Open
Close

Участие молодежи в политике. К проблеме исследования политического участия молодежи современной российской провинции Участие молодёжи в политической жизни общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные методы изучения электорального поведения региональной студенческой молодежи. Становление и развитие социологии выборов. Специфика молодежи как политического актора. Стимулирование участия молодежи в выборах различных уровней в Тверской области.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Анализ механизмов активизации молодежи и ее вовлечения в деятельность общественно-политических организаций. Формальные и неформальные группы и их характеристика. Основные причины ухода в неформальные молодежные объединения современной молодежи в России.

    реферат , добавлен 13.04.2016

    Противопоставление молодых и пожилых и старых, условия и качество жизни в позднем возрасте. Участие пожилых людей в жизни общества: движение волонтеров, политическое участие. Аспекты целевой программы "Социальная защита пожилых людей" в Хабаровском крае.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2010

    Социально–демократический портрет молодежи. Уровень репродуктивности молодых семей. Образ и стиль жизни молодых людей. Развитие субкультуры молодежи. Вредные привычки: употребление спиртного; курение. Культурные ценностные ориентации современной молодежи.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2009

    Формирование политико-правовой культуры молодежи. Модели ее электорального поведения в регионах России. Факторы и причины политической пассивности молодежи. Способы повышения электоральной активности молодых людей в выборах и избирательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2011

    История выборов и особенности их видов. Формы и методы привлечения молодежи к участию в выборах в России и за рубежом. Основные негативные факторы реактивности и безынициативности молодых людей. Способы повышения электоральной активности молодежи.

    реферат , добавлен 15.04.2012

    Политические установки как элемент политической культуры. Роль политических установок в процессе политической социализации молодежи. Особенности эмпирических исследований политических установок молодежи. Политические установки молодежи г. Самары.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2010

    Изучение места и роли молодежи в современном обществе. Досуговая самореализация, занятость и основные черты молодых людей города. Проблемы молодежи и негативные явления. Проведение социологического исследования на тему: "Досуг молодежи в г. Чебоксары".

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

Чирун С.Н.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ МОЛОДЁЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Чирун Сергей Николаевич, канд. социол. наук, доцент
Кузбасского государственного технического университета,
докторант, действительный член Сибирской академии политических наук, Россия

В статье рассматриваются основные научные трактовки понятий «политическое участие», «политическая активность» проводится их анализ, раскрываются основные характеристики, структурно-функциональные элементы, приводятся типологии политического участия. Наряду с традиционными формами рассматриваются так же инновационные «постмодернистские» формы политического участия молодёжи, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Политическое участие молодёжи обозначает деятельность, при помощи которой молодые люди могут, индивидуально или в рамках политических партий, молодёжных движений, организаций, групп с разной степенью рациональности и институциализации, в различных конвенциональных либо не конвенциональных формах, пытаться влиять на функционирование, трансформацию или развитие политической системы, проявляя свою субъектность в молодёжной политике. Все это диктует необходимость превратить вопросы политического участия молодежи в приоритетное направление молодёжной политики государства.
Ключевые слова: молодёжь, политическое участие, молодёжная политика, региональная политика.

Изменения, произошедшие в результате реформ, поставили молодежь в особые условия относительно ее возможностей влияния на происходящие в России политические события.

Современные политологи, используя понятие политического участия, рассматривают его «…как действия, связанные с влиянием в политике».Традиционно принято рассматривать участие в выборах в качестве основной формы политического участия. Однако, в том случае, если в политике доминируют коррупционные схемы, у молодых людей возникает сомнение в легитимности выборов и выборных органов, снижается электоральная активность.

Так, результаты исследований, проведенных Горшковым М. А. и Шереги Ф. Э., показали, что электоральная активность российской молодежи не высока. А. Антонов утверждает, что такой способ влияния на политическое развитие, как выборы, использует крайне малое число молодых людей.

Отметим, что снижение электоральной активности может коррелировать с активизацией иных, преимущественно неконвенциональных форм политического участия молодёжи. Причем репрессивно-принудительные действия государственной власти по силовой закупорке политического поля для «несогласной молодёжи» лишены своей характерной для модерна эффективности и приводят, зачастую, к её осмеянию, лишь дискредитируя официоз в глазах населения.

