Open
Close

Праведный иоанн кормянский. Мироточивая икона праведного иоанна, чудотворца кормянского, у его мощей Иоанн кормянский исцеления

Свя-той Иоанн Гаш-ке-вич ро-дил-ся в 1837 го-ду в бе-ло-рус-ской де-ревне Шер-стин. Ко-гда мать но-си-ла его во чре-ве, один бла-жен-ный пред-ска-зал, что под серд-цем у нее из-бран-ный со-суд сла-вы Бо-жи-ей. С са-мо-го дет-ства Иоанн при-слу-жи-вал в ал-та-ре сво-е-му от-цу - сель-ско-му свя-щен-ни-ку, про-во-дил дол-гие ча-сы в го-ря-чей мо-лит-ве. В 18 лет он по-сту-пил в Мо-гилев-скую ду-хов-ную се-ми-на-рию, а по ее окон-ча-нии был на-прав-лен за-ко-но-учи-те-лем в цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу. Же-нив-шись, свя-той Иоанн при-нял свя-щен-ный сан (1862) и стал слу-жить в род-ной де-ревне.

В 1876 го-ду по соб-ствен-ной прось-бе он был пе-ре-ве-ден в се-ле-ние Ого-род-ня Го-мель-ско-го уез-да. Все си-лы он це-ли-ком от-да-вал слу-же-нию Церк-ви и при-хо-жа-нам, не имел ни-ка-кой соб-ствен-но-сти.

По-сле рож-де-ния млад-ше-го сы-на, ко-гда Иоан-ну ис-пол-ни-лось 48 лет, он осу-ще-ствил свою меч-ту: по-се-тил Ки-е-во-Пе-чер-скую лав-ру. Там свя-той по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние от стар-цев на мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни и уже до смер-ти не вку-шал мяс-ной пи-щи, пре-да-вал-ся стро-го-му по-сту в сре-ду и пят-ни-цу, лишь по-сле ве-чер-не-го бо-го-слу-же-ния вку-шая просфо-ру и немно-го во-ды; во вре-мя дол-гих ноч-ных бде-ний он неустан-но чи-тал Иису-со-ву мо-лит-ву. Свя-той Иоанн лю-бил по-вто-рять сло-ва: «Ве-ра без дел мерт-ва» (), - и сам по-да-вал при-мер люб-ви к ближ-не-му, по-оте-че-ски за-бо-тясь о вдо-вах и си-ро-тах.

Од-на-жды он от-дал бед-ной вдо-ве и ее пя-те-рым де-тям ко-ро-ву, от ко-то-рой кор-ми-лась его соб-ствен-ная се-мья. Ко-гда к нему при-во-ди-ли бес-но-ва-тых, те тут же па-да-ли ниц, как толь-ко свя-той Иоанн тво-рил над ни-ми крест-ное зна-ме-ние. Он без уста-ли при-зы-вал лю-дей к по-ка-я-нию, про-ро-че-ски пред-чув-ствуя, что бли-зит-ся мер-зость за-пу-сте-ния и вско-ре по-то-ки кро-ви оро-сят Рус-скую зем-лю. Пред-ска-зав день сво-ей кон-чи-ны, он мир-но ото-шел ко Гос-по-ду осе-нью 1917 го-да.

В 1950 го-ду ком-му-ни-сты со-жгли цер-ковь, в ко-то-рой он слу-жил, а на ее ме-сте устро-и-ли тан-це-валь-ную пло-щад-ку. Ко-гда уни-что-жа-ли фун-да-мент церк-ви, в нем об-на-ру-жи-ли гроб свя-то-го от-ца. Об-ре-те-ние его мо-щей и пе-ре-не-се-ние их в храм се-ле-ния Кор-ма со-сто-я-лись лишь 27 ав-гу-ста (9 сен-тяб-ря) 1997 го-да, по слу-чаю при-ез-да Пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го Алек-сия II. То-гда бы-ло об-на-ру-же-но, что мо-щи свя-то-го угод-ни-ка нетлен-ны. С тех пор воз-ле них про-ис-хо-дит мно-же-ство чу-дес-ных ис-це-ле-ний.

Иеро-мо-нах Ма-ка-рий Си-мо-но-петр-ский. Си-нак-сарь: Жи-тия свя-тых Пра-во-слав-ной Церк-ви: В 6 т. /
Адап-тир. пер. с франц. - М.: Изд-во Сре-тен-ско-го мо-на-сты-ря, 2011

Полное житие праведного Иоанна Кормянского

Ро-дил-ся пра-вед-ный Иоанн в се-мье свя-щен-ни-ка Свя-то-По-кров-ской церк-ви д. Стре-шин Ро-га-чев-ско-го уез-да Мо-гилев-ской гу-бер-нии, то-же Иоан-на, Гаш-ке-ви-ча в ночь на 7 ок-тяб-ря (ст. ст.) 1837 го-да. Был кре-щен с име-нем Иоанн - «бла-го-дать Бо-жия» - в честь апо-сто-ла люб-ви Иоан-на Бо-го-сло-ва. Его бу-ду-щее слу-же-ние бы-ло пред-опре-де-ле-но Гос-по-дом и от-кры-то ро-ди-те-лям еще до его рож-де-ния. Од-на-жды, ко-гда мать бу-ду-ще-го пра-вед-ни-ка, как обыч-но, мо-ли-лась в хра-ме на служ-бе, к ней по-до-шел юро-ди-вый, низ-ко по-кло-нил-ся и про-из-нес про-ро-че-ские сло-ва: «Хо-тел бы я у него (ре-бен-ка) взять бла-го-сло-ве-ние, но не до-жи-ву».

С это-го дня ро-ди-те-ли зна-ли, что у них ро-дит-ся вто-рой сын и то-же станет свя-щен-ни-ком. (Их пер-ве-нец Ни-ко-лай так-же по-вто-рил судь-бу от-ца, окон-чил Мо-гилев-скую се-ми-на-рию и слу-жил свя-щен-ни-ком в го-ро-де Вет-ка). С ран-них лет (уже в 4 го-да) Иоанн вме-сте с бра-том по-мо-гал от-цу в хра-ме. По-слу-ша-ние, труд и мо-лит-ва, а так-же пре-да-ние се-бя в во-лю Бо-жию и под По-кров Ца-ри-цы Небес-ной с от-ро-че-ства ста-ли глав-ны-ми чер-та-ми от-ца Иоан-на.

По окон-ча-нии цер-ков-но-при-ход-ской шко-лы он успеш-но учит-ся в ду-хов-ном учи-ли-ще, а за-тем по-сту-па-ет в Мо-гилев-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию. В 1859 го-ду, по окон-ча-нии се-ми-на-рии, по Про-мыс-лу Бо-жию его на-прав-ля-ют за-ко-но-учи-те-лем в цер-ков-но-при-ход-скую шко-лу д. Ого-род-ня, где он зна-ко-мит-ся с де-ви-цей Ма-ри-ей, до-че-рью по-кой-но-го иерея Ни-коль-ской церк-ви Филип-па Тру-се-ви-ча. В 1862 го-ду по-сле празд-ни-ка Кре-ще-ния Гос-под-ня они вен-ча-ют-ся, а вско-ре, 24 фев-ра-ля, Прео-свя-щен-ней-ший Ев-се-вий (Ор-лин-ский), ар-хи-епи-скоп Мо-гилев-ский и Мсти-слав-ский ру-ко-по-ла-га-ет Иоан-на Гаш-ке-ви-ча во иереи и на-прав-ля-ет слу-жить в цер-ковь Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы в д. Шер-стин Ро-га-чев-ско-го уез-да. Мо-ло-дой 25-лет-ний иерей Иоанн с ма-туш-кой Ма-ри-ей при-е-ха-ли на но-вое ме-сто в ка-нун Ве-ли-ко-го по-ста, и это сим-во-ли-че-ски от-ра-зи-ло их даль-ней-шую жизнь в мо-лит-вах и тру-дах, по-ка-я-нии и по-сте. За 14 лет в д. Шер-стин в се-мье Гаш-ке-ви-чей ро-ди-лось чет-ве-ро де-тей: трое сы-но-вей - Ми-ха-ил, Иг-на-тий, Си-ме-он (Ми-ха-ил и Си-ме-он ста-ли свя-щен-ни-ка-ми, Иг-на-тий - пса-лом-щи-ком) и дочь Та-тья-на (впо-след-ствии - учи-тель-ни-ца цер-ков-но-при-ход-ской шко-лы).

