Open
Close

Паустовский “Стальное колечко” – читательский дневник.

Однажды осенью по большой дороге ехали два экипажа. В передней карете сидели две женщины. Одна была госпожа, худая и бледная. Другая — горничная, румяная и полная.

Сложив руки на коленях и закрыв глаза, госпожа слабо покачивалась на подушках и покашливала. На ней был белый ночной чепчик, прямой пробор разделял русые, чрезвычайно плоские напомаженные волосы, и было что-то сухое и мертвенное в белизне этого пробора. Вялая, желтоватая кожа обтягивала тонкие и красивые очертания лица и краснелась на щеках и скулах. Лицо госпожи выражало усталость, раздраженье и привычное страданье.

В карете было душно. Больная медленно открыла глаза. Блестящими темными глазами она жадно следила за движениями горничной. Госпожа уперлась руками в сиденье, чтобы подсесть выше, но силы отказали ей. И все лицо ее исказилось выражением бессильной, злой иронии. Горничная, глядя на нее, кусала красную губу. Тяжелый вздох поднялся из груди больной и превратился в кашель.

Карета и коляска въехали в деревню, больная, глядя на деревенскую церковь, стала креститься. Они остановились у станции. Из коляски вышли муж больной женщины и доктор, подошли к карете и участливо осведомились:

— Как вы себя чувствуете?- Коли мне плохо, это не резон, чтобы вам не завтракать, — больная — «Никому до меня дела нет», — прибавила она про себя, как только доктор рысью взбежал на ступени станции.- Я говорил: она не только до Италии, до Москвы может не доехать, — сказал доктор.- А что делать? — возразил муж. — Она делает планы о жизни за границей, как здоровая. Рассказать ей все — убить ее.- Да она уже убита, тут духовник нужен.- Аксюша! — визжала смотрительская дочь, — пойдем барыню посмотрим, что от грудной болезни за границу везут. Я еще не видала, какие в чахотке бывают.

«Видно, страшна стала, — думала больная. — Только бы поскорей за границу, там я скоро поправлюсь».

— Не вернуться ли нам? — сказал муж, подходя к карете и прожевывая кусок.- А что дома?… Умереть дома? — вспылила больная. Но слово «умереть» испугало ее, она умоляюще и вопросительно посмотрела на мужа, он молча опустил глаза. Больная разрыдалась.- Нет, я поеду. — Она долго и горячо молилась, но в груди так же было больно и тесно, в небе, в полях было так же серо и пасмурно, и та же осенняя мгла сыпалась на ямщиков, которые, переговариваясь сильными, веселыми голосами, закладывали карету…

Карету заложили, но ямщик мешкал. Он зашел в душную, темную ямскую избу. Несколько ямщиков было в горнице, кухарка возилась у печи, на печи лежал больной.

— Хочу сапог попросить, свои избил, — сказал парень. — Дядя Хведор? — спросил он, подходя к печи.- Чаво? — послышался слабый голос, и рыжее худое лицо нагнулось с печи.- Тебе сапог новых не надо теперь, — переминаясь, сказал парень. — Отдай мне.

Впалые, тусклые глаза Федора с трудом поднялись на парня, в груди его что-то стало переливаться и бурчать; он перегнулся и стал давиться кашлем.

— Где уж, — неожиданно сердито и громко затрещала кухарка, — второй месяц с печи не слезает. В новых сапогах хоронить не станут. А уж давно пора, занял весь угол!- Ты сапоги возьми, Серега, — сказал больной, подавив кашель. — Только, слышь, камень купи, как помру, — хрипя, прибавил он.- Спасибо, дядя, а камень, ей-ей, куплю.

Серега живо скинул свои прорванные сапоги и швырнул под лавку. Новые сапоги дяди Федора пришлись как раз впору.

В избе до вечера больного было не слышно. Перед ночью кухарка влезла на печь.

— Ты на меня не серчай, Настасья, — сказал ей больной, — скоро опростаю угол-то твой.- Ладно, что ж, ничаво, — пробормотала Настасья.

Ночью в избе слабо светил ночник, все спали, только больной слабо кряхтел, кашлял и ворочался. К утру он затих.

— Чудной сон видела, — говорила кухарка наутро. — Будто дядя Хведор с печи слез и пошел дрова рубить. Что ж, говорю, ты ведь болен был. Нет, говорит, я здоров, да как топором замахнется. Уж не помер ли? Дядя Хведор!

Родных у больного не было — он был дальний, потому на другой день его и похоронили. Настасья несколько дней рассказывала про сон, и про то, что первая хватилась дяди Федора.

Пришла весна, радостно было и на небе, и на земле, и в сердце человека. В большом барском доме на одной из главных улиц была та самая больная, которая спешила за границу. У дверей ее комнаты стоял муж и пожилая женщина. На диване сидел священник. В углу горько плакала ее мать. Муж в большом волнении и растерянности просил кузину уговорить больную исповедаться. Священник посмотрел на него, поднял брови к небу и вздохнул.

