Open
Close

5 регионов азии. Северо-Восточная Азия: внутренние и внешние измерения развития и безопасности. Внутренние измерения модернизации

Признаки формирования в Северо-Восточной Азии (СВА) регионального центра мировой политики продолжают нарастать. Глобальная роль СВА определяется способностью региона выступать источником крупномасштабных конфликтов, его потенциалом и волей к мировому лидерству. Ситуация в регионе будет определяться борьбой противоположных тенденций – соперничества и сотрудничества, создания многосторонних структур с широким кругом участников и формирования закрытых блоков. Трудно сказать, какая из них возьмет верх.

Интегрирующие эффекты «Восточного азиатского экономического коридора»

Если перспектива смещается от Китая к экономическому коридору Восточной Азии, раскол между Китаем и Китаем изнутри также ставит Китай в другое пространство, гораздо более глобализированной и обусловленной внутриазиатской торговлей. Этот перелом объединяет столько, сколько он отделяет, и он сокращает Китай пополам, подчеркивая неоднородность двух экономических логик. Но не больше ли это от внешней динамики, чем от эндогенного развития китайского капитализма? Возможно, заставив себя за пределами Китая, следует прочитать динамику сил, которые работают в китайском пространстве, и находится на периферии этого «азиатского Средиземноморья», чьи контуры и что важно искать один из центров его развития.

В мире не так много регионов, процессы в которых напрямую влияют на структуру и содержание мирополитического пространства. В настоящее время лишь три региона могут претендовать на такую роль. Это Евро-Атлантика, Ближний Восток и СВА. Назовем их условно «глобальными регионами».
Мирополитический вес каждого из них определяется рядом критериев. Во-первых, непосредственным нахождением в регионе (или прямой вовлеченностью в его дела) как минимум двух великих держав. Во-вторых, опасностью возникновения в регионе военного конфликта, в том числе с применением ядерного оружия, который может угрожать глобальной стабильности и безопасности. В-третьих, способностью региона выступать в качестве субъекта управления глобальными политическими и экономическими процессами. В-четвертых, значением региона для мировой экономики. В-пятых, культурным и историко-символическим значением региона в мире.
В Табл. 1 регионы сравниваются в первую очередь с точки зрения наличия у них потенциала напряженности и вероятности возникновения конфликтов с глобальными последствиями. Вместе с тем это не означает, что остальные районы планеты не вызывают опасений.
В отечественных политических и экспертных кругах общим местом стал тезис о «перемещении центра мировой политики и экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион». Однако на деле восприятие мира в России во многом остается европоцентричным. Это объясняется тесными культурно-историческими связями с Западной Европой и тем, что подавляющая часть экономического и демографического потенциала России размещена к западу от Урала. Кроме того, ЕС является крупнейшим торговым партнером. Есть и еще одна причина. У России до сих пор сохраняются существенные возможности влиять на ситуацию в ЕC, тогда как в СВА у нас сравнительно немного геополитических рычагов. В результате возникает естественный соблазн считать именно Евро-Атлантический регион (а вместе с ним и себя) главной «осью мира», где решаются основные вопросы глобальной политики.
Европоцентричное восприятие мира присуще не только россиянам, но и многим на Западе. Хотя из соображений политкорректности мало кто сейчас будет прямо утверждать, что Евро-Атлантика – это главный регион планеты, тем не менее часто подразумевается, что он «равнее» других региональных систем.
Один из важнейших критериев международно-политической значимости региона – его способность породить конфликт, могущий потрясти до основания всю мировую систему. В Евро-Атлантическом регионе главная ось напряженности пролегает в отношениях между Россией и странами Запада. Все остальные евроатлантические конфликты носят локальный и управляемый характер. В то же время проблемы между Россией и Западом, прежде всего их соперничество за влияние в Восточной Европе и Закавказье, какими бы они ни были острыми, вряд ли могут спровоцировать «горячую войну» между Москвой и НАТО.
Еще один критерий глобальной роли региона – его способность выступать в качестве руководящего центра мировых политических и экономических процессов. Бесспорно, Евро-Атлантический регион выступает лидером. Основные институты глобального управления (МВФ, Мировой банк, ВТО, в значительной степени ООН) контролируются странами Запада. Они же продуцируют и доминирующие идеологии. Однако в этом отношении наблюдается тенденция к ослаблению влияния евроатлантических государств и увеличения роли незападных (прежде всего азиатских) стран. Финансово-экономический кризис 2008–2009 годов значительно ускорил процесс перераспределения влияния в институтах мирорегулирования.

Элементы «средиземноморской» концепции заслуживают внимания и могут способствовать пониманию сегодняшних экономических показателей экономической динамики коридора, который проходит от пролива Лаперуз до пролива Малакки. Это лаборатория для экспериментирования новых социальных норм и новых режимов. Более конкретно, развитие торговли вокруг Японского моря, Желтого моря или Южно-Китайского моря умело обходит препятствия в очень разнородных экономических и социальных системах. Такое видение имеет несколько последствий для нашего понимания экономики, космоса и территорий, международных экономических отношений.

Таблица 1.

Евро-Атлантика

Однако давайте остерегаться какого-либо географического детерминизма. Актеры здесь важнее структур. Порт-метрополии, то есть платформы для обработки потоков товаров и услуг, но и информация, считаются больше, чем очертания определенного таким образом пространства.

Этот экономический коридор Восточной Азии оказывает центробежное воздействие на китайское пространство, а прибрежные зоны в некотором смысле «втянуты», охваченные внутриазиатской торговлей, инвестиционными потоками и региональной динамикой. Китайское пространство сильно поляризовано этим коридором и реорганизовано в динамике, которая частично отходит от центра. Развязка между прибрежным Китаем и Китаем изнутри также определяется этим «Средиземноморье», из которых это западный предел отделив его от азиатских глубин.

Ближний Восток

Основные субъекты

Великие державы

Точно так же корейские инвестиции в Циндао превратили Шаньдун или японские инвестиции в Далянь во внутриазиатскую сеть, не говоря уже о синергетических эффектах, которые происходят между Гонконг и дельты реки Чжуцзян. Прямые иностранные инвестиции в Китае в конечном итоге оказывают тройное влияние на региональное экономическое развитие. Во-первых, это ускоряет дифференциацию китайского экономического пространства.

Во-вторых, в нем подчеркивается невидимая граница, которая делит Китай на два отдельных макрорегиона. Каждый из них работает со своей логикой: свинг в одном случае, относительно автономный в другой, прежде всего, от конкретной инерции, вызванной государственной собственностью.

Западной Европы

(Франция, Германия,

Британия), Россия,

США, ЕС и НАТО

как коллективные

субъекты.

Израиль, Иран, Египет,

Саудовская Аравия, США,

Россия, негосударственные

В-третьих, это усиливает интеграцию прибрежных зон в международную субконтрактинговую сеть под руководством «Четыре дракона», Японии и, в определенной степени, американских и европейских компаний. С этой точки зрения появление «азиатского Средиземноморья» подтверждает то, что сегодня практикуют многие иностранные компании: прямые инвестиции уже не просто поток капитала, заключенный в двустороннем измерении, но часть многосторонней динамики с участием нескольких стран или транснациональных регионов.

Остается центральный вопрос: экономический раздел Китая

Его можно разбить на две темы: рост провинциального протекционизма и связанный с этим рост новых макрорегионов, которые станут центрами тяжести завтрашнего Китая. Китай «полезен» переместился на восток после перевода, который подрывает националистический пыл Коммунистической партии Китая по построению или поддержанию контроля над центром экономического развития. Парадоксально, что динамика в эпоху глобализации, с имперским дизайном и логикой нечеткого суверенитета, гибких сетей, колеблющимися границами, как и с его амбициями: вывести из Китая геополитическую и экономическую мощь очень реальный.

