Open
Close

Эсминец и сторожевой корабль в чем разница. Про классификацию надводных боевых кораблей

Кратко о статье: История линкоров и линейных крейсеров - самых могучих боевых машин, когда-либо созданных человеком.
Сумерки гигантов
Линейные корабли последнего поколения

Мимо нас проплыл безжизненный конкордианский дредноут. Линкору досталось по первое число, и мне трудно себе представить, что еще, кроме бронебойных силумитовых снарядов других линейных кораблей, способно так изуродовать могучую летающую крепость.

Это устройство было спроектировано с нуля в качестве основного лайнера для Новой Республики. Для обеспечения дополнительной поддержки в сложных ситуациях крейсер также был оснащен ракетами с тяжелыми ракетами для запуска двигателей или протонными торпедами. Новый Каламари также несет 72 истребителя - два по республиканской номенклатуре.

Звездный защитник типа виконта. В первые месяцы существования Новой Республики в высших военных кругах была довольно много неопределенности в отношении способности иметь дело с супернатуралистами-исполнителями. Между тем, в разваливающейся империи все еще остается ряд кораблей этого типа, а также отдельных самопровозглашенный правителей и оторвано от доминионы империи оказалась во владении таких подразделений - и стремящийся стать государственным органом Новой Республики, рано или поздно придется найти способ, чтобы справиться с таким противником.

Александр Зорич «Завтра война»

Крупнейшие боевые корабли всегда считались красой и гордостью державы, воплощением силы, богатства и технического совершенства государства. Но расцвет и крах всегда ходят рука об руку. В 30-40 годах 20 века тяжелые артиллерийские корабли достигли предела совершенства. А значит, уже не могли развиваться дальше, поспевая в ногу со временем. Представляем вашему вниманию историю взлета и падения самых могучих боевых машин, созданных человеком.

До сих пор Альянс повстанцев применял партизанскую тактику и принимал бой только на своих собственных условиях - у Республики больше не было этой роскоши. Казус Лусанкии и Гардиан В конце концов, самый большой из республиканского корабля покинул верфи и был Как раз вовремя, чтобы начать конфликт с йуужань-вонгом. Новая сверхдержава, как и имперская конкуренция, сама по себе является крупным флотом, способным осваивать всю планетную систему. Одним из основных принципов, согласованных в ходе его разработки, является возможность посадки Виконта на протяжении всей своей боевой группы, которая состоит из восемнадцати эскадрилий истребителей космических аппаратов, быстроходных единиц посадки для перевозки погруженных контингентов войск, а также ряда паромов, патрулирования и вспомогательных подразделений, На корабле есть, конечно же, инфраструктура, необходимая для ремонта истребителей и кораблекрушений, а также основное устранение ущерба, который могут иметь звездные войны.

«Договор Пяти Держав»

В 1922 году Великобритания, США, Франция, Япония и Италия заключили соглашение об ограничении вооружений на море - так называемый «Вашингтонский договор».

Удивительно, но основным вдохновителем разоружения стала Англия - сильнейшая морская держава, идущая согласно договору на наибольшие жертвы. Если прочие государства расставались лишь с несколькими устаревшими кораблями и ограничивали строительство новых, то британцы «пускали под нож» половину своего линейного флота.

Устройство также предназначено для работы в качестве миротворческой или спасательной миссии, в качестве больничного судна или в качестве транспорта для большого числа беженцев из районов, которым угрожают стихийные бедствия или войны. Согласно лучшим традициям Каламари, у Звездного Защитника есть резервные генераторы; И его турболазеры имеют мощность размера своего носителя. Большой прогресс был достигнут и в области электроники, так что экипажу Имперских разрушителей достаточно, чтобы справиться с этим устройством.

Большое количество ангаров позволяет линкору быстрее отправлять боевые машины, чем другие аналогичные классы. Меньше имперских кораблей этого класса является военный контингент, поскольку доктрина Североатлантического союза предполагает, что любой бой на поверхности планеты всегда будет поддерживаться местным населением.


Прошлое и будущее артиллерийского корабля.

Причины подобного «великодушия» были, конечно же, преимущественно экономическими. Война истощила ресурсы королевства. Англичане в любом случае вынуждены были сделать свой «Великий флот», где служило 400 000 моряков, вдвое менее великим.

Эти корабли играли ключевую роль в битве при Мон-Каламари в ходе кампании. Согласно «Основному руководству по войне», первый виконт составлял 3 километра, и только следующий. Наиболее мощная линия юужань-вонгов, Кор Чок, также относится к кораблям в их редчайшем и разнообразном флоте.

