Open
Close

Мытищинский водопровод история. Памятник мытищинской воде

Оригинал взят у alex_avr2 в Третий мытищинский водопровод

Недавно московскому водопроводу исполнилось 212 лет. Все эти годы водопровод непрерывно развивался преодолев путь от крохотной кирпичной галереи до современной огромной сети водоснабжения Москвы, которая раскинулась на несколько регионов. Сегодня я расскажу про один из самых интересных с точки зрения инженерной истории этапов развития водопровода на рубеже 19-20 веков, когда технологии менялись с огромной скоростью, паровые двигатели соседствовали с электромоторами, а футы с аршинами, дюймами и саженями.


Я уже обзорно рассказывал про общую историю московского водопровода (часть 1 , часть 2), поэтому тут дам лишь самое краткое описание, а подробности можно почитать по ссылкам.

Первый общегородской водопровод в Москве был запущен в 1804 году и был полностью самотечным - вода текла по кирпичным галереям .

Начинался он в районе нынешних Мытищ, около верховий Яузы, из естественных ключей, которые давали чистую воду. Производительность этого водопровода была примерно 200 000 ведер в сутки (объем воды в водопроводе и канализации Москвы измерялся в ведрах до 50х годов 20 века, одно ведро равняется 12-ти литрам). Ввиду конструктивных недостатков, полноценно этот водопровод никогда не работал - большая часть чистой воды терялась через трещины галереи по пути в Москву, зато вместо нее в галерею проникала грязная грунтовая вода, преимущественно из района Сокольников. Некоторое время галерею латали, но в 1820х годах ее самую ветхую часть продублировали чугунной трубой диаметром 20 дюймов, а в 1850х она была продублирована полностью от Мытищ до центра Москвы. Так появился второй мытищинский водопровод с производительностью около 500 000 ведер в сутки. Однако, к концу 19 века производительности и этого водопровода перестало хватать - Москва быстро росла, воды требовалось все больше и больше. И тогда было принято решение построить третий мытищинский водопровод фактически с нуля. Про него сегодня и пойдет речь.

Устройством третьего мытищинского водопровода занялся Зимин Николай Петрович . Работы были разделены на несколько этапов, растянувшихся более чем на десять лет. Первый строительный период проходил в 1890-1893 годах, второй в 1897-1906 годах. А в 1908 году за авторством Зимина была выпущена следующая книга:

С большим удивлением было обнаружено, что скан этой книги сделан компанией Google, а один из экземпляров хранится в Гарварде.

Далее я буду давать множество выдержек из этой книги, т.к. на мой взгляд она крайне интересна с инженерной точки зрения, позволяя ощутить дух того времени. Целиком книжку можно скачать по сслыке .

Итак, к концу 19го века воды второго мытищинского водопровода перестало хватать и было принято решение построить третий водопровод с производительностью 1 500 000 ведер в сутки. Водопровод состоял из нескольких ключевых сооружений.

Голубым цветом на карте обозначена водоподъемная станция в Мытищах, где собственно и происходил забор артезианской воды. Зеленым показана Алексеевская водокачка и Алексеевский запасной резервуар. Красным кружком обозначено место где находились Крестовские водонапорные башни, а красной линией сама линия водопровода. Кроме этого в центре города была проложена протяженная сеть водопроводных труб.

Водопроводная станция в Мытищах

Изначально вода в Мытищах появилась можно сказать сама. Из под земли били ключи с чистой водой. При строительстве первого самотечного водопровода эти ключи просто обустроили - построили кирпичные бассейны и проложили от них трубы к кирпичной галерее.

Однако, производительность естественных ключей была не высока. Также небольшой была и пропускная способность самотечной галереи. Для повышения производительности в конце 19 века было решено пробурить скважины и выкачивать воду из под земли с помощью паровых машин. Эти же машины должны были подавать воду в две напорные трубы диаметром 24 дюйма, идущие в город.

Для реализации проекта на территории будущей станции был пробурен ряд скважин, которые были соединены одной общей трубой, подключенной к паровым машинам установленных в машинном здании. Пар в машины подавался от паровых котлов установленных в том же здании и питавшихся нефтью из специальных резервуаров.

Машинное здание первого этапа строительства в наши дни:

И в 19 веке:

Внимательный читатель заметит, что здание достраивалось. Это свойственно практически всем сооружениям московского водопровода.

А вот и один сохранившийся (из двух) нефтяной бак из клепанной листовой стали. Сейчас используется как склад.

Нефть возили лошадями:

В 1892-1893 годах водопровод был запущен в эксплуатацию, но уже на тот момент его производительности не хватало - Москве требовалось почти в два с половиной раза больше воды - 3 500 000 ведер в сутки, поэтому станцию решили расширять, построив второе машинное здание и установив дополнительные паровые машины с насосами. Однако тут встала большая проблема. Дело в том, что принудительное откачивание воды из скважин приводило к тому, что уровень грунтовых вод понижался, что в свою очередь приводило к тому, что старые паровые машины просто не смогли бы откачивать воду с необходимой глубины. Для решения этой проблемы пришлось бы устанавливать новые машины с большим заглублением, а старые переносить ниже, что повлекло бы за собой колоссальные расходы. Кроме того, необходимо было построить вдоль скважин на глубине тоннель, в котором бы проходили все трубы, что тоже не сказывалось положительно на сложности и стоимости строительства.

