Open
Close

"украинское православие": "арий, пресвитер константинопольский". патриарх кирилл спутал личность ария с ожесточенными спорами вокруг его учения

Завтра Церковь будет праздновать память святых отцов Первого (Никейского) Вселенского Собора. Именно на этом соборе была разоблачена ересь Ария, составлен первый Символ Веры; в нем участвовали свтт. Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.

I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение.

Ария поддерживал епископ Никомидийский (Палестина) Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства, взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: , и др. Ложное учение Ария было блистательно опровергнуто архидиаконом Афанасием, который, являясь помощником Александрийского епископа Александра, сменил со временем своего учителя на этой очень влиятельной в христианском мире кафедре.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми и установлены были многие другие правила.

Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени.

Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов.

Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов-представителей христианских Церквей из разных стран.

Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви- (память 6 декабря и 9 мая), (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.

Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение.

В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).

Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.

Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства (например "Свидетелей Иеговы"), взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

Тропарь свв. отцам Первого Вселенского Собора, глас 8:

Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе

Со времен апостольских... христиане пользовались "символами веры" для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй - остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни.

СИМВОЛ ВЕРЫ трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.

СИМВОЛ ВЕРЫ (употребляемый ныне в Православной Церкви) ста пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского.

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

От избранных Божиих по вере , богоразумных, святых чад, правоверных , приявших Святого Божия Духа, причастников премудрости, мужей образованных, богоучимых и во всем премудрых научился я сему. По их единомысленно шествуя следам, пришел я, оглашаемый всюду, много пострадавший за Божию славу, и, от Бога научившись мудрости, уведал я ведение (γνῶσιν έγ ώ ἔγνων ). <...> не всегда был Отцом, но было, когда Бог был один и не было еще Отца; впоследствии же соделался Он Отцом. Не всегда был Сын. Поскольку все произошло из не-сущего и все происшедшее есть тварь и произведение, то и самое Божие Слово произошло из не-сущего; и было, когда не было [Слова], и не было, пока не произошло, и Оно имело начало создания. Один был Бог, и не было еще Слова и Премудрости. Потом, восхотев сотворить нас, создал одного некоего и наименовал Его Словом, Премудростью и Сыном, чтобы посредством Его сотворить нас. <...> Две есть Премудрости: одна собственная и сосуществующая (τ ῇν ἰδἰαν καἰ συνυπαρχουσαν ) Богу; Сын же рожден этой Премудростью и, как причаствующий (μετέχοντα ) ей, лишь наименован Премудростью и Словом. Ибо Премудрость от Премудрости осуществилась волей премудрого Бога. В Боге есть другое Слово кроме Сына, и Сын, как причаствующий Его , наименован по благодати Словом и самим Сыном. <...> Много есть сил, и как одна по природе (φὐσει ) собственно (ὶδἰα ) есть Божия и вечная сила, так Христос есть не истинная Божия сила, но Он есть одна из названных сил, между которыми и жуки, и гусеницы называ ются не только силою, но и силою великою (). Есть много и других сил, и они подобны Сыну, о которых воспевает Давид, говоря: «Господь сил» (). И подобно всем этим силам, и само Слово по природе изменяемо, по собственной же свободе, пока хочет, пребывает совершенным; а если пожелает, может измениться, потому что Оно, как и мы, изменяемой природы. Потому Бог, предуведав, что Слово будет совершенным, предварительно даровал Ему ту славу, какую человек стал иметь впоследствии за добродетель; поэтому из-за дел Его, которые предуведал (προέγνω ) Бог, сотворил таковым, каким стало Оно ныне. <...> Слово – не истинный Бог; а если и называется Богом, то не истинным, а по причастности благодати; как все иные, так и Оно по имени только сказывается Богом. И как все чужды и неподобны (ἀνομοἰων ) Богу по сущности, так и Слово по всему неподобно Отчей сущности и свойств (ἰδιοτητὁς ); состоит же в свойстве (ἴδιος ) с произведенным и тварным и находится среди них. <...> То, как Отец существует (ὐπἀρχει ) невидимо (ἀὁρατος ) для Сына, и Слово не может совершенно и в точности ни видеть, ни знать Своего Отца; а что познаёт и видит, то знает и видит сообразно (ανἀλὁγως ) мерам Своим, как и мы познаём согласно собственным силам. Ибо и Сын не только не знает Отца в точности, ибо немощен, чтобы постигнуть (καταλαβεἴν ) [Его], но даже не знает Своей сущности Сын . <...> Разделены по природе, разобщены, разлучены, чужды и непричастны (ἀμέτοχοἰ ) одна другой сущности (αἰοὐσἰαι ) Отца, Сына и Святого Духа и до бесконечности (έπ ’ ἄπειρον ) во всем неподобны между собою по сущностям и по славам. По крайней мере, Слово, что касается подобия славы и сущности, совершенно чуждо тому и другому – и Отцу, и Духу Святому. <...> Сын существует отдельно (δι ῃρημένον ), Сам по себе, и совершенно непричастен (ἀμέτοχον ) Отцу.