Разгон ОМОНОМ молодых Кузбасских шахтёров в ночь с 14 на 15.05.2010 г. после аварии на шахте Распадская в г. Междуречинск, последовавшие запретительные действия властей по поводу проведения санкционированных протестных мероприятий, обвинения шахтёров в наркомании, курении в забое со стороны региональной власти так же стали «локомотивом» распространения инновационных, неконвенциональных форм политического участия в региональной политике.

На наш взгляд, методологической основой для анализа современной модели политического участия молодёжи может выступать синергетическая парадигма, опирающаяся на четыре основных категории: нелинейность, необратимость, нестабильность и неравновесность.

По мнению ряда политологов, в современной России «…отмечается тенденция на сворачивание реального участия молодежи в политике, в управлении делами государства и общества».

Отметим, что властные, силовые структуры подчас демонстрируют двойные стандарты в отношении к молодёжным организациям равно, как и результатам их деятельности в РФ. Когда в одном случае молодые люди из оппозиционных структур подвергаются преследованию лишь за констатацию своих убеждений, а в других случаях активисты молодёжных организаций, даже совершив преступления против личности и общества, сохраняют свободу или вновь обретают её после заступничества курирующей их деятельность партии. Кроме того, все просчеты, неудачи, и даже просто последствия неблагоприятного стечения обстоятельств во внутренней и внешней политике, экономике и даже в спорте ложатся непомерным грузом ответственности на одну партию власти, повышая до критического уровня энтропию политической системы. Много отступлений от демократии происходит в ходе избирательных кампаний всех уровней, что приводит к низкому уровню легитимности власти.

В большинстве регионов наблюдается усиление навязываемого молодежи административного патернализма, сознательное формирование массовой аморфности идеологических представлений; неверия в результативность политического участия.

В современной российской политической науке получила развитие теория «Клиенталы» как модели функционирования большинства региональных политических режимов РФ. Клиентарно-сетевой механизм, де-факто отрицающий идею разделения властей, власти и собственности, способствует утверждению внеэкономического принуждения, коррупции, препятствует эффективной институционализации, становясь основой неэффективной модели региональной политики, «…блокирующей необходимые социально-экомические инновации».

Российское общество, находящееся под воздействием клиентарно-сетевого механизма, оказывается не готово противодействовать привнесению в политическое участие молодёжи дополнительных элементов риска и неопределённости.

Существующие модели государственной поддержки общественно-политическому развитию молодёжи, в том числе молодежным политическим организациям, являются избирательными и не позволяют развернуться молодежным инициативам в политической сфере. Итак, назовём особенности политического молодёжи участия в большинстве регионов современной России:

  • - Политическое участие молодёжи нестабильно. Молодые граждане проявляют низкую активность в работе политических партий и молодёжных политических организаций, здесь политическое участие, нося неустойчивый характер, зависит от электоральных циклов. Если исходить из анализа количественных показателей традиционных форм политического участия, то молодёжь остаётся мало активна относительно других социально-демографических групп.
  • - Молодёжь характеризуется высоким интересом к политике. Однако, потребность молодёжи в политическом участии не удовлетворяют предоставляемые политической системой возможности, более того, выражения этой потребности, приводят к флустрации, поскольку встречаются с противодействием политических элит. Последние, используя институты контроля и принуждения, не проявляют особой технологичности в вытеснении «несогласной» молодёжи с поля публичной политики, используя для этих целей методы и технологии индустриального или даже доиндустриального общества (особенно в национальных регионах РФ).
  • - У молодёжи в российских регионах отсутствуют (или слабо выражены) представления о критериях и показателях эффективности своего участия, чувство гражданской ответственности и политического доверия к политической системе и её основным институтам; не развита культура участия. Одновременно с поиском, моделированием и апробацией инновационных - постмодернистких (флешмоб, перфоманс, «монстрация» и д.р) и нетрадиционных-радикальных (приморские партизаны) форм политической активности, наблюдается тенденция к отчуждению все большего числа молодых граждан от конвенциональных форм политического участия (выборы), обусловленная, в частности, их неверием в эффективность традиционных легальных способов воздействия на власть.

