Open
Close

Браилов монастырь. Свято-георгиевский собор

(Винницкой и Могилёв-Подольской епархии), в пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл. Основан в 1635 г. в Виннице иждивением М. С. Кропивницкого, подсудка браиловского, для противостояния распространению унии (см. Брестская уния). Вероятно, главный храм мон-ря был освящен в честь Благовещения. В 1723 г. мон-рь стал униатским, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно мон-рь пришел в упадок, в 1780 г. его покинула последняя монахиня. После вхождения Подолии в состав Российской империи Б. м. в 1795 г. был обращен в правосл. 2-го класса. В мон-рь на исправление присылали из др. обителей провинившихся монахинь, а также мирянок. К нач. XIX в. годовой доход обители составлял 1200 р. К сер. XIX в. здания мон-ря обветшали, и в 1845 г. по инициативе Подольского архиеп. Арсения (Москвина) сестры были переведены в мест. Браилов, в помещения бывш. католич. мон-ря, построенного во 2-й пол. XVIII в. гр. Ф. С. Потоцким и пришедшего в запустение к 30-м гг. XIX в., с 1832 г. в одном из приделов монастырского храма совершались правосл. богослужения. 1 окт. 1845 г. крестным ходом из Винницы в Браилов прибыли монахини, начавшие восстановление полуразрушенных монастырских корпусов и реконструкцию храма.

К нач. XX в. в Б. м. действовали 3 храма (сохр. до наст. времени). Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, юж.- в честь Благовещения, сев.- во имя вмц. Варвары. В 1847 г. под собором была освящена ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С зап. стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в к-рой устроена колокольня, с вост. стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 г. в сев. половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В вост. части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 г. при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 г.- 3-классное жен. духовное уч-ще для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 г. начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

В 1925 г. в Б. м. жили 145 сестер. Мон-рь существовал на собственные средства: зимой сестры занимались шитьем, летом работали в поле. Осенью 1932 г. неск. крестьян из сел Москалёвка и Казачёвка, спрятавших в Б. м. часть личного урожая, были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в Б. м. иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из мон-ря изъяли все продукты, крестьян окрестных сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна. В 1942 г., во время немецко-румын. оккупации, Б. м. был открыт, в 1962 г. снова закрыт под предлогом того, что обитель, к-рую в офиц. документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ. Летом 1989 г. Б. м. был возвращен Церкви, 19 марта 1990 г. в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских состоялась первая после возобновления в обители монашеской жизни литургия. К нач. 2003 г. богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в ц. преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут ок. 50 сестер, настоятельница игум. Антония (Стеценко).

Главными святынями Б. м. являются Браиловская Ченстоховская и Браиловская Почаевская иконы Божией Матери. В Б. м. также хранится ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.

Арх.: Архив ЦНЦ.

Лит.: Лотоцкий И ., свящ . Виннице-Браиловский жен. мон-рь и его святыни. Немиров, 1900; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. К., 1985. Т. 2. С. 15-17; Слободенюк Е . Мон-ри Украины: История уничтожения // Киевская старина. 1995. Т. 1. С. 107.

Свято-Троицкий Браиловский женский монастырь

Украина, Винницкая обл., Жмеринский р-н, г. Браилов, ул. Ленина, д. 1.

Основан в 1635 году в Виннице вельможей Михаилом Кропивницким с разрешения короля Владислава IV с целью поддержки православия на Брацлавщине, где после 1596 года быстро распространялась уния. В XVIII в. монастырь захватили монахи униатского ордена василиан (базилиан). Но им не удалось надолго закрепиться на этом месте, и в 1780 году, не имея средств для существования, они покинули его. В 1786 году снова возвратились, но ненадолго.

В конце XVIII в. Брацлавщина вошла в состав Российской империи. К тому времени монастырь имел деревянную церковь с тремя куполами (перенесены в 1850 году в село Зарванцы) на холме неподалеку реки Буг, колокольню и помещение в 12 келий. В 1795 году Винницкий женский монастырь был воссоединен с православием и стал постепенно расти и укрепляться. В 30-х годах XIX в. обитель имела высокий нравственно-духовный авторитет. Сюда присылали на исправление монахинь из других монастырей и довольно часто по решению суда, за проступки морального характера, присылали на покаяние и мирских женщин.

Причиной перенесения монастыря в 1845 году из Винницы в Браилов стали неудобства в его расположении и непригодность для проживания в старых деревянных помещениях. Именно поэтому по ходатайству подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в город Браилов, где остались свободными помещения католического монастыря после выселения оттуда в 1832 году монахов-тринитариев. Вдохновенные подъемом их обители по штатам 1842 года в І класс, монахини неутомимо работали над обновлением и украшением келий и храмов, застраивали монастырскую усадьбу новыми домами, пока обитель не приобрела прекрасный вид.

В монастыре было три храма: Троицкий (наибольший, построенный в 1778 году), преподобных Антония и Феодосия Печерских, святого Николая. Действовало училище, где учили девушек-сирот и дочерей диаконов.

В ХХ в. для монастыря начались трудные времена. Из домов оставили монахиням лишь один. За него им пришлось платить, так как все помещения Советская власть отобрала и теперь предоставляла на правах аренды. В 1925 году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, другие 92 – старые, требовали ухода за собой. Монастырь существовал исключительно на средства, добытые личной работой: зимой – шитьем, летом – полевыми роботами у крестьян, в сельхозартелях. Землю, которая принадлежала раньше монастырю, отобрали. Весь сельхозинвентарь забрал Жмеринский райколхоз в 1923 году. Единым средством для существования была работа 53 лиц. Их заработка не хватало, и вдобавок нужно было оплачивать помещение, что для монастыря было непосильно. Для уплаты за помещение сбывали даже одежду, посуду, и другие личные вещи. Осенью 1932 года крестьяне из сел Москалевка и Козачивка спрятали часть урожая в Браиловском монастыре, и их обвинили в преступлениях против советской власти. В 1932 году монастырь закрыли совсем.

Территория Браилова во время Второй мировой войны входила в состав Транстнистрии (Заднестровья), то есть находилась в зоне оккупации Румынии. В 1942 году монастырь был открыт, как и много храмов и монастырей к тому времени. В 50-х годах XX в. наступление на монастырь в области возобновилось еще с большей силой. В 1962 году монастырь был снова закрыт. Корпусы были отданы СПТУ.

В 1989 году монастырь был возвращен православной церкви. 19 марта 1990 года отслужена первая служба. За 10 лет восстановлен храм, который был завален мусором. Выстроили колокольню, сделали внутреннюю и внешнюю реставрацию всего корпуса и внешней части Троицкого собора. Восстановлена церковь святого Николая. В монастыре есть чтимые святыни. Это иконы Божьей Матери Браилово-Почаевская, Браилово-Ченстоховская и Троеручица. О последней известно, что написана она в начале ХІХ в. на Афоне и в первые годы гонений от безбожной власти пострадала. В 20-х годах сестры хотели отреставрировать образ, и услышали голос Божьей Матери: «Не касайтесь Моего лика, пусть остается таким, как есть».

В Троицкий собор возвратилась также икона, которая была написана специально для Браиловского монастыря – это икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Пока неизвестно, где находятся две большие престольные иконы – великомученицы Варвары и Боголюбская икона Божией Матери. Есть в обители ковчежец с мощами святых угодников Божьих.

Из книги Вам поможет Серафим Саровский автора Гурьянова Лилия Станиславовна

Дивное Дивеево. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский

Из книги Суздаль. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь История обителиЭту обитель принято называть Четвертым Уделом Божией Матери на земле.В 44 году после Рождества Христова святые апостолы решили кинуть жребий, кому в какую страну отправиться для проповеди Евангелия.

