Open
Close

Страны с республиканской формой административно территориального устройства. Формы правления и территориального устройства

Политическая карта мира в чисто технологическом смысле географической картой, которая отражает размещение стран на нашей планете. Политические карты делятся на общие (обзорные) и специальные. Общие передают особенности размещения государств, важнейших политических и стратегических центров, международных и внутригосударственных коммуникаций. На специальных политических картах показывают отдельные политические проблемы, явления и события.

Его цели заключались в том, чтобы заставить вывод оккупационных войск, свергнуть марионеточное правительство Ирака, убить коллаборационистов, победить шиитские ополченцы и создать чисто исламское государство. Но его влияние уменьшилось благодаря созданию советов лидеров племени сахва-суннитов, которые отвергли его ультра-насильственную тактику.

Новое руководство побудило организацию к участию в войне в Сирии, где она боролась против правительства Башара Асада. Так это исламское государство? Было бы лучше назвать это прото-государством с еще очень коротким существованием и неопределенным будущим, но оно стремится организовать себя с государством, создать систему сбора налогов и новое законодательство, основанное на самой строгой интерпретации закона шариата Исламское. Территория, которую вы контролируете, не является незначительной.

В общем смысле понятие политическая карта мира отражает динамическое состояние различных форм государственных образований нашей планеты в их эволюции и постоянных взаимоотношениях.

> Государство и страна. Формы их правления и административно-территориального устройства

Государство является политической формой организации общества. Она образуется как результат возникновения и деятельности публичной власти. Последняя является особой системой, которая управляет основными сферами жизни общества. К основным характерным признакам государства относятся:

Каков размер исламского государства? Исламское государство контролирует почти половину территории Сирии и части северного Ирака, отделяя курдскую территорию от остальной части Ирака. Его фактическим капиталом является Ракка, рядом с которым находится плотина Табка, крупнейшая из Евфрата и Сирии.

Родовое имя - Аввал Ибрагим Али аль-Бадри аль-Самаррай и родился в иракском городе Самарра. Ему 43 года, и, как считается, он начал свою карьеру в качестве салафистского проповедника. Он был арестован американскими войсками в тюрьме Букка. Каким бы ни был период, он, похоже, совпадает с версией, в которой говорится, что она была выпущена по решению комиссии для рассмотрения дел заключенных.

1) наличие и функционирование системы органов власти и учреждений, которые в своей совокупности формируют механизм государства;

2) существование определенной правовой системы, установленной или санкционированной государством, определяет правила поведения и граждан;

3) наличие определенной, четко ограниченной территории (акватории), в рамках которой функционирует определенная государственная власть.

Откуда взялось финансирование Исламского государства? Мосул, один из городов, где доминирует группа, производит около 2 миллионов баррелей нефти в день. Использует ли исламское государство ультраравенство, характеризующее практику военных преступлений?

Несомненно, ничто не оправдывает массовые казни, практикуемые и демонстрируемые на видео, этнические чистки, преследования религиозных меньшинств, похищение и публичное исполнение путем отрубления иностранных журналистов. К сожалению, они не уникальны для этой группы - использование террора как орудия войны уже давно используется в истории, но это не значит, что он получает любую унцию оправдания.

Государство постоянно выполняет внутренние и внешние функции. К первым относятся обеспечение функционирования общественного организма как единой системы, сохранение и диверсификация в нем эффективных связей между отдельными сферами, удовлетворения интересов различных слоев населения и социальных групп, борьба с внутренними деструктивными силами и стихийными бедствиями. Внешняя функция государства заключается в защите государственных границ, целостности собственной территории, суверенитета, содействие развитию взаимовыгодных, справедливых форм сотрудничества и взаимодействия с другими государствами мира.

Речь идет не о безумии, а о тактическом варианте войны. Ультра-насильственные практики, относящиеся ко временам основателя организации аль-Заркави, направлены на то, чтобы терроризировать врага и создать образ непобедимости, привлекающий новых новобранцев среди суннитов.

В этой связи Аль-Багдад следует учениям бен Ладена о том, что «когда люди видят сильную лошадь и слабую лошадь, они, естественно, будут нравиться сильной лошади». Они изображались как преследуемые христиане, но на самом деле их вряд ли можно считать христианами. Это курдская этническая религиозная община, члены которой практикуют древнюю синкретическую религию, езидизм, связанный с зороастризмом и древними месопотамскими религиями. Большинство его членов живут или происходят в северной провинции Нинава, столицей которой является Мосул.

Государство должно выступать на международной арене как единственный географический, религиозный, языковой, культурный, правовой, хозяйственный и геостратегический организм. Только при таком условии она может надеяться найти и удержать собственное "место под Солнцем".

