Open
Close

Ракетно-космическая промышленность россии: вчера и сегодня. Ракетно-космическая промышленность: Министерство обороны Российской Федерации

Ни для кого не секрет, что ракетно-космическая промышленность – это приоритетная отрасль машиностроения России. Берущая свое начало от Петра Великого, ракетно-космическая техника достигла невероятных высот. Когда в конце XVII века будущий император организовал первое в мире государственное предприятие по производству ракет – Московское ракетное заведение – никто даже не мог представить, что три века спустя развитие технологий приобретет такой небывалый размах. Космическая гонка между США и Советским Союзом дала миру намного больше, чем кажется на первый взгляд. Желая быть первыми в освоении космоса, правительства двух государств были вынуждены подтягивать за бегущей вперед ракетно-космической промышленностью все остальные отрасли, а также фундаментальную науку, ведь без развития целого ряда направлений покорить космос было бы невозможно.

В настоящее время в Мексике насчитывается более 300 компаний в аэрокосмическом секторе. Из них 80% составляют производство, а 20% - проектные и инженерные услуги, а также техническое обслуживание, ремонт и операции. В северном регионе наибольшее количество компаний сосредоточено всего 198. В этой области стратегия развития аэрокосмического сектора основана на создании новых технологий и продвижении кластеров, в которых сходятся компании, университеты, исследовательские центры и правительственные учреждения.

На севере страны одним из наиболее важных объектов для развития аэрокосмического сектора является Нижняя Калифорния. Там промышленная деятельность сильно консолидирована после более чем 40-летнего производства товаров для этого сектора. В настоящее время в этой организации расположены 76 компаний филиала, ориентированных главным образом на производство систем фюзеляжа и электростанций.

Перед тем, как поговорить о состоянии ракетно-космической промышленности в современной России, о ее перспективах, заглянем на страницы истории. Как уже было сказано выше, Петр I был основателем отечественного ракетостроения . Но, как и первая железная дорога из Санкт-Петербурга в Царское Село, Московское ракетное заведение было построено забавы ради. Упор был сделан на производство фейерверков для развлечения высших чинов. Огромный скачок, в этой отрасли произошел значительно позже. И скачок этот связан с легендарной личностью, одним из самых великих ученых в истории – Константином Эдуардовичем Циолковским. Будущий инженер родился 5 сентября 1857 года в Рязанской губернии одиннадцатым ребенком в семье. Детство у него было тяжелое, жили впроголодь. Отец не имел постоянной работы, поэтому часто приходилось скитаться. Но даже в такой ситуации жажда знаний брала свое. В 14 лет Циолковский начал самостоятельно изучать различные научные труды. К 17-ти годам юный ученый уже изучил курс дифференциального и интегрального исчисления и решал задачи аналитической механики. Циолковский с детства мечтал о связи с космосом. Как только приобретенные знание по математике позволили ему всерьез заняться физикой, в голове у него стали появляться первые гениальные идеи. В 1879 году, сдав экзамен экстерном, Эдуард Константинович стал учителем и почти сразу же представил в Петербургском физико-химическом обществе свои первые научные труды. С юного возраста и до глубокой страсти, пока позволяло здоровье, Циолковский занимался наукой и преподаванием. Его работы по воздухоплаванию и аэродинамике, теории реактивного движения и космонавтике показали миру, что звезды не так далеко, как кажутся .

Между тем у Соноры есть 53 компании, занимающиеся изготовлением лопаток и компонентов турбин и самолетов. Этот орган выделяется тем, что он выполняет уникальные виды деятельности на национальном уровне, такие как литье под давлением, потеря воды воском и песком, а также термические и поверхностные обработки. Сила этого государства сосредоточена на научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах с участием Института перспективного производства и аэрокосмической промышленности Соноры, а также компаний частного сектора.