В кон-це 1876 го-да, по слу-чаю осво-бож-де-ния свя-щен-ни-че-ско-го ме-ста в д. Ого-род-ня Го-мель-ско-го уез-да, 39-лет-ний иерей Иоанн по-да-ет про-ше-ние о пе-ре-во-де в Ни-коль-скую цер-ковь. Про-ше-ние бы-ло удо-вле-тво-ре-но, и се-мья воз-вра-ти-лась в Ого-род-ню, те-перь уже на-со-всем. Храм, по-свя-щен-ный пе-ре-не-се-нию мо-щей свя-ти-те-ля Ни-ко-лая, ста-но-вит-ся ме-стом уси-лен-но-го мо-лит-вен-но-го по-дви-га от-ца Иоан-на. На этом ме-сте слу-же-ния в пол-ной ме-ре Гос-подь рас-крыл ду-хов-ные спо-соб-но-сти Сво-е-го из-бран-ни-ка.

На но-вом при-хо-де ба-тюш-ка при-ло-жил мно-го тру-дов по бла-го-устрой-ству хра-ма и при-над-ле-жа-щих ему по-стро-ек. Недви-жи-мой соб-ствен-но-сти он ни-ко-гда не имел до кон-ца сво-их дней, а про-жи-вал в цер-ков-ном до-ми-ке ря-дом с цер-ко-вью. Же-на Ма-рия в Ого-родне ро-ди-ла ему еще тро-их де-тей: дочь Ан-ну и сы-но-вей Пла-то-на и Иоан-на (то-же ста-ли свя-щен-ни-ка-ми). По-сле рож-де-ния млад-ше-го сы-на Иоан-на (в 48 лет) отец Иоанн-стар-ший ис-пол-нил свою меч-ту: по-се-тил Ки-е-во-Пе-чер-скую Лав-ру и по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние от стар-цев на мо-на-ше-ский об-раз жиз-ни, и уже до смер-ти не вку-шал мяс-ной пи-щи, пре-да-вал-ся стро-го-му по-сту в сре-ду и пят-ни-цу, лишь по-сле ве-чер-не-го Бо-го-слу-же-ния вку-шая просфо-ру и немно-го во-ды. Ум свой ба-тюш-ка все-гда за-ни-мал Иису-со-вой мо-лит-вой, на-учая это-му сво-их сы-но-вей и ду-хов-ных чад. На Бо-го-слу-же-ние к нему при-хо-ди-ли лю-ди из раз-ных де-ре-вень, чтобы на-сла-дить-ся в хра-ме яв-ной бла-го-да-тью, ко-то-рая при-сут-ство-ва-ла там вме-сте с доб-рым пас-ты-рем.

Про-по-ве-дуя сло-во Бо-жие, отец Иоанн при-зы-вал всех к по-ка-я-нию: «Ско-ро Гос-подь изо-льет на нас ча-шу гне-ва Сво-е-го, ес-ли мы не по-ка-ем-ся, как ни-не-ви-тя-ны. Гря-ду-щее по-ко-ле-ние узрит в хра-мах мер-зость за-пу-сте-ния». Од-на-жды он ска-зал, что за кровь по-ма-зан-ни-ка Бо-жия Рос-сия про-льет мно-го кро-ви, и это пред-ска-за-ние его сбы-лось.

Мно-гим ба-тюш-ка по-мо-гал и сло-ва-ми со-ве-та, и мо-лит-ва-ми, и де-ла-ми, ча-сто по-вто-ряя сло-ва апо-сто-ла Иа-ко-ва: «Ве-ра без дел мерт-ва». За-по-ведь о люб-ви к Бо-гу и ближ-не-му отец Иоанн ис-пол-нил всей сво-ей жиз-нью. Это от-ме-ча-ли и при-хо-жане хра-ма, в ко-то-ром он на-сто-я-тель-ство-вал на про-тя-же-нии 36 лет, и ду-хов-ное на-чаль-ство. За го-ды сво-е-го слу-же-ния отец Иоанн ис-пол-нял от-вет-ствен-ные по-слу-ша-ния: три го-да под-ряд был ду-хов-ным сле-до-ва-те-лем в Бла-го-чи-нии, 12 лет - чле-ном Бла-го-чин-ни-че-ско-го со-ве-та; в 70 лет был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея. Был на-граж-ден на-бед-рен-ни-ком, ску-фьей, ка-ми-лав-кой, зо-ло-тым на-перс-ным кре-стом, в 1906 го-ду - ор-де-ном Свя-той Ан-ны ІІІ сте-пе-ни, в 1912 го-ду - ор-де-ном свя-то-го рав-ноап-о-столь-но-го кня-зя Вла-ди-ми-ра IV сте-пе-ни. В том же го-ду отец Иоанн вы-хо-дит за штат по воз-рас-ту (75 лет) и со-сто-я-нию здо-ро-вья, усту-пив ме-сто свя-щен-но-слу-же-ния сво-е-му млад-ше-му сы-ну Иоан-ну.

Зем-ная жизнь свя-то-го пра-вед-но-го Иоан-на Гаш-ке-ви-ча, по-движ-ни-ка бла-го-че-стия на-шей зем-ли, окон-чи-лась осе-нью 1917 го-да. Ба-тюш-ка не до-жил до ок-тябрь-ской ре-во-лю-ции, но пред-ска-зал ее. Еще он пред-ска-зал бу-ду-щее лю-дей, об-ра-щав-ших-ся к нему за со-ве-том, сво-их де-тей, судь-бу Свя-то-Ни-коль-ско-го при-хо-да. Так, он го-во-рил: «Умру - сол-ныш-ко све-тить бу-дет, день яс-ный. Век не ез-дил на ма-шине, а по смер-ти по-ка-та-ют. Бу-дут пры-гать на мне, да гроб креп-кий бу-дет». И, дей-стви-тель-но, в час кон-чи-ны ба-тюш-ки был яс-ный по-го-жий день. Сы-но-вья-свя-щен-ни-ки Си-ме-он, Иоанн, Ми-ха-ил и Пла-тон омы-ли до-ма те-ло стар-ца и пе-ре-нес-ли его в храм. Три дня про-ща-лись лю-ди со сво-им пас-ты-рем. Свя-то-Ни-коль-ская цер-ковь не за-кры-ва-лась ни днем, ни но-чью. Свя-щен-но-слу-жи-те-ли из ближ-них де-ре-вень при-бы-ли на по-гре-бе-ние со-бра-та во Хри-сте. Бы-ли со-вер-ше-ны две Ли-тур-гии, по-сле них - па-ни-хи-ды. На тре-тий день, при сте-че-нии ду-хо-вен-ства окру-ги и мно-же-ства на-ро-да, был со-вер-шен чин по-гре-бе-ния. Гроб с те-лом по-чив-ше-го ба-тюш-ки Иоан-на под звон ко-ло-ко-лов и пе-ние «По-мощ-ник и по-кро-ви-тель» об-нес-ли во-круг хра-ма и опу-сти-ли в мо-ги-лу, с пра-вой сто-ро-ны от ал-та-ря. Так про-то-и-е-рей Иоанн Гаш-ке-вич, до-стой-но за-вер-шив свой зем-ной путь, пе-ре-шел в Цар-ство Небес-ное.

В июле 1991 го-да его нетлен-ные мо-щи бы-ли об-ре-те-ны и пе-ре-не-се-ны в де-рев-ню Кор-ма и по-ло-же-ны в ка-мен-ном скле-пе за ал-тар-ной ап-си-дой По-кров-ской церк-ви. На этом ме-сте ста-ли со-вер-шать-ся мно-го-чис-лен-ные чу-де-са и ис-це-ле-ния.

9 сен-тяб-ря 1997 го-да мо-щи бы-ли из-вле-че-ны из-под спу-да и по-став-ле-ны в По-кров-ском хра-ме де-рев-ни Кор-ма. Став ме-стом па-лом-ни-че-ства, По-кров-ский при-ход в 2000 го-ду был пре-об-ра-зо-ван в .