Корабль характеризуется нерегулярной конструкцией, «облегченные» части чередуются с различными типами коралловых рукавов, которые служат якорями и докеры для коралловых перемычек. Жесткость этой конструкции заставляет блок не требовать большого экипажа, но также не имеет слишком большого пространства для пассажиров и грузов по своим размерам. Этот тип корабля обычно доминирует на поле битвы. Она огромная и хорошо бронированная, но не очень быстрая и не очень отзывчивая. Тем не менее, у него есть сильное оружие, поэтому он обычно держит свое положение во время боя, ожидая, что противники попытаются атаковать себя и уничтожить его.

Свою роль сыграли и соображения тактики. В начале 20 века Англия бездумно строила корабли, стремясь удержать двукратное превосходство над немцами. Классический дредноут имел скорость около 20 узлов и не годился для активных операций. Для обстрела же береговых целей куда лучше подходили мониторы с небольшой осадкой. Единственным назначением линкора оказывалась борьба с аналогичными кораблями противника. И если враг не выходил на бой, корабль становился лишь «истребителем финансов».

Его довинские базы также способны создавать поле сдерживания, которое предотвращает прыжок противника в гиперпространство или позволяет устройству двигаться со скоростью света. Короток был «Наследие мучений», флагманской части Шэдао Шайи во время нападения на Итор, в котором битва в конечном итоге была уничтожена концентрированным огнем кораблей Новой Республики. Гора Ямка приняла участие в финальной битве на Корусанте, где он потерял большую часть своих восьми основных довинских баз и большую часть вооружения, но, несмотря на серьезный урон, он пережил битву.




Парад «утюгов» английского «Гранд флита».

В драку никто особенно не рвался, и почти всю войну английский и немецкий флоты простояли на своих базах. Сражаться оказалось не за что: угрожать коммуникациям Англии немецкий флот из Гамбурга не мог; англичане же не видели смысла вторгаться в Северное море.

  • Новый справочник по заказу джедаев.
  • Новое основное руководство по транспортным средствам и судам.
  • Основное руководство по войне.
Во времена мира ожидания вооруженных сил значительно изменились. Вместо общих сражений они предназначены главным образом для осуществления местных действий, восстановления порядка в ситуациях, когда регулярных полицейских сил недостаточно и, возможно, для разрешения мелких вооруженных конфликтов, будь то внутренних или внешних. Если комната достаточно длинная, новые постройки предназначены для этих задач.

Бегущий кабан

Быстроходность решала не только проблему мобильности линкора, но и существенно снижала его уязвимость. Подлетное время снаряда на дистанции 20-25 км достигает 40 секунд. За это время линкор смещался на 2-3 корпуса и, заметив вспышку вражеского залпа, мог изменить курс.

Увеличение скорости в полтора раза также сокращало и число вражеских подводных лодок, успевающих перехватить корабль. Значительно хуже оказывалась и точность торпедной стрельбы. Эсминцы, скорость которых в то время чаще всего составляла 35-37 узлов, практически не могли быть опасны. Для того чтобы догнать удирающего гиганта, им требовалось провести 2-3 часа в сфере действия его орудий.

Этот корабль был построен через несколько десятилетий после вторжения йуужань-вонгов и кризиса, вызванного Джейкеном Соло, в то время, когда казалось, что великие космические битвы с участием десятков тяжелых кораблей наконец исчезли. Размер крейсера - довольно легкий и средний крейсер со времени гражданской войны в Галактике. Он очень отзывчив, оснащен весьма разнообразным оружием и приспособлен для перевозки крыльев истребителей и всего костюма различных космических кораблей, полезных в различных ситуациях: паром, пушкой, штурмовыми транспортниками, кораблями снабжения, буксирами и другими техническими средствами.




На дистанции 20-40 километров даже махина линкора превращается в малоразмерную подвижную цель.

Быстроходные линкоры

К концу войны стало ясно, что линкор при прежнем уровне бронирования и вооружения должен иметь скорость не менее 27 узлов. Более мощные машины увеличили бы водоизмещение корабля примерно до 45000 тонн, но таких гигантов и потребовалось бы немного. Более скоростные корабли проще перебрасывать с одного театра военных действий на другой. Вместо того чтобы годами ожидать генерального сражения с вражескими линкорами, скоростной корабль мог бы участвовать в операциях, сопровождая и поддерживая крейсера.

Ангары расположены в нижней части характерной «косы», откуда корабль получил свое название - большой плавник, разделяющий его клюв сверху вниз. Нижние станции предназначены для размещения больших судов и носителей, а две колоды над ними специально предназначены для истребителей и других небольших самолетов. Эта специализация позволила значительно улучшить как работу по стыковке, так и обслуживанию, а также более длительный ремонт или ремонт.

В дополнение к традиционным ангарам, судно также имеет ряд внешних док-станций и замков в различных местах корпуса, что позволяет подключаться к практически любому типу космического корабля. Ввиду новых задач, стоящих перед флотом, было решено, что подразделение должно обладать мощной огневой мощью в случае непреодолимого преимущества и в то же время предположить, что обычно не будет большого количества серьезных противников. Поэтому, отказавшись от адаптации к линейной тактике, большинство вооружений было решено удержать сосредоточенный огонь в одном направлении - через нос корабля.

