Open
Close

Педагогические технологии. Информационные технологии педагогического и управленческого назначения К внутренним причинам внедрения информационных технологий относится

Информационный фактор становится решающим для понимания перспектив экономического развития. Действительно, на протяжении всего исторического пути человек учился преобразовывать и использовать энергию и материальные объекты с помощью регистрации и накопления информационных образов.

В основе любой информационной технологии лежит письменность, появление которой инициировало первую информационную революцию. Доступ к информации был ограничен, уровень обработки данных был ручной, знания не могли существенно влиять на производство.

Изобретение печатного станка и распространение книгопечатания привели ко второй информационной революции. Знания стали тиражироваться и оказывать влияние на производство.

Появление персональных компьютеров произвело третью информационную революцию. Информация становится ресурсом наравне с материалами, энергией и капиталом, что способствует формированию новой экономической категории -национальных информационных ресурсов. Знание превращается в непосредственно производительную силу.

Именно неспособность эффективно эксплуатировать информационные ресурсы (как в области производства, так и в области распределения) стала очень серьезной причиной краха прежней социально-экономической системы, хотя значимость процедур переработки информации была осознан уже в 70-х гг., когда в стране началось конструирование и распространение станков с числовым программным управлением, внедрение робототехники, гибких автоматизированных производств и т.п.

Современным, развитым может считаться только общество, использующее н совершенствующее новые информационные технологии (НИТ). НИТ представляют собой совокупность баз и банков данных (знаний), технологий их ведения и использования, это совокупность информационно-телекоммуникационных систем и сетей передачи данных как общенационального назначения, так и специализированных по отдельным отраслям и секторам экономики. Кроме того, базы и банки данных (знаний) должны функционировать и взаимодействовать на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационную связь Федерации в целом, отдельных регионов, организаций и граждан, прогрессивных информационно-математических методов и средств манипулирования данными, которые внедряются, развиваются и эксплуатируются высококвалифицированным персоналом.

НИТ предназначены для сбора, получения, накопления хранения, обработки, анализа и передачи информации с использованием средств вычислительной и коммуникационной техники.

В ходе становления рыночной экономики значительная часть информационных ресурсов стала формироваться в негосударственном секторе экономики в котором уже сейчас активно действуют организации, производящие информационные товары и услуги, а также специализирующиеся на информационном обслуживании.

Такие организации в настоящее время доминируют на рынке деловой или коммерческой информации и зачастую существенно опережают государственные, особенно в тех случаях, когда имеется спрос на определенные виды информационной продукции. В этом секторе создаются банки данных и знаний, предназначенные для использования в экономической и социальной сферах. Это финансовая, банковская, коммерческая, а также справочная, научно-техническая, историческая и другие виды информации.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру - комплекс отраслей, обеспечивающих информационное обслуживание органов управления экономикой и общества в целом. Развитие информационной инфраструктуры во многом связано с созданием современной отечественной индустрии информатизации. Основными задачами в этой области следует считать:

Развитие производства современных отечественных средств НИТ, систем и средств связи, телекоммуникационных сетей;

Содействие внедрению информационных технологий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба;

Подготовку квалифицированных кадров для работы в области информатизации.

Существенная роль в формировании развитой информационной инфраструктуры отводится задаче создания ядра этой структуры - общенациональной телекоммуникационной сети, которая позволила бы объединить различные сети, системы и комплексы средств связи, обеспечив потребителям доступ к соответствующим распределенным информационным ресурсам, обмен информацией в режимах передачи данных и электронной почты.

В масштабах страны в целом еще не сформирована современная территориальная инфраструктура информатизации, способная удовлетворить потребности центра и регионов в информационном обслуживании на современном уровне.

Более того, в большинстве регионов отсутствуют предпосылки для самостоятельного решения проблем создания необходимой инфраструктуры: недостаточен научно-технический задел и опыт решения проблемы комплексной информатизации, отсутствует необходимый кадровый потенциал, не отвечает требованиям производственная база информационного обслуживания, информационные ресурсы не организованы в системы баз данных.