Башук Артем Сергеевич,студент, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Научный руководитель: Сердюк Ирина Ивановна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке, г. Тихорецк[email protected]

Участие молодежи в политической жизни современной России

Аннотация.Вданной статье рассматриваются актуальные проблемыучастия молодежи в политической жизни современной России. Рассматривается значимость участияроссийской молодежи в работе различных политических партий. Определяется роль студенческой молодежи в политической жизни страны.Ключевые слова:молодежь, молодежный социум, политика, политические партии, социализация, студенчество.

В настоящее время политика все больше интересует российскую молодежь. Молодые люди

начинают понимать, что в конкретноисторических условиях политика может оказать большое воздействие либо на ускорение, либо на замедление социального прогресса общества, а значит и на положение и социальный статус самой молодежи. Участие молодежи в политической жизни общества сегодня –это одна из наиболее

актуальных проблем российского общества. При этом цели, которые преследует молодежь, весьма разнообразны.Участие молодежи в политическом процессе страны является важным и необходимым.

Молодежь –это важнейший социальный и электоральный ресурс общества, который может быть использован различными партиями, политическими лидерами и силами в своих интересах1.Участие молодежи в политической жизни современнойРоссииактуально, что обусловлено рядом причин:–избирательное право в России имеют около 25 млн. молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, что составляет около 25 % от общего числа избирателей;–молодежь является динамичной и энергичной социальной группой, которая будетопределять развитие общества и государства в будущем;–молодежь предопределяет занятость населения,его трудовую активность на ближайшее время. поэтому от молодежи зависит экономическое развитие государства и его мощь.Поэтому в современной России обращение политических сил к молодежи, изучение и решение ее проблем, привлечение к участию в политическом процессе становится необходимыми актуальным.Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде, он осуществляется в контексте более или менее развитого общества. Социальная обусловленность личности носит конкретноисторический характер .Ближайшие

цели, к которым стремятся

молодые участники политического процесса –социализация молодежив современном обществе, саморазвитие личности молодого человека, приобретение коммуникативных навыков. Более отдаленные цели –влияние на власть и контроль над властью, взаимодействия в процессе управления, приобретение навыков государственного управления на федеральном и местном уровне. Можно утверждать, что молодежь, вступившая в возраст сознательного мировосприятия, рассматривает процесс политического участия как способ самоутверждения, политического обучения, карьерного роста, вхождения в политическую систему, в среду политической элиты.О статусе молодежи в политической жизни общества невозможно судить лишь на основе формального включения молодых людей в структуры власти. Для этого важно оценить уровень их самоидентификации с этими структурами, а также степень их активности в различных формах политической деятельности.Высокий уровень самоидентификации предполагает самоощущение своей причастности к принятию управленческих решений, отождествление себя в качестве субъекта властных отношений и свидетельствует о высокой степени включенности молодых людей в политическую жизнь общества.Положение молодежи в политической жизни характеризуется степенью включенности молодых людей в структуры власти различных уровней и самоидентификацией с ними в качестве субъекта властных отношений, а также широтой возможностей для их участия в различных формах политической деятельности, в том числе в стихийном волеизъявлении своих политических прав и свобод. Для современного общества характерно многообразие форм участия молодежи в политической жизни:–участие в голосовании;–представительное участие молодежи в органах власти Российской Федерации и в местном самоуправлении;–создание молодежных организаций, движений;–участие в деятельности политических партий (в партии«Единой России»–«Молодая гвардия», в КПРФ–«Союз коммунистической молодежи», в ЛДПР –«Молодежный центр ЛДПР»);–участие в акциях стихийного волеизъявления своих политических нрав и свобод (митинги, забастовки и другие формы социального протеста) 3.Российская молодежь выступает не столько возрастной, сколько особой социальнопсихологической и творческой категорией людей. Нельзя недооценивать важность молодежного социума в политическом процессах России.