Страна - это политическое, национальное, социальное, культурное, хозяйственное общество, организованное государством на определенной территории. При этом акцентируется на его пространственном (географическом) положении (размещении) в мире или определенном регионе или материке, например страны Южной Америки, страны Океании. Хотя понятие "страна" во многих случаях употребляется как синоним понятия "государство", однако преимущественно культурно-исторический и социально-экономическое содержание (развивающиеся страны, страны третьего мира и т.д.). Адекватным является понятие "страна" и при характеристике особенностей населения, его быта и обычаев, специфических признаков общества (дальние страны, экзотические страны и т.д.). А для понятия "государство" присущ больше политический смысл.

Его религия происходит в старом Иране и имеет много общего со старыми персидскими религиями. Язиды верят в Бога как создателя мира, который находится под присмотром семи «святых существ» или ангелов, «шефом» которого является Мелек Таус, «Ангел-павлин». Как правитель мира, этот ангел-павлин является причиной всего, что происходит от добра и зла к людям, и этот амбивалентный характер возникает в мифах о его падении от благодати к Богу. Эта вера возникает в суфийских мистических размышлениях о ангеле Иблисе, который с гордостью отказывается нарушать монотеизм, поклоняясь Адаму и Еве, несмотря на явное указание Бога на это.

В наше время на Земле насчитывается более двухсот юридически и фактически независимых государств.

Независимое государство - это страна, которая реализует собственную внутреннюю и внешнюю политику на основе суверенной воли своих граждан или правителя (монарха) и способна проводить свою национальную политику и отстаивать национальные интересы на международной арене.

Кто помешал резне езидов? Когда в начале августа этого года в Синджаре войска исламского государства прибыли в Синджар, курдские боевики Пешмерга объявили, что им было приказано уйти и сбежать, оставив езидов на свои собственные средства. Привело ли исламское государство изменения в геостратегическом ландшафте региона?

Процесс децентрализации, осуществляемый во Франции в течение тридцати лет, ознаменовал собой разрыв с централизованной традицией, которая на протяжении веков представляла собой сильную специфику политической и административной организации Франции. С конца средневековья французская монархия стремилась утвердить свою власть над «необъяснимым совокупностью разобщенных народов», сказал Мирабо, и попытался сократить углы на бесчисленных привилегиях и привилегиях и свободах. которому он должен был согласиться, когда новые лица вошли в царство.

С целью реализации собственной суверенной власти над определенной территорией и населением, находящимся на ней государство создает органы управления. К ним относятся законодательная, исполнительная и судебная власти, пограничная и таможенная службы, национальная (республиканская) гвардия и вооруженные силы, информационные службы, валютно-денежная система и тому подобное. Все эти органы действуют на четко отделенной территории, ограниченной со всех сторон сухопутными и морскими границами. В их пределах государству принадлежат сушу, внутренние воды, недра, воздушное пространство. Если страна имеет непосредственный выход к морям и океанам, ей принадлежат и территориальные воды - это водная полоса шириной 12 морских миль, прилегающей к берегу. По международным соглашениям некоторые морские государства имеют в океанах и морях экономические зоны. Они простираются на 200 морских миль (одна морская миля составляет 1 852 м). В рамках экономических зон государствам принадлежит исключительное право на разведку и разработку любых природных ресурсов (полезные ископаемые на дне и в недрах морей и океанов, рыба, водоросли и т.д.).

Французская революция навязывает централизацию

Несмотря на все свои усилия, централизация остается в значительной степени горизонтом накануне Французской революции. Ибо это не французская монархия, которая собирается осуществить национальное объединение, а свержение Анченского режима революционным шквал. Забой, революция закладывает основы нового социального здания. К административной путанице провинций заменяется единая территориальная организация с одинаковыми группами по всей стране: департаменты, районы, кантоны, коммуны. Объединение также применяется в области финансовых, судебных, экономических и даже религиозных учреждений.

Кроме независимых государств на нашей планете все еще существуют зависимые территории и страны. Последние находятся под политическим или военным контролем независимых государств. Среди зависимых территорий и стран выделяются колонии, протектораты и подопечные территории. Колонии управляются государством-метрополией безоговорочно. Протектораты обладают большими правами. Внутренняя их политика является суверенной. Протектораты предоставляют какой независимом государстве права на осуществление своей внешнеполитической деятельности. Подопечные территории. временно передаются по решению Организации Объединенных Наций (ООН) определенной стране с целью осуществления им управления внутренней и внешней политикой этих территорий.

Консульство и империя завершают работу централизации

Именно эта организация, очень централизованная, что Империя будет завещать Францию ​​девятнадцатого века. Различные режимы, которые преуспевают друг в друге в течение девятнадцатого века, будут поддерживать неизменные централизационные структуры, унаследованные от революции и Империи, которые обеспечивают национальное единство и власть центрального правительства по всей стране. Несмотря на отдельные голоса, осуждающие отрицательную сторону централизованной системы, причина, похоже, была услышана в начале двадцатого века.

