Open
Close

Конспект занятия по фэмп в средней группе «ориентировка в пространстве. ориентировка во времени

Вторая младшая группа.

Формировать временные представления у детей следует в повседневной жизни. Строго установленное время подъёма, утренней гимнастики, питания, занятий, отдыха способствуют проведению этой работы. В течение дня воспитатель неоднократно обращает внимание на связь различных временных с характером деятельности людей. Он называет часть суток и перечисляет соответствующие ей виды деятельности: «Сейчас утро. Вы сделали гимнастику. Умылись и теперь будете завтракать». Или: «Сейчас день. Днем папы и мамы работают, а мы будем играть».

Беседуя с одним ребенком или небольшой группой детей, воспитатель предлагает рассказать, что они делали ночью, утром (когда встали), днем и т.д.

На занятиях закрепляются представления о частях суток. Педагог показывает детям картинки (фотографии) с изображением видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка, и спрашивает: «Что делают дети, нарисованные на картинки?», «Когда они это делают?», «А ты когда играешь (гуляешь, спишь)?». Воспитатель дает задания найти картинку, где нарисованы день, ночь, утро, вечер. Может использовать также чтение отрывков из рассказов, стихотворений, колыбельных песенок, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.

С помощью этих простых занятий у детей младшей группы постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Средняя группа.

Как и младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Дети узнают, что утро всегда наступает после ночи и сменяется днем, день - вечером, а вечер - ночью.

Для развития представлений о последовательности частей суток целесообразно также рассматривать иллюстрации, составлять рассказы по ним. Можно предложить детям разложить картинки в правильной последовательности и назвать части суток по порядку. На основе этих упражнений к концу года у детей формируется обобщенные представления о сутках, они начинают понимать значение слов сутки.

В ходе повседневного общения дети учатся различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Например, прежде чем показать детям новую игрушку, воспитатель предупреждает, что сегодня они будут играть с новой игрушкой. Он предлагает вспомнить, чем они занимались вчера, что делали сегодня утром, интересуется, когда был (будет) праздник (вчера, завтра), объясняет, чем они занимаются сегодня и чем будут заниматься завтра («Сегодня мы с вами лепим, а завтра будем рисовать»; «Вчера мы гуляли на участке, а сегодня пойдем в лес (парк)» и т.п.).

Кроме того, на конкретных примерах воспитатель должен раскрыть содержание понятий «быстро», «медленно», чтобы дети могли ими пользоваться. Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движений пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

Старшая группа.

Детей продолжают знакомить с понятием сутки. Новые сведения даются с учетом того, что дети уже знают о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Части суток ребенок усваивает повседневно по явлениям природы (солнце ярко светит - день; стемнело - вечер и пр.).

Закрепить представления о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети, занятые различными видами деятельности в разное время дня; это дидактические игры «Наш день», «Продолжай!»; словесные дидактические игры, в которых дети придумывают слова, предложения, рассказы со словами, обозначающими время.

Воспитатель объясняет, что утро, день, вечер, ночь вместе составляют сутки, но чаще имея в виду сутки, люди употребляют слово день; один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет свое название. Названия дней недели ребенку легче запоминать, если связать их с какой-то конкретной деятельностью или событием (по вторникам - занятия математикой и физкультурой, по четвергам - музыкальные занятия и т.д.).

Когда дети осваивают порядковый счет, воспитатель учит связывать название каждого дня недели с его порядковым номером.

Опираясь на имеющиеся представления, дети вместе с воспитателем рассказывают, что было вчера, что они делают сегодня, какое событие будет завтра.

Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Подготовительная группа.

Проводится работа по ознакомлению представлений о движении времени, его периодичности, закономерности, сменяемости и в то же время необратимости. Она осуществляется постепенно - по мере накопления у детей личного опыта. Воспитатель закрепляет представления о последовательности дней недели, времени года; знакомит с названием всех месяцев, с тем, что последовательность времен года, месяцев, дней недели постоянна. Семь суток (дней) составляют неделю.