Чихуахуа имеет 29 производственных компаний, 37 сертифицированных поставщиков по международным отраслевым стандартам и пять оригинальных сборщиков оборудования. Эти компании образуют кластер с пятью направлениями деятельности: сертификация, проектирование и проектирование, закупки, производство, а также ремонт и техническое обслуживание. В этом кластере выполняются работы по проектированию, проектированию, изготовлению и сборке фюзеляжей, аэроструктур, двигателей, электросетей, механической обработки высокой точности, интерьеров и сидений.

Царская Россия так и не проявила реального интереса к ракетостроению, зато Советский Союз почти сразу же принялся наверстывать упущенное. Практические работы по созданию жидкостных ракет начались уже в середине 20-ых годов. Советские ученые Н.И. Тихомиров и В.П. Глушко провели первые эксперименты по запуску ракетных двигателей. В Москве была создана Газодинамическая лаборатория. В 1932 году создается проект баллистической ракеты, однако в процессе доработки выяснилось, что уровень технологий не позволит проекту осуществиться. Но останавливаться никто не собирался. Московская группа реактивного движения во главе с С.П. Королевым уверенно продвигалась вперед. В августе 1933 году группа ученых под руководством Королева провела успешных пуск ракеты. Она находилась в воздухе 18 секунд и поднялась на 400 метров!

В центральном регионе Керетаро, предприятие с наибольшим притоком иностранных инвестиций, направленное на промышленность в последние пять лет, что в значительной степени отвечает успеху стратегии «тройной спирали», основанной на совместной работе между компаниями, университетами и правительством. В штате имеется группа из 25 производственных компаний и поставщиков, три компании по техническому обслуживанию и ремонту, пять проектных и инженерных центров, три центра инноваций и развития и три образовательных учреждения.

Это подразделение выделяется единственной испытательной лабораторией в Латинской Америке, состоящей из трех исследовательских центров, и единственным национальным университетом занимается изучение аэронавигационных предметов, в которых есть образовательные программы, предназначенные для этого сектора.

Ракетостроение сыграло огромную роль в Великой Отечественной Войне. Вклад в победу знаменитых «Катюш», реактивных снарядов под крыльями наших истребителей и штурмовиков и многих других продуктов ракетостроение невозможно переоценить. И несмотря на то, что союзники сумели вывезти все немецкие разработки, включая чертежи знаменитой Фау-2, Советский Союз все равно оставил всех далеко позади. 4 октября 1957 года в СССР был запущен «Спутник-1» – первый искусственный спутник Земли, а на начало Карибского кризиса наша страна уже обладала межконтинентальными баллистическими ракетами. И пусть на том этапе они не всегда точно поражали цель, возможно, благодаря их наличию в арсенале Страны Советов, ядерный апокалипсис не случился .

Одна из индустриальных отраслей аэрокосмического сектора, которая с большим успехом развивается в Мексике, - это двигатель, начиная от проектирования, проектирования и производства деталей, узлов и систем до его технического обслуживания и ремонта. Многие международные компании нашли в стране талант, необходимый для управления дорогостоящими проектами, связанными с новыми поколениями турбин, как в их производстве, так и в ремонте.

Курорт расположен недалеко от Межконтинентального аэропорта Керетаро. В отличие от индустрии автомобильных терминалов, одной из проблем для авиационной промышленности, созданной в Мексике, является взлет самолета, изготовленного полностью в стране. С этой целью различные компании постепенно повышают свои проектные, инженерные и производственные возможности.