образования (исламистские

радикальные группировки–

Аль Каида , Хамас ,

Хезболла )

Китай, Япония,

Южная Корея,

Северная Корея,

Россия, США.

Основные источники конфликтности

Если не указано иное, вышеизложенные результаты работы Франсуа Гипулу и адаптация следующих источников. Азиатско-Тихоокеанский регион является уникальным в мире. Из-за интересов самых важных игроков на международной арене. Поэтому стоит рассмотреть специфику Азиатско-Тихоокеанского региона и его значение для интересов Российской Федерации. В связи с предметом работы субрегион Северо-Восточной Азии будет включать Японию, Южную Корею и Северную Корею, Китай, Тайвань и Монголию.

Регион характеризуется большим разнообразием во всех областях. Наглядно видны цивилизационные и культурные различия на линиях конфуцианских и западных традиций. В Северо-Восточной Азии государства приняли различные политические системы: от тоталитарного до авторитарного до демократического. Важны также демографические и экономические факторы, существующие в регионе в различных конфигурациях. Таким образом, у нас развитые страны, развитые, бедны природными ресурсами, со значительными запасами этого сырья, плохо и густо заселены.

Противоречия между

Россией и Западом,

прежде всего из-за сфер

интересов

на постсоветском

пространстве

Арабо-израильское

Все эти факторы имеют первостепенное значение для возникновения споров между государствами региона. Основными вопросами, оспариваемыми и затрагивающими безопасность региона, являются. Таким образом, в регионе существует много потенциальных точек пожара. Однако следует также отметить, что области сотрудничества в Северо-Восточной Азии значительно значительны. Наиболее важным и наиболее полезным является экономическое сотрудничество. В пользу этого говорят уже упомянутые различия в доступе к сырью и разные уровни развития отдельных стран.

противостояние,

деятельность

экстремистских

исламистских

группировок

Тайваньский вопрос;

Иран, ситуация на Корейском

полуострове ,

Понятно, что сложность международной ситуации в Северо-Восточной Азии значительна. Это, очевидно, сказалось на выявлении российских интересов в регионе и видении роли и позиции России на международной арене в этой части мира. Азиатско-Тихоокеанский регион действительно занял свое место в основном внешнеполитическом справочнике России, но так и не достиг вершины этих направлений. В то время идеологическое соперничество с Китаем в коммунистическом лагере также было значительным. В то время советское присутствие в регионе было основано на военной силе, а другие аспекты международных отношений по-прежнему игнорировались.

противоречия между

Китаем и США,

противоречия между Японией и Китаем.

Вероятность возникновения в регионе конфликта с глобальными последствиями

Низкая

В начале своего существования Российская Федерация не придавала большого значения отношениям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что было связано с отношением российской элиты к прозападному курсу. Но даже в этот начальный период некоторые исследователи замечают своего рода «тяготение» к Азии. Причина заключалась прежде всего в том, что никаких территориальных изменений на Дальнем Востоке не произошло, не появилось новых государств. Россия, в отличие от европейской части, поддерживала все порты в Азии, что могло бы оказать значительное влияние на внешнюю торговлю.

Средняя

Средняя

Экономическое значение региона

Более того, потеря прямого доступа к природным ресурсам в Украине и в Центральной Азии значительно повысила значимость дальневосточных ресурсов. Но результат был результатом этого шага, который уменьшил напряженность на китайской границе и уменьшил чувство угрозы в других странах региона.

Это показало, что военная мощь будет заменена другими российскими политическими инструментами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Была также концепция многополярности в мире, в которой Китай был важным. Наблюдалось также улучшение экономической ситуации в Федерации из-за роста цен на сырье и энергоносители.

Высокое. Наряду

с Северной Америкой

и СВА, регион является

мировым лидером

по объему ВВП.

Высокое. Регион является

главным поставщиком

Это событие считается символом возвращения России на региональную политическую арену. Основными приоритетами и интересами безопасности России в Северо-Восточной Азии являются: обеспечение стабильности границ на восточных границах, контролируемое разоружение, которое не подрывает стратегическую стабильность, не балансирует силы региона, не противодействует кризисам. Экономические интересы также важны, особенно экспорт энергоресурсов в динамично развивающуюся экономику региона, особенно в Китае и Японии.

Следует также иметь в виду, что азиатские страны являются основными бенефициарами российского оружия, что также является важным источником доходов Федерации. Россия стремилась стабилизировать свой экспорт в страны региона. С тех пор Россия стремится укрепить свои позиции во всех регионах, представляющих интерес, в том числе в Северо-Восточной Азии. Азиатско-Тихоокеанский регион является вызовом для России. Разумеется, Россия останется важным фактором, влияющим на региональный баланс сил. Формально Россия является полноправным актором в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но на практике его влияние на формирование ситуации в регионе ограничено.

углеводородов для мировой

экономики.

Высокое. Наряду

с Северной Америкой

и Европой, регион является

мировым лидером по объему

Москва не смогла построить прочные политические или экономические связи со странами, способными сбалансировать потенциал Китая - они остаются в сфере деклараций. Возрастающая китайско-американская конкуренция за лидерство в Восточной Азии еще больше снижает маневренность для России, предложение которой для небольших региональных государств остается ограниченным. В энергетическом измерении Россия мало влияет на азиатский рынок - в этом случае расширение остается в сфере планов. Модернизация военного потенциала находится на ранней стадии и не дает четкого ответа на то, какую роль Россия будет играть в региональной безопасности.

ВВП.

Способность быть субъектом глобального управления и регулирования

Высокая , но с тенденцией к понижению

Кроме того, стремление к стремлению играть большую международную роль в регионе затруднено внутренними проблемами, особенно задержками развития на Дальнем Востоке. Баланс идей Кремля показывает, что Россия остается незначительным актором в региональном политическом и экономическом порядке, а вероятность изменения в пользу Москвы низка. Россия является полноправным участником азиатского регионального порядка только формально. Влияние России на политические и экономические процессы остается ограниченным.

Еще одной проблемой для Москвы является задержка в развитии российского Дальнего Востока, которая выделяется с точки зрения показателей социально-экономического развития не только из соседних азиатских провинций, но и из среднего по России. Китай является самым важным политическим и экономическим партнером России в регионе. В последние годы Москва предприняла шаги, которые приблизили ее к Китаю, хотя и не укрепляли некоторые из государств региона.

Отсутствует.

Низкая , но с тенденцией к увеличению

Ближнего Восток – это регион, мировое влияние которого имеет весьма специфическую природу, поскольку в основном проиcходит от роли углеводородов в современной экономике. Если вообразить, что регион вдруг лишился нефтегазовых месторождений, то, по-видимому, он сразу потеряет и свою глобальную роль. Подобный же эффект будет иметь вполне вероятный в долгосрочной перспективе сценарий, при котором нефть будет вытеснена более дешевой и эффективной энергией. Правда, мировое значение Ближнего Востока во многом обусловлено еще и тем, что регион является источником угрозы радикального исламизма. Однако сам по себе исламский экстремизм не может поддерживать статус региона как одного из ключевых в мировой политике, не говоря уже о том, что «исламская угроза» в значительной степени носит искусственно раздутый характер. Очевидно и то, что Ближний Восток, в отличие от Западной Европы или стран НАТО, не является коллективным субъектом и в принципе не в состоянии выполнять функции глобального управления.