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свято-Покровский женский монастырь Эта святая обитель была основана в 1364 году нижегородским князем Андреем Константиновичем по обету, данному им Богу. Во время сильной бури на Волге князь "начах всесильного Бога молити, яко да избавит надлежащия скорби, и обет свой дах

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь Россия, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1.Монастырь возник на стрелке рек Волги и Костромы (ныне река Кострома отдалена от монастырских стен Горьковским водохранилищем). Он служил как бы ключом к городу. По легенде, основан

Из книги Ввысь к небесам [История России в рассказах о святых] автора Крупин Владимир Николаевич

Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Красноярский край, пос. Туруханск, ул. Партизанская, д. 2.Свято-Троицкий Туруханский монастырь был основан в 1660 году по указу царя Алексея Михайловича, к которому обратились с челобитной жители Новой Мангазеи.Монастырь

Из книги Молитвы к Матронушке. Божья помощь на все случаи автора Измайлов Владимир Александрович

Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, г. Рязань, ул. 1-я Огородная, д. 23, при впадении р. Павловки в Трубеж (приток Оки).Некоторые историки относят основание к началу XIII в. (1208 год), когда Рязанский епископ Арсений I при князе Романе Глебовиче построил укрепления вокруг

Из книги автора

Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Тамбовская обл., около г. Мичуринска, на высоком берегу реки Лесной Воронеж.В 1627 году на высоком берегу реки Лесной Воронеж по именному указанию царя Михаила Федоровича Романова старцем Иосифом был основан мужской

Из книги автора

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии Бурятия, в 60 километрах северо-западнее г. Улан-Удэ, на левом берегу реки Селенги, с. Троицк (Троицкое).Основание монастырю было положено, скорее всего, в первой половине 80-х годов XVII в. Основателями его стали члены

Из книги автора

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Россия, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, пос. Дивеево.Четвертый удел Пресвятой Богоматери. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В молодых годах (менее 30 лет) она

Из книги автора

Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Россия, Костромская обл., г. Макарьев, пл. Революции,д. 14а.Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском

Из книги автора

Свято-Покровский женский монастырь Россия, г. Магадан, ул. Арманская, д. 9а.История основания женского монастыря Покрова Пресвятой Богородицы тесно переплетается с созданием Магаданской и Чукотской епархии в конце ХХ века. Магаданская епархия начинает свою новую историю

Из книги автора

Свято-Казанский женский монастырь Россия, Тульская обл., Алексинский р-н, с. Колюпаново.В начале XVI века образовалось село Колюпаново и, по местному преданию, уже тогда существовал храм на берегу Оки во имя иконы Божией Матери «Казанская». О храме нет никаких упоминаний. автора

Свято-Покровский женский монастырь Свято-Покровский монастырь находится в Москве, на улице Таганской, 58.Свято-Покровский монастырь основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. А завершилось строительство двадцатью годами позже, в царствование Алексея Михайловича, на

Женский монастырь во имя Святой Троицы в Браилове Винницкой епархии .

В году монастырь захватили монахи униатского ордена василиан , собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно монастырь пришел в упадок, в году его покинула последняя монахиня. Однако в году униаты снова вернулись.

В конце XVIII века Брацлавщина вошла в состав Российской империи. Тогда монастырь имел деревянный храм с тремя куполами (перенесенный в году в село Зарванцы) на холме у реки Буг, колокольню и помещение с 12 келиями. В году Винницкий женский монастырь стал православным второклассным монастырем, и начал постепенно расти и укрепляться. В монастырь присылали по решению суда на исправление монахинь из других монастырей, присылали также на покаяние и мирянок за проступки безнравственности. По штатам года монастырь был возведен в 1 класс.

Причиной переселения монастыря в году с Винницы в Браилов послужили неудобства расположения и непригодность для проживания обветшавших деревянных помещений. По этому по ходатайству Подольского архипастыря Арсения обитель была перенесена в Браилов, где остались свободные помещения католического монастыря после выселения оттуда, в году, монахов-тринитариев. Большими и просторными были новые монастырские помещения, но жилые корпуса были без крыш, окон и дверей. Со временем, монастырь был полностью восстановлен на новом месте.

К началу века в монастыре действовали 3 храма, все они сохранились до настоящего времени. Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, южный - в честь Благовещения, северный - во имя вмц. Варвары . В году под собором была освящена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С западной стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в которой устроена колокольня, с восточной стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В году в северной половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца . В восточной части двора находились хозяйственные постройки. В году при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в году - 3-классное женское духовное училище для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В году начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

С приходом советской власти для монастыря начались тяжелые испытательные времена. Из жилых корпусов монастыря монахиням оставили лишь один, за которого приходилось платить большие деньги, потому что все помещения власть отобрала и теперь сдавала в аренду. Земля, которая принадлежала монастырю, была национализирована. Весь сельхозинвентарь был передан в году Жмеринскому райколхозу. Монастырь существовал исключительно на средства, заработанные своим трудом: зимой - шитьем одежды и церковных облачений, летом - полевыми работами у крестьян и в сельхозартелях. В году в Браиловском женском монастыре проживало 145 сестер, из них трудоспособных 53, остальные 92 - старые, требовавшие за собой присмотра. Заработка монахинь не хватало, для оплаты за помещение приходилось сбывать одежду, посуду и другие личные вещи.

Весной года жители сел Москалевки и Козачевки спрятали часть урожая в Браиловском монастыре. Эти крестьяне были арестованы по обвинению в преступлении против советской власти. Также арестованы были мон. Жукова (имя неизвестно), служивший в монастыре иером. Борис и свящ. Иоанн Шипович. Из монастыря забрали все продукты. А потом жителей окружающих сел заставили проголосовать за закрытие обители. Судьба последней настоятельницы игум. Софии (Рачинской) неизвестна.

Территория Браилова во время Второй Мировой войны входила в зону оккупации Румынии . В году оккупационная власть открыла монастырь.

В году монастырь был снова закрыт под предлогом того, что обитель, которую в официальных документах называли «рассадником инфекционных заболеваний», «прибежищем нищих», находилась рядом со швейной фабрикой, профтехучилищем, средней школой, общежитием. Монастырские помещения передали местному СПТУ.

В году монастырь был возвращен Православной Церкви, а 19 марта года была совершена первая Божественная Литургия в очищенном от мусора и освященном храме Антония и Феодосия Киево-Печерских.

К началу году богослужения совершаются в Троицком соборе (летом), в Никольском храме и в церкви преподобных Антония и Феодосия (зимой). Восстановлены настоятельский и келейные корпуса, хозяйственные постройки. В обители живут около 50 сестер.

Святыни

  • ковчежец с частицами мощей мц. Татианы, равноап. Марии Магдалины, первомученика архидиак. Стефана.

Храмы

  • Свято-Троицкий собор (1778)
  • во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
  • в честь святителя Николая Мирликийского чудотворца

Настоятельницы

  • Палладия (? - 1798), игумения
  • Вера (1798 - 1814), игумения
    • (1814 - 1832) управляли казначеи
  • Анфиса (1832 - ?), игумения
  • Таисия, игумения

Более десяти веков минуло с той поры, когда совершилось величайшее событие в истории нашего народа - крещение Руси. От воды и Духа заново родился русский народ. Просвещённые Божьей благодатью, вышли из Днепровской купели новые чада Божий. Возрастали, крепли и утверждались в вере Христовой, покрываемые заботой и любовью своего Небесного Отца. Вера, в которой крестились, стала основой жизни людей. Верой руководствовались в делах и поступках. За веру и отечество жизни свои полагали на полях бранных.

Столетиями возносятся молитвы к Небесам на Святой Руси, в которых прославляется имя Творца и Создателя вселенной. Да и возможно ли не славить Пресвятую Троицу, не благодарить за ту любовь, милосердие и щедроты, которые изливает Всеблагий Бог на свой народ.