31 мая 1998 го-да про-то-и-е-рей Иоанн Кор-мян-ский (Гаш-ке-вич) был ка-но-ни-зи-ро-ван в ли-ке мест-но-чти-мых свя-тых Бе-ло-рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви.

30 но-яб-ря 2017 го-да Ар-хи-ерей-ский Со-бор Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви при-нял ре-ше-ние об об-ще-цер-ков-ном про-слав-ле-нии от-ца Иоан-на Кор-мян-ско-го.

Неко-то-рые слу-чаи чу-дес-ной по-мо-щи от-ца Иоан-на, за-пи-сан-ные в Кор-мян-ском мо-на-сты-ре ма-туш-кой Со-фией (в на-ча-ле мар-та 2006 го-да)

1. Лет пять на-зад при-ез-жа-ла в Кор-му ра-ба Бо-жия Лю-бовь из Ви-теб-ской об-ла-сти. У нее был за-пу-щен-ный рак гру-ди. Она очень позд-но об-ра-ти-лась к вра-чам, и, по их сло-вам, опу-холь ле-че-нию не под-да-ва-лась. Лю-бовь мо-ли-лась у мо-щей пра-вед-но-го ба-тюш-ки Иоан-на, при-об-ре-ла его икон-ку, освя-щен-ное мас-ло и ру-ка-вич-ку. При-е-хав до-мой, каж-дый день она ста-ла чи-тать тро-парь ба-тюш-ке Иоан-ну, сма-зы-вать боль-ное ме-сто мас-ли-цем от мо-щей и при-кла-ды-вать ру-ка-вич-ку. Через неде-лю на вра-чеб-ном осмот-ре об-на-ру-жи-лось, что опу-холь про-шла.

2. Крест-ная дочь Лю-бо-ви, уче-ни-ца де-вя-то-го клас-са, жи-ла в ин-тер-на-те и дру-жи-ла с юно-шей Ва-ди-мом, с ко-то-рым вме-сте учи-лась. Од-на-жды у Ва-ди-ма на ли-це и ру-ках по-яви-лась эк-зе-ма, при-чем кор-ка об-ра-зо-ва-лась та-кая, что вра-чи ни-чем не мог-ли ему по-мочь. Од-но-класс-ни-ки сме-я-лись и го-во-ри-ли ему: «Ес-ли ты вы-здо-ро-ве-ешь - мы по-ве-рим, что Бог есть». Узнав об этом, Лю-бовь пе-ре-да-ла Ва-ди-му мас-ло и ру-ка-вич-ку от мо-щей пра-вед-но-го Иоан-на Кор-мян-ско-го. Юно-ша стал мо-лить-ся ба-тюш-ке Иоан-ну, каж-дый день чи-тал ему тро-парь и кондак, сма-зы-вал освя-щен-ным мас-лом ли-цо и ру-ки, при-кла-ды-вал ру-ка-вич-ку. Через несколь-ко недель му-чив-шая его эк-зе-ма про-шла. 31 мая, в день ка-но-ни-за-ции от-ца Иоан-на Кор-мян-ско-го, Ва-дим при-нял Свя-тое Кре-ще-ние.

3. Из Го-ме-ля при-ез-жа-ла се-мья с дву-мя доч-ка-ми. У од-ной из них, че-ты-рех-лет-ней Ви-ки, бы-ла боль-ная пе-чень, и де-воч-ка ча-сто ле-жа-ла в боль-ни-цах. У мо-щей ба-тюш-ки Иоан-на ма-ма ска-за-ла ей: «До-чень-ка, ты по-про-си от-ца Иоан-на, чтобы он дал те-бе здо-ро-вья». И Ви-ка по-дет-ски по-про-си-ла: «Ба-тюш-ка Иоанн, ты ме-ня ис-це-лишь, лад-но? Хо-ро-шо, ба-тюш-ка Иоанн?» И по ве-ре ее Гос-подь по-слал ей ис-це-ле-ние.

4. Од-на-жды в Кор-му при-е-хал с се-мьей свя-щен-ник од-но-го из сель-ских при-хо-дов, отец Сер-гий. Его сын Илю-ша, лет пя-ти, был бо-лен эпи-леп-си-ей, не мог ни го-во-рить, ни хо-дить, и в храм ба-тюш-ка за-нес его на ру-ках. Они про-бы-ли в Кор-ме три неде-ли, слез-но мо-ли-лись у мо-щей, каж-дый день при-ча-ща-ли сы-на. И ре-бе-нок по-сте-пен-но на-чал хо-дить, го-во-рить - сна-ча-ла «ма-ма», а по-том и дру-гие сло-ва. Илью-ша ока-зал-ся жи-вым, по-движ-ным и смыш-ле-ным маль-чи-ком. За несколь-ко при-ез-дов в Кор-му он ис-це-лил-ся со-всем.

5. Из Го-мель-ской об-ла-сти при-е-ха-ла се-мья, в ко-то-рой бы-ла доч-ка лет че-тыр-на-дца-ти. В де-вя-том клас-се она за-бо-ле-ла эпи-леп-си-ей. Ро-ди-те-ли, нево-цер-ко-в-лен-ные лю-ди, об-ра-ща-лись и к вра-чам-пси-хи-ат-рам, и к «баб-кам». В ре-зуль-та-те «ле-че-ния» де-воч-ке ста-ло на-столь-ко пло-хо, что она по-сто-ян-но кру-ти-лась во-круг се-бя: ей ка-за-лось, что во-круг нее без-дна, она бо-я-лась в нее сва-лить-ся. В Кор-му се-мья при-е-ха-ла ве-че-ром. Так как к ис-по-ве-ди и при-ча-стию они бы-ли не го-то-вы, утром по-бы-ли на служ-бе, по-мо-ли-лись у мо-щей и уеха-ли. Через ме-сяц, при-е-хав вновь, рас-ска-за-ли, что на сле-ду-ю-щий день по-сле Кор-мы их дочь вы-здо-ро-ве-ла. Те-перь она за-ни-ма-ет-ся до-маш-ни-ми де-ла-ми, вя-жет, вы-ши-ва-ет - и опять ста-ла обыч-ным ре-бен-ком.

6. Пра-вед-ный Иоанн Кор-мян-ский по-мо-га-ет и в та-ких тя-же-лых неду-гах ду-ши, как пьян-ство, ку-ре-ние, нар-ко-ма-ния. Так, че-ло-век лет 30-ти по име-ни Ни-ко-лай дол-гое вре-мя был одер-жим стра-стью нар-ко-ма-нии. По мо-лит-вам ба-тюш-ки Иоан-на Гос-подь его ис-це-лил. Раб Бо-жий Алек-сандр вы-ле-чил-ся от пьян-ства, а од-на па-лом-ни-ца, мно-го лет ку-рив-шая, на-ко-нец, оста-ви-ла эту при-выч-ку.

7. Са-мый по-ра-зи-тель-ный слу-чай был рас-ска-зан на про-по-ве-ди ле-том 2004 го-да ар-хи-манд-ри-том (те-перь - епи-ско-пом Ту-ров-ским и Мо-зыр-ским) Сте-фа-ном. Из Мин-ска в Кор-му при-е-хал мо-ло-дой че-ло-век. Он был в силь-ней-шем от-ча-я-нии - по сло-вам вра-чей, жить ему оста-ва-лось лишь несколь-ко ме-ся-цев, так как про-ве-ден-ные неод-но-крат-но ана-ли-зы по-ка-зы-ва-ли на-ли-чие у него ви-ру-са СПИДа. Мо-ло-дой че-ло-век мо-лил-ся как мог, слез-но про-сил ба-тюш-ку Иоан-на о по-мо-щи. Вер-нув-шись в Минск, по-шел сда-вать ана-ли-зы. Ви-ру-са СПИДа в кро-ви боль-ше не бы-ло.