В начале двадцатого века, когда глобальная мирополитическая система только складывалась, Азиатско-Тихоокеанская подсистема занимала в ней особое место. По замечанию А.Д. Богатурова, она была «самой центральной среди окраинных» и «второй по своему мирополитическому значению после европейской» .
В данной статье под Северо-Восточной Азией понимается международно-политический регион, включающий в себя Китай (в том числе Тайвань), Японию, Корею (Северную и Южную) и Монголию. При этом Китай, Япония и обе Кореи часто рассматриваются как географическое, историческое и культурное «ядро» СВА. Россия, прежде всего в силу обладания дальневосточными и восточносибирскими территориями, тоже является частью региона.
США географически находятся за пределами региона, хотя и в непосредственном соседстве с ним (Аляска, Гавайи, о. Гуам). Однако они глубоко вовлечены в политические и экономические дела СВА, располагают здесь значительным военным присутствием. Если мы признаём США в качестве участника Евро-Атлантической региональной системы, то имеется не меньше оснований согласиться и с принадлежностью Америки к СВА .
Как представляется, СВА является более подходящим объектом для изучения в качестве региональной подсистемы, чем «Азиатско-Тихоокеанский регион» – понятие, которое сейчас употребляется к месту и не к месту. В силу своих огромных размеров, неопределенного состава стран и аморфных очертаний АТР вряд ли может использоваться при продуктивном анализе. СВА, благодаря своим более четким границам и ограниченному кругу значимых игроков, может быть вычленена в качестве более подходящей аналитической единицы.
Именно СВА является геополитическим и геоэкономическим «центром тяжести» Восточной Азии и всего АТР, оказывая решающее воздействие на эти региональные системы. Безусловно, необходимо учитывать и то, что СВА активно взаимодействует с внешними субъектами, в первую очередь с соседними странами Юго-Восточной Азии и Индией, которые оказывают влияние на ее стратегический баланс. Индия является геополитической силой, до некоторой степени уравновешивающей Китай. Страны же АСЕАН выполняют двоякую роль. С одной стороны, они, как и Индия, выступают контрбалансиром для крепнущего Китая. С другой – они могут выступать в качестве ресурса, с помощью которого Пекин способен усиливать свои политические и экономические позиции на международной арене.
В СВА существует ряд антагонизмов между ключевыми государствами. Особенно серьезными рисками характеризуется обстановка в Тайваньском проливе и на Корейском полуострове, где не исключена вероятность возникновения крупных вооруженных столкновений с вовлечением великих держав и применением оружия массового уничтожения (ОМУ). В то же время в регионе присутствует потенциал консолидации и формирования коллективной субъектности, что может в перспективе привести к возникновению в СВА центра глобального управления, дополняющего Евро-Атлантику и/или конкурирующего с ней.
В Северо-Восточной Азии действует ряд системных и исторически обусловленных факторов, которые порождают геополитическое соперничество и политику силового балансирования между региональными державами . В СВА пока не удается создать прочную и эффективную систему сотрудничества для обеспечения совместной безопасности. У этого есть объективные причины.
Во-первых, дефицит взаимного доверия. Настоящее доверие возможно между теми, кто хорошо знает и понимает друг друга, то есть может говорить друг с другом «на одном языке». Для того чтобы находить общий язык, необходимы схожие базовые характеристики и, по крайней мере, совместимые ценности. Как правило, чем больше степень гомогенности государств, образующих международную систему, тем больше вероятность, что они будут сотрудничать, а не конфликтовать. Однако входящие в СВА государства разделены значительными различиями (культурными, этнонациональными, языковыми, экономическими, политическими). Пока эти барьеры не будут уменьшены, странам СВА будет сложно находить общий язык и доверять друг другу. При отсутствии же доверия неизбежен тот или иной вариант «дилеммы безопасности».
Во-вторых, наличие в СВА исторических обид и травм (прежде всего, между Японией и Китаем, Японией и Кореей, в какой-то степени – Россией и Японией, Китаем и Россией). В-третьих, большое значение имеет структура региональной системы. СВА – единственный в своем роде регион, в котором большинство государств претендуют на статус великой державы и отличаются повышенной амбициозностью.
В-четвертых, ключевые государства СВА (Китай, Япония и обе Кореи) характеризуются высокой интенсивностью националистических настроений. Будучи древними цивилизациями, Китай, обе Кореи и Япония еще относительно молоды как современные нации-государства. Западная модель нации-государства начала утверждаться в странах СВА лишь со второй половины девятнадцатого века. В международных отношениях в СВА негосударственные образования играют минимальную роль. У государств в регионе, по сути, нет конкурентов. СВА в своем нынешнем виде – это международная система государств классического вестфальского типа .
Хотя Северо-Восточная Азия все еще отстает от многих других регионов в деле формирования многосторонних институтов, в последние годы в этом отношении наметился прогресс. При этом в СВА наблюдается тенденция к формированию двухъярусной структуры многостороннего сотрудничества.
Первый уровень – начавшееся в 2003 г. взаимодействие в рамках «шестисторонних переговоров» по ядерной проблеме на Корейском полуострове с участием КНР, Северной и Южной Кореи, России, США и Японии. Решить ядерный вопрос до сих пор не удалось, но «шестисторонние переговоры», по мнению многих, способны в перспективе привести к созданию региональной организации по поддержанию политико-стратегической стабильности и безопасности. Тем не менее сейчас невозможно прогнозировать даже приблизительные сроки появления такой организации и ее институциональный формат.
Второй (и, скорее всего, более значимый потенциально) уровень многостороннего сотрудничества в регионе – это трехстороннее сотрудничество государств, образующих «ядро» СВА, – Японии, Китая и Республики Корея. Саммиты глав «тройки» проводятся регулярно с 1999 года, но до недавнего времени они проходили исключительно в рамках мероприятий форума «АСЕАН плюс Три». В декабре 2008 г. случилось знаменательное событие. В японской Фукуоке состоялся первый самостоятельный, то есть вне контекста «АСЕАН плюс Три», саммит с участием премьер-министра Японии, председателя КНР и президента Южной Кореи, которые подписали План действий по развитию трехстороннего сотрудничества и договорились, что отныне такие встречи будут проводиться ежегодно. Вторая встреча на высшем уровне прошла в октябре 2009 г. в Пекине, в ходе которой лидеры Китая, Японии и Южной Кореи обсудили глобальные и региональные проблемы, подтвердив готовность углублять взаимное сотрудничество. В частности, была достигнута договоренность о скорейшем заключении трехстороннего инвестиционного соглашения и о начале консультаций по формированию трехсторонней зоны свободной торговли.
В отличие от «шестисторонних переговоров» с их политико-стратегической проблематикой, трехстороннее взаимодействие Китая, Кореи и Японии пока сосредоточено в основном в экономической, технологической, экологической и культурно-гуманитарной областях. С 1999 г. было учреждено 15 диалоговых механизмов на министерском уровне . Проводятся и неофициальные форумы, в которых участвуют ученые, эксперты представители бизнеса, общественных организаций и СМИ трех стран.
Разумеется, процесс институционализации трехстороннего взаимодействия находится еще на ранних стадиях и пока рано говорить о том, что в СВА оформился новый региональный блок. Однако налицо вектор движения в направлении создания подобной группировки. Для нее уже имеются необходимые экономические предпосылки. Китай, Япония и Южная Корея превратились в крупнейших торговых партнеров друг для друга. На торговлю между ними приходится 17% мирового торгового оборота и 90% всех восточноазиатских торговых потоков . Три страны СВА в настоящее время производят 16% мирового ВВП .
Важнейшее условие для образования трехстороннего регионального блока заключается в достижении согласия между Китаем и Японией. Примечательно, что до сих пор главным поборником идеи интеграции в СВА выступал именно Китай. Еще в 2002 г. председатель Госсовета КНР Чжу Жунцзы предложил план создания трехсторонней зоны свободной торговли. Япония тогда отказалась поддержать эту идею, опасаясь, что она приведет к усилению позиций Китая. Теперь же отношение японцев заметно поменялось. Возглавивший правительство Японии в 2009 г. Юкио Хатояма неизменно подчеркивает приоритетность развития интеграции в Восточной Азии и необходимость создания «Восточноазиатского сообщества», ядро которого должны составить Китай, Япония и Южная Корея. Даже если предполагаемый региональный блок будет оформлен не как эксклюзивная китайско – японо – корейская группировка, а на более широкой платформе «АСЕАН плюс Три», очевидно, что в нем будут преобладать именно три страны СВА в силу своего экономического и стратегического веса.
Пока еще не совсем ясно, как будут взаимодействовать и соотноситься два формирующихся уровня многосторонней региональный архитектуры в СВА: более широкая шестисторонняя структура и сугубо азиатская группировка.