Бог не всегда был Отцом, но стал Им впоследствии; не всегда был Сын, Его не было, пока не рожден. Он не есть от Отца, но произошел из не-сущего, не есть собственно от Отчей сущности, потому что тварь и произведение. Христос – не истинный Бог, но Он обожен (ἐθεοποι ήθη ) по причастности (μετοχ ῇ). Сын не знает в точности Отца; Слово не видит Отца в полноте; Слово не разумеет и не познает Отца в точности. [Христос] не есть истинное и единственное Отчее Слово, но по имени только нарицается Словом и Премудростью и по благодати нарицается Сыном и Силою. Он не есть неизменяем, как Отец, но изменяем по природе, как и твари, и немощен, чтобы совершенно постигать Отца.

Афанасий Александрийский.

Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской 15

Сам Бог, поскольку Он таков, для всех неизречен. Он один не имеет ни равного, ни подобного, ни подобославного Себе. Именуем же Его нерожденным ради рожденного по естеству; песнословим Его безначальным ради имеющего начало; чествуем Его вечным ради рожденного во времени. В начало созданного положил Сына Безначальный и, чадо-творив Его, приял Себе в Сына. Ему [Сыну] несвойственно ничто из ипостасно свойственного Богу (ἰδιὀτητος ), потому что не равен и не единосущен (ὁμοοὐσιος ) Ему. Премудрый же есть Бог, поскольку Он учитель премудрости. Достаточным же доказательством, что невидим для всех, есть то, что Он невидим и для тех, что через Сына, и для Самого Сына. Скажу точнее о том, как Невидимый бывает видим Сыном: по той же силе, по какой может видеть Бог, в своей мере доступно Сыну видеть Отца, сколь позволительно. Таким образом, есть Троица, но славы неподобны, и несмесны (ἀνεπἰμικτοι ) между собою их ипостаси, одна до бесконечности преславнее другой по славе. Отец по сущности чужд Сыну (ξένος τοῦ υιοῦ κατ ’ οὐσιαν ), потому что существует безначально. Разумей, что была Монада, Диады же не было, пока не осуществилась. Первоначально, когда нет еще Сына, есть Бог-Отец. Потому Сын, не быв (ибо Он осуществился по Отчему изволению), есть Единородный Бог (μονογενἡς θεος ) и чужд тому и другому (έκατέρων ἀλλὁτριος ). Премудрость осуществилась как Премудрость по изволению премудрого Бога. И таким образом примышляется под многими таковыми примышлениями – Духом, Силою, Премудростию, Славою Божиею, Истиною, Образом, Словом. Разумей также, что примышляется и Сиянием, и Светом. Совершенный может родить равного Сына; но превосходнейшего, или более совершенного, или большего не может. Каков Сын, как велик, с какого мгновения, из чего и как скоро произошел от Бога – Он есть по Божиему изволению; сый крепкий прославляет в Свою меру Совершенного. Кратко сказать: Бог существует неизреченным для Сына, потому что несказанно то, что есть Он Сам для Себя; и потому ни единого из сказуемых не постигает Сын и не может изречь. Ибо невозможно Ему исследовать Отца, каков Он Сам в Себе. Ибо Сын не знает и Своей сущности: будучи Сыном, истинно осуществился по изволению Отца. И как возможно, чтобы сущий от Отца знал Породившего через постижение? Явно, что имеющему начало невозможно ухватить или объять умом Безначального, каков Он есть.