В современном мире прослеживается четкая тенденция к созданию всевозрастающей количества независимых государств. Каждая нация для реализации собственного природно-ресурсного, духовного, экономического потенциалов стремится создать свое государство. Этот сложный процесс в условиях обострения мировых проблем и трансформации международного сообщества. Особенно много проблем в Африке, где колонизаторы создавали колонии без учета этнических границ.

От централизации до децентрализации

Централизация Якобина является неотъемлемой частью республиканской модели, когда она восторжествовала перед Первой мировой войной. Первая мировая война начнет подрывать этот столп республиканской модели. Однако этот отход от централизующих принципов останется уникальным.

Им удалось освободить столько комиссаров Республики, назначенных Временным правительством в январе. Эта мера исключения будет отменена в марте. Послевоенный период знаменует собой неравенство регионального развития в контексте экономической рационализации, которое сопровождает реконструкцию страны. Департаментские рамки давно считаются слишком узкими для экономического и социального развития. деятельность и занятость следует понимать в более широких масштабах, но эти группы отделов не являются новыми административными органами, не говоря уже о местных органах власти.

Большую часть нашей планеты занимает Мировой океан. Воды открытых морей и океанов, которые не относятся к чьим территориальных вод и экономических зон, находятся в совместном пользовании всех стран, даже если некоторые из них не имеют непосредственного выхода к морю. Здесь каждое государство мира может ловить рыбу, перевозить людей и грузы, проводить военно-морские маневры. Свободно летают над Мировым океаном и самолеты.

Однако государственная структура не подлежит сомнению. Субъекты находятся под контролем региональных префектов, которые готовят и выполняют региональный транш плана, имеют иерархическую власть над руководителями внешних служб государства. «Региональная миссия» помогает ему. Региональный префект консультирует региональную административную конференцию, в том числе префекты департаментов и старших должностных лиц. Он также собирает мнение региональной комиссии экономического развития, в которой сидят избранные местные представители социально-профессиональных организаций или названных личностей.

Согласно международно-правовым режимом дна морей и океанов и его недр за пределами континентального шельфа и национальной юрисдикции государств морское дно является открытым для использования всеми государствами исключительно в мирных целях. Морские научные исследования в таких районах могут осуществляться и контролироваться Международным органом по морскому дну, создание которого предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву (1982). Международный договор 1971 запрещает планирование ядерного и других видов оружия массового уничтожения на морском дне и в его недрах.

В этих общинах был региональный совет, совещательный по модели генерального совета, региональный префект, играющий двойную роль правительственного делегата и регионального исполнительного органа. Однако региональный совет не избирается прямым всеобщим голосованием, а состоит из избранных депутатов в регионе, территориальных советников, избранных на вторичном уровне генеральными советниками и делегатами муниципальных советов и представителей, назначаемых представительными социально-профессиональными органами Победа в референдуме побеждает, что приводит к отъезду генерала де Голля.

В 1959 г.. Заключен международный договор, по которому одном государстве не принадлежит Антарктида. Любая страна может проводить в ней научные исследования. Запрещено здесь и строительство военных баз и разработку месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, почти весь материк нашей планеты поделен между отдельными государствами, действующих на основе различных принципов организации власти. Эти принципы прежде всего обусловленные особенностями государственного строя. Он может быть как монархическим, так и республиканским.

Им доверено региональное экономическое развитие, участие в разработке и исполнении плана, реализация оборудования, представляющего региональный интерес. Региональный префект заверяет руководителя общественного учреждения. Региональный совет состоит из избранных представителей из региона с определенными полномочиями по принятию решений, и у региона есть собственный бюджет.

Вдохновленный докладом Гишарда, законопроект о «развитии местных обязанностей» представлен в Сенате министром внутренних дел Кристианом Бонне и принят в первом чтении 22 апреля. Однако он не будет обсуждать до Национальное собрание. Это предшествовало принятию важной передачи новых навыков в интересах местных властей.

Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого строя и начала доминировать в средние века. В наше время сохранились преимущественно формальные признаки монархического правления. В классическом понимании этого слова монархия - это форма государственного правления, при которой высшая власть в стране принадлежит одному лицу - монарху. В разных странах его называют по-разному: король, император, шах, султан, царь, князь, эмир и тому подобное. Монархии бывают абсолютными и конституционными. Большинство из существующих ныне монархий конституционными. Реальная власть в таких странах принадлежит парламенту (законодательная) и правительства (исполнительная). Монарх выполняет только представительские функции, является определенным символом государства. Примерами конституционных монархий являются преимущественно европейские и подобные им по устройству государства: Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия, Испания, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Люксембург, Япония, Марокко.

