Open
Close

Столичные предприятия-экспортеры получат новые субсидии. Финансовые средства нетарифного регулирования: экспортные субсидии, экспортные кредиты, специальные импортные процедуры Использования государственных субсидий включая экспортные

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, TO оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

@ Субсидия (subsidy) - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

Прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами BTO и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

@ Внутренняя субсидия (domestic subsidy) - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Рис. 7.5. Экономический эффект внутренних субсидий

Допустим, что в малой стране внутреннее предложение товара составляет S d , а спрос - D d (рис. 7.5). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w по цене P w . B этой ситуации внутреннее производство товара составит Q 1 , потребление - Q 3 , импорт товара - Q 3 Q 1 - Чтобы поддержать местных производителей товаров, конкурирующих с импортом, правительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвигается на уровень S s . Внутреннее производство возрастает до Q 2 , а импорт сокращается до Q 3 Q 2 - При объеме внутреннего производства Q 2 производитель получает за свой товар цену P s , которая состоит из цены, которую платит потребитель P w , и субсидии, получаемой от правительства P w P s - Расходы правительства на выплату субсидии составляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть P P X Q.

Ha рисунке 7.5 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет430долл. После начала торговли при мировой цене на товар в 400 долл, страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, импортирует 12. После введения субсидии в 25 долл, на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц.

Протекционистское воздействие субсидирования местного производства на импорт очевидно. Правительство платит из бюджета 175 долл. ($25 X 7=$175) в виде субсидий. При получении субсидии местный производитель получает за каждую единицутовара 400 долл, от покупателя и 25 долл, от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамещающего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспечивают производителю несколько меньший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рынке в отсутствие импорта (430 долл.).

B результате предоставления субсидии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме излишка производителя - сегмент а. Эффект защиты b, представляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии произ-

Пример 7.6

B России субсидии на импорт были введены в 1992 г. в качестве замены специального заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию - и вовсе 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное - 22, детское питание - 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. Ha протяжении последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем уменьшения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффициентов. B начале 1994 г. практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, главным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 гг. в Беларуси. Ha них тратилось около 3% ВНП. B Казахстане в 1992 г. они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. B Литве в 1992-1993 гг. субсидировался импорт энергоносителей. Ha Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению.

водителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает рассмотренный выше экономический эффект потребления, выражающийся в потере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Правда, эти потери возникают не только в результате негативного эффекта защиты, но и из-за того, что субсидии финансируются за счет бюджета, то есть за счет налогов.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего отменой директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. B результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. B результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам (пример 7.6).

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

@ Экспортная субсидия (export subsidy) - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Рис. 7.6. Экономический эффект экспорт- ньос субсидий

Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубежной страной в данную страну) составляет S w , а спрос внутри данной страны - D d (рис. 7.6). B этой ситуации рыночное равновесие достигается в точке E - покупатели в импортирующей стране купят Q 1 товара по цене P w . Чтобы поддержать экспортеров, иностранное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. B результате снижения экспортной цены предложение товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень S s , а рыночное равновесие - в точку F. B результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня P s , то есть условия торговли экспортирующего государства ухудшились. Ho из-за снижения экспортной цены увеличивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q 2 . Поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается до P d . Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напрямую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенсировать потери, возникшие из-за ухудшения условий торговли, то есть снижения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплательщики, в размере количества товара, экспортированного после введения субсидии, умноженного на размер субсидии (четырехугольник ABFD).

Ha рисунке 7.6 экспортирующая страна продает, а импортирующая покупает 1 млн. штук товара по цене 100 долл, за штуку. Правительство экспортирующей страны решает помочь экспортерам и дает им субсидию в размере 50 долл, за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл, дохода от экспорта. После введения субсидии - $75х 1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на падение цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Ho при этом бюджету и налогоплательщикам экспортная субсидия обошлась в $50х 1,5=75 млн. долл.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального

Импортный тариф и экспортная субсидия

ТАБЛИЦА 7.2

Импортный тариф Экспортная субсидия
Относительная цена импортных товаров на мировом рынке сокращается увеличивается
Относительная цена экспортных товаров на мировом рынке увеличивается сокращается
Условия торговли улучшаются за счет других стран ухудшаются в пользу других стран
Внутренняя цена импортных товаров увеличивается (снижается в случае парадокса Метцлера) остается прежней
Внутренняя цена экспортных товаров остается прежней увеличивается (снижается в случае парадокса Метцле- pa)
Внутренний спрос на экспортные товары остается прежним снижается
Внутренний спрос на импортные товары I снижается остается прежним

мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.

