Open
Close

Значение слова «догмат. Что такое догмат в православном христианстве Догмат значение

23Ноя

Что такое Догма (Догматизм)

Догма (Dogma) – это термин, который подразумевает непоколебимую веру во что-то, даже если это, не имеет абсолютно никаких доказательств.

Что такое ДОГМА (Догматизм) — значение, определение простыми словами.

Главным образом догматизм связан с различными религиозными верованиями. К примеру, в христианстве существует такое понятие как единственный Бог, догматизм заключается в том, что данное существо является всесильным и непогрешимым, идеальным во всех отношениях. В концепции индуизма догмой является идея существования кармы и реинкарнации человека после его смерти.

Происхождение понятия догма:

Изначально, такое понятие как догма (слово греческого происхождения ) обозначало «мнение » или учение в широком смысле понимания, но со временем данный термин приобрел более конкретных характер, и стал подразумевать истину, в которую беспрекословно нужно верить.

Стоит отметить, что догматизм как явление имеет очень длинную историю, ведущую к первым верованиям людей в сверхъестественное и божественное. Большинство существующих догм являются основными инстинктами, чем-то очень древним и первобытным. Люди исламской, христианской или другой религии, по большому счету не верят в существование бога, они просто знают, что он существует, и это неоспоримый факт, догма в чистом виде.

Так же догматы существуют в различных философских течениях и идеологиях. К примеру, марксистская философия «содержит» в себе веру в то, что

(39 голосов : 4.8 из 5 )
  • архим. Алипий (Кастальский)
  • Христос Яннарас
  • преп.

До́гматы – непререкаемые истины христианского , данные через , хранимые и толкуемые , общеобязательные для всех христиан (некоторые догматы формулировались и раскрывались на ).

Свойствами догматов являются:
– вероучительность,
– богооткровенность,
– ,
– общеобязательность.

Догматы, определенные Вселенскими соборами:
– Догматы, кратко изложенные в , принятом 318-ю святыми отцами I Вселенского собора (Никейского) и 150 святыми отцами II Вселенского собора (Константинопольского).
– Догмат 630 святых отцов IV Вселенского собора (Халкидонского). О двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа.
– Догмат 170 святых отцов VI Вселенского собора (Константинопольского). О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе.
– Догмат 367 святых отцов VII Вселенского собора (Никейского). Об иконопочитании.

Среди догматов, не обсуждавшихся на Вселенских соборах, можно назвать: догмат о , догмат воскресения, догмат искупления, догмат о Церкви, догмат о приснодевстве Богородицы и др.

Догматы – вероучительное определение Православной Церкви, вводящее человеческий ум в познание Бога. «Все догматы или о Боге говорят, или о видимых и невидимых творениях, или о явленном в них промысле и суде», – указывает св. . Догмат есть превосходящая разум Богооткровенная истина, обладающая, по слову св. , неисследимой глубиной. Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.

Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос» (oros). В буквальном смысле оно означает «предел», «границу». Используя догматы, определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок. Формулировка догматических определений в истории Церкви, как правило, связана с ответом на еретические искажения смысла христианства. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания – характерная черта Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения. «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. – ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме», – свидетельствует св. Евангелист Лука (). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам () и Ефесянам () слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте. В таком же смысле слово «догмат» использовалось во II , III и начале IV веков, употреблялось святыми , . Древнейший, предшествовавший периоду Вселенских соборов, догматический памятник Православия – символ веры св. (Чудотворца), написанный им около 260-265 гг.

С IV века слово «догмат» приобретает более определенный смысл. Непрерывная систематизация христианского вероучения ведет к отделению вероучительных и нравственных истин. С вероучительными истинами догмат отождествляется у святых , а на границе IV -V вв. и у . В эпоху Вселенских соборов значение догмата определяется окончательно. Под догматами стали понимать вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.


Что такое догмат?

Догматы - непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений).


Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.


Краткое и точное изложение всех истин (догматов) христианской веры, содержится в Символе веры.



