Open
Close

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся конспект. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. также отсутствуют конечности? Как их отличить от змей

Сообщение учащегося: Чем питаются маленькие ящерицы?

Так, например, самые распространённые на Земле мелкие ящерицы, входящие в семейство ящерицы настоящие питаются, в основном, небольшими насекомыми, но более крупные виды способны есть даже небольших позвоночных. Обычно ящерицы, затаившись в укрытии и слившись с землёй, подстерегают свою добычу или осторожно подбираются и быстрым движением настигают её. Некоторые виды могут использовать в качестве пищи и различные небольшие плоды или ягоды. Ящерицы этого семейства, в основном, достаточно мелкие и не охотятся на других позвоночных.

Позвоночные или животные с позвоночниками состоят из нескольких различных классов: рыбы, амфибии, рептилий, млекопитающих и птиц. Сердце позвоночных выполняет функцию перекачивания жизненной крови организма по всему телу. Во многих отношениях сердца разных классов позвоночных обладают разным количеством камер. Эти камеры определяют, насколько эффективно сердце отделяет поток богатых кислородом кровь и кислородная кровь по всему телу. Сердца позвоночных могут быть классифицированы по количеству камер, которые у них есть.

  • Две камеры: один атриум и один желудочек.
  • Три камеры: две предсердия и один желудочек.
  • Четыре камеры: две предсердия и два желудочка.
Кровь содержит много вещей - от питательных веществ до отходов до антител. Одно жизненно важное вещество, кислород, проникает в кровь через жабры или легкие. Для достижения более эффективного использования кислорода многие позвоночные имеют две отдельные стадии кровообращения: легочную и системную. Давайте рассмотрим четырехкамерное человеческое сердце.

Чем питаются крупные ящерицы?

Крупные ящерицы, например, вараны, способны охотится и на животных побольше. Они обычно подкрадываются к добыче и хватают её в броске. Специалисты не исключают, что вараны даже способны обнаруживать свою добычу по следам, используя для этого свой постоянно высовывающийся из пасти раздвоенный, как у змеи, язык. Не брезгуют вараны и падалью – погибшими животными или остатками трапезы более крупных хищников.

В четырехкамерном легочном кровообращении сердце посылает кровь в легкие, чтобы забрать кислород. Кровь начинается в правом желудочке. Оттуда он перекачивается через легочные артерии в легкие. Он возвращается из легких через легочные вены и течет в левое предсердие. Оттуда он поступает в левый желудочек, где начинается системное кровообращение.

Между головой и туловищем появилась шея

Системная циркуляция - это когда сердце распределяет кислородную кровь вокруг тела. Левый желудочек накачивает кровь через аорту, массивную артерию, которая отходит, чтобы прокормить все части тела. Как только кровь доставляет кислород, он возвращается через различные вены, которые приводят либо к нижней полой вене, либо к верхней полой вене. Эти две основные вены затем поступают в правое предсердие сердца. Когда-то там кровь, обедненная кислородом, возвращается в легочную циркуляцию.

Ноги ящерицы прыткой короткие, но бегать она может быстро. Бег ее всегда прерывист. Почему?

Ящерицы не могут одновременно бежать и дышать. Короткие остановки дают им возможность подышать и обеспечить организм кислородом.

Какие особенности строения мы будем изучать сегодня на уроке?

Учащиеся формулируют тему и цель урока.

Какую роль играет язык пресмыкающихся?

Другая причина для отдельных этапов кровообращения заключается в том, что легкие не могут справиться с тем же артериальным давлением, которое необходимо для прокачки крови по всей остальной части тела. Правый желудочек, который накачивает кровь в легкие, меньше, чем левый желудочек, который посылает кровь в организм.

Сохраняя эти две стадии циркуляции отдельно, четырехкамерное сердце максимизирует использование кислорода. Только кровь, богатая кислородом, поступает в организм, и только кровь, нуждающаяся в свежем кислороде, поступает в легкие. Птицы и млекопитающие имеют эти четыре камеры. Вероятно, у них были и динозавры. Крокодилы, такие как аллигаторы и крокодилы, также имеют четыре камеры, но они могут отключить циркуляцию в легкие, когда они находятся под водой.