Во всех печалях, нуждах, скорбях и бедах всегда обращались люди за помощью к Подателю всякой благости и не оставались неуслышанными. А находясь в радости и благополучии, не забывали благодарить Того, кто подал им эту радость и благоденствия.

Многовековая история оставила множество свидетельств такой взаим­ной любви между Богом и народом Божьим. Сколько человеческих сердец пламенело горячей любовью к Богу. Эта любовь была им путеводной звез­дой, помогающей пройти земные тернии и достигнуть желаемой цели - Царствия Небесного. Сколько их угодников Божиих, которые теперь являются молитвенниками у Престола Господня за нас грешных и немощных.

А вот ещё одно драгоценное сокровище, дарованное нам Небесной любовью. Ещё одно сердце. Сердце просторнее небес, исполненное неизреченной любовью, всепрощением и великим состраданием к роду людскому. Это сердце Божией Матери. «Царица моя Преблагая, Надежда моя Богоро­дице…» - поет народ Той, которая и теперь является Предстательницей и Заступницей за грешный род человеческий пред Престолом Всевышнего.

И спешит православный люд в святые храмы Божий под покров Царицы Небесной и защиту угодников Божиих, чтобы получить утеше­ние своим исстрадавшимся душам и сердцам. Спешит к Тому, кто вот уже более двух тысяч лет призывает со Креста: «Приидте ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы». /Мф. 11, 28/.

Храмы Божий - свидетели людской радости и печали, благодарности и слез. Храмы и монастыри, древние и новые - множество их воздвигнуто на святой Руси за долгие тысячелетия. Они, как связующие звенья между небом и землёй, как свечи, горящие огнём молитв людских, возносящихся на Небеса. Известные всему миру монастыри и маленькие сельские храмы - все они являются для нас ступенями ведущими в Царство Небесное.

Свято-Троицкая Браиловская женская обитель - это одна из тех множества свечей, зажженных во славу Божию на нашей земле, одна из ступеней лестницы, возводящей людей к Богу.

Прекраснейший уголок Украины - Подолье. Густые леса и зелёные рощи, бескрайние поля и луга, серебристые реки и озёра, поросшие по берегам густым ивняком, где звучат сладкоголосые песни соловушки. В очарованных необыкновенно-прекрасной природой подольской сердцах поэтов, писателей и композиторов, рождались чудные слова, волшебные звуки музыки, в которых выражалось восхищение и любовь к этому рай­скому уголку на Украине.

Но за долгую многовековую историю Подольского края, как и всей многострадальной украинской земле, пришлось пережить немало бед и скорбей. Чья только конница не топтала нашу землю, кто только не пося­гал на право быть здесь хозяином. Но всегда находились верные сыны Оте­чества, которые очищали родную Подолию от непрошеных гостей.

Браилов - совсем небольшое местечко на Подолье. Но в его истории, как в маленьком осколке зеркала отражается история многих городов и всей Украины. Возникший в месте слияния двух рек Браги и Рова, откуда и получил своё название, Браилов принадлежит к старейшим поселениям Подолии. В начале XVII ст. он уже является довольно известным и важным пунктом. Но XVII в. был очень неспокойным для Браилова. Мно­гие владельцы местечка за это время сменили один другого, а со сменой владельцев большие перемены происходили и в самом местечке. Тяжело эти перемены отражались на Православии. Были времена, когда казалось, что процветавшие католицизм и уния совсем заглушили Православную веру. Но нет, она порою тлела, как маленькая искорка, готовая в любой момент разгореться в большое пламя, что и произошло в последствии.

И свидетельством того, что пройдя через многие испытания Право­славие утвердилось в этом месте, является драгоценнейшая жемчужина, которая своей чистотой и благодатью привлекает к себе народ со всей округи. Свято-Троицкая женская обитель. Как к благоуханному цветку слетаются пчёлы, так и к этому святому месту собираются боголюбивые сердца из ближних и дальних селений.

Красивые кованые ворота обители гостеприимно распахнуты. Но прежде, чем войти и насладиться нынешним благоустроенным видом монастыря, вдохнуть аромат, исходящий от цветников разбитых по обе стороны дорожки, ведущей от главного входа к собору Пресвятой Троицы прежде, чем войдя в храм, обретём упокоение своей душе в молитве, давайте отворим ещё одну дверь - дверь в историю создания Браилов­ского монастыря. Для этого нам придется вернуться в далёкое прошлое.

1635 год. Времена нелёгкие, для Православия. В юго-западной Руси победоносно распространялась уния, введённая в 1596 году.

Болью отозвались эти события в сердце человека, глубоко преданного православию. И вот королю Владиславу VI подают прошение, в котором подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий ходатайствует о созда­нии в г. Виннице девичьего монастыря. Высочайшее разрешение полу­чено. Главным мотивом для устроения монастыря было, как говорится в королевской грамоте: «старание об увековечении и распространении славы Святаго Величия Божия, поелику всякая помощь получается от Бога, Который есть Верховный Распорядитель всего».

Желание М.С. Кропивницкого исполнилось. С целью поддержания православия в Брацлавщине благочестивым фундатором устрояется в Виннице Православный женский монастырь.

Как вспыхивает в ночном небе яркая звёздочка, так среди тьмы отступления от веры отеческой воссияла новая обитель.

С радостью встретили её появление окрестные жители: соседние земледельцы и Винницкие мещане наделили обитель землёю и разными угодьями. Обеспеченный материально, монастырь стал крепнуть и воз­растать. Вот уже его территорию украшает деревянная трёхкупольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Девы Марии; заведено в мона­стыре общежитие по уставу святого Василия Великого. Теплятся лампады перед святыми образами, возносятся к Небесам сердечные молитвы. Каза­лось бы, что всё складывается благополучно. Но никогда не была простой и лёгкой дорога, ведущая вслед за Господом. Ещё во дни своей земной жизни Спаситель говорил о том, что все, кто хочет за Ним идти будут гонимы и притесняемы. То же произошло и с новоустроенной Благове­щенской обителью. Не мог враг рода человеческого потерпеть света бла­годати Божьей воссиявшего в новом православном монастыре для просве­щения и спасения людей. Под ударами унии и латинства пала молодая неокрепшая ещё обитель. Неизвестно в каком именно году произошёл захват Винницкого девичьего монастыря униатами, но новую монастыр­скую церковь освящал в 1723 году уже униатский епископ Афанасий Шептицкий. Но не суждено было развиться и окрепнуть на этом месте и униатскому монастырю. Произвол и насилие, царившие в то время в Польше подорвали чувство всякой законности. Частная собственность, имущество храмов и монастырей сделались предметом насильственного захвата любителей наживы. Земли и угодья, когда-то дарованные Вин­ницкому православному девичьему монастырю, подверглись той же уча­сти. Поэтому стал постепенно приходить в упадок и униатский женский монастырь. В 1780 году униатские монахини покинули опустошенный и расстроенный ими когда-то цветущий монастырь.

Целых шесть лет находился монастырь в полном запустении. В 1786 году в нём поселились четыре монахини-базилианки. Печальная картина полной разрухи и убожества предстала их взору.

Но наступили времена, которые обещали для обедневшей обители лучшее будущее. В 1793 году Подолия вошла в состав государства Рос­сийского, а в 1795 году и Винницкий униатский женский монастырь был воссоединён с Православием. Для Православия на Подолии облегчение наступило не вдруг. За долгие годы в окатоличенном крае, где право­славие притеснялось, много нужно было потрудиться для возрождения, укрепления и процветания правой веры наших предков.

Самая трудная, но и наиболее почётная миссия выпала на долю архиепископа Иоанникия (Никифорович-Полонский) - первого Подольского архипастыря. Задача не из лёгких: в ополяченном, окатоличенном крае воскресить Православие, в запущенные, разрушенные храмы вдохнуть новую жизнь, воспитав активных борцов за прадедовскую веру.