Молодежь, являясь субъектом политических и социальных отношений –активной частью общества и может повлиять на ход осуществления политического решения. В целом молодое поколение удовлетворено теми возможностями выражать свои политические взгляды, которые реально существуют в стране, и были описаны выше 3.Рассматривая данную тематику нельзя забывать о том, что сегодня молодежь сама начинает осознавать важность использования политических рычагов во благо народа и развития общества. Молодежь теперь сама идет в политику, и процесс этот носит уже глобальный характер. Более того, молодежь является преобразователем социальной культуры и организации общества, т.е. предопределяет социальный прогресс. Иными словами, молодежь несет в себе колоссально мощный инновационный потенциал, являющийся источником нынешних и особенно будущих изменений в общественной жизни. Возрастание роли молодежи в жизни общества –это закономерная тенденция, которая в большей степени проявляется на современном этапе модернизации. Но все же и на сегодняшний день в России поразному оценивают степень включенности современной молодежи в политические процессы. Нельзя недооценивать важность молодежного социума в политическом процессах России. Молодежь выступает не столько возрастной, сколько особой социальнопсихологическойи творческой категорией людей, которая являясь субъектом политических и социальных отношений –активной частью общества и может повлиять на ход осуществления политического решения.

Молодежь сегодня –это движущая сила, которая должна сама реализовывать свой политический потенциал и которая может достаточно много сделать и для себя, и для своей страны.Особое место в молодежной группе занимает студенчество. Оно обладает достаточно высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным интересом к различным аспектам жизнедеятельности, пространственной локализацией и органично присущей ему способностью к самоорганизации.На современном этапе студенческое движение развивается как в рамках молодежного общественного движения, так и самостоятельно, в своих организационных правовых формах. Существует большое количество студенческих общественных объединений при немногочисленной членской базе (это касается не только региональных и местных общественных объединений, но и межрегиональных). Студенческое движение в России представлено, с одной стороны, общественнымдвижением студентов, с другой –профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социальнозначимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

Обеспечение участия студенчества в социальнополитической жизни страны на общероссийском, региональном и местном уровнях осуществляется через органы студенческого самоуправления.Оно является важным фактором развития демократических форм управления в системе высшего и среднего профессионального образования и значимым элементом самореализации и волеизъявления студенчества как наиболее активной части молодежи. Сегодня органы студенческого самоуправления существуют в каждом третьем учреждении высшего и каждом четвертом учреждении среднего профессионального образования.Взаключении отметим, что будущее всего общества будет реализовываться только через деятельность тех, кто сегодня составляет молодежь, и, понимая это, политические лидеры говорят о необходимости поддержки активности молодежи, в том числе в политической сфере. Тем самым, все преобразования, которые проводятся в нашей стране, во многом ориентированы на молодежь. Данный подход представляется целесообразным, ведь результаты предпринимаемых мер будут важны и заметны для всего общества.

Ставрополь: Ставролит, 2015. –111 с.2.Сердюк И.И. Условия формирования и развития личности. // Научнометодический электронный журнал Концепт. –2016. –Т. 15. –С. 17411745.3.Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие. / 4е изд. –М.: Дашков и К, 2015. –327 с.

В современной России молодежь является тем активным динамичным элементом, который постоянно меняет свою роль и место в политической жизни страны, да и в обществе в целом. От прежних стихийных форм участия в политике, молодежь постепенно начинает переходить к структурированному и упорядоченному участию, которое выражается в образовании и развитии молодежных общественно-политических институтов, таких как молодежные организации, движения, партии. Еще не так давно молодежь была той самой социальной группой, чье влияние на общественные политические процессы было сведено к минимуму. Тем не менее, с каждым годом, количество не безразличных к политике девушек и юношей становится больше и больше. Молодые люди все раньше начинают понимать необходимость участия в политике, связывая это с тем, что их участие может изменить государство и людей, живущих в нем, к лучшему. В современных политических реалиях успешная интеграция молодежи в общественные отношения, эффективное использование ее инновационного потенциала становится одним из самых важных условий политического развития.

