Open
Close

Парусный фрегат 18 века. Парусные Суда в XVIII Столетии

В XVIII столетии парусные суда достигли определенной степени совершенства, хотя постройка их все еще не имела под собой никакой солидной научной базы. Даже такие признанные корабельные мастера, как голландцы, в основном руководствовались своим эмпирическим опытом, а не детально проработанными чертежами.

Недаром царь Петр I, в молодости бывший подмастерьем у голландца Класа Поля, быстро разочаровывается в познаниях своего учителя, а затем и вовсе начинает считать голландских судостроителей ремесленниками, полагающимися лишь на природную сметку и верность глаза.

Испанцам было позволено бежать, но они упали в кучу и были побеждены людьми Лолонуа. Они шли с бегущими солдатами, и вместе с ними они бросились в отступление и в город. Затем пираты вернулись в Маракайбо, где они все еще горели на высоте 30 000 квадратов. От Лолониуса поглощено. Позор умершего - это все твое; но не то же самое, что тот, кто был беспомощно поднят на Тортугуасе, и он был на полу с одним местом в 200 м. на палубе. Полномочия капитана довели до нуля. Когда коренные народы закончились, капитан и его сын будут кричать о непопулярности небезпейна, и они уничтожат их.

Кстати, следующим «пунктом назначения» Петра-ученика стала Англия - родина фрегатов и, пожалуй, единственная страна, где к началу XVIII в. теория кораблестроения получила достойное развитие.

Деревянные конструкции судна удалось улучшить настолько, что постройка больших военных кораблей (линейных и фрегатов) с водоизмещением в 2000 тонн из исключения становится правилом. Крупные суда постепенно приобретают специфическую форму корпуса - с наклоненными внутрь бортами, высокими кормовыми надстройками, разным уровнем палуб, которые уступами спускались к миделю, и такими полными оконечностями, что в плане ватерлиния приближалась к прямоугольнику.

В течение столетий были идентифицированы охотники в основном голландского происхождения, основным островом которого был остров Эспаньола, сегодняшняя Гаити. Сила скульпторов неуклонно росла, поскольку они получили контроль над большей частью Эспаньолы; начали запугивать испанские поселения в других частях Карибского бассейна и создали базу для Тортуги и порта Ройал на Ямайке. Во второй половине века эти стратегические пункты находились под контролем англиканцев, влияние которых в этих областях было более или менее посвящено им.

Большая часть времени была посвящена охоте. Такие венки были затем обернуты в пучки или проколотые и резьбовые шпагаты, слуга как средство обмена. За фунт копченого мяса баклер мог получить 2 фунта табака из окружающих растений. Так как кошки не служили обычным потребностям, они вырубали лесорубов из вылупившегося кальмара, который был опустошен и подготовлен как масло для ламп. Горшок с этим маслом нужно было заменить на 100 фунтов табака. Капельный табак продавался охотниками в настроениях, опасаясь захвата испанцев, а скорее зажигательных и, конечно же, пиратов, с которыми у них были любовные отношения.

Полнота оконечностей обеспечивала кораблю легкий всход на волну и спокойную килевую качку а прямоугольные обводы ватерлинии повышали его остойчивость. Из-за «заваленного» фальшборта верхняя палуба корабля оказывалась длинной и узкой. Вероятно, судостроители боялись, что судно не будет достаточно остойчивым, если тяжелые орудия, располагавшиеся по борту на верхних палубах, выйдут за ширину ватерлинии.

Существо существ было маки, охотничий нож и, в частности, длинная винтовка, с которой эти охотники умели вести себя мастерски. Со временем французы и англиканские пираты испанцев, которые начали работать в Тортузе и Порт-Ройял в полусладкой позиции, стали выглядеть как Букачи. Флибусти были евразийскими или французскими пиратами французского происхождения; в противном случае «Братья Свободного моря».

Их имена также были связаны с маленькими быстрыми альпинистами - «флибами», которые они иногда использовали. Корсет предназначен для лодки или человека, держащего так называемое Карпатское письмо, правительство правительства с целью стрельбы по вражескому судну во время войны, и правительство обратилось с просьбой о получении прибыли. Захваченные корсары должны были подчиняться статусу военнопленных, которые, конечно, обычно не встречались. Пираты были на любом корабле, независимо от политического статуса или государственности.

