Open
Close

Кому церковь не мать, тому бог не отец. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец

В сборник вошли все дошедшие до нас письма священномученика Киприана, епископа Карфагенского († 258). Письма святителя и исповедника Христова, обращенные к самым различным адресатам, даны здесь в предполагаемом хронологическом порядке. Вопросы, которых касается в своих письмах священномученик Киприан, актуальны и для нынешнего времени - тема единства Церкви и благодатных даров, подаваемых через нее, наставления христианину, как хранить свою веру и возрастать в ней.

Даже если эти люди были убиты исповеданием христианского имени, их кровь не смыла это пятно. Грех раздора настолько велик и настолько непростителен, что он не потушен даже из-за мучений. Он не может быть мучеником, которого нет в Церкви, не может достичь Царства, которое оставило того, кто родился, чтобы царствовать.

Он повелел нам быть единым и единым, приказал, чтобы узы любви и милосердия были сохранены неповрежденными и непрерывными. Нельзя обманывать себя мучеником, который не сохранил братскую благотворительность. Благотворительность никогда не заканчивается, она всегда будет в Царстве, она будет длиться вечно для единства братьев во взаимной гармонии. Раздор не входит в Царство Небесное.

Приводим отрывок из книги:

«Воинов Христовых не убивают, а увенчивают»

Семнадцать с половиной столетий отделяют нас от времени великого столпа Церкви святителя и мученика Киприана. Место его епископского служения, знаменитый Карфаген, сейчас - достояние истории, и только археологические раскопки и свидетельства современников говорят нам о его прежнем величии. Однако для православного христианина священномученик Киприан всегда близок и дорог.

Те, кто живут без милосердия, без Бога. Вот голос благословенного Апостола Иоанна: Бог есть любовь. Кто пребывает в любви, пребывает в Боге и Боге в Нем. Те, кто не хотел быть единым в Церкви Бога, не могут оставаться с Богом. Даже если они были брошены в огонь и поглощены пламенем или потеряли свою жизнь, будучи подвергнуты воздействию животных, все это не было бы венцом веры, а скорее наказание за их предательство не было бы славным концом бесстрашной религиозной жизни, но конец без надежды.

Такого человека можно убить, но не увенчать. Он признается, что он христианин таким же образом, что дьявол часто обманывает себя, говоря, что он Христос. Поскольку дьявол не Христос, хотя он и берет это имя, поэтому он не может пройти как христианин, который не остается в истине Евангелия и в вере Христа. Это, безусловно, необычно и замечательно пророчествовать, изгонять бесов и совершать чудесные дела здесь, на земле, но тот, кто сделает все это, не получит небесного Царства, если он не будет ходить правильным и правильным образом.

Священномученик Киприан прославлен приписываемыми ему афоризмами: «Кому Церковь не мать - тому Бог не отец», «Без Церкви нет спасения». Церковь дорожит наследием святителя Киприана и через века обращается к его учению о единстве Церкви Христовой, находя в нем утверждение для своей жизни и борьбы с вновь и вновь возникающими расколами и сектами.

Разве вы не помните, что во имя ваше мы пророчествовали и во имя вас изгоняли бесов, и во имя ваше мы делали чудесные дела? Правосудие необходимо, чтобы кто-то мог быть вознагражден Богом. Необходимо соблюдать его заповеди и его предупреждения, чтобы наши заслуги могли достичь награды. Второй подобен ему: вы полюбите своего ближнего, как самого себя. В этих двух заповедях лежит весь закон, а также пророки.

Своей властью он учил и единству, и любви. В двух заповедях он составил закон и все пророки. Но какое единство он наблюдает, какую любовь он намеревается практиковать то, что, будучи безумным в ярости раздора, делит Церковь, разрушает веру, нарушает мир, уничтожает милосердие, оскверняет Таинство?

«Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева» , - писал священномученик Киприан. И свою сыновью любовь к Богу и Его Церкви святитель не только доказал епископским служением, которое все прошло в трудах на сохранение церковного мира и единства, но и засвидетельствовал мученической смертью.

Это зло, о верные братья, уже началось некоторое время назад, но теперь, как печальное бедствие, оно растет день ото дня, и ядовитая чума ереси и раскола появляется и рождается все больше. Так должно произойти в конце света, поскольку Святой Дух пророчествует и предупреждает нас через Апостола: В последние дни, - говорит он, - придут трудные времена, и будут люди, которые ищут свои собственные вкусы, высокомерные, высокомерные, алчные, богохульники, непослушными родителям, неблагодарными, бездушными, без привязанности и без уважения к обязательствам, клеветниками, недержанием, жестокими, без любви к добру, предателями, дерзкими, глупыми надменными, любящими удовольствиями больше, чем Богом, демонстрируя винир религиозности, но и что они те, кто инсинуируют себя в домах и покоряют женщин, которые полны грехов, которые увлекаются различными чувственными моментами и всегда любопытно узнать, но никогда не узнают истину. против Моисея, так что они сопротивляются истине, но они не будут успешными, потому что их неспособность проявится всем, как это случилось с ними.

