Open
Close

Охота в беловежской пуще 1861. Охота в Беловежской пуще (1860)

Как известно, ныне причисленный к лику святых, российский император Николай II не любил рабочих, но любил поохотиться в заповедных угодьях Беловежской пущи. Охотился не только сам, но и приучал к этому своих малолетних детей. Об этом сохранилось достаточно исторических свидетельств.

Так о своем участии в настоящей охоте великая княжна Татьяна Николаевна с восторгом сообщала 21 сентября 1912 года. "Моя милая тетя Ксения…-:В Беловеже было ужасно весело. Мы ездили с Папá на охоту Ольга и я. Мари была с Анастасией только два раза. Я стояла два раза у Папá на номере, раз у кн. Голицына, раз у кн. Белосельского и раз у Дрентельна. Ужасно было хорошо."
В современной Беловежской пуще на территории Беларуси в Музее природы целый зал посвящен царской охоте.

Беловежская пуща перешла в собственность царской семьи в 1888 году в обмен на земли в Орловской и Симбирской губерниях. После окончания строительства Беловежского Императорского дворца, в пуще охотились Александр III, Николай II, Великие князья. Дворец до наших времен не сохранился, сгорел при освобождении в 1944 году, а богатейшие коллекции растащили местные жители. В послевоенный период руины дворца были взорваны, сгорели или были разрушены прочие постройки. Так что остались только въездные ворота и вот этот макет в Музее природы

До русских царей Беловежская Пуща была любимым местом охоты польских магнатов.
К началу XV веку в пуще еще встречались дикие быки - туры, в начале XVII века полностью истребленные

В конце XIX века охоты в Пуще приняли действительно царский размах. Многочисленные трофеи того времени сохранились в различных музеях мира, в том числе и в Дарвиновском. То что размещено на стенах Музея Природы скорее всего современные изделия.

Самым торжественным событием царской охоты являлся штрек (или штрека). Это когда добытые за день трофеи свозились в одно место и укладывались в определенном порядке. В первом ряду клали по видам дичь, добытую Государем Императором, затем — других участников.Туши украшались гирляндами из дубовых ветвей. За трофеями выстраивалась охотничья команда. По краям стояли дворцовые работники в красных рубахах с факелами в руках. Начинался подсчет туш и их взвешивание, после чего устраивался грандиозный ужин…

Количество трофеев крупных животных достигало десятков единиц. Упоминаются охоты на водоплавующую и боровую дичь когда личный счет Николай II в виде перепелок и фазанов частенько переваливал за сотню. Между делом говоря не гнушался император стрелять и ворон, чаек и кошек. Как миниму три подстрелленые кошки зафиксированы в его дневниках. Правда защитники Романова напирают на то, что это были дикие кошки. Но тогда надо смотреть где им пришел конец, в Пуще или в Санкт-Петербурге. Я больше склоняюсь ко второй версии.

По разным данным Николай II был в Беловежской Пуще не менее шести раз

Еще немного фото из Тырнетов
Александр III на охоте в Беловежской Пуще в августе 1894 года

А это, если нет ошибок, уже эпоха Николая II

После Николая II в Пуще охотились советские Генсеки и их гости, Герман Геринг в период оккупации, а о современной охоте я расскажу

Беловежская пуща - территория площадью 1076 кв. км, традиционно изобилующая живностью: зубрами, лосями, кабанами, волками, лисицами, косулями, глухарями, рябчиками, тетеревами. Была присоединена к Российской империи в 1794 году после третьего раздела Польши. В 1803 году получила статус царского заказника. В 1831 году к пуще присоединили Свислочскую дачу, конфискованную у польского дворянина Тышкевича за участие в антирусском восстании.

Однако настоящая большая царская охота пришла в Беловежскую пущу только осенью 1860 года. Она была приурочена к важным для России переговорам с Австрией и Пруссией. Сегодня подобное мероприятие назвали бы «встречей без галстуков».

В ночь с 5 на 6 октября 1860 года в Беловежскую пущу прибыли император Александр II, герцог Саксен-Веймарский, принцы Карл и Альберт Прусские, Август Вюртембергский, Фридрих Гессен-Кассельский и многочисленная свита. Высочайших особ встретили праздничным фейерверком.

Ещё задолго до этого тысячи загонщиков начали устраивать облавы и сгонять в специально огороженный зверинец зубров, лосей, серн, кабанов, лисиц. Для стрельбы подготовили двенадцать огневых точек-галерей, замаскированных ветвями. Одна из них предназначалась российскому императору, пять -австро-германским принцам, остальные - свите.

