Open
Close

Самые интересные легенды мира маленькие короткие. Факты и интересные легенды про Новый Год


liefde любовь

אהבה

սեր

liebe love amore

熱愛 αγάπη

მიყვარს

عشق l"amour

好き

Верите ли вы в настоящую любовь? А в любовь с первого взгляда?

А в любовь навечно? Если нет, то эти любовные истории,

несмотря на печальные и трагичные последствия, освежат и вновь возродят

вашу веру в любовь!

Предположим, что это была одна из европейских болезней, с которыми не могла справиться иммунная система коренных американцев. Мало кто интересуется истинной, декадентской версией событий. О ч. 1 сентября броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» начал бомбардировку Вестерплатте. Когда наконец решили капитулировать, он не жил каждый десятый солдат. Неужели майор Генри Сухарский сделал правильные вещи, сдавшись в Вестерплатте после семи дней боев? Должен ли он слушать капитана Дабровского и продолжать сражаться?

На этой неделе фильм «Тайна Вестерплатте» режиссера Павела Чочелева. Еще до премьеры многие считали фильм «жестоким и исключительно жестоким нападением на легенду о Вестерплате». Все это, в руководстве, польские солдаты отходят от идеализированного образа неутомимых защитников Родины. В Чочеле некоторые люди с подозрением относятся к грусти.

РОМЕО И ДЖУЛЬЕТTА


Трагедия Уильяма Шекспира. Ромео и Джульетт у смело можно величать самыми известными любовниками всех времён. История их любви неимоверно трагична. Легенда о двух подростках, родившихся во враждующих между собой семьях. Ромео и Джульет та влюбились друг в друга с первого взгляда. Втайне от родственников они поженились, страстно любили друг друга и пожертвовали жизнью во имя любви. Покончить собой во имя мужа или жены... Гм... Что ещё так символизирует настоящую любовь?!

Нападение на доброе имя тех, кто, как писал Галатинский, «отправился прямо на небеса с четырьмя», как никогда ранее вступил в политический класс Польши. Как и герои «Тедди», Барей сказал: «Есть правда времени и правды экрана». Волна возмущения была тем более, что фильм Чочлева получил существенный вклад от Польского института кинематографии. Министр культуры Богдан Здруевски предупредил, что «общественный фильм не может создать фильм, противоречащий польскому обоснованию». Темп этого фильма был предсказуем.

Определенные черты в польском обществе, включая его политические элиты, остаются неизменными. В течение многих лет последовательные поколения учеников читали о героической защите Вестерплатте. Борьба с подавляющими силами противника, дольше, чем кто-либо мог предположить, работает над воображением, особенно с молодежью. Такой «Польский Термопил» мы имеем в нашей истории больше, которые с готовностью напоминают учебники истории. Все, что вам нужно сделать, это посмотреть, как описывается каждая из земель коренных народов, от восстания Костюшко до Варшавского.

Их безвременная кончина положила конец вражде семей Монтекки и Капулетти.

КЛЕОПАТРА И МАРК АНТОНИЙ

История любви Aнтония и Клеопатры - одна из наиболее запоминающихся, интригующих и трогательных. Любовь этих двух исторических героев была увековечена тоже Уильямом Шекспиром, являлась неиссякаемым вдохновением для создания нескольких кинофильмов и до сих пор появляется в теaтральных постановках по всему миру. Они влюбились друг в друга с первого взгляда. Их взаимоотношения прибавили Египту силу в регионе, н о их любовь возмутила римлян, боявшихся растущего влияния Египта. Невзирая на угрозы, Aнтоний и Клеопатра поженились. Известно, что Aнтонию донесли лживую информацию о смерти Клеопатры и он покончил собой, упав на остриё меча. Когда Клеопатра узнала о смерти Aнтония, она тоже покончила собой. Одни говорят, что умерла от укуса змеи, а другие - от яда, запрятанного в булавке для волос. Грандиозная любовь трeбует грандиозных жертв.

Учебники для истории - действительно учебники для мифологии. Студент на всех этапах образования знает историю страны и мира с искаженной точки зрения, что не дает вопросов или сомнений. Таким образом, молодежь получает образ Польши как храброй, но несчастливой, хозяйкой, вновь жертвой вторгшихся соседей и международных заговоров. Единственный выход - вооруженная борьба, часто даже против здравого смысла. Тем не менее, авторы отмечают, что, вопреки майору Сухарски, солдаты продолжали борьбу и «продолжали свое героическое сопротивление до 7 сентября».

От себя добавлю. Описание внешности Клеопатры, мягко говоря, не совсем совпадает с реальностью. A Клеопатру в исполнении красавицы Элизабет Тэйлор yж никак не сравнить с изображением царицы ни на древней монете, ни со скульптурой...

Рядом с этой информацией находится фрагмент подполковника радиостанции Вацлава Липиньского, который утверждал, что «Варшава будет защищена до последнего вздоха». Польские термопилы, то есть битва при Визне, и полковник Станислав Дабек, которые «не хотели сдаваться, покончили жизнь самоубийством», не были забыты. Вся эта информационная книга, адресованная старшеклассникам, не оставляет никаких комментариев. Трудно найти более широкое обсуждение проблемы в других учебниках. Автор, не колеблясь, кратко прокомментировал дилемму защитников учреждения.


СЭР ЛАНСЕЛОТ И КОРОЛЕВА ГУИНЕВРА

Столь же прямолинейна история в комическом «Вестерплатте». Комик характеризуется черными и белыми, выразительными линиями и одинаково выразительными персонажами. Польские солдаты представлены как герои, смоделированные на короле Леонидасе и его команде в знаменитом фильме «300». Отрицательная роль здесь - майор Сухарски, который осознает отсутствие дальнейших сил обороны, которые экипаж сдаст. Настоящий герой становится капитаном Дабровским, который призывает к драке до самой смерти. Создание мифа Вестерплатта ни в коем случае не является особенностью последних 20 лет.

История трагической любви Сэра Ланселота и королевы Гyиневры, является одной из самых известных историй легендарного царства короля Артура. Сэр Ланселот влюбляется в королеву Гyиневрy, жену короля Артура. Их любовь медленно, но набирает силу, но пока Гyиневрa держится от Ланселота на расстоянии. В конечном итоге, её страстная любовь к Ланселоту победила и они стали любовниками. Однажды ночью группа из двенадцати рыцарей, во главе с Сэром Агравианом и Сэром Модредом, племяником короля Артура, застукали любовников. Сэр Ланселот, в драке, сумел сбежать, но бедной Гyиневрe не повезло. Её арестовали и за развратное поведение приговорили к смерти через сожжение. Не переживайте. Через несколько дней Сэр Ланселот вернулся и спас свою возлюбленную Гyиневрy от огня. Эти не совсем весёлые события раскололи единство рыцарей Круглого Стола и ослабили королевство Артура. Бедный Сэр Ланселот кончил жизнь обнищавшим затворником, а Гyиневрa, в Эймсбуре постриглась в монашки, где и умерла.

Достаточно проследить энциклопедии разных лет и отдельных политических периодов, чтобы прийти к выводу, что термин «Вестерплатэт» является одним из немногих, содержание которых не меняется с самого начала. Во время сентябрьской кампании героическое отношение польского экипажа должно было стать примером для остальных солдат в эти трудные дни. В свою очередь, во время оккупации легенда о безжалостном майоре Сухарского оправдывала даже самых больших жертв в борьбе с противником. Что, если не второй Вестерплатт, неоднократно повторявшийся, было Варшавское восстание?

ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА


В различных манускриптах и интерпретациях, трагическая история Тристана и Изольды была рассказана и пересказана. Случилось это, опять таки, во времена правления Короля Артура. Изольда была дочерью Короля Ирландии. Она была обещана Королю Марку Корнволскому. Король Марк послал своего племяника Тристана экскортом в Ирландию, чтоб тот привёз Изольду в Корнвол. По пути к законному суженому, Изольда и Тристан влюбились друг в друга. Тайные любовные отношения продолжались уже после женитьбы Изольды и Короля Марка. Узнав о проделках жены, Король Марк простил Изольду, но выгнал Тристана из Корнвола. Тристан уехал в Британию. Там он встретил Исеулт Британскую. Она привлекла его внимание тeм, что её имя было похоже на имя Изольды. Он женился на Исеулт , но жизнь с ней не сложилась, потому что он не мог забыть свою настоящую любовь - Изольду. Когда Тристан заболел, то послал за Изольдой, надеясь что она его излечит от недуга. Если она согласится приехать, то паруса на корабле будут белыми, а если нет - то чёрными. Его коварная жена Исеулт, увидев белые паруса на корабле из Корнвола, наврала Тристану, что паруса приближающегося корабля - чёрные. Он умер от горя, а вскоре, от разбитого сердца умерла и Изольда.

Никакой командир не осмелился призвать к капитуляции, когда стало ясно, что никакая реальная помощь не может засчитываться. Только полное уничтожение столицы и гегатрона ее жителей заставило лидеров восстания объявить о своем завершении. Выращивание легенды не закончилось капитуляцией Германии. В первые послевоенные годы армии подполья и новая власть одинаково стремились к этому. Для Вестерплатте «солдатские солдаты» это стало поводом для продолжения боя даже без возможности выиграть его. Не случайно, что в годы Народной Польши были изданы десятки публикаций, которые прославили великое имя майора Сухарски и его экипажа.