Особое место занимают словесно-дидактические игры «Что следует за чем?», «Дни недели», «Продолжай», «Вчера, сегодня, завтра»; словесные игровые упражнения «Рассказы о времени». При знакомстве с названиями и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

У детей развивают «чувство времени», учат беречь время, соблюдать режим, что очень важно для будущих школьников. Для этого полезно упражнять детей в дифференцировании длительности временных интервалов: одна минута, десять минут, один час и др.; дать задание типа «Что мы можем успеть сделать за одну минуту (десять минут, один час)?» и т.п.

Можно организовать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить с часами (в том числе песочными и циферблатом), научить определять время по часам с точностью до одного часа.

Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.


вторая младшая группа


В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток. Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, например: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Воспитатель выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Воспитатель выясняет, что делают дети, нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером. И т. п.




средняя группа


Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.
Педагог уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, что делают дети и близкие им взрослые утром, днем, вечером, ночью.
Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала воспитатель просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь - это части суток.
Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Воспитатель постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»
Значение слов быстро - медленно раскрывают на конкретных примерах. Воспитатель обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.




старшая группа

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы (утро - встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».
Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?» И т. п.
Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,- заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.
Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро - вечер, завтра - вчера, быстро - медленно, рано - поздно и т. п.
На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда... Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам -...»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»
Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.
Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели». Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.



подготовительная группа

Начиная с младшей группы, у детей развивали ориентировку во времени. В подготовительной к школе группе закрепляют знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер, ночь, неделя, дают представление о месяцах, ребята запоминают их названия. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Ориентировка во времени должна базироваться на прочной чувственной основе, т. е. переживании длительности времени в связи с осуществлением разнообразной деятельности, по-разному эмоционально окрашенной, а также наблюдениями за явлениями природы, событиями общественной жизни.
Большое значение имеет то, насколько часто дети используют в речи названия периодов времени, мер времени. Продолжают закреплять знания о частях суток и их продолжительности. В начале учебного года необходимо уточнить, что, когда и в какой последовательности дети и окружающие их взрослые делают в течение дня. Педагог предлагает поиграть в игру «Наш день».
Полезно при ознакомлении детей с трудом людей разных профессий показать, в какое время суток они работают. Для этого можно использовать непосредственные наблюдения детей, чтение книг, а также дидактические игры «Кто работает днем?», «Путешествие вечером», «Путешествие ночью». Играя в эти игры, дети подбирают картинки соответствующего содержания или называют тех, кто работает в определенные часы суток: утром, днем, вечером, ночью.
Закрепляют и представление детей о том, что сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Ежедневно утром дети называют текущий день, а также предыдущий и последующий.
Важно как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к использованию слов завтра, сегодня, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого.
При составлении рассказов из опыта, пересказа воспитатель следит за точной передачей последовательности событий, разъясняет смысл временных отношений. Это имеет существенное значение для понимания как логики временных отношений, так и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают. Еще большее значение имеет использование словесных игровых упражнений «Дни недели», «Продолжай!», «Наоборот». Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро - вечер, сначала - потом, быстро - медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
Детей подготовительной группы знакомят с названием текущего месяца, Они постепенно запоминают названия месяцев, порядок их следования. Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Важно воспитать у детей чувство времени, т. е. развить восприятие длительности временных отрезков, понимание необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е. ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать вовремя.
Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько времени дают на то или иное дело, например сколько времени они могут одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца занятия и т. п. Каждый раз указывают, когда время истекло, поощряют тех, кто вовремя закончил работу.
Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.




Программные задачи :

Оборудование

Ход занятия:

I часть (вводная).

Воспитатель

И здоровым будет много лет.

Воспитатель

Сюрпризный момент.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Дети: да.

Воспитатель : А трудностей не боитесь?

Дети : нет.

Воспитатель

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В сказке очутитесь.