Как будет выглядеть геополитическая конфигурация Северо-Восточной Азии через 10–15 лет? Попробуем обозначить веер возможных альтернатив .
1. Гегемония США. Этот сценарий предполагает сохранение стратегической ситуации, при которой США занимают положение центрального, наиболее влиятельного субъекта региональной подсистемы СВА. Однако американская гегемония носит неполный и ограниченный характер, поскольку в регионе присутствуют самостоятельные игроки (Китай, Россия, Северная Корея), которые не признают легитимность доминирования США.
2. Биполярность. В регионе появится новый мощный центр силы, который не уступает Америке по степени влияния на СВА и, возможно, даже превосходит ее по некоторым параметрам. Это – Китай. Каждый из полюсов опирается на коалицию союзников и стратегических партнеров. США поддерживают тесный военно-политический союз с Японией, а также неформальный, но эффективный альянс с Тайванем. В возглавляемый Пекином блок входят Северная и Южная Кореи, окончательно попавшие в экономическую и политическую орбиту КНР.
Биполярность возможна в различных вариантах – от мягких до более конфронтационных. Мягкая биполярность может представлять собой двусторонний кондоминиум, когда США и Китай будут стараться избегать лобового столкновения и разграничат сферы интересов в регионе. Китай будет доминировать в континентальной части СВА (включая Корейский полуостров), а США сохранят контроль над океанической частью региона (Японские острова и Тайвань). В случае конфронтационной биполярности противостоящие полюса будут предпринимать постоянные попытки посягательств на сферу влияния соперника, что чревато возникновением крупного вооруженного конфликта, особенно в Тайваньском проливе.
3. Многополярность. В регионе действуют сразу несколько самостоятельных и примерно сопоставимых по силе игроков. Наиболее вероятными полюсами такой структуры станут Китай, США, а также Япония, создавшая полноценные вооруженные силы и приобретшая ядерный статус. На роль центров силы, хотя и меньших масштабов, могут также претендовать Россия, Южная и Северная Кореи (либо объединенная Корея). Возможно формирование коалиций, однако они будут носить гибкий и неустойчивый характер. Их главная задача – недопущение появления регионального гегемона. Чаще всего такие балансирующие коалиции будут направлены против усиливающегося Китая.
Если в первых двух сценариях многосторонние региональные институты едва ли будут играть значительную роль, то в случае полицентричности они смогут занять довольно важное место, смягчая соперничество между полюсами и способствуя упорядоченной многополярности. Не исключено и формирование «концерта держав» в СВА, который возьмет на себя функции поддержания стабильности в регионе. В свою очередь, отсутствие или слабость многосторонних структур приведет к хаотичной и конфликтной многополярности.
4. Гегемония Китая. Китай становится наиболее сильной державой региона как по экономическим, так и по военно-стратегическим параметрам. Он единолично диктует правила игры в СВА и в большей части Восточной Азии, создавая китайский аналог «доктрины Монро». Вполне возможно, что это произойдет одновременно с его превращением в глобальную сверхдержаву, хотя для достижения регионального доминирования мировая «сверхдержавность» вовсе не обязательна. Достаточно, чтобы в регионе отсутствовали сопоставимые по силе конкуренты. Кроме того, крупные державы региональной системы должны будут признавать эту гегемонию, либо как минимум не оспаривать ее.
Японии и другим государствам Восточной Азии, возможно, будет не столь уж трудно свыкнуться с китайским доминированием . Очевидно, что немаловажное значение для обеспечения китайской гегемонии будут иметь региональные группировки, начало которым было положено на рубеже 1990–2000-х годов при ведущей инициативе Пекина. Это блоки «Китай – Япония -Корея» и «АСЕАН плюс Три».
5. Сообщество безопасности. Наконец, пятый сценарий заключается в формировании в СВА «сообщества безопасности», то есть такого порядка, при котором применение крупномасштабного насилия между государствами становится немыслимым, а любые изменения в международной системе происходят исключительно мирным путем .
Из всех рассмотренных для СВА альтернатив последняя выглядит наименее вероятной. Для ее воплощения в жизнь требуется выполнение условий, которые едва ли достижимы в обозначенный нами временной срок (10–15 лет). Необходимой предпосылкой для формирования сообщества безопасности является наличие высокой степени доверия между государствами. Ввиду того, что в предполагаемое сообщество должны войти активные субъекты не только региональной, но и глобальной системы, такое доверие должно сформироваться между ними не только в области их взаимодействия в СВА, но и по всему спектру отношений. Кроме того, созданию сообщества безопасности должно предшествовать разрешение двух наиболее острых конфликтов в СВА – вокруг Тайваня и на Корейском полуострове.
В этом сценарии основополагающую роль будут играть многосторонние региональные институты, предтечей которых, очевидно, выступят нынешние «шестисторонние переговоры».

Даже в свете заметной активизации политики Москвы на азиатско-тихоокеанском направлении, по своему влиянию на региональные процессы Россия пока заметно отстает от Китая, США, Японии и даже Южной Кореи. Одна из причин – незначительное российское экономическое и демографическое присутствие на Дальнем Востоке, а также деградация военного потенциала. Вряд ли в обозримом будущем положение изменится. Не хочется думать, что России придется выбирать себе роль в сценариях, которые будут писать в Пекине, Вашингтоне и Токио.

Примечания

Системная история международных отношений в четырех томах / Под. ред. А.Д. Богатурова. Москва: Московский рабочий, 2000. Т. 1. С. 11.
Что касается Монголии, эту страну обычно включают в состав СВА. Но в силу своего незначительного политического и экономического веса она пока не может быть отнесена к числу влиятельных региональных участников.
G. John Ikenberry and Michael Masatnduno . Conclusion: Images of Order in the Asia-Pacific and the Role of the United States, in International Relations Theory and the Asia-Pacific. G. John Ikenberry and Michael Mastanduno , (eds). New York: Columbia University Press, 2003. В ней они анализируют четыре возможных сценария развития ситуации в АТР (фактически – в СВА): 1) Гегемонистский порядок с первенством США. 2) Многополярный баланс сил. 3) Биполярный баланс сил. 4) Плюралистическое сообщество безопасности. В настоящей статье мы частично позаимствовали названия этих сценариев.
Об исторически обусловленной естественности китаецентричного порядка в Восточной Азии см., например: David C. Kang. China Rising: Peace, Power and Order in East Asia. New York: Columbia University Press, 2007.
О концепции «сообщества безопасности» см.: Karl W. Deutsch et al. Political Community and the North Atlantic Area: International Organization in the Light of Historical Experience. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1957; Emanuel Adler and Michael Barnett. Security Communities. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

Регион образовывают 6 стран, которые граничат с Южной, Юго-Восточной, Северной и Центральной Азией, имеют выход к морям Тихого океана: Японского, Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайського.

До 1 июля 1997 г. в состав региона входил и Гонконг (бывшая колония Великобритании), который перешел под юрисдикцию КНР и стал его специальным административным районом Сянган. С 20 декабря 1999 г. такой же самый акт был осуществлен и относительно Макао (бывшая колония Португалии), что также стал специальным административным районом КНР - Аомынь.

Положение Тайваня - особое. Он фактически не признан мировым сообществом, в 1971 г. исключен из ООН, поскольку единственным законным представителем власти на острове признана власть Китая, а Тайвань - его неотъемлемой частью. Тайвань же, наоборот, считает себя законным представителем всего материкового Китая, а КНР - «страной, временно оккупированной коммунистами».

