Open
Close

Строение корабля 18 века. Отличия линейных кораблей от других. Военные корабли XVII столетия


В античные времена боевая мощь судна зависела от количества воинов и гребцов, а также метательных орудий, которые на нём помещались. Название кораблей определялось количеством рядов весел. Весла, в свою очередь, могли быть рассчитаны на 1-3 человек. Гребцы размещались в несколько этажей, друг над другом или в шахматном порядке.
Самым распространённым типом крупных судов считались квинквиремы (пентеры) с пятью рядами вёсел. Однако в 256 году до н.э. в битве с карфагенянами при Экноме в состав римской эскадры входили две гексеры (с шестью рядами вёсел). Римляне ещё неуверенно чувствовали себя на море и вместо традиционных таранов завязывали абордажный бой, устанавливая на палубах так называемые «вороны» - устройства, которые, обрушившись на вражеский корабль, намертво сковывали его с нападающим судном.
По мнению современных специалистов, самым крупным судном могла быть септирема (семь рядов весел) длиной около 90 метров. Корабль большей длины просто переломился бы на волнах. Тем не менее, в античных источниках содержатся упоминания об октерах, энерах и децимремах (соответственно, восемь, девять и десять рядов весел). Скорее всего, эти суда были слишком широки, а следовательно, тихоходны и использовались для обороны собственных гаваней, а также при взятии вражеских прибрежных крепостей как передвижные платформы для осадных башен и тяжёлых метательных устройств.

Британцы также держали свои корабли более чистыми, что помогало уменьшить потери от болезней. Как и во всех крупных организациях, были исключения - плохие офицеры, плохие люди и плохие корабли, но такие исключения были редкими. Флот в море поддерживался крупнейшей в мире промышленной базой, массивной инфраструктурой верфей, продовольственных магазинов и складов оборудования, которые финансировались щедрой нацией, которая считала свое будущее зависимым от морей. Полеты капитана Кука расширили наши понимание этих морей и наша способность путешествовать по ним в безопасности, как из-за его превосходных навыков навигации, так и из-за его понимания профилактики заболеваний.

Длина - 45 метров
Ширина - 6 метров
Двигатели - парус, вёсла
Экипаж - около 250 человек
Вооружение - абордажный «ворон»

Кобуксон (Королевство Корея)


Распространено мнение, что защищённые бронёй суда появились во второй половине 19-го века. На самом деле местом их рождения была средневековая Корея…
Речь идёт о кобуксонах, или «кораблях-черепахах», созданных, как считается, знаменитым корейским флотоводцем Ли Сунсином (1545-1598 гг.).
Первые упоминания об этих кораблях относятся ещё к 1423 году, но возможность опробовать их в деле появилась только в 1592 году, когда 130-тысячная японская армия попыталась завоевать Страну утренней свежести.
Потеряв значительную часть флота из-за внезапного нападения, корейцы, располагая вчетверо меньшими силами, стали наносить удары по вражеским судам. Линейные корабли самурайского флота - секи-бунэ - имели экипажи не более 200 человек и водоизмещение 150 тонн. Перед вдвое большими по размерам и наглухо защищёнными бронёй кобуксонами они оказывались беззащитными, поскольку взять таких «черепах» на абордаж было невозможно. Корейские экипажи сидели в похожих на сундук казематах из дерева и железа и методично расстреливали противника из пушек.
В движение кобуксоны приводились 18-20-одноместными вёслами и даже при попутном ветре вряд ли могли развивать скорость более 7 километров в час. Но их огневая мощь оказывалась сокрушающей, а неуязвимость доводила самураев до истерики. Именно эти «черепахи» принесли корейцам победу, а Ли Сунсин стал национальным героем.

Его миссия была принципиально практичной. Современная копия «Индевор» была счастливым, эффективным кораблем для большей части нашего долгого рейса, и было привилегией помочь сделать это путешествие возможным, захватив прилив опыта капитана Кука и его команды.

Эндрю Ламберт - профессор морской истории в Королевском колледже Лондона. Корабль линии, тип парусного военного корабля, который составлял основу великих флотов западного мира с середины 17-го века до середины 19-го века, когда он уступил место паровому двигателю.

