Open
Close

Советский союз в первые послевоенные десятилетия. Первое послевоенное десятилетие (1945–1955 годы)

(основные направления внешней и внутренней политики)

На завершающем этапе 2 мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 45 г.) Не ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на 4 оккупационные хоны: английскую, американскую, советскую и французскую. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд. долларов было признано законным. Они должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использование людской силы (это решение было выполнено не до конца. Кроме того, в СССР ввозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики). На основании решений Ялтинской конференции Советский Союз добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Советский Союз на конференции подтвердил обещание вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединение к нему Курильских островов и Южного Сахалина. Было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН). СССР получил в ней три места – для РСФСР, Украины и Белоруссии, т.е. тех республик, которые наиболее пострадали в войне, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы. По договоренности СССР Объявил войну Японии 8.8.45 г. Летом 45 г. советское командование создало на востоке значительное превосходство в живой силе и технике над японской Квантунской армией. И фактически в течение месяца Япония потерпела сокрушительное поражение. Советские войска заняли Маньчжурию, Сахалин, Курильские острова, Северо-Восточный Китай и Корею. 2.09.45 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Потсдамская конференция (Берлин) состоялась в июле-августе 45 г. Советскую делегацию возглавил Сталин, американскую – Трумэн, английскую – Черчилль. Они составили план по искоренению германского милитаризма и нацизма. Он включал ликвидацию германской военной промышленности, запрещение германской национал- социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников. Конференция рассмотрела территориальные вопросы. СССР передавался Кенигсберг. Польша расширялась за счет территории Германии (польско-германская граница прошла по рекам Одер-Нейсе). Были подготовлены мирные договора, которые учитывали геополитические интересы СССР, но решения Потсдама были выполнены частично. В45-46 гг. произошли расхождения бывших союзников. С 46 г. в международных отношения началась эра “холодной войны” - появился “железный занавес ”, возникло противостояние капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. “Холодная война” продолжалась с 46 г. до начала 90-х годов. Противостояние сторон обострилось в 47 г. после выдвинутого плана Маршалла (госсекретарь США). Программа предусматривала экономическую помощь европейским странам, пострадавшим в годы 2 мировой войны. СССР и страны народной демократии были приглашены для участия в конференции, но Советский Союз расценил этот шаг как антисоветский (попросту этот план ставил под угрозу влияние СССР на страны Восточной Европы и отказался от участия, по его настоянию отказались и страны Восточной Европы, т.к. их участие будет рассматриваться как враждебное действие. Проявлением “холодной войны” стало формирование военно-политических блоков. В 49 г. был создан Североантлантический союз (НАТО), образование его способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. Противостояло НАТО, созданная в 45 г. Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация объединяла 51 государства. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Советские представители выступали с предложениями о сокращении вооружения и запрещение атомного оружия. О выводе иностранных войск с территории чужих государств. Все эти предложения блокировались представителями США. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гг. в связи с корейской войной. В 50 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря. в этом регионе Азии.

В период подготовки и ходе военных действий СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. По настоянию Сталина руководство КНР (Китай) направило в Северную Корею несколько военных дивизий для участия в боевых действиях. Война была прекращена в 53 г. после дипломатических переговоров. В 49 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) с центром в Москве. Одна из причин организации СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. В состав СЭВ входили: Албания (до 61 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния, а с 49 г. - Германия. Сотрудничество СССР со странами Восточной Европы были противоречивы и конфликтны. СССР стремилось навязать свои модели построения социализма. Конфликт с Югославией произошел из-за отказа Югославии от участия в федерации с Болгарией, этот путь предлагали сов. руководители. Кроме того, Югославия отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. В 49 г. СССР разорвала дипломатические отношения с Югославией. В этот период окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система, формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из этой ситуации. В 55 г. в Варшаве был подписан договор СССР и стран “социалистического лагеря о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Задачи ОВД – обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.К концу 50-х г. СССР была связана торговыми договорами с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами “третьего мира” (развивающимися странами) – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. За время пребывания Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В середине 50-х г. во взаимоотношениях государств чаще появляются конфликты. Одно из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. Имели место попытки диктата со стороны СССР и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в Венгрии в октябре 56 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали вывода советских войск с венгерской территории. Восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств – участников ОВД. В конце 50-х г. осложнились отношения с Китайской Народной Республики (КНР) Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских баз. В ответ Союз отказался от выполнения соглашения о сотрудничестве 2-х стран в области ядерной физики, подписанного раннее.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами фашистско-милитаристского блока роль и влияние Советского Союза в международный отношениях неизмеримо возросли. СССР стал одним из признанных лидеров мирового сообщества. В послевоенный период имевшиеся между СССР, США и Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра “холодной войны” - идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Это противостояние проявилось уже при решении германской проблемы: создании на территории Германии двух государств - ФРГ и ГДР (1949), и даже еще раньше - в связи с обращением президента США Г. Трумэна к Конгрессу (доктрина “сдерживания и отбрасывания коммунизма”) и “планом Маршалла” (оказание экономической помощи странам Европы). Этот план поставил под угрозу влияние СССР в странах Восточной Европы, чего сталинское руководство не могло допустить. Оно дало понять этим странам, что их присоединение к “плану Маршалла” будет рассматриваться СССР как враждебное действие. Развязывание “холодной войны” привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., - Организации Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Противостояние между ними определяло приоритеты экономической политики, выделение значительных ресурсов на военные цели. В 1949 г. в СССР была создана атомная бомба. Это сыграло решающую роль в изменении соотношения сил в мире. Все послевоенные годы Советский Союз неизменно заявлял о том, что он осуждает пропаганду новой войны и выступает за запрещение производства и хранения атомного оружия. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948). Только летом 1953 г., уже после смерти Сталина, были предприняты первые шаги по нормализации советско-югославских отношений.

(основные направления внешней и внутренней политики)

На завершающем этапе 2 мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 45 г.) Не ней решались вопросы послевоенного устройства Европы. Германия делилась союзниками на 4 оккупационные хоны: английскую, американскую, советскую и французскую. Требование СССР о немецких репарациях в размере 10 млрд. долларов было признано законным. Они должны были поступать в форме вывоза товаров и капиталов, использование людской силы (это решение было выполнено не до конца. Кроме того, в СССР ввозилась морально и физически устаревшая техника, что помешало модернизации советской экономики). На основании решений Ялтинской конференции Советский Союз добился укрепления своих позиций в Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии, Югославии. Советский Союз на конференции подтвердил обещание вступить в войну с Японией, за что получил согласие союзников на присоединение к нему Курильских островов и Южного Сахалина. Было принято решение о создании Организации Объединенных Наций (ООН). СССР получил в ней три места – для РСФСР, Украины и Белоруссии, т.е. тех республик, которые наиболее пострадали в войне, понесли наибольшие экономические потери и человеческие жертвы. По договоренности СССР Объявил войну Японии 8.8.45 г. Летом 45 г. советское командование создало на востоке значительное превосходство в живой силе и технике над японской Квантунской армией. И фактически в течение месяца Япония потерпела сокрушительное поражение. Советские войска заняли Маньчжурию, Сахалин, Курильские острова, Северо-Восточный Китай и Корею. 2.09.45 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Потсдамская конференция (Берлин) состоялась в июле-августе 45 г. Советскую делегацию возглавил Сталин, американскую – Трумэн, английскую – Черчилль. Они составили план по искоренению германского милитаризма и нацизма. Он включал ликвидацию германской военной промышленности, запрещение германской национал- социалистической партии и нацистской пропаганды, наказание военных преступников. Конференция рассмотрела территориальные вопросы. СССР передавался Кенигсберг. Польша расширялась за счет территории Германии (польско-германская граница прошла по рекам Одер-Нейсе). Были подготовлены мирные договора, которые учитывали геополитические интересы СССР, но решения Потсдама были выполнены частично. В45-46 гг. произошли расхождения бывших союзников. С 46 г. в международных отношения началась эра “холодной войны” - появился “железный занавес ”, возникло противостояние капиталистической и социалистической общественно-политическими системами. “Холодная война” продолжалась с 46 г. до начала 90-х годов. Противостояние сторон обострилось в 47 г. после выдвинутого плана Маршалла (госсекретарь США). Программа предусматривала экономическую помощь европейским странам, пострадавшим в годы 2 мировой войны. СССР и страны народной демократии были приглашены для участия в конференции, но Советский Союз расценил этот шаг как антисоветский (попросту этот план ставил под угрозу влияние СССР на страны Восточной Европы и отказался от участия, по его настоянию отказались и страны Восточной Европы, т.к. их участие будет рассматриваться как враждебное действие. Проявлением “холодной войны” стало формирование военно-политических блоков. В 49 г. был создан Североантлантический союз (НАТО), образование его способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира. Противостояло НАТО, созданная в 45 г. Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация объединяла 51 государства. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. Советские представители выступали с предложениями о сокращении вооружения и запрещение атомного оружия. О выводе иностранных войск с территории чужих государств. Все эти предложения блокировались представителями США. Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х гг. в связи с корейской войной. В 50 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря. в этом регионе Азии.