Четверть века изо дня в день нёс он людям слово Христово, обращая в лоно Русской Церкви заблудшие души, стоял на страже интересов своей многострадальной паствы. За годы служения на Брацлавско-Подольской кафедре (1795 - 1819 гг.) трудами Владыки были открыты Шаргородская, а затем Подольская духовные семинарии, два духовных училища. Архи­епископ Иоанникий и почитается, как первый просветитель Подолии. Произошли изменения к лучшему и в Винницкой обители по возра­щении её в Православие.

Первой игуменьей монастыря была назначена насельница Чигиринской обители Палладия. Она управляла монастырём до 1798 года, а после попросилась на покой обратно в Чигирин. Но Преосвященный Иоанни­кий оставил её пока на месте, предложив избрать себе в сотрудницы по управлению монахиню Елену. В том же 1798 году была назначена в Вин­ницкую обитель новая игуменья - Вера.

Дворянка по происхождению она была пострижена в рясофор в 1766 голу в Киевском Богословском монастыре архимандритом Тарасием, а в 1768 году архимандритом Амфилохием в мантию. С 1766 по 1790 гг. несла клиросное послушание в Богословском монастыре, затем митрополит Самуил перевёл её во Флоровский монастырь. Здесь матушка Вера пре­бывала до 1798 года, пока не была назначена игуменьей в Винницу.

Материальное положение Винницкой обители теперь немного улуч­шилось. После прибавки сделанной императором Павлом I , годовой бюджет монастыря увеличился от 701 р. 80 коп. до 1200 р. Также мате­риальной поддержкой для монастыря послужило присоединение к нему упразднённого монастыря Рожецкого.

Монастырская утварь несколько пополнилась Высочайшим пожертвованием в 1799 году. Но не оставляли обитель и трудности. Насельницы испытывали большую скудость. По штату, например, ничего не полага­лось на общую трапезу и монахини уделяли для этого из своего крохотного содержания по 3 рубля в год. Понятно, на такую сумму нельзя было прокормиться, поэтому игуменья Вера просила в 1800 году разрешения взять на эти нужды денег из других монастырских сумм.

И всё же не смотря на трудности монастырь не оскудевал инокинями. В конце XVIII ст. монастырский штат состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц. Насельницы были разных национальностей: 12 польской, 8 российской, 4 украинской. Многие из них были пострижены православными иерархами ещё во время унии (большей частью в Молдавии).

Игуменья Вера чрезвычайно энергичная и деятельная, управляла монастырём до 1814 года. Затем до 1832 года монастырь не имел игуменьи и делами обители правили казначеи:

Серафима (1815 — 1821 гг.)

Антония(1822 — 1825 гг.)

Досифея(1826 — 1827 гг.)

Поликсения (1828 — 1832 гг.)

После правления монастырём казначеями в 30-е годы снова началь­ствует в Винницкой обители очень деятельная игуменья Анфиса, много потрудившаяся для благоустроения монастыря. При ней количество насельниц увеличивается.

Правящим архиереем Подольской епархией в то время был архиепи­скоп Кирилл. Он приступил к выполнению своих обязанностей в 1832 году и десять лет пребывал на этой нелёгкой и ответственной должности. Он трудился не покладая рук, продолжая укреплять в Подольском крае основы Православия, обращая к вере предков тех, кто поддался влиянию иезуитов, которые удерживали на Подолии ещё достаточно крепкие позиции. Вот с ними и повёл решающую борьбу Владыка уже с первых дней своей деятельности.

Архиепископ Кирилл (Богословский-Платонов) был известным проповедником, человеком высокообразованным. Кроме того, он обладал такими качествами как доброта, щедрость, открытость, доступность и деловитость. Как правило, все дела рассматривал незамедлительно, а потому двери его приёмной были всегда открыты для всех.

Результатом трудов Владыки стало то, что за время его служения увеличилось количество присоединений к Православию из унии и католи­цизма. И в скором времени уния полностью приостановила свою деятель­ность, соединившись с Православной церковью.

Трудами преосвященного Кирилла небольшие, ветхие деревянные храмы, неприглядные внешне и убогие внутренним убранством, сменя­лись новыми крепкими и каменными. Пополнялись церковной утварью и богослужебными книгами.

Дальнейшее развитие получило духовное образование. Открываются новые училища, укрепляется материальная база семинарий, при храмах создаются библиотеки.

Владыка Кирилл большим вниманием окружал сирот и вдов, преста­релых, инвалидов и убогих. Для облегчения их жизни он создал особый фонд из добровольных пожертвований. Чуткий и внимательный к чужой беде Владыка отдавал сиротам почти все свои сбережения. Вообще, «доб­рота была характерной чертой преосвященного Кирилла, - отмечал историк В. Лосицкий. - Она была видна в его лице, светилась в его глазах, чувствовалась в его мягком, симпатичном голосе. Эта доброта помимо воли притягивала к нему не только прихожан, но и иноверцев».

Почил Владыка Кирилл в Петербурге, куда был командирован по делам Священного Синода. Поехал уже больным, и как описывает В. Лосицкий, на границе родной епархии преосвященный долго беседовал со своими почитателями, а потом обращаясь к Подольской земле, под­нял руки и благословляя сказал: «Прощай, любезная Подолия, мне уже не видеть тебя более».

Похоронили четвертого Подольского архипастыря в Никольском храме Свято-Александро-Невской лавры.

Именно Владыка Кирилл ещё в 30-е годы отозвал из Чигиринского монастыря м. Анфису для игуменского служения в Виннице. Её трудами в обители были воздвигнуты дом с игуменскими кельями, корпус для сес­тёр, а также предположена была постройка церкви. Особенно содействовала игуменья Анфиса поднятию материального благосостояния монастыря тем, что выиграла процесс с помещиком с. Вороновицы гр. Грохольским и взыскала с него 15 тыс. рублей, составивших основ­ной капитал монастыря.

После игуменьи Анфисы настоятельницейВинницкого монастыря стала игуменья Таисия. При ней и произошло переме­щение монастыря из Винницы в Браилов. Совершилось это собы­тие в праздник Покрова Пресвя­той Богородицы 1 октября (14 н.ст.) 1845 года.

Правящим архиереем в то время был Архиепископ Арсе­ний, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. И мысль о перенесении монастыря всецело принадлежала ему. Преосвящен­ный Арсений был стойкого нрава, непреклонной воли, высокой мудрости, крепко державший бразды правления в своих руках. Он был настоящим отцом, хотя и строгим, но горячо любящим свою церковную паству. Много трудов было положено его священством для ограждения православного народа от произвола католиков-помещиков. При Преос­вященном Арсении улучшилось положение православного духовенства. Владыка обратил своё внимание и на стеснительное положение мона­стыря в Виннице. Он предложил игуменьи монастыря м. Таисии ходатай­ствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Вин­ницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались пустыми после выселения отсюда в 1832 году католических монахов-тринитариев.

Ходатайство игуменьи было решено положительно, и вот 30 сентября (13 окт. н.ст.) 1845 года в Винницкой монастырской церкви была отслу­жена в последний раз Божественная Литургия и напутственный молебен, после которого сестры обители с крестным ходом и со своими древне-чти­мыми святынями вышли из Винницы в местечко Браилов.

Утром 1 октября (14 окт. н.ст.) монастырский крестный ход прибыл в Браилов. На заставе местечка его встречало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. Отсюда все вместе проследовали к отведенным для монастыря зданиям. В воротах обители встретил будущих насельниц сам архиепископ Арсений и после каждения и архипастырского благословения отслужил торжественный молебен перед древне-чтимой в обители иконой Божьей Матери. Затем крестный ход проследовал в большую монастырскую церковь, где была совершена Божественная Литургия с благодарственным молебном, и лишь после этого сестры стали устраиваться на новом месте.