В конце XX века ракеты и спутники стали преследовать не только военные цели. Ракетно-космическая промышленность так же начала трудиться на нужды фундаментальной науки и народного хозяйства. Так на орбиту выводились спутники для исследования распространения электромагнитных волн в магнитосфере Земли, а также механизмов в магнитосферной плазме. Запускались модули для исследования космического материаловедения и микроэлектроники. Создавались научные программы для изучения антропогенных примесей над промышленными районами Земли в целях решения комплексной проблемы сохранения окружающей среды, климата и природных ресурсов. Отрасль создала программу «Гранат» по исследованию гамма-всплесков, что в последствие подтвердило наличие в космосе черных дыр. Программа «Ресурс» позволила получить информацию о полезных ископаемых на континентальных массивах и шельфах, оценивать сейсмоактивность и эрозию, изучать поведения вулканов и ледников. В рамках программы «Океан» производились исследования мирового океана, а также льдов Арктики и Антарктики. Уникальные технические возможности спутников позволяли проводить суда в экстремальных условиях. Сотни организаций из десятков стран пользовались информацией, полученной благодаря этим программам. Годовая отдача от запуска одного спутника программы «Ресурс» составляла 30 млн. рублей (1989 год)! С началом запусков космических аппаратов «Фотон» получило развитие направление исследований в области медицины и микробиологии. Американский журнал “National geographic”, признав очевидное доминирование СССР в ракетно-космической отрасли, опубликовал статью с названием: «Русские в космосе впереди?» .

Этот самолет является примером сотрудничества в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле, поскольку он включает в себя предприятия компании в Мексике, США и Канаде. Окончательная сборка находится в Вичите, США. Мексика является мировым лидером в аэрокосмической промышленности. За последние девять лет этот сектор вырос в среднем на 2% в год и переместился с десятого на шестое среди стран, которые экспортируют больше всего в авиационную промышленность Соединенных Штатов.

Кроме того, предполагается, что в этом же году будет достигнут в среднем 50% национального объема экспорта и что в этом секторе занято более 100 тысяч специализированных работников. Развитие аэрокосмической промышленности в Мексике и ее огромный потенциал являются результатом производственного и инженерного призвания страны и ее растущего глобального призыва в качестве места для иностранных инвестиций.

За почти век существования ракетостроения наша страна пережила множество событий. Это и Мировая война, дальнейшее полувековое противостояние с Западом, кризисы, распад СССР, снова кризисы, но тем не менее отрасль всегда оставалась на лидирующих позициях.

Сегодня все же приходится признать очевидное: NASA ушло вперед. И пусть американцы не сильно опережают нас, преимущества у них все-таки есть. Кризис и санкции заставили Россию сделать небольшой шаг назад. Связано это прежде всего с тем, что сотрудничество с многими странами в этой отрасли фактически прекратилось, и России приходится замещать недостающие детали. Несмотря ни на что, отходить от намеченного плана никто не намерен. Еще в 2012 году президент России Владимир Путин в статье «Нам нужна новая экономика» назвал космос лидером нашей промышленности в целом. И подчеркнул, что Россия должна производить и владеть передовыми технологиями в этой отрасли. И нужно сказать, что наперекор всему Россия за эти три года добилась очень многого. Почти завешена модернизация нашего ядерного щита: ракеты «Булава» и «Ярс» успешно несут боевое дежурство. Успешно проходит испытание ракета «Ангара», которая должна потеснить NASA с шаткого первого места. Заканчивается строительство космодрома «Восточный» – туда уже доставлена ракета для первого пуска. А на днях «строку века» посетил президент . Очевидна огромная значимость всех этих проектов для нашей страны, ведь они, как и прежде, тянут за собой отстающие отрасли. Инфраструктура, электроника, энергетика, наука, машиностроение в целом тянется вслед за опережающей время РКП.

Международная промышленность считает, что мексиканская рабочая сила является продуктивной, инновационной и очень трудолюбивой. Кроме того, мексиканцы продемонстрировали готовность изучать новые производственные процессы и быть квалифицированными для производства высококачественных товаров.