Расплатой за выгнутые борта стали снижение плавучести судна и повышенный расход древесины. Корма корабля по-прежнему оставалась плоской - транцевой. На судах прочно обосновывается штурвал, преимущества которого по сравнению с румпелем и колдерштоком быстро оценили капитаны дальних плаваний. Штурвал позволял управлять рулем, находясь на квартердеке судна.

Положения их кораблей были, по данным периода, в основном состоящими из моряков, служащих преимущественно на палубах торговых, военных или корсиканских судов; они всегда были опытными Мэррерами. Тот, кто оставил бы что-нибудь, должен быть позорно вытолкнут с корабля на материк, без оружия, и без надежды на то, что его снова примут. Следующие обязательные суммы уже были выделены для поддельных и оцененных отказов перед листингом:. - 100 испанских толаров для тестеров, которые построили лебедку, выигравшую победу; - 200 толарных ран, за его работу и кровопролития.

Франиусзкий фрегат «Флора», 1780г.

Мидель - в теории корабля обозначает самое широкое место корпуса.

Кое-что изменилось и в парусной оснастке судна: приблизительно с 1750г. корабелы отказываются от блинд-стеньги. Вместо нее на бушприте устанавливался утлегарь для крепления среднего кливера, кливера и бом-кливера - парусов, введенных на английских кораблях еще в начале столетия. Элементы мачт и рангоута начинают скреплять железными обручами, так называемыми бугелями.

Тот, кто остался в ране после раны, выполнял ту же задачу, как если бы он потерял ее. После оплаты этих обязательных счетов вся остальная корзина была разделена столько раз, сколько знали руководители экипажа судна. Молодые моряки и те, кто принимал участие в круизе, впервые получили половину своего долга. С другой стороны, капитан Флот получил пять раз, командиры каждого корабля три раза. Эти уставы применялись к кораблекрушению Лолони, но правила других командиров пиратов были несколько похожи.

Каждый человек по-прежнему был обязан держать свое оружие в безопасности и боевой готовности. Случилось слух о том, что тревога фонарей и свечей звучит; тот, кто хотел спешить на открытой колоде, должен был пожелать. Над искажением земной коры он наблюдал за рулевым - помощником капитана, а вместе с ним единственным офицером на корабле, который выбрал людей. Другие офицеры на борту назвали себя капитаном, который был - в соответствии с тогдашней общей практикой - неограниченным мастером по судьбе сотрудников.

С увеличением числа шпангоутов набор судна приобретает значительную прочность. Усиливается и сама конструкция шпангоута, и, наконец, корабелы начинают вырезать каждый второй шпангоут с удвоенной толщиной. К концу столетия на военных судах для дополнительного скрепления шпангоутов в моду вошли ридерсы - диагональные полосы, которые накладывались на шпангоуты во избежание сильного изгиба и поломки корабля во время шторма.

В случае с пиратами, однако, эти два офицера также могут быть свергнуты со своих должностей. Почитаемый - и часто единственный знающий член линии - был офицером-навигатором; лодочник, паруса и веревка, а также палуба на борту, отвечал за судовладельца.

Основная масса кораблей в американских или карибских водах составляла сахар, табак, древесину или кожу, часто такие разнообразные товары из Европы. Ценными «заказчиками» были такие рабы, как те, которые прибыли из Африки. Сильная торговля между пиратами и колонистами не была пощадой, поэтому братья свободных морей нашли легкие продажи для своих волков. Еще одним подарком вина было виноградное вино или вино. У этого должно было быть такое открытое пространство для накопившегося волка. Пираты всегда предпочитали меньшие типы кораблей, таких как шали и бригады, в своих описаниях, хотя некоторые из их лидеров использовали более крупные и более переносные тела.

Кливер - передний треугольный косой парус, ставился впереди фок-мачты.

Стаксель - косой парус, поднимаемый по лееру или штагу между мачтами. В зависимости от местоположения получает дополнительные приставки: грот-брам-стакселъ и т. д.