— Я вам доложу, в моем приходе был больной, много хуже Марьи Дмитриевны, — сказал священник, — и что же, простой мещанин травами вылечил в короткое время.- Нет, уже ей не жить, — проговорила старушка, и чувства оставили ее. Муж больной закрыл лицо руками и выбежал из комнаты.

В коридоре он встретил шестилетнего мальчика, бегавшего в догонялки с девочкой. На вопрос няни ответил, что больная не хочет видеть детей, что это ее расстроит. Мальчик остановился на минуту, пристально посмотрел на отца и с веселым криком побежал дальше.

А в другой комнате кузина искусным разговором старалась подготовить больную к смерти. Доктор у окна мешал питье. Больная, вся обложенная подушками, сидела на постели.

— Ежели бы муж раньше послушал меня, я бы была в Италии и была бы здорова. Сколько я выстрадала. Я старалась терпеливо сносить свои страданья…

Кузина вышла и мигнула батюшке. Через пять минут он вышел из комнаты больной, а кузина и муж зашли. Больная тихо плакала, глядя на образ.

— Как мне теперь хорошо стало, — говорила больная, и легкая улыбка играла на ее тонких губах. — Не правда ли бог милостив и всемогущ? — И она снова с жадной мольбой смотрела полными слез глазами на образ.

Потом сказала, будто вспомнив что-то:

— Сколько раз я говорила, что эти доктора ничего не знают, есть простые лекарки, они вылечивают…

Доктор подошел и взял ее за руку — пульс бился все слабее. Доктор мигнул мужу, больная заметила и испуганно оглянулась. Кузина отвернулась и заплакала.

В тот же вечер больная лежала в гробу в зале, в котором сидел один дьячок и читал псалмы. Яркий свет падал на бледный лоб усопшей, на ее восковые руки. Дьячок, не понимая своих слов, мерно читал, изредка из дальней комнаты долетали детские голоса и топот.

Лицо усопшей было строго, спокойно, величаво и неподвижно. Она вся была внимание. Но понимала ли она хоть теперь великие слова эти?

Через месяц над могилой усопшей воздвиглась каменная часовня. Над могилой ямщика все еще не было камня…

— Ты бы хошь крест поставил, — пеняли Сереге. — Сапоги-то носишь. Возьми топор да в рощу пораньше сходи, вот и вытешешь крест.

Ранним утром Серега взял топор и пошел в рощу. Ничто не нарушало тишину леса. Вдруг странный, чуждый природе звук разнесся на опушке. Одна из макушек затрепетала, затем дерево вздрогнуло всем телом, погнулось и быстро выпрямилось. На мгновенье все затихло, но снова погнулось дерево, снова послышался треск в его стволе, и, ломая сучья и спустив ветви, оно рухнулось на сырую землю.

Первые лучи солнца пробились сквозь тучу и пробежали по земле. Птицы голосили, щебетали что-то счастливое; листья радостно и спокойно шептались в вершинах, и ветви живых дерев медленно, величаво зашевелились над мертвым, поникшим деревом…

Краткое содержание рассказа Толстого «Три смерти»

Другие сочинения по теме:

  1. К доктору Уотсону прибегает взволнованная квартирная хозяйка Шерлока Холмса, миссис Хадсон. Ее постоялец при смерти. Вот уже три дня он...
  2. Однажды осенью, возвращаясь с охоты, я заболел. Лихорадка застала меня в гостинице уездного города. Я послал за доктором. Уездный лекарь...
  3. «Рассказ…» начинается с молитвы Иннокентия, автора произведения, который просит Господа помочь в его труде. Это традиционный прием, используемый в житийной...
  4. Князю Нехлюдову было девятнадцать лет, когда он из 3-го курса университета приехал на летние ваканции в свою деревню и один...
  5. События происходят в июле, в Люцерне, одном из самых романтических городов Швейцарии. Путешественников всех наций, и в особенности англичан, в...
  6. Машинистка мисс Лисон — крошечная девушка с длинными волосами и огромными глазами — снимает комнату на чердаке за два доллара...
  7. На заре с барского конного двора выгоняют на луг лошадей. Из всего табуна выделяется серьезным, задумчивым видом старый пегий мерин....
  8. Среди друзей зашел разговор о том, что «для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди». Всеми уважаемый...
  9. После женитьбы доктор Уотсон редко видит Шерлока Холмса. Однажды вечером великий сыщик приходит к своему верному другу и рассказывает о...
  10. Капитан артиллерии и его жена Алис, бывшая актриса, живут в крепости, стоящей на острове. Осень. Они сидят в гостиной, расположенной...
  11. Рассказ написан от лица молодого врача. Свои двадцать четыре года рассказчик прожил в очень большом городе. Сорок восемь дней тому...