Как питаются, дышат и размножаются рептилии, какое у них сердце, чем сердце крокодила отличается от сердца ящерицы?

Чем внутреннее строение рептилий отличается от внутреннего строения амфибий?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, нам необходима информация, воспользуемся учебником и разрешенными Интернет-ресурсами. Но прежде, чем начать работу составим план.

Конечности расположены по бокам туловища

У амфибий есть 3-камерное сердце, которое обеспечивает некоторое отделение крови, поступающей из легких и крови, поступающей из организма. Хотя есть два предсердия, есть один общий желудочек, в котором происходит некоторое смешение богатой кислородом и кислородной крови. Кроме того, земноводные склонны поглощать кислород через кожу, что дополняет регулярное дыхание. Это уменьшает меньшую эффективность отдельного желудочка.

У рептилий также есть 3-камерное сердце, но у одного желудочка есть перегородка, которая обеспечивает значительное разделение крови, почти так же, как и четырехкамерное сердце. Это разделение почти завершено, когда сердце сжимается. У рыбы есть простое, двухкамерное сердце, которое удовлетворяет их потребности. Нет разделения крови от жабр и остальной части тела.

Составление плана (на доске)

1.Какого типа пищеварительная система?

Какие органы входят в состав пищеварительной системы?

2. Из каких органов состоит дыхательная система?

Мы уже знаем, что кожа не выполняет функцию дыхания. Как это должно отразиться на строении лёгких?

3. Какого типа кровеносная система?
Из каких органов состоит?

Трехмерное сердце амфибий работает из-за дополнительного дыхания кожи, а трехкамерное сердце рептилий работает, потому что перегородка делает его почти четырехкамерным сердцем. Млекопитающие и птицы имеют полное отделение легочной и системной циркуляции. Крокодилы идут дальше, отрезая кровообращение в легкие, когда это необходимо.

Когда вы закончите, вы сможете. Опишите отдельные стадии кровообращения при легочном кровообращении и системном кровообращении.

  • Назовите три классификации позвоночных сердец.
  • Объясните, как трехкамерное сердце отличается от 4-камерного.
Расширять знания учащихся о живых организмах и развивать их способность группировать или классифицировать живые организмы в соответствии с рядом общих черт. Представить студентов научным группировкам организмов.

4. Отражается ли непостоянная температура тела на образе жизни животного?

5. Какие органы образуют нервную систему?

6. Какие органы образуют половую систему?
Как вы думаете, какие изменения в размножении пресмыкающихся должны произойти в связи с наземным образом жизни?

7. Составить презентацию о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве

В ранних оценках учащиеся узнали, что растения и животные в некотором роде похожи друг на друга и отличаются друг от друга, и что у них есть функции, которые помогают им выжить в их среде. В 6-8 классах важно, чтобы ученики двинулись к пониманию установленных систем классификации, и в частности, обоснованные биологи использовали для их создания. Для учащихся важно описывать огромное разнообразие и взаимоотношения между организмами и заниматься полезными исследовательскими вопросами. В этом уроке учащиеся познакомятся с различными формами жизни, используя современные системы биологической классификации для группировки животных, которые связаны между собой.

Работа в группах по 4 человека. Используя текст учебника, каждая группа кратко отвечает на вопрос.

По одному представителю от группы отвечает на вопросы плана

Поработаем с текстом учебника, заполним таблицу

Внутреннее строении пресмыкающихся

Система органов

Тема урока: Внутреннее строение пресмыкающихся

Учащиеся узнают об основных научных группировках, таких как род, виды, млекопитающие, рыба, птицы, амфибии и рептилии. Веб-сайт, используемый в этом уроке, позволит им спарить разных позвоночных животных и узнать больше об их общих чертах. Делая это, ученики начнут классифицировать организмы более сложным образом.

Примечание. Если ваш класс не позволяет всем учащимся одновременно подключаться к сети, распечатывайте и дублируйте соответствующие страницы веб-сайта «Классифицировать криты». Начните урок, согревая студентов с обзором, который иллюстрирует полезные группировки растений, животных и неживых объектов. Попросите учащихся добровольно выделить объекты для научного наблюдения. Затем добавьте в коллекцию живые объекты, такие как растения или животные. Выровняйте объекты на столе или в одной области комнаты.