Но «Вашингтонский договор», среди прочего, запрещал строить корабли и с водоизмещением свыше 35000 тонн. Быстроходный линкор в эти рамки не умещался. В результате в 20-30 годах державы даже не использовали установленный лимит по числу и суммарному водоизмещению линейных кораблей. Ограничения все равно не позволяли создать корабль с соответствующими требованиям времени возможностями. Сказывались в том числе и последствия «Великой депрессии».

Можно сказать, что это еще более решительное применение стратегии, которая привела к созданию клиновидных кораблей, особенно Звездных разрушителей. В сочетании с высокой маневренностью этого крейсера он может эффективно справляться с еще более мощными противниками и аналогично бронированными. Очевидным недостатком такого подхода является то, что если противник был поражен с большей маневренностью, ситуация скоро будет менее приятной. Следовательно, стандартное формирование единиц, принадлежащих крейсеру, в основном сосредоточено на защите его сторон и кормы и на попытках не допускать или исключать вражескую технику, направляемую туда.

До конца 30-х англичане спустили на воду лишь «Родней» и «Нельсон» - корабли отнюдь не выдающихся достоинств: хорошо вооруженные (9 406-мм орудий) и защищенные, но тихоходные. Американцы решились на 3 похожих линкора типа «Мэриленд». Итальянцы, французы и японцы не строили ничего. Немцы были связаны версальскими ограничениями. А в СССР строился социализм.

Кроме того, это решение вынуждает тактику, используемую Косами и сопровождающими их для более крупных боевых порядков: образование вместо дорожки, они должны атаковать фронтальную линию или клин, и в более сложных столкновениях, как использовать их больше как охотничий бой, чем большие корабли линии.

Отрицательный эффект от внедрения большинства видов оружия корабля на носу является тем фактом, что линии питания, ведущие к разделению должны проходить через большую часть длины судна и строительства «лопатки», в дополнении к высокой степени концентрации в точке соединения между двумя плоскостями, которые выставляют их к несчастным случаям и угрожает полностью отключить артиллерию в случае серьезного ущерба в этой области. Галактический Альянс не был готов к нападению Империи, поэтому не ожидалось, что Коса станет обычным противником Звездных Разрушителей Пеллеона.

Ситуация оживилась только в последние предвоенные годы. Как только запахло порохом, державы ринулись вооружаться, дружно отбросив вашингтонские ограничения. Но было уже поздно. Всего за довоенные и военные годы было построено только 23 быстроходных линкора.

Сухие цифры не дают вполне адекватного представления о боеспособности этих кораблей. Так, по соотношению защиты, скорости, вооружения и водоизмещения наиболее выигрышно выглядят «Литторио». Но если итальянская корабельная броня к тому времени была лучшей в мире, то орудия этой страны отличались очень низким качеством.

Несмотря на то, что они не были готовы к такой ситуации, эти крейсеры оказались достаточно хорошими, со скоростью и маневренностью, компенсируя недостатки брони и вообще ослабив вооружение. На кораблекрушение корабля за горизонтом выходит мир военных кораблей. И это не просто негодяй, а флаг, который может стать огромным хитом.

После впечатляющего успеха премьера принесла очень смешанное чувство. Кажется, однако, что он снова взял ветер в своих парусах, крикнул «Весь путь!» И энергично создал удивительный мир военных кораблей на экранах компьютеров. Уровень усовершенствования моделей и привлекательная графика иллюстрируют точность, с которой студия готовит свой новый продукт. Графика, модели, модели, но начните с того, что было самой большой проблемой для игры, которая придет к нам, чтобы командовать величественным кораблем.


«Родней» (тип «Нельсон»). Участник охоты на «Бисмарка».

В одном отношении именно итальянцы продемонстрировали подавляющее преимущество быстроходного линкора над обычным. Во время боя при Матапане «Витторио Венето» получил торпеду в корму, потерял половину винтов и осел в воду по палубу... Но и после этого старый английский «Вэлиэнт» не смог его догнать.

Нет никакого производства, в котором создание командной системы для корабля не было бы столь же пугающим, как сами создатели и игроки. Однако многие разработчики обеспокоены этой проблемой. Всегда есть риск, что что-то пойдет не так. Большая часть особенностей морских сражений, которые имеют совершенно другую динамику, чем наземные или воздушные сражения. В мире военных войн нам приходится иметь дело с аккуратным сочетанием тактического геймплея с элементами мастерства. Благодаря этому мы не боимся скуки у освещенных светлячков от бортовых орудий.