ПАРИС И ЕЛЕНА ТРОЯНСКАЯ


Лишь немногие, такие как книга Ваньковича, контрабандой втянули правду. Другие, в основном выпущенные Министерством национальной обороны, дублировали официальную версию. Точно так же она занималась политической эмиграцией, поскольку ее Вестерплатте стала одним из мифов, на которых она построила свое существование. Пресса эмигрантской прессы неоднократно принимала мемуары экипажа, а радио «Свободная Европа» транслировало «Оборона Вестерплатте» в воздушном цикле «Театр воображения».

В этом не было бы ничего плохого, кроме того, что командир майор майор, Появился лейтенант Стефан Гродецкий, капитан Мечислав Слаби и капитан Францишек Дабровский, которые выступали против капитуляции. «Жаль, потому что ложь входит в социальный круг», - прокомментировал Анджей Дризимский, историк и автор книги «Вестерплатте». В польской традиции мы всегда ценим мертвых больше, чем живых. В период национального рабства свечи и цветы на кладбищах отвечали за катастрофы. Доминирование романтизма над позитивизмом не закончилось перегородками, но оно продолжалось до сих пор.

История Париса, Елены Троянской и самой Троянской войны описана в "Илиаде" Гомера, где настоящие исторические события переплетаются с фикцией. Вот вкратце история ещё одной любви. Еленa Троянская была одной самых прекрасных женщин во всей мировой литературе. Она была замужем за Менелaя, царя Спарты. Парис, сын Троянского царя Приама, влюбился в Елену, похитил её и увёз в Трою, прихватив с собой некоторые сокровища Менелая. Для того, чтобы отбить Елену у Париса, греки собрали огромную армию во главе с Менелаем, братом Агамемнона. Троя была разрушена. Елена, цела и невредима вернулась в Спарту, где с Менелаем прожила счастливо до конца дней. Любила ли Елена Париса? А может ей было безразлично с кем делить любовь - главное, чтоб возлюбленный был царских кровей.

Это видно из учебников и школьных чтений. Это также проявляется в отношении большинства наших элит - политических, культурных и даже научных, которые рассматривают каждую попытку перенастроить историю как нападение на польскую идентичность. Известный в основном из прессы правого проф. Анджей Новак пишет о «критической» истории, целью которой является «очистить святость страны». Отделяя польскую историю, профессор видит начало «истории национальной славы с историей национального позора». В «Две истины» Ваньковича он писал: Импульс борьбы, жертвоприношения, великое приключение - это самая чистая привилегия молодежи и, следовательно, всех молодых и блистательных народов.

ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА


История их любви тоже является древней греческой сказкой именно о несчастной любви. Орфей влюбился в Эвридику, прекрасную нимфу, и они поженились. Они были очень счастливы и жили в любви. Аристей, греческий бог земледелия, влюбился в Эвридику и стал её преследовать. Во время побега от Аристея, Эвридика наступила на змеиное гнездо, была укушена змеёй в ногу и умерла. В горе Орфей начал играть такую грустную мелодию и петь в такой тоске, что нимфы и боги плакали. По их совету, Орфей опустился в потусторонний мир и своей музыкой так разжалобил Персeфону, богиню преисподней (говорят, что он был единственным, кому это удалось), что та разрешила Орфею забрать с собой Эвридику, но при условии, что Орфей должен идти впереди Эвридики и ни в коем случае не оглядываться назад до тех пор, пока они не покинут потусторонний мир. В страхе потерять Эвридику он, забыв о наказе Персeфоны, обернулся, чтобы посмотреть на возлюбленную и Эвридикa исчезла во второй раз, но уже навсегда...

Но разве нет страха продолжения романтического воспитания? Спустя почти 40 лет этот страх более реальный, чем когда-либо. Школьные учебники и даже серьезные исторические исследования способствуют романтическому видению истории Польши, где достойно подражания только смерть в области славы.

Фильм Чочевы чтит героизм польского экипажа и в то же время поднимает вопросы о значении борьбы любой ценой. Он не судит, какое отношение лучше. Ну, вот почему было хорошо, что это получилось. Наша история слишком много основана на мифах? Существуют мифы, связанные с историческими событиями, которые иногда окрашиваются. Им присваивается более высокий ранг, чем они есть, или они интерпретируют его односторонним. Это касается, например, восстания, января или Варшавы. Эти типы мифов существуют в жизни многих народов, и они выполняют различные функции, в целом положительные.

НАПОЛЕОН И ДЖОЗЕФИНА


Их женитьба была основана только на финансовой взаимовыгоде. 26-ти летнему Наполеону понравилась Джозефина - намного старше его, польз ующаяся влиянием в обществе, богатая женщина. По прошествии времени Наполеон действительно влюбился в Дж озефину и любовь была взаимной. Несмотря на то, что они изменяли друг другy, но в отношениях сохранили взаимное уважение и страсть (уважение по - французски...) . Со временем они вcё же расстались, так как Джозефина не смогла дать ему одного, чего Наполеон так желал - наследника. Они расстались, но навеки сохранили любовь друг к другy .

Однако нужно отделить этот миф от других, основанный на неправде. Иногда такой миф подавляет свободное мышление и рассуждение. Другая ситуация сейчас, когда появился самый движущийся кузнец Смоленска. Это другая категория - создание события и предоставление ему ложной интерпретации по психологическим причинам или, возможно, по политическим причинам. Лечить несчастный случай как преступление с участием польских факторов является чем-то гораздо более разрушительным и глубоко пострадавшим.

Если кто-то понимает это буквально, он будет верить в версию, которая дается, и ненависть может постигнуть его. Этот тип мифа, нечестный и угрожающий, может иметь очень негативные последствия. Министр культуры, президент Демократической партии Наша история выполняет главным образом утилитарные функции, но не занимается укреплением государства или судьбой общества. Всегда было, что она питается мифами, и это было январское восстание, и это была Варшава, и это была война, и это было нежеланием коммунизма.

ОДИССЕЙ И ПЕНЕЛОПА


Не все т aк ценят жертвенность в любовных отношениях, как древние греки, хотя нам это известно только из прекрасных любовных историй греческой мифологии, где может и жертвенность тоже была мифической? Ну ладно. Война забросила Одиссея далеко от родного дома. В течении 20 лет разлуки, Пенелопа сопротивлялась аж 108-ми претендентам на её руку, в нетерпении желавшим заменить ей Одиссея. А Одиссей, отвергнув предложения прекрасных чародеек, обещавшим ему вечную любовь и молодость, вернулся домой к жене и сыну. Коротко и ясно.

Мы настойчиво используем эту историю для создания социальных связей или связей между политическими группами, а не как учителей жизни, чтобы будущие поколения правильно интерпретировали признаки времени и обстоятельств для построения лучшего будущего. Мы привыкли делать историю функцией будущего выбора. Збигнев Антошевский, политолог, Университет Яна Кохановского в Кельце. На мой взгляд, самые важные исторические события в Польше неверно истолковываются. Мы устали, что мир признает нас за восстание: ноябрь, январь, Варшава.

И мы герои, и, например, чехи, нация в пять раз мудрее нас - трусы. Мы прославляем Конституцию 3 мая, и мы осуждаем рынок, хотя это была очень интересная идея, напоминающая Евросоюз. В подобной геополитической ситуации финны подписали «рынок» с Россией и прекрасно процветали, и с каждым восстанием нам удалось сделать еще большие винты. По моему мнению, ужасный урон в воспитании был сделан Сиенкевичем, который, например, создал неправильный образ креста, который весил нас до наших дней. Стоит сравнить образ Украины с Ивашкевичем и Синкевичем и увидеть, что пишут «ради сердца», вы можете прийти к власти.

ПАОЛО И ФРАНЧЕСКА

Эта история любви описана в бессмертном шедевре Данте "Божественная Комедия". История взята из жизни. Франческа вышла замуж за Джианчотто Малатеста, нехорошего человека, но это скрашивалось тем, что брат Джианчотто, Паоло был любовником Франчески...

Полюс всегда благородный, всегда борется за вашу свободу и нашу, а другие просто предают нас - союзников, Сталина. Теперь самая мощная нить стала русофобией, а Катынь - самая важная проблема общей истории, она полностью прекращает говорить об ущербе, причиненном немцами. Одним из величайших непристойностей в истории Варшавского восстания является Норман Дэвис, который пишет о предателях союзников, но не упоминалось о какой-либо помощи Запада, возможно, вне гуманитарной.

Томаш Яструн, поэт, прозаик. Наши знания истории были основаны на мифах, пока это необходимо для выживания. Они преуспели, поэтому мифы подошли к концу, и они сожалеют об этом сейчас. Они дали мне немало сил, не только в военном положении. И вы должны расстаться с ними, потому что то, что было доброжелательным в неволе, становится бременем во времена свободы и строительства демократии. Теперь мы должны смотреть в глаза тигровой правде, это сложно, но советов нет.

Любовь и x расцвела пышным цветом именно тогда, когда они (так уверждает Данте), вместе прочитали книгу o Сэре Ланселоте и и королеве Гyиневрe. Застав их вдвоём, нехороший человек Джианчотто заколол их обоих.. . Джианчотто явно не любил книги и посему не был знаком c историей Ланселота и Гyиневры и, что особенно досадно, не знал, что ни Гyиневрa, ни Ланселот, после того, как их накрыли, не умерли на месте от меча ревнивого короля Артура.

УНЕСЁННЫЕ ВЕТРОМ


В своём произведении Маргарет Митчелл (Margaret Mitchell) обессмертила отношения, где любовь и ненависть шли рука об руку. Доказав, что время решает всё, Скарлетт О"Хара и Рэтт Батлер, никогда не жили свою жизнь в в синхронной гармонии. Через эту всю эпическую историю возлюбленные испытывaли страсть друг к другу, но никогда не были постоянны (были бы постоянны - не было бы истории). Их бурный брачный союз окружают битвы Гражданской Войны.