В период подготовки и ходе военных действий СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. По настоянию Сталина руководство КНР (Китай) направило в Северную Корею несколько военных дивизий для участия в боевых действиях. Война была прекращена в 53 г. после дипломатических переговоров. В 49 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) с центром в Москве. Одна из причин организации СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы. В состав СЭВ входили: Албания (до 61 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Чехословакия, Румыния, а с 49 г. - Германия. Сотрудничество СССР со странами Восточной Европы были противоречивы и конфликтны. СССР стремилось навязать свои модели построения социализма. Конфликт с Югославией произошел из-за отказа Югославии от участия в федерации с Болгарией, этот путь предлагали сов. руководители. Кроме того, Югославия отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. В 49 г. СССР разорвала дипломатические отношения с Югославией. В этот период окреп режим личной власти Сталина, ужесточилась командно-административная система, формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть Сталина облегчила поиски выхода из этой ситуации. В 55 г. в Варшаве был подписан договор СССР и стран “социалистического лагеря о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Задачи ОВД – обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Руководство страны во главе с Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира.К концу 50-х г. СССР была связана торговыми договорами с 70 мировыми державами. Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами “третьего мира” (развивающимися странами) – Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. За время пребывания Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий. В середине 50-х г. во взаимоотношениях государств чаще появляются конфликты. Одно из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. Имели место попытки диктата со стороны СССР и открытого военного вмешательства в дела независимых государств. Так, например, в Венгрии в октябре 56 г. советские войска приняли участие в подавлении антисоциалистического выступления в Венгрии. Организаторы выступления требовали вывода советских войск с венгерской территории. Восстание было подавлено объединенными вооруженными силами государств – участников ОВД. В конце 50-х г. осложнились отношения с Китайской Народной Республики (КНР) Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских баз. В ответ Союз отказался от выполнения соглашения о сотрудничестве 2-х стран в области ядерной физики, подписанного раннее.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

(основные направления внешней и внутренней политики) На завершающем этапе 2 мировой войны, когда победа над Германией не вызывала сомнений, состоялась Ялтинская конференция (февраль 45 г.) Не ней решались вопросы послевоенного устройства Европы

Борман - заочно).

Созданный в соответствии с договоренностями на конференции в Потсдаме Совет министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции (СМИД) разработал тексты мирных договоров с государствами - союзниками фашистской Германии: Италией, Финляндией, Венгрией и Румынией. После рассмотрения их Парижской мирной конференцией (29 июля - 15 октября 1946 г.) и согласования ряда статей на сессии СМИД в Нью-Йорке (4 ноября - 11 декабря 1946 г.) эти договоры 10 февраля 1947 г. были подписаны.

В договорах отмечалось, что состояние войны прекращается и что каждая из стран, с которой заключается договор, получит поддержку при приеме в ООН. В политических статьях этих договоров содержались обязательства не допустить возрождения и деятельности фашистских организаций, выдать военных преступников. Мирные договоры зафиксировали территориальные изменения. Италия сохранялась в основном в границах на 1 января 1938 г. Небольшие ее территории были переданы Франции, Югославии (восточная часть Юлийской Крайны). Западная часть Юлийской Крайны с городом Триест была выделена в свободную территорию Триест. В 1954 г. при одобрении ООН эта территория была поделена между Югославией и Италией. Советско-финская граница сохранялась по состоянию на 1 января 1941 г. Однако область Петсамо (Печенга) возвращалась СССР. Вместо полуострова Ханко Финляндия предоставляла СССР в аренду Порккала-Удд (от аренды этого района СССР досрочно отказался в 1955 г.). Северная Трансильвания из состава Венгрии передавалась Румынии. Граница между Румынией и СССР проходила по линии, зафиксированной соглашениями этих стран от 28 июня 1940 г.

Ряд статей предусматривал ограничение вооруженных сил государств, подписавших эти договоры, и обязывал их частично возместить ущерб, нанесенный экономике стран-победительниц. Что касается репараций со стороны Венгрии и Румынии, они составили символическую сумму - 1/25 ущерба, причиненного Советскому Союзу этими странами.

Подписание мирных договоров стало важным шагом в послевоенном урегулировании международных отношений. Однако такого рода сотрудничество явилось последней совместной крупной акцией союзников по антигитлеровской коалиции.

Вторая мировая война привела к серьезным геополитическим изменениям. Изменилась карта мира, в первую очередь, карта Европы. Ряд стран Восточной (Польша, Румыния, Чехословакия, Венгрия), Центральной (часть Германии - ГДР) и Южной (Албания, Югославия) Европы встали на путь демократического развития, ликвидировав тем самым географическую изоляцию Советского Союза и сделав невозможным осуществление идеи создания вокруг СССР так называемого «санитарного кордона». Претерпели крупные изменения экономика и политика бывших союзных держав. Усиление СССР и США в качестве двух мировых лидеров, упрочение в этих странах экономических и политических позиций сил, заинтересованных в развитии военно-промышленных комплексов, привело к обострению отношений между ними, к навязанной гонке вооружений и усилению борьбы за сферы влияния.

Перенесшие тяготы самой разрушительной мировой войны (до сих пор число жертв в этой войне окончательно не установлено, во всяком случае, это далеко за 50 млн.) вправе были рассчитывать на утверждение в мире новой организации международных отношений, основанных на иных демократических началах и международном праве. Такая цель, в частности, была поставлена перед Организацией Объединенных Наций (ООН), созданной 25 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско (представлено было 50 государств). День вступления в силу Устава ООН 24 октября стал считаться Днем Объединенных Наций.

Как показали дальнейшие события, надежды на ООН не оправдались. Сразу же по создании ООН становится ареной столкновения по различных вопросам, в первую очередь между США и СССР. Стало очевидным, что бывшие союзники по антигитлеровской коалиции каждый по-своему формирует стратегию и тактику поведения на международной арене. Мир вступал на тропу «холодной войны», сопровождавшейся невиданной до сих пор гонкой вооружений и безумной пропагандой и контрпропагандой.

В общественном мнении до сих пор существует довольно неоднозначное объяснение причин «холодной войны». Основная вина за развязывание «холодной войны» возлагается на США. Действия СССР квалифицируют лишь как реакцию на провокацию со стороны США. Считается, что «холодная война» не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом на алтарь победы. Сталин прекрасно понимал реальное соотношение сил и поэтому вел себя с максимальной осторожностью.

Согласно другой точке зрения, основная вина за «холодную войну» лежит на Сталине. Указывается на «хозяйничанье» СССР в Восточной Европе, стремление Советского Союза упрочить свои позиции в Иране (попытки создания совместных советско-иранских нефтяных компаний, поддержка сепаратистских движений курдов и азербайджанцев), провоцирование войны в Корее, жесткая идеологическая риторика и т.д.

Но существует и третья точка зрения. Стремления или даже готовности к ведению крупной войны не было ни у Сталина, ни у Трумэна. Но было другое - стремление закрепить те сферы своего влияния в мире, которые стали итогом второй мировой войны.