Родился будущий святитель в самом начале III столетия в городе Карфагене, в Северной Африке. Сегодня руины Карфагена, расположенные на окраине Туниса, открыты ту ристам. В III веке Карфаген был главным городом «в человека, чтобы привести человека к его небесному Отцу» . Сочинение «Три книги свидетельств против иудеев» представляет собой небольшой, но насыщенный цитатник из Ветхого и Нового Заветов. Первая часть, как пишет в предисловии сам составитель, содержит свидетельства о том, что «иудеи, согласно предсказаниям, отступили от Бога и утратили благодать, которая дарована была им прежде... и что их место заняли христиане, угождающие Господу верой и приходящие от всех народов и со всего мира». Во второй части показывается, как основные ветхозаветные пророчества исполнились во Иисусе Христе. В третьей части, которую Киприан составил, вероятно, позднее, на основе Священного Писания, кратко излагаются основные заповеди христианской нравственности.

Все, что было предсказано, исполняется, и по мере приближения конца света все происходит в людях и в событиях. Все чаще ошибка распространяется на его ошибки. Глупость порождает гордость, зависть горит, жадность даже идет к слепоте, нечестивость развращается, гордость разбухает, раздор раздражает, гнев бушует.

Но давайте не будем удивлены или расстроены этим чрезмерным и безрассудным предательством многих. Напротив, наша вера усиливается, когда мы осознаем истину того, что было предсказано. Написано: «Закрой ухо твое с изгороди шипов и не услышь злого языка». И снова: «Плохие разговоры развращают даже хороших людей». Господь советует нам избегать этих людей. Они слепы, - говорит он, - и направляет слепых.

Эти письменные труды говорят нам о том, что к природному дару слова и блестящему образованию новокрещеный Киприан приложил еще и глубокое изучение Священного Писания и церковного вероучения. Через год или немного более по крещении Киприан был рукоположен во пресвитера. Своей образованностью и благочестием Киприан не мог не привлечь внимания сограждан, и спустя два-три года после начала своей новой христианской жизни, по смерти Карфагенского епископа Доната, народ едино душно избирает его предстоятелем Африканской кафедры. Его избрание последовало, вероятно, около 249 года. Лишь у нескольких карфагенских римских провинций в Северной Африке, служил местом резиденции проконсула и являлся одним из величайших городов империи. Однако расцвет этого прославленного города, столетиями составлявшего достойную конкуренцию самому Риму, ко времени жизни епископа Киприана давно прошел - в середине второго столетия Карфаген был полностью разрушен и восстановлен только в 44 году до Р.Х. Фасций Цеций Киприан (таково полное имя священномученика) происходил из знатной и богатой языческой семьи. Происхождение позволило ему получить блестящее образование и сулило завидную карьеру - он преподавал риторику в карфагенском училище и выступал как адвокат в суде. О своей жизни до принятия крещения священномученик Киприан пишет с резким осуждением: «Я находился во тьме и в глубоком ослеплении, когда, исполненный нерешительности и сомнения, я носился и блуждал в море этого бурного». Крещение восставляет его к жизни новой: «Когда возрождающие воды омыли пятна прежней моей жизни и в очищенное и оправданное сердце пролился небесный свет, когда, приняв Духа Небесного, соделался я по второму рождению новым человеком, - тогда чудным образом со мнения разрешились в уверенность; тайны начали открываться, мрак исчезать; то, что прежде казалось трудным, соделалось удобным, невозможное стало возможным» (пись мо 1). Произошло это, вероятно, около 245 года, когда Киприан достиг уже вполне зрелого возраста. Еще во время своего оглашения Киприан, согласно житию, составленному его современником, принял на себя обет безбрачия, продал свое имение, а вырученные за него деньги раздал нищим.

Когда слепой ведет слепого, они падают в яму вместе. Удобно находиться далеко и бежать от всех, кто отделился от Церкви. Он - трансвестит, преступник, он осуждает себя. Можете ли вы подумать, что со Христом - это тот, кто замышляет против священников Христа и отделяет себя от сообщества его духовенства и его людей? Он поднимает оружие против Церкви и противостоит приказам Бога. Противник алтаря, мятежник против Жертвы Христа, предатель веры, святотатство в религии, несговорчивый слуга, нечестивый сын, вражеский брат, презирает епископов и оставляет священников Бога и осмеливается воздвигнуть еще один жертвенник, молится, оскверняет Господню с ложными жертвами и забывает, что те, кто идет против приказаний Бога, будут наказаны божественными наказаниями за их дерзкую смелость.

Приняв святое крещение, Киприан начал служить Церкви также своим писательским и апологетическим даром. Можно предположить, что именно к первым годам после его обращения относятся сочинения «О суете идолов» и «Три книги свидетельств против иудеев». В кратком трактате «О суете идолов» Киприан не только раскрывает бесполезность идолопоклонства, рассказывая, что все боги, которых почитают язычники, просто обо жествленные люди или плод человеческой фантазии, но и говорит о почитании истинного Бога, Творца Вселенной, проповеданного ветхозаветными пророками и облекшегося пре свитеров такое быстрое продвижение неофита вызывает зависть, вылившуюся спустя несколько лет в открытое противостояние епископу Киприану.