Органы, образующие систему

Функции

Отличие от земноводных

Вставьте в текст пропущенные слова:

Теперь попросите учеников наблюдать за группой. Задавайте студентам такие вопросы, как. Сколько различных способов вы можете найти для группировки или сопряжения этих элементов?

  • Какие элементы являются неживыми объектами?
  • Какие живые организмы?
  • Какие функции определяют, жив ли что-то или нет?
После обсуждения разверните упражнение, попросив учащихся выбрать живой организм из первоначальной группы, а затем сгруппировать его с двумя другими живыми организмами в классе.

  • Какие функции вы использовали для группировки организмов?
  • Каковы могут быть цели этих функций?
Прочитайте первые два абзаца вслух и спросите учащихся, почему ученые группируют растения и животных. Чтобы помочь студентам получить общее представление об этой системе классификации, объясните, что ученые сгруппировали миллионы растений и животных в шесть больших «королевств». Это животные, растения, грибы, протестанты, археи и бактерии. Члены этих королевств имеют сходные черты, такие как структура клеток, закупки пищи, движение и размножение.

1. Температура тела пресмыкающихся ….. и зависит от температуры окружающей среды, поэтому их относят к … животным. В связи с появлением шейного отдела у пресмыкающихся удлиняются дыхательные пути, представленные ….., ……, и …... Сердце трехкамерное, представлено двумя …. и одним ….. . В желудочке появляется неполная ….., благодаря чему кровь в желудочке частично смешивается. В правую часть желудочка поступает ….. кровь, а в левую …… . В двенадцатиперстную кишку открываются протоки …… и ……. . Толстая кишка открывается в особое расширение – …… . Конечным продуктом обмена веществ пресмыкающихся является……, которая выводится из мочевого пузыря в …… ..

Каждое королевство имеет меньшие и меньшие группы, которые определяются более конкретными общими чертами. Например, укажите, что их класс можно сказать на земле, в Соединенных Штатах, в вашем штате, вашем городе, на вашей улице, на вашем полу, на вашей стороне зала и т.д.

Теперь попросите учащихся перечитать информацию о группах животных во втором абзаце. Попросите их объяснить отношения между видами, родом и семьей. Объясните, что сайт «Классифицирующие суровые существа» поможет им изучить определенную группу животных-позвоночных или животных с позвоночником.

Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?

Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

1. П.39, ответить на вопросы

2. Работа в группах:

Работа над мини проектом «Давайте сохраним». Учащиеся делятся на группы, каждая группа получит задание подготовить сообщение о рептилиях, занесенных в Красную Книгу Краснодарского края. На следующем уроке ученики представляют работу у доски, используя иллюстративный материал, подготовленный дома.

Направляйте студентов через пять «проблем». Попросите учащихся записать информацию о родах и видах, найденных на начальной странице сайта, и отметить общие черты, обнаруженные у каждого позвоночного животного. После завершения задач задайте студентам такие вопросы, как.

Могут ли ученые использовать то, что они научились устанавливать отношения между другими позвоночными? Почему, по вашему мнению, ученые будут более заинтересованы в деталях внутренних и внешних структур, чем поведение или общий вид позвоночных?

  • Может ли птица быть зверем и позвоночным?
  • Как собака может быть связана с кошкой?
  • Почему ученые считают этот способ группировки позвоночных полезными?
Напомните ученикам, что живые существа могут быть сгруппированы разными способами в соответствии с различными характеристиками.

Данный урок был представлен на муниципальном конкурсе уроков по использованию ИКТ технологий. Урок начинается с поиска ответа на проблемный вопрос: Какие изменения в строении рептилий позволили освоить им сушу? Учащиеся работают за ноутбуками, читают дополнительную информацию, доделывают презентации на заданные учителем темы, в конце урока обмениваются материалом.

Ученые создали группы внутри групп, чтобы показать отношения между множеством живых организмов. Чтобы проиллюстрировать, как связаны эти научные классификации, попросите учащихся заполнить лист студента. Этот лист содержит простую концептуальную карту, чтобы помочь студентам понять иерархические отношения между каждой из научных групп, о которых они узнали.