Геополитическая ситуация складывалась таким образом: СССР доминировал в Восточной Европе, США - в Западной. Но постепенно стало выясняться: «доминирование» оказалось иллюзорным. Развитие восточноевропейских стран все более связывалось с поисками своих национальных путей к социализму. С 1946 г. уже было ясно, что Восточная Европа легко может выйти из-под контроля СССР. Таяло влияние и США в Западной Европе (победа коммунистов на выборах во Франции, Италии; недовольство европейских народов пребыванием в их государствах американских солдат, стремление к самостоятельности в экономической политике и т.д.). Развитие стран Западной Европы не могло не тревожить американцев. США и СССР все более становились не только противниками, но и строителями такой системы международных отношений, которая дисциплинировала бы союзников и закрепляла бы за США и СССР статус «сверхдержав». Создается так называемая блоковая система отношений. В 1949 г. США под своим началом создают Североатлантический Союз (НАТО), в ответ на это СССР с 1955 г. создает так называемый Варшавский Договор с его политическими, экономическими и военными принципами.

Рассмотрим несколько подробнее линию этого развития. В послевоенном развитии страны Восточной Европы прошли несколько этапов:

    1) этап народно-демократических революций, который продолжался 2-3 года, с 1944 по 1946-1947 гг.;

    2) переход от «народной демократии к социализму», точнее, к административно-командной, «сталинской» модели, хронологические рамки которого охватывают период с 1948 г. до конца 1989 г.;

    3) наконец, этап отхода от социализма и выхода из системы «содружества».

Народно-демократические революции выросли из широкого национально-освободительного, антифашистского движения, развернувшегося в годы Второй мировой войны. В условиях борьбы с гитлеровскими оккупантами, коллаборационистами произошла консолидация всех антифашистских национальных сил. Эти движения оформились в виде народных (отечественных) фронтов. В роли руководителя выступали коммунистические или рабочие партии (эту роль они не узурпировали, а завоевали длительной борьбой против фашизма).

Программа народных фронтов состояла в следующем: освобождение страны от фашизма, проведение социальных перемен, переход на путь демократии, установление демократической власти. Военные действия против оккупантов развернулись с первых же дней в Югославии, партизанская война - в Польше. Под руководством коммунистических и рабочих партий произошли антифашистские вооруженные восстания: в Румынии - 23 августа 1944 г.; в Словакии - 29 августа 1944 г.; в Болгарии - 9 сентября 1944 г.; в Чехии - 5 мая 1945 г.

В результате побед народно-демократических революций к власти пришли коммунисты. Проследим, как развивались вышеуказанные процессы в отдельных странах (на примере Югославии).

Еще в годы Второй мировой войны в Югославии на освобожденных территориях проводились важные социально-экономические преобразования - конфисковывались имения, фабрики и заводы у изменников, коллаборационистов, проводились демократические выборы в новые органы власти - национально-освободительные комитеты, деятельность которых направлялась Коммунистической партией Югославии. Югославский народ, руководимый КПЮ, сражался не только против оккупантов, но и против национальных изменников, перешедших на сторону врага, например, четников, которыми командовал Драже Михайлович.

11 ноября 1945 г. в Югославии состоялись выборы в Скупщину страны. За кандидатов Народного фронта, которым руководила КПЮ, отдали голоса 90% избирателей. Принятая в 1946 г. Конституция страны стала правовой основой для дальнейших преобразований в государстве. В 1945-47 гг. была проведена аграрная реформа, осуществлена национализация банков, промышленности, транспорта, средств связи. Таким образом, возник государственный сектор, объединивший промышленные предприятия, транспорт, связь; в сельском хозяйстве его представляли государственные имения и трудовые кооперативы (задруги).

Шло сплочение массовых общественно-политических организаций. В августе 1945 г. состоялся съезд Народного фронта, принявший его устав и программу. Отличительной особенностью Народного фронта в Югославии было то, что он никогда не представлял собой коалиции политических партий и строился на основе индивидуального членства.

Эти изменения в Югославии проходили в сложных международных условиях. В первые послевоенные годы западные страны услили давление на Югославию. США отказались возвратить золотой запас Югославского банка. Западные оккупационные власти задержали в Западной Германии югославскую речную флотилию. В 1945 г. был сбит американский самолет-шпион над рекой Соча. Очень трудно шли переговоры по вопросу о границах ФНРЮ, особенно о Триесте.

Бежавшие из страны четники, усташи и другие предатели нашли пристанище на Западе, где пользовались политической и материальной поддержкой своих новых хозяев (так, более 30 лет Соединенные Штаты Америки отказывались выдать Югославии палача югославского народа, садиста, убивавшего женщин и детей, - Артуковича, названного в стране «хорватским Гиммлером»).

Таким образом, реальные процессы, происходившие в послевоенные годы в восточноевропейских странах, далеки от тех «идиллических» картин, которые рисуют ныне отдельные историки и публицисты как процессы бесконфликтные, заранее расписанные в Кремле, происходившие без малейшего вмешательства со стороны западных стран и т.д.

Но нужно отметить и другое. Народно-демократические революции в странах Восточной Европы самым непосредственным образом зависели от общего хода войны и, конечно, доминирующего влияния в этом регионе СССР.

Действительно, победа Советской Армии над фашизмом, освобождение ею указанных стран способствовали огромному росту в этих странах авторитета Советского Союза. На территории СССР формировались польские, чехословацкие воинские части. Они потом стали ядром вооруженных сил Польши и Чехословакии. Присутствие советских войск на территории государств Восточной Европы в послевоенное время сыграло не последнюю роль в развитии событий. Общественное мнение восточноевропейских стран после Мюнхена больше доверяло «славянскому старшему брату», чем западным демократиям.

Наконец, после окончания Второй мировой войны у СССР было понятное и обоснованное с точки зрения критериев того времени стремление обеспечить свою безопасность. Страх перед возникновением третьей мировой войны был слишком велик, поэтому создание своего рода «пояса безопасности» отвечало логике Советского руководства того времени.

Однако на рубеже 1947-1948 гг. в государствах Восточной Европы характер революционного процесса резко изменился. Народная демократия была отброшена в пользу «диктатуры пролетариата». С этого момента начинается второй этап в развитии стран восточноевропейского региона, который характеризуется переходом к единой унифицированной модели советского типа.

Следующую фазу формирования «советского блока» прошло в конце сентября 1947 г., когда представители 6 компартий стран Восточной Европы и двух самых влиятельных западноевропейских компартий (Франции и Италии) собрались по инициативе СССР в замке Шклярска Пореба (Польша), чтобы создать Информбюро - совместное информационное бюро, призванное обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию деятельности компартий на основе взаимного согласия. На Западе создание Коминформа было воспринято как возрождение Коминтерна (распущенного в 1943 г.).

В глазах западных политиков «советский блок» выглядел впечатляющим монолитом, а создание Информбюро - объявлением войны западной цивилизации. Кстати, именно таким образом заявление, опубликованное по окончании встречи и повторявшее основные тезисы доклада Жданова, представляло международное положение (теория «двух лагерей»). Согласно ему, в мире сформировались два лагеря - империалистический и антиимпериалистический. Основная цель последнего заключается в ослаблении империализма.

Советский Союз оказывал материальную помощь странам Восточной Европы (даже при ограниченных возможностях в первые послевоенные годы). До 1952 г. им был предоставлен кредит на общую сумму 15 млрд.руб. За первое послевоенное десятилетие с помощью СССР в этих государствах было построено 391 предприятие и свыше 90 отдельных цехов и объектов.

В 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) - специальный орган, который разрабатывал программы межгосударственной специализации и кооперирования производства. В мае 1955 г. СССР и страны Восточной Европы подписали в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Было создано Объединенное командование вооруженными силами государств - участников Договора. Общие вопросы укрепления вооруженных сил, координации внешней политики обсуждались Политическим консультативным комитетом.