С другой стороны, формально ничем не выдающиеся немецкие линкоры за счет продуманной конструкции проявляли невероятную живучесть под вражеским огнем. Англичане всадили в «Бисмарк» около 40 снарядов калибром 356-406 мм. Причем последние выстрелы были сделаны с дистанции всего 2500 м. Кроме того, линкор был поражен 4 торпедами. Но после войны осмотр лежащего на дне корпуса показал, что затонул «Бисмарк» в результате открытия экипажем кингстонов.

Как одеваться в словах этого опыта, который вызывает волну кораблекрушения? Петр Букар-тек пел, что в жизни самое главное - это игра и энтузиазм. Мне не нужно было беспокоиться о порванных нервах, потому что редко бывают столкновения, столь же жестокие, как у «Мир танков».

Как вы смеете планировать что-либо

Так грубо, как ведется битва. Это только одна сторона монеты, идеальное дополнение к тому, что скрыто под загадочным лозунгом «энтузиазм». Оба эти элемента переплетаются друг с другом, создавая чрезвычайно расслабляющий опыт, который в то же время изобилует моментами возбуждения. Ряд эффективных решений успешно сорвал скуку, которой угрожали стычки медленных гигантов. В анекдоте говорится, что один из русских царей был на борту военного корабля, когда он неожиданно столкнулся с враждебным парусным судном.

Столь же неприятно удивил противника и «Тирпиц». Он остался на плаву после подрыва под днищем четырех 2-тонных мин, заложенных диверсантами. «Достать» его англичане сумели только бомбами весом 5,5 тонн. «Тирпиц» затонул не сразу, а после 3 прямых и нескольких близких попаданий. К слову, «Рома» - последний из трех линкоров типа «Литторио» - скрылся под водой после 2 попаданий бомбами весом 1800 кг.




«Литторио». Итальянцы лучше строили корабли, чем сражались на них.

Если же задаться вопросом, который из проектов являлся лучшим, то придется признать, что большинство типов быстроходных линкоров были примерно равны по силам. Европейские имели лучшую защиту, американские - более мощное вооружение. На титул же лучшего корабля в классе традиционно претендуют «Ямато» и «Айова». Причем едва ли можно усомниться, что куда более могучий японский линкор легко вышел бы победителем из поединка.

Гигантизм не сделал «Ямато» неуклюжей уродиной, подобной немецкому супертанку «Маус». Тщательный подбор формы корпуса обеспечил ему маневренность даже лучшую, чем у многих других линкоров, приемлемую скорость и возможность действовать на мелководье.




«Тирпиц». Мрачная громада.

Со своей стороны, «Айовы» отличались лучше сбалансированными характеристиками, и превзошли бы «Ямато» при выполнении любой боевой задачи (кроме, собственно, боя с «Ямато»). Скорость этих кораблей иногда указывается даже в 33 узла. Волна, поднимаемая идущим полным ходом линкором, представляла нешуточную угрозу для сопровождающих его эсминцев. Но иногда бывала и спасительной: опытные капитаны специально направляли в нее свои корабли, чтобы захлестнувшая палубы вода потушила пожары.




«Ямато» в бою.

Советский Союз

К началу Второй Мировой войны СССР располагал лишь тремя старыми линейными кораблями, построенными еще во времена империи. Один из них базировался в Севастополе, чтобы при случае нейтрализовать турецкий линейный крейсер «Явуз» (бывший немецкий «Гебен»). Два остальных на Балтике готовились присоединить залпы своих орудий к огню береговых батарей Кронштадта. Ведь показатели «Марата», «Парижской Коммуны» и «Октябрьской Революции» выглядели скромно даже по меркам Первой Мировой. Подобное положение дел не казалось советскому руководству приемлемым. Принятая в 1938 году «Большая судостроительная программа» предусматривала постройку 15 гигантских линкоров типа «Советский Союз». Но к лету 1941 года заложено было всего 4. Промышленность страны еще не была готова произвести ни броню, ни машины для линейных кораблей. После победы достройка «Союзов» не возобновилась. Как из-за разрухи, так и потому, что стало известно: при существенно более высокой стоимости советские линкоры и линейные крейсера оказались бы не лучше американских «Айов» и «Алясок».




«Марат». Водоизмещение 22 000 тонн, скорость 21 узел, 12 305-мм пушек, 225-мм броня.

Линейные крейсеры

Еще одним вариантом тяжелого артиллерийского корабля были появившиеся в начале 20 века линейные крейсера. При равном с линкорами водоизмещении и вооружении корабли этого типа имели облегченную броню, но повышенную до 25-29 узлов скорость. Предполагалось, что сочетание проворства и вооружения позволит линейному крейсеру участвовать как в рейдах, так и в сражениях.