6 октября, на рассвете, по сигналу Александра II загонщики погнали зверей к линии огня. Выстрелы не смолкали до 4-х часов вечера. В тот день были убиты 44 зверя, в том числе 16 зубров и 4 кабана. Добычу императора составили 4 зубра и 1 кабан. Вечером хозяин и гости обедали под музыку в исполнении оркестра Великолуцкого пехотного полка.
7 октября охота продолжилась. Были убиты ещё 52 зверя. На долю императора достались 6 зубров.
Охота прошла без несчастных случаев и стоила казне 18 000 рублей серебром. Местные чины были представлены императору и награждены бриллиантовыми перстнями, некоторые из объездчиков получили золотые часы, крестьяне-загонщики - денежные премии.

Шкуры животных, убитых принцами, передавались в их собственность.

В 1861 году по распоряжению министра государственных имуществ был выпушен роскошный иллюстрированный альбом, посвященный беловежской охоте минувшего сезона. Весь тираж - 50 экземпляров - предназначался для подарков её участникам. Иностранным гостям были отпечатаны несколько экземпляров на французском языке.
Проиллюстрировал издание присутствовавший на охоте почётный академик Российской Академии художеств Михаил Александрович Зичи (1827-1906). Венгр по национальности, Зичи, тогда ещё Михай, учился в Будапеште и Вене. В 1847 году приехал в Россию и был приглашён учителем рисования к великой княгине Екатерине Михайловне. В 1859-1873 и 1883-1906 годах являлся придворным живописцем русских императоров.

За свою жизнь Зичи оформил множество книг, однако «Охота в Беловежской пуще» -одна из самых больших его удач. Это неудивительно: ведь ещё в молодые годы Михай Зичи приобрёл известность как талантливый художник-анималист.

Вот уже более 140 лет «Охота в Беловежской пуще» является предметом вожделений коллекционеров.

Охота в Беловежской пуще . С.-Петербург, типография Императорской Академии Наук, 1861.1 л. титул - цветная иллюстрация, 71 с. с цветными и тоновыми иллюстрациями. Заглавный л. и иллюстрации - хромолитографии по рисункам М. Зичи. В цельнокожаном переплёте второй половины XIX века с тиснённым золотом заглавием на верхней крышке, с золототиснёными геометрическими рамками и орнаментом на крышках и корешке. Тройной золотой обрез. Форзацы светло-бежевого муара. 38,1x29,3 см. Тираж 50 экземпляров. Редчайшее издание, предназначенное не для продажи, а лишь для подарков участникам охоты.

В состав Российской империи Беловежская пуща вошла в царствование Екатерины II в 1795 г. Царица раздала внушительные наделы ряду своих приближенных, но сама она никогда не посещала эти места. Екатерина II разрешила приближенным проводить в пуще любые охоты, кроме отстрела зубров, но охотно давала разрешения на отстрел этих животных для многочисленных музеев Европы.

Наследовавший ей Александр II в 1802 году издает указ «О сохранении зубров». Этим указом запрещалась сплошная рубка леса и охота на зубра. Для него отводились специальные пастбища.

В 1812 году пуща оказалась в зоне действий войск Наполеона. Австрийский корпус Шварценберга, действовавший в окрестностях пущи, уничтожил много зверя, в том числе и зубров, заготавливая провиант для армии. Каких-либо серьезных сражений на территории пущи не было, чему в немалой степени способствовали труднопроходимые болота и лесные чащи.

В царствование Николая I в 1838 году было создано Министерство Государственных Имуществ, в подчинение которого перешла Беловежская пуща.

Из российских царей первым посетил Беловежскую пущу для охоты Александр II. За время этой трехдневной охоты одних зубров было убито 28 особей, не говоря уже о других животных. В честь этой охоты был отлит памятник - чугунный зубр, который установили в Беловеже. Хотя царская охота прошла блестяще, но для нее пришлось вылавливать зверя в окрестных лесах и помещать в специальный зверинец. Поэтому в дальнейшем особое внимание было уделено наращиванию поголовья зверя в Беловежской пуще.

Для обеспечения царских охот разнообразной живностью в 1865 г. из Силезии завозят европейских благородных оленей, поскольку местная популяция была истреблена еще в XVII веке.

В 1875 г. для сохранения зубра выделяется часть пущи, где режим охраны был более строгим. В остальной же части разрешалась эксплуатация леса.

В 1889 г. в пуще впервые стали заниматься лесоразведением. Николай II дает распоряжение о сохранение первобытного облика леса, а не извлечении из него наибольшей прибыли. В связи с этим была полностью прекращена рубка леса. Допускалась лишь уборка валежника, свежего ветровала и бурелома, а также старого сухостоя с опавшей корой.