Легкомысленная и неразборчивая в своих вкусах к мужчинам, постоянно преследуемая поклонниками, Скарлетт не могла сделать окончательный выбор. Когда она наконец решила остановиться на Ретте, её непостоянство оттолкнуло его. Как говорят: Поезд ушёл...

Нo н адежды не покидают героиню: " Ведь всегда есть завтра".

Ну как можно с ней не согласиться?

ЭЛОИЗА И АБЕЛЯР


Эта история любви монаха и монашенки, чьи любовные письма обрели мировую известность. События проиcходят где-то в 1100 году. Питер Абеляр приезжает в Париж, где собирается получить образование в школе Нотр-Дама. Фулберт, каноник школы, нанимает Абелярaa в качестве репетитора к своей племянице Элоизе. Абеляр и Элоиза, конечно, влюбляются друг в друга, Элоиза забеременела и по большому секрету, они поженились. Фульберт был в бешенстве и Абеляр услал Элоизу в безопасное место в монастырь. Фульберт, решивший, что Абелярхочет избавиться от Элоизы, приказывает своим слугам, пока Абеляр спит , кастрировать его... Кошмар!!! Абелярy, конечно, ничего не остаётся, как уйти в монаxи и посвятить свою жизнь знаниям. С горя, Элоиза становится монашeн кой. Несмотря на разлуку и невзгоды, они продолжают любить друг друга. Позже их пикантные любовные письма были опубликованны.

ПИРАМ И ФИСБА



Любовная история, тронет сердце любого, прочитавшего о Пираме и Фисбе. Это была бескорыстная любовь, где даже в смерти они остались вместе... Ничего нового, но вкратце расскажу. Пирам был красавцем и вдобавок, другом детства Фисбы, одной из самых красивых девушек Бабилона. Они жили в домах по-соседству и, взрослея, влюбились друг в друга. Но родители, конечно, были категорически против их брачного союза. Однажды Пирам и Фисбa договорились, что ночью, перед самым рассветом, когда все будут спать, сбегут из под надзора и встретятся в поле, около тутового дерева. Фисба пришла первой. Во время ожидания она увидела льва с окровавленной пастью, бегущего к роднику утолить жажду. При виде страшного хищника, Фисба впала в панику и спряталась рядом в полых камнях. Убегая, она уронила накидку. Лев подхватил шарфик своей окровавленной пастью. Подойдя к месту свидания, Пирам увидел накидку Фисбы в зубах льва. Уверенный в том, что лев съел Фисбу, убитый горем Пирам пронзает себя своим мечом. Мы уже где-то читали об этом... Ф исба всё ещё прячется в камнях от кровожадного льва. Спустя какое-то время она выходит из укрытия и видит, что Пирам натворил. Она, убитая горем, конечно закалывает себя тем же мечом. Бедная Фисба. Ведь прежде, чем заколоть себя, она должна была вытащить меч из груди любимого... А что же лев? Он побежал по своим кровавым делам.

САЛИМ И АНАРКАЛИ



Эту историю знает каждый, кто однажды был влюблён (я не знала).
Салим, сын Bеликого Мoгoла, и мператора Акбара, влюбился в обыкновенную куртизанку по имени Анаркали. Он был околдован её красотой и влюбился с первого взгляда. Отец-император не мог смириться с тем , что его сын влюбился в простую куртизанку. По другой версии, Салим был неудачным ребёнком, не слушался папу и тот отослал его на 14 лет учиться военному делу. Вернувшись домой, Салим окунулся в недостойную жизнь и повадился в папин гарем, где и познакомился с Анаркали, папиной любимой женой. Однажды его там застукали... Акбар делал всё, чтобы опозорить Анаркали в глазах влюблённого в неё Салима. Когда Салим узнал об этих проделках, он объявил войну собственному отцу! Вот так! Но гигантская армия императора Акбара была непобедима. Салим потерпел поражение и был приговорён к смерти (собственным отцом?!), н о Анаркали вмешалась в это возмутительное решение императора и заявила, мол, позвольте мне провести с Салимом одну ночь, а потом убейте меня. Она провела ночь с Салимом, а на следующий день, по приказу императора, на глазах у возлюбленного, девушку живьём замуровали в кирпичную стену.

От себя добавлю. Эта история любви побила все предыдущие, своей варварской тупостью, так как в сказаниях, где были замешаны протестующие родители возлюбленных, те хотя бы не желали смерти своим собственным детям...

Майя Розова.

По материалам: http://www.lovesolutions.tk/famouslovestories.htm

АХТАМАР - АX, ТАМАР!

Ованес Туманян

Каждой ночью к водам Вана
Кто-то с берега идет
И без лодки, средь тумана,
Смело к острову плывет.

Он могучими плечами
Рассекает лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.

Вкруг поток, шипя, крутится,
За пловцом бежит вослед,
Но бесстрашный не боится
Ни опасностей, ни бед.

Что ему угрозы ночи,
Пена, воды, ветер, мрак?
Точно любящие очи,
Перед ним горит маяк!

Каждой ночью искры света
Манят лаской тайных чар:
Каждой ночью, тьмой одета,
Ждет его к себе Тамар.

И могучими плечами
Бороздит он лоно вод,
Привлекаемый лучами,
Что маяк далекий шлет.

Он плывет навстречу счастью,
Смело борется с волной.
А Тамар, объята страстью,
Ждет его во тьме ночной.

Не напрасны ожиданья...
Ближе, ближе... вот и он!
Миг блаженства! Миг свиданья!
Сладких таинств райский сон!

Тихо. Только воды плещут,
Только, полны чистых чар,
Звезды ропщут и трепещут
За бесстыдную Тамар.

Легенда. Не принимай ни чью сторону: будь над схваткой

Не позволяйте окружающим втягивать вас к их мелочные склоки и дрязги. Проявляйте интерес, делайте вид, что поддерживаете, но любым способом сохраняйте нейтралитет. Предоставьте другим сражаться, а с ами наблюдайте и ждите. Когда стороны у станут и немного успокоятся, то упадут прямо вам в руки «готовенькими». Вообще- то, можно бы взять за правило провоцировать ссоры и затем предлагать посредни­ чество, приумножая свою власть.

В конце XV века между сильнейшими города­ми-государствами Италии - Венецией, Фло­ренцией, Римом и Миланом - постоянно возникали конфликты. Франция и Испания следили за борьбой, готовые выхватить все, что удастся, у ослабевших итальянских горо­дов. А посередине, как в ловушке, находилось маленькое государство Мантуя, которым правил молодой герцог Джанфранческо Гонзага. Мантуя была расположена в северной Италии, ее захват одним из могущественных соседей казался только вопросом времени - в любой момент крошечное независимое государство могло быть завоевано и прекра­тило бы свое существование.

Гонзага был храбрым воином, умелым полководцем, и он стал наемным военачальни­ком, сражаясь на стороне того, кто лучше платил. В 1490 году он заключил брачный союз с Изабеллой д’Эстэ, дочерью правителя другого небольшого итальянского герцогства - Феррары. Поскольку он проводил много времени вне дома, править Мантуей от его имени выпало Изабелле.

Первый настоящий экзамен на роль правительницы Изабелла держала в 1498 году, когда король Франции Людовик XII готовил войска для нападения на Милан. Итальянские государства уже подсчитывали доходы, которые сулили им неизбежное поражение Милана. Папа Александр VI заявил о невмешательстве, тем самым предоставив Фран­ции карт-бланш. Венецианцы сообщили, что не станут помогать Милану и надеются, что за это Франиия отдаст им Мантую. Правитель Милана Лодовико Сфориа внезапно обнаружил, что находится в полном одиночестве, без поддержки. Он обратился к Изабелле д’Эстэ, своему близкому другу (по слухам, и любовнице), умоляя ее убедить герцога Гонзагу прийти к нему на помощь. Изабелла попыталась, но супруг отказался: он видел, что положение Сфориа безнадежно. В 1499 году Людовик XII без труда занял Милан.

Перед Изабеллой стояла теперь дилемма: если она сохранит лояльность по отно­шению к Лодовико, французы нападут на нее. Но если вместо этого она станет союзником Франиии, то наживет врагов по всей Италии, и стоит Людовику XII ото­звать свои войска…

А если обратиться к Риму или Венеции за поддержкой, они попро­сту проглотят Мантую под видом оказания помощи. Но что-то нужно было делать. Могущественный король Франиии дышал в затылок. Она решила подружиться с ним, как раньше завоевала дружбу Лодовико Сфор­иа - заманчивыми подарками, тонкими ост­роумными письмами, возможностью нахо­диться в ее обществе, ведь Изабелла слави­лась красотой и обаянием.

В 1500 году Людовик XII пригласил Изабел­лу в Милан на большой праздник в честь его победы. Леонардо да Винчи сконструировал к этому событию огромного заводного льва: лев открывал пасть, изрыгая свежие лилии, символ французского королевства. Изабелла надела на праздник одно из своих знаменитых платьев (ее гардероб был несравнимо богаче, чем у любой итальянской принцессы), и, как она и рассчитывала, Людовик был очарован и покорен, он игнорировал всех дам, проявляя внимание только к ней. Вскоре Изабелла стала его постоянной спутницей, а в обмен на ее дружбу король обещал сохранить Мантуе независимость от Венеции.