Реформа была принята Конгрессом, а не референдумом. Соображение перед собраниями сопровождалось, параллельно, дебатами, которые, по мнению мнений, были реализованы путем проведения «Ассирий» по местным свободам в каждом из французских регионов. Принцип «децентрализованной организации» Республики позиционируется, и регион находит свое конституционное освящение. Существует несколько органических законов, предусмотренных учредителем, опубликованных после конституционного пересмотра.

Закон передает новые полномочия местным органам власти в области экономического развития, туризма, профессиональной подготовки или некоторых инфраструктур, таких как дороги, аэродромы, порты, социальное жилье и строительство, образование или Некоторые из его положений имеют экспериментальный характер в течение периода, не превышающего пяти лет. Это также предполагает значительное перемещение персонала из штата в общины, в том числе техников и служащих, работающих в колледжах и средних школах, и агентов оборудования.

По абсолютной монархии власть монарха практически ничем не ограничена. В этих странах правительства или другие органы власти ответственны только перед монархом как главой государства. Монарх может советоваться с кем угодно, но решение принимает единолично. Парламента или вообще нет, или же он является лишь совещательным органом. К таким государствам относятся Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Бруней и др. Еще одной формой государственного правления является теократическая монархия. Это папское государство Ватикан, которая занимает один квартал (44 га) в центре Рима. Здесь монарх является главой церкви, а политическая власть принадлежит духовенству.

Несколько парадоксальным образом реформа, первоначально созданная как цель укрепления навыков регионального уровня, будет, прежде всего, в контексте парламентских дебатов, привести к усилению роли и полномочий, переданных департаментам, в особенно в социальной сфере.

Новые проблемы децентрализации

Реформы, начатые в нынешний пятилетний период, означают определенный разрыв со стратегией первых двух актов децентрализации, в то время как последние были сосредоточены главным образом на передаче полномочий от государства местным и региональным властям. Цель состоит в том, чтобы попытаться упростить местный институциональный ландшафт, усилить местную демократию и адаптировать структуры к многообразию территорий, тем самым способствуя укоренению зрелой децентрализации.

В мире сейчас насчитывается более 30 монархий. Больше всего их в Азии и Европе, три в Африке и одна в Океании. Среди них есть империя (Япония), королевства (Великобритания, Швеция, Бельгия и др.), Княжества (Андорра, Лихтенштейн, Монако), герцогство (Люксембург), султанаты (Бруней, Малайзия, Оман и др.), Эмираты (Бахрейн, Катар, ОАЭ).

Республика - это форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются народом, либо формируются парламентом, который избирается народом. Сейчас в мире преобладают государства с республиканской формой правления. их более 140. Республиканская форма правления возникла очень давно. Так, Афинская демократическая республика существовала еще в V-IV вв. до н. е., Римская аристократическая республика в V-II вв. до н. е.

По республиканского строя законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству. Различают президентские и парламентские республики. В первых президент возглавляет правительство и имеет довольно значительные полномочия (США, некоторые страны Латинской Америки, взяли себе за образец форму правления США). В парламентских республиках роль президента меньше. Правительство здесь возглавляет премьер-министр (Индия, Германия, Италия и др.). Чисто парламентскими республиками, где президента нет вообще, можно назвать Канаду и Австралию.

По формам административно-территориального устройства все страны мира делятся на унитарные и федеративные. Унитарное государство является единственным целостным образованием, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, районов и т.д.), которые четко подчинены центральным органам власти. Унитарные государства имеют единую конституцию и единую иерархическую систему государственной власти. Области, провинции, районы имеют только органы исполнительной власти. Они не наделены никакими законодательными функциями. В наше время, когда эффективность государственного управления становится одним из главных факторов эффективности функционирования самого государства, большинство стран мира являются унитарными. Такая форма административно-территориального устройства считается наиболее эффективной и жизнеспособной. К унитарных государств относятся Япония, Франция, Италия, Греция, Польша, Эстония, Венгрия и др.

Федеративные государства имеют в своем составе самоуправляющиеся территории (республики, штаты, земли, области, края, кантоны и т.д.). Эти территории хотя и входят в состав единого союзного государства, однако имеют довольно значительную автономию. им присущи некоторые признаки независимых государств - собственная конституция, парламенты, президент и т. К федеративных государств относятся преимущественно крупные многонациональные государства - Россия, Бразилия, Индия, США, Нигерия, Канада и др.

Конфедерация является юридическим объединением суверенных государств, которое создано с целью обеспечения их общих интересов и реализации совместных проектов (Швейцарский союз). Конфедерация создает центральные органы власти, которые обладают полномочиями, делегированными им государствами - членами союза. Правовой основой конфедерации является договор. При федеративном устройстве такой основой является конституция.