Отец праведного Иоанна служил иереем в местечке Стрешин Рогачёвского уезда в Свято-Покровской церкви. Мать, ожидавшая рождения ребёнка, каждую службу приобщалась Святых Христовых Тайн. На одной из служб в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он, подойдя, поклонился и пророчески произнёс: “Хотел бы я взять благословение, но не доживу”.
Родился будущий отец Иоанн 20 октября 1837 года. В скором времени младенца окрестили и нарекли в честь апостола Иоанна Богослова. С раннего детства отрок Иоанн помогал своему отцу по храму. По окончании церковно-приходской школы его отдают в духовное училище, закончив которое, он получает направление в семинарию. После окончания семинарии в 1859 году его направляют законоучителем в Огородненскую церковно-приходскую школу. Здесь он познакомился со своей будущей женой Марией, дочерью покойного иерея Филиппа. После венчания в 1862 году Иоанн подаёт прошение на рукоположение. Преосвященнейший Евсевий Орлинский, архиепископ Могилёвский и Мстиславский, 24 февраля, в день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого рукополагает Иоанна Иоанновича Гашкевича во иерея и направляет служить в церковь Рождества Богородицы в д. Шерстин Рогачёвского уезда.
В молитвах и трудах проходили молодые годы служения о. Иоанна. В деревне Шерстин за 14 лет в иерейской семье родилось четверо детей: Михаил, Игнатий, Симеон и дочь Татиана. В 1876 году о. Иоанн со своей семьёй по благословению Преосвященнейшего Евсевия перемещается на служение в храм святителя Николая деревни Огородня. Этот храм становится местом усиленного подвига батюшки. Наравне с трудами по благоустройству храма и принадлежавших ему построек, он всё больше предаётся умственной Иисусовой молитве, которую любил с детства.
С 12 апреля 1893 года в течение трёх лет отец Иоанн находится на должности духовного следователя в благочинии. С этого же года его избирают в благочиннический совет, где он несёт послушание в течение 12 лет. За это он был награжден Святейшим Синодом в 1906 году орденом Святой Анны III-степени. Жена Мария в Огородне рожает ещё троих детей: дочь Анну, сыновей Платона и Иоанна. В 70-летнем возрасте о. Иоанн был возведён преосвященнейшим Евсевием, епископом Могилёвским, в сан протоиерея. Через 5 лет, во время 50-летнего юбилея священнослужения, награждается орденом святого равноапостольного князя Владимира IV степени. В 75-летнем возрасте уходит за штат, уступая место священнослужения своему младшему сыну Иоанну. По рождении младшего сына Иоанна батюшка исполнил свою заветную мечту детства – побывал в Киево-Печёрской лавре, где получил от старцев благословение вести монашеский образ жизни.
Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил он, что грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Батюшка поучал всех любить друг друга и быть покорным властям, поставленным от Бога. Однажды сказал, что за кровь помазанника Божьего прольёт Россия много крови, что и сбылось. Свой ум батюшка занимал Иисусовой молитвой, поучая этому своих сыновей и духовных чад. Слушая его проповеди, люди приходили в умиление. Он ревностно призывал к покаянию и говорил, что скоро изольёт на нас Господь чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяне. Многим помогал в своей жизни делами и словами, смиренно неся крест пастырского служения. В настоящее время мало осталось тех, кто ещё помнит батюшку живым.
Рассказывает раба Божия Евдокия: “По смерти батюшки ходили часто на могилку. Придем, бывало, сразу на могилку, а потом в храм входим. Всё ему рассказывали там, на могилке” В 30-м году на Пасхальной всенощной вышла она из храма после утрени, смотрит на восток: от храма сияние на небе и крест стоит, а за престолом стоит батюшка с поднятыми руками и молится. Побежала она, позвала людей, и многие видели это чудное видение над храмом на небе в пасхальную ночь 30-го года. Этим своим явлением в ночь на Пасху над храмом, батюшка возвестил народу, что он и по своей кончине молится Господу у Престола за людей Божиих. Вскоре храм был закрыт, а люди, помня явления батюшки, говорили: “Он нас не оставляет в своих молитвах”.
Как-то молилась одна благочестивая девица, чтобы Господь послал ей верующего парня для семейной супружеской жизни, и однажды ей во сне явился старец и говорит: “Ты приходи ко мне на обед, там и встретишь”. Пошла она в храм, а там прихожане из другой деревни заказали панихиду по батюшке. На панихиду приехали родители с сыновьями. Познакомилась она впоследствии с молодым Павлом, и жили они, как подобает православным христианам. А батюшку она благодарила всю свою жизнь.
Батюшка говорил: “Будут прыгать по мне, да гроб крепкий будет”. Так и вышло: в 50-х годах храм сожгли, а всё оставшееся от пожара счистили трактором в ров. При этом плиты и кресты тоже снесли. Место стало ровное, и там устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько ни прыгали, но гроб выдержал и остался почти целым. Только при раскопках фундамента церкви, его нарушили, когда трактор чуть не провалился в яму. Тогда люди и вспомнили, что здесь похоронен забытый ими пастырь.
Обретение мощей совпало, по промыслу Божиему, с приездом в Гомель в 1991 году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И в среду, в день приезда Святейшего Патриарха в Гомель, когда в Корме открыли храм, от мощей шло благоухание. Запах исходил неземной.
Дней памяти св. Иоанна Кормянского два - по новому стилю это 31 мая (1998 г.) - день канонизации и 9 сентября (1997 г.) - обретение из-под спуда его св. мощей (найденных в июле 1991 г. в д. Огородня Добрушского р-на Гомельской области и перезахороненных в склепе у алтаря Св.-Покровского храма д. Корма). По месту перезахоронения мощей (и сохранения их сейчас в Св.-Покровском храме Кормы (кстати, храм основан с благословения о. Иоанна) святой праведный протоиерей Иоанн Иоаннович Гашкевич именуется "Кормянским чудотворцем" (хотя правильнее по месту жительства и служения именовать его было бы "Огородненским"...).

Святая Русь имеет много угодников Божиих, прославленных на своей земле. Но снова иснова Господь прославляет и пополняет небесный полк молитвенников за землю нашу.

Отец праведного Иоанна, иерей Иоанн Гашкевич, служил в местечке Стрешин Рогачевского уезда в Свято-Покровской церкви. С радостью семья иерея готовилась к рождению ребёнка. Каждую службу будущая мать приобщалась Святых Христовых Тайн. Однажды в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он подошёл к ней, низко поклонился и произнёс пророческие слова: «Хотел бы я у него взять благословение, но не доживу». С этого времени родители знали, что у них родится сын, и что будет он служителем алтаря Господня.

20 октября 1837 года в семье священника родился сын. Младенца окрестили и дали имя Иоанн в честь апостола любви Иоанна Богослова. С раннего детства отрок Иоанн помогал отцу по храму. В 4-х летнем возрасте он уже был священосцем со своим братом Николаем.

В 1855 году, имея от роду 18 лет, он с успехом поступает в Могилёвскую духовную семинарию. После окончания семинарии Иоанна направляют законоучителем в Огородненскую церковно-приходскую школу. Здесь он венчается на дочери священника ФилиппаМарии и 24 февраля 1862 года Иоанна рукополагают во иереи.

За 14 лет служения в деревне Шерстин Рогачёвского уезда у Иоанна родилось четверо детей. По рождении младшего сына Иоанна батюшка исполнил заветную мечту детства – побывал в Киево-Печерской лавре, где он получил от старцев благословение вести монашеский образ жизни.

Проповедуя слово Божие, он призывал всех к покаянию, ибо, говорил он, грядущее поколение узрит в храмах мерзость и запустение. Однажды он сказал, что за кровь помазанника Божия – православного царя – прольёт Россия много крови, и это предсказание сбылось.

При жизни отец Иоанн долго молился ночами. Осенью батюшка уходил молиться на гумно с вечера до рассвета,там ему никто не мешал. Возносил он свои горячие молитвыко Господу со слезами за мир, который стоял надпропастью безбожья и глумления над верой. Не орденами и наградамиславился батюшка, а молитвой и добротой.

Однажды пришла к нему вдова, у которой после первой мировой войны осталось пять сирот. Отдал ей корову – нужнее ведь. А раз смотрит – дрова у него стали пропадать. Решил о. Иоанн исправить человека, обличить. Ночью над сараемстал молитву Иисусову читать.

И увидел, что та же вдова перекрестилась и набрала дров с поленницы. « Не тяжело тебе Мария?» – спросил батюшка. Она стала прощения просить, а батюшкаИоанн и говорит: « Бери дрова,грей печь, мне Господь послал, пускай и тебе будет»…. Всю зиму ходила она за дровами к нему – с его же благословения.