Однако, как и в случае разоряющего роста, чрезмерное использование импортных пошлин и экспортных субсидий может обернуться своей противоположностью. Ha этот парадокс, который скорее является теоретической возможностью, нежели экономической реальностью, впервые указал экономист из Чикагского университета Ллойд Метцлер .

@ Парадокс Метцлера (Metzler paradox) - импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа. Применение экспортной субсидии может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом рынке.

Различия импортного тарифа и экспортных субсидий суммированы в таблице 7.2.

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения. Аргументы, KOTO- рые высказываются обычно для оправдания экспортных субсидий, СВОДЯТСЯ K тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами BTO считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приобретают внутренние и экспортные субсидии, точно определить их размер непросто. B начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран выдавали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл, в год. B 1984-1986 гг. внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе - 56, в Японии - 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяйственным продуктам (яйца, молоко, птица, говядина, пшеница, сахар, рис, соя- бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 - в Европейском союзе и 64% - в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пошлины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным государствам, связанным обязательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Столица расширит меры поддержки московских компаний-экспортеров. Соответствующее постановление приняли на заседании Президиума Правительства Москвы.

Как показывает анализ внешнеторговой практики, экспортировать продукцию московским предприятиям часто мешают высокие издержки на сертификацию товаров, получение патентов и свидетельств, а также на транспортную логистику.

Чтобы помочь предприятиям-экспортерам преодолеть эти сложности, введены новые субсидии :

— на получение патентов и свидетельств, сертификацию товаров и систем менеджмента (частичное возмещение затрат);

— на транспортировку товаров за пределы страны.

«Экспорт продукции — важнейшая отрасль Москвы. Предполагается компенсировать транспортные расходы экспортеров, а также удалить часть затрат на патентование и получение сертификатов при экспорте продукции», — сказал Сергей Собянин.

Условия субсидирования и отбор предприятий

Размер субсидий на сертификацию и защиту интеллектуальной собственности не может превышать 50 процентов выручки от реализации товаров за пределами России. Расходы на транспортировку каждой партии товаров могут быть компенсированы полностью, однако субсидия не может превысить 20 процентов от стоимости партии.

Установлены максимальные размеры субсидий для возмещения затрат:

— на сертификацию продукции, патентование и транспортировку (три миллиона рублей);

— на сертификацию менеджмента (500 тысяч рублей).

При отборе предприятий-претендентов на получение субсидий будут учитываться размер среднегодовой заработной платы работников, отношение налоговых отчислений к сумме запрашиваемой субсидии и доля доходов от экспорта в общем объеме выручки предприятия.

Эти льготы упростят выход на внешние рынки московским предприятиям, которые производят современную конкурентоспособную продукцию. « Для малого и среднего бизнеса это очень значимо, потому что выход на зарубежный рынок, поиск новых партнеров — это как раз самые первые затраты, которые несут предприниматели», — добавил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Алексей Фурсин.

Лидер по экспорту среди российских регионов

Москва занимает первое место среди регионов России по объему несырьевого неэнергетического экспорта товаров и услуг. Он составляет 25 миллиардов долларов США. Это 18,7 процента от общероссийского показателя за 2017 год.

В столице работают больше пяти тысяч компаний-экспортеров , которые поставляют за рубеж 6184 товарные позиции (73 процента от числа товарных позиций, входящих в номенклатуру российского экспорта). По итогам 2017 года объем московского экспорта вырос на 20,9 процента (по сравнению с 2016 годом).

Основные экспортные товары Москвы — механическое оборудование, техника и приборы, автотехника, оптика и медицинская техника, моющие и чистящие средства, промтовары.