Одна опасность миновала, однако надвигалась другая, более страшная, на этот раз с юга в лице Чезаре Борджиа. С 1500 года Борджиа неуклонно продвигался на север, захватывая мелкие княжества в походе, совершаемом во имя своего отца. Изабелла прекрасно знала, что представляет собой Чезаре: ему нельзя было верить, его ни в коем случае нельзя было задевать. Его нужно было обхаживать, льстить ему, но держаться от него на почтительном расстоянии.

Изабелла начала с того, что стала посы­лать ему подарки - соколов, лучших собак, духи и десятки масок, так как она знала, что он всегда надевает маску, отправляясь на прогулки по улицам Рима. Ее гонцы дос­тавляли ему льстивые послания (одновре­менно шпионя для Изабеллы). Как-то Чезаре спросил, нельзя ли ему разместить в Мантуе свои войска. Изабелле удалось вежливо отговорить его от этой затеи. Она пре­красно понимала, что, если только расквартировать войска в городе, они его не поки­нут.

Хотя Чезаре казался очарованным ею, Изабелла приказала всем в своем окружении не говорить о нем ни единого дурного слова, зная, что у него повсюду были шпионы и он мог воспользоваться малейшим предлогом для вторжения. Став матерью, Изабелла пригласила Чезаре быть крестным отцом ее ребенка. Она даже поманила его перспекти­вой того, что в будущем их семьи могли бы породниться. Так или иначе, ее уловки срабатывали, и хотя Борджиа завоевывал всех и вся, Мантую он не тронул.

В 1503 году отец Чезаре скончался. Спу­стя несколько лет Папа Римский Юлий II вознамерился военным путем добиться вы­вода французских войск из Италии. Когда правитель Феррары - Альфонсо, брат Иза­беллы, - встал на сторону французов, Юлий решил напасть на него и усмирить. Снова Изабелла оказалась в сложной ситуации: с одной стороны Папа, с другой - французы и брат. Она не отваживалась примкнуть к одной из сторон, но обидеть любую из них также было невозможно.

Снова Изабелла вела двойную игру, настоящим мастером которой она стала. Она отправила своего супруга Гонзаго сра­жаться против Юлия, зная, что он не будет драться слишком яростно. В то же время она позволила французским войскам пройти по территории Мантуи, чтобы ока­зать помощь Ферраре. Жалуясь во всеуслы­шание на «вторжение» французов на ее территорию, она тайком снабжала их цен­ными сведениями. Чтобы придать вторже­нию правдоподобие в глазах Юлия, она даже заставила французов сделать вид, будто они разграбили Мантую. И это помогло: Папа оставил Мантую в покое.

В 1513 году после длительной осады Юлий захватил Феррару, и французские вой­ска отступили. Через несколько лет умер измученный войной Папа. После его смерти кошмарный круговорот сражений и мелких столкновений возобновился.

Италия за время правления Изабеллы претерпела огромные перемены: папы сменя­лись, Чезаре Борджиа возвысился и пал, Венеция потеряла изрядную долю своего величия, Милан подвергся вторжению, Флоренция находилась в упадке, Рим был раз­граблен императором Карлом V Габсбургом. При всем том крошечная Мантуя не просто жила - она процветала на зависть всей Италии. Ее богатства и суверенитет оставались неприкосновенными еще на протяже­нии столетия после кончины Изабеллы, последовавшей в 1539 году.

Изабелла выбрала единственный путь спасения и сохранения Мантуи. Она не позво­лила себе потерять голову из-за благосклонности королей и герцогов, не пыталась останавливать конфликты, которые разгора­лись вокруг, - иначе она неизбежно оказалась бы втянута хотя бы в один из них. И любой конфликт она умела обратить себе на пользу. Противники сражались не на жизнь, а на смерть, изнуряя себя борьбой, и на Мантую у них не оставалось сил.

Вступив в борьбу не по своему выбору, вы теряете инициативу. Интересы воюющих сторон становятся вашими, вы превращаетесь в инструмент схватки. Учитесь владеть собой, скрывать свои побуждения и привязанности, сдерживайте искушение ввя­заться в драку на чьей-либо стороне.

Легенда. Историческая легенда. «Не спеши»

Во время Французской Июльской револю­ции 1830 года после трех дней мятежа Талейран, бывший в то время уже в голах, сидел около окна, прислушиваясь к колоколь­ному звону, который оповещал о том, что мятежи в Париже подавлены. Повернувшись к своему собеседнику, он сказал:

— А, колоко­ла! Мы побеждаем.

— Кто это «мы», мой князь? - спросил тот.

Жестом прервав его, Талейран отвечал:

— Ни слова! Я завтра скажу вам, кто мы.

Он хорошо знал, что одни глупцы спешат в подобной ситуации: заявив слишком рано о своих предпочтениях, теряешь свободу маневра. Вас к тому же будут меньше уважать: возможно, завтра, подумают люди, он примкнет к другому делу или движению, раз сегодня так легко отда­ет себя этому. Удача - капризный божок и часто переходит от одной стороны к дру­гой. Поспешно выбрав одну из них, вы лиша­етесь выигрыша во времени и удовольствия от ожидания. Пусть окружающие примыка­ют к той или иной группировке, а сами не спешите терять голову.

Наконец, бывают случаи, когда самое мудрое - даже не пытаться притворяться, будто вы кого-то поддерживаете, а вместо этого возвещать о своей независимости и об уверенности в своих силах. Аристократическая поза независимости особенно важ­на для тех, кому необходимо завоевывать уважение.

Легенда. О тех, кто стоит в стороне

Стойте в стороне, и люди к вам потя­нутся. Они будут стремиться завоевать ваше расположение. Подкрепляя их надежды, вы будете оставаться притя­гательным как магнит, объектом желаний и внимания.

К тем, кто охотно спешит на помощь, редко испытывают уважение - их помощь слишком просто получить, чтобы ее могли оценить. В то же время к тем, кто не спешит оказывать услуги, обращается множество просителей. Отстраненность как бы свиде­тельствует о власти, и каждый хочет запо­лучить в сторонники того, кто ею обладает.

Когда Пикассо после проведенных в бед­ности молодых лет стал известнейшим художником, он не вверил судьбу своих поло­тен тому или иному агенту или торговцу, хотя со всех сторон получал соблазни­тельные предложения. Пикассо, казалось, все это совершенно не интересовало. Его так­тический прием бесил торговцев, они подо­зревали конкурентов, а цены на картины росли. Когда Генри Киссинджер, госсекре­тарь США, хотел добиться разрядки в отно­шениях с Советским Союзом, он не сделал уступок или соглашательских жестов - он стал заигрывать с Китаем. Это раздража­ло и пугало советских руководителей - страна уже находилась в политической изоляции, а союз США с Китаем грозил усугу­бить ситуацию. Ход Киссинджера подтолк­нул советских лидеров к переговорам. Та­кую тактику можно сравнить с соблазне­нием. Если вы решили соблазнить женщину, советовал Стендаль, начните ухаживать за ее сестрой.

Легенда. Метод Алкивиада

Если вы стремитесь получить власть и влияние, испробуйте тактику Алкивиада: займите позицию между теми, кто ведет борьбу за власть. Обещайте одной стороне свою помощь. Другая сторона всегда стремящаяся превзойти соперника, тоже постарается вас не упустить. А раз каждая из сторон ищет вашей поддержки, это придает вам вид особы влиятельной и же­ланной. Так вы получите больше власти, чем если бы примкнули к одной из сторон. Чтобы довести эту тактику до совершен­ства, необходимо тщательно контролиро­вать себя и не допустить эмоционального усложнения ситуации, а окружающих рас­сматривать как пешки в вашем восхожде­нии к вершинам. Ни в коем случае не позволяйте без крайней нужды обращаться с собой как с лакеем.

В разгар президентских выборов 1968 года в США Генри Киссинджер связался по телефону с командой Ричарда Никсона. Кис­синджер ранее был связан с Нельсоном Рок­феллером, который, не набрав достаточно голосов, не прошел в кандидаты от респуб­ликанской партии. Теперь Киссинджер пред­лагал лагерю Никсона ценную конфиденци­альную информацию по мирным переговорам во Вьетнаме, проходившим в Париже. У него был на переговорах свой человек, кото­рый оперативно информировал о ходе событий. Люди Никсона с радостью приняли предложение.

Одновременно, однако, Киссинджер искал сближения и с кандидатом от демократов Хьюбертом Хамфри, предлагая ему свою помошь. Команда Хамфри хотела получать от него конфиденциальные сведения о Никсоне, и Киссинджер предоставлял их. «Види­те ли, - говорил он людям Хамфри, - я всегда терпеть не мог Никсона». На самом же деле он не был заинтересован ни в одной из сторон. В действительности он стре­мился к тому, что и получил в результате: гарантии высокого поста от обоих кандида­тов. Кто бы ни победил на выборах, карьера Киссинджера была обеспечена.

Победил, разумеется, Никсон, и Киссинд­жер был назначен на пост в администрации. Но даже тогда он проявил достаточно бла­горазумия, чтобы не слишком засвечиваться в роли человека Никсона. Когда в 1972 году Никсон был переизбран на новый срок, со­трудники, намного более лояльные к нему, чем Киссинджер, были уволены. Киссинджер стал единственным из представителей ад­министрации Никсона, пережившим Уотер-гейт и продолжившим службу при следую­щем президенте, Джералде Форде. Сохраняя дистанцию, Киссинджер процветал в тяже­лые времена.