Книга «Три толстяка» — это не только детская сказка, ведь основные события наполнены иносказаниями, а сюжет повествует о взрослых проблемах. Но это вовсе не означает, что ребенку не понравится произведение. Чтобы напомнить юным читателям суть прочитанного материала, команда «Литерагуру» подготовила для вас краткий пересказ.

(882 слова) Повествование начинается со знакомства читателя с доктором и ученым Гаспаром Арнери, мудрости которого нет равных в стране. Он живет в городе под началом прожорливых и глупых Трех Толстяков. Однажды летним утром Гаспар решает прогуляться и становится невольным свидетелем народного бунта, предводителями которого оказываются Просперо (оружейник) и Тибул (артист бродячего цирка). Доктор наблюдает за происходящим с башни, пока внизу, на площади, царит хаос. Восстание подавляется гвардейцами, а одного из предводителей (Просперо) берут под стражу. Бомба взрывается в башне, где сидит Гаспар, и он теряет сознание. Только к вечеру доктор приходит в чувства и видит тела убитых вокруг, руины, оставшиеся от башни. Он спешит вернуться домой, но на площади еще не утихают волнения – второй предводитель бунта, спасаясь от гвардейцев, демонстрирует умения канатоходца — быстро проходит по узкой проволоке в воздухе и скрывается от стражи.

Когда, наконец, Гаспар добирается до дома, его подготовку ко сну прерывает вывалившийся из дымохода над камином человек – Тибул. Доктор «волшебничает» над внешностью гимнаста ваксой, на следующее утро никто в городе не узнает в новоиспеченном слуге разыскиваемого преступника. В центре города готовятся 10 плах для мятежников, а жадного продавца воздушных шаров и вовсе уносит в небо, а следом в окна кухни, где полным ходом идет приготовление праздничного торта для Толстяков. Повара боятся гнева правителей и оставляют продавца с шариками в торте, маскируя все лентами. Публика правителей описывается их полным отражением, все жадно стараются ухватить свой кусочек и по-волчьи посматривают на человеческую фигуру в центре. Но в зале есть еще одна интересная персона – Просперо, его привели для потехи по повелению Трех Толстяков. Внезапно, в трапезную врывается плачущий наследник Тутти. Он воспитывается при дворце, и его всячески балуют дяди. Толстяки за жизнь так и не обзавелись собственными детьми, поэтому мальчик стал их приемником, будущий властитель и владелец всех богатств. Мальчику не разрешается общаться с другими детьми, дяди активно внушают Тутти мысль о железном сердце, а все его уроки организовываются в зверинце. Взамен детских радостей для наследника сделали куклу удивительной красоты, она подрастала и воспитывалась вместе с мальчиком. Тутти ее любил и оберегал, поэтому, когда мятежники закололи ее, было решено поручить починку куклы только самому лучшему «врачу» – Гаспару. Срок всех «излечений» до утра. Толстяки остались в плохом расположении духа, поэтому торт со всей начинкой из шариков уносят на кухню, где сообразительного продавца, за воздушные игрушки, поварята выводят через тайный ход, сделанный в огромной кастрюле.

Толстяки объявляют в городе праздник, по случаю победы над восставшими. Цирковые представления, развлекательная программа, игры и шуточные агитации актеров сделаны для отвлечения взора народа от возводящихся на площади плах. Одно такое выступление разыгрывается перед глазами доктора Гаспара и его новоиспеченного слуги, но Тибул гонит со сцены силача Лапитула, а затем раскрывает свою личность. Наемные актеры развязывают драку, а гимнаст вынужден обороняться кочанами капусты, кидая их в Лапитула, один из которых оказывается головой продавца воздушных шаров. Так гимнаст узнает о секретном ходе из дворца Трех Толстяков.

Во время драки Тибула с силачом из цирковой труппы посланники из дворца отдают Гаспару куклу с приказом починить до утра. Но «оживить» любимицу Тутти невозможно в столь короткие сроки, нужно как минимум 2 дня. Тогда Арнери решает идти с повинной к Толстякам, но на пути к дворцу его разворачивают гвардейцы, которые не верят в личность доктора, а единственное доказательство – кукла – случайно утеряна в дороге. На обратном пути опечаленный и проголодавшийся ученый посещает балаганчик дядюшки Бризака. Гаспар находит здесь девочку, которую сначала путает с утерянной куклой, и, действительно, их сходство поразительно. Ее имя Суок. В голове Тибула рождается план побега Просперо.

Следующим же утром Гаспар доставляет куклу во дворец, теперь она еще лучше. Девочка проявляет отличные актерские способности, и никто из окружения Толстяков не догадывается о хитрой задумке бродячих артистов. Суок танцует, как настоящая кукла. Тутти приходит в восторг, а дядюшки готовы отдать все спасителю. Доктор просит оставить жизнь 10 заключенным, плахи для которых уже возвели на площади. Толстякам не нравится просьба, но они вынуждены покориться воле Гаспара, ведь кукла может вновь сломаться.