Итак, Корей, Дафан и Авирам получили безотлагательное наказание за свое тщеславие, потому что, нарушив приказания Моисея и Аарона священника, они попытались узурпировать право жертвовать. Земля потеряла свою твердость, она погрузилась в глубокое поклонение, и земля, таким образом, открылась, проглотила их живыми и стоящими. Оскорбленная Богом праведность не только затронула авторов этого жеста, но и других двухсот пятидесяти, его спутников, которые были соучастниками и солидарны с ними. Внезапно из Господа вышел огонь и уничтожил их.

Это должно быть признаком и признаком того, что это было преступлением против Бога, что эти нечестивые пытались с их человеческой волей пресечь заповеди Самого Бога. И было также царю Озии, когда он держал кадило, и с насилием пытался сам принести фимиам, нарушить закон Божий и не послушать священника Азарию, который воспротивился ему. Там он был даже смущен божественным негодованием и страдал какой-то проказой на лбу. Своей обидой к Богу он был наказан справедливо в той части тела, где избранные Богом получили знак.

Став предстоятелем обширной епархии, он сразу начал бороться со множеством пороков и злоупотреблений среди своего клира и паствы. По его письмам того времени можно проследить, как Карфагенский святитель обличает корыстолюбие некоторых епископов и нехранение целомудрия девами, принесшими обет Богу, мирит клириков и иными способами заботится о церковном благочинии. Кроме писем, посвященных различным дисциплинарным вопросам, вероятно, в это же время епископом Киприаном был написан трактат «Об одежде девственниц», в котором он наставляет девиц, уневестившихся Христу, чтобы они не только соблюдали внутренние воздержание и целомудрие, но и сохраняли скромность и приличие в своей одежде.

И сыновья Аарона, потому что они возложили светский огонь на жертвенник Господень, были убиты одновременно божественной мести. Вот примеры, которые следуют и подражают тем, кто ищет странные доктрины, вводят учения человеческого изобретения и презирают божественную традицию. К ним относятся упреки и нарекания Евангелия: «Вы отвергаете заповедь Бога, чтобы придерживаться вашей собственной традиции».

Это преступление хуже, чем то, которое, как считается, совершило упущения, по крайней мере, если мы говорим о тех, кто раскаивается и молится Богу за прощение своего греха, готов дать полное удовлетворение. Провалы, с мольбами, ищут Церковь, схизматики борются с ней. Первые, возможно, были жертвами некоторого давления, последние ошибались в полной мере использовать свою свободу. Провал, грех, только вредит себе, тогда как тот, кто пытается создать ереси и расколы, обманывает многих, тащит их в свою секту.

В скором времени всю Церковь постигло страшное испытание. В 249 году на Римский престол взошел император Деций. Стремясь возвысить значение императорской власти, он строго регламентирует участие в обязательном государственном культе императора. В декабре 249 - январе 250 года был выпущен эдикт, обязывающий всех жителей империи под страхом пыток и казней при нести установленные жертвоприношения. Участие в этих обрядах строго фиксировалось, и принесшим жертвы выдавали специальные свидетельства - libelli . Отсутствие этих libelli ставило человека вне закона. По всей империи развернулось массовое гонение на христиан. Тысячи верующих претерпевали страшные мучения и смерть, но остались верны Христу и не принесли идольских жертв.

Существует ущерб одной душе, здесь опасность многих. Пропасть признает, что он, безусловно, согрешил, и из этого он скорбит и плачет, раскол, полный гордости в своем сердце и удовольствие от его собственных ошибок, вытаскивает своих детей от матери, отгоняет овцу Пастуха, божественные таинства.

Наконец, позже, позже, может возникнуть мученичество и достичь обещаний Королевства, раскольнического, напротив, если оно будет убито во время вне Церкви, оно не достигнет призов Церкви. Вы не должны удивляться, большинство возлюбленных братьев, что даже среди исповедников есть те, кто упал в этих преступлениях. Также случается, что некоторые из них совершают другие серьезные и постыдные грехи. Исповедь веры не делает человека защищенным от ловушек дьявола. Тем, кто все еще живет в этом мире, она не сообщает о постоянной безопасности против соблазнов, опасностей и толчка мирских нападений.

Когда императорский эдикт достиг Карфагена, языческие власти приняли решение схватить епископа Киприана, как главу христианской общины, чтобы тем самым устрашить остальных христиан и лишить их наставника и вдохновителя. В связи с этим епископ Киприан принял решение удалиться из города и скрыться от гонителей. При этом святитель продолжал управлять церковными делами с помощью своих посланий и верных людей. Его современник, диакон Помпий, составивший жизнеописание святителя, отмечает, что вынужденное удаление епископа Киприана послужило к несомненной пользе Церкви: «Представь себе, что он, удостоившись тогда мученичества, восхищен был от нас... кто бы научил падших покаянию, еретиков истине, раскольников единству, чад Божиих миру и закону евангельской молитвы?»