Таким образом, состояние информатизации регионов не соответствует их возрастающей роли и становится одним из важных факторов, сдерживающих их экономическое развитие.

Современный этап экономического развития страны характеризуется интенсивным внедрением сетей и систем передачи данных зарубежного производства. Эта тенденция таит в себе угрозу для национальной безопасности России по следующим причинам:

а) страна попадает в зависимость от зарубежных производителей;

б) на приобретение и техническое обслуживание таких систем отвлекаются финансовые и людские ресурсы, которые можно было бы направить на создание собственной национальной информационно-телекоммуникационной системы;

в) такие системы не учитывают особенностей национальной системы связи и плохо к ним адаптируются.

Радикальное решение проблемы заключается в реализации собственных проектов и разработок в области создания глобальных и региональных телекоммуникационных систем, учитывающих специфику существующей информационной инфраструктуры и приоритетные государственные интересы.

Информационная инфраструктура формируется рыночным образом и практически не регламентируется правовыми нормами, что порождает неопределенность целей управления, хаотичность происходящих в экономических системах информационных процессов.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным сформулировать принципы устойчивой информатизации организационных экономических систем:

1. Система должна быть максимально открыта для получения информации из всего спектра имеющихся внешних источников и для наращивания возможностей (методов и средств) её аналитической обработки. Введение предварительной структуризации (фильтрации) поступающих сведений должно проводиться под непосредственным содержательным контролем лиц, принимающих решение.

2. В системе должны быть заложены информационно-аналитические механизмы прогнозирования внешней по отношению к ней ситуации а также её собственного поведения. При недостаточности внешних источников информации прогнозирование должно опираться на групповые экспертные процедуры.

3. В системе должны быть предусмотрена уровневая информационно-управляющая архитектура. Она строится по правилу: увеличение степени общезначимости получаемых результатов по мере повышения уровня управления и наоборот.

4. При разрыве, ослаблении или изменении отдельных связей между уровнями управляющей структуры система должна продолжать функционировать возможно, с некоторой потерей эффективности. Для этой цели необходимо введение дублирующих управляющих связей, однако, это не должно привести к чрезмерной структурной жесткости управления.

5. Каждая функция или задача управления потенциально должна отделяться от других функций и обладать некоторой независимостью от них, причем число функций может быть неограниченным. Общая проблемная область, объединяющая эти функции, должна быть полностью определена.

6. Возможности средств и методов информатизации должны обеспечивать все функции управления некоторым ограниченным числом информационно-технологических компонентов (подсистем). Компоненты системы взаимодействуют между собой, причем сложность взаимодействия постоянно возрастает. Каждая функция управления реализуется некоторым определенным заранее (желательно единственным) набором компонентов системы. При уровневом упорядочении подсистем распределение числа компонентов по уровням должно подчиняться ранговой закономерности.

Перечисленные принципы следуют из фундаментальных закономерностей устойчивого управления интеллектуально-информационными системами. Они позволяют качественно оценивать степень устойчивости реализации тех или иных решений в области управления развитием процессов информатизации управленческих структур.

Существующие информационные технологии формально можно разделить на два крупных класса:

а) программно-математические инструментальные средства информатизации, предназначенные для проектирования современных НИТ;

б) прикладные информационные технологии, обеспечивающие принятие и поддержку решений в различных сферах техники, экономики и т.д.

Разделы: Начальная школа

“Дороги не те знания, которые отлагаются в мозгу, как жир; дороги те, которые превращаются в умственные мышцы”

Сегодня все основные государственные документы подчёркивают в качестве приоритетов российского образования его развивающий характер и личностную ориентацию. Сегодня мы на государственном уровне отказались от образовательной репродуктивной парадигмы: “запомни и повтори”, а вместе с ней – и от восприятия ученика в качестве пассивного объекта. Любой учитель объяснит, что для него учащийся – субъект образовательного процесса. Но очень часто учитель сталкивается с тем, что дети не проявляют интереса к учебной деятельности. Желание узнавать новое возникает очень редко и часто не выходит за рамки школьной программы.