Мексика обучила авиационных специалистов и инженеров, поскольку в настоящее время существует 21 институт, который предлагает 52 программы аэрокосмического образования на уровнях от технической гонки до мастеров. С другой стороны, стоимость производства промышленных товаров в Мексике на 20% ниже, чем в Соединенных Штатах. Стоимость производства в Китае только на 3% ниже, чем в Северной Америке, что делает Мексику подходящей страной для создания международных компаний. Глобальная инфраструктура качества также сыграла ключевую роль в этой отрасли благодаря наличию лабораторий, центров сертификации, а также присутствию мексиканских гражданских авиационных властей.

Многие граждане нашей страны все еще живут прошлым. Мол, зачем выбрасывать огромные деньги на никому не нужный космос и пытаться опередить Америку. Но мы понимаем, что реалии совсем не такие. Оборона и престиж очень важны, но они отходят на второй план. Задача ракетно-космической промышленности состоит прежде всего в удовлетворении социально-экономических потребностей общества – продолжается тенденция, начатая СССР в 80-ых годах. Например, благодаря технологиям, разработанным этой отраслью снижается себестоимость транспорта, сельского и лесного хозяйства. В области телекоммуникаций, добывающей промышленности (геологоразведка), экологии и МЧС результаты превосходят все ожидания. Качественные показатели растут в 1,5–2 раза! .

Это соглашение подразумевает признание систем авиационной сертификации и продуктов, производимых в Мексике этой страной. Подписание этого соглашения позволяет разрабатывать и изготавливать сертифицированные на международном уровне компоненты, которые благоприятствуют развитию и укреплению национальных поставщиков.

Кроме того, в Мексике растет внутренний рынок аэрокосмической промышленности. Открытие маршрутов недорогими мексиканскими авиакомпаниями и повсеместное снижение тарифов на авиабилеты в условиях усиления конкуренции отразилось на значительном увеличении количества пассажиров, перевозимых по национальным линиям.

Ракетно-космическая промышленность сегодня включает множество НИИ и КБ различных форм собственности. От федеральных государственных унитарных предприятий (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения) до частных («Даурия Аэроспейс»). О «Даурии» хочется поговорить чуть более подробно. Частная космическая компания «Dauria Aerospace» разрабатывает и производит малые космические аппараты нового поколения, предлагает комплектующие для малых космических аппаратов: служебные системы, датчики, исполнительные органы. Производство «Dauria Aerospace» основывается на электронике индустриального класса, которая тестируется и готовится для эксплуатации в условиях космоса. Это позволяет значительно снизить стоимость продукции, повысить скорость конструирования и производства, упростить процесс модернизации аппаратов следующих поколений. И такая «Даурия» в России далеко не единственная! На мой взгляд, для нашей страны это огромный прорыв. Если уже создаются частные фирмы по производству комплектующих космических аппаратов – значит мы движемся в верном направлении . Значит указы президента и правительства выполняются качественно и своевременно, приходит понимание, что вложение в эту отрасль дает отличную отдачу, а отнюдь не высасывает огромные средства. Я уверен, что развитие ракетно-космической промышленности в ближайшее время выведет Россию на новый технологический уровень, и россияне смогут смело смотреть в будущее.

Последнее является примером потенциала авиационного рынка в Мексике для производственного сектора. Укрепление аэрокосмического сектора представляет собой возможность повысить продуктивную специализацию страны, а также создать цепочку поставок с высокой добавленной стоимостью, которая позволит обеспечить устойчивое развитие путем создания хорошо оплачиваемых рабочих мест.

В этом контексте строительство нового аэропорта Мехико станет дополнительной возможностью для роста внутреннего рынка. Однако этот аэропорт приближается к уровням насыщения, что останавливает рост воздушного движения в Мексике. В дополнение к улучшениям в области подключения к воздушным линиям и обслуживанию пользователей путем сокращения задержек и времени ожидания, наличие нового и более эффективного аэропорта в столице страны будет влиять на более высокий уровень производства деталей и части в Мексике, а также больший спрос на центры технического обслуживания и ремонта.