Если бы это было так, мы бы не увидели, в исповедниках, грабежах, изнасилованиях и прелюбодеяниях, которые сейчас, с огромной печалью, мы должны оплакивать некоторые из них. Кто бы ни был исповедником, он не может быть больше, лучше и более дружелюбно к Богу, чем Соломон. Однако, оставаясь на пути Господа, он сохранил доброту, с которой сам Господь одобрял его, но когда он ушел от этих путей, он также потерял благость Господа.

По этой причине в Писании говорится: «Соблюдай то, что у тебя есть, чтобы кто-то другой не взял твою корону». Если там Господь грозит взять кого-то в наследство от правосудия, это признак того, что тот, кто отрекается от правосудия, также лишен короны.

Гонения, воздвигнутые Децием, существенно отличались от тех гонений, которые волновали Церковь прежде. Во-первых, они разразились после длительного затишья: например, африканские христиане около сорока лет уже пользовались миром. Когда вера Христова была гонима, человек, становясь христианином, был готов засвидетельствовать свое исповедание перед лицом мучений и смерти. За почти полувековое затишье в Церковь смогли прийти множество людей, но не все из них были готовы пролить кровь за веру.

Исповедь веры является преамбулой к славе, но она еще не владеет короной. Это не конечная слава, а только начало заслуг. Написано: «Проживающий до конца, он спасется». Все, что мы делаем до конца, - это только шаг, с которым мы поднимаемся на гору спасения, но только в конце восхождения мы достигнем совершенного владения вершины.

Теперь, после исповедания веры, опасность становится больше, потому что противник более разгневан против него. Поэтому более чем когда-либо он должен оставаться верным Евангелию Господа, который через Евангелие достиг этой чести. Господь говорит: «Кому дано много, многое будет задано, и кому дано большее достоинство, нужны большие услуги». Пусть никто не будет сбиваться с толку плохим примером исповедника. Пусть никто не учится от несправедливости, высокомерия или предательства.

Кроме того, раньше христиан преследовали и убивали за «само имя», то есть сама принадлежность к христианству вменялась в преступление. Общая цель прежних гонений была уничтожить христианство как таковое, а не вы нудить христиан отречься от веры. Новые же гонения Деция ставили целью принудить всех жителей империи засвидетельствовать свою гражданскую лояльность языческим обрядом. Мощь государственного аппарата была брошена на то, чтобы заставить всех жителей империи выразить свое гражданское повиновение в жертвоприношениях, и множество людей, раннее исповедовавших себя христианами, поддались принуждению. Вероятно, поэтому именно в гонения императора Деция обнаруживается большое число «падших», то есть принесших установленное императором жертвоприношение и тем самым отпавших от Церкви Христовой.

Будьте смиренны и спокойны во всем своем поведении, будьте дисциплинированы и скромны, так что, как его называют духовником Христа, также подражайте, что Христос, который исповедует: «Кто возвышает себя, будет унижен, а кто унижает себя, будет возвышен». Так он сказал и был возвышен от Отца, потому что, будучи Словом, Добродетель и Мудрость Бога Отца, смирился с землей. И как он мог любить высокомерие, которое своим законом проповедовало нам смирение и, в обмен на его смирение, получило самое возвышенное имя от Отца?

Кто-нибудь был исповедником Христа? Очень хорошо, но тогда, из-за вас, не хулите о величии и святости Христа. Язык, исповедующий Христа, не является клеветническим или крамольным, не слышится ворчанием в ссорах и ссорах; после таких божественных слов хвалы не рвут ядовитых змей против братьев и против священников Божьих.

«Вот появился указ... - вспоминает об этом периоде священномученик Дионисий, епископ Александрийский. - Многие видные люди явились сразу: одни - из страха, магистраты - повинуясь своим обязанностям, некоторых тащили близкие. Вызванные по имени подходили к нечистым жертвам, од ни - бледные и дрожащие, словно не они собрались принести жертву, а сами шли как жертвы на заклание... Другие быстро, с готовностью подходили к жертвеннику, развязностью своей подтверждая, что никогда и не были христианами» . Ту же печальную картину рисует и святой Киприан Карфагенский: «Они не дожидались даже, чтобы идти, по крайней мере, тогда, когда их схватят; отречься, когда будут спрашивать. Многие побеждены прежде сражения, низвержены без боя и даже не оставили для себя видимого предлога, будто они приносили жертву идолам по принуждению. Охотно бегут на торжище, добровольно поспешают к смерти, - как будто они рады представившемуся случаю, которого всегда ждали с нетерпением!» Так Церковь буквально разделилась, с одной стороны, на мучеников и исповедников, с другой - на принесших требуемые жертвы идолам. К по след ним тесно примыкали так называемые либеллятики, которые формально не совершили жертвоприношения, но за деньги купили себе у чиновников libelli. Часть христиан с началом гонений последовала за своим епископом и, скрывшись, сумела избежать мучений .