Да, с таким прочным судном можно было идти и в огонь и в воду Кстати, слово «огонь» мы упомянули совсем не случайно: именно в огне кончали свою жизнь старые военные брандеры - корабли-камикадзе, нагруженные горючими и взрывчатыми веществами. Преследуя одну цель - сжечь суда противника, хотя бы и ценой собственной жизни, они втихомолку, ночью или в тумане, проникали в самое сердце неприятельской флотилии. Брандер снаряжали так, чтобы он мог мгновенно вспыхнуть, столкнувшись с вражеским кораблем.

Самым распространенным видом парусника на волнах Карибского моря был гонт, маленький одноколесный корабль, характерный для его богатой грязи. Типичный пиратский челнок имел вместимость до 75 человек и 14-дартное вооружение. Двухуровневая бригантина отличалась от булыжников, за исключением разного расположения парусов. Максимальная длина этого очень популярного корабля в Карибском море составляла где-то более 30 метров, давление до 150 тонн; на борту 100 человек и 12 доков. Определенным вариантом бригантина был бриг, но возникновение было гораздо более упругим.

Французский линейный корабль «Солей Руайалъ», 1690г.

Пример настоящего триумфа брандеров - сожжение турецкого флота в Чесменской морской битве 1770г. Для действий против турок русскими было построено целых четыре брандера. Успеха добился только один из них, бывший под командованием лейтенанта Д.С. Ильина - но зато какого успеха! Несмотря на сильный огонь противника, Ильину удалось вплотную подойти к 84-пушечному турецкому линейному кораблю, зажечь брандер и вместе с командой пересесть в шлюпку.

Из тяжелых и тяжелых пиратских лодок они часто использовали по-разному ухоженные бизнес-сундуки с большой тоннажем. Если бы мы пренебрегли так называемой баллистической ракетой вместимостью до 900 человек, пираты могли использовать фрегаты. Это был своего рода корабль меньших размеров, чем корабль, но он все еще был гном и подобной грязью. Подходящим сосудом для пиратской деятельности может быть своего рода двухэтажное «распятие» воинов-фрегатов и быстрых бригад. Часто напоминающий испанский галеон жил своим золотым веком в столе, когда его использовали не только испанцы.

Горящие обломки взорванного судна вызвали взрывы и пожары на кораблях противника. Из-за одного старого брандера в огне погибло 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и более 40 мелких судов. Сохранением прочности корпуса корабль XVIII в. был обязан своей тщательной окраске, предохранявшей дерево от гниения. Судовая мазь, которой обычно красили подводную часть корпуса, имела грязно-белый цвет. Изготовлялась она из серы, сала, свинцовых белил, растительного жира и рыбьего жира, смешиваемых в определенных пропорциях.

Эти большие, в основном оформленные лодки, с передней и задней конструкцией, появились в конце века. Главные галеоны могли быть до 100 на двух колодах. Разумеется, торговцы галеона больше интересовались размером пространства в помещении, над доспехами. Было бы ошибкой думать, что корпуса тогдашних парусников были только в цвете дерева. Пиратский способ борьбы с пирбатским кораблем часто был самодостаточным, и они упали на землю. Очевидно, что в этих случаях важная роль запугивания и общая плохая репутация пиратов.

Если атакованный корабль не сдался, его может пострадать от батареек на стороне пиратской каретки, после чего следует так называемый подход. Это означает, что, как только две лодки приблизились к их сторонам, пираты «покрыли облака дыма», лодка была привязана якорями на канатах или специальными рычагами и прыгнула на палубу; была борьба с различными холодными и огневыми вооружениями, с использованием гранатометов, а также с пылевыми шарами и другими самодельными взрывчатыми веществами. Он мог бы быстро захватить корабль противника, захватив своего капитана или укрыв его.

Позднее корпус ниже ватерлинии начали покрывать минеральными тирами черного цвета, а в 1761г. английский Совет Адмиралтейства, осуществлявший надзор за постройкой судов, повелевает накладывать на подводную часть судна дополнительную обшивку из медных листов на медных же гвоздях, чтобы защитить его от разрушения жучками-древоточцами. Борта судов красят в черный и желтый (или белый) цвет.