В 1913 году, по указанию Министерства Императорского двора и уделов, в Беловежской пуще стал создаваться музей, где были представлены коллекции флоры и фауны пущи, исторические находки, оружие и снасти браконьеров, картины, гравюры, а также фотографии, иллюстрирующие природу и жизнь в пуще.

Общий вид Императорского павильона, возле железнодорожной платформы станции Беловеж, в день прибытия императора Николая II и его свиты

Вид железнодорожной платформы станции Беловеж в день прибытия императора Николая II и его свиты


Вид площади перед железнодорожной станцией Беловеж

Вид Беловежского дворца со стороны пруда





Вид части аллеи парка, разбитого вокруг Беловежского дворца в 1895 г


Вид части территории вокруг Беловежского дворца


Вид части пруда


Общий вид одной из дворцовых построек


Общий вид Беловежского дворца (построен в августе 1894 г. по проекту графа Николая де Рошфорта)


Дорога, ведущая к Беловежскому дворцу


Император Николай II, императрица Александра Федоровна, Министр императорского Двора и Уделов барон В.Б.Фредерикс, великий князь Владимир Александрович и др. у православной беловежской церкви


Император Николай II, императрица Александра Федоровна, великий князь Михаил Николаевич, великий князь Владимир Александрович входят на территорию православной беловежской церкви


Император Николай II и императрица Александра Федоровна у православной церкви


Общий вид здания православной Беловежской церкви


Вид алтаря православной Беловежской церкви


Вид одной из аллей парка, разбитого вокруг Беловежского дворца в 1895 г

Чугунная фигура зубра у входа в зверинец


Вид части парка вокруг Беловежского дворца


Участники царской охоты во время завтрака под специально установленным шатром


Придворная прислуга и повара у походной кухни за приготовлением завтрака для участников царской охоты


Группа егерей на одной из просек Беловежской пущи после окончания охоты


Вид одной из улиц д. Беловеж


Группа крестьянок д. Беловеж у одного из домов


Император Николай II, императрица Александра Федоровна (в светлом костюме) на аллее Беловежской пущи во время прогулки


Солдаты приветствуют императора Николая II и императрицу Александру Федоровну (в экипаже справа) на пути их следования


Император Николай II, императрица Александра Федоровна (в экипаже) со свитой во время остановки в пути


Царский экипаж (с императором и императрицей) и свита, высшие офицерские чины в пути


Император Николай II, императрица Александра Федоровна в группе участников охоты на опушке леса


Император Николай II, императрица Александра Федоровна, великие князья, свита после завтрака в лесу


Император Николай II и императрица Александра Федоровна у накрытого в лесу к завтраку стола


Офицеры приветствуют прибывших императора Николая II и императрицу Александру Федоровну

Император Николай II, императрица Александра Федоровна, великие князья, свита выходят из церкви


Волостные старшины приветствуют прибывших императора Николая II и императрицу Александру Федоровну


Императрица Александра Федоровна у экипажа, около дворца


Императрица Александра Федоровна у здания женского народного училища после его посещения


Императрица Александра Федоровна и сопровождающая ее дама у церкви

Император Николай II и императрица Александра Федоровна в группе великих князей, со свитой на аллее Беловежской пущи


Вид фасада дворца



Общий вид православной беловежской церкви

Вид части Беловежского дворца (построен в 1894 г. по проекту графа Николая де Рошфорта)


Члены семьи коменданта Беловежского дворца на аллее парка, ведущей во дворец


Общий вид двухэтажного дома для служащих Беловежского дворца


Вид одной из построек, расположенных в парке близ Беловежского дворца


Общий вид одного из жилых деревянных домов, расположенных в селе близ Беловежского дворца

Вид части пруда, устроенного в парке у Беловежского дворца в 1895 г. по проекту Валерия Кроненберга


Члены императорской фамилии на одной из аллей парка у Беловежского дворца


Император Николай II, члены императорской фамилии и свита перед началом царской охоты


Группа участников царской охоты под специально установленным шатром за звтраком


Няни великих княжон Татьяны Николаевны и Ольги Николаевны везут на прогулку в колясках своих воспитанниц по одной из аллей парка у Беловежского дворца


Няня великой княжны Ольги Николаевны везет на прогулку в коляске свою воспитанницу по одной из аллей парка у Беловежского дворца


Императрица Александра Федоровна в экипаже у Беловежского дворца


Комендант Беловежского дворца и группа военных чинов у крыльца дома для служащих дворца


Семья коменданта Беловежского дворца и его штатные служащие во дворе православной беловежской церкви