Эти жестокие гонения продлились недолго - менее года. Закончились они со смертью Деция, который правил всего два года - он погиб в конце 250 года битве с готами. За время гонений мученическую кончину принял предстоятель Церкви Римской папа Фабиан. Римские пресвитеры и диаконы известили об этом святителя Киприана, однако адресовали карфагенскому клиру и другое письмо, где в острой ироничной форме обвиняли святителя Киприана в том, что во время гонений тот скрылся, выставляя его поступок как проявление малодушия и недостойных истинного пастыря качеств. В ответ епископ Киприан обратился к римским священнослужителям с письмом, в котором прославлял подвиг их предстоятеля. В ответ же на письмо, в котором прозвучали порицания Киприану, святитель, желая пристыдить своих несправедливых обвинителей, написал, что не может поверить, что его могли написать римские клирики, и просит у них как бы подтвердить его подлинность (письмо 7). Думается, этот конфликт в скором времени был исчерпан.

Гораздо более серьезный церковный конфликт происходит в это время в самой Африканской Церкви. Старейший карфагенский пресвитер Новат и несколько его последователей (они еще при поставлении Киприана в епископское достоинство выказывали свое недовольство этим), воспользовавшись удалением предстоятеля, открыто восстали против него. Без ведома Киприана был самочинно поставлен диаконом некий Фелициссим, который также принял активное участие в зреющем расколе. Однако сама личность Новата оказалась весьма одиозной. Святитель Киприан открыто обвинял его в присваивании церковных денег, обмане вдов и сирот, жестоком обращении со своим престарелым отцом и беременною женою (письмо 42). Вероятно, опасаясь церковного осуждения, Новат уехал в Рим, где присоединился к другому расколоучителю - Новациану, выступавшему против законно избранного Римского папы Корнилия. Кроме властолюбивых амбиций у Новата и Новациана был еще и свой взгляд на решение одной проблемы, которая после кратких, но тяжелых гонений Деция волновала всю Церковь - как поступать с теми, кто, отпав во время гонений, желает возвратиться в Церковь Христову. Точка зрения раскольников была проста и сурова - отпадших однажды от Церкви невозможно принимать в общение, даже если бы они и принесли покаяние.

Такой ригористический подход Церковь не признала. В лице своих лучших богословов Церковь утверждала, что нет такого греха, который бы не могло загладить и искупить искреннее покаяние. Однако необходимым условием возвращением в Церковь ставилось исповедание своего преступления перед епископом и продолжительный период покаянной епитимии. К сожалению, не все из падших сознавали всю серьезность своего положения. По сложившейся традиции, исповедники, мужественно исповедовавшие Христа и понесшие все тяготы гонений, но по тем или иным причинам не принявшие мученическую смерть, имели право давать падшим отпущение их греха и воссоединять их с Церковью. Некоторые исповедники даже давали отпадшим грамоты, в которых свидетельствовалось о воссоединении отпадшего с Церковью. Очень многие получали от исповедников такие свидетельства, игнорируя церковную исповедь и минуя долгую покаянную епитимийную практику. Во время гонений святитель Киприан пытался уврачевать эти церковные нестроения многочисленными посланиями, убеждал исповедников, проявляя милость и снисхождение, не нарушать церковного благочиния, а падших - принести достойные плоды покаяния. Свою пастырскую заботу о христианах, принесших жертвы во время гонений, святитель Киприан выразил также в своем трактате «О падших».

Когда в мае 251 года гонения прекратились, святитель Киприан собрал церковный Собор, который решил вопрос о падших. Карфагенский Собор осудил как тех, кто утверждал, что покаяние для вероотступников невозможно, так и тех, кто пытался воссоединиться с Церковью без искренних покаянных трудов и без воли епископа. Собор постановил, что отпадшие во время гонения могут вернуться в Церковь, совершив церковное покаяние и понеся епитимию.

Этот же Собор отлучил от церковного общения расколоучителей Новата и Фелициссима, которые и сами к этому времени, разойдясь во мнении об отношении к падшим, порвали отношения друг с другом. Не ограничиваясь запрещением раскольников и желая оградить от гибельного раскола свою паству, святитель Киприан пишет свой знаменитый трактат «О единстве Церкви». По учению святителя Киприана, только прибывая в Церкви, сохраняя благодатное единство с ней, можно спастись. «От нее рождаемся мы, питаемся ее млеком, одушевляемся ее духом. Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она блюдет нас для Бога, уготовляет для царства рожденных ею». Христиане призваны хранить единство Церкви. «Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия обозначается в сказании евангельском о хитоне Господа Иисуса Христа. Хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и по ступил в обладание неиспорченным и неразделенным. <…> Таинственным знамением своей одежды Господь предызобразил единство Церкви. Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражен страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие, одежду Господню, - Церковь Христову?» Спасительное единство Церкви Христовой созидается единством с епископом всех членов Церкви. О единстве Церкви святитель Киприан пишет и в других трактатах этого времени, а также в своих письмах.

Это учение святителя Киприана о Церкви закладывает прочный фундамент всей христианской экклезиологии.

Между тем в правление нового императора Галла вновь возобновились гонения на хри стиан. Кроме того, в 253 году во многих областях империи, и в том числе в Африке, началась эпидемия, во время которой святитель Киприан организовал помощь страждущим, притом не только христианам, но всем нуждающимся, без различия вероисповедания, чем снискал уважение многих язычников. Для ободрения в этих тяжелых обстоятельствах своей паствы он пишет работу «О смертности». Гонения Галла прекратились с гибелью его в 253 году (он был убит своими же солдатами), а преемник Галла император Валериан в течение первых лет своего правления не возобновлял гонений.