Легенда. Невозможно обмануть простака

Джозеф Дювин славился умением заранее досконально изучать свои жертвы и своих клиентов, получать представление об их слабостях и мельчайших особенностях их вкуса еще до встречи с ними. Тяжелые обстоятельства вынудили его пренебречь этой тактикой в случае с Генри Фордом. Ему потребовались месяцы, чтобы полностью оправиться от этого удара - как морального, так и материального. Форд был непритязательный простой человек, ради которого не стоило затевать дело. Он был воплощением того буквально и прямолинейно мыслящего простака, у которого не хватает воображения даже на то, чтобы его можно обмануть. С тех пор Дювин тратил усилия только на таких клиентов, как Меллоны и Морганы мира сего, - людей достаточно хитрых и искушенных для того, чтобы попасться в его силки.

Год 1920-й был особенно неудачным для американских торговцев произведениями искусства. Крупные покупатели - поколение баронов преступного мира прошедшего столетия, - подойдя к определенному возрастному рубежу, умирали как мухи, а новые банкиры не спешили занимать их место. Дела обстояли так скверно, что несколько самых крупных профессионалов решили объе­диниться - неслыханное событие, поскольку в обычное время люди этого ремесла ладят, как кошки с собаками.

Джозеф Дювин, продававший картины богатейшим дельцам Америки, страдал в тот год больше других своих коллег, поэтому решил присоединиться к союзу. В группу входили уже пять крупнейших торговцев страны. Озираясь в поисках нового клиента, они решили, что их последней надеждой может стать Генри Форд, в то время самый богатый че­ловек страны. Форду еще только предстоя­ло познакомиться с рынком произведений искусства, и цель была такой крупной, что имело смысл обрабатывать его сообща.

Было решено составить список «100 величайших живописных полотен мира» (все

они по счастливой случайности имелись на рынке) и предложить некоторые из них Форду. Даже сделав одну покупку, он уже поставил бы себя наравне с крупнейшими коллекционерами. «Консорциум» работал неделями и произвел на свет великолепное произведение: три тома с изумительными репродукциями и серьезными искусствоведческими комментариями к каждой картине. Следующим шагом был визит в дом Форда в Ли.|борне, штат Мичиган. Простота убранства дома удивила торговцев: мистер Форд был, похоже, совершенно безразличен к внешним эффектам.

Форд принял их в кабинете. Он просмотрел книги с восхищением и восторгом. Обнадеженные торговцы уже представляли мил­лионы долларов, которые хлынут вскоре в их сейфы. Однако Форд, закончив знакомиться с книгами, произнес: «Джентльмены, такое прекрасное издание с такими прекрасными цветными иллюстрациями стоит, должно быть, чертовски дорого!» - «Но, мистер Форд! - воскликнул Дювин. - Мы не предполагаем, что вы купите эти книги. Мы их из­готовили специально, чтобы показать вам картины. Эти книги - наш подарок вам». Форд выглядел озадаченным. «Джентльме­ны, - сказал он, - это невероятно любезно с вашей стороны, но я просто не представ­ляю, как принять такой великолепный, дорогой подарок от чужих людей». Дювин объяснил Форду, что на репродукциях изображены живописные полотна, оригиналы которых они надеялись продать ему. Форд наконец-то понял. «Но, джентльмены! - воскликнул он. - Зачем мне оригиналы, когда картинки прямо здесь, в книжке, так прекрасны?»

Легенда. Власть может поменяться

Никогда нельзя знать наверняка, с кем име­ешь дело. Человек, занимающий скромный пост сегодня, может стать влиятельной особой завтра. Мы многое забываем в на­шей жизни, но редко забываем обиду.

В V веке до н. э. Цзюнь Эр, принц китайского царства Чэнь, был вынужден отправиться в изгнание. Он жил скромно, порой даже в бедности, выжидая, когда придет время ему вернуться домой и возобновить жизнь, подобающую принцу. Случилось ему попасть в провинцию, правитель которой, не зная, кто перед ним, обошелся с ним грубо. Советник правителя Шу Чан видел это и сказал:

Этот человек - знатный принц. Пусть ваше высочество примет его с великими почестями, и он будет чувствовать себя обязанным!» Но правитель видел перед собой лишь нынешнее низкое положение принца, он не прислушался к совету и продолжал оскорблять принца. Шу Чан снова предостерег

своего господина: «Если ваше высочество не желает быть полюбезнее с Цзюнь Эром, тогда прикажите его казнить, чтобы избежать несчастья в будущем». Правитель только отмахнулся.

Годы спустя принцу наконец удалось вернуться домой и восстановить все свои права. Он не забыл тех, кто был добр к нему,

И тех, кто оскорблял его в годы бедности. Но едва ли не лучше всего он запомнил, как с ним обращались у того правителя. При первой же возможности он собрал большое войско, двинул его на владения правителя, захватил города и отправил обидчика в изгнание.

Легенда. Погоня за мошенниками

Многие люди, ставшие жертвой мошенниче­ ства, как правило, испытывают унижение от того, что их одурачили, унижение, сме­ шанное со смирением. Они получили урок, усвоив, что бесплатных обедов не бывает, и они, по сути, пали жертвой собственной жадности. Некоторые, однако, не хотят глотать эту пилюлю. Отказываясь поразмышлять о своем простосердечии или об алчности, они видят в себе лишь невинных жертв.

В самом конце 1910-х годов несколько крупнейших мошенников Америки объединились в профессиональную организацию со штаб-квартирой в Денвере, штат Колорадо. В зимние месяцы они разъезжались по южным штатам, занимаясь своим ремеслом. В 1920 году Джо Фьюри, лидер организации, нахо­дился в поездке по Техасу, зарабатывая сотни тысяч долларов классическими мо­шенническими приемами. В Форт-Ворте ом встретил простака по имени Дж. Франк Норфлит, скотовода, владельца большого ранчо. Норфлит, соблазненный обещанными жуликом богатствами, снял с банковского счета все, что там было, - 45 тысяч дол­ларов и отдал их Фьюри и его помощникам. Спустя несколько дней они вернули ему его «миллионы», которые на поверку оказались «куклой»: парой настоящих долларовых ку­пюр поверх толстых пачек нарезанной га­зетной бумаги,

Фьюри и его люди проделывали этот трюк сотни раз, и облапошенный клиент обычно был настолько сражен собственной глупостью, что покорно принимал урок и смирялся с потерей денег. Но Норфлит оказался непохожим на других простаков. Он пошел в полицию, где ему сказали, что дело почти безнадежное. «Тогда я сам найду их, - заявил Норфлит детективам, - пусть даже на это придется потратить остаток жиз­ни». Его жена взяла на себя заботы о ранчо, пока Норфлит разъезжал по стране, разыс­кивая тех, кто, подобно ему, стал жертвой мошенников. Он нашел собрата по несчастью, и сообща они опознали в Сан-Франииско одного из мошенников. Им даже удалось привлечь его к суду. Тот покончил с собой, предпочтя такой исход длительному сроку тюремного заключения.

Норфлит продолжал. Он выследил второго мошенника в Монтане, связал его, как теленка, и протащил по грязным улицам до городской тюрьмы. В поисках Джо Фьюри и его правой руки, В. Б. Спенсера, он путеше­ствовал не только по стране, но и выезжал в Англию, Канаду и Мексику. Обнаружив Спенсера в Монреале, Норфлит побежал за ним по улице. Спенсеру удалось скрыться, но скотовод не потерял следа и поймал его в Солт-Лейк-Сити. Спенсер предпочел строгость закона самосуду Норфлита и явился с повинной.

Норфлит обнаружил Фьюри в городке Лжексонвилл, штат Флорида, и собственно­ручно препроводил его в Техас, где передал в руки правосудия. Но на этом не остановил­ся: он добрался до Денвера, задумав уничто­жить всю организацию. Истратив не толь­ко крупную сумму денег, но еще и один год своей жизни на преследования, он добился того, что все руководители организации попали за решетку. Даже те, кого ему не удалось поймать, были так напуганы, что явились с повинной.

За пять лет охоты Норфлит в одиночку разрушил крупнейшую в стране организацию мошенников. В результате он стал банкро­том, его брак распался, но он умер счастли­вым человеком.

Существует легенда о том, что Сальвадор Дали был не только великим гением, но и великим хитрецом. Знаменитый и эксцентричный художник любил подчеркнуть собственную значимость и ценность своих работ. Например, он мог обмануть покупателя, сказав тому, что использовал осиный яд для разведения краски, которой писал картину. Да, да, именно поэтому картина стоит $1 000 000. Ещё хитрее он обходился с владельцами ресторанов. Собрав большую группу друзей и знакомых, Дали мог целый вечер провести в заведении, угощая всех любыми блюдами и напитками из меню. Когда приходило время платить по счёту, художник щедрой рукой подписывал чек на огромную сумму, а затем… переворачивал чек и писал несколько тёплых слов в благодарность хозяину заведения. Расчёт был прост: пользуясь своей славой живого гения, Дали был уверен, что хозяин ресторана ни за что не решится обналичить чек с оригиналом подписи самого Дали! Так оно обычно и бывало: рестораторы понимали, что смогут со временем выручить гораздо больше денег за этот чек, чем просто сумма по счёту, ну а художник экономил кучу денег.