С этого момента начинается новая страница жизни Винницко-Браиловского монастыря. Сестры обители непрестанно трудились, благоуст­раивая свой новый дом.

Монастырские здания были величественные и вместительны, но много нужно было приложить усилий и труда, чтобы привести их в надлежа­щий вид после тринадцатилетнего запустения. Вместо иконостаса, алтарь от средней части храма отделяла небольшая каменная стена; штукатурка обваливалась; обваливались некогда украшавшие храм живописные изо­бражения; разрушались церковные стены и снаружи. Монастырские кор­пуса стояли по местам без крыши, окон и дверей. Но монахини трудились неустанно над обновлением и украшением монастырских зданий, прида­вая своей обители благолепный вид.

Проходили, сменяя друг друга, дни, месяцы, годы. Прилагая труды к трудам, вознося горячие молитвы, сестры возрождали свою обитель. В главном монастырском храме восстановлены уже все три предела: глав­ный центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь велико­мученицы Варвары. Теперь алтарь отделяет не каменная стена, а велико­лепной работы иконостас. Над Царскими Вратами центрального престола помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в своё время подарил для новосозданной Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.

Поскольку размеры храма достаточно велики, то зимой в нём бывало очень холодно. Игуменья Таисия приняла решение строить тёплую цер­ковь под помещениями главного храма. И вот уже в 1847 году закончилось строительство храма в честь прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. Тёмные краски иконостаса, массивные столбы, низкие своды и полумрак напоминает о жизни и подвигах первых христиан.

После открытия монастыря, спустя 13 лет, в северной части монастыр­ского корпуса открыла свои двери для молящихся ещё одна тёплая цер­ковь- в честь святителя Николая. Небольшой по размерам уютный храм был украшен простым деревянным, но весьма изящным позолоченным с резьбой иконостас.

Под кровом Браиловской обители находили приют не только ушед­шие из мира и посвятившие себя Богу сестры. С 1864 года при монастыре существовала богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе расположилось училище для девиц-сирот, где девочек обучали Закону Божию, письму, географии, чтению русского и церковно-славянского языка, арифметике, истории и черчению, а также рукоделию и церковному пению.

Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная школа для взрослых женщин г. Браилова. Занятия проходили по воскресным и праздничным дням в монастырской столовой. В школе учили, как правильно произносить молитвы и объясняли их смысл. Рассказывали о происхожде­нии церковных праздников, христианскую историю, обучали чтению.

Шли годы. Святая обитель процветала, мирно и тихо протекала жизнь сестёр. По-прежнему творили они дела любви и милосердия. Множество паломников из ближних и дальних селений стекались в монастырь для облегчения и утешения своей наболевшей души. А если посетить мона­стырь в летние праздники - Вознесения Господня, Пятидесятницы, в неделю всех святых, в день святых апостолов Петра и Павла, в праздники Успения и Рождества Пресвятой Богородицы, то можно было увидеть тысячи народа, собравшегося в обитель для молитвы.

Мирные времена сменились военным лихолетьем. Но и тогда мона­стырь не прекращал своей благотворительной деятельности. Во время Первой Мировой войны 1914 года в Браиловской обители был открыт военный лазарет на 50 коек. Заботу о раненных проявлял правящий епи­скоп Митрофан, который лично посещал лазарет. А в мае следующего года император Николай II за помощь фронту наградил игуменью Екате­рину золотым крестом.

В январе 1915 году настоятельница Браиловского монастыря игуменья Екатерина обратилась в Земское управление с просьбой открыть приют для девочек-сирот погибших на фронтах воинов. На Земском заседании просьба была рассмотрена, разрешение получено, и, кроме того, Земское управле­ние обязалось выплачивать на содержание приюта ежемесячно 200 рублей. Так Браиловский женский монастырь своей благотворительностью старался помогать не только воинам, полагавшим жизнь свою за веру и отечество на полях бранных, но и их детям, которые так нуждались в помощи.

Наступил год, который кровью обозначился на черной странице истории нашего Отечества - год 1917. Пришло время испытаний. Насту­пили дни, когда скорбями, притеснениями, гонениями, угрозой лишения жизни проверялась твёрдость веры людей.

Один за другим принимаются антирелигиозные законы: декрет «об отделении церкви от государства и школы от церкви», декрет «о земле», по которому у церквей и монастырей отбирались все земельные наделы. Запрещалось совершение церковных таинств и обрядов, крещения, погре­бения без предварительной регистрации в ЗАГСе.

В Браиловский женский монастырь священником переводится про­тоиерей Иван Шипович. Отличный педагог, человек большого ума и глу­бокой веры. Он с июня 1893 года преподавал Закон Божий в Винницком реальном училище. Всю свою жизнь изучал историю края, оставил много публикаций по истории Подолья. Был награжден как церковными так и светскими наградами. В декабре 1932 года батюшку осудили по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация) и в возрасте 75 сослали в Сибирь. По возвращении из Сибири он вскоре скончался.

В Браилове под духовным окормлением о. Иоанна находилась 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря состояла из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу.

В конце 20-х в начале 30-х гг. повсеместно началось закрытие храмов, а затем стали закрывать и монастыри. В 1929 г. был закрыт Немировский монастырь. Арестовывали и ссылали в лагеря священников и архипастырей.

Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были аре­стованы, обитель всё-таки ещё некоторое время просуществовала. Но повод для закрытия монастыря нашёлся очень скоро.

Во время коллективизации и искусственного голода люди приходили тайком в монастырь, чтобы спрятать там часть урожая. После обыска из монастыря был вынесен весь спрятанный урожай и в 1932 году в декабре постановлением Винницкого областного исполкома монастырь в Браилове закрыли.

На десять лет умолк звон монастырских колоколов и перестала возно­ситься молитва в стенах обители.

И только во время немецкой оккупации в 1942 г. Свято-Троицкий женский монастырь снова открывается.

Опять возродилась жизнь в обители. Затеплились лампады перед образами, замерцали огоньки свечей и вознеслись к Небесам из уст насельниц молитвенные прошения и благодарения. Вновь зазвучали в стенах монастырских храмов нежные звуки церковных песнопений.

Но в скором времени, словно чёрная туча, надвинулась на Церковь война гонений. Уже в 50-м году закрыли Немировский женский мона­стырь, а монастырские помещения были отобраны для размещения в них детского дома. Немировских монахинь перевели в Браиловскую обитель.

Оставляя монастырь монахини подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой монахини на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вер­нулся в родную обитель.

На новом месте изгнанные монахини нашли приют, утешение своей скорби и любовь Браиловских сестёр.

Жизнь продолжалась. И не взирая на все трудности и препятствия со стороны властей, с 1953 по 1955 гг. был проведён даже капитальный ремонт монастыря, на который за это время было потрачено почти 100 тыс. руб. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриар­хата. Полностью был отреставрирован храм внутри и снаружи. В церкви Святой Троицы постелили деревянный пол, которого до ремонта не было вообще. Со временем была заменена стропильная система и отремонти­ровано перекрытие. Восстановлена ограда вокруг монастыря и отремонтированы въездные ворота.

Все эти нелёгкие труды по устройству обители проводила игуменья Глафира, занимавшая в то время пост настоятельницы монастыря. После матушки Глафиры, которая по состоянию здоровья больше не могла управлять монастырскими делами, с августа 1957 года настоятельницей становится игуменья Зоя. Ей пришлось управлять обителью в самый труд­ный период жизни монастыря, но как трудолюбивая пчела она трудилась на благо родной обители.

Архиепископ Симон (Ивановский) любил приезжать в Браиловский монастырь. Он часто совершал здесь богослужения, на которые стекалось множество народа. Так на Пасхальную заутреню 1956 года, возглавляемой Владыкой Симоном, собралось около двух тысяч человек.