Яркая и масштабная история развития наибольшего государства региона - Китая, который является родиной одной из могущественных цивилизаций планеты, где приблизительно 5 тысячелетий назад возникла одна из древнейших и больших культур человечества. Вещевой и письменный памятники свидетельствуют, что народ достигал значительного расцвета философской, технической мысли, литературы, искусства. За тысячу лет до нашей эры китайцы уже знали, например, магнитный компас. Китайское производство железа является древнейшим в мире. Задолго до европейцев китайцы начали вырабатывать бумагу и порох. Идея книгопечатания также зародилась в Китае. Китайские фарфоровые, шелковые и металлические изделия издавна пользовались заслуженной всемирной славой.

К особенностям экономико-географического положения региона относят:

  • пролегание через территорию Китая и Монголии кратчайших наземных путей от берегов Тихого океана в страны Европы;
  • чрезвычайно выгодное приморское положение (протяжность береговой полосы составляет 18 676 км);
  • наличие трех практически незамерзающих морей - Желтого, Восточно-китайского и Южно-китайского, что имеет исключительное значение для хозяйства. Они дают выход к Тихому океану, на который приходится 1/4 всех морских перевозок земного шара.
  • Большая промышленная функция морей, важная их роль в международных перевозках. Океанское побережье приобретает все более большее рекреационное значение.
  • Все страны региона являются членами ООН (Китай - один из ее соучредителей), большинство стран (кроме Монголии и КНДР) входят в состав АТЕС, Япония является членом «большой семерки», а КНДР - движения неприсоединения.

Естественные условия

Регион Восточной Азии занимает почти 8 % суши Земли. Естественные условия его разнообразные.

Рельеф очень сложный . На западе расположено одно из наибольших и высочайших на земном шаре нагорий - Тибет площадью почти 2 млн км2. Окруженное мощными хребтами - Кунь-Лунем на севееа, Каракорумом на западе, Гималаями на юге и Сен-Тибетскими горами на востоке, нагорье имеет многочисленные внутренние хребты, которые достигают 6000-7000 м высоты, и межгорные равнины высотой 4000-5000 м. На этих равнинах прохладно даже летом, дневные температуры не превышают +10...+15° С, ночами бывают заморозки. Зима здесь длинная, с сильными морозами (-30...-400 С), ветры дуют почти постоянно, воздух весьма сухой, а осадков выпадает до 100 мм в год, практически столько же, как и в пустыне. Поэтому Тибет по условиям растительных ландшафтов относят к типу холодной високогорной пустыни. Снеговая линия расположена на высотах 5000-6000 м (высочайшее положение на земном шаре). Тибет составлен преимущественно песчаниками, известняками, сланцами, хребтами - большей частью гранитами и гнейсами.

Регион характеризуется высокой сейсмической и вулканической активностью. Землетрясения бывают в поясе молодых гор и особенно часто на Японских островах, где насчитывается 150 вулканов, в том числе 60 активных. В среднем одно заметное землетрясение происходит каждые три дня. Одним из наиболее сейсмичнонебезопасных является район Токийского залива.

С сейсмическими явлениями в глубоководных впадинах, расположенных в нескольких десятках километров восточнее от региона, связаны моретрясения и вызванные ими огромные волны цунами, от которого более всего страдают восточные побережья Японии, Тайваня и т.п..

На востоке невысокие горы чередуются с акумулятивными равнинами, где наибольшей является Большая Китайская равнина, возникновение которой обусловлено большей частью отложениями г. Хуанхе. Ее поверхность плоская, высота - до 100 м, составленная мощной толщей алювия. Есть также низкие равнины на Корейском полуострове, где они занимают 1/4 территории.

Климат. Регион расположен в трех климатических поясах (умеренном, субтропическом и субэкваториальном). Тропический пояс вследствие муссонной циркуляции здесь отсутствует. Большие пространства Монголии и Западного Китая (Тибет) протягиваются в районах високогорного климата (аридный). Муссонные потоки воздуха в теплый период года дуют из океана на суходол, в холодный - наоборот. Летные муссоны приносят осадки, количество которых уменьшается с юга на север. В юго-восточной части региона бывает 1000-2000 мм осадков, восточной - 400-900 мм, северо-восточной - 250-700 мм. В зоне муссонов весна и осень преимущественно засушливые, поэтому в земледелии здесь широко используют искусственное орошение.
С Тибетского нагорья ведут начало большие реки Азии - Инд, Брахмапутра, Салуин, Меконг, Янцзы, Хуанхе. Восточная материковая и островная ее части имеют сравнительно густую речную систему, на западе рек очень мало, а огромные пустыни и полупустыни их совсем лишены. Много рек судоходны. Все без исключения речи используют для орошения.

Природные ресурсы.

Минеральные ресурсы очень богаты. Основная их часть сосредоточена в Китае – одном из «геологических амбаров мира». Регион имеет значительные запасы каменного угля (есть во всех странах, но максимальные - в Китае, который по его добыче занимает 1- ое место в мире - 1290 млн т в год), бурого угля (север Монголии и северо-восток КНДР), нефти (северо-восток и запад Китая, шельф морей), горючих сланцев (северо-восток и юг Китая). В Японии и Южной Корее очень мало месторождений имеют промышленное значение.

Через восточные территории материковой части региона протягивается Тихоокеанский металогеничный пояс , с которым связаны месторождения марганца, вольфрама, молибдена, олова, сурьмы, ртути и других металлов. Наибольшие их запасы - в Китае, Северной Корее, Монголии; железной руды - на северо-востоке Китая, медно-молибденовые месторождения - на севере Монголии (месторождение Ерденет). Япония бедна на месторождения металлов промышленного значения.
Нерудные полезные ископаемые образовывают запасы фосфоритов (много в центральном и южном Китае, на севере Монголии), графита (Южная Корея), флюорита (очень большие запасы на северо-востоке Монголии), серы (в Японии месторождения связаны с вулканическим происхождением островов, где на серу богаты северные районы о. Хонсю).

Источником пресной воды являются многочисленные озера Японии, Китая, Южной Кореи. Благоприятными являются агроклиматические ресурсы (особенно на востоке). Муссонный климат дает возможность вести сельское хозяйство в двух режимах: в сухой и влажный сезоны. На юге собирают 2-3 урожая в год.

Острым является дефицит пригодных для хозяйствования и доступных земель в Японии, которая отвоевывает у моря новые территории. Поэтому почти 1/3 ее берегов - насыпные или намытые, распространены искусственные «мусорные острова».
На лесные ресурсы регион небогат. Лесистость территории составляет в среднем меньше 40 %. Хвойные леса доминируют на северо-востоке Китая, на севере Монголии, Японии, смешанные - в Японии, северной и центральной частях Китая. Влажно-тропические (дождевые) леса в естественном виде не сохранились, небольшие их массивы растут на юго-востоке Китая, на Тайване. Вообще леса значительно обеднены хозяйственной деятельностью человека.

Вследствие загрязнения производственными и бытовыми отходами земли, водохранилищ, атмосферы значительно ухудшилось экологическое состояние стран региона. В сохранении естественных экосистем большое значение имеют природоохранные территории.

Население

Численность населения . Регион принадлежит к наиболее заселенному в мире. В 2000 г. здесь проживало 1439,7 млн человек, которые составлют почти 24 % населения всей Земли. Китай – самая многочисленная по населению страна мира (1222 млн человек).
Демографические особенности. Перенаселенность региона, традиции многодетности вызвали острую демографическую проблему, особенно в Китае. Это требовало срочных действий со стороны правительства, демографическая политика которого направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения. Вследствие ее реализации темпы прироста населения на начало 60- х годов XX ст. составляли приблизительно 2 % в год, в конце 90- х годов - почти 1,3 %.