Однако, решение проблемы подкралось с неожиданной стороны. К тому времени электрические моторы уже активно внедрялись в производство. Было решено попробовать использовать насосы погружаемые в скважину с приводом от электромотора, для откачки воды. Было заказано несколько разных типов насосов. Первые эксперименты оказались неудачными. В них использовались насосы поршневого типа. Из-за сильных вибраций они были подвержены быстрому износу, кроме того вибрации приводили к тому, что из окружающих грунтов в скважине выбивались мелкие частицы, которые делали воду мутной и еще больше увеличивали износ насоса. Однако, затем были опробованы центробежные насосы, которые показали очень хорошие результаты и в результате было принято их и использовать.

Применение отдельных насосов на каждой скважине очень сильно упрощало всю систему. Во-первых отпала необходимость углубления паровых машин. Во-вторых отпала необходимость в строительстве подземной галереи с множеством ответвлений к скважинам:

В-третьих появилась возможность разнести скважины на большее расстояние, т.к. теперь к ним требовалось тянуть лишь электрические провода и напорные трубы на небольшой глубине, что было существенно проще чем поддерживать единую всасывающую систему.

Так как уровень грунтовых вод понижался, то был пробурен новый ряд скважин на бОльшую глубину и бОльшего диаметра, чем первые. Заметьте, в инженерном документе тех годов вполне себе упоминается термин "дыры", вместо отверстий, а в еще одном месте они мило названы "дырочками" :)

Над каждой скважиной устанавливался деревянный сруб, в котором располагался мотор приводящий в движение насос опущенный в скважину.

Питание насосов осуществлялось по воздушной линии:

Несколько срубов сохранилось и до наших дней:

Однако для питания насосов требовалось электричество. Разумеется в те годы ни о какой электрификации в Мытищах и речи не шло, поэтому на станции было построено отдельное здание электростанции. Там были установлены пародинамы, которые использовали пар от тех же котлов, что и паровые машины. Электростанция в наши дни:

А вот, что писал об устройстве электростанции Зимин:

Очень интересно читать термины тех времен: "катающаяся балка", "50 периодов в одну секунду", "распределительная доска" и т.п. В более ранних документах я встречал термин "огненные машины", применительно к паровым. Пройдут годы и появятся современные термины, ГОСТы и стандарты, но тогда было вот так.

Отдельно и во всех подробностях рассмотрены паровые машины. Как я уже говорил выше, располагались они в машинных залах. Паровая часть машины находилась на уровне земли, насосная же находилась в специальной шахте под зданием.

Диаметр маховика составлял 6 метров.

А вот так машины выглядели в реальности:

Стимпанк:)

Новое машинное здание (впрочем практически идентичное старому) сохранилось до наших дней:

Архитектором большинства сооружений третьего мытищинского водопровода стал Геппенер Максим Карлович , он же был архитектором множества других промышленных и не только зданий в Москве.

На кирпиче можно заметить клеймо:

А вот паровых машин внутри здания, увы, не сохранилось. Впрочем там все равно интересно!

В центральной части ныне почти пустого зала можно увидеть круглый проем:

Заглянув туда можно обнаружить металлическую винтовую лесенку:

А спустившись - попасть в подземную шахту под зданием, где раньше располагалась насосная часть паровой машины. К сожалению она также не сохранилась и ныне лесенка является пожалуй самым красивым элементом помещения:)

Лесенке этой уже больше ста лет и она упоминается в книге Зимина:

Отдельного упоминание заслуживает процесс выбора и тестирования паровой машины. На тот момет многие заводы предлагали свои машины и было из чего выбирать:

После установки машины она была протестирована, а параметры работы тщательно замерены:

В результате всех проведенных работ была достигнута необходимая производительность:

Получилось это ценой опускания уровня грунтовых вод почти на 12 метров.

На этой карте показан план станции на конец второго этапа работ. Г-образные здания построены зеркально - это новое и старое машинное здание. Здание чуть ниже между ними - электрическая станция. Два круга слева - нефтяные баки. Сверху видно два ряда скважин - нижний старый, отключенный, верхний - новый.

Современный вид машинных зданий и электростанции:

Также была построена новая дымовая труба и проложена дорога к станции:

Кроме забавных по современным меркам технических терминов, документ впечатляет количеством разнообразных единиц измерений и их сочетаний. Тут и футы и фунты и сажени и пуды и дюймы и аршины и вершки и метры с миллиметрами и атмосферы, да что там вершки, есть даже дюймы ртутного столба!

Из документа следует, что разные работы выполняли разные подрядчики, видимо они и пользовались разными единицами измерения, которые не стали приводить к одному стандарту.

Новым паровым машинам не суждено было проработать долго. В 1924 году до станции добралась всеобщая электрификация. Паровые машины, котлы, местная электростанция и нефтяные баки - все это потеряло актуальность. Вместо паровых машин было установлено два электронасоса обеспечивающих производительность 2 100 000 ведер в сутки каждый. Тогда же на станции был установлен прекраснейший электрощит, доживший до наших дней:

Увы, сейчас в утилитарных сооружениях не принято делать всякие визуальные излишества, но тогда это было нормой:

Вероятно оригинальный амперметр:

Большинство приборов, конечно, давно заменены на относительно современные, хотя мраморная и деревянная основа щита осталась:

Стеклянные перекрытия над шахтой, где когда-то находилась часть паровой машины:

В этом же зале сохранился еще один интересный артефакт - вакуумный насос с электрическим приводом производства Сименс.