Афанасий Александрийский.

К епископам Египта и Ливии (окружное послание против ариан) 12

Бог не всегда был Отцем; не всегда был Сын; но как все сущие из не-сущего, так и Сын Божий из не-сущего; и как все сущие суть твари, так и Он – тварь и произведение. Как все сущие не были прежде, но появились, так было некогда, что и само Божие Слово не было, и Оно не было, пока не рождено, и имеет начало бытия. Ибо тогда появилось, когда угодно стало Богу сотворить Его; ибо и Оно – в числе остальных дел [Божиих]. И хотя Оно – изменяемо по природе (τ ῇ μέν φὐσει τρεπτὁς ), но, по собственной свободе, насколько хочет, пребывает совершенным. Но если бы пожелало, то может и Оно измениться, как и все прочее. Потому-то по предуведению, что Оно будет совершенным, предварительно даровал Ему ту славу, какую впоследствии стало бы иметь за добродетель; посему за дела Свои, которые предуведал Бог, и стало Оно ныне таковым. <...> Христос – не истинный Бог, но Он, как и все другие, именуется Богом по причастности (μετοχ ῇ). <...> [Сын] не есть по природе во Отце, и собственное Слово Его сущности, и собственная Его Премудрость, Которою и этот мир сотворен 2 , но иное есть в Отце собственное Его Слово, и иная есть в Отце собственная Его Премудрость, каковою Премудростью сотворил и Слово сие. Сам же Господь сей называется

Послание Ария к Александру Александрийскому .

Афанасий Александрийский. Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской 16 .

Блаженному Папе и Епископу нашему Александру пресвитеры и диаконы желают о Господе радоваться.

Вера наша, приятая от предков, какой научились и от тебя, блаженный Папа, такова: ведаем единого Бога, единого Нерожденного, единого Вечного, единого Безначального, единого Истинного , единого Имеющего бессмертие , единого Премудрого , единого Благого , единого Властителя, всех Судию , Правителя, Домостроителя; Непреложного и Неизменяемого, Праведного и Благого, – сего Бога Закона, Пророков и Нового Завета, прежде времен вечных породившего Единородного Сына, Которым Он сотворил и веки, и всяческая, породившего же не мнимо (δοκ ήσει ), но истинно. Собственным изволением поставившего (ὐτ ήσαντα ) непреложную, неизменяемую (ἄτρεπτον ) тварь Божию совершенную, но не как одну из тварей; рождение (γέννημα ), но не как одного из рожденных (τῶν γεγεννημἐνων ); не исторжение (προβολἡν ), каково Отчее рождение по учению Валентина; не единосущную часть (μέρος ὁμοοὐσιον ), каково Отчее рождение по изъяснению манихея; не Сыноотца, как наименовал Савеллий, разделяя Монаду; не светильник от светильника или свеча, разделенная на две, как говорил Иеракас, и не прежде сущего, впоследствии же рожденного или возведенного в Сына – как и сам ты, блаженный Папа, среди церкви и на Соборе многократно осуждал дающих эти толкования; но, как мы говорим, по воле Божией прежде времен и веков сотворенного и жизнь и бытие приявшего от Отца, Который поставил (συνυποστ ήσαντος ) вместе с Ним и Его славу. Ибо Отец, дав Ему все в наследие, не лишил Себя того, что имеет в Себе нерожденно, потому что есть источник всего. Посему три Ипостаси.

И как Бог, Причина всего, единственно безначален (ἄναρχος ), так Сын, вне времени (ἀχρἀνως ) рожденный от Отца, и прежде веков сотворенный, и положенный в основание (θεμελιωθεὶς ), не был, пока не рожден, но вне времени рожденный прежде всего один есть от Отца. Ибо Он не вечен, или не совечен, или не сонерожден со Отцом; и не вкупе со Отцом имеет бытие, как отношение(τἀ πρὀς τι ) , что утверждают иные, вводя два нерожденных начала; напротив того, есть как Монада и начало всего, так же и до всего, а потому и до Сына, как мы научены этому тобою, проповедавшим среди церкви. Поскольку [Сын] от Бога имеет бытие, от Бога преданы Ему и слава, и жизнь, и все, поскольку Бог Его начало. Ибо начальствует над Ним, как Бог Его и сущий прежде Его. Если же сказанное: «из Него» (Рим11: 36), «из чрева» (), «исшел от Отца и иду ко Отцу» () иными разумеется так, что Сын есть часть единосущного и исторжение, то Отец будет, согласно им, сложным(σὐνθετος ), делимым(διαιρετὁς ), изменяемым; бесплотный Бог, вследствие положения их, потерпит все сообразное телу.

