Open
Close

Свято иоанно предтеченский мужской монастырь. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление

Ивановский монастырь, 2 класса, общежительный, в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан великим князем Иоанном III, другие — великой княгиней Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI веке. В 1812 году был разорен; в 1859 году восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона святителя Иоанны Предтечи. При монастыре иконописная школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Основан в XV веке. Считается одним из древнейших монастырей Москвы. Первоначально существовал как мужской и находился в Замоскворечье. Перенесён на Кулишки в середине XVI века. На этом месте монастырь стал женским с сохранением старого посвящения - Иоанно-Предтеченский девичий монастырь. Перестроен в 1859-1879 гг. по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского (1801-1885гг). В монастыре действовал строгий монастырский Устав. В 1927 году монастырь закрывают. Его территорию занимали различные организации: НКВД-МВД, ЦГАМО, швейная фабрика имени Советской Армии. Монастырь возвращён РПЦ в 1992 году.



Первое известие о московском Ивановском монастыре содержится в летописях 1415 года. Однако тогда монастырь существовал в другом месте — в Черниговском переулке, где и сейчас стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором. На Кулишках же монастырь существовал уже в начале XVI века. Монастырь был весьма почитаем царями и царицами — здесь молились и царь Иоанн Васильевич, и Михаил Федорович Романов, и царица Евдокия Лукьяновна. Монастырь расстраивался на государственные средства и получал богатые дары и поддержку со стороны государей. Помимо царской заботы, монастырь был и родовой обителью многих известных московских семейств — вкладчиками были князья Лобановы, Хованские, Волконские, Голицыны, Мещерские и многие другие.

Одной из интересных страниц истории монастыря является пребывание здесь с 1785 года монахини Досифеи, бывшей, как полагают историки, дочерью императрицы Елизаветы Петровны, которая вела в монастыре затворнический образ жизни, а высота ее духовной жизни была хорошо известна в Москве. Одним из наставленных ей на путь монашества был Тимофей Путилов, который впоследствии был пострижен в монашество с именем Моисей и ставший известным оптинским старцем и архимандритом. Расцвет монастыря приходится на вторую половину XIX века, и связан он был с именем святителя Филарета, митрополита Московского, поддержавшего восстановление монастыря по общежительному уставу. Однако в силу разных причин строительство монастырского комплекса было завершено только в 1879 году.

Главные святыни монастыря — иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елизаветы Чудотворицы — святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили за ним крестным ходом. Ныне древний образ помещен на историческое место в Соборе, а точная копия с частицей святых мощей Иоанна Предтечи находится в монастырской часовне. К киоту иконы св. Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Этот обруч, надеваемый с верой и молитвой ко св. Иоанну Предтече паломниками на голову, известен со второй половины XIX века.

По материалам книги "Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Страницы истории." М. 2005

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Москва)- это действующий памятник федерального и даже мирового значения. По его существованию и архитектурным изменениям можно проследить практически все прошлое Москвы, с ее завоеванием, пожарами и восстановлением. Он мог просто затеряться в истории и подвергнуться варварскому разрушению. Но, благодаря вере и стараниям многих россиян, он и сейчас радует наш взор.

Святой Иоанн Предтеча

Этого святого почитают практически так же, как и саму Деву Марию. Ведь именно он возвестил о будущем рождении Христа. И поэтому в его честь было возведено огромное количество храмов и церквей, как в России, так и в мире. Одним из самых известных является Иоанно-Предтеченский женский монастырь в Москве.

Родился этот необыкновенный ребенок в семье богослужителей Захарии и Елизаветы. Предрек его появление отцу архангел Гавриил. Он сказал, что будущий ребенок - Предтеча великого мессии. Не поверив, Захария поплатился немотой.

До 30 лет Иоанн находился в пустыне. Он вел жизнь праведника, за что заслужил уважение и поклонение иерусалимского народа. К нему часто приходили принять великое таинство крещения. По преданию, сам Христос пришел к Иоанну. Там, в пустыне, в реке Иордан, он был крещен.

За свои проповеди и рассказы о мессии, а также за обличение многих власть имущих Иоанну Крестителю отрубили голову. В дальнейшем часть его мощей были отданы в различные монастыри в качестве святыни.