Догматы — вероучительное определение Православной Церкви, вводящее человеческий ум в познание Бога. «Все догматы или о Боге говорят, или о видимых и невидимых творениях, или о явленном в них промысле и суде», — указывает св. Максим Исповедник. Догмат есть превосходящая разум Богооткровенная истина, обладающая, по слову св. Иоанна Лествичника, неисследимой глубиной. Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.


Догматические определения Православной Церкви приняты на 7 Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом. Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос» (oros). В буквальном смысле оно означает «предел», «границу». Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок. Формулировка догматических определений в истории Церкви, как правило, связана с ответом на еретические искажения смысла христианства. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.


Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания — характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения. «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. - ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме», — свидетельствует св. Евангелист Лука (Деяния 16:4). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол. 2:14) и Ефесянам (Еф. 2:15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте. В таком же смысле слово «догмат» использовалось во II, III и начале IV веков, употреблялось святыми Игнатием Антиохийским, Иустином Философом, Климентом Александрийским. Древнейший, предшествовавший периоду Вселенских соборов, догматический памятник Православия — символ веры св. Григория Неокесарийского (Чудотворца), написанный им около 260-265 гг.


С IV века слово «догмат» приобретает более определенный смысл. Непрерывная систематизация христианского вероучения ведет к отделению вероучительных и нравственных истин. С вероучительными истинами догмат отождествляется у святых Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, а на границе IV-V вв. и у Иоанна Златоуста. В эпоху Вселенских соборов значение догмата определяется окончательно. Под догматами стали понимать вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.


Дарующие, по словам св. Максима Исповедника, свет ведения Божественные догматы Православия могут быть сведены к двум основным. «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, - Троицу и Двоицу», — указывает св. Григорий Синаит. Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум - Отец, Слово - Сын, Дух Святой - Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных. «Сказанное об этом в Евангелии слово можно разуметь так, — учит св. Григорий Синаит. — Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога в трех ипостасях, и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3)».

http://azbyka.ru

ДОГМАТ (греч. "мнение, учение, определение постановление") - главные положения вероучения, утвержденные Церковью в качестве истин Богооткровения (см. Бог , Откровение ), неизменных и не подлежащих критике и изменениям. К Д. относятся не все истины Св. Писания, но только те из них, которые оставляют область веры (а не опыта или нравственности) - например, Д. монотеистических религий о единственности Бога; в религиях, признающих Спасение, - Д. о конце света, при этом в христианстве - также Д. о бессмертии души, воскрешении мертвых, Страшном суде, Рае и Аде, о загробном воздаянии человеку, а в католичестве - еще и Д. о чистилище; в исламе - Д. о несотворенности и предвечности Корана (Коран "перед Творцом не есть сотворенное"); Д. о Мухаммаде как "печати пророков", о Коране как "завершенном пророчестве" и т. п. В исламе кратчайшее изложение главного Д. содержится в 112-й суре Корана, которая называется "Очищение (веры)": "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! / Скажи: "Он - Аллах - един, /Аллах вечный; /не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!". Главные Д. ислама изложены также в первой суре Корана "Фатихе" (дословно "открывающая"). Она состоит из 7 стихов и входит в обязательную молитву мусульманина, которая прочитывается не менее 10 раз в день.

Содержание Д. дано Писанием, но их четкие формулировки были выработаны богословами и утверждены высшими церковными инстанциями. Например, в разных книгах Нового Завета не раз и по-разному говорится о единстве Бога Отца и Бога Сына; в Д. мысль формулируется четко и не допускает варьирования: "Сын единосущен Отцу". Д. как главные вероучительные истины о Боге отличаются от заповедей (предписаний) Откровения и других зависимых от Д. религиозных истин и положений (нравственных, литургических, канонических). Например, слова Господь Бог наш есть Господь единый (Мар 12:29) - это Д. (предмет догматического богословия), а слова и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мар 12:30) - это заповедь (предмет нравственного богословия).