Афанасий Александрийский.Послание к брату Серапиону (о смерти Ария)

Афанасий брату и сослужителю Серапиону желает о Господе радоваться. Прочел я писанное твоим благоговением, где убеждаешь меня известить тебя и о касающемся до меня, и о настоящих событиях, и о нечестивейшей ереси ариан, за которую потерпел я все это, также о том, какой конец жизни имел Арий. Из трех этих требований два исполнил я охотно и послал к твоему благочестию писанное мною к монахам, потому что из этого можешь узнать касающееся и до меня, и до ереси. Писать же о последнем, то есть о смерти, долго не решался я, опасаясь, чтобы не подумал кто, будто бы насмехаюсь над человека сего. Но Поелику – при бывшем у вас рассуждении об ереси, вопрос остановился на том, вступив ли в общение с , кончил жизнь Арий, – повествованием о смерти как бы решается этот вопрос, то по необходимости принял я на себя труд рассказать об этом, рассуждая, что сделать это известным значит то же, что заставить наконец молчать охотников до спора. Ибо, как думаю, узнав о чуде, бывшем при смерти, и сами предлагавшие прежде вопросы не осмелятся сомневаться в том, что богоненавистна арианская ересь.

Меня не было в Константинополе, когда Арий кончил жизнь, но был там пресвитер Макарий, и я слышал, что им было рассказано. Арий, по настоянию Евсевиевых приверженцев, призван был царем Константином, и, когда явился, царь

спросил его: содержит ли он веру вселенской Церкви? Арий поклялся, что верует право, и подал письменное исповедание веры, не сказав в нем, за что извергнут был из Церкви епископом Александром, и вместе прикрываясь изречениями Писания. Посему, когда клятвенно подтвердил, что не держался тех мыслей, за которые изверг его Александр 1 , тогда царь отпустил его, сказав: «Если вера твоя правая, то хорошо сделал, что поклялся. Если же вера твоя нечестива и ты поклялся, то по клятве твоей будет судить дело твое». Когда же, таким образом, вышел он от царя, Евсевиевы приверженцы хотели ввести его в церковь, с обыкновенным для них насилием. Но Константинопольский епископ, блаженной памяти Александр, воспротивился этому, говоря, что изобретателя ереси не должно принимать в общение. Наконец Евсевиевы приверженцы стали говорить с угрозою: «Как без вашего соизволения сделали мы, что царь призвал его к себе, так и наутро – хотя и не будет на это согласия твоего – Арий будет с нами присутствовать при богослужении в этой церкви». День же, когда говорили это, был субботний.

Епископ Александр, выслушав это и весьма опечалившись, входит в церковь, воздевает руки к Богу, заливается слезами и, повергшись на лице свое в святилище, простертый на полу, молится. С ним был и Макарий, вместе молился и выслушал произносимые им слова. епископа заключалась в этих двух прошениях: «Если Арий наутро будет с нами при богослужении, то разреши меня, раба Твоего, и вместе с нечестивым не погуби благочестивого. А если щадишь Церковь Свою (знаю же, что пощадишь ее), то призри на слова Евсевиевых приверженцев и наследия Твоего не предай на истребление и поругание; изми от нас Ария, чтобы, когда войдет он в церковь, не казалось, что входит с ним и ересь, и нечестие не было уже признаваемо благочестием». Так молился епископ и с великою заботою вышел из храма. И случилось нечто чудное и необычайное. Когда Евсевиевы приверженцы делали угрозы, тогда епископ молился, Арий же твердо полагался на Евсевиевых сообщников. И, много суесловив, идет он в нечистое место для удовлетворения нужды и внезапно, по Писанию, «ниц быв, проседесе посреде»