С конца 40-х гг. усилилось давление сталинского руководства на страны Восточной Европы, вмешательство в их внутренние дела. Примером тому служит разрыв отношений между СССР и Югославией, ВКП (б) и КПЮ в 1948 г. Сталин еще в годы Второй мировой войны пытался оказывать давление на руководителей национально-освободительной борьбы в Югославии (например, возражал против того, чтобы в Югославии в годы войны вместе с антифашистской борьбой проводились и социальные преобразования; пытался влиять на определение численности югославских бригад и т.д.). В 1947-48 гг. Сталин предложил создать Балканскую федерацию, объединяющую Югославию, Румынию, Болгарию и Албанию. Такая федерация, по его замыслу, должна была стать противовесом политике западных держав в отношении Балкан. КПЮ выступила против этой идеи, подчеркивая, что балканские страны разделяют многие противоречия, а также уровень социально-экономического развития, национальные традиции. Последствия спора Тито со Сталиным оказались трагическими. В марте 1948 г. из Югославии были отозваны советские военные и гражданские специалисты. Далее последовал обмен письмами между ЦК ВКП (б) и ЦК КПЮ. В первом содержались грубые обвинения в адрес югославского руководства. Сталин настаивал, чтобы Информбюро стало форумом для рассмотрения возникшего конфликта. Отказ КПЮ участвовать в заседании квалифицировался как «раскол и предательство». В июне 1948 г. была опубликована резолюция Информбюро «О положении в Коммунистической партии Югославии». Информбюро обвиняло руководство КПЮ в том, что оно ведет враждебную политику в отношении Советского Союза и ВКП(б), и призывало «здоровые элементы» в партии «заставить свое руководство вернуться на правильный путь или сменить его».

В Бухаресте на втором заседании Информбюро во время дискуссии Жданов заявил: «Мы располагаем данными, что Тито - империалистический шпион». В ноябре 1949 г. в Будапеште состоялось третье заседание Информбюро, на котором была принята резолюция «КПЮ в руках убийц и шпионов». В ней, в частности, утверждалось, что в «Югославии антикоммунистический полицей-ский государственный режим фашистского типа», что «клика Тито превратила Белград в американский центр шпионажа и антикоммунистической пропаганды».

В том же году контакты между ВКП (б) и КПЮ полностью прекратились. Межгосударственные отношения были сведены к формальному сохранению дипломатических представительств. В одностороннем порядке сворачивались экономические отношения. Примеру СССР последовали другие страны Восточной Европы. Нормализация отношений между СФРЮ и СССР произошла лишь в 1955-56 гг. вследствие усилий, приложенных Н.С. Хрущевым и И. Броз Тито.

С 1949 по 1952 г. в странах народной демократии под контролем или при прямом участии советских «советников» прошли две волны «чисток». В Польше Гомулку на посту первого секретаря компартии заменил Берут; были «вычищены»: в Венгрии - Райк (казнен и Кадар (заключен в тюрьму); в Болгарии - Костов (казнен); в Словакии - Клементис (казнен); в Чехословакии - Сланский (казнен с 13 обвиняемыми) и т.д.

Теперь рассмотрим, какие процессы происходили в эти годы в западных странах. Значительная демократизация произошла в избирательных законах европейских государств. Избирательные права были предоставлены женщинам во Франции (1945 г.), Италии (1946 г.), Бельгии (1948 г.). До 21-23 лет снизился возрастной ценз в Швейцарии и Нидерландах (1945 г.), в Дании (1952 г.).

Широко развивалось социальное законодательство и страхование (от несчастных случаев на производстве - во Франции и Англии в 1946 г.; пенсии по старости - в Швейцарии в 1946 г.; пособия по безработице - в Бельгии в 1944 г. и Нидерландах в 1949 г. и т.д.).

В послевоенное время в западных странах наблюдалось увеличение численности и влияния коммунистов. Этому способствовали как авторитет Советского Союза, выигравшего войну, в котором все эти годы у власти стояла коммунистическая партия, так и ведущая роль коммунистических партий во многих странах в борьбе за их освобождение от фашизма, в движении Сопротивления

В ряде западных государств (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Финляндия, Франция) коммунисты в конце войны и в первые послевоенные годы входили в состав правительств. Так, при выборах в парламенты за кандидатов компартий Италии, Франции, Финляндии голосовало до 1/4 всех избирателей ( М. Торез и П. Тольятти были вице-премьерами).

В то же время в послевоенные годы явственно обозначился разрыв в уровне экономического развития между отдельными западными государствами. Экономика Италии, Японии, Западной Германии была на длительное время дезорганизована. Значительно ослабли позиции Франции как великой державы (во Франции к моменту освобождения промышленное производство в целом составляло лишь 41% от уровня 1938 г.). Ускорился распад Британской империи. Промышленное производство Англии длительное время находилось в состоянии застоя. Она в значительной степени попала в экономическую зависимость от США, которые за годы войны еще более упрочили экономические позиции в западном мире. Прибыли крупнейших компаний США за 5 военных лет составили 117,5 млрд.долл., в то время как за 5 предвоенных лет они составляли 17,5 млрд.долл. Воспользовавшись ослаблением конкурентов, США захватили мировые рынки и значительно расширили экспорт своих товаров. Их доля в экспорте западных стран возросла с 12,6% в 1937 г. до 40,1% к концу Второй мировой войны. США резко увеличили свой экономический и военный потенциал, стали фактически финансовым и политическим центром западного мира. К концу Второй мировой войны США сосредоточили 3/4 золотого запаса западных стран.

Сложные задачи встали перед народом СССР после окончания Второй мировой войны. Они обусловливались прежде всего гигантскими масштабами разрушений народного хозяйства. На оккупированной территории фашисты разрушили 1710 городов и поселков городского типа, сожгли более 70 тыс. сел и деревень, уничтожили полностью или частично 32 тыс. предприятий, разрушили 65 тыс. км железнодорожных путей. Огромный урон был нанесен сельскому хозяйству: разорили 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС. Страна потеряла 1/3 своего национального богатства. Но главная потеря - гибель почти 27 млн. людей (причем наиболее дееспособной части населения): 76% в общем объеме потерь составили мужчины 1901 - 1931 годов рождения. Ни одна страна ни в одной войне не имела таких потерь и разрушений, как СССР.

Перевод всего народного хозяйства государства на мирные рельсы (процесс очень сложный и болезненный) был в основном завершен в течение одного года. Большую роль здесь сыграло и то, что восстановление в освобожденных районах было начато еще в ходе войны. Уже в 1942 г. первым был восстановлен Московский угольный бассейн. Всего же к концу Великой Отечественной войны в освобожденных районах было восстановлено 7,5 тыс. промышленных предприятий, 85 тыс. колхозов, все совхозы и МТС.

18 марта 1946 г. сессия Верховного Совета СССР приняла Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (на 1946 - 1950 годы). Основная задача четвертой пятилетки определялась так: «Восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах». В первую очередь намечалось восстановить и развить далее тяжелую промышленность и транспорт; добиться подъема сельского хозяйства и промышленности, производящей средства потребления для обеспечения материального благосостояния народа; обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства; обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР и оснащение его Вооруженных Сил новейшей военной техникой.

Общий объем капиталовложений был намечен в размере 250,3 млрд. руб., что превышало размер капиталовложений в первой пятилетке в 5 раз, а во второй - более чем в 2 раза. Общий объем промышленного производства планировалось увеличить за пятилетие на 48% по сравнению с 1940 г.

Советские люди, как и в годы войны, проявили образцы беспримерного трудового героизма. Особо яркую страницу составило восстановление угольных шахт Донбасса. Была выкачана вода, объем которой составлял озеро площадью 70 кв. км и глубиной до 10 м. Было восстановлено 2500 км заваленных горных выработок (это туннель от Москвы до Парижа!).

Возникло такое патриотическое движение, как шефство над освобожденными районами. Трудящиеся Иркутской области предложили создать «Фонд братской помощи народам СССР, пострадавшим от немецко-фашистской оккупации». Инициатива была поддержана на Дальнем Востоке, на Урале, в Грузии, в других республиках и областях СССР.

Благодаря героическим усилиям народа восстановление разрушенной промышленности в основном завершилось в 1948 г.

Значительную роль в послевоенном восстановлении сыграли репарационные поставки (из Германии, Финляндии, Румынии, Венгрии и Маньчжурии). По подсчетам Г. Ханина, в четвертой пятилетке они обеспечивали около 50% поставок оборудования для объектов капитального строительства в промышленности.