Интенсивные процессы территориальной дифференциации в мире в конце XX в. породили своеобразные формы государственного устройства и характерные особенности взаимодействия между странами. Так возникли протогосударства - это государственные образования, которые получили почти все признаки самостоятельного государства, формально оставаясь в составе другой. Так, в состав Российской Федерации входит протогосударство Татарстан. Она даже имеет право сношений с другими странами. Шотландия, находясь в составе Великобритании, в настоящее время уже имеет не только собственный парламент, но и свою валюту. Собственные паспорта-удостоверения ввела на своей территории испанский Каталония.

Вопросы и задачи

1. Что такое государство и чем она отличается от страны?

2. Сколько независимых государств на Земле?

3. Дайте характеристику составляющих территории, принадлежащей государству.

4. Какие типы зависимых территорий и стран вам известны?

5. Что такое монархия? Назовите примеры монархий.

6. Что такое республика?

7. Чем отличаются унитарные и федеративные государства?

1. Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства. В ней прежде всего воплощается связь населения в политическое целое, т.е. те публично-властные отношения, которые позволяют рассматривать государство как объединение индивидов, одномасштабное обществу, основанному на обмене товарами и деятельностями. В форме государства, далее, воплощается природа и организация публичной власти - системы учреждений, управляющих делами общества. Наконец, в ней выражается внутреннее территориальное деление государства.

Итак, форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).

2. Политический режим - характеристика не только (и даже может быть, не столько!) государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.

В соответствии с двумя типами политических систем современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и тоталитарный. Эта классификация восходит еще к Платону, выделявшему, помимо "наилучшего государства", тимократию (господство благородных воинов), олигархию (правление богатых семей), демократию и тиранию ; последняя, если пользоваться современной терминологией, есть тоталитаризм.

Тимократия и олигархия были историей преодолены (первая -- полностью, вторая - частично), а демократический и тоталитарный режимы превратились ныне в господствующие формы. Конечно, их современное истолкование отличается от платоновского. Государствоведческая мысль XX века противопоставляет демократию как политическую форму, обеспечивающую прогресс, тоталитаризму как воплощению политической реакции, тогда как у Платона обе они суть формы вырождения "наилучшего государства". Правда, тирания (платоновский эквивалент современного тоталитарного режима), в этой градации занимает последнее место и потому страдает наибольшей вырожденностью.

Общий ход процесса вырождения, по Платону, таков. "Наилучшее государство" - идеал, отличающийся стабильностью. Любые изменения суть отступления от этого идеала, и тимократия отличается от него прежде всего элементом нестабильности: некогда единый патриархальный класс расщепляется под воздействием собственнических интересов и конкуренции. "Скопление золота в кладовых у частный лиц губит тимократию, - говорил Платон, - они прежде всего выискивают, на что бы его употребить, и для этого перетолковывают законы, мало считаясь с ними". Возникает конфликт между добродетелью и богатством. "Когда устанавливаются порядки, по которым к власти не допускаются те, у кого нет определенного имущественного ценза, побеждает олигархия, держащаяся на вооруженной силе или запугивании", т.е. посредством политического насилия, как сказали бы мы сегодня. Возникновение олигархии создает предпосылки для начала гражданской войны между олигархиями и беднейшими слоями. Социальная междоусобица, если в ней побеждают бедняки, приводит к демократии, в результате чего противники уничтожаются или изгоняются, остальные уравниваются в гражданском состоянии и возможностях занимать государственные должности. Устанавливается "царство свободы" и как следствие этого - беззаконие. Реакцией на истолкованную таким образом демократию является тирания - незаконная власть одного . Сравнение платоновской концепции политических режимов (государств) с современным государствоведением свидетельствует, что в ней содержатся в зародыше практически все элементы политической мысли, при помощи которых и сегодня формируются политические теории: и типология политических режимов (государств), и их историческая последовательность, и закономерности их смены, и формы перехода от одного типа государства к другому (например, революция, гражданская война), и даже указания на источники исторических изменений, среди которых Платон обозначает и то, что позднее марксисты назвали классовой борьбой.

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются:

1) отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;

2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;

4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашения между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества;

5) существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, самодеятельных митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные субъекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Реализация названных предпосылок и делает политический режим демократическим.

Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии, как обычно предполагается, обеспечивают в этом процессе решающую в конечном счете роль народа. Иначе говоря, демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Считается, что такой порядок - и в этом видится чуть ли не главное достоинство демократического политического режима - обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем. Что ж, преимущество немаловажное, особенно если учесть, сколько кровавых страниц имеется в книге под названием "История"!

Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом не обладает. Для него характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой Вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.

Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Чехословакии, Венгрии, во многом Польши и, быть может, СССР, тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с постепенным и относительно мирным переходом к посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае такого рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили, отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.