Арий (256 - 336 гг . н . э . ) - выдающийся богослов греко-египетского либо берберского происхождения. О его родословной мы почти ничего не знаем, но известно, например, что его отца звали Аммоний. Он обучался в духовном училище (пресвитериуме) в Антиохи (теперь это турецкая Антакья) под руководством известнейшего греческого богослова-антитринитария, пресвитера и мученика Лукиана Антиохийского. Ария часто считают основателем «арианства» как некоего «еретического» учения, нового для христианского мира и впоследствии опровергнутого Первым Вселенским Собором в Нике в 325 году. Однако учения Ария ни в коей мере не было в новинку для христианства; более того - система Ария во многом подытоживала многие тенденции богословской мысли I - III вв., восходящие так или иначе ещё к апостольским временам. Арий и его единомышленники старались предотвратить еретические тенденции,чуждые для христианской апостольской веры, но усилия императора Константина Великого, до конца жизни остававшегося «великим понтификом» (т.е., по сути дела, языческим первосвященником) и по иронии судьбы крещёного на смертном одре арианским епископом Евсевием Никомедийским фактически увели истинную апостольскую веру в подполье, заменив её некоей химерой «имперского христианства», явившегося на самом деле христоязыческой сектой.

Уже к началу IV в. Арий стал хорошо известен благодаря своим твердым и бескомпромиссным богословским взглядам. Его имя тесно ассоциировалось с Лукианом Антиохийским и с Мелетием, египетским епископом, возглавившим церковное диссидентское движение против александрийского архиепископа Петра I и, хотя впоследствии принявшего Никейский Символ Веры, но оставшимся непризнанным Александрией и Римом. В ходе дальнейших богогсловских диспутов Арий был лишён церковного общения архиепископом Петром I , но впоследствии сблизился с преемником Петра Ахиллесом. Позже Арий был восстановлен в церковном общении и рукоположен в пресвитеры Ахиллесом, который занимал архиепископскую кафедру один год (312-313 гг.) Находясь в сане пресвитера, Арий был поставлен благочинным для округа Баукалис в Александрийской епархии, но вскоре Ахиллес умер, и Арий снова стал объектом ожесточенных нападок - на этот раз уже со стороны новоизбранного Архиепископа Александрийского Александра I , в котором сторонники Ария справедливо усматривали скрытого последователя савеллианской ереси.

Самым главным произведением Ария была поэма «Талия» (что можно перевести как «Пир»), нечто среднее между богословским трактатом, беллетристическим повествованием и поэмой. В «Талии» чередовалась как проза, так и поэзия, однако сделать хоть сколько-нибудь чёткие выводы относительно композиции, структуры и поэтики «Талии» практически невозможно, поскольку до нас дошли лишь абсолютно нерепрезентативные фрагменты в пересказе противников Ария, а все экземпляры «Талии» были преданы сожжению на Никейском Соборе

Несмотря на осуждение Первого Вселенского Собора (который по своему содержанию не был Вселенским - на нём съехалось по самым оптимистическим подсчётам не более 318-322-х епископов, причём это были епископы только лишь Восточной половины Римской Империи, да и то не все), Арий продолжил свою борьбу против еретических новшеств, которые несла в себе тринитарная доктрина. Его лишение сана было в Египте в 321 г. не было признано подавляющим большинством восточных епископов, и в частности, его взгляды были признаны православными в Малой Азии, где Арий побывал в 323 г., причём этому признанию не помешала ни анафема Вселенского Собора, ни осуждение со стороны императора Константина I в том же 325 году. Более того, посленикейское признание Ария и последующий реванш арианства как на Востоке, так и на Западе Империи (напомним, что из западных епископов на Никейском Соборе присутствовали лишь единицы) привёл к тому, что число последователей Ария среди клириков и мирян по всей империи даже превысило число поборников новопровозглашенной никейской «ортодоксии». Все это послужило причиной того, что к Арию и арианству стали проявлять интерес даже члены императорской семьи, а впоследствии и сам император. Вскоре Константин приказал Афанасию Александрийскому - главному противнику Ария на Востоке - в срочном порядке примириться с Арием и восстановить с ним общение. Однако почти сразу после аудиенции, которой Арий удостоился у Константина в императорском дворце, опальный александрийский пресвитер скоропостижно скончался по пути домой. Последователи Ария не без основания полагали, что их духовный учитель на самом деле был отравлен.