Так, из Германии вывозились передовые технологические линии и целые производства, развитие которых в СССР до войны отставало от мирового уровня (оптика, радиотехника, электротехника -«Телефункен», «Лоренц», «Радио-Менде» и др.).

Однако направлялись они преимущественно на заводы, связанные с военно-промышленным комплексом. Многие уникальные технологические линии были просто утрачены, пришли в негодность из-за условий хранения - в разоренной стране не хватало элементарных складских помещений.

После увольнения председателя Госплана Вознесенского (без суда расстрелянного в 1949 г.) и его сотрудников наблюдался пересмотр относительно сбалансированного плана четвертой пятилетки - приоритет, как и в 30-е годы, отдавался тяжелой промышленности, «крупным проектам и отраслям» (ряд «анархистски» начатых новостроек так и остался незавершенным).

В стране существовал большой спрос на рабочую силу - в результате число работавших на промышленных предприятиях возросло на 8,5 млн. чел. (вместо 4,8 млн. по плану). Приток неквалифицированной рабочей силы (в основном из деревни) создавал трудности в организации производства. Но следует отметить и огромную тягу к знаниям - с 1947 по 1953 г. около 4 млн. человек получили высшее и среднее специальное образование.

Большие трудности пришлось преодолеть при восстановлении сельского хозяйства. Здесь война причинила такой урон, что практически подорвала техническую базу деревни. К этому прибавились «природные бедствия» - в 1946 г. сельское хозяйство поразила засуха (по размерам пораженной территории она превзошла засуху 1921 г.). Кроме того, сократилась численность сельского населения (около 8 млн. сельских жителей, в основном молодежь, переселились в города в 1946-1953 гг.).

Определенные меры были приняты еще в ходе войны. До Великой Отечественной войны в СССР было три тракторных завода: Сталинградский, Челябинский, Харьковский. Во время войны было построено еще три: Алтайский, Владимирский, Липецкий, а после войны - Минский. Было восстановлено производство другой сельскохозяйственной техники (за годы пятилетки сельское хозяйство получило 93 тыс. зерновых комбайнов, 8884 тыс. тракторных плугов, сеялок, культиваторов и др.). Это позволило частично укрепить материально-техническую базу деревни.

В 1946 г. были приняты меры «по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» (Постановление ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР). Эти нарушения определялись в «фактах расхищения общественных земель колхозов, разбазаривании колхозной собственности»; отмечались «нарушения демократических основ управления делами артели». С 1946 по 1949 г. было изъято более 10 млн. га (у учреждений, предприятий, но в основном из личных хозяйств колхозников).

В 1950 г. началось укрупнение колхозов. Считалось, что «мелкие колхозы» (от 10 до 30 дворов и т.д.) - маломощные, не могут в полной мере рационально использовать технику и развивать многоотраслевое хозяйство, и поэтому необходимо объединить мелкие колхозы и создать укрупненные. Вместо 254 тыс. колхозов в 1956 г. после объединения осталось 93 тыс.

1948 год запомнился принятием Государственного плана комплексного преобразования природы (пропаганда по моде тех лет связывала его с именем Сталина). В Плане были и абсурдные «грандиозные проекты» создания искусственного моря в Западной Сибири, плотины в Тихом океане и др. Но в нем была и научно обоснованная программа улучшения природных условий на огромных территориях, программа решения одной из основных задач в сельском хозяйстве - подъема урожайности земель, так как важная роль в нем отводилась полезащитному лесоразведению (для снегозадержания, для защиты от засух, для предотвращения пылевой эрозии почв). Вспомните слова С.М. Соловьева: «Природа - мать для Западной Европы и мачеха для России». После смерти Сталина план был свернут. Но опыт после защитного лесоразведения, как бы сложен он ни был, давно уже приобрел мировое значение.

В целом четвертый пятилетний план по сельскому хозяйству выполнен не был (например, валовой сбор зерна намечалось довести в 1950 г. до 127 млн. тонн, а в действительности он составил 81,2 млн. тонн и т.д.).

В годы четвертой пятилетки наметились тенденции улучшения материального положения народа. В конце 1947 года была отменена карточная система (пресса отмечала, что СССР оказался первой в Европе страной, отказавшейся от карточной системы). В 1947-1948 гг. трижды снижались цены на товары массового потребления. На протяжении всех первых послевоенных лет наблюдался рост номинальной зарплаты в промышленности (1945-1950 гг. - 8% в год; 1950-1953 гг. - 2,3% в год). Медленно, но повышался уровень потребления населения (анализ показывает, что уровень потребления довоенного 1940 г. был достигнут в 1951 г.).

Стабилизации финансовой ситуации в СССР способствовала денежная реформа 1947 г. (несмотря на ее явные издержки).

С 15 декабря старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Льготному обмену подлежали вклады в сберкассах (до трех тысяч рублей - в соотношении 1:1).

За годы пятилетки было построено 100 млн. кв. метров жилой площади (вместо намеченных 85 млн.). На селе было восстановлено и построено 2700 тыс. жилых домов. Но острый недостаток жилплощади, безусловно, не мог быть ликвидирован за пятилетие. «Жилищный вопрос» остается одним из острейших вплоть до начала XXI в.

Большое значение для укрепления безопасности СССР имело создание и испытание атомной (в 1949 г.), а затем и водородной бомб (в 1953 г.). Этим самым была ликвидирована монополия США на атомное оружие.

Какие же явления наблюдались в политической жизни СССР в послевоенные годы? Французский исследователь Н. Верт обращает внимание на следующие моменты:

    Произошло воссоздание гражданских и военных званий, упраздненных после Октября (на уровне символов). В 1946 г. народные комиссариаты были преобразованы в министерства, СНК - в Совет Министров СССР; Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) была переименована в Советские Вооруженные Силы; Большевистская партия с 1952 г. стала называться КПСС.

    По сути дела, произошел отказ Сталина от «ленинской концепции партии». Это отмечалось на теоретическом уровне: в речи, произнесенной Сталиным 9 февраля 1946 г., заявлялось о том, что единственная разница между коммунистами и беспартийными состоит в том, что первые являются членами партии, а вторые - нет. На практике это было полное игнорирование руководящих органов партии: 13 с половиной лет не созывались съезды (с марта 1939 г. по октябрь 1952 г.), 5 с половиной лет - пленумы ЦК (с февраля 1947 г. по октябрь 1952 г.). Даже Политбюро ЦК (10 человек и 4 кандидата) почти никогда не собиралось в полном составе из-за введенной Сталиным практики «малых комиссий»

Историки считают, что именно в послевоенный период «культ личности» Сталина достиг своего апогея.

С возвращением к мирной жизни власти попытались восстановить «контроль над умами». Обращение с военнопленными, репатриированными в СССР, уже с лета 1945 г. свидетельствовало об ужесточении режима. Только 20% (из 2 млн. 270 тыс.) репатриированных, военнопленных получили разрешение вернуться домой. Остальные были отправлены в лагеря или приговорены к ссылке минимум на 5 лет; в отдельных случаях они отправлялись на принудительные работы по восстановлению разоренных войной районов.

26 июня 1946 г. «Известия» опубликовали указ о высылке за коллективное предательство чеченцев, ингушей и крымских татар, ликвидации Чечено-Ингушской автономной республики и преобразовании Крымской автономной республики в Крымскую область. На самом же деле депортация этих и других не названных в указе народов (немцев Поволжья, калмыков, карачаевцев, балкарцев) была произведена еще в годы Великой Отечественной войны.

М. Зощенко. Последние были исключены из Союза писателей СССР.В. Шабалина, В. Мурадели, Н. Попова как «формалистское направление в музыке». Композиторов обвиняли в «пренебрежениях традициями и опытом русской классической музыки», «снижении высокой общественной роли музыки» и т.д. Следствием постановления стала «чистка» и Союза композиторов СССР.

«Антиформалистская» кампания проводилась на протяжении всего 1948 г.: многие известные деятели литературы и искусства были осуждены, исключены из творческих ассоциаций. Но, в отличие от 30-х гг., большинство из них не были арестованы или отправлены в лагеря.