Швейцар (в центре) и другие штатные служащие Беловежского дворца у здания дворца


Группа штатных служащих Беловежского дворца у входа во дворец


Экипаж, запряженный четверкой лошадей, у здания Беловежского дворца











Особенности царской охоты

Алексей Венгеров, профессор, докт. техн. наук

В средней полосе России леса занимают огромные площади. Население, живущее в лесной местности вдали от городов, традиционно умеет брать от леса всё, что можно: грибы, ягоды, дичь — дешево и полезно для здоровья.
А вот люди, приезжающие из города, — чиновники и бизнесмены — о мастерстве охотника узнают, прочитав в школе «Записки охотника» И.С. Тургенева и бегло взглянув на картину «Охотники на привале» В.Г. Перова, висящую в Третьяковке.
Плохо подготовленные, но азартные они нередко попадают в неприятные ситуации, сами при этом становясь объектами охоты журналистов и организации «Гринпис».
Но не всё потеряно, так как правила поведения на охоте, которые наряду с медицинской страховкой защищали бы современных охотников от трагедий в лесах, степях и горах огромной России, описаны в книгах XIX века.

«Охота в Беловежской Пуще» (1861 год)

Беловежская Пуща — территория площадью 1076 км2, традиционно изобилующая живностью: зубрами, лосями, кабанами, рябчиками, тетеревами, — была присоединена к Российской империи в 1794 году после третьего раздела Польши. В 1803-м Пуща получила статус царского заказника, а в 1831-м к ней присоединили Свислочскую дачу, конфискованную у польского дворянина Тышкевича за участие в антироссийском восстании.

Однако настоящая большая царская охота пришла в Беловежскую Пущу только осенью 1860 года и была приурочена к важным для России переговорам с Австрией и Пруссией. Сегодня подобное мероприятие назвали бы «встречей без галстуков».

В ночь с 5 на 6 октября 1860 года в Беловежскую Пущу прибыли император Александр II, герцог Саксен-Веймарский, принцы Карл и Альберт Прусские и их многочисленная свита.

6 октября, на рассвете, по сигналу Александра II загонщики погнали зверей к линии огня. Выстрелы не смолкали до 4 часов вечера. В этот день было убито 44 зверя, в том числе 16 зубров и четыре кабана. Добычу императора составили 4 зубра и кабан. Вечером хозяин и гости обедали под музыку в исполнении оркестра Великолуцкого пехотного полка.

Охота в Беловежской Пуще. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1861. 71 с.: цв. и тонов. ил.; 38,1Ѕ29,3 см. На тит. л. — хромолитография по рис. М. Зичи. В цельнокожаном пер. второй половины XIX в. с тисненным золотом заглавием. На верхней крышке с золототисненными геометрическими рамками и орнаментом на крышке и корешке. Тройной золотой обрез. Форзацы светло-бежевого муара. Тираж 50 экз. Редчайшее издание, предназначенное не для продажи, а для преподнесения в подарок участникам охоты

Охота прошла без несчастных случаев и стоила казне 18 тыс. руб. серебром. Местные чины были представлены императору и награждены бриллиантовыми перстнями, некоторые из объездчиков получили золотые часы, крестьяне-загонщики — денежные премии. Шкуры животных, убитых принцами, передавались в их собственность.

В 1861 году по распоряжению министра государственных имуществ был выпущен роскошный иллюстрированный альбом, посвященный беловежской охоте минувшего сезона. Весь тираж — 50 экземпляров — предназначался для подарков ее участникам. Для иностранных гостей несколько экземпляров были отпечатаны на французском языке.

Проиллюстрировал издание присутствовавший на охоте почетный академик Российской академии художеств Михаил Александрович Зичи (1827—1906). Венгр по национальности, Зичи, тогда еще Михай, учился в Будапеште и Вене. В 1847 году приехал в Россию и был приглашен учителем рисования к великой княгине Екатерине Михайловне. В 1859-1873 и 1883-1906 годах являлся придворным живописцем русских императоров.

За свою жизнь Зичи оформил множество книг, однако «Охота в Беловежской Пуще» — одна из самых больших его удач. Это неудивительно: ведь еще в молодые годы Михай Зичи приобрел известность как талантливый художник-анималист.

Вот уже более 140 лет «Охота в Беловежской Пуще» является предметом вожделения коллекционеров.

«Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» Николая Кутепова (1896-1911)

Согласно «Словарю…» В.И. Даля, «охота — это ловля, травля и стрельба диких животных как промысел или забава». Но в отличие от охоты по необходимости, сопровождающей человечество на протяжении всей истории его существования, охота-развлечение — признак многоукладного общества, привилегия людей, имеющих богатство и власть. Именно «властной» разновидности охоты в России посвящено исследование «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» Н.И. Кутепова, обыкновенно называемое в среде книжников просто — «Царская охота».