Демографическая политика в Китае базируется на таких началах:

Для городских жителей обязательна однодетная семья (лозунг: «Одна семья - один ребенок»), но в районах проживания национальных меньшинств количество детей не ограничивается;

Поддержка на национальном уровне семей, которые имеют лишь одного ребенка: денежные премии, субсидии, связанные с медицинским обслуживанием, высокие пенсии, приоритет в обеспечении жильем в городе и личным огородом на селе;

Семьи, которые имеют двух детей, не получают продовольственных талонов и платят 10- процентный налог на заработное жалованье;

Сельским семьям с одним ребенком увеличенны размеры приусадебных участков;

В 1984 г. на съезде КПК был принят лозунг «Награда - за одного ребенка, прогрессирующее наказание - за третьего и следующего»;

Пропагандирование поздних браков. Официально возраст вступления в брак был повышен на 2 года для обеих статей и составляет 22 года для мужнин и 20 лет для женщин. Вводятся и дополнительные ограничения, например, категорический запрет создавать семьи студентам, нарушение которого может вызвать исключение из высшего учебного заведения. Тем не менее сейчас наблюдается возрождение традиций «ранних браков»;

Свободное осуществление абортов.

Рождаемость в 2000 г. удалось снизить до 18-20 % в год, смертность - до 6-8 %. Таким образом, естественный прирост составлял 12-14 %. КНР перешла постепенно к группе стран первого типа воспроизведения населения.
Монголия, наоборот, имеет огромную площадь, а население - больше 2,4 млн, что является следствием многовековой традиции ламаизма (соблюдение обета целибата в мужских монастырях, где находилось до 1/3 мужского населения вплоть до 1921 г.).

Соотношение мужчин и женщин в регионе является пропорциональным: женщин - 49,9 %, мужнин - 50,1 %. Население возрастом до 14 лет составляет 24 %, 15-64 года - 68 %, старшего возраста - 8 %.

Расовый состав . Большинство населения региона (китайцы, монголы, корейцы) - монголоиды. Южные китайцы и японцы принадлежат к смешанному расовому типу (черты монголоидов и австралоидов). В Японии живут айны - аборигены, которые принадлежат к отдельной расовой группе австралоидов.

Этнический и религиозный состав

Этнический состав очень неоднородный. Здесь представлены такие языковые семьи:

Китайско-тибетская семья:

Китайская группа. К ней принадлежат китайцы (хань), дунганины (хуей) - китайцы-мусульмане;

Тибето-бирманская группа. Охватывает народы ицзу, тибетцы (живут на юго-западе Китая) и др.;

Алтайская семья:

Монгольская группа. ее образовывают халха-монголы (жители Монголии), монголы Китая (живут в автономном районе Внутренняя Монголия);

Тунгусо-маньчжурская группа. Это маньчжуры (живут на северо-востоке Китая), которые очень ассимилированы ханьцами;

Тюркская группа. В ее составе уйгуры, казахи, киргизы (живут на северо-западе Китая);

Японцы - отдельная семья;

Корейцы - отдельная семья;

Айны - отдельная семья, представленная аборигенами Японии, которые остались преимущественно на о. Хоккайдо;

Тайская семья. Принадлежат чжуаны - наибольший народ Китая из национальных меньшинств (до 12 млн человек), который проживает на юге страны, народы таи, ли и т.п.;

Австро-азиатская семья. Образовывают народы мяо, яо, кофе, которые проживают на юге Китая на границе со странами Индокитая;

Австронезийская семья - гаошань (коренные жители острова Тайвань).

Религиозный состав. В регионе распространены разнообразные религии и их направления. Это прежде всего мощная ячейка конфуцианской культуры, которая зародилась в Китае в VI-V ст. до н.э. Со временем в Восточную Азию проник из Индии буддизм, сохранили свое значение местные религии - даосизм (Китай) и синтоизм (Япония). Народы северо-запада Китая (дунганины, уйгуры, казахи, киргизы) являются мусульманами-суннитами.

Конфуциантство - основа специфической восточно-азиатской цивилизации. Его морально-этическая система предусматривает всестороннюю регламентированность общества, групповые стандарты поведения, высокую дисциплину и развитые моральные установки.

Много стран Восточной Азии являются поликонфессионными, где сосуществует несколько религий.

Размещение населения.

Особенности естественных условий обусловили неравномерное расселение людей в регионе. Более плотно заселены Япония и Корея (300-400 чел/км2). Китай заселен довольно неравномерно: по средней плотности 127 чел/км2 90 % населения проживает на его востоке на 1/3 площади страны. В Тибете плотность населения - меньше 1 чел/км2.

Есть вообще незаселенные районы. Процессы урбанизации в регионе очень разносторонние. Например, Япония, Южная Корея являются более урбанизированными странами мира (78-81 % городских жителей).

В Китае жителей городов свыше 250 млн человек. Ему несвойственно распространение городского образа жизни на сельские населенные пункты. В небольших селах (100-200 семей) живет 900 млн человек.

Пять наиболее многочисленных агломераций Азии находятся именно в восточном ее регионе: Токио (30,3 млн человек), Осака (16,9 млн), Сеул (15,8 млн), Чунцин (15 млн), Шанхай (13,5 млн). Китай, будучи преимущественно сельской страной, имеет больше, чем где бы то ни было, больших городов: свыше 100 городов-миллионеров и еще почти в 50 городах население превышает 500 тыс. чел. Три наибольших агломерации Японии - Кейхин (Токио, Иокогама, Кавасаки и т.п.), Хансин (Осака, Кобе, Киото и до 100 других), Тюкьо (Нагоя и другие 80 населенных пунктов) - сливаются в самую масштабную в мире урбанизированную систему - мегалополис Токкайдо, который протягивается на 600 км между Токио и Осакой, объединяя свыше 60 млн человек.

Трудовые ресурсы . Регион владеет огромными трудовыми ресурсами как в городах, так и в селах. Лиц трудоспособного возраста - до 810 млн. Более всего занятых в обрабатывающей промышленности, быстро увеличивается их количество в финансовой сфере. Доля занятых в сельском хозяйстве значительна только в Китае (50 %), а в Японии - всего 7 %, в промышленном производстве - 26 % (в Китае - 15 % - наиболее низкий показатель в регионе).

Главными социальными проблемами в регионе являются «старения» население и неравномерность его размещения.

Общая характеристика хозяйства

Страны Восточной Азии наиболее неоднородные в социально-экономическом аспекте.

  • Япония, Южная Корея и Тайвань принадлежат к капиталистическим странам с развитой многоукладной экономикой;
  • Китай идет особым путем экономического развития, объединяя принципы планового и рыночного хозяйствования.
  • Монголия ступила на путь экономических и политических реформ после господства тоталитарного режима.
  • Северная Корея является уникальным государством, где еще до сих пор стараются строить коммунизм на основе командно-административной системы в экономике и тоталитарного режима в политике.

В странах региона (кроме Японии) государству принадлежат ведущие позиции в экономической жизни.

  • В Китае и КНДР доминирует социалистическое хозяйственное устройство. В государственном секторе этих стран сконцентрированы важнейшие средства производства: предприятия промышленности, транспорта и связи, финансовые учреждения, государственные сельскохозяйственные предприятия.
  • На Тайване государство контролирует большинство финансовых компаний и корпораций, всю систему телекоммуникаций, металлургию, железные дороги, судостроение, химическую промышленность, производство стройматериалов, владеет 70 % земельных угодий, контролирует банковскую систему.
  • В Южной Корее государство регулирует макроэкономические параметры, кредитную и налоговую сферы, контролирует финансовую деятельность, руководит деятельностью предприятий государственного сектора, который объединяет значительную часть добывающих областей, инфраструктуры, сектор услуг, железные дороги.
  • В Японии государственный сектор незначительный и действует преимущественно в областях инфраструктуры. На местном уровне государству принадлежат коммунальные сооружения, транспорт, школы, больницы, несколько тысяч компаний, которые занимаются строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автодорог, портовых сооружений, торговых комплексов и рынков и т.п.. Много больших монополистических объединений имеют тесную экономическую связь с государственным сектором, активно используют государственные кредиты и займы.