Батюшка Иоанн незадолго до смертипоговаривал: «Умру – солнышко светить будет, день ясный. Век не ездил на машине, а по смерти покатают. Оскудеет в людях вера, танцевать на нас будут. Будут прыгать на мне, да гроб крепкий будет».

Предсказания старца исполнились с буквальной точностью. В час кончины был солнечный погожий день. В 50-х годах XX века закрытый еще в 30-е годы храм был сожжени срыт трактором в ров, при этомтрактор сравнял с землей и могилу почившего священника Иоанна. На погосте устроили футбольное поле и площадку для танцев. Сколько не прыгали, но гроб выдержал.

Трактор послужил потом для обнаружения мощейправедного Иоанна. В 1991 г. проезжавшийпо уничтоженной могиле тракторпровалился в нее; тогда люди вспомнили и о погребенном здесь пастыре и о стоявшей рядом церкви.

Мощи угодника Божия действительно «прокатили», доставив ихна автомобиле в Свято- Покровскую церковь д. Корма.

На месте бывшего престолаОгородненскойСвято-Николаевской церкви теперь возвышается огромный деревянный крест, украшенный цветами,как напоминание о многих бесславных делах наших в недалеком прошлом.Землица с могилки разбиралась страждущими полностьюуже несколько раз, ее приходитсявсе времяподсыпать.

31 мая1998 г. протоиерейИоанн Гашкевич решением святого Синода причислен к лику местночтимыхсвятых земли белорусской.

Святой отче Иоанн,

моли Бога о нас!


31 мая в агрогородке Корма Добрушского района, там, где расположился Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь, пройдут большие церковные торжества, посвящённые 20-летию со дня канонизации святого праведного Иоанна Гашкевича или, как чаще говорят, Иоанна Кормянского (1837–1917). В настоящий момент этот человек является, пожалуй, самым известным православным святым Гомельщины – после, разумеется, святителя Кирилла Туровского (1130–ок. 1182). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в конце 2017 г., решил представить батюшку Иоанна к общецерковному почитанию.

РАДОСТЬ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Но то, что православным христианам доставляет радость, у представителей ряда иных христианских конфессий способно вызвать недоумение, печаль и насмешки. Протестанты отвергают православный культ святых, видя в нём рецидив языческого многобожия. Молитвенное обращение к святым кажется им совершенно напрасным, «ибо един Бог, един и Посредник между Богом и людьми – Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2: 5–6). Если христиане могут воззвать в своих нуждах непосредственно к своему Спасителю, то зачем просить о помощи каких-то других «заступников Небесных»? «Заступников перед кем?» – спрашивают протестанты. Неужели перед «немилосердным» Богом, Который Сам во всём не может разобраться? Что же касается православного отношения к святым мощам, то не замешано ли оно на жутковатой некрофилии и самом настоящем магизме?

Юбилей Иоанна Кормянского даёт хороший повод ответить на подобные вопросы – и ответить не в порядке межконфессиональной ругани, а, наоборот, с большим желанием мира между теми людьми, кого вдохновляет Евангелие Христово.

СВЕТ МИРА

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5: 48), – убеждал своих учеников Иисус Христос, вочеловечившийся Бог. Как этого достичь? Например, «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 44–45).

Вы можете так относиться к окружающим? Вот и у меня плохо получается… А ведь к этому призваны все люди, принявшие крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа! Святыми становятся те из нас, кто дальше всех прочих смогли пройти по пути подражания Христу и, значит, богоуподобления, те, кто вследствие чистоты своей жизни «…соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2 Петр. 1: 4).

Они такие же, как и мы – существа из плоти и крови, с запахом пота и пределом человеческих сил. Вот только они более ответственно и бережно отнеслись к образу Божиему, по которому был создан человек. И если во мне это образ до сих пор хранится как жемчужное зерно в навозное куче, то через их слова и поступки он проступает со светоносной очевидностью – в назидание всем.

Святые – это люди, на которых исполняются слова Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:14–16).

Теперь вам понятно, что православное почитание святых – это ещё одна форма почитания Самого Бога? Святые не заслоняют, а являют Христа в нашем мире, служат свидетелями и поручителями того, что Божье дело на Земле продолжается!

ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ СВЯТОСТИ

Святой Иоанн Кормянский жил в те времена, когда по Российской империи уже широко распространялись религиозное безразличие и неверие. Он предупреждал своих односельчан и пасомых о надвигающихся на страну грандиозных потрясениях. Незадолго до смерти батюшка произнёс загадочную фразу: «Будут прыгать на мне, но гроб будет крепким…» .

Всё вышло по его словам. В пору гонений на Церковь храм, в котором о. Иоанн служил, был закрыт новыми властями и сгорел, а на месте священнической могилы появилось футбольное поле… Однако местные жители сберегли благодарную память о добром батюшке с нелицемерной верой, сделавшем для Христа и людей гораздо больше, чем предполагал сан протоиерея. Бог же, как выяснилось в 1991 г., сохранил его тело от тления.

Обретение мощей Иоанна Гашкевича и чудеса, с ними связанные, официальное прославление батюшки как местночтимого святого в 1998 г. и открытие через два года Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря – все эти события стали важными вехами на пути Второго Крещения Белой Руси. Православная Церковь, по «останкам» которой в XX в. так же, как по гробу священника, «прыгали» враги, уцелела и поднялась к новой жизни. Христос в очередной раз не позволил исчезнуть Своему церковному Телу (Еф. 1: 22–23). Как Он это сделал? Во многом при помощи святых подвижников, которые и до этого веками сохраняли догматическую чистоту и нравственный авторитет христианства.

«Ибо святые , – писал преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022), – приходящие из рода в род через делание заповедей Божиих, сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем, получая благодать Божию по причастию, и становятся словно некоей золотой цепью, в которой каждый из них – отдельное звено, соединяющееся с предыдущим через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь, которая не может быть легко разорвана» .

НЕБЕСНЫЕ ХОДАТАИ ЛЮБВИ

Завершив свой земной путь, святые не перестают принадлежать к Церкви Христовой и сообщаться со своими единоверцами, оставшимися на Земле. И к нам, православным христианам XXI в., обращены следующие слова апостола Павла: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу…» (Евр. 12: 22–24).

Отошедшие в Вечность святые не потеряны для нас, земных, а мы не закрыты для них, небесных. Иоанн Кронштадтский (1829–1908), сам впоследствии прославленный Церковью в лике святых, объяснял это так: «Святые всегда видят нас по благодати Божией, потому что они в Боге и Бог в них, они един дух есть с Господем (1 Кор. 6: 17), а Господь всё видит, всё слышит. Поэтому, смотря в церкви, например, на лики святых Божиих, верь, что они видят тебя, наипаче же твоё сердце» .

Следует добавить: святые не просто нас видят - они сопереживают нам и хотят помочь. Почему? Потому, что их души преисполнены любви, а «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Если до Воскресения Христова ещё можно было в этом усомниться, то теперь христиане твёрдо знают: любовь в конечном счёте сильнее смерти, и её невозможно придавить крышкой гроба.

Одним из высших проявлений любви является молитва. На страницах Нового Завета неоднократно звучат призывы и просьбы к христианам молиться друг за друга (Рим. 15: 30 и др.). Казалось бы, зачем, ведь каждый из нас мог бы обратиться непосредственно к своему Творцу? Но именно Бог желает, чтобы мы таким образом упражнялись в любви и научались смирению, крепили единство Церкви и, спасая других, спасались сами.

Молитвенное обращение к святым не отменяет и не заменяет наши молитвы к Богу, но создаёт между христианами отношение молитвенного соработничества. Не переставая молиться Самому Всевышнему, православные просят святых помолиться вместе с ними, «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить из с земли)» (1 Петр 3: 12). Всё это говорит не о том, что в Православной Церкви святые обожествляются, а, скорее, о том, что верующие люди здесь склонны трезво оценивать себя и не надеяться на собственную праведность.