Но на деле для патрулирования на коммуникациях линейные крейсера оказались избыточно вооруженными. Орудия калибром 343-381-мм могли понадобиться только для борьбы с линкорами. Но вот с ними-то крейсеру не позволяла вступать в бой броня. Еще в Цусимском сражении первым на дно отправился именно линейный крейсер «Ослябя». В Ютландской же битве англичане потеряли 3 линейных крейсера, но ни одного линейного корабля. Со стороны немцев также были потеряны старый броненосец и линейный крейсер.

Тем не менее, после Первой Мировой войны флагманом флота Ее Величества стал именно линейный крейсер «Худ» - самый крупный и самый близкий к идеалу «быстроходного линкора» корабль. Но результат его встречи с настоящим быстроходным линкором - «Бисмарком» - был вполне предсказуем. После второго попадания «Худ» взорвался. Тогда как линкор «Принц Уэльский», даже получив от «Бисмарка» 5 снарядов, вышел из боя лишь из-за технической неисправности.






Линейные крейсеры Второй Мировой: «Худ» и «Гнейзенау».

Линейные крейсера нового поколения проектировались уже только в расчете на бой с другими крейсерами, что позволило уменьшить калибр орудий. К началу войны французы построили «Дюнкерк» и «Страсбург», немцы же обзавелись «Шарнхорстом» и «Гнейзенау». И если французские корабли выделялись в первую очередь оригинальным размещением вооружения (главный калибр в двух 4-орудийных башнях на носу, вспомогательные орудия - на корме), то немецкий вариант отличало несуразно мощное для линейного крейсера бронирование. Ограничившись защитой лишь от огня 203-мм орудий, немцы получили бы действительно идеального «убийцу крейсеров» со скоростью 34-35 узлов.

Связаны оригинальные характеристики «Шарнхорстов» были с тем, что, освободившись в 1935 году от версальских (но не вашингтонских!) ограничений, немцы попытались получить сразу и полноценный линкор, и рейдер. Причем уложившись в разрешенные 35000 тонн. Естественно, результат оставлял желать лучшего.




Французский линейный крейсер «Дюнкерк».

Конструировали линейные крейсера и в других странах. Но американские «Аляска» и «Гуам» (несомненно, лучшие корабли в своем классе) появились только к концу войны, и принять участие в боевых действиях не успели. Два советских крейсера типа «Кронштадт» достроены не были.

«Карманные» линкоры

Классификация немецких кораблей серии «Дойчланд» - старый предмет спора. Можно ли их считать линейными крейсерами?

На самом деле спорить здесь не о чем. Самими немцами определение «панцершип» применялось, только чтобы обойти версальские ограничения. После начала войны «Дойчланды» сразу были отнесены к классу тяжелых крейсеров, на принадлежность к которому явно указывали как их водоизмещение, так и броня.




Крейсер «Дойчланд» («Германия») позже был переименован в «Лютцов». Для сокращения морального урона в случае его потопления.

Линкор против авианосца

В наше время нередко утверждают, что уже к началу Второй Мировой линкор был устаревшим типом корабля. Исход сражений определяли авианосцы, ведь самые мощные пушки бьют максимум на 40-45 км, а палубная авиация способна обнаружить и атаковать противника на расстоянии 300-400 км.

Но стратеги 40-х годов не разделяли этой точки зрения, справедливо полагая, что сравнивать линкор с авианосцем столь же нелепо, как и с подводной лодкой. Преимуществ морской авиации никто не оспаривал, но ведь на суше самолеты не заменили пушек. Лишь в Японии производство линкоров прекратилось в 43 году. В США и Великобритании линейные корабли строились до конца войны.

Авианосцы вызывали у адмиралов вполне оправданное недоверие. Ведь авиация активна только днем и только в хорошую погоду. За ночь же быстроходный линкор успевал нанести удар и выйти за пределы досягаемости торпедоносцев. Лучшие моряки - англичане и японцы, - готовились сражаться именно ночью. И предпочтительно в условиях тяжелого шторма. Учения флотов этих наций носили настолько экстремальный характер, что нередко приводили к гибели кораблей. Вплоть до линкоров.




Водоизмещение современных авианосцев превышает 90000 тонн. Рекорд «Ямато» побит.

Но тяжело в учении - легко в бою. Ночью японцы в обычные бинокли раньше обнаруживали американские корабли, чем американцам удавалось заметить противника с помощью радара. Англичане же проводили конвои через Сицилийский пролив в такую погоду, когда вражеские эсминцы, отправленные на перехват, исчезали в волнах, радировав: «Мы тонем, да здравствует Италия!».

Согласно довоенным представлениям английских, японских, немецких и американских адмиралов, авианосец должен был постоянно сопровождать 2-3 линкора, осуществляя разведку и прикрывая их от атак с воздуха. Соответственно, он вынужден был действовать независимо от погоды и сближаться с противником на ту же дистанцию, что и его «подопечные». А это, в свою очередь, требовало снабдить корабль мощной броней даже в ущерб числу самолетов на борту. Дальше всех зашли японцы, вооружившие некоторые свои авианосцы 8-дюймовыми пушками.