Крупнейшие экспортные рынки — Алжир, Белоруссия, Египет, Казахстан и Китай.

Не только субсидии

Кроме субсидий, московские компании-экспортеры получают информационно-консультационные услуги и поддержку в продвижении их продукции на международные рынки. Кроме того, в столице действует программа «Сделано в Москве» по организации коллективных стендов московских производителей на российских и зарубежных выставках.

Так, генеральный директор ООО «Тридекью» Диана Данилюк отметила, что благодаря участию в программе компания смогла продемонстрировать свою продукцию не только российскому, но и иностранному потребителю.

«В июле 2018 года мы впервые с коллективным стендом, сделанным в Москве, приняли участие в международной выставке “Иннопром” в Екатеринбурге. Программа “Сделано в Москве” помогает таким предприятиям принять участие в тех мероприятиях и выставках, в которых самостоятельное участие достаточно затруднительно. Это связано как с логистикой, с организационными сложностями, так и с платным участием», — сообщила она.

Также Диана Данилюк отметила, что на каждом из этапов реализации экспортного проекта очень важна информационная и консультационная поддержка, которую оказывает Правительство Москвы.

Для стимулирования экспорта в практике международной торговли используются финансовые методы, значительная часть которых основана на прямом или косвенном субсидировании правительством национальных экспортеров. Применение финансовых методов в значительной степени ограничено, поскольку многосторонние договоренности в рамках ВТО считают их средством недобросовестной конкуренции на рынке. Однако большинство стран мира используют различные формы финансирования, которое осуществляется через усложненные схемы. Это позволяет снижать цену экспортных товаров и повышать за счет этого, их конкурентоспособность на мировом рынке. К источникам финансирования экспорта относятся: государственный бюджет; околоправительственные учреждения (банки, фонды, союзы); частные экспортеры; банки, обслуживающие частных экспортеров .

наиболее Распространенными финансовыми методами нетарифного регулирования являются: субсидирование; экспортное кредитование; специальные импортные процедуры. Рассмотрим их подробнее.

Субсидирование

Субсидии является обычным и широко распространенным инструментом реализации экономической политики правительств, который используется для решения широкого спектра проблем и достижения разнообразных целей, обусловленных особенностями социально-экономического развития стран. Они применяются для:

Выравнивание производственных, экономических и социальных условий отдельных регионов страны;

Поддержки занятости, содействие подготовке и переподготовке кадров и прогрессивным изменениям в структуре рынка труда;

Внедрение комплексных экономических и социальных программ, направленных на ускорение развития в развивающихся странах; содействие реструктуризации определенных секторов экономики с целью достижения целей социальной политики;

Поддержки научно-исследовательских программ; поддержки становления новых отраслей и экспортных производств, содействие привлечению инвестиций, развитию инфраструктуры и т.д.

Согласно с трактовкой, что приведенное в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (СКЗ), субсидия - это "финансовый вклад правительства и какого-либо государственного органа" и "льгота, полученная в связи с этим".

Субсидия - финансовая или иная экономическая поддержка в любой форме, осуществляется правительством стран - участниц внешнеторговых операций, и которая может предоставляться индивидуально, отдельной отрасли, отдельного региона или неопределенной группе лиц (физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев.

Субсидирование обычно концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно наибольших масштабов субсидирования вступает в торговле сельскохозяйственными товарами.

Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применения в соответствии с Соглашением СКУ. Классификацию субсидий приведены на рис. 6.3.

Наибольшее влияние на развитие международной торговли экспортные субсидии. Основная задача экспортных субсидий - расширение экспортных рынков, увеличении сбыта и искусственное повышение конкурентоспособности экспортных товаров, которое решается путем использования средств национального бюджета. То есть, субсидирование - это д экспортным секторам путем перераспределения средств плательщиков (населения и предприятия других отраслей) через госбюджет.