В начале XXI ст. страны региона имеют лучшие перспективы для экономического роста, чем десятилетие назад. Став экономически открытыми, они получили возможность импортировать новейшие технологии, знания и методы ведения бизнеса. Предприятия стали более гибкими в своей деятельности, к чему их подтолкнули конкуренция и необходимость адаптации к новым экономическим условиям.

В МГПП страны региона существенно различаются по областям специализации. Япония выделяется наукоемкими областями (электронная промышленность, роботостроениея, автомобилестроение, выпуск бытовой техники), принадлежит к тройке мировых лидеров по развитию химической промышленности (особенно фармацевтики, химии оргсинтеза) и биотехнологии.

Страны НИС имеют крепкие позиции в наукоемких областях машиностроения (электроника, выпуск компьютеров, средств связи, электронных игрушек и т.п.). Южная Корея является одним из мировых лидеров по развитию судостроения. Во всех странах НИС высоко развита легкая промышленность (выпуск тканей, белья, обувь).
Китай в МГПП является важным производителем сельскохозяйственной продукции (овощей, фруктов, свинины, сои, чая, шелка-сырца, кожи), а также текстиля, металла, отдельных изделий машиностроения (велосипеды, бытовая техника), продукции пищевой и легкой промышленности (одежда, обувь). Монголия экспортирует шерсть, кожу, мех и кустарные изделия из них.

Япония.

Это страна «большой семерки», экономический лидер в мире по многим показателями, которая занимает 3- ье место после США и КНР по уровню ВНП (3,15 трлн долл.) и 2-ое место после США по объему промышленного производства. Быстрое ее развитие началось в 50- 60-ые года XX ст. и со временем было названо «японским чудом». Экономический рост связан с наличием в стране дешевой, но квалифицированной рабочей силы, а также с такими чертами японского характера, как коллективизм и уважение к старшим. Рост был достигнут без иностранных займов, за счет собственных капиталов, целенаправленной политики государства, государственного планирования и протекционизма.

На Японию приходится до 12 % мирового промышленного производства. Она занимает 1-ое место в мире по производству судов, станков, электроники и электронных компонентов, роботов; вырабатывает свыше 60 % мирового объема телевизоров,12 % искусственных волокон, является бесспорным лидером по улову рыбы (свыше 12 млн т в год). Среди важных ее достижений - один из самых больших в мире золотовалютный резерв (свыше 221 млрд долл.), огромные заграничные активы (до 1 трлн долл.). В середине 80- х годов Япония стала наибольшим кредитором в мире, является вторым после США по объемам пайщиком Международного валютного фонда (свыше 10 млрд долл.).

Из-за обострения экономических противоречий с основными торговыми партнерами и возрастания конкуренции со стороны новых индустриальных стран в конце 80- х годов XX ст. Япония начала структурную перестройку своей экономики с целью расширения внутреннего спроса, повышение роли сферы услуг и информатики, дальнейшего развития собственного научно-технического потенциала. Приоритетными стали области «высокого потенциального роста», высокотехнологические проекты и наукоемкие направления: телекоммуникации, микроэлектроника, оптико-волоконные материалы, авиация и космонавтика, медицина, биотехнология, защита окружающей среды и т.п..

Особое внимание в Японии отводится науке и образованию, которые превратились в главный структурный фактор экономического роста. Соответственно государственной программе развития национальной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) был осуществлен переход от импортирования технических достижений к разработке собственной, японской системы НИОКР. Осуществлены кардинальные мероприятия по усовершенствованию подготовки кадров и дальнейшего развития международного научного сотрудничества. Созданы крупные научные центры, которые занимаются разработками в области физики твердого тела, атомной энергетики, физики плазмы, новейших конструкционных материалов, космических роботов и др.

Важную роль в японской экономике играют разнообразные ассоциации, федерации, союзы, кооперативы предприятия всех форм собственности и другие органы по отраслевым и функциональным признакам.
К лидерам мировой экономики принадлежат такие японские компании: «Тойота Моторс», «Мацушита электрик», «Сони корпорейшин», «Хонда Моторс», «Хитачи», «Такедакемикел Индастриз», «Кенон инк», «Фудзицу», «Фуджи фото филм», «Бриджстоун Корпорейшин», «Ниппон Электрик компани», «Мицубиши хеви индастриз», «Тошиба» и др.

Малый и средний бизнес эффективно функционирует во всех областях. Они являются наиболее активными и мобильными элементами рынка в развитии конкуренции, повышении конкурентоспособности товаров. Почти 99 % японских компаний принадлежат к сфере малого и среднего бизнеса. Особенно большая их роль в автомобильной, электронной и электротехнической областях.
В Японии довольно низкие показатели безработицы. На протяжении 70- 80-х годов XX ст. его уровень колебался в пределах 2-2,8 % и лишь в 90-те года немного превысил 3 %. Эффективным является японский менеджмент. В стране продолжительное время существует «система пожизненного найма». С учетом ментальности населения функционируют системы мотивации работы.

В конце XX ст. в Японии стремительно возрастали инвалютные резервы. Правительством была внедрена система мероприятий по либерализации вывоза японских капиталов за границу. Ныне она является крупнейшим банковским центром и международным кредитором. Ее доля в международных займах выросла с 5 % в 1980 г. до 20,6 % в 1990 г. Экспорт капитала является главной формой внешнеэкономической деятельности. Более всего японских капиталов работает в США (42,2 %), странах Азии (24,2 %), Западной Европы (15,3 %), Латинской Америки (9,3 %).
Банковскую систему Японии образовывают государственные и частные банки. Ведущие позиции в мире занимают финансовые группы «Бэнк оф Токио-Мицубиши», «Сумитомо Бэнк», «Санва Бэнк», «Дай-Ити-Канге Бэнк», «Фудзи Бэнк», «Индастриал Бэнк оф джапэн», «Токай бэнк».

Тайвань, Южная Корея, Сянган. КНДР. Монголия.

Тайвань, Южная Корея, Сянган. Принадлежат к НИС «первой волны» с высокими показателями экономического развития. Южная Корея занимает 11- ое место в мире по уровню ВНП (764 млрд долл.). Очень высокие темпы роста ее экономики (в среднем 8-12 % в 80- 90-х годах). Тайвань является важным экспортером капитала в мире, особенно в Юго-Восточную Азию (за 5 последних лет XX ст. инвестиции в этом регионе достигли 36 млрд долл.). Сянган стал деловой столицей Азии, одним из крупнейших международных финансово-валютных центров (третья финансовая столица мира). Его валютная биржа занимает 5- ое место в мире, а на территории сконцентрированы свыше 560 банков, среди которых 365 представляют 50 стран.

Решающими факторами бушующего развития новых индустриальных стран региона являются дешевая, квалифицированная и дисциплинированная рабочая сила, иностранные технологии и капиталы, гарантированные рынки сбыта в развитых странах, целенаправленная государственная политика. С подорожанием рабочей силы эти страны акцентируют внимание на развитии научных исследований и увеличении наукоемкости производства. Местные научно-исследовательские технопарки называют «силиконовыми оранжереями».
КНДР. Это социалистическое государство с плановой командно-административной экономикой. Переживает экономический кризис, который усиливается политическим, идеологическим и военным противостояниями с Южной Кореей. Активно разрабатывает ядерную программу, которая вызывает обеспокоенность мирового сообщества.
Монголия. В середине 90- х годов избрала так называемый путь «центризма», концепция которого в значительной мере формулировалась под влиянием буддийской философии. Монголия была провозглашена страной, которая перешла к социализму непосредственно от феодализма, минуя капиталистическую стадию. Но этот эксперимент оказался безуспешным. Ныне она является ареной активных экономических интересов могущественных соседей - Китая, Южной Кореи и Японии.