Авианосцы так и остались бы вспомогательной силой при линейном флоте. Но в 1941 году адмирал Ямамото принял революционное решение применять их самостоятельно и массированно. Только выбирая время и место боя по своему усмотрению, морская авиация могла полностью использовать свои преимущества. Потеряв линкоры в Перл-Харборе, такой же тактики вынужденно стали придерживаться и американцы. Англичане же еще долго оставались при своем мнении.


Адмирал Ямамото.

Американская авиация потопила гигантские «Ямато» и «Мусаси», и этот факт часто рассматривается как доказательство превосходства авианосцев. Действительно, от армады бомбардировщиков линкоры не спасала ни мощнейшая зенитная артиллерия (24 универсальных 127-мм орудия и до 150 25-мм автоматов), ни заградительные залпы из 460-мм орудий. Но... никакой авианосец не продержался бы так долго и против четверти брошенных на «Ямато» сил. Дело было лишь в том, что на действия в условиях полного господства противника в воздухе линкор все-таки не рассчитан.




«Жан Барт», последний из построенных линкоров, был заложен еще до войны.

Универсальный калибр

В 30-х годах стандартным вооружением линкоров стали 12-20 универсальных орудий калибром 114-133-мм, предназначавшихся для огня как по надводным, так и по воздушным целям. Исключением оказались немецкие «Шарнхорсты» и «Бисмарки». Их создатели в такой степени были уверены, что для борьбы с эсминцами требуется калибр не менее 150-мм, что пытались поставить 6-дюймовые орудия даже на собственные эскадренные миноносцы.

Естественно, 12 таких пушек получил и линкор. Для борьбы с авиацией предназначались еще 14-16 зениток. В результате суммарный вес залпа вспомогательной артиллерии по отношению к весу залпа главного калибра составлял у «Шарнхорста» 26%, вместо 3-13% у «нормальных» линкоров. Несомненно, «стандартный комплект» вспомогательной артиллерии при меньшем весе лучше защитил бы корабль от атак как с моря, так и с воздуха.




Огонь зенитных орудий.

Послевоенные годы

С последними залпами Второй Мировой в основном закончилась и история линкоров. Хотя они еще строились. В 1946 году англичане спустили на воду «Вэнгард» - ничем не примечательный корабль, отличающийся от собратьев типа «Кинг Джордж» лишь увеличенной до 30 узлов скоростью и вооруженный восемью 381-мм пушками, снятыми со старых дредноутов. Французы же в 1950 году достроили однотипный с «Ришелье» «Жан Барт».

В СССР новые проекты линкоров продолжали прорабатываться до 53 года. Но ни один из планов не получил воплощения в металле. В результате флагманом советского флота оставался «Новороссийск» - трофейный итальянский линейный крейсер «Джулио Чезаре» (тип «Кавур») 1914 года рождения.

В 1955 году в гавани Севастополя «Новороссийск» был уничтожен подводным взрывом неустановленного происхождения. Такое объяснение, как «диверсия иностранных спецслужб», видимо, может быть отброшено с порога. Ибо никакой боевой (и даже пропагандистской) ценности этот корабль уже не представлял. В самом ближайшем будущем его, как и прочие линкоры, ожидала отправка на слом.




«Новороссийск» после катастрофы.

К концу 50-х разделке на металл уже подверглись не только старые линейные корабли, но и большинство новейших. Лишь 4 «Айовы» американцам было жаль. Их решили законсервировать до случая. В итоге вечный покой этих линкоров оказался весьма беспокойным. «Айовы» повоевали у берегов Кореи, потом их «пробудили» во время Вьетнамской войны. Затем они поддерживали высадку американских войск в Ливане. В 84 году линкоры даже решили снова ввести в строй «на постоянной основе», довооружив 32 «Томагавками». Предполагалось, что с помощью крылатых ракет и пушек они смогут защищать авианосцы и поражать наземные цели.

«Айовы» бы еще послужили... Если б не распался СССР.






В своем последнем «перерождении» «Айовы» сочетали артиллерийское вооружение с ракетным.

Стоит упомянуть об еще одном качестве линкора, которое в 1984 году казалось американцам важным преимуществом. Линейный корабль выглядит внушительнее авианосца и, в отличие от него, может подойти к враждебному берегу достаточно близко, чтобы аборигены смогли заметить военное присутствие США невооруженным глазом.




Линкор космических сил.

Не потому ли линкоры не отпускают человеческое воображение и до сих пор остаются флагманами космических эскадр в фантастических романах и электронных играх?

Триггером для написания этого обзора стала фраза из статьи, посвященной вопросам соотношения объемов и нагрузок кораблей.