Столбчатые формации, которые типизировали тактику линии битвы, были разработаны англичанами в конце 17 века и впоследствии стали стандартными для большинства военно-морских флотов. В этой тактике каждый корабль в флоте следовал вслед за кораблем впереди. Корабли располагались один за другим с регулярными интервалами около 100 или более ярдов, на расстояние, которое могло растянуться на 12 миль. Это формирование максимизировало новую силу стрельбы в широком диапазоне и ознаменовало окончательный разрыв с тактикой, при которой отдельные корабли искали друг друга, чтобы участвовать в единоборстве с помощью трамбовки, посадки и т.д. поддерживая линию во время битвы, флот, несмотря на туманные облака дыма, мог функционировать как подразделение под контролем адмирала.

Длина - 30-36 метров
Ширина - 9-12 метров
Двигатели - парус, вёсла
Экипаж - 130 человек
Количество орудий - 24-40

Большая галера (Венецианская республика)


Правители Венецианской республики, пожалуй, первыми поняли, что господство над морскими коммуникациями позволяет контролировать мировую торговлю, а с таким козырем в руках даже крохотное государство может стать сильной европейской державой.
Основой морской мощи Республики Святого Марка были галеры. Суда этого типа могли двигаться и на парусах, и на вёслах, но были длиннее своих древнегреческих и финикийских предшественников, что позволяло увеличивать их экипажи до полутораста моряков, способных выступать и в качестве гребцов, и в качестве морских пехотинцев.
Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров, но этого хватало для загрузки необходимых припасов и даже небольших партий, предназначенных на продажу товаров.
Основным элементом судна были изогнутые шпангоуты, определявшие форму и влиявшие на скорость галеры. Сначала из них собирали каркас, а затем обшивали досками.
Такая технология была революционной для своего времени, позволяя соорудить длинную и узкую, но при этом жёсткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн.
Венецианские верфи были государственным предприятием, окружённым 10-метровой стеной. Трудились на них более 3000 профессиональных мастеров, которых называли арсенолотти.
Несанкционированное проникновение на территорию предприятия каралось тюремным заключением, что должно было обеспечить режим максимальной секретности.

Отличия линейных кораблей от других

В случае вспять они могут быть выведены с минимальным риском. Вклад Беттины Майстер. Любой, кто каким-либо образом участвует в эмиграции в век или веке, приходит к вопросу о том, как они организовали его и откуда они начали. Четыре крупных порта были связаны с эмиграцией Германии.

На раннем этапе северные и североатлантические порты были основными отправными точками. В Южной Европе Генуя находилась в Италии, Одессе на Черном море и в Фессалони в Греции. Одесса, в этом отношении, особенная, потому что это был порт иммиграции тем немцам, которые иммигрировали на русскую, банатную и румынскую земли. Позже он стал местом, из которого многие восточноевропейцы ворвались в Новый Свет.

Длина - 40 метров
Ширина - 5 метров
Двигатель - парус, весла
Скорость - 6 узлов
Грузоподъёмность - 140 тонн
Экипаж - 150 гребцов

«Сантисима Тринидад» (Испания)


Самый крупный парусный линейный корабль 18-го века, неофициально прозванный El Ponderoso («Тяжеловес»).
Его спустили на воду в Гаване в 1769 году. Он имел три палубы. Корпус корабля толщиной до 60 сантиметров изготавливали из кубинской красной древесины, мачты и реи - из мексиканской сосны.
В 1779 году Испания и Франция объявили войну Англии. «Сантисима Тринидад» отправился в Ла-Манш, но вражеские суда просто не вступали с ним в бой и ускользали, пользуясь преимуществом в скорости. В 1795 году «Тяжеловеса» переоборудовали в первый в мире четырёхдечный корабль.
14 апреля 1797 года в битве при мысе Сан-Винсенте британские суда под командованием Нельсона подсекли нос колонне, возглавлявшейся «Сантисима Тринидадом», и с удобной позиции открыли артиллерийский огонь, что, и решило исход сражения. Победители захватили четыре корабля, но гордость испанского флота сумела избежать пленения.
Роковым для «Тяжеловеса» стало Трафальгарское сражение 21 октября 1805 года.
Британский флагман «Виктория», на котором находился Нельсон, атаковал вместе с семью другими британскими кораблями, каждый из которых имел не менее 72 орудий, «Сантисима Тринидад».
Этот шквал огня испанское судно выдержало, но было взято на абордаж, после того как две трети его моряков оказались ранены или убиты. Воспользоваться своим трофеем победители не смогли. Через два дня из-за полученных повреждений он был затоплен.