Несмотря на вторичное осуждение арианства, а также его вторичного извода - македонианства - на Констнантинопольском соборе 381 года (ставшем впоследствии Вторым Вселенским) наследие Ария продолжало жить и пользоваться популярностью - как среди мирян и низшего духовенства, так и среди высшего епископата и самих императоров. В некотором смысле арианство было реабилитировано уже одним из его фактических гонителей - императором Константином I Великим, который, уже находясь на смертном одре, был крещён арианским епископом. Впоследствии арианство было поддержано его сыном и преемником - императором Констанцием II , который даже утвердил возведение папы Феликса II в качестве арианского епископа Рима. В общем и целом, арианские споры длились в течение 250 лет - до тех пор, пока арианство, будучи на официальном уровне уничтоженным и изжитым, не ушло в подполье. На протяжении «тёмных веков» средневековья на исторической арене появлялись всё новые и новые наследники арианской веры и фактические духовные преемники Ария в борьбе за возвращение Церкви её первноначального, апостольского облика. Тринитарии неоднократно делали попытку положить конец всяким пережиткам арианства, но даже испанской инквизиции не удалось уничтожить тех, кому в непростых условиях суждено было стать духовными наследниками Ария. Когда Римо-Католическая Церковь стала испытывать сильный организационный кризис и начала утрачивать свои позиции в Центральной и Северной Европе, арианство возродилось подобно мифическому Фениксу; на этот раз - в Английской Церкви. В настоящее время протагонистом современного арианского движения в христианстве является Арианская Католическая Церковь, которую возглавляет Архиепископ Primus Inter Pares (Первый Среди Равных) Преподобный Брайан Майкл-Джон Макензи-Хэнсон.

Арий почитается Арианской Католической Церковью как святой и мученик. Прославление Ария имело место 16 июня 2006 года, и теперь этот день считается днём его памяти.

Арий никогда не был еретиком на официальном уровне! Эта интересная деталь часто никем не принимается во внимание, но, тем не менее, Арий был официально восстановлен в церковном общении незадолго до своей смерти в 336 г. в результате соотвутсвующей санкции императора Константина I .

Несмотря на яростное давление со стороны Римо-Католической Церкви арианство не теряло свои позиции в течение почти 250 лет и продолжило существовать в полном либо частичном подполье, в стороне от церковного «мейнстрима», среди так называемых «церковных маргиналов» - до тех пор, пока оно снова не обрело силу благодаря честным и беспристрастным поискам Истины среди неравнодушных христиан, для которых самым важным в духовной жизни было не подчинение официально установленной иерархии, а поиск живого Слова.

Св. Арий Александрийский (256-336 гг. н.э.)

родился : 256 г ., Ливия ..
умер : 336 г., Константинополь.
канонизирован: 2006 г., Англия.

Беатификация Св . Ария Арианской Католической Церковью произошла 1 июля 2005 г. Канонизирован в лике святых Арий был менее года спустя, 16 июня 2006 года. С этого дня его официальное именование - Святой Арий Александрийский, пресвитер и мученик.

Арий был важным александрийским пресвитером. Современники описывают его как ученого диалектика, красноречивого проповедника. В личной жизни он придерживался строго аскетизма. Богословские взгляды Ария отражали влияние и филонизма, и гностицизма, и неоплатонизма, и оригеновского субординационизма. Арий учил о тварности Сына Божия, о том, что Сын Божий сотворен Богом-Отцом прежде всех век, то есть совершенно ниспровергал учение Церкви о Святой Троице. Доктрина Ария может быть сведена к следующим основным положениям:

а) Сын сотворен Отцом из ничего и, следовательно,

б) Сын есть тварь и имеет начало Своего бытия. Таким образом,

в) природы Отца и Сына принципиально различны, причем

г) Сын занимает подчиненное по отношению к Отцу положение, являясь орудием Отца для сотворения мира, а

д) Святой Дух есть высшее творение Сына и тем самым по отношению к Отцу является как бы «внуком».