В правительственной стратегии модернизации образования идёт речь о расширении образовательных функций школы, о том, чтобы в процессе обучения учащиеся получали разнообразный опыт, в том числе опыт самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Создавались условия для формирования устойчивого познавательного интереса, который характеризуется положительными эмоциями по отношению к деятельности и наличием познавательной стороны этих эмоций. Психологи считают, что стимуляция интересов учащихся может осуществляться через содержание учебного материала и посредством специально организованного самого процесса обучения.

Для того чтобы учебная деятельность субъекта образовательного процесса осуществлялась как деятельность познавательная, она должна быть опосредована внешними и внутренними факторами. К внешним факторам, определяющим познавательную деятельность личности, относятся методы, организационные формы, условия и средства организации учебного процесса. К числу внутренних факторов, способствующих осуществлению познавательной деятельности, относятся познавательная самостоятельность, познавательный интерес, познавательная активность личности, которые коррелируют с базовым понятием – познавательная активность .

Познавательный интерес представляет собой сложное органическое единство взаимосвязанных интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, выступающих побудительной силой активного учения. Познавательная самостоятельность обучающихся – это готовность и стремление субъекта познавательной деятельности своими силами продвигаться в овладении знаниями. В основе термина “познавательная активность” лежит понятие об активности как многофакторном феномене, требующем анализа на междисциплинарном уровне с привлечением данных биологии, психологии, социологии, педагогики.

Следует отметить, что познавательная активность не сводится исключительно к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания. Сама познавательная активность как свойство личности проявляется, формируется и развивается в деятельности, в частности, учебной.

Познавательная активность характеризуется оптимальным сочетанием репродуктивного и продуктивного уровней.

Она реализуется через познавательную потребность, инициативу, самоактуализацию и саморегуляцию, которые являются ее определяющими характеристиками. Благодаря этому познавательная активность имеет мотивационную природу; она опосредована ценностными ориентирами, направленностью. Мотивационная сфера младшего школьника характеризуется тенденцией к формированию сознательного и волевого регулирования поведения, В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два мотива:

  • познавательные (порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения);
  • социальные (можно выделить статусный мотив, мотив “хорошей отметки”, мотив утверждения себя в классном коллективе, стремление к превосходству и признания себя сверстниками).

Познавательная активность реализуется в учебно-познавательной деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Выделяют следующие уровни познавательной активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта: репродуктивно-подражательный, при помощи которого опыт деятельности накапливается через опыт деятельности другого обучаемого; поисково-исполнительский – более высокий уровень, характеризующийся большей степенью самостоятельности, перед учениками ставится задача – понять задачу и отыскать средства ее выполнения; творческий уровень, который представляет собой наивысший уровень, поскольку и сама учебная задача может ставиться обучаемыми, и избираются новые пути ее реализации.

Одним из способов формирования познавательной активности является активное применение информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе.

Следует заметить, что внедрение информационных технологий как инновационная деятельность в образовательной сфере должно соответствовать стратегическим целям государства в области образования, среди которых особенно важны следующие:

    Формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей;

    Реализация принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.

С применением информационных технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

В современном обществе человек не представляет своего существования без информации. А откуда же получает он информацию? Конечно из книг, ведь книга была и остается спутником грамотного человека. Но жизнь не стоит на месте. И человек развивается. А значит необходимо расширять источники получения информации, значит и источники получения знаний. Компьютер – это современный источник для получения и обработки информации. А где можно научиться добывать информацию с помощью компьютера? В первую очередь, думаю я, в школе.

В дидактике начальной школы сложились следующие основные направления применения компьютера:

  • изучение основ информатики и вычислительной техники;
  • применение информационных технологий в образовательном процессе;
  • управление образовательными учреждениями на основе использования информационных технологий.

Информационные технологии можно разделить на два вида:

  1. Традиционные информационные технологии (основаны на использование книг и другой книгоиздательской продукции и т.п.).
  2. Современные информационные технологии (основаны на использовании компьютера).