Таблица 6.3. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СУБСИДИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Вид субсидий

Характеристика

3 точки зрения механизмов осуществления поддержки

Прямые субсидии

Непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом совершения экспортной операции или производства товара. Они равны разнице затрат экспортера или производителя и полученного ими дохода

Косвенные субсидии

Форма скрытого дотирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возврата предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования. Эти субсидии могут касаться как экспортных так и импортных товаров

Перекрестные субсидии

Дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет другой отрасли или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между отраслями через механизм цен.

3 точки зрения держателей субсидий

Внутренние субсидии

Различные формы субсидирования производителей товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскированное субсидирования

Экспортные субсидии

Бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по цене ниже, чем на внутреннем рынке, и увеличивать тем самым экспорт

3 точки зрения объекта субсидирования

Субсидирование затрат

Дотирование используемых материалов, затрат на зарплату, проведения исследований, создания и использования инфраструктуры

Субсидирование товара (продукта)

Прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства или экспорта

Субсидирование потребления

Субсидирование использования отходов или местного сырья и компонентов

Субсидирование перестройки структурного производства

Субсидии на сокращение площадей под той или иной сельскохозяйственной культурой

Субсидирование отдельных регионов

Субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам

3 точки зрения законности применения в соответствии с Соглашением СКУ

"Запрещены" субсидии"

Обусловлены показателями экспортной деятельности или преимущественным использованием отечественных товаров перед импортными. В отношении таких субсидий предусматривается специальный порядок урегулирования споров, основными чертами которого являются: ускоренное рассмотрение дела органом решения споров (ОРС) и безусловной отмены субсидий, признанных "запрещенных"

Вид субсидий

Характеристика

Субсидии, "которые дают основания для принятия мер"

В случае, если субсидии вызывают негативные последствия, а именно:

Вред национальной экономике импортирующего государства - члена ВТО;

- "исчезновение" или поражения выгод, которые прямо или косвенно изымаются государствами-членами по ГАТТ-94;

Серьезный ущерб интересам других государств - членов ВТО

Субсидии, "которые не дают оснований для применения мер*

Субсидии, которые не подпадают под одну из трех следующих категорий помощи:

Помощь на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (до 75 % от их стоимости после начала производства);

Помощь, которая предоставляется в рамках программ регионального развития;

Помощь, которая способствует адаптации имеющегося оборудования в новых экологических требований

Следствием предоставления экспортных субсидий является расширение продажи товаров на внешнем рынке при падении цен на него. Побочным эффектом экспортного субсидирования, если оно непосредственно осуществляется в зависимости от показателей экспорта, может быть рост цен на внутреннем рынке, которое происходит вследствие переключения ресурсов товара с внутреннего рынка на внешний.

Для страны-экспортера субсидирование - это дополнительные бюджетные расходы. От субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеров; экономика стран всегда терпит чистых потерь. Субсидирование фактически означает продажу товаров иностранным покупателям ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере, то есть утечка средств из страны.

Перечень запрещенных экспортных субсидий согласно Приложения И Соглашения к СКУ включает следующее:

Прямые субсидии, которые зависят от результатов экспорта;

Схемы удержания валюты, включая выплату премий за экспорт;

Льготные внутренние расценки на транспортировку и фрахт при экспортных отгрузках;

Предоставление правительством, прямо или косвенно, товаров или услуг для использования в производстве экспортных товаров на условиях более выгодных, чем при предоставлении аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров или услуг для производства товаров для внутреннего потребления, если (в случае товаров) такие условия являются более выгодными, чем коммерческие условия, доступные экспортерам на мировом рынке;

Исключения (освобождение, уменьшение или отсрочка) с прямого налогообложения (например, налоги на заработную плату, на прибыль связан с экспортом, процентные выплаты, роялти, налоги на недвижимое имущество) или с социальных выплат;

Специальные отчисления, прямо связанные с экспортом или его показателями, которые превышают вычеты, предоставляемые в отношении производства для внутреннего потребления и которые применяются при расчете базы для начисления прямых налогов;

Исключение или уменьшение косвенных налогов (например, НДС, акцизы, налоги с продаж, налоги на оборот, франчайзинг, гербовые сборы и т.д.) по продукции, продаваемой на экспорт, если оно превышает такое освобождение или уменьшение по такой же продукции, что продается на внутреннем рынке;