ИЗБРАННЫЕ СОСУДЫ ДУХА

От одного протестантского проповедника, некогда приезжавшего в Гомель, мне довелось услышать, что православие признаёт материю злым началом мироздания и учит видеть в человеческом теле скверну. Всем, кто так думает, хочется задать вопрос: «А чему же так шумно радуются православные христиане, когда кричат в пасхальную ночь, что Христос воскрес, и на каком основании они почитают мощи своих святых?» .

Вообще, святыми мощами в православной традиции называются любые останки праведного человека, независимо от степени их сохранности. Но особую известность приобретают нетленные мощи, такие, например, которые были обретены при раскопке могилы святого Иоанна Кормянского. Они являются лишним свидетельством в пользу того, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2: 23).

Вопреки тому, что говорят некоторые критики, Православная Церковь высоко ценит тело, рассматривая его как важную составную часть человеческой личности, которая, подобно душе, нуждается в освящении и спасении. Апостол Павел строго переспрашивал христиан: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои»? (1Кор. 6: 19).

Что касается православных святых, то они многое сделали для того, чтобы в их телах-храмах, живых или мёртвых, мог свободно священнодействовать Сам Бог. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) писал по этому поводу: «Не смотри на то, что лежит перед тобою нагое тело мученика, лишённое душевной деятельности, а смотри на то, что в нём присутствует иная сила, высшая самой души, благодать Святого Духа, которая своими чудотворениями удостоверяет всех в истине воскресения» .

Не верите? Считаете, что всё это одни слова? И вправду, зачем об этом много говорить! Вы лучше поезжайте в Корму и посмотрите своими глазами!

Александр ЕЛОПОВ

Чудотворные слова: иоанн кормянский молитва в полном описании из всех найденных нами источников.

Акафист святому праведному Иоанну Кормянскому

И збранный угодниче Христов, святе праведне Иоанне, от чрева матери на служение Богу избранне и юродивым старцем служителем Церкви Господней предреченне, житием твоим праведником Божиим уподобивыйся, темже и Господь обогати тя даром прозрения и исцеления. Мы же, чада Церкви Православныя, с любовию да зовем ти:

Р

Ангельские силы на небесе возрадовашася, аки предреченно еще во чреве матери быти тебе служителем Церкви Божией, отче праведне Иоанне. Темже прослави тя Господь в житии твоем славне, даром прозрения обогати тя, источник исцелений содела мощи твоя нетленная. Мы же, ведуще славу Божию в тебе нам явльшуюся, да зовем ти с радостию велией:

Р адуйся, Церкви Православныя новая похвало,

Р адуйся, Царствия Божия небожителю.

Р адуйся, даром прозрения одаренный,

Р адуйся, даром исцеления обогащенный.

Р адуйся, дальняя аки ближняя предвидевый,

Р адуйся, волю Божию людям вещавый.

Р адуйся, служителем Церкви предреченный,

Р адуйся, Богородицею прославленный.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Виде отец твой пресвитер знамение Божие в рождестве твоем, крещая тя Иоанном нарече в честь апостола любве, Господу же возгласи хвалебную песнь со Ангелы: Аллилуиа.

Бысть отрочество твое в храме Покрова Богородицы прохождаемо, Ея же теплым заступничеством и водительством охраняемо, аки птенец Богу в жертву непорочну принесенный, тако и ты, Господом возлюбленный, измлада служити Ему избранне, похвальную песнь приносим и мы тебе таковую:

Р адуйся, Богом измлада избранне,

Р адуйся, старцу родителю послушен бывый.

Р адуйся, молитвы матери твоея плод добрый явивый,

Р адуйся, житие богоугодное родителей твоих возлюбивый.

Р адуйся, плод молитвы их, аки цвет расцветший,

Р адуйся, надеждо их и веселие.

Р адуйся, труды старческие им облегчивый,

Р адуйся, старость их упокоивый.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Избра тя Господь на служение славное, видя души твоея чистоту, постави тя пастырем Церкви Божией и стадо словесных овец тебе вручи, да пасеши его со усердием, поя Господу песнь: Аллилуиа.

Божественная Благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, восполнися в тебе, сосуде избранный Духа Святаго, праведне отче наш Иоанне. Постави тя светильника верху горы высокия, мы же, видяще дивные дела Божия, во умилении зовем ти тако:

Р адуйся, пресвитере Богом избранне,

Р адуйся, светильниче, во тьме века возсиявший.

Р адуйся, стадо Христово от волков хищных упасший,

Р адуйся, чада духовныя ко Христу приведый.

Р адуйся, пастырю неленостный,

Р адуйся, праведному Иоанну Кронштадтскому подражавый.

Р адуйся, духа злобы от стада Христова отгнавый,

Р адуйся, заблудшия овцы взыскавый.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Дивный молитвенник явился еси, отче праведне Иоанне: не токмо во дни, но и в нощи предавался еси Господеви в молитве, воспевая со ангелы Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Видяще тя щедродателя велия, сирии и вдовицы притекаху к тебе, отче, ты же одарил еси их дарами коемуждо на потребу, смерти гладныя их избавляя, темже и мы молим тя: избави и нас от глада и нестроения в бытии земнем сем: мы же благодарно тебе воспоем:

Р адуйся, к земным благам пристрастия не имевый,

Р адуйся, вдовицу со чады ея от гладныя смерти препитавый.

Р адуйся, нищих одаривый,

Р адуйся, сирых защитивый.

Р адуйся, странников приявый,

Р адуйся, нагих одеявый.

Р адуйся, алчущих и жаждущих утешивый,

Р адуйся, яко в темницех и больницех отверженных посетивый.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Боготочный источник явился еси, отче Иоанне, силою молитвы твоея бесы отгоняя, болящия исцеляя, от греха на путь правый заблудшия наставляя, не остави и нас сирых и убогих, но твоими молитвами спасаеми, и мы воспоим хвалебную песнь в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Видяще подвиги Твоя земная, пресвитере славне Иоанне, Христос даром исцелений тя одари, да и мы, ведуще в тебе сосуд силы Божией, преисполненный всякия цельби и благостыни, зовем ти сице:

Р адуйся, источниче исцелений,

Р адуйся, сосуде Богом избранный.

Р адуйся, врачевом безмездным уподобивыйся,

Р адуйся, белезни неисцельныя исцеливый.

Р адуйся, врачами оставленных не оставивый,

Р адуйся, телу моему здравие даровавый.

Р адуйся, прощение грехов моих у Господа испросивый,

Р адуйся, душу мою от сна лености воздвигнувый.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Хотя уподобитися странникам мира сего в Лавру Киевскую последовал еси, тамо благословение от старцев ея приял еси, да житием своим преподобным подражая, воспеваеши со печерскими святыми: Аллилуиа.

Новаго неба и новыя земли в обетовании Христове ожидал еси, да и нас подражати тебе научил еси: на всяк день Господу угождати, в молитве неленостно пребывати, в посте не расслаблятися, в труде плоть умерщвляти и тебе воспевати:

Р адуйся, молитвою небо и землю соединивый,

Р адуйся, в видении руце ко Господу простиравый.

Р адуйся, пришествие Богородицы в храме предвидевый,

Р адуйся, храм в честь Покрова Ея соорудити благословивый.

Р адуйся, место строительства его указавый,

Р адуйся, со пресвитеры его освятивый.

Р адуйся, в нем же место славно себе уготовавый,

Р адуйся, яко и ныне телесем нетленным в нем почиваеши.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Провозвестник грядущаго испытания явился еси, земли Российстей слезами и кровию омытися возвещал еси, слезы теплые пред Лицем Божиим проливал еси, да сменит Господь гнев Свой на милость над нами, воспевая Ему вечную песнь: Аллилуиа.

Егда прииде скорбь на землю нашу, избави тя Господь сего страшнаго видения, призва тя в райския обители, ты же завещал еси нам яко к живому к тебе приходити и мольбы своя изливати пред тобою. Мы же, исполняя заповедь твою, во умилении сердца зовем ти тако:

Р адуйся, яко нетлением Господь тя прослави,

Р адуйся, яко душею пред Творцом предстоиши.

Р адуйся, яко телесем с нами пребываеши,

Р адуйся, яко скорбем и печалем нашим внемлеши.

Р адуйся, яко отраду божественную нам подаеши,

Р адуйся, яко и воздыхание наше слышиши.