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент, который помогает добывать знания. Кто же поможет добывать знания ученику начальной школы, кто сможет организовать разнообразную деятельность на уроке, используя возможности компьютера? Это учитель. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно– коммуникационной компетенции;
  • приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Основной формой обучения в школе был и остаётся урок. Структура урока предполагает несколько этапов, и на каждом из них можно использовать компьютерные технологии как еще один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.

Продумывая урок и внеклассное мероприятие, мне хочется, чтобы учебный материал и приемы учебной работы были достаточно разнообразны, что способствовало бы повышению у детей познавательного интереса, чтобы на уроке моим ученикам было интересно, а интересна та работа, которая требует напряжения. Можно выделить следующие этапы конструирования урока с использованием информационных технологий и ресурсов сети Интернет:

1. Концептуальный.

На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:

  • формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
  • формирование умений;
  • контроль усвоения и т.п.

Исходя из контекста урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИКТ или ресурсов Интернет в образовательном процессе. К основным причинам можно отнести:

  • дефицит источников учебного материала;
  • возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
  • визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
  • формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности
  • необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;
  • создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т.п.);
  • необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

В соответствии с указанными аргументами выбирается и методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов:

  • обучающие (электронные учебники, обучающие программы);
  • информационно-поисковые (энциклопедии, Интернет ресурсы_;
  • имитационные;
  • демонстрационные;
  • моделирующие;
  • тренажеры;
  • контролирующие;
  • учебно-игровые и т.п.

2. Технологический.

На основе сформулированных требований к образовательным электронным ресурсам по дидактическим целям и методическому назначению проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов. Выбирается форма урока: урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект и т.п.

Проводится микроанализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель - учащийся - ОЭР - учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока. На данном этапе педагог проводит более детальный анализ (может быть, доработку или модернизацию) электронных ресурсов (ресурса) с позиций принципа генерализации информации, изучает сопроводительную инструкторско-методическую документацию, прогнозирует эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства).

3. Операциональный.

На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, и способов их реализации с одной стороны, выбор способов взаимодействия обучаемого и электронным ресурсом и обучающим с другой; осуществляется поэтапное планирование урока. Для каждого из этапов определяется:

  • цель;
  • длительность этапа;
  • форма организации деятельности учащихся;
  • функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;
  • форма промежуточного контроля и т.п.,

на основании чего заполняется технологическая карта.

Таблица 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Предмет, класс

Окружающий мир, 2-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Природные зоны.
1

Визуализация изучаемых понятий

Тип урока.
Цель урока


Познакомить с понятием “природные зоны”

ОЭР – энциклопедическая статья “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”

мультимедийный компьютер

Длительность этапа

Этап урока

Объяснение нового материала

Коллективный просмотр

Промежуточный контроль

Вопросы учителя

Предмет, класс

Русский язык, 2-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Разграничение приставок и предлогов,
14, “Части слова”

Актуальность использования средств ИКТ

необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.

Тип урока.
Цель урока

Урок изучения нового материала.
Формировать умение отличать приставки и предлоги.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

ОЭР – русский язык “Фраза”

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютеры – 5 штук

Образовательные ресурсы Интернет

Длительность этапа

Этап урока

Первичное закрепление

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа

Промежуточный контроль

Результат – отметка компьютера.

Предмет, класс

Литературное краеведение, 2-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Салехард – столица, главный город нашего края.
Истомин И. “На полярном самом круге…” 1

Актуальность использования средств ИКТ

возможность представления в мультимедийной форме информационных материалов “Салехард” (фотографий, звукозаписей, вопросы викторины).

Тип урока.
Цель урока

Урок изучения нового материала.
Сформировать представления по теме.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный компьютер

Образовательные ресурсы Интернет

(при создании презентации)

Длительность этапа

Этап урока

Итог урока

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа (ответы викторины)

Промежуточный контроль

Результаты – правильные ответы на вопросы викторины.

Предмет, класс

Литературное чтение, 2-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Путешествие по волшебным сказкам.