Архитектурный ансамбль

Иоанно Предтеченский женский монастырь находится практически в самом сердце Москвы. Он расположен на высоком живописном холме, который огибает старинный путь в Рязань и Владимир, называемый «Солянкой».

Эта территория с давних древних времен принадлежала российскому великокняжескому дому. Когда-то здесь была загородная резиденция и обширные сады. Именно они дали названия местным монастырям и храмам - в «Старых садах».

На внешний вид монастыря и прилегающих территорий очень повлияли пожары, разорения и разрушения. Поэтому увидеть его первозданный образ сегодня невозможно.

Изначально это был классический одноглавый храм. В архитектуре присутствовали три притвора. Поэтому сверху храм казался крестообразным.

Сейчас мы можем наблюдать только восстановленный комплекс, который разработал в XIX веке известный и уважаемый академик Быковский.

В центре ансамбля располагается его главная часть - Собор с громадным граненым куполом. Территория монастыря отделена старинной каменной стеной. А возле главных Святых ворот устроились две башни-колокольни. В восточной части виден специальный больничный корпус с церковью. При этом абсолютно все здания соединены галереями.

На северо-западе сохранился келейно-трапезный корпус. Сегодня эта часть комплекса находится в ведении российского МВД. К сожалению, она постепенно приходит в упадок.

История создания

Иоанно-Предтеченский монастырь - достаточно древнее сооружение. После стольких произошедших событий практически не сохранилось документальных свидетельств его создания. Поэтому в некоторых источниках данные немного отличаются.

Первое упоминание об этом монастыре можно встретить в сохранившихся летописях 1415 года. В них описывалось рождение князя Изначально этот монастырь был мужским. И только в 1530 г., после перенесения на Кулишки, в честь рождения Иоанна Васильевича, его посвятили в женский.

Основным праздником, в день которого совершались праздничные выходы царей, было 29 августа. Он был посвящен Также московские князья посещали монастырь и в Пасху. Тогда раздавалась милостыня и красочные пасхальные яйца.

Появилось и еще одно название - Иоанно Предтеченский ставропигиальный женский монастырь. Со временем он обрастал новыми комплексами и землями, подаренными царями и власть имущими. Однако он столь же часто разрушался, как и строился. И во все времена у этого святого места были могущественные и добродетельные покровители.

История монастыря в царской России

Несмотря на многовековое прошлое, наибольшее признание Иоанно-Предтеченская обитель обрела во времена правления Они с царицей Евдокией Лукьяновной ежегодно совершали к монастырю праздничные выходы в день поминовения Иоанна Предтечи. В эти времена были достроены трапезная, каменная колокольня и отлит новый колокол.

Тогда же начала приживаться традиция для служилых и княжеских семей хоронить в монастыре близких. Содержалась обитель на вклады этих семей, а также отчисления из казны государевой.

Значительных изменений в архитектуре и общей жизни Иоанно-Предтеченский женский монастырь претерпел в годы правления Петра I. Тогда был принят указ о замене многочисленных деревянных келий на каменные. Со временем менялся и сам социальный состав монашествующих. Теперь руководить обителью стали все больше выходцы из купечества и духовенства.

После сожжения Москвы и упразднения многих монастырей Иоанно-Предтеченский монастырь смог восстановиться и даже обновиться. Это произошло благодаря святителю Филарету и Марии Мазуриной.

Период СССР

С приходом «народной» власти христианство и любая другая религия и ее служители жестоко преследовались. Гонениям подверглись и обитатели Предтеченского монастыря. Новая власть решила устроить в обители специальные концентрационные лагеря.

Именно он был первым закрыт для прихожан. Власть арестовала все банковские счета, конфисковала движимое и даже недвижимое имущество, а также закрыла действующий лазарет. Монахини и послушники благодаря доносам подвергались гонениям и всяческим ущемлениям.

И уже в 1931 году все его оставшиеся обитатели были арестованы по необоснованным и весьма распространенным обвинениям в антисоветской агитации. Многих из монахинь сослали в Казахстан.

К 80-м годам практически вся территория обители была отдана под муниципальные и административные нужды. Большая часть принадлежала и принадлежит МВД с ведомственными бассейном и баней. На территории также находились тир, типография и хранилище специального государственного архива.