Их роли также играли флаги отдельных командиров пиратов, у которых были лучшие вкусы, чем выбор только черного флага с белым черепом и скрещенных недр. Такая комбинация была очень популярна в то время, и она была доведена до совершенства романтическим писателем века. Фаворит был также зеленым, и, например, Дон Карлос дал знак флага «предупреждающего» желтого цвета с тремя черными рабами. Карел Ржижика: история и развитие торгового флота, Прага.

Вы можете увидеть уникальное произведение искусства и уникальный корабль, который сохраняет 95% исходных деталей. Корабль, украшенный сотнями резных статуй. Парусный спорт на этом корабле был мечтой каждого моряка и воина во время Тридцатилетней войны. Огромный корабль был построен под руководством голландского строителя Хенрика Гибецсона.

Черными полосами оттеняют батарейные палубы. Для окраски внутренних помещений судна использовали охряно-желтые тона, а внутренние стороны пушечных портов, как и на галерах, продолжали оставаться кроваво-красными. Так же красили и борта изнутри. Иначе после первого же сражения могло показаться, что корабль весь истекает кровью - на самом деле это была кровь погибших в бою матросов.

Кораблекрушение - недавно построенный корабль отплыл из порта Стокгольма в августе. Название Васа было дано правящей династией Васа. После торжественного спасения стороны, великий ветер вызвал наклон корабля, в первый раз он снова поднялся, но на его бок был наложен еще один порыв ветра, и в лодку вошли канистры, все шло очень быстро.

Корабль должен был стать одним из шведских военно-морских кораблей. Корабль должен был отплыть к врагу, пронумерованному Польшей. Почему корабль, который только что был разграблен, затонул? Причины, пожалуй, больше - планы корабля были изменены во время строительства, было больше работ, чем обычно, у корабля была надстройка и две пушки, корабль, на котором было 120 тонн груза, но корабль был слишком потрепан.

Брандер Ильина

Корму судна все еще снабжают богатым резным декором и громадными фонарями с ажурной резьбой. Кстати, роскошь и пышность отделки всецело зависели от ранга корабля. У россиян, к примеру, небольшие суда имели вполне определенную схему декора: в центре кормы помещался герб, который поддерживался с двух сторон позолоченными фигурами; чуть ниже шло название судна.

Частный исследователь по имени Андрес Франзин затем упоминается как изобретатель корабля Васа. Лодка после длительных приготовлений была выведена из воды в апреле. На затонувшем корабле было найдено шесть неиспользуемых парусов, они были тонкие и хрупкие, как паутина. Сегодня они сохранились и один из старейших сохранившихся парусов.

Эксперты подготовили метод его защиты и обслуживания. В качестве средства защиты был выбран полиэтиленгликоль, воскообразный продукт, который является водорастворимым, и древесина, медленно проникающая и постепенно заменяющая воду. Эта «пропитка» лодки и всех деревянных предметов длилась много лет.

Скромное разнообразие достигалось тем, что герб поддерживали либо скульптуры святых, либо воинов, либо путти (так называли изображения маленьких пухленьких мальчиков). У кораблей и фрегатов, кроме кормы, украшались кормовые галереи, верхний пояс бортов, крамболы, гальюн и носовая оконечность.

Еще одна важная задача заключалась в том, чтобы поместить все объекты в их первоначальную форму, корабль был не просто военным объектом, а корабль был также плавающим дворцом. Статуи были позолочены и окрашены яркими красками, и их целью было празднование, культура и власть шведского монарха.

Сохранение лодки в хорошем состоянии по-прежнему является попыткой дальнейших исследований. Музей находится справа от моста Джургардборн на шведском острове Джургард. Каждый год остров посещают миллионы людей, а Ваза - одна из самых посещаемых туристических достопримечательностей в мире.

66-пушечный корабль «Трех иерархов». 1760г.

Крамболы - толстый короткий брус, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницей. Служил для подтягивания к борту якорей.