Китай.

В экономике объединяет командно-административный (плановый) и рыночный уклады. С начала реформ (с 1982 г.) Китай стал одним из мощнейших государств мира, объем ВНП которого составлял 4,5 трлн долл. в 2000 г., добился стабильности в экономике и политике, повысил реальные доходы граждан в 2-3 раза.
Социально-экономические достижения КНР являются одними из наиболее запоминающимися в мировой экономической истории последних десятилетий XX ст. Они отражаются в росте объемов промышленного производства, удержании лидирующих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером по производству угля, цемента, зерна, мяса, хлопка, удерживает ведущие позиции по добыче нефти и производству электроэнергии.

Ведущие мировые корпорации рассматривают Китай как наиболее перспективную страну мирового рынка. По оценкам специалистов, вместительность китайского рынка - свыше 300 млрд долл. Китай активно привлекает иностранный капитал и занимает 2- ое место после США по количеству предприятий с иностранными инвестициями. В середине 90- х годов XX ст. на их долю приходилось 7,5 % всех промышленных предприятий и почти 19 % произведенной продукции. В 1999 г. на таких предприятиях работало 19 млн человек, которые обеспечили 14,5 % ВВП Китая. В конце 90-х лет XX ст. экспорт китайского капитала значительно расширился и составлял 18 млрд долл. По этому показателю он занимает 8- ое место в мире.

Китай еще продолжительное время будет оставаться одной из стран с наиболее привлекательными условиями для иностранных инвестиций. Население страны - свыше 1,2 млрд лиц, а, по данным Всемирного банка, средняя заработная плата - всего 780 долл. в год. Поэтому не удивительно, что в китайской экономике в начале XXI ст. работало до 39 млрд долл. иностранных инвестиций, тогда как во всех других больших странах Восточной Азии вместе - 44 млрд долл.

Достигнув существенных результатов в темпах экономического роста, динамике и объемах промышленного и сельскохозяйственного производства, Китай, однако, продолжает отставать от ведущих промышленных стран и стран с среднеразвитой экономикой по уровню производства, производительностью работы, доходами на душу населения и уровню жизни. Его экономика остается изолированной от глобальных экономических процессов - лишь 1/5 ее зависит от внешней торговли, что значительно меньше, чем во всех других развитых странах Азии. Огромный внутренний рынок Китая является безграничным для любого производителя. А поскольку прослойка бедных слоев населения довольно значительная, то повышение уровня жизни в стране еще не один год будет означать прямо пропорциональный рост спроса на потребительские товары.
Заметный интерес представляют особенности китайских реформ. Вопреки тому что правительство Китая постоянно делает ударение на «социалистическом пути» развития страны, сохраняется монополизация власти коммунистической партией, экономика страны последовательно проторяет путь к рыночным основам. В стране осуществляется масштабная приватизация государственной собственности, динамично развивается финансовый рынок, эффективной является налоговая система, удалось недопустить разгула коррупции. Экономические реформы в Китае являются далекими от «шоковой терапии», постепенными и рациональными. Поэтому стране удалось не только избегнуть трансформационного спада, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения.

Китайская экономическая модель основывается на таких факторах:

Многовариантность форм собственности - от общегосударственной до частной;

Сосуществование плановых рычагов управления с рыночными. Государство регулирует экономику на макроуровне, а микроуровень формируется и руководствуется рынком. Со второй половины 80- х годов XX ст. в стране распространяется постулат: «государство направляет рынок, рынок регулирует предприятия» ;

Распределение по работе, дополненное принципом распределения по капиталу, т.е. по паевым взносам, прибылям от ценных бумаг и др.;

Четкая схема отраслевой приоритетности: сельское хозяйство - легкая промышленность - тяжелая промышленность;

Последовательная реализация политики открытости к внешнему миру.

В реализации открытой внешнеэкономической политики, Китай взял курс на создание свободных экономических зон (СЭЗ) разной направленности. В конце 90-х лет XX ст. функционировало свыше 120 таких образований, которые поддерживались правительственной политикой. Всего же в стране насчитывается, по разным оценкам, от 1,7 тыс. до 9 тыс. экономических зон с разнообразными льготными режимами. Среди них - Сяминь (Амой), Шаньтоу (Сватоу), Чжухай, Шеньчжень, о. Хайнань и др.
Китай довольно быстро интегрируется в мировую торговую и финансовую системы, этапным событием этого процесса стало принятие его во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Внешнеэкономические связи

Большинство стран региона (кроме КНДР) придерживается принципа «открытой двери», что предусматривает привлечение иностранного капитала, научно-техническое сотрудничество и т.п.. Относительно этого наиболее активной является Япония, на которую приходится почти 6 % импорта и до 9 % экспорта, 15 % прямых заграничных инвестиций мира. Важнейшая тенденция внешнеэкономической деятельности страны - переход от преимущественно внешней торговли к интенсивной инвестиционной деятельности.

В экспорте (1003,8 млрд долл.) преобладают:

В Сянгане - одежда, ювелирные изделия, игрушки, электротехнические и оптические товары, текстиль, обувь;

В Китае - сельскохозяйственное сырье и продукты, изделия народных промыслов, сельскохозяйственные машины, металлорежущие станки, товары легкой промышленности, спортивные товары, игрушки;

В КНДР - вогнетриви, магнезитовый клинкер, цемент, швейные изделия, рыба;

В Южной Корее - морские суда, автомобили, сталь, электротехнические и электронные изделия, продукция легкой промышленности, одежда, обувь, рыба;

В Монголии - продукция животноводства (шерсть, кожи, овчина), горнорудной и легкой промышленности;

В Тайване - электрическое оборудование, металлы, текстиль, пластмассы;

В Японии - машины и оборудование, судна, электронные приборы, металлы и металлоизделия, химические продукты, товары легкой промышленности.

В импорте (853,9 млрд долл.) преобладает промышленное сырье и полуфабрикаты, топливо, продукты питания, на Тайване - оружие.

Рекреация и туризм

Хотя регион имеет благоприятные рекреационные ресурсы, тем не менее массовый туризм здесь развит недостаточно. За год регион посещают 35 млн туристов, которые дают прибыль 22,8 млрд долл.

Предпосылками развития туристической области является один из наибольших в мире естественный и культурный потенциал: Тибет, Каракорум, Тянь-Шань, «Каменный лес» Куньмина, долина г. Ли, «Три ущелья» Янцзы, водопад Хукоу на г. Хуанхе, зона вулканической активности на о. Хоккайдо, национальный парк «Внутреннее Японское море», «Три вида» Японии (Мацусима, Аманохасидате, Итсукусима), залив Кагасима - среди известнейших в мире естественных объектов. В регионе 27 гор являются священными для даосистов, 14 - для буддистов. Естественные ландшафты дополнены культурными сооружениями (Большой Китайский мур, пагоды, павильоны, арки, храмы, даосские, буддийские, в том числе ламаистские монастыри, императорские дворцы, виллы, мавзолеи, памятки садово-паркового искусства и т.п.), их дополняют самобытное театральное искусство, характерные виды спорта (сумо, карате, кендо, айкидо, кюдо), фестивали, институт гейш и чайная церемония и т.п..
Основные центры туризма: Пекин, Шеньян, Сиань, Суч-жоу, Лхаса, Сеул, Токио, Киото, Нара, Камакура, жертвы атомной бомбардировки - города Хиросима и Нагасаки.