Кутепов Н. И. Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси: Ист. очерк: В 4 т. Ил. В.М. Васнецова и Н.С. Самокиша. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1896-1911. 37Ѕ28,2 см. В четырех цельнокожаных издательских переплетах с золотым и полихромным тиснением на крышках и корешках. На верхних крышках 1, 2 и 3-го томов — серебряные накладные углы. Том 4-й издан без углов. Переплет и форзацы с полихромной печатью по рисункам Н.С. Самокиша. Тройной золотой обрез. Тканевые шелковые закладки, прикрепленные к блокам металлизированной серебряной нитью

Документально «государева охота» в России прослеживается с X века. Первоначально являвшаяся лишь времяпрепровождением правителя, потехой для него и его дружины, состязанием на смелость, ловкость и выносливость, царская охота к середине XVII столетия постепенно превратилась в скрупулезно разработанный церемониал. Впрочем, несмотря на строгую регламентированность и даже ритуальность такой охоты, многое в ее форме и содержании определялось пристрастиями монархов. Например, Алексей Михайлович и Екатерина II предпочитали соколиную охоту. Петр II — псовою, Анна Иоанновна и Елизавета Петровна — птичью, два Александра — Второй и Третий — любили охотиться на медведей, лосей и зубров.

Из российских правителей Нового времени лишь два императора отказывали себе в этом развлечении: Петр Великий, говоривший: «Это не моя забава. И без зверей у меня есть с кем сражаться», и Александр I, слишком утонченный для жестких радостей охотника. Обо всем этом и рассказывается в труде Н.И. Кутепова, основанном на богатейшем фактическом материале, почерпнутом из государственных и частных архивов. А еще в книге можно найти подробные описания различных видов охоты, реестры охотничьих трофеев, характеристики охотничьего оружия и, наконец, сведения о государевых охотничьих угодьях — Измайлове, Коломенском, Царском Селе, Гатчине, Ораниенбауме, Беловежской Пуще.

Изначально задуманная как малотиражное подарочное издание, книга «Царская охота» печаталась на казенные средства в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. Денег на оформление не жалели. Часть тиража имела «серебряные углы» — накладные окантовки из серебра, суперобложки с тиснеными российскими гербами. Известны экземпляры в коленкоровых и кожаных переплетах различных цветов. Иллюстрации по специальному заказу выполняли известнейшие художники того времени — А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, Е.Е. Лансере, Л.О. Пастернак, И.Е. Репин и др.

Для В.А. Серова, также приглашенного к участию в работе, охотничьи сценки с изображениями Петра II и Екатерины Великой стали первыми опытами работы в историческом жанре.

Разработку издательских переплетов поручили выпускнику Академии художеств, известному мастеру батальных и охотничьих сюжетов Николаю Семеновичу Самокишу (1860—1944). Следуя замыслу Кутепова, поделившего издание, согласно разработанной им периодизации царской охоты, на четыре части, Самокиш предложил для каждого тома индивидуальный вариант оформления.

Верхнюю крышку первого тома, посвященного охоте русского средневековья, украсили орнамент XII века и печать великого князя Василия III Ивановича.

На втором томе, в котором рассказывается об эпохе правления Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, художник поместил изображение шапки Мономаха и герб Москвы со святым Георгием Победоносцем, которого русские охотники чтили как своего покровителя.

Третий том содержит материалы о конце XVI — начале XVIII века, когда государева охота вместе с императорским двором переместилась из Москвы в Петербург. Поэтому на переплете — два сокола, летящих из первопрестольной к «берегам Невы» и поддерживающих царскую корону.

Наконец, последний, четвертый том, повествующий об охоте XVIII-XIX веков, украшен гербом Николая I.

Академик Императорской академии художеств, обладатель высоких наград за батальные холсты, посвященные истории российской армии, Н.С. Самокиш и после смены власти в стране остался верен военной тематике. Советские критики 30-х годов с восторгом писали о продуманности композиции и подробной прорисовке деталей в его картине «Переход Красной Армии через Сиваш». В 1941 году Самокиш стал лауреатом Сталинской премии.

А некогда оформленный им четырехтомник «Царская охота» оказался запрещен как воспевающий «барский быт», но при этом остался одним из выдающихся памятников российского книгоиздательства.

В наши дни реабилитированная «Царская охота» — практически неосуществимая мечта любого коллекционера-библиофила.