Кормы французских военных кораблей «Инвинсибл», 1747г. (слева), и «Глориосс», . 1740г. (справа)

В XVIII в. английский фрегат не только занимает достойное место во всех западноевропейских флотах, но и получает широкое признание в России. По указу Екатерины II, обратившей царственный взор на южные границы своей империи, в устье Днепра для обороны от турок строится город-крепость Херсон, при котором создается новое адмиралтейство.

Заботы о строительстве херсонских верфей и военных баз Екатерина возложила на двух генерал-аншефов - главнокомандующего русской армией на юге ГА. Потемкина и начальника всей морской артиллерии А.П. Ганнибала. В 1778 г. Россия активизирует свои действия против турецкого флота, и имена непобедимых фрегатов построенной в Херсоне Черноморской флотилии - «Андрей Первозванный», «Берислав», «Стрела», «Кинбурн», «Георгий Победоносец» и многие другие - начинают звучать угрозой для врага.

Постепенно русские адмиралы, предпочитая этот тип кораблей другим небольшим судам, вводят вместо шняв 16- и 20-пушечные фрегаты, безкоторых последующие военные действия против турецкого флота были бы попросту невозможны.

Американский фрегат «Эссекс», 1799г.

Во многих победах русских фрегаты сыграли решающую роль. Пример тому- сражение у острова Фидониси (1778г.). Севастопольская эскадра, состоявшая всего из 36 судов, в том числе двух линейных кораблей и 10 фрегатов, встретилась здесь с превосходящим турецким флотом, включавшим 49 судов, 17 из которых были большими линейными кораблями. Маневренный русский флот под командованием капитана-бригадира Ф.Ф. Ушакова быстро контратаковал турецкий авангард, и после трех часов битвы турецкая эскадра, потерявшая одно судно, была вынуждена ретироваться, спасаясь от противника.

В 1788г. по приказу Потемкина при слиянии рек Ингула и Южного Буга была заложена большая корабельная верфь, которая дала начало городу Николаеву. А спустя всего два года со стапелей новой верфи сходит на воду первый 4б-пушечный парусный фрегат «Святой Николай». Этому кораблю суждено было прожить сравнительно долгую для деревянных судов жизнь: целых двенадцать лет находился он в строю, получив боевое крещение в июле 1791 г. в сражении у мыса Калиакрия.

Корвет

Торговые суда этого времени, имевшие сравнительно небольшое водоизмещение (порядка 600 тонн), по конструкции почти ни в чем не уступали военным. Преимущество крупных боевых кораблей выражалось, пожалуй, только в оптимальном соотношении между длиной и шириной корпуса, благодаря чему они были более быстроходны.

Меньшие, чем фрегат, размеры имели корветы, вооруженные 20-30 орудиями, двухмачтовые бригантины с 10-20 пушками и тендеры - маленькие военные суда с одной мачтой. Хотя бригантины строили давно, в XVIII столетии это название закрепляется за судами, у которых фок-мачта несет прямые паруса, а более высокая грот-мачта - единственный косой.

Около 1760г. на грот-стеньгу бригантины начинают ставить легкий прямой парус, а еще позже прямые паруса начинают натягивать на реи грот-стеньги и грот-брам-стеньги - такое судно называют бригом. Боевые бригантины и бриги водоизмещением до 300 тонн, вооруженные десятком пушек, служили для разведывательных и посыльных целей, а в составе торговых флотилий использовались как небольшие сухогрузы.

Бомбардирский корабль «Юпитер», 1771г.

К концу XVIII в. появляется еще один тип военного судна, названный бомбардой. Это судно оснащалось только двумя мачтами, причем передней служила грот-мачта, которая несла прямые паруса. Вооружение бизань-мачты состояло из косых парусов. Место фок-мачты на французской бомбарде занимала платформа, на которой находились две большие пушки-мортиры. При осаде прибрежного города и обстреле крепостных стен бомбардирские галиоты французов не имели себе равных. В Англии бомбардирские суда были несколько иными: они сохранили все три мачты, между которыми на поворотных платформах устанавливались мортиры, использовавшие, как и их предшественники, «запальную» технологию.