Дождавшись, пока все уснут, Суок спускается в зверинец, где держат Просперо. За одной из решеток она видит нечто, почти потерявшее человеческий образ, обросшее шерстью и с длинными ногтями; он отдает ей дощечку и умирает. Его имя Туб — величайший ученый и создатель куклы, восемь лет назад Толстяки попросили его сделать наследнику сердце из железа, но тот отказался и был брошен сюда, к зверям, на погибель. Суок прячет послание и помогает Просперо освободиться, открывает клетку с ужасающей пантерой, чтобы выиграть время и успеть сбежать. Они бегут к той самой кастрюле, внутри которой расположен тайный выход, но девочку задерживают.

Суд над куклой-самозванкой назначен на следующий день. Наследника усыпляют, чтобы он никак не помешал процессу. Суок безмолвна и не проявляет интереса к происходящему, чем сильно злит Толстяков. Они решают натравить на нее тигров, но те очень скоро становятся равнодушными к жертве – перед ними лежит обычная сломанная кукла, которую забрали у преподавателя по танцам Раздватриса (он нашел ее и принес гвардейцам). Суок все это время пряталась в шкафу, удачно поменявшись местами с игрушкой.

Слышны выстрелы и разрывающиеся снаряды, вновь, под началом Тибула и Просперо, люди восстают против власти Трех Толстяков. Народ свергает ненавистных правителей и захватывает дворец. А Суок вспоминает о дощечке, переданной ей получеловеком в зверинце, на которой раскрыта главная тайна: Тутти — ее брат, их похитили в 4 года по приказу Толстяков и отвезли во дворец; девочку обменяли на попугая с длинной красной бородкой у бродячего цирка, а мальчика оставили себе, как приемника и воспитанника.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Название произведения: Три толстяка

Год написания: 1924

Жанр: сказка

Главные герои: Тутти - наследник Толстяков, Соук - девочка-циркачка, Арнери - богатый ученый, Тибул - канатоходец и руководитель революционного движения, Туб - заточенный изобретатель.

Лаконично и емко передает смысл произведения Олеши краткое содержание сказки «Три толстяка» для читательского дневника.

Сюжет

Страной правят Толстяки - тираны, угнетающие народ. Тибул и его друзья хотят поднять людей на революцию, но его сажают в тюрьму. У Тутти ломается кукла. Толстяки запрещают ему общаться с детьми, чтобы он рос черствым, и кукла - его единственный собеседник. Они приказывают Арнери починить куклу, тот теряет ее, но находит Соук - очень похожую на куклу девочку, и приводит во дворец. Соук дружит с Тутти и смягчает его сердце. Вместе они освобождают Туба - создателя куклы, узнают, что Соук - родная сестра Тутти, с которой его разлучили в детстве, помогают Тибулу свергнуть жестоких правителей и воцариться справедливости.

Вывод

Имея власть, нельзя плохо относиться к тем, кто тебя поддерживает, ведь они не отличаются от тебя по природе - все люди равны. Жестокость и несправедливость порождают недовольство и рано или поздно вызовут отпор и свержение. Зло обязательно возвращается к его совершившему. А доброта, словно вода камень, смягчает даже очень черствое сердце. Нужно ценить родных людей и крепко держаться друг за друга, родные люди - главная поддержка и опора в жизни.

16.09.2018 Viktoria Soldatova

Многим известны произведения Константина Георгиевича Паустовского прививающие маленьким читателям любовь к природе и животному миру. В его текстах оживают даже предметы быта, они имеют свой характер и историю. Во 2-3 классах ученики знакомятся с работами писателя и записывают свои отзывы о прочитанном. В данной статье опубликовано краткое содержание для читательского дневника наряду с другими атрибутами: жанр, год написания и главные герои. Почти к каждому произведению прилагается мультфильм. Информация может помочь родителям в проверке домашнего задания или в помощи детям с таковым.

Паустовский – читательский дневник

Здравствуйте уважаемые родители, рада приветствовать вас на блоге . Прошло лето и я представляю отчет о работе сына с произведениями Константина Паустовского. В каждой школе своя программа, обычно их задают после 2-3 класса, некоторые проходят даже в 5-ом. С каждым из них мы работали развернуто. Подробно о работе с литературой я писала в статье . Кстати, если вашему ребенку задано данное произведение, не поленитесь перейти и прочитать план работы над ним.

Сегодня не буду повторяться, иначе статья из девяти сказок и рассказов станет безграничной. Все будет коротко и по делу. Только уточню что не придерживаюсь требования 5-6 предложений. Скажу больше – мне не понятно педагогическое требование урезать пересказ ребенка, втиснуть его мышление в рамки. Стараюсь научить сына “не размазывать” повествование, но в то же время определить главные моменты прочитанного.