Установлен в 1920 году для удаления воздуха из всасывающей линии соединяющей скважины.

Алексеевская водокачка

Первая версия Алексеевской водокачки была построена в 20х года 19 века. Дело в том, что кирпичная галерея построенная при Екатерине была самотечной, из чего следовал очевидный ее недостаток - она должна была идти с постоянным уклоном вниз. До тогдашнего села Алексеевского галерея шла почти по прямой вдоль нынешнего Ярославского шоссе. Однако затем, чтобы попасть в центр города ей приходилось делать большой крюк через Сокольники. Но даже этот крюк был лишь частичным решением проблемы, так как в Сокольниках галерею пришлось вести на глубине около 18 метров, что даже по нынешним меркам является весьма приличной глубиной для прокладки коммуникаций. Этот же участок и стал наиболее проблемным - в 1823 году галерея рухнула и восстанавливать ее не стали. Вместо этого в Алексеевском поставили водокачку с двумя паровыми машинами мощностью по 24 л.с., а от водокачки уже по прямой проложили чугунную напорную трубу в центр города.

При строительстве третьего мытищинского водопровода водокачку полностью перестроили. Там установили более мощные паровые машины и построили резервуар для воды, являющийся резервным (запасным) на случай, если по каким-то причинам будет прекращена подача воды из Мытищ.

План новой водокачки:

Фотография машинного здания на момент постройки:

У подземного резервуара был построен красивейший наземный вестибюль:

Среди прочих зданий было построено административное здание, где жили и работали работники водокачки.

Судьба Мытищинского водопровода

Окончательная судьба Мытищинского водопровода сложилась довольно печально. После резкого взлета, последовало почти такое же резкое падение. И причиной тому стало несколько факторов. Москва продолжала расти бешеными темпами, в городе появилась централизованная канализация. Это привело к тому, что даже увеличенной производительности станции не хватало для водоснабжения города. На пике своего развития станция производила около 4 200 000 ведер воды в сутки или переводя в современные единицы - около 350 тысяч кубометров воды в сутки. По современным меркам это совсем небольшой объем - сейчас Москва потребляет порядка 4 миллионов кубометров воды в сутки. Кроме того, стремление выкачать все больше и больше воды из земли привело к тому, что качество воды сильно упало. Она стала мутной, в трубах стал откладываться осадок.

Уже к концу 19го века стало ясно, что питать растущий город только за счет подземных источников просто не получится. Были произведены эксперименты по бурению новых скважин в разных районах, но они не давали необходимого количества качественной воды даже в первом приближении. В результате было принято решение строить станции очистки поверхностных, т.е. речных вод. Первой такой станцией стала Рублевская , запущенная в 1902 году. А в 30х годах была построена огромная гидросистема из множества рек, водохранилищ, шлюзов и перекачивающих станций для питания Москвы водой - в город пришла волжская вода по каналу имени Москвы.

Что же до Мытищинского водопровода, то он перестал подавать воду в Москву в середине 20 века. Сейчас Мытищинская станция обеспечивает водой только Мытищи и окрестности, при этом вода на станцию поступает по трубам из Москвы, развернувшись на 180 градусов. От старинных водозаборных бассейнов остались лишь ямы, а местность вокруг станции сейчас очень сильно заболочена из-за подъема уровня реки Яузы "благодаря" предприятию ниже по течению.

Николай Петрович Зимин скончался в 1909 году, через год после публикации книги процитированной многократно выше.

Огромное спасибо пресс-службе АО Мосводоканал за организацию экскурсии на Мытищинскую водопроводную станцию и Алексеевкую водокачку.

Все материалы получены из открытых источников.

Другие мои статьи про канализацию и водопровод:
● Центральная канализационная насосная станция Москвы
● Интернет через канализацию
● Загородный канал
● Прочистка и инспекция канализационных труб
● Курьяновские очистные сооружения
● Люберецкие очистные сооружения - как очищают сточные воды Москвы и борются с запахами
● Рублевская станция водоподготовки
● Рублевский гидроузел и водозаборная станция
● Западная станция водоподготовки
● Юго-Западная водопроводная станция Москвы
● История московского водопровода

Для начала парочку легенд.
Легенда 1-я про Громовой ключ. Якобы во время страшной грозы во второй половине 18-го века ударила молния в землю и забил из этого места водяной фонтан высотой 3 метра. Случилось это неподалёку от того места, где сейчас находятся остатки села Большие Мытищи. А поскольку молния сопровождается громом, ключ этот назвали Громовым. Может потому, что Молниевый - это как-то не по-русски. И вроде даже учёные подтвердили, что молния, действительно, могла пробить слой глины, удерживающей воду, и знаю я, что вода "притягивает" небесное электричество, всё равно сомнения меня не покидают. Местность там равнинная, оврагов нет, и каким образом мог поучиться фонтан высотой 3 метра - не понимаю. Ну да ладно, легенды они на то и легенды, чтобы было красиво. Ключ есть, вода есть.
Легенда 2-я. Ехала как-то Екатерина II в Троице-Сергиеву лавру. И захотелось ей пить. И поднесли ей крестьяне водички вкусной мытищинской. И так понравилась ей эта вода, что повелела она построить водопровод для снабжения Москвы вкусной мытищинской водичкой. Здесь тоже есть вопросы. Цари-императоры наши в придорожных забегаловках не питались и не поились, так как боялись, что их отравят, и воду питьевую возили с собой. Но в нашем случае по традиционному российскому разгильдяйству бочка с водой где-то подотстала, а императрицу поить надо во избежание гнева. Так вот и возник бренд "Мытищинская вода". Ну и местный народец начал делать на этом бренде свой маленький бизнес - поить жаждущих водичкой и чайком.
Многое делалось для поддержания этого самого бренда. Вплоть до того, что городская администрация заказала Перову картину на тему "Чаепитие в Мытищах"

