 20000:1. Более 75% государственных расходов развивающихся стран на здравоохранение направляются в городские больницы, применяющие дорогостоящие методы лечения западного типа. Согласно исследованию Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) снижение подобных расходов на 50% и использование высвобожденных средств для обучения 1 млн. медицинских работников могло бы обеспечить 1 млрд. человек из беднейших слоев населения медицинской помощью.

Народное образование

Еще одно свидетельство низкого уровня жизни в развивающихся странах - состояние образования. Попытка введения всеобщего начального образования может рассматриваться как наиболее важное достижение этих стран. Расходы на образование занимают верхнюю строку в бюджетах большинства из них. И все же, несмотря на все усилия и существенный рост численности учеников, уровень грамотности остается крайне низким.

Так, средний уровень грамотности в наиболее развитых странах составляет в среднем 45% по сравнению с примерно 64% во всем Третьем мире и 99% в развитых странах. По имеющимся оценкам более 300 млн. детей покинули первую и вторую ступени общеобразовательных школ, а среди 1 млрд. неграмотных взрослых свыше 60% составляют женщины. Школьные программы часто не ориентированы на потребности национального развития.

Заканчивая наше обсуждение, сведем общие характеристики развивающихся стран в шесть групп:

  1. Низкий уровень национального дохода по сравнению с индустриальными державами и медленные темпы его роста.
  2. Низкий уровень и медленные темпы роста дохода на душу населения, а во многих странах - их стагнация.
  3. Крайне искаженная система распределения доходов, когда доходы 20% "высших" слоев общества в 5-10 раз превышают доходы 40% "низших" слоев.
  4. Широкие массы населения Третьего мира живут в условиях абсолютного обнищания, а доходы от 1 до 13 млрд. человек составляют менее 370 долл. в год, что ниже международной черты бедности.
  5. Состояние здоровья значительной части населения неудовлетворительное: оно страдает от недоедания и вызванных им болезней, а младенческая смертность в десять раз больше, чем в развитых странах.
  6. Низкий уровень грамотности, высокий процент отсева из общеобразовательных школ, оторванность программ обучения от реальных проблем развития.

Особо следует отметить, что большинство развивающихся стран испытывает на себе одновременное воздействие всех перечисленных выше явлений, что обостряет хронические проблемы нищеты, невежества и болезней, омрачающих жизнь людей.

Развитые страны занимают доминирующее положение в мировой экономике. Об этом свидетельствует большая совокупность самых различных показателей: обьем ВВП в целом и на душу населения, уровень доходов населения, доля в мировой торговле, уровень образования, производительность труда и т.д.

В 2002 г. совокупный обьем ВВП, произведенный развитыми странами, составил 24,5 тлрн долл. (в текущих ценах). Сама по себе столь значительная величина к тому же составляла более чем три четверти (76,2%) мирового ВВП.

Среди развитых стран выделяется так называемая «Большая семерка», заметно превосходящая другие страны этой группы по произведенному ВВП: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Их совокупный ВВП в 2002 г. составлял 21,2 трлн долл. (т.е. на остальные 16 стран этой группы приходилось «всего» 3,3 трлн долл.). США - безусловный лидер этой группы и всей мировой экономики: объем их ВВП составил 10,4 трлн долл., затем с большим отрывом следовала Япония (4,0 трлн долл.), которая в свою очередь заметно опережала «локомотив» европейской экономики - Германию (2,0 трлн долл.). Показатели Великобритании, Франции и Италии примерно сопоставимы друг с другом: 1,2- 1,5 трлн долл. Замыкает «семерку» Канада - 0,7 трлн долл.

Лидерство «семерки» по объемам ВВП не означает их автоматического лидерства и по другим показателям, характеризующим экономику развитых стран. Например, в 2002 г. второе место (первое у США) в рейтинге конкурентоспособности, составленным Всемирным экономическим форумом, заняла Финляндия. Эта же страна возглавляет и так называемый рейтинг «чистоты», т.е. степени некоррумпированности бизнеса и власти. Первая тройка в рейтинге «качества жизни» выглядит следующим образом: Канада, Норвегия, США. По размерам оборота внешней торговли на душу населения на первом месте стоит Бельгия. Подобные примеры можно продолжать практически бесконечно, и все они свидетельствуют о том, что развитые страны, несмотря на свою «разновеликостъ», составляют достаточно гомогенную группу, к тому же довольно значительно оторвавшуюся от остального мира.

Следует отметить, что при составлении различного рода рейтингов, индексов, рэнкингов и подобного рода сопоставительных инструментов в отдельных случаях в лидирующей десятке оказываются страны, официально не входящие в группу развитых. В основном это высший эшелон развивающихся государств: Израиль, Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань. Однако их появление в «элите» не носит системного характера и связано обычно с достаточно узкой или специфичной сферой экономической деятельности. Особого упоминания заслуживает то, что при расчете различных ранжирующих показателей, охватывающих, как правило, не все страны мира, а примерно их половину, чаще всего «забывают» (складывается стойкое убеждение, что сознательно) про Китай. Причины этого не совсем ясны, тем более, что экономика Китая динамично развивается в рыночном направлении, а ВВП страны в текущих ценах занимает шестое место в мире, а рассчитанный по паритету покупательной способности - вообще второе.