Но если конструкция судовых орудий в XVIII в. практически не изменилась, то вопрос, чем стрелять, по-прежнему оставался животрепещущим. В 1784 г. англичанин Е. Шрапнель изобретает разрывные снаряды, наполненные круглыми пулями и очень напоминавшие бомбы, которые метали мортиры, пришедшие во флот из сухопутных войск.

Бомбы применялись для стрельбы навесным огнем и представляли собой полые железные ядра с фитилем и пороховым зарядом внутри. Фитиль поджигали, а бомбу за специальные ушки опускали в мортиру. Промедление было смерти подобно. Долетев до вражеского судна, ядро разрывалось, оставляя пробоины в корпусе и по пути круша мачты. Позже ядра стали опускать в дуло мортиры, не зажигая фитиля: он воспламенялся при взрыве пороха в зарядной камере орудия.

Мортира - короткоствольное орудие большого калибра из бронзы или чугуна. Имела дальность стрельбы до Зкм с навесной траекторией стрельбы.

В XVIII столетии парусные суда достигли определенной степени совершенства, хотя постройка их все еще не имела под собой никакой солидной научной базы. Даже такие признанные корабельные мастера, как голландцы, в основном руководствовались своим эмпирическим опытом, а не детально проработанными чертежами. Недаром царь Петр I, в молодости бывший подмастерьем у голландца Класа Поля, быстро разочаровывается в познаниях своего учителя, а затем и вовсе начинает считать голландских судостроителей ремесленниками, полагающимися лишь на природную сметку и верность глаза. Кстати, следующим «пунктом назначения» Петра-ученика стала Англия — родина фрегатов и, пожалуй, единственная страна, где к началу XVIII в. теория кораблестроения получила достойное развитие.

Французский линейный корабль «Солей Руайалъ», 1690г.

Деревянные конструкции судна удалось улучшить настолько, что постройка больших военных кораблей (линейных и фрегатов) с водоизмещением в 2000 тонн из исключения становится правилом. Крупные суда постепенно приобретают специфическую форму корпуса — с наклоненными внутрь бортами, высокими кормовыми надстройками, разным уровнем палуб, которые уступами спускались к миделю, и такими полными оконечностями, что в плане ватерлиния приближалась к прямоугольнику. Полнота оконечностей обеспечивала кораблю легкий всход на волну и спокойную килевую качку а прямоугольные обводы ватерлинии повышали его остойчивость. Из-за «заваленного» фальшборта верхняя палуба корабля оказывалась длинной и узкой. Вероятно, судостроители боялись, что судно не будет достаточно остойчивым, если тяжелые орудия, располагавшиеся по борту на верхних палубах, выйдут за ширину ватерлинии. Расплатой за выгнутые борта стали снижение плавучести судна и повышенный расход древесины. Корма корабля по-прежнему оставалась плоской — транцевой. На судах прочно обосновывается штурвал, преимущества которого по сравнению с румпелем и колдерштоком быстро оценили капитаны дальних плаваний. Штурвал позволял управлять рулем, находясь на квартердеке судна.

Франиусзкий фрегат «Флора», 1780г.

Мидель — в теории корабля обозначает самое широкое место корпуса.

Кое-что изменилось и в парусной оснастке судна: приблизительно с 1750г. корабелы отказываются от блинд-стеньги. Вместо нее на бушприте устанавливался утлегарь для крепления среднего кливера, кливера и бом-кливера — парусов, введенных на английских кораблях еще в начале столетия. Элементы мачт и рангоута начинают скреплять железными обручами, так называемыми бугелями.

С увеличением числа шпангоутов набор судна приобретает значительную прочность. Усиливается и сама конструкция шпангоута, и, наконец, корабелы начинают вырезать каждый второй шпангоут с удвоенной толщиной. К концу столетия на военных судах для дополнительного скрепления шпангоутов в моду вошли ридерсы — диагональные полосы, которые накладывались на шпангоуты во избежание сильного изгиба и поломки корабля во время шторма.

Кливер — передний треугольный косой парус, ставился впереди фок-мачты.

Стаксель — косой парус, поднимаемый по лееру или штагу между мачтами. В зависимости от местоположения получает дополнительные приставки: грот-брам-стакселъ и т. д.