1 июня 1956 года Владыка Симон назначил на служение в Браилов­ский монастырь священника Михаила Иваськова. Отца Михаила, твёр­дого борца за Православие, Владыка знал ещё с 1936 года, когда посетил приход на Волыни, где батюшка был настоятелем. Тогда отец Михаил произвёл на Владыку неизгладимое впечатление. «Самоотверженно пре­данный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так Владыка охарактеризовал батюшку.

В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раз­давались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию, чтобы всех подчинить папе Римскому.

В такой обстановке довелось жить и трудиться батюшке. Кроме совер­шения богослужений и треб, он шёл к людям с миссионерской пропове­дью. В Браиловском монастыре начался новый подвиг о. Михаила - еже­дневное служение с сестрами обители и многочисленное исполнение треб для прихожан.

Владыка Симон и отец Михаил вместе прошли многое и научились видеть духовное в суете мирской. И видели они, что начинается новая эпоха гонений и новое поколение должно пройти новые испытания.

В 1961 году Владыка Симон отказался подписать постановление, передающее власть в приходах их старостам, назначенных местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил он. За этот возглас Владыку Симона тут же отправили на покой. Теперь, казалось всё пошло под откос. Без разрешения уполномочен­ных по делам религии священникам запрещалось совершать требы «на людях», а тем более нелегально. Начались гонения со стороны властей и на отца Михаила.

Переживая, отец Михаил всё больше терял здоровье. Уже 15 ноября 1962 г. чувствуя слабость и недомогание он пишет Владыке Иоасафу (Лелюхин) о своём уходе на пенсию с просьбой о назначении пенсии «…за 45 лет моего священнического сана».

Браиловский Свято-Троицкий жен­ский монастырь был уже на грани закрытия.Предвидято,чтонекому будет окормлять монахинь в случае гонений, отец Михаил переводится на приход Малых Хуторов города Винницы, а получив долгожданную пенсию, присматривает дом на Винницких Хуторах, выкупает его и тут же переделывает его на общежитие. Потом ещё подыскивает несколько домов с этой же целью недалеко от Иоанно-Богословского храма на тех же Малых Хуторах города Винницы.

13 октября 1962 года Браиловский монастырь закрыли, монахинь разогнали, но верных чад уже ждали «монастыри в миру». «Скиты», как называл их батюшка, вместили около пятнадцати монахинь.

Не до отдыха на пенсии было отцу Михаилу: он продолжает духовно окормлять Браиловских сестёр и остаётся их духовником до самой смерти. Отошел ко Господу батюшка 2 февраля 1967 года.

После закрытия Браиловской обители монастырские строения стали приходить в упадок. Уже в 1970 году железное покрытие монастыря было в ужасном состоянии, значительная его часть была просто сорвана ветром. Внутри Свято-Троицкого храма все настенные фрески постепенно разру­шались. Как всегда средств на реставрацию памятника архитектуры XVIII ст. не нашлось, и потому монастырь постепенно разрушался.

В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы.

В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, устроили тир для стрельбы.

Но не суждено было туристической базе долго здесь находиться. Бла­годаря многочисленным обращениям верующих Браилова и Винницкой области, а так же просьбам Митрополита Винницкого и Брацлавского Агафангела и духовенства Винницкой епархии 4 сентября 1989 года монастырь передан Православной Церкви. И вот наступил тот великий радостный день, которого ждали, о котором молились тысячи верующих сердец.

19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел совершил освящение и первую Божественную Литургию в Свято-Тро­ицком Браиловском женском монастыре, в храме прпп. Антония и Фео­досия Киево-Печерских в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа.

Из Пюхтицкого монастыря на Винничину была переведена монахиня Неонилла (Ярешко). Возведённая в сан игуменьи, она стада настоятель­ницей Браиловской обители. Матушке предстояла огромная работа по к восстановлению монастыря. После закрытия монастыря в помещении, где располагалась просфорня, держали скот. От этого фундамент здания осел и просфорня почти разрушилась. Настенные фрески были уничтожены.

Войдя в середину монастырского корпуса паломников встречает икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими - единственная фреска сохранившаяся с тех времён.

Постепенно в помещениях проводился ремонт, монастырь обзаво­дился необходимым инвентарем и подсобным хозяйством. Митрополит Агафангел приобрёл для обители грузовой автомобиль. А вскоре и Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю ещё один грузовик.

Матушка Неонилла (Ярешко) была настоятельницей до 1991 года. Некоторое время (с 1992 по 1994 года) сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).

В каждом уголке обители ощущается мир, благодать, любовь. А всё это потому, что монастырём с 1994 года управляет матушка мудрая, с любящим и заботливым сердцем. Знает она простую истину: где Бог, там любовь, а где любовь, там и Бог. Вот и старается она сохранить в мире и любви вверенных ей Богом сестёр обители.

Матушка Антония (Стеценко) в монастыре с первых дней его откры­тия, и уже 15 лет, как несёт в монастыре самое трудное послушание - игу­менство. Нелегко смотреть за большим хозяйством, заботиться о нуждах обители. А самое трудное и ответственное дело - это вести ко спасению сестёр, которые ради этого и пришли в монастырь. И в исполнении самого трудного послушания помогает матушке сама Царица Небесная. При ней 13 июня 1995 г. совершилось ещё одно радостное событие. В стены родной обители вернулась икона Божьей Матери Браилово-Ченстоховская. Икона эта после закрытия монастыря в 1962 г. бесследно исчезла. И вот уже более чем через три десятка лет её снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной Литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Винницы, в Браилов вышел крестный ход с иконой Пресвятой Богородицы.

Нескончаемый поток верующих с пением акафиста, составленного в 1931 г. игуменьей Софией (Рачинской), и молитв в честь чудотворной иконы Божией Матери, направился в г. Браилов. В десятом часу вечера крестный ход подошёл к Браилову. Идут люди, из уст и самого сердца льётся молитва, глаза наполнены слезами радости. Теперь уже ничего не страшно, когда Матерь Божия снова со своим народом, когда опять Бого­родица полноправной хозяйкой входит в свой дом. И всю эту радость умножает торжественный звон монастырских колоколов.

Из ворот обители со свечами в руках вышли монахини встречать свою Заступницу и Покровительницу.

Под Её покровом когда-то сестры перешли из Винницы в Браиловский монастырь. Под Её защитой долгие столетия инокини переносили все тяготы и беды. К Ней обращались за помощью и благодарили за ока­занную милость не только насельницы обители. Отовсюду стекался народ в это святое место, чтобы поклониться чудотворному образу.

Икона Божией Матери Браилово-Ченстоховская находится в мона­стыре с давних пор, и многие предполагают, что этим образом благосло­вил Винницкую обитель её основатель Михаил Кропивницкий. Похожа она на Ченстоховскую икону и, думается, что это один из древнейших её списков. В 1860 году на образ была возложена серебрено-позлащенная риза, а по бокам были расположены металлические привески, представ­ляющие то отдельные члены человеческого тела, то всего человека: знак благодарности тех, кто получал от неё благодатное исцеление. Но всего этого не сохранилось.

Знаменательна история другой чтимой в монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской. В 1672 году при взятии Подолии турки осаждают местечко Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. С этого времени исчезает особо чтимая в народе икона Божией Матери. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из Лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись этой иконой, он пришел к выводу, что это копия, бывшая некогда в Браилове чудотворной иконы. Тогда же он сообщил это игуменьи женской обители. И по разрешению Лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1 июня/14 июня 1888 года). В 1890 году на неё была возложена серебрено-позлащен­ная риза, но в первоначальном виде она не сохранилась.

Собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений совершав­шихся от икон Божией Матери. Чудеса эти происходили во времена былые, происходят они и в настоящее время.