Попросите учащихся заполнить карту, используя свои заметки с веб-сайта и обсуждения в классе. Возможно, вам придется просматривать и расширять термины, но сохраняйте их просто: основное внимание не должно уделяться определениям, а скорее порядку терминов и их общим отношениям. Помимо написания терминов в кругах, вы могли бы рассказать об отношениях между терминами на стрелках, соединяющих круги.

Просмотр содержимого документа
«план урока»

ИКТ- урок «Внутренне строение и размножение пресмыкающихся»

Оборудование: листочки самооценки, информационные карты урока, ноутбуки на партах, проектор, компьютеры детей соединены с компьютером учителя, так, что учитель может вывести презентацию учащихся на экран.

Цели обучения и обзор

Этот раздел, посвященный медицине рептилий, даст вам хороший обзор основных проблем, болезней и клинических подходов к проблемам здоровья рептилий. Цветные темы указывают на цели обучения, с которыми должен ознакомиться ученик. Случаи будут представлены в классе для иллюстрации этих тем. Как минимум, вы должны будете знать следующее.

Местный: основное внимание уделяется «опасным видам». Государство: местные виды, экзотические виды, законы зоомагазина, разрешения на размножение и т.д. Некоторые виды могут потребовать межгосударственные сертификаты здоровья для транспорта из-за проблем с экзотическими заболеваниями.

Цель урока : добиться усвоения учащимися знаний об особенностях внутреннего строения рептилий.

Задачи:

Образовательные:

Изучить внутреннее строение рептилий, уметь находить прогрессивные черты в строении, приспособления к наземному образу жизни.

Развивающие:

Совершенствовать умения работать с компьютером, электронными текстами, схемами (находить необходимые сведения, составлять характеристику), работать в группах.Способствовать развитию у учащихся интереса к предмету через применение ИКТ, навыков самоконтроля.Развивать внимательность и творческую активность у учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, животным, любить и понимать законы природы.

Ход урока:

Приветствие класса.

Народная мудрость гласит:

Век живи, век учись.

Где знание – нет места невежеству

Человека украшает не одежда, а знание

Не бойся когда знаешь, бойся, когда знать не хочется.

Вперед, за знаниями!

Какой класс типа хордовых стоит выше земноводных на эволюционной ступени? (пресмыкающиеся)

Какое второе название этого класса? (рептилии)

На прошлом уроке мы познакомились с особенностями внешнего строения рептилий, давайте вспомним, в чем они проявляются.

Дифференцированная проверка домашнего задания (появляется на слайде №1):

Вариант.№1

3. На голове расположены...

4. Глаза имеют …

5. Конечности расположены...

6. Пальцы заканчиваются …

Вариант №2

Ответьте на вопросы:

    Где обитают пресмыкающиеся?

Вариант №3

Ответьте на вопросы:

Проверка по презентации учителя: слайд №2

«5» - если одна небольшая неточность

«4» - 1,2 серьезные ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - более 3-х ошибок.

Можно ли устранить неисправность автомобиля, не зная его устройства?

Может ли врач поставить диагноз и правильно лечить больного, не зная строения тела?

Поэтому, что мы должны изучить сегодня на уроке?

Учащиеся отвечают: внутреннее строение пресмыкающихся (слайд №4).

Сегодня мы должны выяснить и понять в чем же преуспели пресмыкающиеся по сравнению с земноводными, что интересного появилось в их внутреннем строении, какие преимущества им дают эти приобретения. (слайд №5,6)

Для этого вы займете места за компьютерами, пройдите за рабочие столы, согласно сформированным парам. На рабочем столе компьютера открываем документ «Внутреннее строение пресмыкающихся» и находим заданную вам тему:

    Дыхательная система

    Кровеносная система

    Пищеварительная система

    Выделительная и половая системы.

    Размножение. Забота о потомстве.

У каждого ребенка данная информация находится на рабочем столе:

Слайд №7,8,9 Информация по скелету: Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового.В шейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы. К позвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра, образующие грудную клетку, которая не только защищает органы, но и участвует в процессе вдоха и выдоха. У змей ребра располагаются свободно, челюсти соединены растягивающейся связкой. Панцирь черепах образован срастанием ребер, позвонков, ключиц с развитыми в коже мощными костными пластинами (только в наивных мультфильмах черепахи вылезают из своих панцирей, как собаки из будок).