Только после развала СССР Иоанно-Предтеченский монастырь стали постепенно восстанавливать. Постепенно в него возвращались прихожане и служители, а также стали освобождаться занятые ранее помещения.

Известные обитатели монастыря

В разное время здесь побывали самые разные люди, из разных сословий и разного возраста. И, конечно же, причины у них были у каждого свои. Сюда приходили люди верующие, со сложной судьбой или для искупления грехов.

В годы царизма Иоанно-Предтеченский женский монастырь практически полностью содержался на деньги великих князей. Все богатое сословие делало определенные вклады, участвовало в жизни монастыря. К концу жизни сюда уходили члены знатных семей. Здесь же они хоронили своих умерших родственников. И монастырь стал родовой обителью для власть имущих.

Но не только добровольцы принимали постриг. По царскому указу в монастырь ссылались неугодные и опасные для власти люди. Одной из самых известных обитательниц на рубеже смутных XVIII-XIX веков была известная княжна Августа Тараканова. Ее, как прямую наследницу трона, дочь от тайного брака и Разумовского, насильно постригли и лишили возможности жить свободно.

Здесь же была заключена и известная мучительница крестьян - Салтычиха. На ее совести более 140 загубленных душ. провела в склепе 11 лет. Затем ее заставили жить в специальной открытой клетке, на виду у всех прихожан.

Были здесь и свои юродивые, которые почитались как святые. Например, история рассказывает о схиномонахине Марфе. Ее почитала супруга Михаила Федоровича, как помощницу при родах. И даже после смерти Марфы остался обычай служить на ее могиле для удачного разрешения беременности.

Святыни Иоанно-Предтеченского монастыря

Вера пораждает множество чудесных вещей. Конечно, место возведения монастыря было выбрано обычными людьми, а не знамениями, как Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Но за столько лет, благодаря вере и поклонению, Московская обитель заслужила славу чудотворной.

За многовековую историю у этого места накопилось достаточно предметов для поклонения. Помимо чудотворных икон, в монастыре есть частички святых мощей:

  • Св. Иоанна Предтечи.
  • Преподобного Алексия.
  • Апостола Матфея.
  • Св. Николая Чудотворца.
  • Целителя великомученика Пантелеймона и многие др.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Вязьма)

Во имя великого Пророка построено множество церквей и храмов. В России, помимо Московского одноименного монастыря, известен еще Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Вязьма). Он был основан в смоленской области, по разным данным, в 1536 г. или 1542 г.

В начале истории монастыря его посетили российские государи Борис Годунов и Иван Грозный. Период Смуты и войн он переживал практически также, как и другие обители. Его много раз грабили и разрушали, и уже невозможно увидеть его первоначальный вид.

В XVIII веке здесь организовали специальную семинарию, а потом и Духовное училище. В период Советской власти большая часть комплекса была разрушена, а восстановительные работы и ведутся по сей день.

Адрес: Россия, Москва, Малый Ивановский переулок
Дата основания: XV век
Основные достопримечательности: собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, церковь Елисаветы, часовня Иоанна Предтечи
Святыни (не полный список): частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, список с образа св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей, икона Божией Матери «Смоленская», частички гроба преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, блаженной Матроны Московской
Координаты: 55°45"16.4"N 37°38"24.3"E

Содержание:

Общий вид на монастырь и собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Спустя несколько лет удалось отстроить соборный храм и часть келий. Церковь стала приходской, а в кельях сделали квартиры для служащих Синодальной типографии. Только в 1860-1880-е годы обитель реконструировали полностью. По проекту, подготовленному известным русским архитектором Михаилом Дормидонтовичем Быковским, монастырь возвели практически заново.

Примечательно, что все строительные работы были сделаны не на казенные деньги, а на частные пожертвования. Капитал в размере 600 тысяч рублей поступил от полковницы Елизаветы Макаровой-Зубачевой, которая скончалась в 1858 году. Благодаря ей, москвичи получили уникальный архитектурный ансамбль, выполненный в лучших традициях нео-ренессанса.

С конца XIX до начало XX века монастырь процветал. В годы русско-турецкой войны на его территории находится единственный в городе лазарет для раненых. В обители хранилась чудотворная икона Иоанна Предтечи, и существовала иконописная мастерская.