Идеологический контроль был распространен и на сферу науки. Ряд наук (кибернетика, волновая механика, психоанализ и др.) были осуждены как «буржуазные»; генетика, квантовая физика, теория вероятности - запрещены.

Серьезный ущерб науке нанесли псевдоученые, шарлатаны типа Т. Лысенко. Его карьера началась еще до Великой Отечественной войны, когда он громил «кулаков от науки». Вскоре он был назначен президентом ВАСХНИЛ, добился изгнания оттуда ученых-генетиков и ареста всемирно известного ботаника и генетика Н.И. Вавилова (умер в тюрьме в 1943 г.). Преследования генетиков и биологов возобновились в 1947-48 гг. (из академии и со своих факультетов были изгнаны сотни исследователей). Сам Лысенко, опираясь на свою псевдонаучную теорию о наследственности, обещал руководству страны в короткие сроки обеспечить изобилие сельскохозяйственных продуктов. В настоящее время опубликованы материалы, позволяющие увидеть, каким образом ставились «рекорды» в опытном хозяйстве Лысенко.

«Дело врачей» было свернуто после смерти Сталина 5 марта 1953 г. Советский народ, вынесший на своих плечах основную тяжесть Второй мировой войны, вправе был рассчитывать на более быстрое и значительное улучшение своих жизненных условий, на расширение демократических свобод. Высшее же руководство страны во главе со Сталиным в своей внешней и внутренней политике исходило из старого постулата об усилении классовой борьбы по мере продвижения вперед социалистического строительства. Внутри страны, как и внутри «социалистического лагеря», душились и преследовались все попытки политического инакомыслия. Противостояние народа, несущего на себе все тяготы послевоенной жизни, и высших эшелонов власти продолжалось.

Великая Отечественная война победоносно завершилась. Победа создала в обществе особую духовную атмосферу - гордости, самоуважения, надежды. Крепла вера в то, что все худшее позади, что впереди новая жизнь, изобильная, справедливая, добрая, свободная от насилия, страха, диктата. Но власть выбрала иной курс, вернувшись на путь, которым она вела общество и страну в 30-е гг. Сложнейшие проблемы, вставшие перед СССР после войны, решались испытанными в довоенное десятилетие способами. В 1946-1953гг. тоталитарная система достигла своего расцвета.

Нанесенный войной ущерб был громаден. Погибли около 27 млн человек, было уничтожено не менее одной трети национального богатства СССР. Восста новлениеразрушенной экономики, перевод ее с военных рельсов на мирные - таковы главные задачи, стоявшие перед страной. Первыми шагами стали проведение демобилизации армии, ее резкое сокращение (почти в 4 раза к 1948 г.); перераспределение расходов в пользу мирных отраслей промышленности и переориентация производства на мирные нужды; упразднение Государственного Комитета Обороны и передача его функций Совету Народных Комиссаров (с марта 1946 г. - Совет Министров); восстановление 8-часового рабочего дня, ежегодных отпусков, отмена обязательных сверхурочных работ. Четвертый пятилетний план (1946-1950) ставил задачу восстановить и превзойти довоенный уровень народного хозяйства. При этом первоочередная цель формулировалась однозначно - восстановление и развитие тяжелой промышленности. Восстановление сельского хозяйства, легкой промышленности, отмена карточной системы, возрождение разрушенных городов и сел рассматривались как важные, но подчиненные главной цели задачи. На практике это означало, что легкая промышленность по-прежнему финансировалась по «остаточному принципу», сельскому хозяйству вновь отводилась роль главного источника накоплений для восстановления индустриальной базы страны.

Тяжелая промышленность, согласно официальным показателям, достигла довоенного уровня в 1948 г.; в 1950 г. она превзошла его на 73% . Выросли объемы производства нефти, угля, металла, электроэнергии. Были построены новые промышленные предприятия. Это был несомненный успех, достигнутый за счет колоссального напряжения всех сил, трудового героизма народа (движение «скоростников», массовое перевыполнение норм и пр.). Определенное значение имели репарационные поставки промышленного оборудования из Германии. Как и в 30-е гг., широко использовался бесплатный труд узников ГУЛАГа (почти 9 млн заключенных и 2 млн немецких и японских военнопленных).

Сельское хозяйство достигло довоенных показателей к началу 50-х гг. Однако выйти на уровень, который обеспечивал бы бесперебойное снабжение страны продовольствием, оно не смогло. Засуха 1946 г. имела в этом смысле крайне тяжелые последствия, но главные причины фактической деградации колхозной деревни состояли не в ней. Перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность приняла поистине ужасающие масштабы (закупочные цены, в частности, компенсировали не более 5-10% затрат на производство зерна, мяса, технических культур). Обязательные госпоставки увеличивались, налоги росли, приусадебные участки сокращались.

В 1947 г. была отменена карточная система распределения и проведена денежная реформа.

Народное хозяйство удалось в целом восстановить к началу 50-х гг. Это было достижение огромной исторической важности, результат самоотверженности и трудового подвига народа. Но чрезвычайные трудности послевоенных лет преодолевались опробованными еще в 30-е гг. средствами: сверхцентрализацией экономики, жестким диктатом, перекачкой средств в пользу тяжелой промышленности, консервацией низкого уровня жизни населения. Восстановление народного хозяйства, таким образом, сопровождалось ужесточением командной экономики, основы тоталитарного общества.

В послевоенные годы власть сделала все возможное, чтобы не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране. Проводя выборы в Верховный Совет СССР, съезды партии (XIX съезд состоялся в 1952 г., на нем ВКП(б) была переименована в КПСС), комсомола, профсоюзов, народных судей, преобразуя народные комиссариаты в министерства, руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы свести на нет демократический импульс победы.

Вновь начались репрессии: сначала против советских военнопленных, оказавшихся в немецком плену (из 5,5 млн человек почти 2 млн попали в места заключения), и жителей оккупированных областей. Затем последовали новые волны депортаций населения из Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии. Население ГУЛАГа росло.

Следующие удары были нанесены по военным (арест маршала авиации А. А. Новикова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.), партийной верхушке («Ленинградское дело», расстрел председателя Совета Министров СССР Н. А. Вознесенского, бывшего руководителя ленинградской парторганизации А.А.Кузнецова и др.), деятелям искусства (постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», публичное шельмование А.А.Ахматовой и М. М. Зощенко, разносная критика музыки Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели, С. С. Прокофьева, запрет второй серии фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и др.), ученым (осуждение генетики, кибернетики, дискуссии по проблемам языкознания, философии, политэкономии и др.), представителям еврейской интеллигенции (убийство С. Михо-элса, кампания против «безродных космополитов»). В 1952г. возникло «дело врачей», обвиненных в намеренно неправильном лечении вождей партии и государства. Есть основания полагать, что И. В. Сталин готовил аресты в своем ближайшем окружении. Так ли это, точно не известно: 5 марта 1953 г. он умер от кровоизлияния в мозг.

Таким образом, все элементы тоталитарной системы - абсолютное господство единственной правящей партии, культ вождя, единая господствующая идеология, исправно функционирующий репрессивный аппарат - были в послевоенный период укреплены и усилены. Гайки были завинчены до предела. Дальнейшее ужесточение режима было невозможным. Наследники Сталина это ясно осознавали.

Победа в Великой Отечественной войне, решающая роль во Второй мировой войне существенно укрепили авторитет СССР, его влияние на международной арене. СССР стал одним из создателей Организации Объединенных Наций, постоянным членом Совета Безопасности. Столкновение внешнеполитических интересов СССР, с одной стороны, и его партнеров по антигитлеровской коалиции (США, Великобритания) - с другой, в сущности, было неизбежным. Советское руководство стремилось с максимальной выгодой использовать победу для создания собственной сферы влияния в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, которые были освобождены Красной Армией (Польша, Румыния, Югославия, Чехословакия, Болгария, Албания и др.). США и Великобритания расценивали данные действия как угрозу своим национальным интересам, попытку навязывания этим странам коммунистической модели. В 1947г. президент США Г. Трумэн предложил образовать военно-политический союз западных стран, создать на границах СССР сеть военных баз, развернуть программу экономической помощи европейским странам, пострадавшим от фашистской Германии («доктрина Трумэна»). Реакция СССР была вполне предсказуема. Разрыв отношений между прежними союзниками стал реальностью уже в 1947 г. Наступила эпоха «холодной войны».