Легенда. Знай с кем имеешь дело

Никогда не исходите из предпосылки, что тот, с кем вы имеете дело, слабее или ниже вас. Некоторые люди не вспыхивают, как порох, обижаются не сразу, из-за этого вы можете счесть их толстокожими и не бояться обидеть их. Но стоит вам задеть их честь и достоинство, они поразят вас вспышкой гнева, который может показаться внезапным, чрезмерным и неожиданным для тех людей, каких вы считали спокойными. Если вы хотите ответить кому-то отка­зом, лучше всего сделайте это как можно более вежливо и уважительно, даже если вы чувствуете, что запрос смешон, а предло­жение нелепо. Никогда не выставляйте за дверь обиженными тех, кого вы еще недо­статочно хорошо знаете, - рискуете на­ткнуться на Чингисхана.

В начале ХШ столетия хорезмшах Мухаммед после множества войн и сражений основал громадную империю, которая простиралась на запад до современной Турции и на юг до Афганистана. Центром империи стал вели­кий азиатский город Самарканд. У шаха была мощная и боеспособная армия, всего за несколько дней он мог собрать более 200 тысяч воинов.

В 1219 году к Мухаммеду прибыло посольство от нового вождя кочевников с восто­ка - Чингисхана. Послы вручили великому шаху всевозможные дары, представлявшие лучшие товары и богатства не великой еще, но быстро растущей империи хана. Чингисхан хотел возобновить Шелковый путь в Европу и предложил шаху владеть им совместно, поддерживая мир между дву­мя империями.

Мухаммеду показалось, что незнакомый выскочка с востока слишком много о себе возомнил, если позволяет себе как к равно­му обращаться к тому, кто очевидно выше его по положению. Он проигнорировал пред­ложение хана. Хан предпринял повторную попытку: на сей раз он прислал караван верблюдов, навьюченных удивительными диковинами, добытыми им в Китае. Однако караван еще не успел добраться до Мухаммеда, как Инальчик, правитель области, граничащей с Самаркандом, захватил его для себя, а людей казнил.

Чингисхан был уверен, что произошла ошибка, что Инальчик действовал без ведома Мухаммеда. Он отправил к шаху новых посланцев, повторяя свое предложение и прося о наказании для правителя. На этот раз Мухаммед сам велел обезглавить одного из посланцев, а двух других отпустил, выбрив им Головы, - страшное оскорбление согласно монгольскому кодексу чести. Хан отправил шаxy послание: «Ты выбрал войну. Что должно произойти, произойдет, а что это будет, мы не знаем. Только боги знают». Мобилизовав свои силы, он напал на провинцию Инальчика и 1220 году, занял столицу, захватил в плен правителя и приказал казнить его, залив расплавленное серебро в глаза и уши.

На следующий год хан предпринял множество партизанских операций, говоря современным языком, против армии шаха, значительно превосходившей его армию. Его ме­тод был совершенно новаторским для того времени - воины умели очень быстро скакать верхом и в совершенстве владели искусством стрельбы из лука, причем стре­ляли, находясь в седле. Благодаря скорости своих войск и их способности на ходу перестраиваться, Чингисхан вводил Мухаммеда в заблуждение относительно как своих намерений, так и направления движения армии. В конечном счете ему удалось сначала окружить Самарканд, а затем и захватить его. Мухаммед бежал, а год спустя умер, его обширная империя развалилась и была разру­шена. Чингисхан стал единоличным правителем Самарканда, Шелкового пути и большей части северной Азии.

Легенда. Не строй крепости вокруг себя — изоляция опасна

Люди - социальные существа, отсюда следует, что в искусстве быть приятными для окружающих можно добиться успеха, лишь постоянно находясь среди них. Чем больше вы контактируете с людьми, тем легче, с приятностью вы всего добьетесь. Изоляция же придает вам напряженный вид и приводит к еще большей изоляции, потому что люди начинают вас сторониться.

В 1545 году Козимо 1, основатель динас­тии Медичи, решил увековечить свое имя, заказав фрески для капеллы собора Сан Лоренио во Флоренции. Он мог выбирать из многих прекрасных живописцев и в итоге остановился на Якопо да Понтормо. Преуспевающий в течение долгих лет художник, Понтормо хотел, чтобы фрески стали венцом его творчества. Первым его желанием было закрыть капеллу, чтобы никто не увидел рождение шедевра или не украл идеи живописца. Он выставил бы за дверь самого Микеланджело. Когда в капеллу вторглись любопытные юнцы, Якопо еще усилил охрану. Понтормо расписал потолок капеллы сие­нами из Библии - Сотворение мира, Адам и Ева, Ноев ковчег и т. д. В верхней части центральной стены он написал Христа во славе, поднимающего мертвых из гробов в день Страшного Суда. Художник работал одиннадцать лет, почти не покидая капеллу, так что у него развилась боязнь человечес­кого общения и страх, что его обкрадут плагиаторы.

Лонтормо умер, не успев завершить работу, ни одна из фресок не сохранилась. Но великий литератор эпохи Возрождения, друг Понтормо, Вазари, видевший фрески вскоре после смерти художника, оставил нам их описание. Полное отсутствие чув­ства меры. Сиены громоздились одна на другую, множество фигур на одном уровне накладывались на фигуры другого. Понтормо увлекся отделкой деталей, но совершенно потерял ощущение обшей композиции. Вазари прерывает описание, говоря, что если бы ему пришлось его продолжить, «то, думаю, я сошел бы с ума и увяз бы в этой живописи, как, по-моему, случилось с Понтормо, проведшим одиннадцать лет среди своих творений, и как случится с каждым, кто увидит их». Вместо того чтобы увен­чать творчество Понтормо, эта работа стала для него крахом и гибелью.

Его фрески можно назвать наглядной иллюстрацией влияния изоляции на челове­ческий разум: потеря чувства соразмернос­ти, погружение в детали в сочетании с неспособностью увидеть общую картину, некое странное уродство, которое выража­ется в потере контакта. Очевидно, что изоляция губительна для творчества так же, как и для общения.

Легенда. Атмосфера непредсказуемости

В мае 1972 года чемпион мира по шахматам Борис Спасский в столице Исландии Рейкьявике с тревогой ожидал приезда своего соперника Бобби Фишера. Чемпиону и пре­тенденту предстояла встреча на чемпиона­те мира по шахматам, однако Фишер не прибыл вовремя, и матч висел на волоске. Фишера беспокоил вопрос о размере гонора­ра, вопрос о том, как будет распределяться призовой фонд, вопрос о регламенте матча в Исландии. Он готов был отказаться от участия в любой момент.

Спасский старался сохранять спокойствие. Его начальство считало, что Фишер над ним издевается, и требовало его возвращения, но Спасский хотел этого матча. Он знал, что способен победить Фишера, и не собирался допускать, чтобы что-то по­мешало ему одержать эту главную победу. «Но теперь, похоже, вся наша работа гото­ва пойти прахом, - говорил Спасский свое­му товарищу. - А что мы можем? Сейчас ход Бобби. Если он приедет, мы будем играть. Не приедет - игры не будет. Ини­циатива принадлежит тому, кто собирает­ся совершить самоубийство».

Фишер в конце концов приехал в Рейкья­вик, но ставил все новые условия и по-прежнему угрожал отменой матча. Ему не нравился зал, где должны были состояться игры, он критиковал освещение, жаловался на шум от кинокамер, его раздражали даже стулья, на которых предстояло сидеть ему и Спасскому. Теперь Советский Союз пере­хватил инициативу и пригрозил, что его игрок будет отозван.

Блеф, кажется, сработал: после недель ожидания и бесконечных, доводящих до бешенства препирательств Фишер согласился играть. Все чувствовали облегчение, и особенно Спасский. Но в день, когда чемпиона и претендента должны были официально представить друг другу, Фишер появился с большим опозданием, как и в день начала «матча века», что, однако, грозило претен­денту серьезными последствиями: в случае слишком большого опоздания в первой игре ему должны были засчитать поражение. Что происходило? Вел ли он своего рода интел­лектуальную игру? А может быть, Бобби Фишер боялся Бориса Спасского? Собрав­шимся гроссмейстерам и Спасскому каза­лось, что этот вундеркинд из Бруклина трусит. Фишер появился за одну минуту до объявления об отмене игры.

Первая встреча шахматного турнира имеет огромное значение, она задает тон всем последующим. Как правило, это медлен­ная и спокойная игра, во время которой противники определяют стратегию матча, прощупывая друг друга. Но эта игра была иной. В самом начале Фишер сделал ужасный ход, возможно, самый неудачный в его жизни, и, когда Спасский поддел его на крючок, он, похоже, готов был сдаться. Спасский знал, что Фишер никогда не объявлял себя проиг­равшим. Даже терпя, казалось бы, неизбеж­ное поражение, он сражался до конца, изма­тывая противника. На этот раз создава­лось впечатление, что он смирился. И вдруг сделан сильный ход, вызвавший шум в зале. Ход поразил Спасского, но чемпион справился с собой, и ему удалось выиграть партию. Но никто не мог объяснить стратегию Фише­ра. Проиграл ли он намеренно? Или перенерв­ничал? Не смог собраться? Может, он не в себе? Или, как думали некоторые, душевно­больной?

После поражения в первой встрече уси­лились жалобы Фишера - на плохой зал, камеры, вообще на все подряд. На вторую игру он снова опоздал. Организаторам это надоело: Фишеру засчитали поражение. На

его счету было уже два проигрыша и ни одной победы, позиция, из которой никому еще не удавалось выиграть в чемпионате. Фишер был явно выбит из колеи. Однако на третьей встрече, как вспоминают очевид­цы, его глаза свирепо сверкали, и это за­метно беспокоило Спасского. Несмотря на яму, которую он вырыл себе сам, претен­дент выглядел очень уверенно. Он еще раз, что называется, промазал, совершив грубый просчет, как и в первой игре, - но его самоуверенный вид заставил Спасского за­подозрить ловушку. Чемпион пытался, но никак не мог понять, в чем подвох, и неожиданно получил мат. Нетрадиционная тактика и непредсказуемость Фишера зас­тавляла соперника сильно нервничать. В конце игры Фишер вскочил и выбежал из зала с криком: «Я сокрушил его грубой силой!» - потрясая сжатым кулаком.