После революции размеренная жизнь монастырей Москвы круто переменилась. В 1919 году в Иоанно-Предтеченской обители организовали один из двенадцати городских концентрационных лагерей, куда свозили преступников и всех, кто подозревался в нелояльности властям.

Вид монастыря с улицы Забелина

Позже в монастыре создали лагерь особого назначения. С 1923 года он превратился в лагерь принудительных работ, а еще через 4 года - в отделение государственного института, в котором изучали преступность и преступников. В начале 1930-х годов монастырский лагерь стал частью фабрично-трудовой колонии.

После закрытия монастыря монахинь и послушниц выселили из города, и они стали жить на подмосковном хуторе Чернецово. В 1929 году все монастырское хозяйство национализировали, с монахинь стали взимать большой налог, и им пришлось распродать все имущество.

В течение двух лет инокини перебивались за счет случайных заработков и милостыни. В 1931 году в стране началась активная антирелигиозная кампания. Было принято решение изолировать монахинь как членов антисоветской группировки. Женщин осудили, поместили в Бутырскую тюрьму, а потом отправили в ссылку в Казахстан .

В начале 1990-х годов, когда монастырские храмы стали передавать верующим, они находились в аварийном состоянии. Потом церковные постройки отреставрировали и освятили, а в 2002 году на территории был возобновлен женский монастырь. Масштабными восстановительными работами в обители руководила архитектор-реставратор Ольга Андреевна Данилина.

Вид монастыря со стороны Хохловского переулка

Архитектурные памятники

Прототипом монастырского ансамбля стал знаменитый флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре . В центре обители возвышается собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он был построен в 1879 году по проекту М. Д. Быковского и имеет два придела - Николая Чудотворца и иконы Казанской Божией Матери. Как и кафедральный собор Флоренции , Иоанно-Предтеченский храм завершается выразительным граненым куполом.

Монастырь обладает уникальной планировкой внутреннего двора. Собор и окружающие его храмы и корпуса соединяют четыре одноэтажные галереи или аркады. Благодаря им, внутреннее пространство делится на небольшие прямоугольные и трапециевидные дворики.

С востока от соборного храма расположен больничный корпус с церковью великомученицы Елизаветы. Двухэтажная постройка напоминает красивые итальянские палаццо. Она была заложена в 1860 году, но строительство прерывалось русско-турецкой войной, поэтому церковь освятили только в 1879 году. В годы советской власти храм был закрыт. Помещение использовалось под клуб, а потом его занимала организация, которая ведала городскими теплосетями.

Со стороны улицы Забелина к монастырской ограде примыкает небольшая часовня Иоанна Предтечи. Одноэтажное здание с изящным порталом было построено в 1881 году. В годы советской власти здесь также располагались службы московской теплосети. Сегодня внутри часовни хранятся список с иконы с частицей мощей Иоанна Предтечи и медный обруч преподобной Елизаветы Чудотворицы.

Вид монастыря со стороны Малого Ивановского переулка

В северной части обители возвышаются две симметричные колокольни, очень похожие на башни Московского кремля . Нижние ярусы обоих зданий глухие. На вторых ярусах с каждой из сторон находится по одному окну. Третий ярус занимают открытые звоны, а над ними находятся граненые шатровые завершения с маленькими золочеными главками. Изящный зубчатый декор делает обе колокольни очень нарядными.

Монастырь сегодня

В наши дни Иоанно-Предтеченская обитель является действующим женским монастырем, однако она не единолично владеет территорией. В монастыре находится один из корпусов Московского университета, который принадлежит Министерству внутренних дел.

Церковные службы в обители проходят ежедневно: по будням в 7.30 и 17.00, а по воскресеньям в 8.30 и 17.00. Часовня открыта с 8.30 до 20.00.

С 2008 года в подклете соборного храма работает монастырский музей. В нем хранится закладной камень, найденный во время реставрационно-восстановительных работ. На каменной плите высечена надпись об участии в закладке монастыря митрополита Московского Филарета (XIX век). Кроме того, в музее выставлены фрагменты надгробий бывшего монастырского некрополя, старинные четки, стеклянная и керамическая посуда, дореволюционные издания, исторические фотографии и архивные дела начала прошлого века.