Политический режим авторитарного типа - третий его вид, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.

Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет "размытость", нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократизма. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.

Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории, в частности, тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить "революцию сверху" (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний" период правления каудильо Франке, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).

Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории, конечно же, не существует.

Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.

3. Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии (например, государства восточных деспотий, основанных на азиатском способе производства). Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектамисобственниками, характерна республиканская форма правления.

Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего являются, в частности, падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно, например, объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны им^ла своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).

Политический режим, будучи сам обусловлен теми же социальными факторами, влияет на форму правления более опосредетвованно, определяя те ее меняющиеся черты, которые связаны с исторически конкретными политическими ситуациями в государстве.

Сказанное объясняет, почему невозможен прямой перенос политической формы, исторически возникшей в одной стране, в другие страны, хотя вполне возможно использование мирового и частного опыта отдельных народов с его последующей адаптацией к конкретно-историческим условиям того или иного государства.

Теория государства, фиксируя в его истории реально возникавшие формы правления, выработала несколько их классификаций. Наиболее распространенная из них - это деление форм государства по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному - монархия, если многим - аристократия, если всем - демократия, или республика. Существование такой классификации отмечено еще Геродотом в его повествовании о споре между Отаном, Мегабизом и Дарием о том, какую форму правления следует установить в Персии после убийства Лже-Смердиса . Однако и критика этого деления имеет достаточно давнюю историю, восходя к Платону и Аристотелю. Первый из них различал формы правления в зависимости от преобладания в государстве трех добродетелей: мудрости, мужества и умеренности, второй - в зависимости от соотношения правильных и искаженных видов правления, объявляя правильными те, в которых личный интерес правителей, кто бы они ни были, подчинен общему интересу государства, и, наоборот, искаженными - те, в которых преобладает личный интерес .

Предлагались и другие классификации. Монтескье, например, обращал внимание на различные принципы - силы, которые, по его мнению, движут государственную жизнь. Он полагал, что добродетель воплощается в демократии (республике), умеренность - в аристократии, честь - в монархии, страх - в деспотии .

Как бы то ни было, зафиксированное Геродотом деление форм правления дошло до наших дней. Фишеровский словарь права называет его классическим . Правда, среднее звено геродотовской триады - аристократическая форма - было утрачено в ходе развития государственности, а стало быть, и в отражающей это развитие теории. В результате сегодня идет речь о различении монархии и республики, хотя отдельные элементы аристократической формы правления существуют и до сих пор (например, палата лордов в английском парламенте).

Привнесло ли Новое время что-то свое в историю развития мировой государственности? Поскольку особенности устройства верховной власти тоталитарного государства не охватываются ни понятием монархии, ни понятием республики, эти признаки дают основание для выделения третьего вида формы правления - формы правления тоталитарного государства.

Монархия как форма правления отличается следующими признаками:

1) существованием единоличного носителя верховной власти, - монарха (фараона, короля, царя, императора, великого князя, шаха, эмира и т.п.), который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;

2) наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;

3) тем, что монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха, благодаря чему царь становится помазанником Божьим, иногда получает корону из рук Папы Римского и т.п.);

4) отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.

Образуя качество монархии, то есть то, что отличает ее от всех других форм правления, эти признаки в своей идеальной совокупности встречаются достаточно редко. В Византии, например, где из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты, во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. Римские легионеры назначали и смещали императоров. Как свидетельствуют историки, арагонские феодалы возводили на престол королей по формуле; "Мы, которые стоим столько же, сколько и Вы, и которые можем больше, чем можете Вы, мы назначаем Вас нашим королем и сеньором при том условии, что Вы будете соблюдать наши привилегии.

А если нет, - нет" . Реальная история оказывается весьма далекой от идеальных моделей теоретиков.

История государственности была по преимуществу историей монархий, и в ходе ее эта форма правления существенно видоизменялась. Вот почему первым основанием классификации монархий является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют. В историческом разрезе монархии подразделяются на восточнодеспотические, основанные на азиатском способе производства; античные (рабовладельческие), в число которых входят рабовладельческие государства, выросшие на основе классической древности (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные, к которым относятся раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности, сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в Испании - кортесами и т.п.), и абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу и складываются такие государственные институты, как наемная армия (в России ее не было), чиновничество, королевская казна с системой податей и т.д.; буржуазные, в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров, ответственных перед ним), и парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и, в частности, назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента (например, Великобритания, Швеция).

Республика как форма правления отличается следующими признаками:

1) выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;

2) наличием выборного на определенный срок главы государства;

3) производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;

4) юридической ответственностью главы государства.