Этот непродолжительный, спокойный для Церкви период дал возможность Киприану уделить должное внимание некоторым вопросам внутренней церковной жизни. С 254 по 256 годы он проводит в Карфагене ряд церковных Соборов, на которых решался вопрос о крещении, совершаемом в еретических и раскольнических обществах. Учение святителя Киприана о Церкви определило и его отношение к таинствам у еретиков. «Я не знаю, каким предубеждением руководствуются некоторые из товарищей наших, думающих, что тех, которые приняли погружение у еретиков, когда они к нам приходят, не должно крестить, потому что, как они говорят, крещение одно. Оно одно потому, что Церковь одна и вне Церкви крещение невозможно» (письмо 58). При активном участии святителя Киприана Соборы принимают решение считать крещение, совершаемое еретиками, полностью лишенным благодатной силы и над всеми приходящими в Православие совершать Таинство крещения. Однако этот взгляд, официально провозглашенный на трех Карфагенских Соборах, вошел в противоречие с традицией римской и вызвал неодобрение со стороны Римского папы Стефана I. Папа Римский, защищая сложившуюся практику, категорически утверждал, что приходящих в Православие еретиков нельзя крестить, а нужно принимать через возложение рук, но при этом проявлял определенную богословскую непоследовательность. Кроме того, он считал действенным даже крещение самых крайних еретиков, например маркионитов, отвергающих Святую Троицу и Божество Сына. Святитель Киприан Карфагенский, получив от папы осуждение соборных решений, обратился к нему с письмом; в нем он доказывал, что у еретиков, у которых нет ни Церкви, ни благодати Святого Духа (а это папа признавал), не может быть действенного крещения. «Не должно предписывать на основании обычая там, где следует доказать рассуждением», - писал святитель и в активной переписке со своими единомышленниками, в частности с Фирмилианом, епископом Кесарии Каппадокийской, приводил новые доказательства в пользу своей позиции .

Споры о крещении были прерваны вновь разразившимися гонениями. В 257 году император Валериан издал эдикт, предписывающий ссылать священнослужителей и запрещающий христианские собрания. В следующем 258 году гонения развернулись со всей жесто костью, и папа Стефан за мужественное исповедание Христа сподобился венца священномученика. Еще в первый этап гонений, когда император ский эдикт достиг Африки, первым на допрос проконсулу был представлен святитель Киприан. Нам известно об обстоятельствах этого допроса из сохранившихся проконсульских актов, а также из древнего жития, составленного близким сподвижником святителя диаконом Понтием. На допросе святитель Киприан мужественно исповедовал единого истинного Бога, высказал готовность последовать за свое исповедание в заточение и отказался выдать властям кого-либо из своих сослужителей. После допроса святитель Киприан был отправлен в ссылку в селение Курубис. Святитель не только сам мужественно переносил изгнание и ссылку, но и продолжал окормлять и ободрять свою паству. Спустя некоторое время, когда император издал новый эдикт, приписывающий лишать прав и конфисковать имущество у всех христианских епископов и пресвитеров, а тех, кто продолжал сохранять верность Христу, предавать смерти. Тогда новоназначенный проконсул Африки по имени Галерий Максим первым делом приказал доставить к себе ссыльного святителя Киприана. Святитель мужественно держался на допросе, примером своего смелого свидетельства о Христе вдохновляя карфагенских христиан, которые собрались во множестве, узнав, что их пастырь доставлен на суд. Видя непреклонность святителя Киприана, проконсул приговорил его к усечению мечом. Услышав приговор, святитель возблагодарил Господа, а народ, видевший все происходившее, воскликнул: «И мы хотим умереть с ним!» Так святитель Киприан принял мученичество 14 сентября 25 8 года. На нем сбылись слова, которые он сам некогда писал о мученическом подвиге: «Воинов Божиих и Христовых не убивают, а увенчивают» (послание 66). Церковное почитание священномученика Киприана Карфагенского началось вскоре после его кончины. Память его в Западной Церкви празднуется 16 сентября, вместе с памятью папы Корнелия, а в Православной Церкви 31 августа (ст. ст.). В IX веке Карл Великий исходатайствовал у Гаруна Аль-Ра шида разрешение перенести мощи святителя Киприана из Карфагена во французский город Арль. Затем мощи были перенесены в Лион, а при Карле Лысом к Компьен (ныне предместье Парижа), где ониныне почивают в монастыре Святого Корнелия. Честная глава святителя Киприана хранится также в монастыре Святого Корнелия, но в городе Аахене. Церковь чтит священномученика Киприана не только как страдальца за Христа и мудрого иерарха, но в особенности как богослова, выразившего свой богословский опыт как в трактатах, так и в письмах, написанных им за время его епископского служения разным лицам. До нас дошли 66 его посланий. Нередко вместе с посланиями святителя Киприана публикуют и 16 посланий различных авторов, адресованные самому святителю. В настоящем издании 66 посланий святителя Киприана размещены в возможном хронологическом порядке. Если судить о времени написания каждого письма по его содержанию и по тем проблемам и вопросам, которые в каждом письме решаются, то письма располагаются в следующем порядке:

249 г .