Список литературы:

  1. Латухина К. Владимир Путин прилетел с проверкой на космодром Восточный. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.rg.ru/2015/10/14/kosmodrom-site-anons.html (дата обращения 14.10.2015).
  2. Муракаев И.М., Бочкарев К.М. Обеспечение координации инновационно- технологического развития ракетно-космической промышленности со стороны государства как фактор экономического прогресса российской экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://innclub.info/wp-content/uploads/2013/07/ Муракаев-Бочкарев.doc (дата обращения 25.10.2015).
  3. О компании. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://dauria.ru/about/
  4. Перельман Я.И. Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды // Москва, издательство «Ленинград», 1932. – С. 1–13.
  5. Фаворский В.В., Мещеряков И.В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность. Книга 1 // Москва, издательство «Машиностроение», 2003. – С. 9–10, 13–27.
  6. Фаворский В.В., Мещеряков И.В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность. Книга 2 // Москва, издательство «Машиностроение», 2003. – С. 217–230.

Космическая промышленность России считается одной из мощнейших в мире. Государство является лидером в запусках на орбиту и пилотируемых полетах, сохраняя с Америкой паритет в области навигации. Примерно 40% стартов, осуществленных в двадцать первом веке, произведены с отечественных космодромов и арендованного РФ до 2050 года.

Кроме того, стратегическое географическое положение Мексики с США, крупнейшим рынком в мире, является уникальной возможностью увеличить предложение отрасли с растущим спросом и перспективным будущим. Возможности для экономического роста. Основным определяющим фактором роста страны является производительность, то есть эффективность использования факторов производства. При таком же количестве, чем выше производительность, тем больше производство товаров и услуг. В глобальном масштабе великие истории об экономическом успехе произошли благодаря устойчивому росту производительности.

Ракетно-космическая промышленность РФ

В занято около сотни предприятий, на которых работает четверть миллиона человек. Большинство из них - «наследники» советских конструкторских бюро и заводов. Самым крупным подрядчиком пилотируемых полетов является корпорация «Энергия» им. Королёва. Здесь разрабатывают аппараты «Прогресс» и «Союз-ТМА», а также оборудование для международной программы по созданию МКС.

В целях повышения производительности в стране нынешняя администрация стремилась улучшить доступ к финансированию для наиболее продуктивных секторов Мексики, а также направлять человеческий капитал для создания национальной цепочки поставок вокруг этих компаний.

Именно аэрокосмический сектор является одним из избранных нынешней администрацией для повышения уровня производительности страны. Как и многие промышленные отрасли в Мексике, аэрокосмическая промышленность является одной из самых производительных отраслей. Кроме того, аэрокосмический сектор является одной из отраслей производства, требующей высокого уровня технологического и образовательного контента, а его процессы требуют глобальных сертификатов.

«ГКНПЦ» им. Хруничева и «ЦСКБ-Прогресс» специализируются на производстве ракет-носителей и разгонных блоков. Их продукция востребована не только отечественными, а и ведущими зарубежными центрами. В «Информационных спутниковых системах» разрабатывают спутники. В секторе межпланетных зондов лидером ракетно-космической промышленности считается НПО им. Лавочкина.

По этой причине укрепление сектора представляет собой возможность повысить продуктивную специализацию страны, а также создать цепочку поставок с высокой добавленной стоимостью, которая позволит обеспечить устойчивое развитие путем создания хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Нет сомнений в том, что аэрокосмический сектор будет иметь решающее значение для Мексики в стремлении к ускоренному и устойчивому экономическому росту в соответствии с огромным потенциалом, который существует у нашей страны. «Я посвящаю себя исследованиям в области материаловедения», - объясняет он.

Космическая промышленность России в 2016-м

Прошлый год ознаменовался для отрасли потерей лидерства по количеству стартов. С американских и ских площадок был произведен на один запуск больше (по 19). Увеличилось отставание от США и ЕС в ряде направлений, например, исследовании дальнего космоса, разработке устойчивой к радиации элементной базы и дистанционном зондировании планеты. Одной из главных тем 2016-го стало строительство космодрома «Восточный», сопровождавшееся многочисленными финансовыми скандалами.