Д. как общецерковные вероучительные истины отличаются от частных "богословских мнений" по различным конкретным вопросам веры, не отраженным в Д. (напр., вопроса о том, долго ли длятся адские мучения; или о том, как следует понимать бесплотность ангелов и человеческих душ, и др.). Богословские мнения, в том числе мнения Отцов Церкви в христианстве или авторов хадисов в Сунне пророка в исламе, не обладают свойством непогрешимости. "Церковь терпит в своих недрах грешников против заповедей, но отлучает всех противящихся или исключающих ее догматы", как сказано в православной энциклопедии 19 в.

С точки зрения догматики, богословские мнения "не существенны для нашего спасения"; по замечанию Григория Богослова, в таких предметах "ошибаться безопасно". Однако по отношению к свободному обсуждению Д. Христианская Церковь всегда проявляла осторожность. Современное православие следует здесь авторитетам Иоанна Лествичника (6 в.) и Варсонофия Великого (6 в.): "Глубина догматов неисследима [...] Небезопасно касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть"; "Беседовать о догматах не следует, ибо это выше тебя".

Согласно православной доктрине, процесс догматизации вероучения был завершен на двух первых Вселенских соборах: Никейском (325) и Царьградском, Константинопольском (381), которые объединили основные Д. в Никео-Царьградском символе веры. Однако в западном христианстве, позже в католичестве, которое допускает "догматическое развитие" вероучения, были сформулированы новые Д., не признаваемые Православной Церковью: о филиокве (809), о чистилище (1439), о непорочном зачатии (1854), о непогрешимости папы (1870) и др.

Коммуникативное значение выработки Д. в качестве своего рода "аксиом веры" обусловлено антиномией между развитием богословской мысли и необходимостью массового распространения основ религиозного знания. Разрешение коллизии заключалось в ранжировании богословского знания по степени общеобязательности и неприкосновенности разных его компонентов. Были определены немногочисленные главные вероучительные истины; они стали Д. Все остальные суждения ("младших рангов" - менее сущностные, менее значимые для религиозной доктрины в целом, в разной мере обязательные) составили область, в которой разномыслие и, следовательно, развитие богословия допускались. Догматизация главных религиозных истин входит в круг психолого-семиотических и специальных филологических механизмов сохранения социально важной информации, таких как сакрализация текста, исключение (недопущение) рационалистического и конвенционального восприятия текста (см. Неконвенциональное восприятие знака ); ритуализация воспроизведения текста; культ первоисточников, поддерживаемый принципом "ipse dixit", выработкой религиозного канона (см. Религиозная коммуникация ), обязательностью иснада в хадисах и другими подобными "консервантами" особо значимого религиозного знания.

Многие люди хоть раз в своей жизни слышали слово «догмат», однако далеко не все смогут объяснить, что же это такое. Данная статья поможет найти ответы на интересующие вас вопросы.

Определение слова «догмат»

Данный термин используется в различных науках, среди которых философия, политология, теология. Принято считать, что догмат – это вечное положение или понятие, которое считается неизменным и не подвергается какой-либо критике.

В современном мире существует мнение, что данное слово имеет несколько негативную коннотацию и указывает на узость мышления, так как подразумевает под собой слепую веру во что-либо. Однако изначально этот термин не имел значения абсолютной истины и лишь со временем приобрел значение константы в точных науках.

Догматы в религии

Слово «догмат» происходит от древнегреческого “dogma”, обозначающего «мнение, учение». Ранее оно относилось к философии и политике, но со временем приобрело преимущественно религиозный смысл. Догматы существуют во всех мировых религиях, будь то христианство или иудаизм.

Среди религиозных догмат можно выделить

  • веру в переселение душ (индуизм);
  • единство Аллаха (ислам);
  • непререкаемость Закона Божьего (христианство).

Однако в буддизме, учения Будды, не являются непреложными истинами и подлежат изучению и проверке на собственном опыте.

Итак, догмат – это, в первую очередь, вероучение, основное положение; непререкаемая истина, которая не подлежит критике. В религии это верование, которое не допускает каких-либо толкований.