Возможно, что и чайные короли Перловы тут подсуетились - хорошая реклама!

2. И герб Мытищ посвящён воде и водопроводу.

Ну а теперь от легенд предлагаю перейти непосредственно к водопроводу.
Итак, первый водопровод построен по указу Екатерины II в 1779-1804 годах и назван в её честь Екатерининским. Водопровод питался из 43 ключевых бассейнов и представлял из себя кирпичную галерею длиной 22 версты. Вода шла самотёком до водоразборного бассейна на Трубной площади с отводом к Кузнецкому мосту. Проектная производительность составляла 300 тысяч вёдер в день, по факту до конца доходило 40 тысяч вёдер. Металлические трубы тогда делать ещё не умели, промышленных гидроизоляционных материалов тоже ещё не было, поэтому большое количество воды просто фильтровалось сквозь кирпичную кладку. Перепад высот по длине водопровода составлял всего 44 метра, т.е. 2 метра на версту. Задачка выдержать равномерно уклон при том, что приходилось пересекать естественные преграды, была весьма непростой. Задачку эту решал военный инженер Фридрих Бауэр, а после его смерти - инженер Иван Герард. На строительстве трудились в основном солдаты. Когда началась русско-турецкая война, солдат отправили на фронт и стройка затормозилась.
Фрагментов галереи осталось очень немного. Уже в недавние времена при расширении МКАД уничтожен переход через Ичку, при реконструкции Ярославского шоссе фрагмент галереи в районе моста через Яузу, участок в Мытищах при реконструкции теплотрассы.
3. Схема верхней части первой нитки.


Дорогу на Громовой ключ, с которого всё начиналось, мне показали, но тропы в лесу ещё не просохли, и пришлось отложить его посещение на потом.
4. Но удалось посмотреть мостик через водоотводный канал.


С виду обычный мост через канаву. По нему проходит асфальтовая дорога, ездят автомобили. И, если не знать, что там внизу, то и внимания на него не обратишь. Что я, собственно, неоднократно и делал.
5. А внизу - кладка 1779-го года.


На мой взгляд, кладку подновляли в более поздние времена. Но, тем не менее, качество кирпича позволяет этому мостику стоять больше 200 лет.
6. Вверху можно заметить своего рода сосулечки.


Но, на самом деле, это самые настоящие сталактиты, только маленькие.
7. А это водоотводной канал.


8. Водосборный бассейн № 12, вернее его остатки. На схеме он есть.


9. А лучше всего, конечно сохранилась та часть водопровода, которая проходила по Ростокинскому акведуку.


Строить начали при Екатерине II, закончили при Павле I, а при Николае I уже потребовалась серьёзная реконструкция. Вот только Александр I руку свою императорскую не приложил. Да ладно. ему простительно - он с Наполеоном воевал, ему не до водопровода было.
Так вот - самой слабое место оказалось в Сокольниках - там галерея проходила под землёй и вода с болота просачивалась в водопровод, что серьёзно ухудшало качество мытищинской воды.
10. В Сокольниках я видел только это болото.


Мало того, галерея в районе Сокольники - Красное село вообще обвалилась, перекрыв подачу воды.
В связи с этим решили в селе Алексеевском построить водоподъёмную станцию с двумя паровыми машинами.
11. Это как раз недалеко от акведука.


И от Алексеевского уже провели водоводы в Кремль, Воспитательный дом, бани, театр. Кстати, сохранившийся фонтан у Большого театра - часть той самой водораздаточной системы. Другие фонтаны располагались на Лубянке, Сухаревке, Варварке, Никольской, Александровском саду. А остался только один - у Большого.
Но и этого Москве не хватало, а чистая вода нужна была ибо чума и холера в грязной-то водичке очень хорошо себя чувствовали. И при Александре II затеяли ещё одну реконструкцию.
Увеличили мощность насосов в Алексеевском, от Мытищ до Москвы положили чугунные трубы. В трубы вода подавалась насосами, для этого установили две паровые машины в Мытищах.
12. Если выйти из ворот водонасосной станции и пойти прямо, можно разглядеть следы бывшей прямой дороги в Мытищи.

Скорее всего, вторая нитка шла именно по этому месту.
Дорога ушла под воду когда в 1970-е уровень воды в Яузе подняли и образовался обширный водно-болотный комплекс. Сделано это было чтобы затопить торфяные выработки и видимо после горячего лета 1972-го года. Тогда, как и в 2010-м горели торфяники по всему центру страны.
Говорят, что по этой дороге можно и сейчас пройти в болотных сапогах, но она с тех пор сильно заросла, а продираться через кусты удовольствие ниже среднего. В Викимапии это место обозначено как старая дорога.