Появление линейных кораблей в России

В дополнение к двум важным немецким портам, вдоль побережья Северного и Атлантического побережий находилось множество других портов, из которых приступили эмигранты. Они спустились на небольшие парусные корабли в небольших портах, забрались в порты, такие как Шербур, в перевалочные лодки, которые доставили их на большие суда в глубоких водах.

Два центральных порта были Гавром во Франции и Ливерпуле как косвенный порт эмиграции на английском западном побережье. Те, кто хотел путешествовать с немецкой территории в Гавр, должны были только переехать из Кельна в Париж и легко добраться до порта.

Длина - 63 метра
Водоизмещение - 1900 тонн
Двигатели - парус
Экипаж - 1200 человек
Количество орудий - 144

«Двенадцать апостолов» (Россия)


Самый мощный парусный линейный корабль русского флота был спущен на воду в 1841 году на Николаевской верфи.
Строился он по инициативе командующего Черноморской эскадрой Михаила Лазарева с учётом новейших разработок британских корабелов. Благодаря тщательной обработке дерева и проведению работ в эллингах срок службы судна превысил стандартные восемь лет. Внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В 1849 и 1852 годах со стапелей сошли ещё два аналогичных корабля - «Париж» и «Великий князь Константин», но с более простым внутренним убранством.
Первым командиром корабля стал будущий вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854 гг.), погибший во время обороны Севастополя.
В 1853 году «Двенадцать апостолов» осуществили перевозку почти 1,5 тысячи пехотинцев на Кавказ для участия в боях против турок. Однако когда против России выступили англичане и французы, стало очевидно, что время парусных судов ушло в прошлое.
На «Двенадцати апостолах» устроили госпиталь, а снятые с него пушки использовали для укрепления береговой обороны.
В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили, чтобы укрепить размытые течением подводные заграждения у входа в бухту. Когда после войны начались работы по расчистке фарватера, поднять «Двенадцать апостолов» не удалось и судно взорвали.

Город в устье Сены был так интересен для путешественников, так как можно было сэкономить до 2 недель в пути для воды. Вы могли бы избежать путешествия по Ла-Маншу и первого маршрута через Северное море. Век, треть эмигрантов покинул Гавр, это делает важность этого сравнительно небольшого города понятным. О Бремерхафене оставили одинаково равное количество путешественников в Европе. Антверпен, Ливерпуль или Гамбург, заняли остальных эмигрантов, а также несколько других гаваней.

Путеводитель Бедекера для железнодорожных путешественников в северной Франции показывает, имел значение Гавра для эмиграции в то время, а с другой стороны, важность иммигрантов - здесь особенно те, которые упомянуты в южной Германии - были в порт город.

Длина - 64,4 метра
Ширина - 12,1 метра
Скорость - до 12 узлов (22 км/ч)
Двигатели - парус
Экипаж - 1200 человек
Количество орудий - 130

«Пётр Великий» (Россия)


Первый полноценный броненосец российского флота, строившийся на Галерном острове в Петербурге по проекту контр-адмирала Андрея Попова (1821-1898 года), первоначально носил имя «Крейсер» и предназначался именно для ведения крейсерских операций. Однако после переименования его в 1872 году в «Пётр Великий» и спуска на воду концепция изменилась. Речь стала вестись уже о судне линейного типа.
Довести до ума машинную часть не получалось; в 1881 году «Петра Великого» перевели в Глазго, где его реконструкцией занялись специалисты компании Randolph and Elder. В результате корабль стал считаться лидером среди судов своего класса, хотя блеснуть мощью в настоящих боевых действиях ему так и не пришлось.
К началу 20-го века кораблестроение ушло далеко вперёд, и очередная модернизация дела уже не спасала. В 1903 году «Петра Великого» переоборудовали в учебное судно, а с 1917 года использовали в качестве плавучей базы подводных лодок.
В феврале и апреле 1918 года этот ветеран поучаствовал в двух тяжелейших ледовых перехода: сначала из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт, избежав пленения немцами или белофиннами.
В мае 1921 года экс-броненосец разоружили и переформировали в минный блокшив (плавучую базу) Кронштадтского военного порта. Из списка флота «Петра Великого» исключили только в 1959 году.