Современным кораблям нужны большие объемы для размещения вооружения и аппаратуры. И объемы эти по сравнению с бронированными кораблями ВОВ выросли в разы. И, несмотря на качественное совершенствования ракетной техники от примитивных образцов 50-х до самых современных, объемы, отводимые под ракетное оружие, не уменьшаются.


- Алексей Поляков Начнем с того, что вопреки заголовку “XXI век”, уважаемый автор отчего-то постеснялся рассмотреть современные корабли.

Вместо фрегата “Адм. Горшков” и эсминца Тип45, под видом “современных кораблей” были рассмотрены крейсеры прошлых эпох - “Грозный”, “Беркут”, “Слава”. При всём уважении к героям прошлого, они имеют столько же общего с “Горшковым”, сколько испанский галеон XVII века похож на ЭБР Русско-японской войны.

Как получилось, что между кораблями 60-80х гг. и современными фрегатами оказалась технологическая пропасть, глубиною в вечность? Какие из технологий шагнули так далеко, что оказалась за горизонтом событий?

Наглядный пример - появление компактных подпалубных УВП, изменивших всю парадигму хранения и запуска ракетного боезапаса.

Отказ от балочной Mk.26 GMLS в пользу небезызвестной Mk.41 привел к резким изменениям в конструкции корабля.


Просто гигантские объемы. Больше, чем артиллерийские погреба и барбеты башен артиллерийских кораблей прошлого

Обладая одинаковым боекомплектом (64 ракеты) установка Mk.41 оказалась ВДВОЕ легче своей предшественницы (117 против 265 тонн, “сухой вес” без ракет). Потребление энергии снизилось в 2,5 раза (200 вместо 495 кВт в пиковом режиме, из-за отсутствия необходимости перемещать ракеты и вращать “тумбу” пусковой установки). Вдвое сократилось число моряков для обслуживания и управления установкой (10 вместо 20).

Габаритные размеры 64-ячеечной УВП составляют 8,7 х 6,3 х 7,7 м. Для сравнения - длина балочной MK.26 Mod.2 превышала 12 метров. Глубина и ширина ракетного погреба примерно соответствовали УВП.

Да, совсем забыл. Указанный вариант УВП рассчитан на более длинные (+ 1 метр) и тяжелые (в 2 раза) ракеты нового поколения - космические перехватчики и “Томагавки”. У Марк-41 есть экспортные модификации под обычные ЗУР - такие УВП еще легче и компактнее.



Вот и считайте, насколько уместно приравнивать крейсера 60-80х гг. к современным эсминцам и фрегатам.

Прогресс в области ракетных вооружений еще не все. Сейчас на примерах реальных кораблей, вы убедитесь в том, какой грандиозный путь прошли РЛС, средства обнаружения и системы управления огнем.



Его оппонентом станет отечественный фрегат пр. 22350 “Адмирал Горшков” (на испытаниях с 2015 г.)



Длина 135 метров. Полное водоизмещение 4500 тонн. Экипаж - 210 человек (на 100 чел. меньше, чем экипаж крейсера “Грозный”). Боевые возможности - несоизмеримы.

Корабли в наше время выглядят по другому.

Первое, и самое очевидное, - отсутствие на палубах оружия. Хранение и запуск ракетного боезапаса производится из шахт УВП, надежно спрятанных в глубине корпуса корабля. При этом, боезапас фрегата по количеству и ТТХ ракет превосходит все, что имелось на крейсерах предыдущих экох.

На борту “Горшкова” установлено два модуля УКСК, итого - 16 шахт под размещение ударного вооружения (сверхзвуковые ПКР “Оникс”, КР семейства “Калибр”). Для сравнения, на крейсере пр. 58 имелись две счетверенные ПУ и 16 противокорабельных ракет П-35. Которым не нашлось места внутри корпуса и пришлось стоять на открытой палубе. Если не принимать во внимание ТТХ ракет, то по количеству ударного вооружения крейсер и фрегат имеют паритет.

Зенитное вооружение фрегата представлено ЗРК “Полимент-Редут”, чей боекомплект размещен в 32 ячейках УВП. Стартовая масса ракеты 9М96Е2 составляет 420 кг. Максимальная дальность стрельбы - 120...150 км.

На борту крейсера “Грозный” также имелся ЗРК “Волна” с боекомплектом 16 ракет (два подпалубных “барабана” ЗИФ-101 и подвижная балочная ПУ). Масса зенитной ракеты - 923 кг., максимальная дальность стрельбы 15-18 км.


Пусковая установка ЗИФ-101. Для правильного восприятия габаритов стоит учесть, что длина каждой ракеты составляла 6 метров!

В очередной раз, если не принимать во внимание скорострельность комплексов и ТТХ ракет, современный фрегат несет аналогичный по массе и вдвое больший по количеству ракетный боезапас. Если закрывать глаза на разницу в боевых возможностях, то составу остального вооружения также наблюдается паритет.