В следующих играх матча Фишер делал ходы, которых до него не делал никто, ходы, которые были не в его стиле. Теперь уже Спасский стал допускать промахи. Проиграв шестую партию, он заплакал. Один из гроссмейстеров сказал: «Теперь Спасскому надо еще подумать, безопасно ли ему воз­вращаться в Россию». После восьмой встре­чи чемпиону показалось, что он нашел объяс­нение происходящему: Фишер гипнотизиру­ет его. Он решил не смотреть Фишеру в глаза, тем не менее проиграл.

После четырнадцатой партии он собрал свою команду и объявил: «Была предпринята попытка управлять моим разумом». Он запо­дозрил, что апельсиновый сок, который он пил за шахматным столом, содержал нарко­тики. Воздух также мог содержать химичес­кие препараты. Наконец, Спасский публично обвинил команду Фишера в том, что нечто, изменявшее его, Спасского, сознание, подло­жили ему в кресло. КГБ насторожился: Борис Спасский позорил Советский Союз!

Кресла увезли и подвергли рентгеноско­пии. Химики не обнаружили в них ничего необычного. Единственное, что вообще удалось найти, были две дохлые мухи в стойке осветительного прибора. Спасский начал жаловаться на галлюцинации. Он был не в состоянии продолжать игру - и 2 сентября признал себя проигравшим.

Легенда. Используй свое отсутствие, чтобы приумножить уважение и честь

Средневековый трубадур шевалье Гийом де Бало странствовал по дорогам юга Франции от замка к замку, декламируя стихи и во всем являя образец рыцаря без страха и упрека. В замке Жавиак он встретил и полюбил прелестную хозяйку, мадам Гильельму де Жавиак. Он пел ей свои песни, читал стихи, играл с ней в шахматы, и постепенно она, в свою очередь, полюбила его. У Гийома был друг, шевалье Пьер де Баржак, который путешествовал вместе с ним и также был принят в замке. Пьер тоже влюбился в даму, живущую в замке Жавиак, добрейшую, но темпераментную Вьернетту.

Как-то между Пьером и Вьернеттой произошла ужасная ссора. Дама прогнала Пьера, и он обратился к своему другу Гийому за помощью, умоляя его. помочь вернуть Расположение любимой. Гийом как раз собирался на время оставить замок, но по возвращении, через несколько недель, пустил в ход свои чары и помирил Пьера с Вьернеттой. Пьер ощущал, что любовь его усилилась многократно, - ведь не бывает любви сильнее, чем та, что вспыхивает после примирения. Чем глубже и длительнее размолвка, говорил он Гийому, тем слаще чувство, сопутствующее миру и сближению.

Как трубадур шевалье Гийом гордился тем, что вкусил все радости и горести любви. Слушая речи друга, он тоже пожелал испытать радость примирения после ссоры. С этой целью он разыграл сильнейшую обиду на мадам Гильельму, перестал писать ей любовные письма, затем внезапно покинул гостеприимный замок и не появлялся даже нa праздниках и охотах. Это выводило из себя юную даму.

Гильельма посылала к Гийому гонцов, пытаясь выведать, что произошло, но он

отправлял их обратно. Он думал, что все это рассердит даму и она потребует, что­бы он, подобно Пьеру, умолял ее о прошении. Однако его отсутствие возымело противоположный эффект: оно заставило Гильельму полюбить его еще сильнее. Теперь дама преследовала своего рыцаря, посылая гонцов и письма с объяснениями, что было почти неслыханно - дамы никогда не гонялись так за своими трубадурами. Гийому это совсем не понравилось. Поведение Гильельмы, каза­лось ему, свидетельствовало об утрате достоинства. Он теперь не только сомне­вался в своем плане - он также сомневался в своей даме.

В конце концов после многих месяцев вдали от Гийома Гильельма сдалась. Она перестала забрасывать его посланиями люб­ви, и он задумался: может, она рассержена? Может, его план все-таки сработал? Он ведь так этого ждал. Настало время при­мирения. Он облачился в свой лучший наряд, выбрал самую дорогую упряжь для лошади, надел великолепный шлем и выехал в Жавиак.

Услышав, что ее возлюбленный вернулся, Гильельма поспешила навстречу, упала перед ним на колени, сбросила вуаль, чтобы поце­ловать его, и умоляла о прощении, чем бы ни был вызван его гнев. Вообразите его разоча­рование - план полностью провалился. Она не вышла из себя, она вообще никогда не выходила из себя, она лишь крепче полюбила, а ему так и не придется испытать радость примирения после ссоры. Видя ее теперь, он решился попытаться достичь задуманного еще раз: оттолкнул ее с грубыми словами и угрожающими жестами. Она удалилась, на этот раз жестоко обиженная.

На следующее утро трубадур пожалел о содеянном. Он снова поехал в Жавиак, но дама не приняла его и приказала слугам про гнать его от замка по подвесному мосту и дальше по холму. Гийом бежал. Вернувшись к себе, он разразился рыданиями: он совер­шил ужаснейшую ошибку. В течение следующего года, лишенный возможности видеть даму сердца, он страдал от ее отсутствия, ужасного отсутствия, которое лишь раз­жигало его любовь. Он написал одно из своих прекраснейших стихотворений «Моя песнь возносится, словно покаянная молит­ва». Он написал множество писем Гильельме, объясняя свой поступок и умоляя о прощении.

После долгого сопротивления мадам Гильельма, вспоминая его мелодичные песни, красивое лицо, а также сноровку в танцах и соколиной охоте, почувствовала, что не прочь вернуть его. Чтобы наказать труба­дура за его жестокость, она приказала ему удалить ноготь с мизинца правой руки и прислать ей вместе со стихами, описываю­щими его страдания.

Он выполнил все в точности. В конце концов Гийом де Бало получил возможность ощутить это чувство - примиренце после размолвки, которое превосходило даже испы­танное его другом Пьером.

Историческая легенда. «Сотвори себя заново»

Историческая легенда

1831 году молодая женщина, именуемая Авророй Дюпен Дюдеван, оставила своего мужа и семью в провинции и переселилась в Париж. Она хотела быть писателем; брак воспринимался ею как заточение в тюрьме, поскольку не оставлял ей ни времени, ни свободы на то, чтобы следовать своей страсти. В Париже

она надеялась обрести независимость и зарабатывать на жизнь литературным трудом. Вскоре после прибытия в столицу Дюдеван, однако, столкнулась с жесткой реальностью. Для того чтобы обладать определенным уровнем свободы в Париже, нужны были деньги. Для женщины единственными способом получить деньги были замужество или проституция. Ни одна женщина в то время

даже не помышляла о писательском труде как источнике существования. Женщины писали для развлечения, находясь на иждивении у своих мужей или тратя полученное наследство. Так что принеся свое первое сочинение редактору, Дюдеван услышала назидательное: «Вам следует заниматься детьми, мадам, а не литературой».

Очевидно, мадам Дюдеван приехала в Париж, чтобы добиться невероятного. И в

конце концов ей пришлось прибегнуть к стратегии, которую до нее не использовала ни одна женщина. Эта стратегия заключалась в том, чтобы сотворить себя полностью заново, собственноручно создать себе в обществе совершенно иное реноме.

Женщины-литераторы до нее вынуждены были принимать на себя навязанную обществом роль -

роль второстепенного художника, создающего определенного жанра литературу для других женщин. Дюдеван решила, что уж если предстоит играть, то она поменяет правила игры: она выбрала для себя мужскую роль.

В 1832 году издатель принял «Индиану» первый крупный роман Дюдеван. Она захотела, чтобы он вышел в свет, подписанным псевдонимом «Жорж Санд», так что весь Париж был уверен, что книга принадлежит перу мужчины.

Дюдеван любила иногда надевать мужскую одежду даже до появления «Жоржа Санда» (она всегда находила, что мужские рубашки и бриджи для верховой ездыi гораздо удобнее); теперь, став фигурой oбщественно значимой, она усилила и заострила образ. Она дополнила свой гардероб длинными мужскими пальто, серыми шляпами, грубоватыми башмаками и галстуками в стиле денди. Она курила сигары, во время беседы держалась по-мужски, не стесняясь лидировать в разговоре и даже употребить сочное словцо.

Странный писатель «женщина-мужчина» поразил публику. В отличие от других женщин-сочинителей Жорж Санд была принята в замкнутый мирок художников-мужчин. Они пила и курила с ними, у нее были романы с известнейшими художниками Европы - Мюссе, Листом, Шопеном. Она сама выбирала их и сама бросала, оставляя это на собственное усмотрение.

Те, кто хорошо знал Санд, прекрасно понимали, что ее мужской облик был не чем иным, как способом защитить себя от алчных, любопытных глаз публики. На людях ей нравилось играть роль эксцентричной особы, в приватной обстановке она становилась собой. Она понимала также и то, что персонаж «Жорж Санд» грозит сделаться предсказуемым и стабильным. Чтобы избежать этого, она время от времени резко изменяла характер созданного ею образа. Вместо того чтобы вступать в новые любовные интриги со знаменитостями, она занялась политикой, возглавляла демонстрации, инспирировала студенческие волнения. Никто в целом мире не смог бы предугадать границы создаваемого ею образa.