13. В 1890-1900 годы была построена новая нитка водопровода, и пошла она по другому маршруту. От станции её повели на запад, и пересекала Яузу она в месте, с которого велась съёмка.


Новый водопровод состоял уже из чугунных труб диаметром 600мм. Вода в него подавалась под давлением, создаваемым насосами, приводимыми в действие паровыми машинами.
14. В Москве конечной точкой были две водонапорные башни на Крестовской площади - в самом начале Ярославского шоссе.(фото из Википедии)


От этих башен вода самотёком поступала потребителям. Производительность водопровода была уже 1,5 млн вёдер в сутки по каждой из двух труб. Авторы проекта Зимин, Забаев, Дункер.
15. Вот этот мост, названный Чугунным.


Когда в 1937-м году был построен канал им. Москвы и Восточный водопроводный канал, (
) проблема со снабжением Москвы водой была решена и Мытищинский водопровод потерял своё значение. Крестовские башни были разобраны в 1939 году при расширении Ярославского шоссе.
В следующей, заключительной части рассказа сходим на сохранившуюся водонасосную станцию, основные здания которой построены тем же архитектором, который строил Крестовские башни - Максимом Карловичем Геппенером.
Часть 1.
Часть 2. Водопровод.
Часть 3. Водопроводная станция.

Чем впечатляет: В 2004 году в честь 200-летия со дня открытия водопровода на улице Мира появился памятник мытищинской воде. Этот своеобразный букет из задвижек виден даже с высоты птичьего полета. Москвичи уже привыкли к тому, что за чистую воду нужно благодарить мытищинские ключи. Но история хранит совсем другие факты: и воды мытищинский водопровод давал мало, и качество ее оставляло желать лучшего… Так в чем же дело?

Все началось летом 1778 года, когда Ф.В. Баур по распоряжению императрицы отправился в служебную командировку. Перед ним стояла непростая задача: найти в окрестностях Москвы источник воды для «столицы-замарашки».

Осмотрев множество городов и весей, Баур пришел в отчаянье: подходящего источника не было. Но тут знатоки подсказали ему отправиться на северо-восток. Там, на расстоянии версты от старинного Троицкого тракта, в сосновом бору на высоту трех с лишним метров из-под земли бил самый настоящий фонтан. Замер показал, что Громовый ключ может давать 1 миллион 656 тысяч литров в сутки или 69 тысяч литров в час чистейшей родниковой воды!

Но для жаждущей Москвы этого было недостаточно. Тогда Баур распорядился пробурить рядом с Громовым ключом пробные скважины, и из них тоже забили фонтаны чистейшей родниковой воды. По расчетам Баура, Громовый источник и 17 искусственных скважин могли давать столице 300-330 тысяч 12-литровых ведер воды в сутки. Как раз столько, сколько нужно!

Но радость от находки была недолгой, ведь предполагаемые расходы на строительство водопровода пугали: от центра Москвы до водоносных источников не менее 20 верст по Троицкой дороге, при этом рельеф местности все время повышается, и значит, придется вести трассу окружным путем. Чтобы оценить весь «масштаб бедствия» и составить детальную смету строительства, всю трассу будущего водопровода Баур исходил пешком буквально вдоль и поперек.

Проект Баура был одобрен, и 28 июля 1779 года на сооружение водопровода было выделено 1 миллион 100 тысяч рублей. Строительство началось. Перво-наперво решили обустроить Громовый ключ - источник обложили камнем и соорудили над ним бревенчатую избушку. От него по современной улице Водопроводная аллея проложили первые метры кирпичной галереи. Н.М. Карамзин, решивший проехаться по России, перед тем как сесть за написание «Истории государства Российского», писал: Я ходил пешком к тамошним славным колодцам, сквозь длинную насаженную аллею, откуда проведена вода в Москву. Их числом 42. Каждый представляет издали вид маленького домика, и все вместе кажутся небольшим прекрасным селением. При этом во времена Карамзина над Громовым ключом стояла уже кирпичная часовенка. Именно она и стала первым памятником инженерам и строителям Московского-Мытищинского водопровода.

А Ростокинский акведук можно назвать посмертным памятником Бауру, так как к началу строительства в 1783 году 52-летний инженер скончался. Строительство шло уже 4 года, и в 1787 году императрица Екатерина пожелала лично осмотреть акведук. К ее приезду был запланирован пробный пуск водовода на отрезке от Громового ключа к селу Алексеевскому. Облицованный белым камнем арочный «водяной мост» императрице представлял сменивший Баура на посту руководителя строительства водопровода инженер-полковник Иван Карлович Герард. Непосредственно руководил достройкой акведука его сын. Отец и сын тщательно подготовились к визиту императрицы: в селе Алексеевском был накрыт стол, в центре которого попыхивал огромный самовар, а на глазах изумленной императрицы из недавно построенного участка кирпичной галереи потекла мытищинская вода, которой и заправили пузатый самовар. «Чаепитие в Алексеевском» Екатерине пришлось по вкусу, и она записала в своем дневнике: Самая лучшая постройка в Москве - несомненно, Ростокинский водопровод, он с виду легок, как перо.