На октябрь 2015 года молодежь РФ – это 28,742 миллионов молодых граждан (в возрасте от 15-29 лет) – 19 % от общей численности населения страны (146 267 млн. человек) . К категории молодежи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет . Вовлеченность молодежи в политический процесс формируется с помощью таких компонентов, как политические институты, политическая и правовая культуры (в том числе политические ценности, идеология и т.д.), политическая социализация, политическое участие. В связи с этим необходима модернизация и улучшение всего этого комплекса мер.

Начиная с 2005 года исследователями активно проводились различные опросы и анкетирования на тему «политической активности молодежи» с целью определения у молодежи уровня политической активности и политического участия . Это было необходимо для того, чтобы понять какие мысли, идеи и настроения были наиболее популярны в молодежной среде на тот момент. После 2010 года исследования масштабные не проводились, потому как мы не нашли ни одни результаты масштабных анкетировании по стране. Можно предположить, что это а) из-за стабильности на политической арене и наличия главенствующей политической партии и б) отсутствия интереса у исследователей создания новых методов привлечения молодежи в политику, так как разработанные до этого методы были удобны и качественны и в) на молодежь перестали делать ставки в предвыборных гонках из-за их низкой активности при разнообразном механизме подходов к ним, а соответственно незачем узнавать их настроения. Но говоря откровенно, к этому привели определенные процессы искусственно или естественным образом витавшие в молодежном сообществе на протяжении длительного времени, ведь умная грамотная молодежь не всегда удобна власти. На активность молодежи очень сильно влияет правовая культура, уровень политического самосознания и воспитания, именно они и определяют уровень, частоту и глубину участия молодежи в политической жизни станы. Уровень правовой культуры прямо пропорционален уровню гражданской активности, способности осуществлять обратную связь с государством, отстаивать свою позицию в различных вопросах.

В глоссарии по политической психологии, Д.В. Ольшанский, дает определение политическому самосознанию, под которым он предлагает понимать «процесс и результат выработки относительно устойчивой осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и относится к самому себе». В этой связи, считаем особенно важным наличие твердо сформировавшегося политическое самосознание у молодежи, так как она является самой гибкой и неустойчивой группой населения, её легко склонить к любым действиям, если суметь подобрать правильные рычаги влияния. Необходимо учитывать, что для формирования правильного самосознания, которое бы основывалось на принципах мира, свобод человека и демократии необходимо правильное полит воспитание. Коджаспирова Г.М. в педагогическом словаре определяет политическое воспитание как «формирование у учащихся политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умений разбираться в них с духовно-нравственных и этических позиций» . Только при условии правильного и положительного влияния политического воспитания на сознание молодого человека, может произойти повышение политической активности молодежи и её интеграция в политику. Между политическим воспитанием и самосознанием есть неразрывная связь, которая строится на построении различных ценностей и формировании идеологии молодого человека. А для этого необходимо обладать достаточным уровнем политической культуры. Ведь если человек сам не понимает в чем её ценность и почему вообще необходимо участвовать в политике, считая, что его участие не принесёт ничего полезного, то он не сможет транслировать положительный взгляд на политику, отрицательно влияя на окружающих и внося сомнение в умы других людей. Человек есть существо, которое очень сильно подвержено влиянию из вне, он как губка впитывает те мысли и то отношение к политической силе, которое ему кажется наиболее убедительным. Каждый из нас слышал слова подобные этим: «что я могу сделать?», «это не мои проблемы», «все равно ничего не измениться» – эти фразы регулярно звучат из уст старшего поколения, а младшее впитывает и принимает это. Поколение взрослых людей внушает молодым, что их участие ничего не изменит. Главенствующую роль в этом процессе играет институт семьи конечно же. Ведь именно с малого и начинаются трансформации и изменения, сначала в человеке, потом в его окружении, обществе, а после и в городе и наконец стране. А ведь истина на самом деле проста – если каждый начнет принимать участие в политике, пользоваться своими конституционными правами, то страна кардинально изменится, исчезнет коррупция, должностные преступления, фальсификации на выборах, перестанут замалчиваться многие преступления. Ведь сами люди и спускают это все на «тормозах», считая, что их участие ничего не изменит, не понимая, что так думают миллионы людей, тем самым, порождая процессы о которых они же сами и говорят.