Актуальность использования средств ИКТ

создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (игровые и состязательные формы обучения);

Тип урока.
Цель урока

Урок обобщения.
Обобщить ЗУН по теме.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный компьютер

Образовательные ресурсы Интернет

(при создании презентации)

Длительность этапа

Этап урока

Обобщение материала

Форма организации деятельности учащихся

Групповая работа – игра “Блиц-турнир”

Промежуточный контроль

самооценка

Каждый этап урока с использованием средств НИТ и ресурсов Интернет - это законченный блок, в начале каждого должен присутствовать организационный момент. В противном случае эффективность данного этапа снижается. Целесообразно продумать, таким образом, организацию занятий, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.

4. Педагогическая реализация.

Основная цель этапа - перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств НИТ требуется решение двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемого и задачи управления его познавательной деятельности. Суть первой задачи заключается в распознании текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи – планирование и реализация оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время.

На этапе урока, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению вопросов (если, конечно, это не этап автоматизированного контроля) между учениками для того, чтобы знания, приобретенные на уроке, стали для них личностно значимыми. Учитель же на этом этапе урока - координатор, консультант по сложным вопросам, но не активный участник общения.

Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.

Следует отметить, что в настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера:

  • презентация;
  • информационно-обучающие программы;
  • тесты.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффектные опыты и превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране могут также появляться определения, ключевые слова, план изучения материала. Главное в презентации - наглядность (для слушателя).

Тесты в электронной версии, могут представлять собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки и уровень знаний оценивается сразу же.

Информационно-обучающие программы с активным интерфейсом создаются учителями-предметниками с учетом трудных моментов для понимания и используются учениками для повторения, закрепления или углубления своих знаний по теме урока.

Навыки по поиску, систематизации, анализу информации могут помочь в дальнейшем выпускникам школы самоутвердиться в жизни: повышать свою квалификацию, самостоятельно добывая знания, переквалифицироваться.

Предлагаю схему организации урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.

На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводит новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ресурсом осуществляется промежуточный контроль, на основании которого и с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Этот этап может включать демонстрацию специфики работы с электронным ресурсом.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана. Методическое значение которого трудно переоценить. Целью этапа может быть освоение или закрепление материала, объясненного учителем, проверка усвоения полученного знания или операционного навыка. Роль учителя на данном этапе - осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика, образовательного маршрута (принцип индивидуализации).

Третий этап может включать работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им могут быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.

В зависимости от конкретного урока этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным ресурсом, а сама работа с электронным ресурсом станет уже кульминацией урока. Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, использую возможности каждого ребенка для обучения или переключаю его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства .

Использование ИКТ имеет ряд преимуществ:

  • экономит время при проведении урока;
  • даёт возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся;
  • повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам;
  • работая на компьютере, каждый учитель выбирает свой темп работы.

Главное направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Наиболее актуальным считается метод проектов. Этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности. Применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у обучающихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения.

Развитие познавательной активности, а значит и познавательной деятельности не ограничивается рамками урока. Во внеурочной деятельности не обхожусь без применения новых информационных технологий. Используя образовательные электронные ресурсы и мультимедийные презентации, повторяем и изучаем правила дорожного движения, безопасности; провожу тематические классные часы о природе, о правилах личной гигиены, о праздниках; применяю НИТ в организации и проведении викторин, конкурсов.

Используя новые информационные технологии как средство развития познавательной активности, не забываю о том, что здоровье ребенка – прежде всего. Работа ученика начальной школы за компьютером по санитарным нормам не может продолжаться более 15-20 минут, 3-4 раза в неделю. В процессе урока провожу различные физминутки: упражнения для опорно-двигательной системы; зарядку для глаз; игровые упражнения.

Накопленный опыт работы показывает, что новые информационные технологии могут быть использованы в учебном процессе как инструменты познания, способствующие развитию творческой познавательной деятельности учащихся. Реализация возможностей использования новых информационных технологий создаёт предпосылки формирования информационной культуры учебной деятельности, повышает мотивацию обучения за счёт возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, способствует всестороннему развитию личности ученика.