Р адуйся, яко радованию нашему сорадуешися,

Р адуйся, яко чад своих не оставляеши.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Дивно прослави Господь телесе твое, праведне отче наш Иоанне. Гроб твой тлению земли не предадеся и телесе твое, яко адамант драгоценный, в нем сохранися. Многая лета память твоя забвена бысть, но Христос тя яко светильник на свещницу постави, да мрак мира сего озариши. Мы же Господа прославим песнью: Аллилуиа.

Всяк возраст стар и млад прослави тя, отче Иоанне, егда обретеся нетленное телесе твое и многая знамения и чудеса совершашася, болящии исцеляшеся, слепые прозреваша, хромии хождаше. Мы же, видяще в тебе источник исцелений, со слезами воспеваем ти сице:

Р адуйся, пресвитерами славно обретенный,

Р адуйся, народом православным почитаемый.

Р адуйся, слепым прозрение подающий,

Р адуйся, хромых исцеливый.

Р адуйся, расслабленных жилами укрепивый,

Р адуйся, токи крове остановивый.

Р адуйся, отчаянных во врачевании не оставивый,

Р адуйся, в скорбех душу мою утешивый.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Всех приходящих ко гробу твоему не оставляеши, коемуждо на пользу души подаеши и Господа умоляеши: да пришедшии к тебе в скорбех и печалех истощенни не отыдут, но источник утешения в тебе обретут, Спасу душ наших воззовут: Аллилуиа.

Ветии богохвальнии не возмогут достойно восхвалити пучину чудес, чрез тя Богом явленную. В видениях сониих являешися и веру слабоверных укрепляеши, да с радостию и надеждою ко гробу твоему притекают и сердцем чистым тебе зовут:

Р адуйся, яко вера православная тобою укрепися,

Р адуйся, яко любовь тобою умножися.

Р адуйся, яко надежда наша оправдася,

Р адуйся, крине райскаго прозябения.

Р адуйся, кимвале восклицания,

Р адуйся, гусли сладкозвучные.

Р адуйся, ковчеже позлащенный,

Р адуйся, каменю драгоценный.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Свет чудес новых излия Господь Вседержитель, егда бысть обретение нетленнаго телесе твоего. Дивный огнь от иконы Царицы Небесныя на гроб твой изыде, мы же, видевше славная чудеса сия, верою окрепшею Отца Небеснаго прославиша: Аллилуиа.

Светоподатель Господь, желая спасения всякой плоти человеческой, пророки и апостолы на проповедь посылая, мученики и святители венцем нетленным венчая. Тако и тя, отче наш Иоанне, с преподобными в лике праведных прослави, а нас научи тебе воспевати:

Р адуйся, добрая ветвь винограда Христова,

Р адуйся, лозо многоплодовитая.

Р адуйся, верныя ко Христу приведый,

Р адуйся, заблудшия неотринувый.

Р адуйся, мног плод духовный о Христе сотворивый,

Р адуйся, путь спасения нам указавый.

Р адуйся, яко же и сам ко Христу путем тесным следовавый,

Р адуйся, яко и нас на стезю правды наставивый.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Пение хвалебное приносят ти, отче праведне Иоанне, обретшии спасение твоими молитвами от бед и скорбей и всяких напастей, да купно с тобою радостно поют Богу: Аллилуиа.

Светозарным светом бысть житие твое, отче праведне Иоанне. Да и нам грешным путь ко спасению указуя, зарю общего воскресения предвозвещая, маловерныя уверяя, верныя подкрепляя, темже купно да зовем ти:

Р адуйся, пастырю наш вселюбимый,

Р адуйся, защитниче наш от врагов спасения непреоборимый.

Р адуйся, козни диавольския молитвою победивый,

Р адуйся, Христа житием твоим прославивый.

Р адуйся, Богородицы избранниче неложный,

Р адуйся, сослужения Ангельскаго удостоивыйся.

Р адуйся, в сониях на молитву к ходатайству твоему призвавый,

Р адуйся, яко и мене грешнаго Благодати Божия не лишивый.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

Благодать свыше ниспосли всем нам, притекающим с любовию к раце мощей твоих, и испроси у Господа прощение согрешений наших, болящим же и страждущим исцеление даруй, да благодарственно вси вопием дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Житие твое славно Господь прослави, человека небеснаго и ангела земнаго нам показавый. Мы же, ведуще многая знамения у гроба твоего происходяща, молим тя, отче наш Иоанне, да твоими молитвами укрепится в нас вера православная, в ней же наше спасение, и тебе мы поем восхваление:

Р адуйся, фимиам кадильный Богу принесший,

Р адуйся, во иереях ему послуживый.

Р адуйся, тайнозрителю Божия благодати,

Р адуйся, покровителю сирот и вдов.

Р адуйся, ересей искоренителю,

Р адуйся, правыя веры насадителю.

Р адуйся, яко тобою Господь прославися,

Р адуйся, яко тобою Вера Православная утвердися.

Р адуйся, Иоанне пресвитере, чудотворче и целителю.

О преблагий угодниче Божий, святый праведный отче наш Иоанне, приими сие малое моление наше аще недостойне тебе приносимое, но с любовью сыновнею припадающе вопием ти: избави нас от недуга душевнаго и болезни телесныя, да и мы в покаянии плод добр Господеви принесем и с тобою в Царствии Небеснем Ему воззовем: Аллилуиа.

(Сей Кондак глаголи трижды. А по сем чтется Икос 1 и Кондак 1)

О преславный угодниче Божий, святый праведный отче наш Иоанне! Ныне припадая к раце с цельбоносными мощами твоими, из глубины души тебе зовем, о святче Божий, не отрини нас, сирых и убогих, во гресех рожденных и плод достойный покаяния не принесших. Тебе, яко имеющему дерзновение пред Господем, со слезами взываем: исцели болезни наша телесныя, укрепи души наша маловерныя. Умоли Господа даровати нам радость покаяния и жития нашего исправление. Испроси у Бога земли нашей плодородие, дожди мирны и воздухи благорастворенны. Церковь нашу твоими молитвами незыблемо огради от ересей и расколов. Обитель сию и храм сей до скончания века сохрани, и по кончине жития нашего во обители Отца Небеснаго нас водвори, да и мы тамо купно с тобою и всеми святыми прославим в Троице Единаго Бога Отца, и Сына, и Духа Святаго. Аминь.

СЛУЖБА святому праведному Иоанну Кормянскому

Н а Велицей вечерне поем «Блажен муж»; первый антифон:

Н а «Господи воззвах» поставим стихов 8: и поем стихиры глас 3:

П риидите, празднолюбцы, увенчаем песньми солнце незаходимое и едиными устнами восхвалим светило великое, пастыря добраго пресвитера Иоанна, образ жизни во Христе нам явльшаго, и молитвою пламенною бесы поправшаго, церкви Российские новую похвалу, земле беларусския сокровище неистощимое, и царствия Божия небожителя, егоже молитвами да спасет Христос души наша. (Читать дважды )

П уть не ложный показал еси нам, блаженнее, како подобает мирскую суету оставляти и Христу, Жениху Небесному, угождати, уподобитися пяти девам мудрым и светильниче душ наших уготовати во тьме сущей, делы добрыми озорити вход Христа, и совнити с Ним на брачный пир, отрешитися суеты мира сего, да твоими молитвами и нас приведеши ко Христу Спасу душ наших. (Читать дважды)

В сем сердцем возжелал еси работати Господеви, с юных лет во храме обретался еси, пением и чтением благоугождая Христу, возгорелся еси из глубины души, и последовал стопам достопамятного отца твоего, место славное у Престола себе обретая, любовию пламенея, николиже зла за зло воздая, но яко птенец кроткий молитву изливал еси Господеви, да даст ти место служения храм Девы Марии, Еяже молитвами и нас ко Христу приведи, отче праведный наш Иоанне.

В сех нищих и убогих ублажал еси, всем подавая не токмо на пользу телесную, но и молитвами твоими, души убогие благодатию Духа обильно наполняя, трудолюбие жилища в себе показуя, поучал труды к трудам прилагати, со смирением и молитвами крест свой понести, и тако труды земными сотворити в душе своей Царство Небесное, да изыдет Христос и обрящет храмину добрую, украшенную трудами добродетельными, подвиги многими и молитвами теплыми, сияющи чистотою покаяния: да и мы обрящем сердца наша чистыми, почитающее блаженную память твою, отче наш Иоанне.