Да, с таким прочным судном можно было идти и в огонь и в воду Кстати, слово «огонь» мы упомянули совсем не случайно: именно в огне кончали свою жизнь старые военные брандеры — корабли-камикадзе, нагруженные горючими и взрывчатыми веществами. Преследуя одну цель — сжечь суда противника, хотя бы и ценой собственной жизни, они втихомолку, ночью или в тумане, проникали в самое сердце неприятельской флотилии. Брандер снаряжали так, чтобы он мог мгновенно вспыхнуть, столкнувшись с вражеским кораблем. Пример настоящего триумфа брандеров — сожжение турецкого флота в Чесменской морской битве 1770г. Для действий против турок русскими было построено целых четыре брандера. Успеха добился только один из них, бывший под командованием лейтенанта Д.С. Ильина — но зато какого успеха! Несмотря на сильный огонь противника, Ильину удалось вплотную подойти к 84-пушечному турецкому линейному кораблю, зажечь брандер и вместе с командой пересесть в шлюпку. Горящие обломки взорванного судна вызвали взрывы и пожары на кораблях противника. Из-за одного старого брандера в огне погибло 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и более 40 мелких судов. Сохранением прочности корпуса корабль XVIII в. был обязан своей тщательной окраске, предохранявшей дерево от гниения. Судовая мазь, которой обычно красили подводную часть корпуса, имела грязно-белый цвет. Изготовлялась она из серы, сала, свинцовых белил, растительного жира и рыбьего жира, смешиваемых в определенных пропорциях. Позднее корпус ниже ватерлинии начали покрывать минеральными тирами черного цвета, а в 1761г. английский Совет Адмиралтейства, осуществлявший надзор за постройкой судов, повелевает накладывать на подводную часть судна дополнительную обшивку из медных листов на медных же гвоздях, чтобы защитить его от разрушения жучками-древоточцами. Борта судов красят в черный и желтый (или белый) цвет. Черными полосами оттеняют батарейные палубы. Для окраски внутренних помещений судна использовали охряно-желтые тона, а внутренние стороны пушечных портов, как и на галерах, продолжали оставаться кроваво-красными. Так же красили и борта изнутри. Иначе после первого же сражения могло показаться, что корабль весь истекает кровью — на самом деле это была кровь погибших в бою матросов.

Брандер Ильина

Корму судна все еще снабжают богатым резным декором и громадными фонарями с ажурной резьбой. Кстати, роскошь и пышность отделки всецело зависели от ранга корабля. У россиян, к примеру, небольшие суда имели вполне определенную схему декора: в центре кормы помещался герб, который поддерживался с двух сторон позолоченными фигурами; чуть ниже шло название судна. Скромное разнообразие достигалось тем, что герб поддерживали либо скульптуры святых, либо воинов, либо путти (так называли изображения маленьких пухленьких мальчиков). У кораблей и фрегатов, кроме кормы, украшались кормовые галереи, верхний пояс бортов, крамболы, гальюн и носовая оконечность.

66-пушечный корабль «Трех иерархов». 1760г.

Крамболы — толстый короткий брус, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницей. Служил для подтягивания к борту якорей.

Кормы французских военных кораблей «Инвинсибл», 1747г. (слева), и «Глориосс», . 1740г. (справа)

В XVIII в. английский фрегат не только занимает достойное место во всех западноевропейских флотах, но и получает широкое признание в России. По указу Екатерины II, обратившей царственный взор на южные границы своей империи, в устье Днепра для обороны от турок строится город-крепость Херсон, при котором создается новое адмиралтейство. Заботы о строительстве херсонских верфей и военных баз Екатерина возложила на двух генерал-аншефов — главнокомандующего русской армией на юге ГА. Потемкина и начальника всей морской артиллерии А.П. Ганнибала. В 1778 г. Россия активизирует свои действия против турецкого флота, и имена непобедимых фрегатов построенной в Херсоне Черноморской флотилии — «Андрей Первозванный», «Берислав», «Стрела», «Кинбурн», «Георгий Победоносец» и многие другие — начинают звучать угрозой для врага. Постепенно русские адмиралы, предпочитая этот тип кораблей другим небольшим судам, вводят вместо шняв 16- и 20-пушечные фрегаты, безкоторых последующие военные действия против турецкого флота были бы попросту невозможны.