Но все оказалось не так гладко. Русско-турецкая война задержала окончание строительства водопровода почти на десятилетие. И это промедление было смерти подобно, ведь роль труб в кирпичной галерее выполняли обыкновенные струганые доски. По расчетам Баура постоянно текущая вода должна была препятствовать разрушению труб. Но одного не учел он - столь типичной для России приостановки работ на неопределенный срок.

В 1788 году неоконченным оставался третий участок кирпичной галереи - от Сокольников до Самотечного пруда. Строители вернулись сюда вновь лишь через 9 лет. На достройку водопровода было выделено 400 тысяч рублей. Но уже чрез 5 лет начальник строительства И.К. Герард запросил еще 200 тысяч на завершение работ. В итоге этот последний участок стал самым дорогим из всей 26-километровой трассы водопровода, включая даже знаменитый «миллионный мост».

А теперь вернемся к уже построенной трассе водопровода, которая попросту разрушалась почти 19 лет. Не исключено, что большая часть еще не сгнивших его досок и кирпича пошла на сараи в селах и деревнях от Больших Мытищ до Алексеевского. Но так как Герард понимал свое щекотливое положение (за то, что не усмотрели за уже построенной трассой спрашивали бы именно с него), на бумаге вся трасса водопровода выглядела вполне исправной. При этом Герард возил многочисленные проверочные комиссии на образцово-показательный Ростокинский акведук. В 1799 году там даже заменили полностью истлевшие доски на листы свинца. Но это, конечно же, не спасло положения...

И вот осенью 1804 года Мытищинский водопровод был сдан в эксплуатацию. 28 октября вода из мытищинских ключей отправилась в путь по кирпичной галерее. На другом конце, у Самотечного пруда, в тот же день ждали прибытия 330 тысяч ведер чистейшей родниковой воды… Но тут приключился казус, достойный быть занесенным в школьные учебники по арифметике. Дано: в Мытищах в кирпичную галерею каждые 24 часа вливалось 330 тысяч ведер родниковой воды прекрасного качества. Но на выходе в Москве, из этой галереи выливалось лишь 40 тысяч ведер мутной, пахнущей болотом воды. Внимание вопрос: куда пропадала мытищинская вода? Разбираться в этом не стали, и в результате почти четверть века москвичи ежедневно выпивали по 40 тысяч ведер водопроводной воды плохого качества, незаслуженно ругая при этом мытищинские ключи.

А правду знали лишь те, кто совершал пешие паломничества в Троице-Сергиеву лавру и по пути останавливался на отдых в селе Большие Мытищи. Они-то и видели истинную мытищинскую воду. А она вызывала восхищение и даже считалась целебной. Возможно, поэтому в часовне над источником установили мемориальная доску: Ключ сего бассейна по преданию народному, произведенный ударом грома, первый подал мысль к построению сего благодетельного для Москвы сооружения.

В 1805 году стало ясно, что продолжавшееся четверть века строительство, поглотившее 1 миллион 700 тысяч рублей казенных денег, отнюдь не решило проблему снабжения Москвы питьевой водой. 40 тысяч ведер воды в сутки в то время - это чуть больше одного литра на каждого москвича. Но никаких действий особо не предпринималось. Правда вскрылась в 1823 году, когда у села Алексеевского обвалилась кирпичная галерея. Катастрофа? Ничуть! По «Сокольнической линии» к Самотечному пруду продолжали течь те же самые 40 тысяч ведер воды. Эта, долгое время считавшаяся мытищинской, вода попадала в галерею из ключей Сокольнической рощи, а также была обыкновенной грунтовой водой (то есть талой и дождевой), которая попадала в водопровод в тех местах, где галерея проходила под землей. А 330 тысяч ведер мытищинской воды бесследно растворялись на отрезке от Больших Мытищ до Сокольников.

Летом 1826 года император Николай Первый велел начальнику Московского округа путей сообщения Николаю Янишу составить проект переусройства московского водопровода и выделил на это 565 тысяч рублей. Через 2 года проект был готов. Авторами его стали директор Московского водопровода Максимов и молодой поручик Андрей Дельвиг. Решено было оставить «Сокольническую линию» как отдельный водопровод, а также провести новую кирпичную галерею от села Алексеевского вдоль современного проспекта Мира к Сухаревой башне. Отныне эта старинная крепостная башня Земляного города Москвы должна была стать водонапорной. Также с другой стороны к Сухаревой башне подходила кирпичная галерея, сооруженная еще инженером Герардом. Но вот беда: в районе современной станции метро «Проспект Мира» трасса водопровода упиралась в достаточно высокую Поклонную гору, а вода должна была подаваться в Москву самотеком. Тогда галерею проложили внутри Поклонной горы на глубине 17 метров.

И в 1835 году обновленный Мытищинский водопровод был введен в эксплуатацию. Правда, к Сухаревой башне из Мытищ вместо планировавшихся 330 тысяч опять доходило не все - только 180 тысяч ведер воды в сутки. На тот момент Бауровская кирпичная галерея была не только изношена физически, но и устарела морально. И «латание дыр» уже не помогало.