П утеводящая звезда, озаряющая мрак жития нашего, явился еси нам праведнее Иоанне, во тьме века неверия возсиявшая, светом своим путь просветившая, и многи ко спасению приведшая, лучами благодати покрывшая, и не отринувшая нас от единыя Надежды – Христа, указавшая во мраце жития – Свет, Свет возсиявший на спасение душ наших.

С ердце чисто созиждет в тебе Господь, показуя нам правило веры и образ кротости, смирения пучину великую, милосердия источник неиссякаемый, покаяния слезы преизрядныя, милости подателя благаго, миротворца и молитвенника пречудна, ангела земнаго и человека небеснаго, жителя Иерусалима горняго, небесных чинов сослужителя и на небеси сожителя, о церкви российстей теплаго предстателя, и земли белорусския чудотворца предивна.

С ердцем веровал еси в правду, священниче Божий, устны же глаголал еси во спасение: Господь крепость мне даст, Господь миром меня оградит, Господь сила моя, Господь слава моя, Господь разум мой утвердит, Господь наставит мя ко спасению, Господь в сердце моем поживет, и соделает душу мою храмом Своим. Тако и мы тебе вопием: Господь прослави тя на небеси, и мы грешнии прославляем тя на земли.

И ныне: Догматик, глас той же.

Вход. Прокимен дня. Чтения три.

Притчей чтение: (Гл.: 13, ст. 20-23, 25-26; Гл. 14, ст. 1-6).

Ж елания благочестивых наслаждают душу; дела же нечестивых далече от разума. Ходяй с премудрыми премудр будет: ходяй же с безумными познан будет. Согрешающий постигнут злая: праведных же постигнут благая. Благ муж наследит сыны сынов. Праведнии насладятся в богатстве лета многа: неправеднии же погибнут вскоре. Иже щадит жезл свой, ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно. Праведный ядый насыщает душу свою: душы же нечестивых скудны. Мудрыя жены создаша домы, безумная же раскопа рукама своима. Ходяй право, боится Господа: развращаяй же пути своя, обезчестится. Из уст безумных жезл досаждения: устне же мудрых хранят я. Идеже нет волов, ясли чисты: а идеже жита много, явна волу крепость. Свидетель верен не лжет: разжизает же ложная свидетель неправеден. Взыщещи премудрости у злых, и не обрящещи: чувство же у мудрых удобно.

Премудрости Соломона чтение: (Гл. 3, ст. 1-9)

П раведных же души в руце Божией, и не прикоснется их мука.

Приход во имя святителя Лаврентия, епископа Туровского, чудотворца.

Минской епархии Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. http://hramlavrenty.narod.ru/

223049 Республика Беларусь. Минский район, а/г Щомыслица, ул. Жуковского, 50. Храм свт. Лаврентия Туровского.

Настоятель храма протоиерей Александр Викторович Головин.

ИОАНН КОРМЯНСКИЙ

Родился в ночь на 7 октября 1837 года в семье священника Покровской церкви деревни Стрешин Рогачевского уезда Могилевской губернии. Был третьим сыном, старшие – Лев и Николай – также стали священниками. Был крещен в честь апостола любви Иоанна Богослова.

Его будущее служение было открыто родителям еще до его рождения. Однажды, когда мать будущего праведника молилась в храме на службе, к ней подошел юродивый, низко поклонился и произнес: “Хотел бы я у него (ребенка) взять благословение, но не доживу”. Уже в 4 года Иоанн вместе с братом помогал отцу в храме. Послушание, труд и молитва, а также предание себя в волю Божию и под Покров Царицы Небесной с отрочества стали главными чертами отца Иоанна.

По окончании церковноприходской школы он поступил в Могилевское духовное училище, затем продолжил учебу в Могилевской духовной семинарии.

По окончании семинарии, в 1859 году направлен законоучителем в церковноприходскую школу деревни Огородня Гомельского уезда, где он знакомится с девицей Марией, дочерью покойного иерея Никольской церкви Филиппа Трусевича. В 1862 году они обвенчались.

24 февраля 1862 года рукоположен во священника архиепископом Могилевским Евсевием (Орлинским), и определен ко храму Рождества Богородицы в деревне Шерстин Рогачевского уезда.

За 14 лет, проведенных в деревне Шерстин, в семье Гашкевичей родилось четверо детей: трое сыновей – Михаил, Игнатий, Симеон (Михаил и Симеон стали священниками, Игнатий – псаломщиком) и дочь Татьяна (впоследствии – учительница церковноприходской школы).

В конце 1876 года, по случаю освобождения священнического места в деревне Огородня Гомельского уезда, 39-летний иерей Иоанн подает прошение о переводе в Никольскую церковь. Прошение было удовлетворено, и семья возвратилась в Огородню, теперь уже насовсем.

На новом приходе батюшка приложил много трудов по благоустройству храма и принадлежащих ему построек. Недвижимой собственности он никогда не имел до конца своих дней, а проживал в церковном домике рядом с церковью.

Жена Мария в Огородне родила ему еще троих детей: дочь Анну и сыновей Платона и Иоанна (тоже стали священниками). После рождения младшего сына Иоанна (в 48 лет) отец Иоанн посетил Киево-Печерскую лавру, где получил благословение на монашеский образ жизни, и уже до смерти не вкушал мясной пищи, предавался строгому посту в среду и пятницу, лишь после вечернего богослужения вкушая просфору и немного воды. Ум свой батюшка всегда занимал Иисусовой молитвой, научая этому своих сыновей и духовных чад.

Проповедуя слово Божие, отец Иоанн призывал всех к покаянию: «Скоро Господь изольет на нас чашу гнева Своего, если мы не покаемся, как ниневитяны. Грядущее поколение узрит в храмах мерзость запустения». Многим батюшка помогал и словами совета, и молитвами, и делами, часто повторяя слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Заповедь о любви к Богу и ближнему отец Иоанн исполнил всей своей жизнью.

За годы своего служения отец Иоанн исполнял ответственные послушания: три года подряд был духовным следователем в благочинии, 12 лет – членом благочиннического совета.

В 70 лет был возведен в сан протоиерея.

В 1912 году вышел за штат по возрасту (75 лет) и состоянию здоровья, уступив место священнослужения своему младшему сыну Иоанну.

Мирно скончался осенью 1917 года в Огородне. Погребен около алтаря Никольского храма.

В июле 1991 года его нетленные мощи были обретены и перенесены в деревню Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Покровской церкви. На этом месте стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.

9 сентября 1997 года мощи были извлечены из-под спуда и поставлены в Покровском храме деревни Корма.

Службу с акафистом св. Иоанну Кормянскому составил архим. Стефан (Нещерет).

Став местом паломничества, Покровский приход в Корме в 2000 году был преобразован в Иоанно-Кормянский женский монастырь.

Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 30 ноября 2017 года имя прав. Иоанна Кормянского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

  • набедренник (1876)
  • скуфья (1889)
  • камилавка
  • золотой наперсный крест
  • орден Святой Анны ІІІ степени (1906)
  • орден святого равноапостольного князя Владимира IV степени (1912)

Свя́тче Бо́жий,/ о́тче на́ш пра́ведне Иоа́нне,/ пресви́тере сла́вне ста́да Христо́ва,/ свя́то житиѐ твоѐ соверши́в,/ да́ром прозре́ния и исцеле́ния Госпо́дь тя̀ одарѝ,/ и ны́не нетле́нным телесе́м с на́ми пребыва́я,/ молѝ Христа̀ Бо́га на́шего,/ да спасе́т Госпо́дь ду́ши на́ша,// почита́ющих, блаже́нне, святу́ю па́мять твою̀.

От чре́ва ма́тере ди́вно прорече́нный,/ избра́нник Бо́жий яви́лся есѝ,/ не то́кмо в житиѝ Бо́гом просла́вленный,/ но и по сме́рти на́с не оста́вивый,/ в ди́вном явле́нии ру́це за ро́д правосла́вный ко Христу̀ простира́я,/ моли́ся Влады́це все́х царю̀// поми́ловати на́с, чту́щих святу́ю па́мять твою̀.