Источник милосердия Пресвятой Богородицы неисчерпаем. Не исся­кают являемые Пресвятой Девой чудеса и в наши дни. Как и много сто­летий тому назад, так и сегодня Царица Небесная готова прийти нам на помощь. Только бы мы сами стремились к Ней, только бы открыли Ей свои сердца, только бы не переставали прибегать к Ней с верой и горячей молитвой.

Прошли долгие годы со дня основания Свято-Троицкой обители. Были и радостные моменты в её истории, были и смутные времена лихо­летий. Всё пережила святая обитель: и разорения и восстановление. И вот уже 20 лет открыты монастырские врата для всех, кто любит Бога и стре­мится к Нему.

Войдёмте и мы с вами в этот кусочек рая на земле. Войдём и сердце наше пусть наполнится любовью и благодатью, душа покоем и тишиной, очи насладятся красотой и благолепием.

Под звон колоколов войдите в величественный собор, который поко­рит вас своей белоснежной чистотой и блеском позолоты. А вам навстречу, словно с небес, сойдёт на лентах образ Царицы Небесной. Сойдёт для того, чтобы исполнить ваши прошения, чтобы подать утешение в скорбях и исцеление в болезнях. Взгляните Ей в глаза - вы не сможете не поверить Ей и не любить Её. И тогда молитва сама польётся из вашего сердца.

Живут в обители, творят молитву и трудятся 65 сестёр, 4 священника, 2 диакона. Что привело их в это святое место? Любовь к Богу и людям. По любви к Богу они оставили мир и родных, пришли сюда, чтобы посвятить всю свою жизнь Тому, Кто её даровал - своему Создателю.

А любовь к людям побуждает их молиться не только о своём спасе­нии и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - и днём и ночью.

Чтимые святыни обители:

Браиловская Ченстоховская икона Божией Матери

Браиловская Почаевская икона Божией Матери

Частицы мощей :

Вмц. Татианы

Равноап. Марии Магдалины

Первомученика архидиак. Стефана

Адрес обители:

Украина, 23130, Винницкая обл., Жмеринский район, пгт. Браилов, ул. Монастырская, 1

Местечко Браилов, что неподалеку от Жмеринки, примечательно в отечественной культуре более всего тем, что в 1868 году новоиспеченный миллионер Российской Империи и предприниматель, инженер Карл фон Мекк выстроил здесь дворец...

Супруга барона, Надежда Филаретовна фон Мекк, по кончине мужа организовала здесь военный лазарет на 200 коек, и построила небольшую церковь Всех Святых, каменную часовню в Москалевке, стала покровительствовать искусствам. В 1875 году среди ее стипендиатов был Николай Рубинштейн, создавший в 1866 году Московскую Консерваторию. И именно Рубинштейн рассказал Надежде фон Мекк о Петре Ильиче Чайковском. Весной 1878 года Чайковский получил приглашение приехать в Браилов и прибыл сюда 17-го мая. Свидетельствуют, что визит оставил у него неизгладимые впечатления. Дворец, роскошный парк и озера с плавающими лебедями - рай для творческой натуры. Все мелочи быта были продуманы, управляющий имением и прислуга заранее были проинформированы о привычках и вкусах композитора. Период покровительства со стороны фон Мекк - самый благотворный период в жизни композитора. «Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам, - пишет он в письме и дает обет. - Никогда-никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». Кстати, французский импрессионист Клод де Бюсси (Дебюсси) - еще один знаменитый композитор, побывавший в Браилове.

Однако в этой статье мы более подробно поговорим о древнем Браиловском монастыре и двух его чудотворных иконах.

Браиловская обитель

Иерей Игнатий Лотоцкий, служивший в Браиловском монастыре в 1895-1898 годах, писал: «Еще издалека привлекает внимание прекрасный вид на городок и большие корпуса обители, над которыми поднимаются церковь и колокольня. Грязный еврейский городок на некоторое время уменьшает ваш восторг. Зато потом еще отраднее становится на душе, когда вы въезжаете в монастырские ворота, и после шума и грязной суеты вас охватывает недвижимая тишина. Вместо грязной улицы вы видите чистый и просторный монастырский двор, украшенный недавно посаженной зеленью. Главный монастырский храм расположен прямо напротив въезда в монастырь. За ним тянутся корпуса, отдельные флигеля, а еще далее хозяйственные помещения. Везде чистота и порядок».

Перелистаем более ранние страницы истории. В 1845 году в местечко Браилов утром 1 октября (14 октября по новому стилю) крестным ходом, со своими древне-чтимыми святынями, прибыли монахини из Винницы. На заставе местечка их ожидало окрестное духовенство и множество народа с крестами и хоругвями. В воротах обители ход был встречен архиепископом Арсением, впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. Владыка в свое время обратил внимание на стесненное положение монастыря в Виннице и предложил игуменье матушке Таисии ходатайствовать перед Священным Синодом о перемещении монастыря из Винницы в Браиловские монастырские здания, которые оставались в тот момент пустыми.

Небольшой, но показательный статистический срез прошлого: в конце XVIII столетия монастырский штат Винницкой обители состоял из игуменьи, 15 штатных монахинь, 3 заштатных и 5 послушниц - 12 полек, 8 русских, 4 малороссок.

И вот с тех пор винницкие монахини обосновались в Браилове. В течение нескольких лет в главном монастырском Троицком храме были восстановлены все три придела: главный, центральный - в честь Пресвятой Троицы; с правой стороны - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а с левой - в честь великомученицы Варвары. В великолепный иконостас над Царскими вратами центрального престола была помещена икона Божией Матери Ченстоховская, которую в свое время подарил Винницкой обители М.С. Кропивницкий, и которую сестры принесли из Винницы в Браилов.

Обратите внимание, читатель, на показательный факт: это именно подсудок Брацлавский и королевский секретарь, а впоследствии сенатор польский Михаил Сигизмундович Кропивницкий получил у Польского короля Владислава VI в 1635 году разрешение на создание в Виннице православного девичьего монастыря. Напомним, что в 1596 году в юго-западной Руси была насаждена уния и что не раз за историю монастыря он был занимаем иноверцами.

Под холодными помещениями главного храма к 1847 году закончилось строительство храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В северной части монастырского корпуса открыли небольшую церковь в честь святителя Николая, с деревянным изящным, позолоченным с резьбой иконостасом.

С 1864 года при монастыре находилась богадельня для престарелых женщин духовного звания, а в двух домах в особом дворе располагалось училище для сирот, где девочек обучали закону Божию, письму, географии, чтению на русском и церковно-славянском языках, арифметике, истории, черчению, а также рукоделию и церковному пению. Через некоторое время при монастыре была открыта воскресная православная школа для взрослых женщин.

Во время Первой Мировой войны с 1914 году в Браиловской обители был открыт лазарет на 50 коек. Заботу о раненых проявил правящий епископ Митрофан, лично посещавший больницу. А в мае 1915 года года император Николай II за попечение о раненых воинах наградил игумению Екатерину золотым крестом. В том же году в Браиловском монастыре был открыт приют для девочек-сирот - детей погибших на фронтах защитников Отечества.

Во времена безбожных испытаний в Браиловский женский монастырь священником был переведен протоиерей Иван Шипович - человек большого ума и глубокой веры, краевед Подолья, с 1893 года преподававший Закон Божий в Винницком реальном училище. История обители гласит, что под духовным окормлением отца Иоанна находилась в Браилове 161 монахиня. Теперь основная прибыль монастыря стала состоять из заработка самих насельниц. Сестрам приходилось наниматься на поденную работу к жителям Браилова и в совхоз. Кроме этого они сами шили одеяла, ткали ковры, вязали рукавички, изготовляли пряжу. Несмотря на то, что все священники Браиловского монастыря были арестованы, обитель еще некоторое время просуществовала. В декабре 1932 года и сам 75-летний батюшка Иоанн, осужденный по статье 54-10 (контрреволюционная пропаганда и агитация), был сослан в Сибирь, а по возвращении из мест заключения вскоре скончался. Обитель решением Винницкого облисполкома закрыли.