2 часть:

1.А вот и первое препятствие

- Ребята, перед вами улица, на которой живут сказочные герои - медведь, волк, лиса, заяц и мышка. Дома наших сказочных героев нужно расставить в правильном порядке - начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.

(В первом домике живет медведь. Во втором домике живет волк. В третьем домике живет лиса. В четвертом домике живет заяц. В пятом - мышка.)

Назовите их.(узкая и широкая)

Хорошо молодцы!

В) У кого там хмурый вид?

Что - ли голова болит?

Боль прогонит сей - же час

1. Возьмите шар в левую руку.

2.В правую.

5. С левой стороны.

6. Положите шар позади себя.

7. Впереди себя.

8.Поднимите над головой.

1. На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

2. Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют,

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

3. Ничего не видно стало,

Будто кто-то одеялом

С головою нас закутал.

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Е) -Ребятки, посмотрите мама Коза отпустила своих козлят погулять на лужайке, а чтобы они все прибежали домой я буду свистеть в свисток, вы внимательно считать сколько раз я просвистела и покажите нужную цифру. (Просвистеть четко число и показать цифру.)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В детском саде очутитесь.

Просмотр содержимого документа
«конспект занятия по ФЭМП: "Путешествие в сказочную страну"(средняя группа)»

Программные задачи :

    Обобщить полученные знания. Закрепить умения по всему пройденному материалу: количество и счет в пределах 5; умение сравнивать предметы по величине, ориентировка во времени и в пространстве; различать геометрические фигуры.

    Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей).

    Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.

Оборудование : Кукла, животные: лиса, медведь, заяц, волк, мышка.

Ход занятия:

I часть (вводная).

(Воспитатель настраивает детей на начало занятия, используя психогимнастику.)

Воспитатель : Здравствуйте! Ты скажешь человеку.

Здравствуй! Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Воспитатель : Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте!

(Дети ложатся на ковер и закрывают глаза (спят).

Сюрпризный момент.

(Воспитатель в руках держит куклу-Машу.)

Воспитатель : Пойдём, Маша, в детский сад к ребятам, ты посмотришь, что и в детском саду дети заняты делом, никто не бездельничает. Потому, что без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Ой, Маша, что же случилось? Почему дети спят, когда надо заниматься? Давай-ка разбудим их.

(воспитатель трогает детей, они не просыпаются)

Воспитатель : Я догадалась, что случилось, это Баба Яга заколдовала наших детей. Она узнала, что я сегодня хочу пригласить их в путешествие.

Сейчас мы будем ласково называть их по имени и они обязательно проснутся.

(воспитатель касается рукой каждого ребенка и ласково зовет его по имени, дети просыпаются, встают)

Воспитатель : Все проснулись? Потянулись! Улыбнулись!

Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: да.

Воспитатель : А трудностей не боитесь?

Дети : нет.

Воспитатель : Сегодня я приглашаю вас в путешествие в сказочную страну.

Давайте с собой возьмем и куклу Машу.

А раз мы отправляемся в сказочную страну, то нам нужно волшебство, или волшебные слова.(Музыку волшебную)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В сказке очутитесь.

2 часть:

Вот мы с вами ребята и в сказочной стране, здесь нас ждет много интересного.

1.А вот и первое препятствие

- Ребята, перед вами улица, на которой живут сказочные герои – медведь, волк, лиса, заяц и мышка. Дома наших сказочных героев нужно расставить в правильном порядке – начиная с самого высокого и заканчивая самым низким.

Ребята, как вы думаете, кто живет в первом домике? Во втором? В третьем? В четвертом? В пятом? А почему вы так думаете?

(В первом домике живет медведь. Во втором домике живет волк. В третьем домике живет лиса. В четвертом домике живет заяц. В пятом – мышка.)

А) -Ой, посмотрите перед нами две реки.

Назовите их.(узкая и широкая)

Нам нужно через них перейти, нам помогут мосты. Какой мост лежит справой стороны? А с левой? Назовите.