Анализируя свою работу, отмечаю положительные результаты у детей:

  • Положительная динамика мотивации обучения, повышение интереса к предмету;
  • положительная динамика развития памяти, мышления, воображения; внимания;
  • повышение качества образования;
  • развитие познавательной активности, возникновение желания творить, а значит самовыражать личность в деятельности;
  • участие детей во внеурочной деятельности, где они становятся победителями и призерами.

Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и «интернетизации», потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.

Представление о важнейшей функции языка - получении и передаче с его помощью знания - сложилось исторически: язык - специфическая система связи, или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное, влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet - вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.

Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сохраняя свою самобытность, они будут использовать преимущества глобализации, когда люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах, благодаря легкости и оперативности коммуникаций могут работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой - одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Заметим, что понятие «культура» трактуется по-разному. Но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере».

В контексте такого понимания культуры сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению и продуктивному взаимодействию человеческих сообществ.

В сфере обучения с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Прежде всего, это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах .

Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Дальнейшее развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. В первую очередь, это устройства для работы с компакт-дисками - CD-RОМ (от англ. Сотраct Disk Rеаd. Оп1у Метоrу - устройство для чтения с компакт-диска) и СD-RW (устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности.

Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Но необходимо учесть, что уровень и качество работы с соответствующими программными продуктами зависят от выполнения весьма высоких требований к быстродействию и объему памяти компьютера, звуковым характеристикам и наличию дополнительного оборудования, в частности СО-RОМ. Мультимедиа программы -- это наукоемкий и весьма дорогостоящий продукт, так как для их разработки необходимо соединить усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.

Виртуальная реальность (от англ. virtual reality - возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, реализующая с помощью мультимедиа среды иллюзию непосредственного присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно создается иллюзия местонахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки-телемониторы, в которых показываются непрерывно изменяющиеся картины событий виртуального мира. В учебных целях технология виртуальной реальности была впервые применена еще в 60-х годах прошлого столетия, когда с помощью специальных тренажеров пилоты осваивали способы управления самолетом. С 80-х годов в США стали создаваться принципиально новые системы диалогового управления машинно-генерируемыми образами, прежде всего для решения задач подготовки военного персонала. В настоящее время эта технология применяется также в психологии, индустрии развлечений и др.

Новые возможности информатизации образования открыла в 90-е годы гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. hурer-tехt -- сверхтекст), или гипертекстовая система, -- это совокупность разнообразной информации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста -- это возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п.

Технология НТМL основана на создании гипертекста с помощью специального языка НТМL (от англ. НуреrТехt Мarkир Lапgиаgе -- гипертекстовый язык разметки). Для просмотра гипертекста и поиска информации в начале 90-х годов были разработаны специальные программы, называемые браузерами (от англ. brоwsеr - средство для просмотра). Браузеры позволяют просматривать гипертекст почти на любом компьютере, независимо от используемой операционной системы (DOS, Windows, UNIX и др.).

В последние годы были разработаны и получили определенную популярность различные программные комплексы, которые расширяют возможности, предоставляемые технологией НТМL, и позволяют привлечь педагогов непосредственно к созданию гипертекстовых учебных средств. Помимо программ из весьма популярного пакета Мiсгоsоft Оffiсе, с помощью которых легко трансформировать разнообразные документы в гипертекстовые, имеются средства, специально предназначенные для учебных целей. Это система НуреrСаrd, позволяющая создавать учебные приложения с использованием средств мультимедиа и легко сохранять в базе данных карты с разнородной (текстовой, графической, звуковой) информацией.

АОС, построенная на основе гипертекстовой технологии, может обеспечить лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом. Все это создает условия для реализации в таких курсах дифференцированного подхода к обучению.

Распространение гипертекстовой технологии в определенной мере послужило своеобразным толчком к созданию и широкому тиражированию на компакт-дисках разнообразных электронных изданий: учебников, справочников, словарей, энциклопедий (школьная серия «1С: Репетитор», энциклопедические и учебные издания фирмы «Кирилл и Мефодий» и др.).

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий (ИОС, мультимедиа, гипертекст) дает весомые дидактические преимущества электронной книге по сравнению с традиционной:

в технологии мультимедиа создается обучающая среда сярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников;

осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;

технология ИОС на основе моделирования процесса обучения позволяет дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь.