Три старых порта могут вмещать любой из 200 кораблей. Только в течение четырех часов прилива корабли могут попасть в порт. В остальное время это очень сухо. Паровые суда из Гавра в Нью-Йорк еженедельно примерно за 15 дней. Ливерпуль - эмиграция по Англии.

Появление линейных кораблей

После долгих поисков он смог найти план портового района Ливерпуля с периода эмиграции. На иллюстрации показан раздел плана из журнала «Журнал Пенни Общества за распространение полезных знаний». Он был создан по случаю запланированного расширения и модификации различных доков и показывает старый порт, один из сухих доков, а также различные «пулы». Это были бассейны, которые разветвлялись в гавани, и которые имели прямую связь с морем. Сами гавани были разделены замками.

Длина - 103,5 метра
Ширина - 19,2 метра
Скорость - 14,36 узла
Мощность - 8296 л.с.
Экипаж - 440 человек
Вооружение - четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых пушек

«Дредноут» (Англия)


Имя собственное этого корабля стало именем нарицательным для целого поколения боевых судов, отличавшихся от привычных линкоров большей броневой защитой и мощью орудий, - именно на них был реализован принцип «all-big-gun» («только большие пушки»).
Инициатива его создания принадлежала первому лорду британского Адмиралтейства Джону Фишеру (1841-1920 года). Спущенный на воду 10 февраля 1906 года корабль построили за четыре месяца, задействовав почти все судостроительные предприятия королевства. Мощь его огневого залпа равнялась мощи залпа целой эскадры броненосцев недавно закончившейся Русско-японской войны. Впрочем, и стоил он в два раза дороже. Таким образом, великие державы вошли в очередной виток гонки морских вооружений.
К началу Первой мировой войны сам «Дредноут» уже считался несколько устаревшим, и ему на смену шли так называемые «сверхдредноуты».
Единственную победу этот корабль одержал 18 марта 1915 года, потопив таранным ударом германскую субмарину U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводник капитан-лейтенант Отто Веддинген.
В 1919 году «Дредноут» перевели в резерв, в 1921 году продали на слом, а в 1923 году разобрали на металл.

Ливерпуль, с его близостью к промышленным городам Манчестера, сделал порт на английском западном побережье популярным пунктом входа для кораблей в и из английских колоний за рубежом. С этого момента регулярные эмигранты путешествовали по Северной Америке.

Его важность как одного из двух центральных эмиграционных портов только начала расти, поскольку все больше эмигрантов прибыло из Южной и Восточной Европы и начали выбирать другие порты. Для тех, кто приехал из Северной и Восточной Европы, но не мог или не хотел эмигрировать через Гамбург, Ливерпуль оставался интересным - как и Полина Добравольский, который поднялся на Лаконию, чтобы поехать с ней в Бостон.

Длина - 160,74 метра
Ширина - 25,01 метра
Скорость - 21,6 узла
Мощность - 23000 л.с. (расчётная) - 26350 (на полном ходу)
Экипаж - 692 человека (1905 г.); 810 человек (1916 г.)
Вооружение - десять 305-миллиметровых, двадцать семь 76-миллиметровых противоминных пушек.

«Бисмарк» (Германия)


Тенденции кораблестроения в XVIII в

Как и в других портах, пассажирам разрешалось въезжать в Ливерпуль прямо перед отъездом, обычно за день до того, как зажигали якоря. Это означало, что эмигрантам приходилось оставаться в портовом городе в течение нескольких дней, недель или даже месяцев.

В результате ливерпульские эмигранты по-прежнему были относительно беспомощны для бизнесменов города. Как и в других европейских портах, пароход постепенно превращался в первичные транспортные средства эмигрантов. Несмотря на долгий путь и трудности, которые были намного больше на парусных кораблях, эмигранты учли это - прохождение парусного судна было просто дешевле.