Одна из самых удивительных мужских обителей – Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, был создан в XVII веке известным в мире православия святым Питиримом, просветителем местного края. На берегу полноводной Цны, среди вековых сосен и дубов Трегуляевского леса, вольно раскинулась обитель.

Немало удивительных историй связано и с самой обителью, и с ее основателем, святителем Питиримом. Вот лишь одна из них, до сих пор живущая в сердцах обитателей монастыря, связанная непосредственно с основанием в этих местах мужской обители.

…Происходило это сентябрьскими днями 1688 года. Очень любивший гулять в одиночестве под сенью вековых деревьев в изредка выпадавшие ему вольные часы, предаваясь мыслям о величии Создателя, святитель Питирим на этот раз вышел к берегам Цны не один, а с навестившими его святителем Воронежским Митрофаном и келейником Питирима, иноком Иннокентием. Было это на второй день по Воздвиженью Креста Господня. Святитель Питирим вспоминал свои молодые годы, проведенные в Вяземской обители, затронувшей самые сокровенные струны души. Он поделился с братьями во Христе своими мечтами о возведении здесь, на берегу Цны, обители, в которой иноки могли бы славить Господа, и которая всегда напоминала бы ему Вяземскую обитель. Святитель Питирим указал на место, где хотел бы видеть будущую мужскую обитель.

Прочитав идущие от самого сердца слова молитвы, духовные братья согласились со святителем, что о лучшем месте для обители и мечтать нельзя. В память монастыре юности святителя Питирима новая обитель получила имя Иоанна Предтечи. Поначалу, правда, обычно звали это место Предтеченской пустынью, и лишь спустя почти полвека пустынь стали называть монастырем.

Но еще ранее, в 1691 году, над брегами Цны встал во всей своей красе первый храм Предтеченской пустыни, освященный самим Питиримом. Возведен он был из крепких сосновых бревен, и век бы стоять ему, да случилась беда, и небывалый пожар 1717 года уничтожил храм, а заодно – и большинство монастырских построек.Добровольные пожертвования горожан помогли воздвигнуть в монастыре новый, еще более красивый храм. Спустя полвека рядом с Предтеченской церковью вырос еще один храм – Введенская церковь. Опасения нового пожара стали причиной того, что в монастыре стали строиться только лишь каменные строения. Уже в конце восемнадцатого века монастырь опоясала каменная стена.

Немало добрых дел для иноков Предтеченского монастыря сделал епископ Тамбовский Феофил. Именно он способствовал строительству в монастыре главного храма Рождества Иоанна Предтечи. Во главе строительства поставлен был Нафанаил, бывший послушник из Сарова. Поэтому выстроенная церковь была схожа многими деталями с Успенским храмом известной всему православному миру Саровской пустыни.Удивительно, но факт: на протяжении целого столетия и храм, и стоящая неподалеку колокольня ни разу не перестраивались.

Истинным же украшением Предтеченского монастыря стал возведенный в конце XIX века храм Спаса Нерукотворного. Строительство церкви, правда, велось несколько лет, и виной тому была нехватка средств. Братия монастыря по численности была небольшой. Основой существования его были проценты с основного накопившегося капитала, а также выручка от хозяйственных занятий иноков – огородничества, бортничества, лесной торговли.

Монастырь всегда привлекал многочисленных паломников и прекрасным расположением своим, и крепким духовным устроением. У многих жителей Тамбова и окрестных селений вошло в традицию в святые дни Великого поста приезжать в монастырь, поститься вместе с монахами.

Когда в окрестностях Тамбова полыхали бои Гражданской войны, новые власти приняли решение разместить в стенах монастыря колонию. Немало трагических событий было вписано в историю монастырских стен в двадцатые годы. Несмотря на объявленные было монастырские храмы памятниками архитектуры в 1929 году, воинствующие атеисты добились от властей принятия решения о разрушении храмов. Исчезли кресты над Цной, и бывшую обитель заняла воинская часть.

И лишь в конце минувшего века невероятными усилиями архиепископа Евгения началось восстановление обители. На месте этом вновь был возведен храм обретения мощей святителя Питирима – человека, усилиями которого выросла обитель на брегах Цны.