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, могут предоставить в целях обучения широчайшие возможности:

оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида;

интерактивность и оперативную обратную связь;

доступ к различным источникам информации;

организацию совместных телекоммуникационных проектов;

запрос информации по любому интересующему вопросучерез систему электронных конференций.

В последние годы в разных странах обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает как организацию учебного материала, так и общение (через электронную почту, телеконференцию) с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии получило название дистанционного обучения (от англ. distance education - обучение на расстоянии).

Компьютер как информационное средство предназначен для информационного обслуживания потребностей человека. В том, как сделать это обслуживание наиболее продуктивным именно для учебно-педагогического процесса, и состоит главный вопрос всей многоплановой проблемы совершенствования образования на базе информационных технологий.

Так как обучение является передачей информации ученику, то, по определению академика В.Н. Глушкова (информационные технологии -- процессы, связанные с переработкой информации), можно сделать вывод о том, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Более того, любые методики или педагогические технологии описывают, как переработать и передать информацию, чтобы она была наилучшим образом усвоена учащимися. То есть, любая педагогическая технология -- это информационная технология. Когда же компьютеры стали настолько широко использоваться в образовании, что появилась необходимость говорить об информационных технологиях обучения, выяснилось, что они давно фактически реализуются в процессах обучения, и тогда появился термин «новая информационная технология обучения».

Таким образом, появление такого понятия «новая информационная технология (НИТ)» связано с появлением и широким внедрением компьютеров в образовании. Рассмотрим в качестве примера наиболее полный и последовательный подход к НИТ, которого придерживаются практически во всех изданиях.

Информационные технологии включают программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики должны применяться в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других -- важен анализ знаний в предметной области, в третьих -- основную роль может играть учет психологических принципов обучения.

Рассматривая имеющиеся на сегодняшний день новые информационные технологии, обычно выделяют в качестве важнейших характеристик:

1) типы компьютерных обучающих систем (обучающие машины, обучение и тренировка, программированное обучение, интеллектуальное репетиторство, руководства и пользователи);

2) используемые обучающие средства (ЛОГО, обучение через открытия, микромиры, гипертекст, мультимедиа);

3) инструментальные системы (программирование, текстовые процессоры, базы данных, инструменты представления, авторские системы, инструменты группового обучения).

Как мы видим, главное в НИТ -- это компьютер с соответствующим техническим и программным обеспечением, отсюда и определение:

Новые информационные технологии обучения -- процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютер. Такой подход отражает, как было отмечено выше, первоначальное понимание педагогической технологии, как применение технических средств в обучении. Суть современного подхода заключена в идее максимально возможной управляемости работы школы, прежде всего ее основного звена -- процесса обучения.

Таким образом, во главе становится процесс обучения со своими особенностями, а компьютер -- это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные, дидактические задачи. Как мы уже отмечали, в образовании «педагогическая технология» и «информационная технология» -- это в определенном смысле синонимы. Можно ли считать использование компьютера достаточным основанием для названия этой новой технологии? По нашему мнению -- нет. Дело в том, что абсолютное большинство таких технологий опирается (если вообще опирается) на известные (хорошие и не очень) педагогические идеи. Более того, они вообще не удовлетворяют основным требованиям понятия «технологии».

Используя современные обучающие средства и инструментальные среды создают прекрасно оформленные программные продукты, не вносящие ничего нового в развитие теории обучения. Поэтому можно говорить только об автоматизации тех или иных сторон процесса обучения, о переносе информации с бумажных носителей на магнитные и т.д. Говорить же о новой информационной технологии обучения можно только в том случае, если:

1) она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразование, целостность);

2) она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически и/или практически решены;

3) средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

В связи с этим сформулируем основные принципы системного внедрения компьютеров в учебный процесс.