Епископ Александрийский Александр приказал Арию прекратить распространение своего лжеучения. Лжеучитель, найдя единомышленников среди некоторых епископов, пресвитеров и дьяконов, начал собирать сборища, излагая на них свое еретическое учение. Тогда еп. Александр, с согласия своих сослужителей, около ста человек, отлучил в 323 г. Ария. Последний был вообще озлоблен против владыки Александра, так как тот был избран епископом вместо него.

Арий, считая себя осужденным несправедливо, обратился с жалобами на своего епископа к некоторым прежде знакомым ему епископам, прося заступничества. Особенно надеялся он найти защиту у еп. Евсевия Никомидийского, сотоварища по Лукиановой школе, близкого ко двору императора. Тот действительно его поддержал, как и некоторые другие епископы.

На волнения в Церкви обратил тогда внимание император Константин Великий. Он пытался помирить епископа Александра с Арием, отправив им послание с еп. Осией Кордубским. Путешествие Осии оказалось безуспешным и есть мнение, что именно еп. Осий первый подал Константину мысль о созвании в 325 году Вселенского Собора для устроения церковных дел.

Импера­тор сам является на Собор, собравшийся в 325 году в малоазиатском городе Никее и председа­тельствует на нем, хотя в этот момент он не только еще не крещен, но даже не вошел в число оглашенных. На соборе отличились ревнители православия: диакон епископа Александрийского Афанасий, св. Спиридон Тримифунтский, св. Николай Мирликийский (нет в списках).

Когда обсуждается главный спорный во­прос об учении Ария, и долгий спор ни к чему не приводит, в конце концов, предлагают вы­ступить еп. Евсевию Кесарийскому. Ему поручается прочитать крещальный символ веры своей Церкви. Когда епископ Евсевий прочи­тал символ своей Церкви, он понравился очень многим, но не потому, что он вносил ясность в спорный вопрос, а как раз потому, что он не содержал в себе ясного разрешения спорного вопроса и, таким образом, мог явиться почвой для компромисса, т. е. мог удовлетворить обе стороны. Тогда слово взял св. Константин. Он сказал, что очень хорошо принять этот символ, но нужно сделать одно добавление: нужно отметить, что Сын едино­сущен Отцу. Очевидно, что слово это посоветовал ему Осий Кордубский, предварительно сговорившийся с Александром Александрийским и его диаконом Афанасием. Вот это слово «единосущный» и есть тот ответ, который Церковь дала на лже­учение Ария, и вместе с тем – важнейший результат Первого Вселенского Собора. Кроме доктринального вопроса, Никейский Собор привел к единооб­разию вычисление даты празднования Пасхи. Была проведена календар­ная реформа и было постановлено, что Благовещение всегда должно пра­здноваться в весеннее равноденствие – 25 марта


Слово «единосущный» в свое время было на востоке ском­прометировано тем, что его употребляли савеллиане, т. е. те, кто сливал лица Святой Троицы. Поэтому восточные епископы не только не могли бы предложить этого термина, но и когда он был предложен св. Константи­ном, отнеслись к нему весьма сдержанно. Однако же, подчиняясь давлению св. Константина, епископы, собравшиеся на I Вселенский Собор, приняли символ веры в той формулировке, которая была пред­ложена императором. Так св. Константин до­вел Вселенский Собор до успешного конца, т. е. до осуждения Ария и до положительного ве­роучения, и затем, естественно, постарался, чтобы все приняли деяния этого Собора, хотя это было совсем нелегко – у Ария оказалось очень много друзей и сторонников.

Отцы Собора не дали точного разъяснения термина «единосущный». По этой причине вскоре после Собора разгорелся напряженный богословский спор, сотрясавший Церковь более 50 лет. По существу конечной целью всех тринитарных споров IV века и было православное разъяснение смысла термина «единосущный». Эта задача была блестяще разрешена великими Каппадокийцами

Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество, нераздельно обладают всеми Божескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу, каждое из Лиц Троицы обладает Божественным естеством в совершенстве и всецело.