Окончанием статьи станет описание двух совершенно разных книг по которым мы работали. Одна напоминает посещение музея искусств, вторая выполнена в привычном для всех нас варианте. По ходу чтения, по фотографиям к описанным произведениям, вы заметите разницу. Если желаете иметь в домашней библиотеке К.Паустовского, внизу прочтите мой отзыв, надеюсь он поможет вам в выборе. Приступим!

Паустовский “Стальное колечко” – читательский дневник

Название: Стальное колечко
Жанр: сказка
Написано: 1946 год
Число страниц: 22

Главные герои

  • Дед Кузьма;
  • девочка Варвара;
  • два бойца;
  • воробей Сидор.

Дед Кузьма с внучкой Варей жили в селе Моховом. Дедушку мучил кашель и, чтобы ему полегчало, Варя пошла в соседнее село за махоркой. Там она встретила двух бойцов и одного из них угостила дедушкиной махоркой. Чтобы отблагодарить ее, боец подарил стальное колечко и объяснил какие чудеса оно принесет. По дороге домой Варя потеряла подарок и воткнула в снег еловую ветку, чтобы вернуться позже. Девочка очень расстроилась, что кольцо не может помочь деду Кузьме выздороветь. Она попросила старого воробья Сидора отыскать колечко, но птичка отказалась. Весной Варя вернулась на то место и нашла пропажу под растаявшим снегом. Она надела стальное колечко на средний палец и пожелала здоровье для дедушки. И он выздоровел.

Мое мнение

Девочка Варя смелая, добрая, заботливая, а еще она верит в чудеса. Она очень любит дедушку и свое село. Даже желание, которое она хотела загадать, было о здоровье ее деда. Сказка Паустовского учит нас заботиться о близких, любить место в котором мы живем и верить в чудо.

В произведении нет волшебства, тем не менее автор отнес его к жанру сказки. По всей видимости Константин Георгиевич хотел, чтобы дети прочли его предвкушая чудеса, которые происходят вокруг нас постоянно.

Фильм

Отличным закреплением материала является просмотр видео. Пожалуйста, делайте это только после прочтения текста и ни в коем случае не основывайте свой отзыв в читательском дневнике исходя из просмотренного. Фильмы достаточно ярко раскрывают для ребенка суть, но зачастую в них имеется дополнение или изменение к оригиналу.

Читательский дневник – Паустовский “Дремучий медведь”

Название: Дремучий медведь
Жанр: сказка
Написано: 1947 год
Число страниц: 17

Главные герои

  • Мальчик Петя;
  • бабка Анисья;
  • медведь по прозвищу Дремучий.

Второстепенные герои

  • Бобры;
  • дятел;
  • ворона;
  • шмели и пчелы;
  • куст ежевики;
  • ерш по имени Шипояд;
  • окунь.

Жил с бабушкой Анисьей ее внук Петя-маленький. Мальчик был сиротой. Бабка звала его дичок, потому что он необщительный. Но Петя был любознательный, внимательный, добрый и любил природу. Бабушка устроила внучка пастухом телят около Высокой реки, где у него была возможность наблюдать за зверями, насекомыми, птицами и общаться с ними. Петя не обижал живых существ и за это они его любили. Однажды старый медведь хотел съесть одного из телят. Пастушок не мог справиться сам со зверем и попросил помощи у природы. На его просьбу отозвались все: растения, рыбы, звери, птицы, насекомые. Медведь отступил и весь побитый, без хвоста пошел впадать в спячку осенью.

Мое мнение

Эта сказка учит любить природу, не обижать ее. А также просить о помощи, когда тебе грозит опасность. Между мальчиком и обитателями реки сложились дружеские отношения, которые спасли ему жизнь. Дружба – огромное богатство.

Аудиосказка

Если ваш ребенок лучше воспринимает информацию на слух, советую дать ему прослушать аудиосказку через день или два после прочтения. Так текст лучше запомнится.

К. Паустовский “Кот-ворюга” – читательский дневник

Название: Кот-ворюга
Число страниц: 7
Жанр: рассказ
Написано: 1935 год

Главные герои

  • Рыжий кот по прозвищу Ворюга;
  • рассказчик;
  • Ленька – сын деревенского сапожника;
  • Рувим – друг рассказчика.

Рыбаков постоянно обворовывал бездомный кот. Ребятам не терпелось рассмотреть ворюгу, но он умел отлично прятаться. После нескольких краж дети пришли в отчаянье. Они хотели поймать вора и хорошенько вздуть. Наконец-то кот попался, но когда его рассмотрели, увидели тощее и голодное существо. Вместо взбучки пойманному дали вдоволь наесться. Кот остался жить у рыбаков и больше никогда не воровал.