Принцип новых задач. Суть его состоит в том, чтобы не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями, которые дают компьютеры. На практике это означает, что при анализе процесса обучения выявляются потери, происходящие от недостатков его организации (недостаточный анализ содержания образования, слабое значение реальных учебных возможностей учащихся и т.п.). В соответствии с результатом анализа намечается список задач, которые в силу различных объективных причин (большой объем, фомадные затраты времени и т.п.) сейчас не решаются или решаются неполно, но которые вполне решаются с помощью компьютера. Эти задачи должны быть направлены на полноту, своевременность и хотя бы приближенную оптимальность принимаемых решений.

Принцип системного подхода. Это означает, что внедрение компьютеров должно основываться на системном анализе процесса обучения. То есть должны быть определены цели и критерии функционирования процесса обучения, проведена структуризация, вскрывающая весь комплекс вопросов, которые необходимо решить для того, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала установленным целям и критериям.

Принцип первого руководителя. Суть его состоит в том, что заказ на компьютеры, программное обеспечение и их внедрение в процесс обучения должны производиться под непосредственным руководством первого руководителя соответствующего уровня (начальника управления образования, директора образовательного учреждения). Практика убедительно свидетельствует, что всякая попытка передоверить дело внедрения второстепенным лицам неизбежно приводит к тому, что оно ориентируется на рутинные задачи и не дает ожидаемого эффекта.

Принципы максимальной разумной типизации проектных решений. Это означает, что, разрабатывая программное обеспечение, исполнитель должен стремиться к тому, чтобы предлагаемые ими решения подходили бы возможно более широкому кругу заказчиков, не только с точки зрения используемых типов компьютеров, но и различных типов школ: гимназии, колледжи, лицеи и т.п.

Принципы непрерывного развития системы. По мере развития педагогики, частных методик, компьютеров, появления различных типов школ возникают новые задачи, совершенствуются, видоизменяются старые. При этом созданная информационная база должна подвергаться должной перекомпановке, но не кардинальной перестройке.

Принципы автоматизации документооборота. Основной поток документов, связанный с процессом обучения, идет через компьютер, а необходимые сведения о нем выдаются компьютером по запросам. В этом случае педагогический коллектив сосредоточивает свои усилия на постановке целей и внесении творческого элемента в поиск путей их достижения.

Принципы единой информационной базы. Смысл его состоит, прежде всего, в том, что на машинных носителях накапливается и постоянно обновляется информация, необходимая для решения не какой-то одной или нескольких задач, а всех задач процесса обучения. При этом в основных файлах исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если первичные информационные файлы создаются для каждой задачи отдельно. Такой подход сильно облегчает задачу дальнейшего совершенствования и развития системы.

Информационные технологии предоставляют возможность в образовательном процессе:

· сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

· вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;

· значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Таким образом, содержание педагогического образования, обогащенное применением информационных технологий, с которыми связывают получение таких ключевых компетенций, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная, станет намного глубже и осмысленней при выполнении следующих условий:

* создании реальных условий для подготовки педагогических кадров, способных принять активное участие в реализации федеральных и региональных программ информатизации образования;

* значительного повышения уровня профессионального и общегуманитарного взаимодействия педагогов и обучаемых благодаря возможности выполнения совместных проектов, в том числе и телекоммуникационных;

* появлении качественно новых условий для реализации творческого потенциала ученика за счет расширения возможностей традиционных библиотек и лабораторий вуза благодаря доступу к электронным библиотекам и виртуальным лабораториям, к научным, учебным и другим культурно и социально значимым ресурсам сети Internet;

* повышении эффективности самостоятельной работы школьников с традиционными и электронными ресурсами благодаря развитым системам для самоконтроля и поддержки обратной связи с учителем;

* реализации непрерывного открытого образования, когда ученики смогут принимать самое активное участие в организации процесса обучения, выбирая курсы, доступные в любое время благодаря телекоммуникациям.

Выполнение перечисленных условий будет способствовать достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом. Соответствующая подготовка учебного процесса очень важна еще и потому, что именно учителям отводится решающая роль в проектировании и содержательном наполнении создаваемой на базе технологий Internet информационной образовательной среды России, основное назначение которой - сделать доступным и востребованным национальный научный, культурный и образовательный капитал.

компьютер технология общеобразовательный школа