1. Письмо к Донату о благодати Божией. 2. Письмо к Евкратию о комедианте. 3. Письмо к Помпонию о девственницах. 4. Письмо к Рогациану о диаконе, оскорбившем епископа. 5. Письмо к клиру и народу фурнитанскому о Викторе, назначившем пресвитера Фавстина опекуном.

250 г .

6. Письмо к пресвитерам и диаконам. 7. Письмо к пресвитерам и диаконам римским.8. Письмо к мученикам и исповедникам. 9. Письмо к клиру о некоторых пресвитерах, безрассудно даровавших мир падшим прежде окончания гонения и без согласия епископов. 10. Письмо к мученикам и исповедникам, просившим даровать мир падшим. 11. Письмо к народу. 12. Письмо к клиру о падших и оглашенных, чтобы разрешать их при смерти. 13. Письмо к клиру о тех, которые спешат получить мир. 14. Письмо к пресвитерам и диаконам римским. 15. Письмо к Калдонию. 16. Письмо к клиру. 17. Письмо к падшим. 18. Письмо к пресвитерам и диаконам. 19. Письмо к пресвитерам и диаконам римским. 20. Письмо к Моисею, Максиму и другим исповедникам. 21. Письмо к клиру карфагенскому. 22. Письмо к пресвитерам и диаконам римским. 23. Письмо к карфагенскому клиру о посланных в Рим и полученных оттуда письмах. 24. Письмо к клиру о помощи исповедникам. 25. Письмо к клиру о молитвах к Богу. 26. Письмо к Рогациану пресвитеру и прочим исповедникам. 27. Письмо к пресвитерам и диаконам. 28. Письмо к клиру о помощи бедным и странным. 29. Письмо к Моисею, Максиму и другим исповедникам. 30. Письмо к карфагенскому клиру и народу о посвящении Аврелия в чтецы. 31. Письмо к клиру и народу о посвящении в чтецы Целерина. 32. Письмо к клиру и народу о причислении к карфагенскому клиру Нумидика.

251 г .

33. Письмо к Калдонию, Геркулану и прочим об отлучении Фелициссима. 34. Письмо к народу о пяти пресвитерах, приставших к возмущению Фелициссима. 35. Письмо к Корнелию о непризнании Новациана епископом. 36. Письмо к Корнелию о признании его епископом и о Фелициссиме. 37. Письмо к Корнелию о письме римским исповедникам, увлеченным Новацианом. 38. Письмо к римским исповедникам с увещанием возвратиться к единению. 39. Письмо к Корнелию о Поликарпе адруметском. 40. Письмо к Корнелию поздравительное с обращением исповедников. 41. Письмо к исповедникам поздравительное по поводу обращения их от раскола. 42. Письмо к Корнелию о злодействах Новата.

252 г .

43. Письмо к Антониану о Корнелие и Новациане. 44. Письмо к Фортунату и другим товарищам о не выдержавших мучений. 45. Письмо к Эпиктету и народу ассури танскому о Фортунациане, прежнем его епископе. 46. Письмо к Фиду о крещении младенцев.47. Письмо к Корнелию о Фортунате и Фелициссиме, или против еретиков. 48. Письмо к фиваритянам с увещанием к мученичеству. 49. Письмо к Корнелию о даровании мира падшим. 50. Письмо к Корнелию в заточении о его исповедничестве. 51. Письмо к Луцию, папе Римскому, по возвращении его из заточения.

253 г .

52. Письмо к Сергию, Рогациану и другим исповедникам, заключенным в темнице. 53. Письмо к епископам нумедийским о выкупе пленных.

254 г .

54. Письмо к Флоренцию Пупиану о поносителях. 55. Письмо к Стефану о Маркиане арелат ском, приставшем к Новациану. 56. Письмо к клиру и народу испанскому о Василиде и Марциале. 57. Письмо к Януарию и прочим епископам нумидийским о крещении еретиков. 58. Письмо к Квинту о крещении еретиков.

255 г .

59. Письмо к папе Стефану о соборе. 60. Письмо к Юбаяну о крещении еретиков. 61. Письмо к Помпею против письма Стефана о крещении еретиков. 62. Письмо к Магну о крещении новациан и о получивших крещение в болезни.

256 г .

63. Письмо к Цецилию о Таинстве чаши Господней.

257 г .

64. Письмо к Немезану и другим, сосланным на рудокопни.

258 г .

65. Письмо к Сукцессу о возвращении послов из Рима с известием о гонении. 66. Письмо к клиру и народу о временном удалении своем перед страданием.

Священник Александр Гумеров


Подобно сщмч. Киприану Карфагенскому, от гонений Деция укрывались со своей паствой и епископы других Церквей, например сщмч. Дио нисий Александрийский и Григорий Неокесарийский.