По историческим периодам своего существования республики классифицируются на античные (государства-полисы - Афины, Рим и т.д.); средневековые (феодальные), к числу которых относятся торгово-промышленные республики в Италии (Венеция, Флоренция), Нидерландах, в России (Новгородская, Псковская); буржуазные, когда республиканская форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.

Республиканская форма правления появляется там, где речь идет о политическом объединении свободных граждан, являющихся самостоятельными субъектами хозяйственной и общественной жизни.

Форма правления тоталитарного государства обычно является извращенной формой республики и отличается следующими признаками:

1) наличием правящей партии, составляющей ядро политической системы и играющей руководящую роль в управлении всеми государственными и общественными делами страны;

2) совпадением,вождя партии и главы государства в одном лице, стремящимся к пожизненному сохранению своих политических постов (в некоторых странах с тоталитарной формой правления даже намечалась было тенденция к наследственной передаче власти, например, в КНДР и СРР);

3) наделением главы государства диктаторскими полномочиями;

4) формальным характером партийных и государственных выборов;

5) повышенной ролью партийной и государственной бюрократии, решающей все конкретные дела общественной и государственной жизни;

6) отсутствием юридической ответственности главы государства и партии.

Тоталитаризм предполагает функционирование соответствующего политического режима.

С конца 80-х годов тоталитарная форма правления во многих странах заменяется демократической, т.е. республиканской. На этом основании у многих политиков и государствоведов появилась склонность недооценивать ее возможности, объявляя нежизнеспособной. Эти заключения противоречат жизненному опыту. Не случайно 3. Бжезинский в написанной им совместно с С. Хантоном книге "Политическая власть: США и СССР" в 1964 году утверждал, что у этих великих, но очень разных держав есть одно общее: обе они принадлежат к числу успешно действующих режимов. Известный политолог И. Шумпетер, превознося западную демократию и критикуя ненавидимый им социализм, с горечью полагал, что будущее все-таки принадлежит социализму .

Обобщение исторического опыта функционирования тоталитарных государств свидетельствует, что они оказываются достаточно эффективными тогда, когда страна развивается экстенсивно. В этом случае тоталитарно устроенная власть в состоянии обеспечивать постоянное привлечение все новых и новых человеческих, сырьевых и иных ресурсов для решения экономических и политических проблем преимущественно внеэкономическими, т.е. политическими средствами. Тоталитарно устроенное правление успешно достигает поставленных перед ним целей, если действует по принципу "результат любой ценой!" Когда же общество вынуждено развиваться интенсивно, этот тип правления оказывается малоэффективным, более того, он превращается в препятствие на пути прогресса страны. Органически присущая ему централизация управления, при которой команды принимаются лишь на самом "верху", исключает квалифицированные планирование и решения, поскольку центр в принципе не может обладать сколько-нибудь полной информацией об имеющихся на местах возможностях конкретных подходов к достижению конкретных целей. Слишком много таких мест, и все они разнообразны! При отмеченном органическом пороке руководства страной из единого центра действие таких, вообще говоря, существенных факторов, как централизованное распределение материальных благ, исключающее личную заинтересованность исполнителя, боязнь ответственности, скованность идеологическими догмами и т.д., отступали на второй план.

4. Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием "территориальное устройство государства". Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связей соседскими и эволюционировала в принцип разделения людей не по их происхождению, а по проживанию на определенной территории. Естественно, что по тому же принципу должны были строиться и государственные органы, людьми управляющие.

Рассматривая формы территориального устройства, теория государства и права сталкивается с таким их многообразием, которое позволяет по-разному оценивать эти формы, и потому вынуждена прибегать к их классификации по объективным признакам.

В современной теории государственное устройство разделяется на унитарное (простое) и сложное.

Унитарное государственное устройство предполагает существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и потому не включающее в себя никаких государственных образований.

В нем господствуют единые конституционные принципы) существует только одна система центральных органов власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд), как правило, функционирует одна валютная система, одна армия и т.п. (Франция, Швеция, Финлядндия, Эстония, Турция и т.д.).

В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократически централизованных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов государственной власти в решении их региональных вопросов.

Децентрализованным теория называет государство, в котором центральные органы государственной власти имеют весьма ограниченные права вмешательства в решения местных проблем и где местные органы; избираемые населением, обладают значительным объемом автономии.

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.

Рассматривая отдельные территориальные устройства, теория государства ничего не конструирует, а лишь фиксирует в истории и современной действительности отдельные их виды (классы). В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат и уния.

Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Протекторат относят к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции , ибо после заключения международного договора о покровительстве нового ("третьего") государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации.

Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации и империи.

Конфедерация - постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей (защита общих интересов). Такими интересами могут быть защита территорий или, напротив, завоевание, освобождение от зависимости со стороны "третьего" государства и т.п.