Женский монастырь снова открылся лишь в 1942 году...

В 1950-м, по закрытии Немировской женской обители, в Браиловский монастырь были переведены монахини из Немирова. Оставляя Немиров, они подарили детскому дому две коровы, пару лошадей и телегу. При переезде у каждой из сестер на телеге, кроме небогатых пожитков, обязательно был гроб. Никто из них больше не вернулся в родной Немировский монастырь.

Удивительно, но в 1953-1955 годах, в период новых гонений, был проведен капитальный ремонт Браиловского монастыря, на который было потрачено почти 100 тысяч рублей. Часть денег выделил Священный Синод Московского Патриархата.

Врата Браиловского Свято-Троицкого женского монастыря

Руководила ремонтом игумения Глафира; а с августа 1957 года занемогшую матушку сменила игумения Зоя.

1 июня 1956 года Архиепископ Симон (Ивановский) назначил на служение в Браиловский монастырь священника Михаила Иваськова. «Самоотверженно преданный Святому Православию, усердный и красноречивый проповедник прекрасного характера», - так владыка характеризовал батюшку.

В то время на Волыни начался процесс украинизации Церкви, раздавались требования о создании «самостийной» церкви или переходе в унию. Батюшка пошел к людям с миссионерской проповедью.

В 1961 году владыка Симон отказался подписать постановление, по которому власть в приходах передавалась старостам, назначавшихся местным исполкомом. «Я не могу подписать Православной Церкви смертный приговор», - возгласил владыка Симон, после чего был отстранен от служения. А отец Михаил отбыл на пенсию, на приход в винницкие Малые Хутора.

13 октября 1962 года Браиловский монастырь был закрыт второй раз за историю безбожной власти, так сказать, к тридцатилетию первого закрытия. «Скиты», как называл их батюшка, вместили полтора десятка монахинь. Отец Михаил оставался духовником Браиловских сестер до самой своей кончины, 2 февраля 1967 года.

Уже к 1970 году монастырь оказался в ужасном состоянии. Обветшала кровля, фрески Свято-Троицкого храма разрушались. В кельях монастыря было устроено общежитие Браиловского профтехучилища, оборудованы учебные классы. В 1987 году решением исполкома областного совета на территории монастыря была размещена туристическая база, а в нижнем храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских - тир.

Свято-Троицкий храм сегодня

Тем не менее, по многочисленным обращениям православных Браилова и Винницкой области монастырь был, наконец, передан Православной Церкви.

19 марта 1990 года Митрополит Винницкий и Брацлавский Агафангел в сослужении епархиального духовенства, при огромном стечении народа совершил освящение и первую Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Из Пюхтицкого монастыря (Эстония) сюда была переведена игуменией Неонила (Ярешко), руководившая Браиловской обителью в течение года. Митрополит Агафангел приобрел для обители грузовой автомобиль, а Свято-Успенская Почаевская лавра подарила монастырю еще один. Винницкий завод радиотехнической аппаратуры изготовил два больших накупольных креста.

С 1992 по 1994 год сестрами управляла схимонахиня Георгия (Василец).

13 июня 1995 года в стены родной обители вернулась икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская», которая бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1962 году. И вот через 33 года ее снова встречали в монастыре. На третий день Пятидесятницы, после совершения Божественной литургии и водосвятного молебна в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Винницы, вышел крестный ход во главе с архиепископом Винницким и Могилев-Подольским Макарием с иконой Пресвятой Богородицы и подошел к Браилову в десятом часу вечера.

Крестный ход в Браиловской обители с иконой Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Об истоках этого образа можно сказать, что Ченстоховский образ, пожалуй, самый почитаемый в Польше, где икону называют «Черной Мадонной», поскольку от древности икона сильно потемнела.

«Черная Мадонна». Образ Божией Матери «Ченстоховская»

Этот «объединительный» для христиан образ имеется практически во всех католических и православных храмах Польши. На Ясную гору в Ченстохово для поклонения древней святыне съезжаются тысячи паломников со всего мира. Часовня, в которой ныне находится икона, полностью отдана под хранилище даров, принесенных богомольцами. Дары покрывают все стены помещения. В России список Ченстоховской иконы находится в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Этот образ был преподнесен поляками российским казакам в 1813 году при взятии русскими войсками Ченстоховской крепости во время войны с Наполеоном.

Указывают, что Богородица кроме многих чудотворных списков, носивших имя Ченстоховской иконы, даровала благодать первообраза этой святыни многочисленным, в основном явленным иконам, которые являются иконографическими изводами Ченстоховского образа, но носят другие имена. Наряду с Браиловской к ним принадлежат такие прославленные образы Пресвятой Богородицы, как Любечская, Озерянская, Рудненская, Дубовичская, Новодворская, Крупецкая, Мохнатинская и другие.

Икона Божией Матери «Браиловская Ченстоховская»

Знаменательна история другой чтимой в здешнем монастыре иконы Божией Матери - Браилово-Почаевской.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская

В 1672 году при взятии Подолии турки осадили Браилов. Халил-паша, забирая все драгоценности, разграбил и уничтожил православный храм. Икона исчезла. Но в 1887 году в Почаевской Лавре профессор Нежинского историко-филологического лицея протоиерей А.Ф. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврских церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Заинтересовавшись иконой, он пришел к выводу, что это копия чудотворной иконы, бывшей некогда в Браилове. Тогда же он сообщил это игуменьи обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ в Браиловский женский монастырь (1/14 июня 1888 года), где икона заняла почетное место слева от Царских врат главного монастырского храма. В 1890 году на нее была возложена серебряно-позолоченная риза от жертвователя, пожелавшего остаться неизвестным. Однако после революционных событий 1917 года образ был утрачен.

Подлинный Браилово-Почаевский образ Матери Божией был написан на липовой доске. Сочными яркими красками и самим способом их нанесения он приближался к иконописи эпохи Возрождения. На светлом фоне образа Лик Богоматери казался особенно живым и выразительным.

Икона Божией Матери Браилово-Почаевская. Современный вид

В декабре 1931 года игуменья Свято-Троицкого женского монастыря София (Рачинская) сложила акафист, первая половина которого посвящена Браилово-Ченстоховской иконе, а вторая - Браилово-Почаевской. 17 сентября 1932 года этот акафист был впервые отслужен на квартире священника Михаила Мазура в городе Бар Винницкой области.

Как водится, собраны и записаны многие случаи чудесных исцелений, совершавшихся от этой Богородичной иконы. Чудеса происходят и теперь.

Нынешняя игуменья обители Антония (Стеценко) молода - 1 января 2010 года матушка отметила свое 40-летие.

Настоятельница Свято-Троицкого Браиловского монастыря игумения Антония

В Свято-Троицкой Браиловской обители она провела больше половины своей жизни. Еще в 1989 году в числе первых - в то время сестер было всего девять - она, послушница Елена, пришла сюда. В 1991 году приняла иноческий, а в 1993 году монашеский постриг. Игуменьей стала в 1996 году. Под ее руководством монастырь активно развивается: реставрируются храмы, строятся новые хозяйственные корпуса и гостиницы для паломников, приезжающих со всей Украины и из-за границы.

Сегодня в Браиловской обители почти семь десятков сестер (средний возраст 30 лет), 4 священника, 2 диакона.

В Браиловском монастыре сегодня

Любовь к людям побуждает их молиться не только о спасении своём и своих близких, но и о мире, который они оставили. И эта молитва любви совершается здесь непрестанно - днём и ночью.

В праздник Благовещения, архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Симеон посетил Свято-Троицкую Браиловскую женскую обитель в поселке Браилов Жмеринского района