В 1946-1949гг. при непосредственном участии СССР в Албании, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Польше, Румынии. Китае к власти пришли коммунистические правительства. Советское руководство не скрывало своего намерения направлять внутреннюю и внешнюю политику этих стран. Отказ югославского лидера И. Броз Тито подчиниться планам СССР об объединении в балканскую федерацию Югославии и Болгарии привел к разрыву советско-югославских отношений. Более того, в компартиях Венгрии, Чехословакии, Болгарии и др. прошли кампании по разоблачению «югославских шпионов». Нечего и говорить, что отказ от советской модели для руководства стран социалистического лагеря был попросту невозможен. СССР заставил их отвергнуть финансовую помощь, которую предложили США в соответствии с планом Маршалла, и в 1949 г. добился создания Совета Экономической Взаимопомощи, координировавшего экономические отношения внутри социалистического блока. В рамках СЭВа СССР на протяжении всех последующих лет оказывал весьма существенную экономическую помощь странам-союзникам.

В этом же году была оформлена Организация Североатлантического договора (НАТО), а СССР заявил об успешном испытании ядерного оружия. Опасаясь глобального конфликта, СССР и США мерялись силами в локальных столкновениях. Наиболее острым было их соперничество в Корее (1950- 1953), завершившееся расколом этой страны, и в Германии, где в мае 1949 г. была провозглашена ФРГ, созданная на основе английской, американской и французской зон оккупации, а в октябре - ГДР, вошедшая в сферу советского влияния.

«Холодная война» в 1947-1953 гг. не раз приводила мир к порогу настоящей («горячей») войны. Обе стороны проявляли упорство, отказывались от серьезных компромиссов, разрабатывали военно-мобилизационные планы на случай глобального конфликта, включавшие возможность нанесения первыми ядерного удара по противнику.

38. Период «хрущевской оттепели»: аспекты внутренней и внешней политики.

Советский политический деятель Никита Хрущев родился в 1894 г., 15 апреля в крестьянской семье, проживавшей в деревне Калиновка. С 1909 г. был слесарем в шахтах Донбасса и на заводах. С 1928 г. назначен заведующим орг. отделом ЦК КП(б) Украины. В 1922 г. Хрущев познакомился с Ниной Кухарчук, своей будущей супругой. Но женой Хрущева Нина станет только после выхода Никиты Сергеевича на пенсию в 1965.

В 1929 г. поступил в Промышленную академию, а уже в 1931 оказался на партийной работе в Москве. Далее, в период с 1935 г. по 1947 г. Хрущев занимал высокие партийные посты. Был 1-м секретарем Московского комитета, а так же, Московского городского комитета ВКП(б) (1935 г.), председателем Совнаркома (Совета министров) Украины и секретарем ЦК КП(б) Украины (1944 – 1947 гг.).

В тот период деятельность Хрущева сыграла немалую роль в организации массовых репрессий, как в Москве, так и на Украине. Во время Великой отечественной войны Хрущев входил в военные советы фронтов и к 1943 г. получил звание генерал-лейтенанта. Так же, Хрущев руководил партизанским движением за линией фронта.

Одной из наиболее известных послевоенных инициатив стало укрепление колхозов, что способствовало уменьшению бюрократии. Пиковым в биографии Никита Сергеевича Хрущева стал 1953 г. – год смерти Сталина. Попытка захвата власти Берией была предотвращена объединившимися на время Маленковым и Хрущевым. Получивший власть Маленков вскоре отказался от должности секретаря ЦК. Таким образом, уже осенью 1953 г. высшую партийную должность занял Хрущев. Время правления Хрущева началось с объявления о масштабном проекте освоения целины. Целью освоения целинных земель было увеличение объемов зерна, собираемого в стране.

Внутренняя политика Хрущева ознаменовалась реабилитацией жертв политических репрессий, улучшением уровня жизни населения СССР. Так же, им была предпринята попытка модернизации партийной системы. Позже реформы Хрущева кратко назовут «оттепелью». Изменилась при Хрущеве внешняя политика. Так, среди выдвинутых им на 20 Съезде КПСС тезисов прозвучал и тезис о том, что война между социализмом и капитализмом вовсе не является неизбежной. Речь Хрущева на 20 Съезде содержала довольно жесткую критику деятельности Сталина, культа личности, политических репрессий. Лидерами других стран она была воспринята неоднозначно. Вскоре в США был опубликован английский перевод этой речи. Но граждане СССР смогли ознакомиться с ней только во 2-й половине 80-х.

В силу некоторых экономических просчетов после 20 Съезда позиции Хрущева заметно пошатнулись. В 1957 г. был создан заговор против Хрущева, не увенчавшийся успехом. В результате заговорщики, в число которых входили Молотов, Каганович и Маленков были отправлены в отставку решением Пленума ЦК.

Оттепель Хрущева в конце 50-х коснулась и внешней политики. После переговоров с Эйзенхауэром отношения СССР и США заметно улучшились. Но, это вызвало некоторые осложнения в сотрудничестве со странами соц. лагеря. Фактическая отставка Хрущева произошла в 1964 г. по решению Пленума ЦК КПСС. После этого он оставался членом ЦК, но ответственных постов уже не занимал. Умер Н.С. Хрущев в 1971 г., 11 сентября.

39. СССР под руководством Л.И. Брежнева: от реформ к стогнации.

Это время называют «застоем». Но за последние 30 лет это были для России лучшие годы стабильности!

1964 – 1982 – правление Леонида Брежнева. Период «застоя» в политике, экономике и культуре. Развитие общества застыло, прогресс шел очень медленно. Все желали позитивных перемен.

Было централизованное управление через партию и комсомол. На 270 млн жителей было более 18 млн партийных начальников. Предприятия принадлежали к разным ведомствам. Новые показатели вводились с трудом. Зарплата не зависела от качества труда – как бы человек не работал, зарплата была одинаковой. Из –за этого не было смысла работать хорошо. На заводах делали много брака.

966 – 1970 – 8-я пятилетка развития народного хозяйства. Было построено 1900 предприятий. Вырос объем производства. Но это было ненадолго.

Нужно было проводить модернизацию – закупать новые станки, машины, тракторы. Но в 70-х годах активно заработали буровые станции. Добыча нефти стала приносить основной доход. С 1974 по 1984 годы доход от нефти составил 176 млрд долларов! Хорошо! Поэтому новую технику не закупали, а старая ломалась.

Тысячи сел и деревень считались убыточными. Была попытка объединить деревни в один совхоз . Появились совхозы – миллионеры с большими фермами для скота. Но это принесло кратковременные успехи.

Лучше всего была развита военная промышленность. Более 60 % заводов СССР считались военными. Они были засекречены. В мире продолжалась «холодная война» и гонка вооружений. Это отнимало много сил и средств. Без модернизации в СССР пошло сильное отставание от Запада.

Попытки реформ в экономике не могли идти успешно без реформы политической. Но в системе управления страной никто не желал делать изменений. Эпоху «застоя» ощущали все. Многие в народе выражали недовольство. Но была уверенность в завтрашнем дне . Это самое важное для счастья.

o Пенсионеры в СССР клали пенсии на сберкнижку. Когда мы это увидим в современной России?

o Цены на все продукты и промтовары не повышались по нескольку лет? А сейчас?

o Для молодежи строили Дворцы культуры, парки отдыха. В день свадьбы молодым дарили однокомнатную квартиру от организации (комсомольская свадьба).

o Когда молодой специалист устраивался на работу, ему платили «подъемные» - зарплату за полгода вперед!

Проблем, недостатков и ошибок было много всегда. Но за 30 лет мы не можем выйти из кризиса и подняться до стабильного уровня жизни.

40. Советский Союз при Ю.В. Андропове и К.У. Черненко – углубление кризиса в стране.