Мое мнение

Рассказ Паустовского учит нас доброму отношению к животным. Если бы люди наказали кота жестокостью, то он бы всё еще добывал пропитание воровством. Теперь я буду задумываться почему человек или животное сделали плохой поступок, и как я мог бы повлиять на их дальнейшее поведение.

Информативный урок

Уважаемые родители, если сомневаетесь как проводить обсуждение со своим маленьким учеником, посмотрите видео ниже. Учительница начальных классов обращает внимание на все нужные моменты и подводит ребенка к главной мысли произведения.

Паустовский “Жильцы старого дома” для читательского дневника

Название: Жильцы старого дома
Число страниц: 14
Жанр: рассказ
Написано: 1944 год

Главные герои

  • Такса Фунтик;
  • кот Степан;
  • петух Горлач;
  • худая черная курица;
  • маленькая зеленая лягушка;
  • мастер Гальвестон – воображаемый герой;
  • скворец;
  • часы-ходики;
  • музыкальная шкатулка;
  • автор-рассказчик.

Не удивляйтесь вещам среди персонажей. Константин Георгиевич наделил их в рассказе одушевленными качествами, показывая что они являются полноценными жильцами и у каждого из них имеется свой характер.

Рассказ ведется от имени автора приехавшего летом из Москвы на дачу. Проживая в старом доме, он внимательно наблюдает за его обитателями. Как изменилась размеренная жизнь кота Степана, когда появилась такса Фунтик. Далее петух клюнул Фунтика за украденную корку хлеба. Как худая черная курица могла часами кудахтать на крыше. И как маленькая зеленая лягушка подолгу смотрела на огонь. Люди нашли на чердаке старинную шкатулку сделанную шотландским мастером Гальвестоном. Они представляли его присутствие, и фантазировали как он работал. Однако музыку из шкатулки удалось услышать только один раз. Песни же скворца, напоминающие африканские мотивы, жители дома слушали постоянно.

Мое мнение

Автор учит нас наблюдательности и любви к природе. Он замечает всех обитателей дома: не только животных, но и старые вещи. У всех наверное есть вещи, история которых неизвестна, Паустовский подталкивает узнать о них больше. Помимо этого животные его дома такие разные. Они не всегда рады находиться рядом, но все же уживаются вместе. Так и мы, люди, живем вместе и находим общий язык.

Мультфильм

Мультик созданный по одноименному произведению, можно посмотреть только в качестве отдыха. Рисованные сюжеты действительно прекрасны, но увиденное никак не подходит для отзыва. Здесь даже порода собаки не соответствует.

“Прощание с летом” Паустовский – отзыв для читательского дневника

Название: Прощание с летом
Число страниц: 5
Жанр: рассказ
Написано: 1940 год

Главные герои

  • Рассказчик;
  • Рувим;
  • дед Митрий;
  • животные.

Автор со своим другом Рувимом проживают в старом домике в селе. Уже прошло лето, идет конец ноября, но ребята все еще вспоминают о тепле. Ведь за окном дожди, рано темнеет и только огонь в печи, чай из самовара, да чтение книг дают почувствовать уют в осеннюю пору. Кот и такса Фунтик всё больше спят. Как-то ночью рассказчик и Рувим проснулись, и увидели, что за окном всё бело. Их потрясла тишина зимы после продолжительных шумных дождей. В гости пришел дед Митрий попить чаю и поговорить. После чего ребята пошли к реке и любовались первым зимним днем.

Мое мнение

Не все любят пасмурную осень, но жители дома смогли найти положительное даже в ней. Мне кажется, что рассказ называется “Прощание с летом” потому что пока не выпал снег, мальчики все еще вспоминали летнее тепло. Но зимняя пора тоже хороша и ребята провели ее так же прекрасно как лето.

Константин Паустовский “Теплый хлеб” для читательского дневника

Название: Теплый хлеб
Число страниц: 15
Жанр: сказка
Год написания: 1945

Главные герои

  • Мальчик Филька;
  • мельник Панкрат;
  • вороной конь.

Второстепенные герои

  • Бабка Фильки;
  • ребята и старики из деревни;
  • старая сорока;
  • метель и лютый мороз;
  • теплый ветер.

Кавалерийский отряд оставил раненого коня в деревне Бережки. Все в деревне уважали коня и подкармливали чем могли. Однажды Филька по прозвищу Ну Тебя, обидел животное ударив его по губам и бросив хлеб в глубокий снег. В тот же момент началась метель и ударил лютый мороз. Бабка рассказала внуку о таком же морозе сто лет назад, который случился из-за злобы людской. И Филька осознал, что должен исправить свою ошибку, иначе погибнут жители деревни. После этого он пошел к мельнику Панкрату за советом, но тот попросил его найти решение как спасти людей самому.

На следующее утро мальчик уговорил ребят ломать лед, чтобы заработала мельница. Теплый ветер, который позвала сорока, также помог людям. Мельница заработала и в каждом доме пекли хлеб. Филька взял булку свежевыпеченного хлеба и принес ее коню. Хотя не сразу, но конь принял подарок и положил морду на плечо мальчика. Так они и помирились.