Информация по дыхательной системе: слайд № 10,11,12

Органы дыхания рептилий устроены более совершенно, чем у земноводных, т.к. кожа в дыхании участие не принимает. Они погружены глубже внутрь тела и соединены с окружающей средой посредством хорошо развитых дыхательных путей. От гортани отходит трахея, поддерживаемая многочисленными хрящевыми кольцами. Трахея разделяется на две трубки – бронхи, каждый бронх ведет в соответствующее легкое. Стенки легких имеют ячеистое строение и богаты кровеносными сосудами. Таким образом, площадь дыхательной поверхности у пресмыкающихся больше, а значит и снабжение организма кислородом тоже. Лучшему снабжению кислородом способствует и грудная клетка, участвуя в механизме вдоха и выдоха, которые происходят благодаря увеличению и сокращению объема грудной клетки. Изменение объема осуществляется специальными дыхательными мышцами и благодаря подвижному сочленению ребер с позвоночником и грудиной.

Информация по кровеносной системе: слайд №13,14

Информация по пищеварительной системе: слайд № 15,16

У пресмыкающихся наблюдается большая дифференциация пищеварительного тракта, позволяющая полнее использовать попавшую добычу. Ротовая полость ограничена от глотки. Слюнные железы развиты лучше, чем у земноводных. Способы добывания пищи разнообразны, этому помогают зубы. Большинство рептилий – хищники, но есть и растительноядные, например - сухопутные черепахи. Пищеварительный тракт устроен также, как и у земноводных: ротовая полость – глотка – пищевод – желудок – тонкий кишечник – толстый кишечник – клоака. Имеются и пищеварительные железы – печень, поджелудочная железа.

Информация по выделительной и половой системам: слайд №17,18,19.

Почки - главные органы выделительной системы, биологические фильтры крови, удаляющие из организма продукты обмена веществ в виде жидкости. У рептилий, как у сухопутных животных, появляется необходимость экономно тратить воду, поэтому моча у них более концентрированная, чем у земноводных. От почек отходят мочеточники, впадающие в мочевой пузырь.

Половая система похожа на половую систему земноводных. У самок – это яичники, яйцеводы, у самцов – семенники, семяпроводы. Половые клетки попадают в клоаку. Оплодотворение внутреннее.

Совместное заполнение таблицы (в таблице уже имеются некоторые заполненные ячейки, это необходимо для экономии рабочего времени на уроке):

Внутреннее строение пресмыкающихся

Системы органов

Общий план строения

Дыхательная

Трахея, бронхи, ячеистые легкие

Дыхательные пути, грудная клетка

Лучшее снабжение кислородом организма

Кровеносная

2 круга кровообращения, трехкамерное сердце

В желудочке неполная перегородка

Кровь меньше смешивается

Пищеварительная

Рот - глотка- пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая - клоака

Более развиты зубы, слюнные железы

Лучшее усвоение пищи

Выделительная, половая

2 почки - мочеточники – мочевой пузырь

Раздельнополы – семенники; яичники

Череп, позвоночник, состоящий из отделов шейного, грудного, поясничного, крестцового, хвостового. Пояса конечностей, скелет конечностей, грудная клетка из ребер и грудины.

8 шейных позвонков, ребра с грудиной.

Лучшая подвижность головы, грудная клетка помогает дыханию.

Размножение и развитие.

Яйцо покрыто защитной скорлупой

Развитие прямое, (без превращения), на суше

Информационная карта для учеников:

Тема урока: Внутреннее строение пресмыкающихся

Системы органов

Общий план строения

особенности по сравнению с земноводными

Значение прогрессивных черт в строении

Дыхательная

Трахея, …………………, ячеистые легкие

Дыхательные пути, ……………….. клетка

Лучшее снабжение …………………… организма

Кровеносная

……. круга кровообращения, ………………… ное сердце

В желудочке ……………..

перегородка

Кровь меньше ……………………….

Пищеварительная

Рот - глотка- …………………… – желудок – …………………….. кишка – толстая - ………………….

Более развиты зубы, …………………. железы

Лучшее усвоение пищи

Выделительная, половая

2 почки - ………………………….. – мочевой пузырь

Раздельнополы – у самцов…………………….; у самок ……………………

Почки выделяют меньше воды (т. к. продукт обмена – мочевая кислота)

Оплодотворение возможно и на суше, сохранение воды в организме

Череп, ……………………….., состоящий из отделов шейного, грудного, поясничного, крестцового, хвостового. Пояса конечностей, скелет конечностей, грудная ……………. из ребер и грудины.