Вопрос о крещении приходящих в Православие из ересей и расколов поднимался затем на Вселенских и Поместных Соборах, которые постановили принимать через покаяние и помазание святым миром обращающихся из тех групп, где сохранилась вера в Святую Троицу и троекратное погружение при крещении. При этом в разное время святые отцы по-разному определяли, к каким группам применять этот чиноприем. См.: 8-е правило Первого Вселенского Собора; 7-е правило Второго Вселенского Собора; 95-е правило Шестого Вселенского Собора; 7-е и 8-е правила Лаодикийского Со бора; 1-е и 47-е правила свт. Василия Великого.


Слышали такое изречение? Сразу хочу разрушить этот миф, что церковь – это мать. Она не была никогда матерью и никогда ею не будет. Есть существенная разница между матерью и невестой. Кто этого не понимает? Если бы Христос хотел церковь олицетворить с матерью, то Он бы это сделал. Перестаньте выдумывать или повторять чьи-то желания привязать человека к церкви. Бог и церковь неразделимы, только тогда, когда у Тела (церкви) есть голова Христос. Если Христос не является Головой поместному собранию, то оно вовсе и не Тело.

Человеческое тело (Бог сравнивает с ним церковь), может жить (существовать) без рук и ног, какого-то органа внутри, но оно никогда не сможет жить (существовать) без головы. О какой матери (церкви) можно говорить, если множество из них, вовсе и не церкви. Они могут исповедовать Христа, собираться в собрании, молиться и прочие, но не иметь над собой головою Иисуса Христа. А что такое бывает? Сто процентов. Христианская религия никогда не принадлежала Христу. Она, как всякая иная религия, управляема дьявольским духом. Написано: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». (2Кор.6:15-18)

Этот сатанинский религиозный дух, хуже любой злобной человеческой мачехи. Его задача увести каждого христианина в ад, если у него получится.

Однажды, я читал книгу о восхищении церкви. В которой автор, убедительно доказывал, подтверждая местами из Писания, что восхищение церкви будет после великой скорби. Так, как я был научен, что церковь будет восхищена до нее, то я засомневался в истинности того, чему меня учили. Пусть то, что ответил мне Бог, будет для каждого из нас откровением. Я начал молиться и спрашивать Бога: «Кто же прав в этом вопросе»? И Бог ответил: «Сын Мой! Для тебя не самое главное, знать время восхищения церкви, важно, что бы ты был готов к нему». Я понял, что если я не буду готов, то я не буду восхищен вообще.

Бог дал пророческое видение Йосефу Беккерману. Он видел в духе как большой ураган, похожий на торнадо, приближается. Чувство страха объяло его. Это был Страх Божий. Бог дал ему истолкование этому видению. Это торнадо было движением Божьего Духа. Он движется по земле, чтобы испытать дела людей. Прежде всего, дела церкви. Бог сказал, что время очищения уже настало. Все, что было построено и сделано не под Его руководством, будет разрушено и не устоит. Многие верующие сегодня переживают испытания. Многие семьи рушатся. Церкви разваливаются. Бог сказал, что если Он не созидает дома, напрасно мы строим и напрасно трудимся. Он предупреждает нас о том, чтобы мы были мудрыми девами и наполнили свои светильники маслом, чтобы не оказаться вне двора Господня, когда Он придет. То, что строит Бог – это не человеческая организация, но движение Его Духа, плод Его вдохновения. Поэтому в это последнее время нам нужно быть особенно внимательными, к материализму, который занимает позицию идола. Люди стремятся более к самореализации, чем к исполнению Божьей воли. Но Бог не даст своей славы истуканам и идолам. Бог предостерегает нас. Пересмотреть свои мотивы и обратиться от наших собственных дел к поиску Его лица и исполнения Его воли. Сегодняшние христианские организации трудятся для достижения единства между церквами, но Господь говорит, что единство – это плод Его Духа. Он не зависит от деноминаций и организаций. Грядет время, когда Святой Дух изольет на людей жаждущих, и они будут объединяться. Объединяться только из-за Него, а не из плотских и религиозных мотивов.

Принадлежность к какой-то поместной церкви спасти не может. Готовность к восхищению – это не коллективная задача. Готовность к восхищению с церковью – это личная готовность каждого кто верит в Иисуса Христа как Господа и Спасителя.

На своем горьком опыте я испытал бесполезность всякой религии. Люди привыкли думать, что слово религия обязательно имеет какое-то отношение к Богу. К дьяволу она точно имеет, потому что она его изобретение. Она заводит человека в такие дебри, из которых трудно найти выход.

Статистика такова, что 80% спасенных христиан так и не достигают тех целей, ради которых их спас Господь. Они теряются по жизни и погибают в пустыне, так и не приступив к своему предназначению. Если церковь – Невеста, то религия – это мать, а может быть и мачеха. Я не хочу принадлежать религии, я хочу принадлежать Иисусу Христу. Я не хочу быть матерью, я хочу быть Невестой Иисуса Христа.

Мы философствуем. Лучше внимательно читать Священное Писание с помощью ее Автора Святого Духа, тогда не будет подобных желаний к мамке под сиську. Младенцы всегда хотят молока, взрослым свойственно есть твердую пищу. Нужна ли поместная церковь? Нужна. Но прежде нужно узнать, церковь ли она вообще? Удачи тебе.

НИКОЛАЙ МАЗУРОВСКИЙ