Вступив в конфедеративный союз, государство полностью сохраняет свой суверенитет и продолжает выступать самостоятельным субъектом во всех внешних и внутренних делах. При таких условиях органы конфедерации не имеют императивной власти по отношению к входящим в союз членам, и принимаемые ими решения становятся обязательными для вступивших в союз государств только после подтверждения этих решений собственными органами власти. Как правило, конфедерация не имеет единой армии, законодательных органов, единого гражданства, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы.

Конфедерации следует Отличать от коалиций, являющихся по существу оборонительными или наступательными союзами. В отличие от них конфедерация является относительно постоянным образованием, имеющим государственноправовой характер и конфедеральные органы управления и распространяющим свою власть не только на внешние дела.

Примерами конфедераций могут служить США в 1776 - 1864 гг., Германский союз с 1815 по 1867 гг., Швейцарский союз с 1815 года, Австро-Венгрия до 1918 г. и др.

Федерация - союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (земли, кантоны, штаты, автономные республики и т.д.), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). В отличие от конфедерации она обладает своим собственным суверенитетом, федеративными органами государственной власти, федеративной конституцией, армией, системой федеративных налогов. При этом нельзя забывать, что федерация - именно союзное государство, и ее суверенитет производен, вторичен по отношению к суверенитету входящих в нее государственных единиц.

Ряд государствоведов полагает, что входящие в состав федерации государства не суверенны. Им предоставлен лишь некоторый эквивалент суверенитета, заключающийся в более или менее широком участии в осуществлении государственной власти федерацией. В частности, по мнению Георга Еллинека, "правопорядок союзного государства основан на конституции, которая является его собственным законом и может быть изменена только законом союзного государства, но отнюдь не волей - хотя бы и всех - отдельных государств, проявленной в иных, кроме установленных конституцией, формах. В пределах господства союзного государства отдельные государства теряют свой государственный характер. В этих пределах их деятельность либо совершенно прекращается и заменяется собственным управлением союзного государства, либо они получают характер самоуправляющихся корпораций наподобие коммунальных союзов, поскольку осуществляют управление через посредство своих органов, согласно законам и под контролем союзного государства" . В пользу этой точки зрения свидетельствует и то, что в федерации территория и население отдельных государств часто объединены в неразрывное целое: территория отдельных государств есть территория федерального государства, народы отдельных государств - его единый народ.

Однако государственная власть федерации в конечном счёте исходит от власти вошедших в нее государств. Это может проявляться в разных формах. Иногда правительства входящих в федерацию государств образуют высшую власть союзного государства. Иногда из среды единого народа как субъекта федерации выбираются органы федеративной власти, например, президент. Но и в этом втором случае государствам предоставлены права участия в осуществлении союзной государственной власти. Например, во всех республиканских союзных государствах одна из палат парламента функционирует как представительный орган членов федерации. Более того, в некоторых из них равенство субъектов федерации выражается в предоставлении каждому государству-члену равного числа депутатских мест, зачастую отдельные государства, входящие в федерацию, имеют решающий голос при изменении конституции.

Сказанное свидетельствует о большом эмпирическом разнообразии федеративных устройств, часть из которых, исторически меняясь, отражает тенденцию к превращению ряда федераций в унитарные государства. Как показывает опыт СССР 1989-91 гг., возможна и иная тенденция к преобразованию федерации в конфедерацию и даже к ее полному разрыву. В принципе можно утверждать, что федерация - объединение государств, суверенных постольку, поскольку их суверенитет не ограничен суверенитетом федеративного государства.

Объединения монархических государств существуют в форме личной или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, личная уния тотчас же прекращается. Так, в прошлом веке прекратилась личная уния между Великобританией и Ганновером в 1837 г., между Нидерландами и Люксембургом в 1983 году вследствие различия системы престолонаследия - когнатической в Великобритании и Нидерландах и агнатической в Ганновере и Люксембурге. При этом в двух первых государствах на престол вступали женщины, которые в двух других государствах вообще исключались из престолонаследия.

Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и Арагон, Англия и Шотландия и др.). Между государствами, объединенными общим монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь существенного сближения между ними не происходит.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитетов. Не образуется ни общей территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и т.п. Представляя по существу международноправовое соглашение, она имеет значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве военного союза, как носитель единой внешней политики и т.п.

Реальные унии появляются лишь в Новое время, так как, предполагают развитый монархический порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения они очень часто представляют собой результат стремлений основать единое государство.

Реальными были унии между Норвегией и Швецией

(1815 г.), Австро-Венгрия.

Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство, либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным путем.

Империя - сложное государство, созданное ласильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в XX веке, положение, разумеется, существенно меняется.

Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса .

Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода своего существования, и Великобритания, и Россия.

Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние присоединение одного государства к другому) - последние виды уний, рассматриваемых государствоведением.

Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.