А к 1848 году объем поступающей из Мытищ в Москву воды сократился до 100 тысяч веер в сутки. Оказалось, что из 48 мытищинских источников пять совсем перестали давать воду, и существенно снизилась водоносность Громового ключа. Это и стало той последней каплей, после которого было решено искать новые источники воды. Через 2 года началось строительство Москворецкого водопровода. Правда, вода из Москвы-реки сильно уступала по качеству Мытищинской.

В 1853 году директором водопровода стал Андрей Иванович Дельвиг. Он еще раз обследовал мытищинские ключи и пришел к выводу, что Москва существенно не добирает из них воду. По расчетам Дельвига, в верховьях Яузы можно было получать 500 тысяч ведер в сутки, если понизить уровень забора на один метр. А еще по новой трассе из Мытищ в Москву побежали уже чугунные трубы. Вместо Шарапово – Перловка. В стороне остался и Ростокинский акведук, а вместо него рядом с линией современной Ярославской железной дороги через реку Яузу был перекинут ажурный металлический мост, по которому проложили две чугунные трубы. Далее по современным мытищинским улицам, в районе платформ Маленковская и Москва-3-я водоканал подходил к Алексеевской водокачке и оттуда уже по старой линии шел к Сухаревой башне. И вот 1 ноября 1858 года в Москву пришли первые 505 тысяч ведер мытищинской воды, которая из Самотечного пруда по трубам распределялась на главные площади города. Наконец-то сбылась мечта императрицы Екатерины Великой: Чтобы всякий бедный человек находил близ своего дому колодезь светлой здоровой воды. А в самом начале улицы Семашко в Мытищах до сих пор сохранился водосборный пруд. Это едва ли не единственное сохранившееся гидротехническое сооружение дельвиговского водопровода.

Известно, что в день, когда отмечалось 50-летие службы барона Дельвига на Московско-Мытищинском водопроводе, ему было преподнесено серебряное ведро работы известного русского ювелира Овчинникова. На серебре древнерусской вязью была выгравирована надпись: «Глубокоуважаемому Снабдителю Москвы здоровою водою Андрею Ивановичу барону Дельвигу от Москвича. 1880 год». Москвич этот был никто иной, как Московский городской голова Николай Александрович Алексеев.

Во второй половине ХIХ века воды снова стало катастрофически не хватать, и в 1870 году вновь встал вопрос о переустройстве московского водоснабжения. Тогда Николай Петрович Зимин рассчитал, что из Мытищ можно получать до 3,5 миллионов ведер воды в сутки. Проект нового водопровода готовили инженеры Шухов, Кнорре и Лембке. Они предложили опустить уровень забора воды на глубину до 30 метров и укоротить трассу водоканала от Мытищ до Москвы. Чугунный водовод был проложен вдоль Ярославского шоссе через современный поселок Дружба, деревню Малые Мытищи, села Ростокино и Алексеевское - к Сухаревой башне в Москве. И осенью 1896 года в Москву пришли уже 1,5 миллиона ведер мытищинской воды.

Но и этого оказалось мало. Уже через 4 года потребовалась новая модернизация, после которой ожидалась максимальная в истории Московского-Мытищинского водопровода подача объема воды: 3,5 миллиона ведер в сутки. Чтобы поднять на поверхность такое количество воды из уже сильно обезвоженных мытищинских недр, по предложению Н.П. Зимина, применили так называемую «Бруклинскую систему», то есть 50 водосборных колодцев в верховьях Яузы соединили одной общей трубой. Мощные насосы в специально построенном машинном здании с глубины от 10 до 30 метров в буквальном смысле слова «высасывали» всю влагу не только из природных подземных резервуаров, но и из окружающей водосборные колодцы почвы.

Что в результате? Объем поставляемой воды вырос, а вот качество ее сильно упало. Через 7 лет снижение потребления мытищинской воды стало вынужденной мерой. К тому времени технологии уже позволяли проводить очистку воды из крупных рек, и городские власти крепко задумались о новом водопроводе.

В 1904 году, сто лет спустя после ввода в строй Мытищинского водопровода, ему в помощь пришел другой Московский водопровод, вода в который поступала от деревни Рублево. А медленное, но неуклонное снижение объемов откачки мытищинской воды продолжалось до начала ХХI века, пока не замерло на отметке 10 тысяч кубометров (чуть более 833 тысяч ведер в сутки). Но все равно та самая легендарная чистейшая мытищинская вода осталась лишь историей.