Последние 15 лет идет активный поиск разнообразных методов и средств привлечения молодежи в политику, к участию в ней. Усилилась деятельность государственных партий и общественных организаций по работе с молоды электоратом. Для начала, это было создание молодежных организаций под патронажем президентской администрации, характерными для них действиями стали массовые публичные акции, носившие ярко выраженный общественно-политический характер. Так же произошло создание молодежных отделений политических партий, таких как «Яблоко» и КПРФ. Государство старалось стимулировать политическую активность молодежи с помощью привлечения её к участию в конкретных общественно-политических акциях и проектах. За этим последовало создание в 2005 году массовых молодежных общественных организаций («Наши», «Молодая гвардия»), которые открыли представительства в большинстве российских регионов. До сегодняшнего времени действующими остались молодогвардейцы и молодежное крыло КПРФ, а также ЛДПР, которая начала себя позиционировать как молодая партия, имеющая в составе большое количество молодых депутатов. Еще одной волной правильных действий в отношении молодежи, было создание двух общественно-консультативных органов при федеральном законотворческом органе – Федеральном Собрании России. При Совете Федераций была создана Палата молодых законодателей, состоящая их молодых депутатов со всех субъектов нашей страны, а при Государственной Думе – молодежный парламент, объединивших молодых парламентариев также со всех 85 субъектов. Данный подход однозначно повысил интерес молодежи к участию в политике и политических процессах в стране, вселяя им уверенность в том, что они могут влиять на кие – то процессы, напрямую донося голос молодежи не только регионов, но и малых городов и поселений самых отдаленных от центра уголков России. Не хочется конечно говорить, что данный всплеск интереса к проблемам молодёжи и желание услышать их голоса связан с предстоящими выборами в Государственную Думу, однако именно по такому сценарию в различные периоды мы уже шли. Хотелось бы, чтобы это стало исключением из правил и государство уже наконец-то начало делать серьезные ставки на молодое поколение, которое исходя из своих амбиций и ожиданий, может без всякого страха идти путем реформ и преобразований. Сегодня это особенно важно потому как правила, которые нам диктует мировое сообщество, становятся все жестче и несправедливее, а значит, совсем скоро необходимо будет запускать другие внутренние механизмы.

Подводя итоги, хочется отметить, что политическая активность молодежи один из важнейших факторов развития политической системы и становления государственности в целом. Для повышения участия молодежи в политике и политических процессах необходимо внедрить четкую и структурированную систему пропагандисткой работы в массы, начиная со школьной скамьи. Необходимо начать формирование гражданской идеологии начиная с 5 класса через школьное самоуправление. Что же касается возраста постарше, необходимо менять мировоззрение и взгляды людей, путем реальных примеров контроля за политиками и политическими решениями, привития правильного политического воспитания и проведения честных, а главное добровольных различных политических мероприятий, основанных на идеологии.

Политическое участие - это действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. Можно отметить, что демократическое устройство государства изначально предполагает активное участие граждан в политической жизни страны. Для этого демократия имеет определенные институты и инструменты, при помощи которых каждый отдельно взятый гражданин может повлиять на политику властей, принятие законов, распределение ресурсов и т.д. К таким институтам относятся выборы, политические партии, общественные организации и т.д. Гражданское самосознание предполагает осознание человеком необходимости проявления политической активности в жизни страны. Однако в российском обществе существует проблема традиционно низкого внимания и интереса населения к подобным формам активности. На этом фоне особо выделяется проблема политического участия молодежи. Ведь именно молодые люди своими действиями сегодня формируют облик нашей страны завтра. В связи с этим, выявление причин политической пассивности молодежи, мониторинг ее отношения к политическому участию в жизни страны - являются важными и актуальными задачами исследований молодежи.

В качестве примера исследования, посвященного данной проблематике, можно привести исследование гражданского самосознания молодежи Мурманской области, проведенное Научно-исследовательской лабораторией социологических исследований при Мурманском государственном педагогическом университете в ноябре-декабре 2007 г. Целью исследования было изучение особенностей становления гражданского самосознания молодежи по пяти выделенным направлениям: политическое участие, отношение к молодежным общественным организациям, проявление патриотизма и правовой культуры и отношение к демократии в целом и демократическим преобразованиям в нашей стране. Автор данных тезисов разрабатывала программу исследования и анализировала данные по блоку политического участия. Задачами исследования в данной части были выявление отношения молодежи к политическому участию и мотивы такого отношения.