Исключение или уменьшение или отсрочка уплаты кумулятивных косвенных налогов предварительной стадии, то есть налогообложение товаров и услуг, которые используются прямо или косвенно в производстве экспортных товаров, на разных последовательных стадиях производства;

Уменьшение или возврат сборов, связанных с импортом (например, тарифов или других сборов), если оно превышает такое уменьшение или возврат импортных сборов, которые взимаются с импортируемых материалов, что используются в производстве экспортных товаров;

Программы экспортных гарантий или страхования по привилегированным ставкам, которые недостаточны для того, чтобы покрыть долгосрочные расходы по этим программам;

Экспортные кредиты по более низким ставкам, чем те, по которым правительства фактически приходится платить за использование таких средств, если предоставление кредитов используется для обеспечения существенного преимущества относительно условий экспортного кредитования;

Любые другие расходы за счет государства, которые прямо или косвенно приводят к росту экспорта любого товара с ее территории или к уменьшению импорта какого-либо товара на ее территорию.

Основные мотивы (причины) использование экспортных субсидий странами-экспортерами:

Предоставление дополнительных выгод производителям и экспортерам за счет некоторых расходов для экономики страны в целом. Основной груз - на налогоплательщиках и предприятиях отраслей, которые не связаны с производством субсидированного товара;

Поддержка занятости в экспортных отраслях;

Стимулирование развития тех или иных отраслей для совершенствования структуры экономики;

Вытеснение иностранных конкурентов с рынка;

Расширение экспорта как источника поступления иностранной валюты.

Предоставление экспортных субсидий имеет несколько противоречивые последствия, поскольку одновременно косвенно стимулирует импорт. Это объясняется тем, что расширение экспорта, которое происходит благодаря субсидиям, способствует притоку иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты, а следовательно, и повышению конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны-экспортера и ее падение экспортных товаров. В результате растет спрос на импорт. Таким образом, нет смысла субсидировать экспорт товаров, которые являются важными источниками валютных поступлений.

Экономические последствия для страны-импортера в целом подобные последствий демпинга.

Внутреннее субсидирование товаров, которые конкурируют с импортом, является инструментом внешнеторговой политики, который ограничивает импорт и способствует замещению импортных товаров товарами, которые производятся внутри страны.

Экономический эффект выражается в расширении внутреннего производства. Отличие от ситуации с использованием импортных пошлин или квот заключается в том, что в случае использования внутренних субсидий не меняются цены на внутреннем рынке субсидированного товара.

Введение внутренней субсидии на товары, которые конкурируют с импортом, позволяет:

Расширить внутреннее производство товара за счет вытеснения с внутреннего рынка импортных товаров и сокращения объема импорта;

Получать субсидии эффективным предприятиям, что будет способствовать расширению производства;

Искусственно стимулировать неэффективные предприятия и производства, это потери экономики.

Экспортное кредитование

Экспортное кредитование представляет собой одну из форм скрытого субсидирования экспорта, которое мы уже рассматривали выше .

Экспортное кредитование - это финансовый метод внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государственного развития экспорта национальными производителями. Оно может осуществляться в следующих видах:

- субсидирование кредитов национальным экспортерам (кредитов от государственных банков под ставку процента ниже рыночной);

- государственных кредитов иностранным импортерам при условии обязательного соблюдения ими обязательств приобретать товары только у фирм страны, им такой предоставила кредит (связанный кредит);

- страхование экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (непредвиденные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Виды экспортных кредитов:

- краткосрочные (до 1 года для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет для кредитования экспорта машин и оборудования);

- долгосрочные (более 5 лет для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов).

Экспортные кредиты могут приобретать формы внешней помощи другим государствам. Практически все двусторонние межправительственные кредиты, которые получает Украина от иностранных государств, имеют связанный характер, т.е. обусловлены закупкой определенных товаров в стране, которая их предоставила и поэтому может рассматриваться как форма торговой политики стимулирования экспорта.

Размер субсидирования через целевое кредитование рассчитывается как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей процентной ставке. В банковской практике процентные ставки по экспортным кредитам обычно существенно ниже ставок по другим видам кредитов и нередко является предметом согласования между странами в рамках картельных соглашений.