Мы исповедуем, что три Лица Божии единосущны, т.е. каждое Божественное Лицо имеет в полноте ту же сущность и каждое Лицо передает двум другим Свою сущность, выражая этим полноту Своей любви. Сущность (усия) – это то, что составляет содержание личности.

Служил пресвитером в Александрии, был прекрасным оратором, писал стихи. Полагал, что Сын Божий был лишь совершенным творением, но не Богом. Арий и арианство были осуждены на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году . Из литературного наследия Ария сохранилось только небольшое произведение, написанное частично стихами, частично прозой под названием «Пир», отражающее его религиозные убеждения.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 118.

Арий (256-336) - ранневизантийский философ и богослов, знаменитый «ересиарх», выступивший с отрицанием «единосущия, собезначальности и равночестности» второго лица Троицы (Сына, или Логоса) первому лицу (Отцу). Сочинения А. дошли до нас в отрывках; главное произведение «Фалия», в котором стихи перемежались с прозой, некогда пользовалось значительной популярностью. Уцелело также несколько его писем.

Согласно его доктрине. Сын отделен от Отца онтологической пропастью, будучи, как и весь мир, творением Отца, хотя и особым, избранным творением, посредником между Богом и миром. Он утверждал, что Сын был сотворен во времени и «было время, когда Сына не было». Неравенство Бога и Сына - основное положение арианства: только Бог «не рожден». Сын-Логос имел начало своего бытия, иначе Он не был бы Сыном; он создан из ничего по воле Отца; Он есть тварь. После Бога Он обладает высшим достоинством, Его воля первоначально была расположена и к добру, и ко злу. И только через направление своей свободной воли Он сделался безгрешным и благим.

Арианство не без успеха боролось с ортодоксальным христианством за положение господствующей религии империи. Арианский спор длился шестьдесят лет и привел к определению Тринитарного догмата (догмата о Св. Троице). А. был осужден церковью, но его учение, арианство, нашло множество последователей среди городских средних слоев (ремесленников, торговцев).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 14-15.

Арий, (256, Ливия /?/ - 336, Константинополь) - александрийский пресвитер, еретик; с его именем связано возникновение арианства, главной ереси IV века. А. стал известен в Александрии во время гонений на христиан при императоре Галерии (305-311). По одним источникам, А. был рукоположен во диакона епископом Мелегием, по другим - архиепископом Петром, который впоследствии отлучил его от церкви.

После мученической кончины архиепископа Петра (311) А. соединился с Александрийской церковью. Александр, епископ Ахила рукоположил его во пресвитера. А. принадлежал к школе антиохийского экзегета и богослова прмч. Лукиана. Он не был оригинальным мыслителем и в значительной степени опирался на богословие своею учителя, поэтому в строгом смысле его нельзя считать основателем арианства. Помимо лукиановских элементов, арианская доктрина отчасти испытывала влияние оригеновских взглядов. Арианство вносит иерархичность отношений между ипостасями Пресв. Троицы. Оно исходит из понятия о Боге как о совершенном единстве. Все остальное, что действительно существует, чуждо Богу но сущности, имеет иную, свою собственную сущность, поэтому Сын Божий как ипостась, безусловно и всецело не-подобен Отцу.

Причиной для возникновения арианских споров стало столкновение А. с епископом Александрийским Александром (в 318) относительно вопроса о Божестве Христа и Его равенстве с Отцом, которое А. отрицал, считая, что Христос был творением Отца, хотя и сотворен был раньше мира. За А. последовала греть александрийского клира. Для разрешения спора императором Константином I Великим был созван I Вселенский собор в Никее (325). На Соборе А. был осужден и изгнан в Иллирию. Вскоре после Собора епископ Евсевий Кесарийский открыто встал на сторону А. и сумел добиться его возвращения из изгнания. А. внезапно скончался в Константинополе. Арианство было воспринято готами и сохранялось у них дольше, чем в греко-римском мире, хотя есть сведения, что арианствующие оставались в Константинополе вплоть до VI века. Главное сочинение А. - «Талия» представляло собой апологию его учения в популярной, наполовину поэтической, наполовину прозаической, форме; за исключением нескольких фрагментов в творениях св. Афанасия Великого, оно не сохранилось. Известны письма А. к епископам Евсевию Никомидийскому и Александру Александрийскому.