12 ноября 1982 г., через два дня после смерти Л. И. Брежнева, пленум ЦК партии избрал генеральным секретарем ЦК Ю. В. Андропова. Ему было 68 лет. С июня 1967 г. он был председателем КГБ, а после смерти М. А. Суслова в феврале 1982 г. - главным идеологом партии. Нетерпимость к инакомыслию, приверженность авторитарному стилю, репутацияпросвещенного партократа, личная скромность - все эти качества перевесили шансы других претендентов на высший пост. Как нельзя лучше они отвечали и ожиданиям «простого народа»: навести порядок в стране, укоротить привилегии, пресечь мздоимство, повести борьбу с «теневиками». Первые шаги Андропова-генсека не обманули ожиданий. «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, - заявил он в декабре 1982 г., - но начинать надо именно с нее». Одновременно было дано указание готовить серьезные меры в сфере экономики. В 1983 г. начат широкомасштабный экономический эксперимент в трех республиканских и двух союзных министерствах (Минтяжмаше и Минэлектропроме).

С начала 1983 г. сотрудники КГБ занялись выявлением нарушителей трудовой дисциплины. Рейдами по магазинам, кинотеатрам, баням и т. п. выявлялись и наказывались те, кому в это время полагалось находиться на работе. Одновременно был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле. Отдан былпод суд и расстрелян начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома; следом за ним заключены под стражу 25 ответственных работников московского Главторга, директора крупнейших московских гастрономов, автомобильного магазина. Потеснены были позиции «хлопковой мафии» в Узбекистане; добрались до 1-го секретаря Краснодарского обкома КПСС С. Ф. Медунова, министра МВД Н. А. Щелокова и его заместителя Ю. М. Чурбанова, крупно замешанных в коррупции. За короткое время правления Андропова в Москве сменено более 30% партийных руководителей, на Украине - 34%, в Казахстане - 32%.

Страна с напряженным вниманием следила за информационным нововведением, предвосхитившим будущую «гласность». Каждую неделю газеты публиковали сообщение «В Политбюро ЦК КПСС». Опираясь прежде всего на Д. Ф. Устинова и А. А. Громыко, Андропов «омолодил» Политбюро и Секретариат ЦК. В Политбюро введены Г. А. Алиев, ставший 1-м заместителем председателя правительства СССР Н. А. Тихонова; В. И. Воротников (председатель Совмина РСФСР с июня 1983 г.); М. С. Соломенцев (председатель Совмина РСФСР до июня 1983 г., позже председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС с июля 1983 г.). Новым кандидатом в члены Политбюро стал В. М. Чебриков (председатель КГБ с декабря 1982 г.). Новыми секретарями ЦК избраны Н. И. Рыжков (заведующий экономическим отделом ЦК); членПолитбюро Г. В. Романов (1-й секретарь Ленинградского обкома партии, отвечающий в Политбюро за координацию работы предприятий ВПК); Е. К. Лигачев (заведующий отделом оргпартработы ЦК).

Большое оживление в обществоведении вызвала статья Ю. В. Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» (Коммунист, 1983, № 3). Генсек предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма». Признание противоречий и трудностей «развитого социализма» и фраза Андропова «мы не знаем общества, в котором живем» воспринимались как необходимая предпосылка для дальнейшего самопознания и возможного реформирования советского общества. Однако «возрождение коммунистического фундаментализма» оказалось недолгим. 9 февраля 1984 г. Ю. В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, скончался.

Некоторое наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с его именем, дали заметный экономический эффект. По официальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2% (против 3,1% - в 1982 г.); национальный доход вырос на 3,1%; промышленное производство - на 4%; производство сельскохозяйственной продукции - на 6%.

Андропова на посту генерального секретаря ЦК и Председателя Президиума Верховного Совета сменил давний соратник Брежнева К. У. Черненко. (Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяжелая форма астмы.) Его приход к власти сразу же обернулся отказом от андроповских новаций. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК при Черненко не произошло, но на второе место в руководстве вместо Н. А. Тихонова был выдвинут М. С. Горбачев. Борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции оборваны на уровне среднего управленческого звена. Представители партийной и государственной элиты вновь оказались вне всяких подозрений. На время самыми важными стали разговоры о новой Программе КПСС и дискуссия о «стадии развития общества», которую предлагалось теперь именовать не развитым, а развивающимся социализмом. Черненко полагал, что таким образом начиналась работа, придающая «мощное ускорение развитию народного хозяйства».

Знаковым для периода нахождения у власти Черненко стало восстановление в партии Молотова (июнь 1984 г.). Просталинское настроениестарой генерации Политбюро при этом было отчетливо выражено Устиновым, предлагавшим восстановить в партии и Маленкова с Кагановичем. По его словам, «ни один враг не принес столько бед, сколько принес нам Хрущев своей политикой в отношении прошлого нашей партии и государства, а также и в отношении Сталина». Однако В. М. Чебриков напомнил о резолюциях на списках репрессированных и о потоке писем с возмущениями, которые следует ожидать в случае восстановления. Неизвестно, как разрешился бы этот вопрос, поскольку «ренессанс» позднего «брежневизма» вскоре закончился. 20 декабря 1984 г. скончался Д. Ф. Устинов, 10 марта 1985 г. - К. У. Черненко.

41. Политика «перестройки» М.С. Горбачева – попытка реформирования социалистической системы.

События, происходящие в последние 15-20 лет в российском обществе, по мнению одних исследователей, носят революционный характер; другие считают, что происходящие изменения хотя и являются радикальными, но это все же реформы; третьи говорят о попытках модернизировать общество и т. д.1 Рассмотрим эти события с позиции теории социальных изменений, взяв за точку отсчета события, начавшиеся в середине 80-х гг. XX в., когда Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым был провозглашен курс развития Советского Союза («перестройка»).

Перестройка предполагала комплекс реформ во всех основных сферах жизнедеятельности советского общества. В экономической сфере внедрялись такие новые формы отношений, как коллективный подряд, аренда, хозрасчет и др.; в политической сфере - демократизация и гласность; в социальной сфере ставились задачи достижения более высокого уровня жизни советских людей.

Все эти реформы представляли собой попытку модернизации народнохозяйственного комплекса страны и достижения качественно нового уровня развития общества, соответствующего общемировым стандартам. Однако проводились они в рамках существовавшей тогда социалистической (государственно-монополистической) системы, которая без радикального пересмотра отношений собственности не могла быть реформирована в принципе. Кроме того, сопротивление проводимым реформам оказывала значительная часть партийно-государственной элиты, что в конечном счете проявилось во время попытки государственного переворота в августе 1991 г. Не вполне готовыми работать а новых условиях оказались и трудящиеся страны. Поэтому перестройка многими исследователями оценивается как «эпоха псевдореформ» . Итогом неудавшихся реформ стал всеобщий кризис социалистической системы и советского общества, который привел к распаду СССР (декабрь 1991 г.) и началу новых радикальных перемен в России.

42. Внешняя политика СССР в послевоенный период (1945-1991)
СССР в послевоенном мире.
Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни. Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские потери были минимальны. Став в военные годы международным кредитором, США получили возможность расширить свое влияние на другие страны и народы. Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны". Начало "холодной войны". "Похолодание" началось практически с последними залпами войны в Европе. Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов Советского Союза. Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии ("доктрина Трумэна"). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы (условия предоставления этой помощи были изложены позже в "плане Маршалла"); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США. Началось формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада. Самым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее. После вывода из Кореи советских (в 1948 г.) и американских (в 1949 г.) войск (находившихся там с момента окончания Второй мировой войны) правительства как Южной, так и Северной Кореи усилили приготовления к объединению страны силой. Война в Корее унесла жизни 9 млн. корейцев, до 1 млн. китайцев, 54 тыс. американцев, многих советских солдат и офицеров. Она показала, что "холодная война" может легко перерасти в "горячую". Это поняли не только в Вашингтоне, но и в Москве. После победы на президентских выборах 1952 г. генерала Эйзенхауэра с обеих сторон начались поиски выхода из тупика в международных отношениях.