Ростокинский акведук

Мыти́щинский водопрово́д первый городской водопровод в системе водоснабжения Москвы. Строительство началось в 1781, начал действовать в 1804. Источник — подрусловые воды в верховьях р. Яузы, недалеко от села Большие Мытищи. Вода из бьющих из земли ключей поступала в кирпичные бассейны, из них — в самотёчную подземную кирпичную галерею-водовод протяжённостью около 16 км, далее через долину р. Яузы по Ростокинскому акведуку в район Сухаревской площади и далее к Самотёчной площади. В конце водовода на Трубной площади был сооружён бассейн с фонтаном, а на Неглинной улице — два фонтана для разбора воды. Первоначально из мытищинских источников забиралось 4,3 тыс. м 3 воды в сутки.В 1826 из-за многочисленных просадок галереи-водовода приступили к перестройке водопровода по проекту инженера Яншина, которая закончилась в 1830. У села Алексеевского была построена водокачка (впоследствии Алексеевская насосная станция имени В.В. Ольденбергера), подававшая воду в бак, установленный во втором ярусе Сухаревой башни. Отсюда вода по трубам направлялась к пяти фонтанам: Шереметевскому (около Сухаревой башни), Никольскому (на Лубянской площади), Петровскому (на Театральной площади), Воскресенскому (Воскресенская площадь, у входа в Александровский сад), Варварскому (на Варварской площади). В 1853—58 Мытищинский водопровод был перестроен по проекту и под руководством А.И. Дельвига. Верхнюю кирпичную галерею заменили чугунными трубами, мощность водопровода увеличилась до 6 тыс. м 3 воды в сутки. В 1892 для забора воды были пробурены 50 скважин глубиной до 30 м, соединённые общей всасывающей трубой. Вода начала подаваться в Крестовские водонапорные башни, на которых на высоте 30 м от земли были установлены железные баки ёмкостью 1900 м 3 . Далее вода распределялась по городу сетью труб общей протяжённостью 120 км. В 1935 подача воды Мытищинского водопровода составляла 40 тыс. м 3 в сутки. С 1960 Мытищинский водопровод подаёт воду только в г. Мытищи.

История

На протяжении веков река Москва являлась основным источником снабжения водой жителей столицы России. После развития мануфактурной промышленности в XVIII веке сточные воды фабрик стали загрязнять воду в реке, и для использования в пищу она была уже не годна. А бочка воды в центре города стоила 50 копеек, что являлось по тем временам высокой ценой.

Местонахождение Река Состояние
Ярославское шоссе (Мытищи) река Яуза Разрушен в -2008 годах при расширении Ярославского шоссе и строительства авторазвязки
улица Клубная (Мытищи) Природный ручей Обрушился в 1910-х . Вследствие обрушения образовалась дамба , ручей превратился в пруд .
улица Пролетарская (Мытищи) Природный ручей или пруд Обрушился в 1910-х .
район Джамгаровского пруда река Ичка Разобран в 2000-х .
Ростокинский акведук река Яуза сохранился

Трасса водопровода

От ключевых бассейнов близ Больших Мытищ вода отводилась к кирпичной галерее. Через каждые 200 м на ней были устроены смотровые колодцы, чтобы можно было следить за ее исправностью и чистить. Галерея шла через все Мытищи по левому берегу Яузы, пересекала реку Ичку и Яузу в районе Ростокино , проходила через Сокольники и Каланчёвскую площадь, и заканчивалась на Трубной площади, где имелся водоразборный фонтан. Также фонтаны располагались на Сухаревской и Каланчёвской площадях. В Больших Мытищах была установлена водоразборная чаша.

Громовой ключ

Именно с него (ключевого бассейна № 1) и началась история Мытищинского водопровода. Он, по легенде, возник из-за удара молнии в землю, тогда и забил этот родник. Вода из него была вкусной и целебной. Громовой ключ на протяжении двухсот лет служил местом активного паломничества.

Второй водопровод

Со временем до Москвы стало доходить только 236 куб. м. воды из 4300. А в 1823 году галерея под Сокольниками обрушилась. Но немного воды в Москву всё же поступало, но уже из сокольнических ключей.

Третий водопровод

Современное состояние

Мытищинский Екатерининский водопровод уже давно многими забыт, по нему не идёт вода, кое-где раскопаны участки галереи. Большинство мытищинских ключей иссякло, однако некоторые из них сейчас продолжают работать по назначению. Лишь Ростокинский акведук и несколько сохранившихся водоразборных фонтанов напоминают о своеобразном «памятнике» Екатерине II . Почтовые карточки с изображениями фонтанов, акведуков и станций водопровода выставляются в Мытищинском историко-художественном музее , а также в Музее воды в Москве.

Сегодня «Мытищинский водоканал» - крупное и динамично развивающееся муниципальное предприятие, играющее важную роль в жизни города и района.

«Водоканал» обеспечивает водой не только город Мытищи , но и Мытищинский район . Услугами водоснабжения и канализации пользуются около 180 тыс. человек и более 1300 предприятий и организаций. Объём подаваемой воды составляет более 80 тыс. кубометров в сутки. Протяжённость только водопроводных сетей превышает 270 км.

В структуре «Водоканала» находятся службы водопроводных и канализационных сетей и сооружений, производственно-технический отдел, химико-бактериологическая лаборатория питьевой воды, а также специальный участок по обслуживанию сельских населённых пунктов. В хозяйстве предприятия действуют 40 артезианских скважин, 20 водозаборных узлов, 43 станции подкачек, 11 канализационных насосных станций (при протяжённости сети 226 км), 3 очистных сооружения и станция биологической очистки сточных вод.

Сегодня мытищинская вода - одна из лучших в Московской области. Контроль качества воды осуществляют высококвалифицированные специалисты и лаборанты с большим опытом работы.

См. также

Литература

  • Ю. А. Князев «Прошлое земли мытищинской. Селения. События. Судьбы.»
  • М. А. Клычникова, Г. Ф. Мелентьев «Мытищи и окрестности. Мытищинская волость на рубеже XIX-XX веков»
  • Н. П. Зимин . Описание сооружений Мытищинского водопровода: строительный период, 1897-1906 годов . Издание Московской Городской Думы, 1908.