Мое мнение

“Теплый хлеб” не слишком похоже на сказку, события происходят во времена Великой Отечественной войны. Итак, эта сказка учит нас не унижать ни человека, ни животное. А также осознавать свои ошибки и исправлять их. Еще просить прощения и прощать. Думаю, что мальчик Филька изменился после этого случая и стал добрее.

Мультфильм

Я бы сказала одна из самых похожих на оригинал анимация, но в ней также есть изменения. При этом, как мне кажется, изъята самая суть. Если не прочесть сказку, вряд ли поймешь главную мысль автора. А вот как повторение советую к просмотру.

Паустовский “Квакша” – краткое содержание для читательского дневника

Название: Квакша
Число страниц: 14
Жанр: сказка
Написано: 1954 год

Главные герои

  • Таня пяти лет;
  • дядя Глеб;
  • древесная лягушка;
  • ласточка.

Второстепенные герои

  • Работница Ариша;
  • злая подслеповатая курица;
  • отец девочки – агроном.

Стояла летняя засуха от которой страдало всё живое. В деревенском доме проживала маленькая девочка Таня. Она была добрая, любознательная и внимательно слушала разговоры взрослых о жаре. С ней также жил дядя Глеб – заядлый рыбак, которому Таня задавала множество вопросов. Однажды местная лягушка забралась в погреб и разорила запасы червей для рыбалки. Дядя хотел отдать воровку на съедение злой курице, но девочка заступилась и спасла квакшу. По этой причине лягушка очень хотела отблагодарить свою спасительницу. Она знала как люди ждут дождь, поэтому обратилась к ласточке за помощью. Та пообещала помочь, а квакша начала так громко квакать, что разбудила всю деревню. Наутро множество маленьких птиц пригнали дождевую тучу, и начался ливень. В заключение все стали с уважением относиться к лягушке: Глеб делился с ней червями, Ариша перестала ее бояться, а Таня играла с ней в саду в прятки.

Мое мнение

В сказке девочка является самым добрым персонажем: она кормит злую курицу, спасает квакшу, плачет о засохших растениях. Не удивительно, что лягушка ответила ей добром.

Мультфильм

Хорошо поставленный мультик, в котором отсутствует половина персонажей. Ну сами подумайте, снимался он в 1973 году, разве можно было показать, что у колхозного агронома имеется домработница? Несмотря на это советую к просмотру.

Паустовский “Барсучий нос” – читательский дневник

Название: Барсучий нос
Жанр: рассказ
Написано: 1935 год
Число страниц: 4

Главные герои

  • Рыбаки;
  • мальчик девяти лет;
  • барсук.

Рыбаки расположили свой лагерь неподалеку от озера, в котором ловили рыбу. Они жгли костер днем и ночью, чтобы отпугнуть зверей. Однажды вечером на запах жареной картошки пришел маленький барсук. Несмотря на присутствие людей, он прыгнул к сковороде, в которой жарилась картошка и очень сильно обжегся. Зверьку было больно, он убежал крича на весь лес. На следующее утро мальчик, приехавший с рыбаками, увидел как барсучонок лечил пострадавший нос. Он сделал дырку в старом пне и туда где было мокро и прохладно сунул свою морду. Через год рыбак увидел зверька вновь, у того остался шрам после ожога.

Мое мнение

Меня удивило, что барсук решился так близко подойти к людям. Мне стало жалко зверька, когда он обжегся, ведь он только хотел покушать. Больше всего восхитила наблюдательность мальчика. Может быть он что-то выдумывал, а может действительно видел вещи о которых рассказывал взрослым. А в конце поразило как зверь нашел спасение от боли. Но создалось ощущение, что барсуку не нравились люди, он фыркал и сердито чихал, когда видел их.

Озвученный диафильм

По сути этот диафильм является хорошо иллюстрированной версией текста. Как уже писала раньше – смотрите только после чтения ребенком произведения в оригинале. Но если у вас нет данного рассказа в книге и вы собираетесь искать его онлайн, то уж лучше выключить звук компьютера, и пусть ученик прочтет и рассмотрит картинки в этом видео. После чего составляет отзыв.

Название: Заячьи лапы
Жанр: рассказ
Написано: 1937 год
Число страниц: 9

Главные герои

  • Заяц;
  • Ваня Малявин;
  • дед Ларион;
  • сельский ветеринар;
  • бабка Анисья;
  • Карл Петрович – городской врач;
  • аптекарь.