Хорошо молодцы!

Мальчики перейдут реку по короткому мосту, девочки по длинному.

Б) -Ребята, посмотрите, мамы рыбы потеряли своих мальков. Но рыбы необычной формы, у них хвосты похожи на геометрические фигуры. Назовите их и покажите. Давайте мальков переловим и вернем своим мамам. Как мы это сделаем? (по одинаковым хвостам. Мальков с треугольными хвостами к маме с треугольным хвостом и.т.д)

В) У кого там хмурый вид?

Что – ли голова болит?

Боль прогонит сей – же час

Антистрессовый массаж.(всем раздать мячи)

Наша Маша устала и хочет отдохнуть и мы давайте ей поможем. (Воспитатель садит куклу на стул и предлагает детям, держа шар в руках, сесть на ковер в произвольном порядке. Воспитатель дает устные инструкции.)

1. Возьмите шар в левую руку.

2.В правую.

3.Положите шар впереди себя.4. С правой стороны от себя.

5. С левой стороны.

6. Положите шар позади себя.

7. Впереди себя.

8.Поднимите над головой.

9. Покатайте мяч левой, правой рукой.

Г).Колобок хочет поехать на автобусе, но не знает цифры ему надо помочь правильно занять свое место в автобусе.

Нужно правильно вставить цифру в пропущенное место.(н-р:1,2…4,5: …,2,3,4,5: 1,2,3,…5: 1,2,3,4,…).

Хорошо, молодцы, продолжаем наше путешествие дальше.

Д) Ой, ребята посмотрите, на улице день, а Машенька и Медведь еще спят, они не знают части суток,давайте им поможем и разбудим их. Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадывать в какое время суток это бывает.

1. На траву роса ложится,

Ну а нам пора вставать,

На зарядку становиться,

Чтобы лучше день начать. (утро)

2. Мы уже зеваем сладко,

Тени тут и там снуют,

Чистим зубы для порядка

И готовимся ко сну. (вечер)

3. Ничего не видно стало,

Будто кто-то одеялом

С головою нас закутал.

Это что за время суток? (ночь)

4. В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают. (день)

Молодцы! Отгадали все мои загадки. А назовите теперь все дни недели по порядку. Назовите выходные дни.

Мы и здесь справились и помогли Маше и Мише. Идем дальше!

Е) –Ребятки, посмотрите мама Коза отпустила своих козлят погулять на лужайке, а чтобы они все прибежали домой я буду свистеть в свисток, вы внимательно считать сколько раз я просвистела и покажите нужную цифру. (Просвистеть четко число и показать цифру.)

Хорошо, молодцы, вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться в детский сад. (сказочная музыка)

На носочки поднимитесь,

И два раза повернитесь,

В детском саде очутитесь.

Вот мы с вами и в детском саду, Машеньке очень понравилось путешествие, а вам?

Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось?

Маша хочет вас поблагодарить и угостить сладостями.

Давайте ей скажем спасибо и попрощаемся с ней. До свидания!

Цель: закрепить счет до 4, умение сравнивать предметы;

Учить соотносить форму с геометрической фигурой;

Формировать пространственные соотношения: справа – слева;

Закрепить ориентировку во времени.

Материал: кукла Незнайка; изображение деревьев: елка, береза (из геометрических фигур); цифры до 4 на каждого ребенка; 4 конверта разного цвета и указанием цифры (желтый – цифра 1, синий – цифра 2, красный – цифра 3, зеленый – цифра 4); картинки с разным временем суток (утро, день, ночь).

Ход занятия

1часть: «Письмо Незнайки»

Ребята, сегодня утром почтальон принес нам письмо. Это от Незнайки. Незнайка опять нас просит ему помочь. Он играл с цифрами и все их перепутал, а как их разобрать он не знает. Давайте все вместе, дружно поможем ему.