Космическая техника для спасения

«Чтобы решить эту проблему, используются фильтры, но даже они постоянно препятствуют». «Большая поверхность фильтра значительно снижает потерю давления, поэтому фильтр будет иметь меньшую склонность к засорению». Предлагая различные альтернативные каналы для жидкости, он обеспечивает постоянный расход в фильтре и предотвращает накопление частиц. Благодаря этому он смог решить проблему засорения головки, обычно возникающую в керамических принтерах.

Они были доступны участникам конкурса, чтобы они могли разработать жизнеспособные бизнес-модели для конкретных промышленных случаев. Все больше и больше компаний используют принтеры, в том числе керамическую промышленность, - добавил Хорхе. Изготовлен из алюминиевого сплава, он также устойчив к коррозии. Несмотря на то, что изобретено для систем космического топлива, многие другие сектора могут использовать его для фильтрации жидкостей, таких как авиационное топливо и автомобили, или жидкости в химической и биотехнологической промышленности.

В 2014 году была разработана «ФКП на 2016-2025 гг.» с бюджетом в 2,85 трлн рублей. Помимо стандартной поддержки отрасли, программа включает разработку сверхтяжелого ракетоносителя для пилотируемого полета на Луну и ряд других интересных проектов. Однако уже очень скоро стало понятно, что на обещанный объем финансирования космическая промышленность России в ближайшее время может не рассчитывать.

В 2015 году был подготовлен новый вариант, предусматривающий до двух триллионов рублей, но экономическое министерство соглашалось выделить только половину этой суммы. В результате жестких переговоров стороны сошлись на компромиссе в виде 1,406 трлн рублей. Если финансовая ситуация в стране улучшится, после 2020-го добавят еще 115 млрд.

Авторитетное мнение

Скандально известный вице-президент , являющийся по совместительству председателем наблюдательного совета «Роскосмоса», в конце мая минувшего года высказал мнение, что даже повышение производительности в полтора раза не позволит ракетно-космической промышленности РФ догнать США. По его словам, отставание страны в этой сфере является девятикратным. Главной причиной чиновник называет бюрократию, почему-то «забывая» при этом о коррупции.

Забавно, что еще пару лет назад Рогозин сам обрушился бы с жесточайшей критикой на любого, кто посмел бы озвучить подобную «ересь». В начале введения западных санкций политик отзывался об американцах исключительно в язвительном тоне. Знаменитые «батуты на Луну», рекомендованные США, давно стали интернет-мемом. С чем связано нынешнее самоуничижение, понять сложно.

Перспективы

Несмотря на пессимизм Рогозина, снижение финансирования образовательных и научных программ, а также отсутствие полностью независимого доступа на орбиту космическая промышленность РФ продолжает оставаться одним из мировых лидеров. Перед разработчиками стоит много интересных и важных задач. Перечислим лишь некоторые проекты, которые должны быть реализованы уже в ближайшие годы.

В первую очередь, это создание системы, способной обслуживать отдельные объекты на орбитах, разработка недорогих малогабаритных аппаратов для исследования лучей, возобновление комплексного анализа Луны с помощью автоматики, развитие и усовершенствование . Кроме того, продолжатся работы по модернизации отечественных космодромов.

Одним из приоритетов космической промышленности является введение в эксплуатацию обсерватории инфракрасного и миллиметрового диапазона «Миллиметрон», оснащенной мощным криогенным телескопом. Запустить объект планируется после 2019 года. Отечественные специалисты продолжают активно участвовать в программе МКС и международных проектах по исследованию Юпитера, Марса и Луны. Пилотируемые полеты на другие планеты в ближайшие несколько десятилетий не планируются. Развитие частной космонавтики в РФ в нынешних реалиях выглядит малоперспективным.