…… шейных позвонков, ребра с грудиной.

Лучшая подвижность …………………, грудная клетка помогает …………………

Размножение и развитие.

Яйцо покрыто защитной ……………………….

Развитие ……………….., (без превращения), на суше

Приспособление к жизни на суше

Сделайте вывод, ответив на вопрос: Какие изменения во внутреннем строении пресмыкающихся помогли им освоить сушу?

Каждая группа работая со слайдами презентации, делает там недостающие надписи, заполняет таблицу, готовится презентовать свою работу всему классу, учится сохранять документ в нужной папке, для того, чтобы учитель зашел в компьютер ученика со своего компьютера и вывел презентацию на экран. Группа, работающая с темой размножение и развитие находит информацию в Интернет о заботе о потомстве у крокодилов, затем сообщают информацию классу.

После работы в парах, ученики обмениваются информацией со всем классом, совместно заполняют таблицу. Перед выступлением учащихся о развитии пресмыкающихся, учитель показывает видеоролик о размножении черепах и указывает на причины вымирания некоторых видов.

Закрепление, рефлексия. (решение тестовых заданий) с дальнейшей взаимопроверкой см. слайд № 20,21,22,23.

Вместе с учителем делаем вывод по уроку. Слайд №25.

Ребята выставляют оценку за работу на уроке, за закрепление в листочках самооценки и выставляют общую оценку за урок (сдают учителю)

Внимание на экран: (интрига на след. урок – показ видеоролика о динозаврах)

Домашнее задание: П. 50, заполнить в таблице графу – нервная система, используя текст параграфа.

Подготовить сообщения на тему: 1. Травоядные динозавры

2. Хищные динозавры

3. Водные ящеры

4. Летающие ящеры

Выделительная система.

Почки тазовые, расположены в заднем отделе брюшной полости и прикрыты костями таза. От почек отходят мочеточники, открывающиеся в клоаку. От брюшной стенки клоаки в виде тонкостенного слепого выроста отходит мочевой пузырь.

У земноводных конечный продукт белков мочевина, на удаление которой требуется много воды. А у пресмыкающихся конечный продукт – мочевая кислота, на выделение которой организм тратит меньше воды.

Просмотр содержимого презентации
«презентация для урока»



Вариант.№1

Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Закончите предложения:

1. Тело ящерицы разделено на …

2. Между головой и туловищем появилась ….

3. На голове расположены...

4. Глаза имеют …

5. Конечности расположены...

6. Пальцы заканчиваются …

7. Рост пресмыкающихся происходит в период ….

Вариант №2

Ответьте на вопросы:

  • Какие изменения возникли у ящерицы во внешнем строении по сравнению с лягушкой?
  • Что такое линька и какое значение она имеет?
  • Где обитают пресмыкающиеся?

Вариант №3

Ответьте на вопросы:

1). У каких пресмыкающихся, помимо змей,

также отсутствуют конечности? Как их отличить от змей?

2). Какую роль играет язык пресмыкающихся?

3). Докажите, что отсутствие ног у змей и некоторых ящериц – явление вторичное.

4) Как проявляется у ящериц регенерация?

Вариант.№1

Рассмотрите внешнее строение ящерицы. Закончите предложения:

1. Тело ящерицы разделено на голову, шею, туловище, хвост, конечности.

2. Между головой и туловищем появилась шея.

3. На голове расположены органы чувств: глаза, ноздри, рот, барабанные перепонки.

4. Глаза имеют веки.

5. Конечности расположены по бокам туловища.

6. Пальцы заканчиваются когтями.

7. Рост пресмыкающихся происходит в период линьки.

Вариант №2

Ответьте на вопросы:

  • Какие изменения возникли у ящерицы во внешнем строении по сравнению с лягушкой? (сухая ороговевшая кожа, не участвующая в дыхании, размножение на суше)
  • Что такое линька и какое значение она имеет? (Сброс старого рогового покрова, рост животного)
  • Где обитают пресмыкающиеся (всюду, кроме полярных областей)

Вариант №3

Ответьте на вопросы:

1). У каких пресмыкающихся, помимо змей,

также отсутствуют конечности? Как их отличить от змей? (безногие ящерицы, имеют веки).