Но для этого нам нужно сначала выбрать тропинку, по которой мы пойдем к Незнайке. Путь к нему не близкий, идти придется долго. Посмотрите перед нами две тропинки: одна широкая и короткая, а другая длинная и узкая. Посмотрите внимательно и скажите мне, по какой тропинке нам следует идти?

Почему? (Дети выбирают нужную тропинку.)

Шагаем и проговариваем слова:

Мы шагаем друг за другом

Зимним лесом, белым лугом.

Шубки пестрые мелькают,

В небе белый пух летает.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

2 часть: «Мы в лесу»

Посмотрите мы с вами пришли в лес.

Посмотрите налево и скажите мне, что вы видите слева от себя?

Сколько елочек вы видите?

Как вы узнали?

Все елочки одинаковые по размеру?

Сколько больших елочек?

Сколько маленьких?

Сколько всего елочек?

Каким они цветом?

Из каких геометрических фигур состоит елочка?

Посмотрите направо.

Что вы видите справа от себя?

Сколько деревьев вы видите?

Из каких геометрических фигур состоит дерево?

Сколько всего деревьев?

А елочек?

Чего больше – деревьев или елочек?

На сколько больше?

3 часть: «В гостях у Незнайки»

Вот мы и пришли. Здравствуй Незнайка! Что тут у тебя случилось? Посмотрите, ребята, какой здесь беспорядок! Цифры все перепутанные лежат на столе. Нужно помочь Незнайке разобрать цифры вот по этим коробочкам (на столе стоят коробочки с цифрами).

Возьмите цифру 2 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно, в ту где нарисована цифра2.

Возьмите цифру 1 и покажите ее мне. В какую коробочку вы положите цифру 1?

Правильно. Кладите в коробочку с цифрой 1.

Возьмите цифру 3 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно. Найдите и положите в коробочку с цифрой 3.

Возьмите последнюю цифру 4 и покажите ее мне. В какую коробочку вы ее положите?

Правильно, положите.

Мы с вами славно потрудились. Давайте присядем на ковер. Немного отдохнем, с цифрами вы справились, молодцы, но есть еще одно задание, с которым нужно помочь Незнайке. Нужно помочь отгадать загадки:

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик,

Все вокруг уснуть должны,

Наши дети тоже? (ночь)

(ребенок, который ответил правильно, идет прикреплять рисунок к доске)

Когда все спят?

Солнце яркое встает,

Петушок в саду поет,

Наши дети просыпаются,

Дети в садик собираются. (утро)

Когда все просыпаются?

Солнце в небе ярко светит,

На прогулку вышли дети. (день)

Когда мы выходим с вами гулять, в какое время суток?

Молодцы! Все задания мы выполнили. И нам пора возвращаться назад. Давайте попрощаемся с Незнайкой. Он вас благодарит за помощь и говорит вам до свидание.

4 часть: Физминутка

Зайка, зайка, длинноногий

Покажи домой дорогу.

Зайка отвечает:

Топни правою ногой,

Топни левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой

5 часть: Давайте с вами сядем на стульчики и немного отдохнем. Ведь мы так устали.

Куда мы с вами сегодня ходили?

Что мы видели по дороге к Незнайке?

Что мы помогли разобрать Незнайке?

О каком времени суток были загадки?

Давайте с вами скажем: мы сегодня молодцы!

Елена Голубенко
Конспект ООД по математике в средней группе «Ориентировка во времени»

Конспект ООД по математике в средней группе " Ориентировка во времени "

Задачи :

Уточнение полученных знаний, представлений, умений, которые они получили на занятиях по математике :

Закреплять представления о временах года : осень, зима, весна, лето;

Закреплять умение различать и правильно называть части суток : утро, вечер, день, ночь, их признаками, последовательностью; правильно пользоваться словами;

Учить отгадывать загадки о временах года ;

Развивать слуховое восприятие, внимание и память.

Демонстрационный материал : иллюстрации с изображением времен года и частей суток , два домика, игрушки : кот, зайчик, собака, мышка.