Прошло много лет после ее смерти, и люди давно уже перестали читать ее романы, но театральность образа, какого не могла создать сама жизнь, продолжает волновать и вдохновлять.

Историческая легенда «Избегай споров с теми, кто сильнее»

В 1502 году в реставрационных мастерских при соборе Санта Мария дель Фьоре стоял невероятных размеров мраморный блок. Сначала это была необработанная глыба, но неумелый скульптор пробил по ошибке отверстие в том месте, где должны были находиться ноги статуи. И все мастера в один голос утверждали, что мрамор испорчен безнадежно.

Так обстояли дела до тех пор, пока флорентийские друзья Микеланджело не решили написать художнику в Рим. Микеланджело приехал во Флоренцию, осмотрел камень и пришел к выводу, что мог бы вырезать из него фигуру, придав ей такую позу, чтобы обойти искалеченный участок. Солдерини, мэр Флоренции и заказчик, возражал, что это пустая трата времени, но разрешил художнику поработать. Микеланджело стал ваять юного Давида с пращой в руке.

Спустя время, когда Микеланджело заканчивал работу, Содерини посетил мастерскую. Немного рисуясь и изображая знатока он осмотрел творение и сказал:

— Все великолепно, только вот нос у изваяния немного велик.

Микеланджело видел, что Солдерини стоит прямо под гигантской фигурой и видит ее в искаженной перспективе. Но не говоря ни слова, он жестом пригласил Солдерини подняться с ним на леса. Оказавшись на уровне носа он наклонился за резцом по носу статуи и заодно прихватил горсть мраморной пыли с досок. Потом стал слегка постукивать резцом по носу статуи, выпуская пыль из ладони. Он в сущности никак не изменил нос Давида, но создал полное впечатление, что трудится над ним. Через несколько минут своего спектакля он выпрямился со словами:

— Посмотрите теперь.

— Теперь стало гораздо лучше, — отозвался Содерини, — вы прямо таки оживили его.

Историческая легенда «Слова ничего не стоят»

Следует понимать: слова ничего не стоят. Каждому известно, что в пылу спора можно сказать что угодно, лишь бы доказать свою правоту. Поступки и демонстрация наглядного — совсем другое дело. Они намного действеннее, в них больше смысла. Они здесь, прямо перед глазами, мы можем их видеть. Не сказано обидных слов, исключена возможность быть ложно понятым. Никто не поспорит с наглядным доказательством.

Сер Кристофер Рен представлял собой английский вариант человека эпохи возрождения. Он прекрасно знал математику, астрономию, физику и физиологию.

В 1688 году Рен создал проект великолепной ратуши для Вестминстера. Мэра, однако, проект не удовлетворил; мэр нервничал. Он поделился своими опасениями с Реном: второй этаж небезопасен и может обрушиться прямо в его кабинет на первом этаже. Он попросил Рена добавить две каменные колонны, чтобы получше укрепить потолок. Рен, непревзойденный инженер, понимал что колонны вовсе не нужны и что опасения мэра беспочвенны. Но колонны были построены, мэр чувствовал себя счастливым и благодарным. Только годы спустя реставраторы, поднявшись в люльке под потолок, увидели, что колонны по высоте чуть-чуть не достают до потолка.

Это был обман. Но двое получили что хотели: мэр мог расслабиться, а Рен знал, что потомки узнают, что его оригинальный проект был верен, а колонны не нужны.

Сила наглядной демонстрации в том, что у оппонента нет необходимости обороняться, а значит, они более открыты для убеждения. Дать ощутить физически, что имеется ввиду, куда более мощные аргументы, нежели любые слова.

Историческая легенда «Сила символа»

Самый сильный довод — символ, служащий подоплекой действию. Сила символа — знамени, мифа, памятника какому-либо эмоционально значимому событию — в том, что он понятен каждому без слов.

Стремясь к власти или стараясь удержать ее, всегда ищите непрямые пути.

В 1975 году, когда Генри Киссинджер участвовал в самых трудных и не результативных переговорах с Израилем по поводу возвращения части Синайской пустыни, захваченной им в 1967 году, он неожиданно прервал напряженные переговоры и предложил осмотреть одно памятное место. Он отправился на развалины древней крепости Масада, известной всем жителям Израиля как место, где в 73-ем году семьсот иудейских воинов предпочли самоубийство сдаче римским легионам. Израильтяне сразу поняли подоплеку этой поездки Киссинджера: он косвенно упрекал их в стремлении к массовому самоубийству. Хотя сама поездка мгновенно не повлияла на состояние умов израильских дипломатов, она настроила их на более серьёзный и ответственный подход, чем если бы прозвучало прямое предупреждение. Символы, подобные Масаде, несут огромную эмоциональную нагрузку.

Историческая легенда. «Добивайся победы действиями, а не доводами»

Любой минутный успех, которого, как вам кажется, вы добились в споре, оборачивается пирровой победой. Куда эффективнее можно заставить других согласиться с вами, если действовать, не произнося ни слова. Показывайте, а не объясняйте.

Однажды Никиту Хрущева во время его выступления, обличающего преступления Сталина, прервал выкрик с места:

— Вы работали со Сталиным, — крикнули из зала, — почему же не остановили его тогда?

Хрущев очевидно с трибуны не мог разглядеть того, кто к нему обращался. Он прорычал:

— Кто это сказал?

Никто не поднял руки. Все в зале замерли. Через несколько секунд напряженного ожидания Хрущев добродушно сказал:

— Теперь понимаете, почему я его не остановил?

Историческая легенда «Честная нечестность, чтобы обезоружить жертву»

Если ваше прошлое – прошлое обманщика, никакая честность, великодушие или доброта не обманут людей. Если люди видят в вас лицемера, то начать вдруг изображать честного человека просто подозрительно, — лучше изображать жулика.

Ничто в королевстве власти не зиждется на каменном фундаменте. Неприкрытый обман порой помогает замести следы и даже заставляет восхищаться честностью вашей нечестности. J

Граф Люстинг, проворачивая самую грандиозную аферу своей жизни, собирался продать Эйфелевую башню наивному промышленнику, который поверил, что правительство продает ее с аукциона на металлолом. Промышленник уже был готов передать громадную сумму в руки Люстинга, который успешно изображал правительственного чиновника. В последнюю минуту, однако, что-то в Люстинге вызвало подозрение у простака. На встрече, где должна была состояться передача денег, Люстинг заметил его внезапное недоверие.

Подойдя к промышленнику, Люстинг тихим шепотом заговорил о том, какое низкое жалование он получает, в каком тяжелом финансовом положении находится, и т.д. Через несколько минут клиент осознал, что Люстинг намекает на взятку. Он почувствовал облегчение. Теперь было ясно, что Люстингу можно доверять: поскольку все госчиновники не отличались честностью, Люстинг выглядел вполне реально. Клиент передал деньги. Изображая нечестного чиновника, Люстинг был правдоподобен. В этом случае честность могла бы вызвать противоположный эффект.

Историческая легенда. «Прося о помощи, вз ывай к своекорыстию людей и никогда к их милости или великодушию»

Если вам пришлось обратиться к союзнику за помощью, не трудитесь напоминать ему о вашем былом участии в добрых делах. Он найдет способ вас проигнорировать. Вместо этого в своей просьбе или в своем договоре с ним дайте ему увидеть нечто такое, что будет выгодно ему, и подчеркивайте это без меры. Он с воодушевлением поддержит предложение, сулящее выгоду ему самому.

В 431 году до н.э., перед самым началом Пелопоннесской войны, остров Керкира (впоследствии получивший название Корфу) и греческий город-государство Коринф находились на пороге конфликта. Обе стороны направили послов в Афины, стараясь привлечь афинян в союзники. Ставки были высоки, поскольку иметь Афины на своей стороне означало победить. И кто бы ни стал победителем, проигравшей стороне не приходилось рассчитывать на его милость.

Остров Керкира взял слово раньше. Посол начал с признания того факта, что острову в прошлом не приходилось оказывать помощь Афинам, а вообще-то, Керкира чаще союзничала с неприятелями Афин. Керкира и Афины не были связаны ни дружбой, ни благодарностью.

— Да, — признал посол, — сейчас я явился в Афины из-за страха и озабоченности будущим своей родины. Единственное, что мы можем предложить – это взаимовыгодный союз. Керкира располагает военным флотом, по силе и численности уступающим только афинскому. Союз двух государств способствовал бы развитию невероятно мощного флота, который служил бы для устрашения неприятельского государства Спарты. Ничего другого остров Керкира предложить, к сожалению, не может.

Представитель Коринфа выступил затем с блестящей, страстной речью, являющей резкий контраст сухому, бесцветному выступлению островитянина. Он вспомнил все былые заслуги Коринфа перед Афинами. Он вопрошал, что сказали бы другие союзники Афин в случае заключения городом союза с бывшим врагом против теперешнего друга, который преданно служил интересам Афин: пожалуй эти союзники могли бы разорвать свои соглашения с Афинами, увидев, что их верность не ценится. Он апеллировал к законам Эллады и напоминал, что пришло время Афинам платить Коринфу за все сделанное добро. Под конец он перешел к долгому перечислению услуг, когда-либо оказанных Коринфом Афинам, и напомнил о том, как важно быть благодарными по отношению к друзьям.

После обоих выступлений афиняне приступили к дебатам. Когда пришло время голосования, они единогласно отдали голоса в пользу союза с Керкирой против Коринфа.