Самый крупный (наряду с «Тирпицем») германский линкор и третий по размерам в мире представитель этого класса боевых кораблей (после линкоров типа «Ямато» и «Айова»).
Спущен на воду в Гамбурге в День святого Валентина - 14 февраля 1939 года - в присутствии внучки князя Бисмарка Доротеи фон Левенфельд.
18 мая 1941 года линкор вместе с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» вышел из Готенхафена (современная Гдыня) с целью нарушить британские морские коммуникации.
Утром 24 мая после восьмиминутной артиллерийской дуэли «Бисмарк» отправил на дно британский линейный крейсер «Худ». На линкоре вышел из строя один из генераторов и были пробиты две топливные цистерны.
Британцы устроили на «Бисмарк» настоящую облаву. Решающего попадания (приведшего к утрате судном управления) добился один из пятнадцати торпедоносцев, поднявшихся с авианосца «Арк Ройял».
На дно «Бисмарк» отправился 27 мая, подтвердив своей гибелью, что теперь линкоры должны уступить место авианосцам. Его младший брат «Тирпиц» был потоплен 12 ноября 1944 года в норвежских фьордах в результате серии британских авианалётов.

Когда паровые корабли отплыли, великое время океанских лайнеров начало путешествовать в течение большей части времени. В то время сухой док в Ливерпуле был самым большим в своем роде в мире. В отличие от Германии, для иммигрантов из Великобритании или Англии не было законного требования предоставить разрешение на эмиграцию, подавать заявление на получение паспортов или подавать заявление на эмиграцию - в конце концов, оно должно отправляться в британские колонии или районы интереса, а британцы Правительство мало интересовалось тем, чтобы люди не покидали страну.

Длина - 251 метр
Ширина - 36 метров
Высота - 15 метров (от киля до верхней палубы)
Скорость - 35 узлов (55 км/ч)
Мощность - 150 170 л.с.
Экипаж - 2200 человек
Вооружение - восемь 380-миллиметровых и двенадцать 150-миллиметровых пушек, шестнадцать 150-миллиметровых, шестнадцать 37-миллиметровых и двадцать 20-миллиметровых зенитных орудий, 4 самолёта.

Не только английский заслужил иностранную эмиграцию за Ливерпуль. Его «дом эмигранта» был успешным: Сабель подписал контракты с судоходными компаниями и агентами, своим агентом в Халле, который отвечал за организацию поездки из Халла в Ливерпуль. Сабель смог забронировать и организовать всю эмиграцию Германии через Халл и Ливерпуль. Сабель обещал свои услуги и свой дом через своих агентов, которых он поместил в целую серию немецких округов. Кроме Сабеля, были другие небольшие агентства и помещения специально для путешественников, говорящих на немецком языке.

«Ямато» (Япония)


Самый большой корабль японского флота был спущен на воду 18 августа 1939 года и спустя год тоже обзавёлся однотипным младшим братом - «Мусаси». Однако пример «Бисмарка» заставил японцев переделать третий из запланированных в этой серии линкоров «Синано» в авианосец.
«Ямато» участвовал 4-6 июня 1942 года в битве у атолла Мидуэй, хотя он и находился в 300 милях от авианосцев, ставших главными жертвами этого сражения.
Затем линкор выполнял роль плавучего штаба Объединённого императорского флота, но 25 декабря 1943 года был торпедирован американской подлодкой «Скейт». После ремонта вернулся в строй и в июне 1944 года вместе с «Мусаси» участвовал в сражении в Филиппинском море, где впервые открыл огонь, обстреляв собственную авиацию. Затем была битва в море Сибуян (24 октября 1944 года), когда палубная авиация США потопила «Мусаси». На следующий день последовал бой в заливе Лейте, во время которого «Ямато» добился нескольких попаданий по кораблям противника.
В битве за Окинаву 7 апреля 1945 года линкор получил 13 попаданий бомбами, 10 торпедами и затонул после взрыва артиллерийского погреба. Спаслись 269 человек.

Не без оснований вопрос о том, какой немецкий порт был самым важным для эмиграции? На самом деле есть только один ответ: Оба! Это изменилось в течение волн эмиграции. Были эмигранты, живущие в недорогих классах поездов, которые хотели путешествовать как путешественники общения. Таким образом, с одной стороны, они пытались защитить эмигрантов от слишком жадных бизнесменов в портовых городах. в то же время защищая города от преступных субъектов и болезней. До этого самим эмигрантам оставалось следить за их размещением.

Единственный способ размещения путешественников - ветреные, а также серьезные бревенчатые дома, гостевые дома, гостиницы и частные помещения. Невозможно было напрямую ввести корабли, поэтому путешественники были вынуждены потратить часть своих и без того бедных денег на квартиры.