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем подходят к окну и рассказывают, что они видят на улице, какая погода (ясное и голубое небо; солнце на небе светит; на улице светло) .

Ребята, давайте поиграем? Отгадайте, когда это бывает :

Над рекой заря встаёт

На дворе петух поёт.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

(утро)

«утро»

Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. И всё вокруг просыпается : и деревья, и цветы, и насекомые, и животные.

Что вы делаете утром? (Ответ ребенока : - просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад, делаю зарядку, завтракаю).

Солнце в небе высоко

До заката далеко

Зёрна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

(день)

Следом за утром наступает день. Солнце уже высоко. Дети в детском саду играют, гуляют, обедают.

Воспитатель показывает картинку «день»

А что вы делаете днём? (Ответы детей) .

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к нам идёт,

Сказку он с собой ведёт.

(вечер)

Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Солнышко прячется. А ребята возвращаются из детского сада.

Что вы делаете вечером? (Ответ ребенка : - возвращаюсь домой из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).

Воспитатель показывает картинку «вечер»

В небе звёздочки горят.

Птицы спят и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках,

Ну, а мы в своих кроватках.

(ночь)

Когда это бывает? (дети отвечают ночью)

Правильно, ночью. За вечером приходит ночь. Ночью темно. На смену солнцу приходит луна. А ночью что вы делаете? (Ответ детей : - спим) .

Давайте посчитаем, сколько у нас частей в сутках? (утро-1, день-2,

вечер- 3, ночь-4).

Сколько частей в сутках? (четыре) .

Ребята мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» .

Дидактическая игра

Завтракаем мы утром, обедаем мы (днем, а ужинаем (вечером) .

Солнце светит днем, а луна (ночью) .

Ребята, давайте еще отгадаем загадки :

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весной)

В небе - радуга-дуга.

На грядке - ягода-нуга,

Солнцем озеро согрето :

Всех зовёт купаться.

(Летом)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зимой)

Воспитатель закрепляет картинки с временами года на доске .

Ребята, помогите мне расположить картинки по порядку. Что было раньше, а что – потом.

Дети переставляют картинки в правильном порядке.

Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали, и, наверное, устали? Тогда у нас физкультминутка :

1 поднять руки вверх

2 вытянуть руки вперед и сделать хлопок

3 правой рукой дотянуться до левого колена, а левой рукой до правого

Ребята, хотите поиграть? Давайте поиграем в игру «Не ошибись» : назови предметы, которые находятся справа от тебя, слева от тебя, перед тобой, за тобой, над тобой и под тобой. (Дети по очереди участвуют в игре.)

Посмотрите, к нам в гости пришли зверята и они тоже хотят играть с нами. Они спрятались в домиках, а вы отгадайте, в каком домике кто находится. (Воспитатель размещает два домика, в которых живут игрушечные зверюшки, детям нужно ответить, в каком домике живут зверюшки (справа или слева)

Ответы детей.

Молодцы, ребята, и зверята тоже рады, они благодарят вас за веселую игру и прощаются с нами. И мы им скажем : до свидания, приходите к нам еще!

Публикации по теме:

«Ориентировка во времени». Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа Программное содержание: Закреплять преставление о последовательности дней недели, учить детей называть месяцы года, развивать чувство времени,.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 10. Ориентировка во времени: определение времени по часам» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Пояснительная записка МБДОУ «Д С «Ромашка» Сматрова Ольга.

Конспект ООД по математике в младшей группе Воспитатель: Мы снова встретились с вами в детском саду. А откуда вы пришли в детский сад? Дети: Из дома. Воспитатель: Я тоже пришла в детский.

Конспект ООД по математике в подготовительной группе Конспект ООД по математике в подготовительной группе Цель: закрепление полученных знаний, проанализировать готовность детей подготовительной.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве» Тема: Ориентировка в пространстве. Задачи: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве. Ориентировка во времени» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, детский сад № 30 «Ёлочка». Конспект занятия по ФЭМП в средней группе по.