Исследование проводилось методом анкетирования. Выборка была составлена исходя из общей численности молодежи Мурманской области, численности каждой из трех возрастных групп (15-19 лет, 20-24 года и 25-29 лет) с учетом их пола и места проживания. Общий объем выборочной совокупности составил 775 человек. В г. Мурманске было опрошено 285 человек, в Мурманской области - 488. В исследовании приняли участие 417 мужчин и 356 женщин.

Обратимся к некоторым результатам данного исследования в сфере политического участия молодежи. Что касается форм политического участия, то членом какой-либо политической партии являются только 4 % молодых людей, 14 % когда-либо участвовали в политических митингах и демонстрациях. Настрой молодежи на участие в выборах рассматривался на примере их отношения к конкретным выборам в Государственную Думу в декабре 2007 года и к выборам Президента в марте 2008 года. Так как проведение данного опроса началось в конце ноября, а закончилось в конце декабря 2007 года, то о намерении участвовать в выборах в Государственную Думу у респондентов спрашивалось в двух аспектах: как о намерении участвовать или как об уже свершившемся участии. В итоге 69 % респондентов отметили наличие стремления участвовать (или участие) в выборах в Государственную Думу. При этом политическая активность респондентов заметно возрастает с возрастом. Что касается выборов президента РФ в марте 2008, то намерение участвовать в них выразили 80 % молодых людей. Это показывает, что к выборам Президента молодежь проявляет больше интереса, чем к выборам в Государственную Думу.

В целом можно отметить, что участие в выборах является самой распространенной формой политического участия молодежи Мурманской области. 52 % респондентов считают, что именно посредством выборов можно оказать значительное влияние на власть. Однако большинство молодых людей настроено на регулярное участие в выборах только в том случае, если они президентские. Что касается выборов в Государственную Думу и в региональные или местные органы власти, то готовность значительного числа молодежи участвовать в них находиться под влиянием обстоятельств. В эффективности некоторых других форм политического участия молодые люди сомневаются. Так 41 % молодых респондентов считает, что участие в политических митингах и демонстрациях не оказывает никакого влияния на решения властей; 54 % говорят о возможности незначительного влияния на власть посредством участия в политических партиях.

Мотивы политического участия молодежи выявлялись с помощью открытых вопросов. Основной причиной участия молодежи в политических митингах, демонстрациях является интерес к таким мероприятиям (так считают 25 % респондентов из числа тех, кто когда-либо участвовал в митингах). Однако много и тех, кому участие в названных мероприятиях оплатили (17 %). Основными причинами неучастия в политических митингах респонденты назвали отсутствие интереса к политике (32 % из числа тех, кто не участвовал в митингах) и убежденность в неэффективности таких мероприятий (18 %). Главной причиной настроя на участие в выборах респонденты назвали небезразличие к будущему страны и своему будущему (44 % из числа респондентов, настроенных на участие в выборах). Основной мотив неучастия в выборах - уверенность, что «мой голос ни на что не влияет» (31 % от числа ненастроенных на участие в выборах).

Следует отметить, что в большинстве случаев отношение к политическому участию и мотивы такого отношения не зависят от возраста респондента. Анализ данных в программе SPSS по критерию Хи-квадрат позволил выделить связи только между некоторыми признаками. Мужчины более активны в политическом участии, чем женщины (это относится к участию в выборах и членству в политических партиях). Кроме того, стремление к участию в выборах в Государственную Думу у молодых людей Мурманской области выше, чем у молодежи г. Мурманска. Что касается других форм политического участия, то в поведении мурманчан и жителей области различий не зафиксировано. Зависимости политического участия молодежи от каких-либо других социально-демографических характеристик установлено не было.

В завершении можно сказать, что в целом большинство молодых людей имеют средний интерес к политике (39 %) и только 9 % опрошенных всегда проявляют интерес к политической жизни.