Длина - 263 метра
Ширина - 36,9 метра
Скорость - 27,5 узла (51 км/ч)
Мощность - 150000 л.с.
Экипаж - 2500 человек
Вооружение - девять 460-миллиметровых и двенадцать 155-миллиметровых пушек, двенадцать 127-миллиметровых и двадцать четыре 25-миллиметровых зенитных орудий, четыре 13,2-миллиметровых зенитных пулемёта, 7 самолётов

Альберт Баллин, владелец агентства для эмигрантов, имел крупномасштабную идею. Вместо новых бараков он хотел построить залы с объектами снабжения, должна была быть создана регулярная система эмиграции. Город эмиграции, изобретенный им, стал синонимом эмиграции. Благодаря своему собственному железнодорожному соединению, 14 зданий, включая столовую, синагогу, церковь, больницу и магазин, она простиралась более 10 000 квадратных метров и вмещала до 10 000 человек.

Всего через несколько недель в Гамбурге вспыхнула эпидемия холеры, для которой большая часть людей хотела принять только одну причину: эмигранты, которые постоянно росли из Восточной Европы. В 19-ом столетии не было никаких регулярных атлантических перекрестков среди высокоприоритетных. Капитаны затем упали, когда на борт доставили достаточно груза. Только с увеличением объема торговли между старым и новым миром судоходные компании начали разрабатывать расписания для своих клиентов в Северной Америке в третьем десятилетии, чтобы торговцы могли обещать своим зарубежным партнерам относительно жесткие сроки поставки.

«Айова» (США)


Самый крупный линкор в мире был спущен на воду в 1942 году, открыв серию судов, в которую вошли также «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин». Решение об их строительстве было принято в августе 1939 года, когда большинство морских теоретиков ещё пребывали в убеждении, что линейные корабли по-прежнему являются основной ударной силой флота. Линкоры типа «Айовы», помимо мощной артиллерии и бронирования, имели высокую скорость хода, к тому же не раз проходили модернизации, прослужив до конца 20-го века.
«Айова» в 1949 году был списан, но в 1951 году участвовал в корейской войне как корабль артиллерийской поддержки. В 1959 году снова был списан. В 1984 году прошёл модернизацию, а через пять лет на «Айове» в ходе испытаний взорвалось орудие, 47 моряков погибли.
«Нью-Джерси» поучаствовал во вьетнамской войне, а также в войне в Ливане (1983-1984 гг.). На «Миссури» подписали акт о капитуляции Японии, завершив тем самым Вторую мировую войну. А в 1986 году (вместе с «Висконсином») он поучаствовал в войне в Персидском заливе.
В 1989-1995 годах все эти суда были окончательно списаны и в настоящее время перепрофилированы в музеи.

Пунктуальность встречи с датами была более важной, чем экономическая потребность в путешествии с полностью загруженным судном. Из растущего спроса на срочную безопасность развился «Пакетшиффахрт», чьи моряки в основном драймастер от 500 до 800 тонн и бежали в определенное время. Между Ливерпулем и только Нью-Йорком было 24 высокопоставленных моряка, которые пересекали Северную Атлантику с грузами и пассажирами по графику.

Он выступает против предложения о внедрении системы с добавленной стоимостью; то потребитель в будущем будет производить свои сигареты. У Бремена также были свои проблемы. Бременский порт умирал все больше и больше. Для «эмиграционного бизнеса» это было бы концом - атлантические кресты должны были быть достаточно большими, чтобы преодолеть бурное море.

Длина - 270,5 метра
Ширина - 33 метра
Скорость - 33 узла (61 км/ч)
Мощность - 212 000 л.с.
Экипаж - 2800 человек (1945 г.) человек (1980-е годы)
Вооружение - девять 406-миллиметровых и двадцать 127-миллиметровых пушек, после модернизации - 4 зенитные установки «Вулкан» МК-15, шестнадцать противокорабельных комплексов «Гарпун», 32 ракеты «Томагавк».

Линейный корабль - это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17-19-м веках.

Появление линейных кораблей

Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.

Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.


Процесс становления линейных кораблей

В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:

  1. Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
  2. Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
  3. Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98-144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.

Отличия линейных кораблей от других

Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое - трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.


От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.

Появление линейных кораблей в России

До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название - Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях - рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.


Линейный корабль «Двенадцать апостолов»

«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в Российском флоте существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.

Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.


Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость

Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.

В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.


Российского Императорского флота

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно - линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора - от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.