Американский фрегат «Эссекс», 1799г.

Во многих победах русских фрегаты сыграли решающую роль. Пример тому— сражение у острова Фидониси (1778г.). Севастопольская эскадра, состоявшая всего из 36 судов, в том числе двух линейных кораблей и 10 фрегатов, встретилась здесь с превосходящим турецким флотом, включавшим 49 судов, 17 из которых были большими линейными кораблями. Маневренный русский флот под командованием капитана-бригадира Ф.Ф. Ушакова быстро контратаковал турецкий авангард, и после трех часов битвы турецкая эскадра, потерявшая одно судно, была вынуждена ретироваться, спасаясь от противника.

В 1788г. по приказу Потемкина при слиянии рек Ингула и Южного Буга была заложена большая корабельная верфь, которая дала начало городу Николаеву. А спустя всего два года со стапелей новой верфи сходит на воду первый 4б-пушечный парусный фрегат «Святой Николай». Этому кораблю суждено было прожить сравнительно долгую для деревянных судов жизнь: целых двенадцать лет находился он в строю, получив боевое крещение в июле 1791 г. в сражении у мыса Калиакрия.

Корвет

Торговые суда этого времени, имевшие сравнительно небольшое водоизмещение (порядка 600 тонн), по конструкции почти ни в чем не уступали военным. Преимущество крупных боевых кораблей выражалось, пожалуй, только в оптимальном соотношении между длиной и шириной корпуса, благодаря чему они были более быстроходны.

Меньшие, чем фрегат, размеры имели корветы, вооруженные 20—30 орудиями, двухмачтовые бригантины с 10—20 пушками и тендеры — маленькие военные суда с одной мачтой. Хотя бригантины строили давно, в XVIII столетии это название закрепляется за судами, у которых фок-мачта несет прямые паруса, а более высокая грот-мачта — единственный косой. Около 1760г. на грот-стеньгу бригантины начинают ставить легкий прямой парус, а еще позже прямые паруса начинают натягивать на реи грот-стеньги и грот-брам-стеньги — такое судно называют бригом. Боевые бригантины и бриги водоизмещением до 300 тонн, вооруженные десятком пушек, служили для разведывательных и посыльных целей, а в составе торговых флотилий использовались как небольшие сухогрузы.

Бомбардирский корабль «Юпитер», 1771г.

К концу XVIII в. появляется еще один тип военного судна, названный бомбардой. Это судно оснащалось только двумя мачтами, причем передней служила грот-мачта, которая несла прямые паруса. Вооружение бизань-мачты состояло из косых парусов. Место фок-мачты на французской бомбарде занимала платформа, на которой находились две большие пушки-мортиры. При осаде прибрежного города и обстреле крепостных стен бомбардирские галиоты французов не имели себе равных. В Англии бомбардирские суда были несколько иными: они сохранили все три мачты, между которыми на поворотных платформах устанавливались мортиры, использовавшие, как и их предшественники, «запальную» технологию.

Но если конструкция судовых орудий в XVIII в. практически не изменилась, то вопрос, чем стрелять, по-прежнему оставался животрепещущим. В 1784 г. англичанин Е. Шрапнель изобретает разрывные снаряды, наполненные круглыми пулями и очень напоминавшие бомбы, которые метали мортиры, пришедшие во флот из сухопутных войск. Бомбы применялись для стрельбы навесным огнем и представляли собой полые железные ядра с фитилем и пороховым зарядом внутри. Фитиль поджигали, а бомбу за специальные ушки опускали в мортиру. Промедление было смерти подобно. Долетев до вражеского судна, ядро разрывалось, оставляя пробоины в корпусе и по пути круша мачты. Позже ядра стали опускать в дуло мортиры, не зажигая фитиля: он воспламенялся при взрыве пороха в зарядной камере орудия.

Мортира — короткоствольное орудие большого калибра из бронзы или чугуна. Имела дальность стрельбы до Зкм с навесной траекторией стрельбы.