Существуют и другие способы стимулирования экспорта через экспортные кредиты, которые не поддаются количественной оценке, а именно:

Перенесение сроков первых платежей по кредитам на более отдаленный период;

Оплата кредитов в валюте покупателя или в форме товарных поставок;

Государственное льготное страхование экспортных кредитов и т.д.

Специальные импортные процедуры

К специальным импортным процедурам, которые применяются в Украине, относятся (ст. 19 Закона О ВЭД):

Применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур;

Режим предварительных импортных депозитов, вносимых в банки;

Введение временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары в случае достижения платежным балансом Украины критического состояния.

Государственные закупки по импорту комплексного оборудования или массовых партий других товаров с использованием средств Государственного валютного фонда Украины должны обязательно осуществляться с использованием процедуры международных торгов.

Предварительные импортные депозиты - внесение субъектами внешнеэкономической деятельности на беспроцентные счета в банках, которые обслуживают их на территории Украины, на период от момента вступления договорами (контрактами), которые заключаются юридической силы до момента прохождения товаров, поставляемых в соответствии с указанными договорами (контрактами), через таможенную границу Украины или передачи товаров иностранными субъектами хозяйственной деятельности на территории Украины, денежных средств в валюте договора (контракта) в сумме, определенной в установленных процентах к стоимости соответствующего договора (контракта) (ст. 1 Закона О ВЭД).

Режим предыдущих импортных депозитов вводится Национальным банком Украины с целью регулирования платежного баланса Украины, который устанавливает порядок осуществления операций с предыдущими импортными депозитами и относительный размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора (контракта), который не может превышать 50 процентов.

Предварительный импортный депозит открывается не позднее чем через три рабочих дня с момента вступления договором (контрактом) юридической силы. В случае нарушения указанного срока или других условий открытия предварительных импортных депозитов к субъектам ВЭД применяются санкции,которые определяются порядком, утвержденным Национальным банком Украины.

Средства, поступающие на счета предварительных импортных депозитов, отражаются в сводном специальном счете, который открывается каждым коммерческим банком, ведущим операции с предварительным импортными депозитами, в пользу Национального банка Украины. Указанные средства находятся в распоряжении Национального банка Украины.

Субъекту ВЭД, открыл предварительный импортный депозит, соответствующим банком выдается справка установленной формы, которая является основанием для пропуска товара через таможенную границу Украины.

Запрещается применение режима предварительных импортных депозитов относительно товаров, в которых вводится режим лицензирования и квотирования импорта.

В случае достижения платежным балансом Украины критического состояния применяется, как исключение, процедура внедрения, изменений и отмены временной надбавки к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары, которая опирается на нормы соответствующих статей ВТО.

Минэнерго предложило начать субсидировать цены на бензин досрочно

Ведомство предлагает предоставить субсидии нефтяникам на три месяца раньше - с октября 2018 года. Из-за дорогой нефти и слабого рубля компании все больше теряют на внутреннем рынке, эта мера позволит им вернуть 100 млрд руб.

Досрочная поддержка

Минэнерго предложило правительству начать субсидировать цены на бензин не с января 2019 года, а уже с октября 2018 года. Об этом РБК рассказали два источника, близких к правительству и одному из профильных министерств, и подтвердил федеральный чиновник.

Речь идет о введении так называемой демпфирующей надбавки, она позволит нефтяникам получить из бюджета половину дополнительной выручки, которую они могли бы заработать, экспортируя бензин, а не поставляя его российским потребителям по более низким ценам. Сейчас по договоренности с правительством они вынуждены удерживать цены на уровне конца мая 2018 года.