Вооружение старого крейсера включало две спаренные артиллерийские установки АК-726, две батареи зенитных пушек АК-630, РБУ и торпедные аппараты.

Современный фрегат вооружен одной 130 мм пушкой А-192, двумя комплексами ближней самообороны “Палаш” и двумя счетверенными ТА противолодочных торпед “Пакет-НК”.

Единственное серьезное различие - вся кормовая часть надстройки фрегата занята ангаром корабельного вертолета. В отличие от современных кораблей, постоянное базирование ЛА на крейсере пр. 58 не предусматривалось (имелась лишь вертолетная площадка).

Итого данного подсчета становится простой и очевидный факт: меньший на 1000 тонн современный фрегат несет больше оружия, чем крейсера 1960-х гг. Что полностью противоречит утверждению:

несмотря на качественное совершенствования ракетной техники от примитивных образцов 50-х до самых современных, объемы, отводимые под ракетное оружие, не уменьшаются.



Вторым заметным отличием является отсутствие громоздких мачт с десятком параболических антенн. Весь радиолокационный комплекс современного корабля поместился внутри “пирамиды” в носовой части надстройки. Главным секретом “Горшкова” стал многоцелевой радар 5П-20К “Полимент” из четырех неподвижных “зеркал”, размещенных на боковых гранях пирамиды.



Возможности “Полимента” похожи на боевую фантастику. Исключительно высокое разрешение. Возможность изменения ширины луча. Мгновенное (в пределах миллисекунд) сканирование выбранного участка неба. Универсальность и многозадачность. Одновременный обстрел до 16 воздушных целей.

На вершине пирамидальной фок-мачты фрегата размещен еще один антенный пост. Это радар общего обнаружения (5П27 “Фуркэ-4” либо “Фрегат-МАЭ-4К”). Лаконичность средств обнаружения и управления зенитным огнем - визитная карточка фрегата “Адмирал Горшков”. Пропуск в привилегированный клуб кораблей XXI века.

Никаких громоздких параболических антенн и радаров подсветки (чем грешили все корабельные ЗРК прошлого поколения). Две универсальные РЛС берут на себя весь спектр задач по обнаружению и сопровождению воздушных целей и управлению выпущенными ракетами, обеспечивая работу корабельных зенитных средств.



“Адмирал Горшков” еще далеко не предел. На горизонте другой корабль. Строгие нордичесике черты в окраске “серый грозовой”. Встречайте: голландский фрегат ПВО “Де Зевен Провинсиен” (2002 год). Радиолокационный комплекс “Семи провинций” состоит из двух систем: многофункционального радара APAR с четырьмя активными ФАР и дециметрового радара дальнего обнаружения SMART-L, способного различать цели на космических орбитах.

Грозный фрегат с еще более изощрённой конструкцией.

Макс. дальность обнаружения 2000 км, 40 ракетных шахт, вертолет и другое универсальное вооружение. С 2017 года фрегаты этого типа будут включены в американскую систему ПРО в Европе.



На картинке - антенный пост “Ятаган” системы управления огнем ЗРК “Волна”. Пять параболических антенн для определения точного положения цели и передачи радиокоманд выпущенным ракетам. Для первичного обнаружения использовались еще две РЛС “Ангара”, размещенные на вершинах обеих мачт.

А вы говорите, ничего с тех пор не изменилось.

В принципе, все эти проблемы были свойственны для всех кораблей того времени. Даже самые современные из отечественных крейсеров (пр. 1164 и 1144 "Орлан") грешили большим количеством громоздкого и неэффективного оборудования, их ракетам требовались специализированные станции наведения и подсветки цели. К слову, американский "Иджис" (система 1979 года) страдает аналогичным недостатком.

Так же наивно звучат жалобы на объемы, необходимые для размещения современной электроники и какие-то специальные меры по охлаждению и кондиционированию помещений. Весь этот детский лепет опровергается единственным фактом: все средства обнаружения и оборудование командных пунктов С-300 поместились на мобильных шасси! И это - начало 1980-х гг., когда о ноутбуках и “айфонах” не могли мечтать даже самые отчаянные фантасты.



Ледяная тундра, жара авиабазы Хмеймим, дождь-снег, мобильный ЗРК должен уметь работать в любых условиях! Неужели аналогичный комплекс на борту современного корабля нуждается в каких-то громадных “машинных залах” с невероятными мерами по контролю качества воздуха?

Что за бред? В каком веке живут те, кто утверждает подобное?

На современном корабле изменилось всё. Компоновка, оружие, состав средств обнаружения и СУО, силовая установка (высокоэффективные дизели и турбины вместо котлов), автоматизация, сокращенный по численности экипаж.

Именно поэтому, появилась возможность строить компактные боевые корабли с мощнейшим ударным и оборонительным вооружением, в корпусе с водоизмещением 4500-6000 тонн.