2). Какую роль играет язык пресмыкающихся? (орган осязания и обоняния)

3). Докажите, что отсутствие ног у змей и некоторых ящериц – явление вторичное. (У некоторых удавов сохранились остатки ног под кожными покровами)

4) Как проявляется у ящериц регенерация? (отбрасывание хвоста)



графу домашнее задание):

«4» - 1 ошибка (можно 2 для 1 варианта)

«3» - 2 ошибки (3 для 1 варианта)

«2» - более 3-х ошибок.





  • повторение внешнего строения пресмыкающихся
  • ознакомление с внутренним строением рептилий
  • рассмотрение примеров приспособления к сухопутному образу жизни


- Какие особенности строения позволили пресмыкающимся стать настоящими сухопутными животными?



Прочитайте необходимый материал по строению скелета, подпишите недостающие названия отделов скелета ящерицы на рисунке, заполните таблицу по своей теме.

Грудной отдел

крестцовый

предплечье

Кости голени

  • Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. В шейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы. К позвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра, образующие грудную клетку, которая не только защищает органы, но и участвует в процессе вдоха и выдоха. У змей ребра располагаются свободно, челюсти соединены растягивающейся связкой. Панцирь черепах образован срастанием ребер, позвонков, ключиц с развитыми в коже мощными костными пластинами (только в наивных мультфильмах черепахи вылезают из своих панцирей, как собаки из будок).
  • Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. В шейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы. К позвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра, образующие грудную клетку, которая не только защищает органы, но и участвует в процессе вдоха и выдоха. У змей ребра располагаются свободно, челюсти соединены растягивающейся связкой. Панцирь черепах образован срастанием ребер, позвонков, ключиц с развитыми в коже мощными костными пластинами (только в наивных мультфильмах черепахи вылезают из своих панцирей, как собаки из будок).
  • Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового.
  • В шейном отделе 8 позвонков, что обеспечивает большую подвижность головы.
  • К позвонкам грудного и поясничного отделов присоединяются ребра, образующие грудную клетку, которая не только защищает органы, но и участвует в процессе вдоха и выдоха.
  • У змей ребра располагаются свободно, челюсти соединены растягивающейся связкой.
  • Панцирь черепах образован срастанием ребер, позвонков, ключиц с развитыми в коже мощными костными пластинами (только в наивных мультфильмах черепахи вылезают из своих панцирей, как собаки из будок).
























А1. Какое из перечисленных животных не относится к пресмыкающимся?

1) ящерица 3) крокодил

2) жаба 4) черепаха

А2. В состав какого отдела позвоночника ящерицы входят ребра?

1) шейного 3) грудного

2) хвостового 4) крестцового

А3. Куда откладывают яйца пресмыкающиеся?

2) в гнезда

3) в дупла

4) на землю

А4. Сердце большинства рептилий состоит:

1) из предсердия и желудочка

2) из двух предсердий и желудочка

3) из двух предсердий и двух желудочков

4) из двух предсердий и трех желудочков

А5. В шейном отделе ящерицы:

1) 2 позвонка

2) 4 позвонка

3) 8 позвонков 4) 7 позвонков



  • В2. Как называется способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш развивается в теле матери, но освобождается от яйцевых оболочек только после откладки яиц?


  • А1 – 2
  • А2 - 3
  • А3 – 4
  • А4 - 2
  • А5 – 3
  • В1- яйцеживорождение


  • Оцените товарища (оценку ставим в
  • графу закрепление):
  • «5» - если одна небольшая неточность
  • «4» - 1 ошибка
  • «3» - 2 ошибки
  • «2» - 3 и более


Общие признаки пресмыкающихся:

1.Настоящие наземные позвоночные животные.

2.Дышат атмосферным воздухом.

3.Размножаются вне воды - на суше.

4.Внутреннее оплодотворение.



  • П. 50. заполнить таблицу по параграфу о строении нервной системы.
  • Подготовить сообщения: 1) летающие ящеры, 2) плавающие, 3) травоядные, 4) хищные динозавры).