За три месяца суммарные потери нефтяников от поддержания заниженных цен при текущей конъюнктуре составят 165 млрд руб., подсчиталглавный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Но если правительство введет субсидию с 1 октября и компенсирует им 60% этой недополученной выручки (такой уровень компенсации предполагался с 2019 года, впоследствии - 50%), они смогут вернуть около 100 млрд руб., добавил он. При текущих ценах на нефть субсидия в 2019 году для нефтяников может составить 400 млрд руб., говорил в интервью Reuters 4 сентября руководитель налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Пересчет чиновников

Весной правительство планировало, что субсидия в виде демпфера появится только с 2019 года и позволит сдержать рост цен на бензин, который мог бы произойти из-за увеличения акцизов и НДС. Но с тех пор макроусловия серьезно изменились, чиновники все пересчитали и поняли, что принимать меры нужно раньше, объясняет один из собеседников РБК. Демпфер считался исходя из $60 за баррель нефти марки Brent и 58,5 руб. за доллар: думали, что цены на нефть к концу года упадут, рассказывает федеральный чиновник.

Однако цены на нефть не только не упали, но и продолжили расти: с августа, когда был подписан закон о налоговом маневре в нефтяной сфере (включает субсидии для нефтяников), Brent подорожала почти на 10%, до $80 за баррель, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Главный фактор давления - слабеющий рубль, добавляет Ежов. С августа рубль подешевел на 11%, до 69,97 руб. за доллар.

Несмотря на рост нетбэка (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины), нефтяники продолжают сдерживать рост цен на нефтепродукты в рознице, рассказал ​в интервью телеканалу РБК предправления «Газпром нефти» Александр Дюков. С 1 июня до 7 сентября розничные цены на АИ-92 в Центральном федеральном округе даже снизились на 56 коп., до 41,35 руб. за литр, а экспортная альтернатива для Московского региона, наоборот, выросла на 7%, до 61,86 тыс. руб. за тонну (45,5 руб. за литр. - РБК), подтверждает аналитик Reuters Максим Назаров. «Рентабельности на АЗС практически нет, экономика около нуля. Это нездоровая ситуация, в долгосрочной перспективе это может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты», - предупредил Дюков.

Правительство договорилось с нефтяниками о том, что как раз осенью позволит им потихоньку отпускать цены на бензин: вечно их держать невозможно, объясняет источник, близкий к правительству. Введение субсидий в октябре позволит избежать слишком резкого роста цен на заправках, объясняет он позицию Минэнерго.

С 1 октября применение демпфирующей компоненты невозможно, эти расходы не заложены в законе о бюджете, сказал РБК представитель Минфина. Ранее Алексей Сазанов говорил, что субсидия финансируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов, которые сейчас направляются на покупку валюты и зачисляются в ФНБ. Поэтому на расходные обязательства бюджета эта мера никак не влияет, указывал чиновник.

Пока решения о досрочном введении демпфирующей надбавки не принято, заявил РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака (курирует ТЭК) Илья Джус. Но правительство постоянно мониторит ситуацию и обладает арсеналом всех необходимых инструментов для стабилизации розничных цен, если ситуация начнет драматически меняться, подчеркивает он.

Представители Минэнерго, «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» пока не ответили на запросы РБК.

Следующей популярной защитной мерой являются компенсационные (антисубсидионные) меры. Правительства используют субсидии для достижения различных торгово-политических целей, в частности, для продвижения продукции отечественных производителей на зарубежные рынки. Подобные субсидии позволяют нередко получить существенные конкурентные преимущества перед производителями страны-импортера, занять существенную долю рынка или полностью вытеснить национальных производителей.

Субсидии подразделяются на запрещенные и разрешенные. К категории запрещенных относятся такие субсидии, которые предоставляются государством лишь в том случае, если экспортер выполняет установленную государством экспортную квоту или использует только продукцию отечественного производства, а не импортированные товары. Такого рода субсидии запрещены, поскольку они откровенно направлены на искажение естественного механизма конкуренции в международной торговле и могут причинить ущерб торговым интересам других стран.

Все иные субсидии относятся к разрешенным. Данные субсидии, в свою очередь, подразделяются на две категории: наказуемые и ненаказуемые. Их различают по двум критериям:

1) специфический характер субсидии;

2) нанесение ущерба экономическим интересам другой страны.

В случае доказательства факта наличия материального ущерба специфическими субсидиями также могут вводиться компенсационные пошлины.