После сильнейшего лесного пожара, к сельскому ветеринару пришел Ваня с пострадавшим зайцем. Но врач выгнал его, не захотев помочь зверьку. Когда бабка Анисья увидела как мальчонка плачет, посоветовала отнести больного в город к Карлу Петровичу. Дед с Ваней пошли туда на следующее утро, но не могли найти врача. Тогда один аптекарь подсказал им адрес, но выяснилось, что идут они к педиатру. Дед Ларион уговорил доктора помочь зайчонку, которого потом оставил у себя жить. Только через время он рассказал внуку, что если бы не заяц, дедушка сгорел бы в том пожаре.

Мое мнение

Этот рассказ о людской доброте и отзывчивости. Здесь хорошо подходят пословицы: “Жизнь дана на добрые дела” и “Долг платежом красен”. Почти все отнеслись с сочувствием к пострадавшему зверьку, люди хотели помочь зайчонку, то есть совершить добро. Автор учит милосердию. Только один ветеринар оказался равнодушным к чужой боли. В жизни тоже встречаются такие люди. Но дед не сдался, он вылечил зайца и так отплатил ему за спасение своей жизни.

Озвученный диафильм

Мне показалось странным, что по рассказу с таким глубоким смыслом не сняли мультфильм. Но диафильмов зато выпущено достаточно. Я выбрала этот потому что он озвучен разными голосами, хотя на мой взгляд темп чтения немного быстрее чем нужно детям. Чего здесь не хватает? Как всегда, самого главного – концовки имеющейся в оригинале.

Книги на нашей полке


Совсем коротко расскажу о двух экземплярах, которые имеются в нашей домашней библиотеке. Первоначально я приобрела относительно простенькую и соответственно более экономичную книжку от издательства Махаон. Она же более полная по содержанию: 6 рассказов и 4 сказки. Мы с сыном почитали, поработали над Растрепанным воробьем и мне захотелось большего. Со школьной скамьи я помню такие прекрасные произведения как Телеграмма, Корзина с еловыми шишками, Подарок, которые отсутствовали у нас.

По этой причине я стала искать второй экземпляр и остановила свой выбор не совсем на том что искала… Издательство Речь выпустило великолепный подарочный сборник с иллюстрациями Геннадия Епишина. И я не смогла устоять. Помимо дополнительных сказочных историй Константина Георгиевича, мы получили эстетическое удовольствие. Здесь всё прекрасно: формат, бумага, сноски с объяснением незнакомых слов, картины художника (по другому их не назовешь). Другими словами – это один из лучших экземпляров на наших полках. Давайте сравним что внутри.

Как видите я так и осталась без того, что искала, но наше погружение в творчество автора состоялось. В итоге и родилась эта статья. Со временем обязательно приобрету недостающие произведения, уж очень мне нравится чему они учат.

Заключение

В конце скажу, что буквально получаю удовольствие от обучения сына русскому языку. Если вы впервые на моем блоге, уточню, что мы проживаем за пределами России. Всегда приятно видеть результаты своего труда, в данном случае это понимание ребенком текстов на русском языке, умение сделать их анализ и самостоятельные выводы. Запись краткого содержания для читательского дневника – это малая доля работы с произведениями Паустовского, которые мне очень импонируют. Благодаря им дитя осмысливает проблемы нравственности, доброты, заботы о других. Я наблюдаю за формированием личности моего мальчика через литературу. Разве не к этому все мы стремимся?

Чтобы не пропустить новинки блога, подпишитесь!

Учёный, доктор Гаспар Арнери по приказу ремонтирует куклу маленького наследника Тутти.

Мальчику не разрешают общаться с живыми детьми, чтобы он вырос жестоким. Доктор починил куклу, но по дороге во дворец, теряет её. Он натыкается на цирковую палатку и видит девочку - циркачку, похожую на эту куклу.

Доктор договаривается и отправляет её во дворец вместо куклы. Учёный просит в награду освободить мятежников, которые находятся в тюрьме толстяков.

Девочка дружится с принцем и ночью освобождает оружейника Просперо, которого должны казнить.

Утром Суок, так звали девочку похожую на куклу наследника Тутти, должны были казнить за это. Толстяки бросают её к тиграм, но тигры не трогают девочку, т.к. это уже гвардейцы подменили Суок на куклу.

В конце книги был мятеж, власти толстякам приходит конец, а Суок оказывается родной сестрой принца.

Они были разлучены в детстве, девочку отдали в цирк и сделали вместо неё похожую куклу.

Чем мне понравилось произведение.

Сказка Юрия Олеши " " написана о воображаемой стране, в которой правили три правителя. Они угнетали народ и ремесленники восстали против их власти. Но сказка не только об этом.

Конечно мне понравились смелые люди: оружейник Просперо, канатоходец Тибул, которые боролись за простых людей, но большее впечатление на меня произвела судьба Наследника и девочки Суок. Родные брат и сестра, разлученные в детстве! Девочка была артисткой в бродячем цирке, а мальчика взяли толстяки, чтобы вырастить из него жестокого правителя. Благодаря доброте девочки, ее разговорам, играм и поступкам мальчик стал добрым и справедливым.