За несколькими исключениями, все разрешаемые субсидии, которые не являются специфическими, ненаказуемы. В частности, программы субсидий, основанные на объективных экономических критериях и применяемые горизонтально, т. е. «не дающие преимущества определенным предприятиям над другими», не являются специфическими, а следовательно, они - ненаказуемые.

Таким образом, субсидии, предоставляемые правительствами малым и средним предприятиям в соответствии с установленными параметрами размеров таких предприятий или количеством работающих обычно не являются наказуемыми.

Что касается процедур введения компенсационных мер, то они во многом аналогичны процедурам антидемпинговых расследований.

Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора - самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

· косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

· Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

· Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

· Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

· краткосрочными - на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

· среднесрочными - на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

· долгосрочными - на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Защитные меры

Среди прочих мер нетарифного регулирования можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей, а так же валютный контроль.

К ним относятся:

1) импортные налоги (НЕ импортными пошлины);

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.);

2) импортные депозиты – представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара;

3) валютные ограничения и валютный контроль – это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями;

4) регулирование курса национальной валюты;

5) меры государственного регулирования внешней торговли :

Создание экспортно-кредитных агентств;

Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

Понятие "субсидия" в ВТО

В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) , где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.

Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Понятие "субсидия" в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.

В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.

Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:

(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:

i - правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантий по займам);

i i - правительство отказывается от причитающихся ему доходов или от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);

i i i - правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;

iv - правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций, перечисленных в подпунктах i-iii, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

(а)(2) существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994;

(б) таким образом предоставлялось преимущество».

ССКМ особо выделяет специфические субсидии, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры. Главный признак специфичности субсидии - ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической , если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией. Однако, когда применение таких правил не позволяет четко определить, является ли субсидия специфической, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорции при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:

- «красные» субсидии - запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;

- «желтые» субсидии - субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

- «зеленые» субсидии - разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. В соответствии со статьей 31 ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий. До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, производителям и экспортерам которого иностранное государство предоставляет специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако, в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.

Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

Наличие специфических субсидий, предоставляемых иностранным производителям;

Наличие материального ущерба, нанесенного отечественной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;

Наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественной отраслью, которой наносится ущерб субсидируемым импортом.

Формой применения компенсационных мер могут быть как компенсационные пошлины, так и обязательства:

Устранить или ограничить субсидирование, или принять другие меры для нивелирования негативного воздействия от субсидий, которые принимают на себя государственные органы экспортирующей страны, или

Пересмотреть экспортные цены, чтобы устранить негативное воздействие от субсидий, которые принимают на себя экспортеры.

Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики. Заявление считается поданным отечественной промышленностью или от ее имени, если его поддерживают те отечественные производители, на долю которых приходится более 50% общего производства аналогичного товара, произведенного той частью отечественной промышленности, которая высказалась в поддержку или против заявления. Однако расследование не начинается, если на долю отечественных производителей, ясно высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% общего производства аналогичного товара, произведенного отечественной промышленностью.

В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а также на протяжении всего периода расследования.

Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен максимум до 18 месяцев.

Основные этапы компенсационного расследования:

Отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его на рассмотрение уполномоченного органа;

Уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

До начала расследования уполномоченный орган проводит консультации с представителями органов власти членов ВТО, в отношении импорта из которых предполагается проведение расследования;

После начала расследования уполномоченный орган собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц - отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей, а также государственных органов экспортирующих стран, ответственных за предоставление субсидий. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам, размерам и формам субсидирования и т.д.);

Не менее, чем через 60 дней с даты начала расследования уполномоченный орган расследования может ввести предварительные меры;

После принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследования представляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться с предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

После сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования;

После предварительного решения и до принятия окончательного - сторонам может быть предоставлена возможность согласовать обязательства, позволяющие избежать введения компенсационных пошлин.

Советы экспортерам:

Определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

После получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

Заполнить и направить вопросник на рассмотрение уполномоченного органа;

В случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;

По возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;

Запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;

В случае принятия решения уполномоченным органом о наличии субсидируемого импорта и наносимого им материального ущерба предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии и ее специфичности с целью минимизации возможных потерь;

В случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.