Open
Close

Игровая программа по краеведению. Игровая программа мой край родной

Сценарий городской игры по краеведению «Знай свой край!»

Перед началом игры демонстрируется тематическоевидео в зале «Югорский край», команды проходят в зал и рассаживаются на свои
места, согласно нумерации школ.

Фон муз. 1. Выход ведущей

Слайд 1. Заставка Игры

Ведущий: Добрыйдень, знатоки истории и культуры Югорского края, уважаемые педагоги и гости традиционной
городской краеведческой игры «Знай, свой край!». 10декабря этого года, округу исполняется 85 лет со дня образования, а городу
Когалыму исполнилось 30 лет. История Ханты-Мансийского автономного округа
богата на исторические события и даты, здесь жили и живут коренные народы
севера, здесь добывается черное золото Югры.Ведущий: Сегодняв краеведческой игре посвящённой двум юбилейным датам, примут участие 8 команд
и их болельщикииз 8 ми образовательных организаций города. Фон завершается Ведущий: Итак,игра построена по следующим направлениям: история ХМАО - Югры, история города
Когалыма, быт коренных малочисленных народов севера, памятные места города Когалыма,
многонациональное единство города. И включает в себя пять раундов: конкурс
приветствие, викторина, конкурс «Угадай-ка»,конкурскапитанов - фотопазл и домашнее задание, все конкурсы будут оцениваться
баллами.Фон муз. 2. перебивка

Слайд 4.Заставка игры

Ведущий: И для оцениванияигры сформировано компетентное жюри, просим приветствовать!Фон муз.3. Для жюри 1.Т.В. Блазамирская - специалист-эксперт управления образования Администрацииг. Когалыма;2. С.А. Тимофеева -главный специалист отдела обеспечения безопасности жизнедеятельности,
управления образования Администрации г. Когалыма.3. Г.В. Смирнова- заведующая отделом художественной игуманитарной литературы «Централизованной библиотечной системы»4.Г.М. Миннигулова -заведующая экспозиционным отделом «Музейно-выставочного центра»5.Л.А. Домбровская-председатель национально-культурного общества «Славянское общество»Ведущий: Подсчетбаллов будет осуществлять - О.С. Вильчик - заместитель директора по учебно-воспитательной
работе «Дома детского творчества» Фон муз. 4.(перебивка) Ведущий: а мы продолжаем!Внимание участники иболельщики, просим вас соблюдать тишину в зале во время проведения игры, не
подсказывать командам, за нарушения будут начисляться штрафные баллы.Ведущий: командык игре готовы? (пауза). Тогда настройтесь наигровой лад, и мы начинаем конкурсные задания! Ведущий: Раунд первый. Конкурс «Приветствие» представлениекоманд! Оценивается приветствие от 1 до 5 баллов по критериям: 1.Соблюдениерегламента 2.Наличие девиза, названия, эмблемы3.Качество представления команды и Оригинальность.Итак,приглашаем команду школы №1 , для приветствия.Фон муз. 2. (во время выхода команд) Ведущий: команда проходите, становитесь лицом кзрителям и к своим командам, и начинайте!Фон муз. 2. Ведущий: Спасибо! Приглашаем команду школы №3.
Фон муз. 2. Ведущий: Приглашаем следующую команду, шк.№5 Фон муз. 2. Ведущий: Приглашаем команду школы №6 Фон муз. 5. Визитка с музыкой 6 шк. Ведущий: Приглашаем следующую команду (шк. 7, 8, 10)Фон муз. 2. Ведущий: Завершает конкурс «Приветствие» команда«ДДТ»Фон муз. 2. Ведущий: Молодцы! Продолжаем, и переходим ковторому раунду!

Фон муз. 6.

Слайд 6. Заставка «Викторина» (с 7 по 16слайды)

Ведущий: викторина «Страницы истории Ханты -Мансийского автономного округа и города
Когалыма». Вопросы викторины построены по самым значимым историческим событиям.
Проводится в письменной форме, после озвучивания вопроса, команды посовещавшись
10 секунд, записывают ответ. И таким образом, предстоит ответить на 10 вопросов.
По окончании раунда, листы с ответами, собираются и предоставляются жюри. За
каждый правильный ответ - 1 балл.

Ведущий: Команды, понятны правила викторины?

Слайд 7.

Ведущий: Внимание, первый вопрос: 1.Назовите дату образования Остяко-Вогульского национального округа? Время!!! (ответ: 10.12.1930г.)

Фон 7.таймер

Слайд 8.

2.Вопрос№2. Назовите, в каком годуХанты-Мансийский национальный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный
округ? Время!!! (ответ: 1977г.)

Фон7. таймер

Слайд 9.

3. Вопрос№3. Жемчужиной Югры являются уникальной красоты горы Северного иПриполярного Урала. Как называется гора с самой высокой точкой Уральского
хребта, высота 1895 м.?Время!!! (ответ:гора Народная)

Фон7. таймер

Слайд 10.

4.Вопрос №4. Назовитетри наиболее крупных города ХМАО - Югры? Время!!! (Сургут,Нижневартовск, Нефтеюганск)

Фон7. таймер

Слайд 11.

5.Вопрос№5. В каком году открыто Повховское нефтяное месторождение, названноев честь бурового мастера Степана Повха, первооткрывателя Самотлора? Время!!! 1972году)

Фон7. таймер

Слайд 12.

6.Вопрос №6. Воктябре 2014 года в Когалыме началась эксплуатация нового крупного
месторождения нефти. Как оно называется? Время!!! (Имилорское месторождение)

Фон7. таймер

Слайд 13.

7. Вопрос №7. В какомгоду был официально зарегистрирован нефтяной концерн «ЛУКОЙЛ»? Время!!! (в 1991 году)

Фон7. таймер

Слайд 14.

8. Вопрос№8. В городе Когалыме, в 2015 году, было торжественно открыто памятноеместо, посвященное 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Как
называется данное место? Время!!! (Мемориалпамяти)

Фон7. таймер

Слайд 15.

9.Вопрос №9. 7сентября 2001 года в Когалыме была торжественно открыта бронзовая скульптура.
Скульптор, Заслуженный художник России Андрей Николаевич Ковальчук. Назовите
эту скульптуру? Время!!! («Капляжизни»)

Фон7. таймер

Слайд 16.

10. Вопрос№10. Ханты-Мансийск признан столицей зимних Сурдлимпийских игр 2015 года. Изображение,какой птицы стало главным символом 18зимних Игр, среди людей с нарушениями
слуха? Время!!! (ответ: абстрактное изображение тетерева)

Фон7. таймер

Слайд 17.Заставка

Ведущий: На этом, конкурс «Викторина» завершен,помощники ведущего соберите, пожалуйста,
листы с ответами.(Помощники собирают ). И раздайте чистыелисты.

Фон муз.6

Ведущий: переходимк третьему раунду, конкурсу «Угадай-ка».
Обратите внимание на экран, здесь будут представлены слайды на тему: «Многонациональная культура Когалыма».В конкурсе будут демонстрироваться слайды, участники команд по представленным
народным костюмам угадывают принадлежность к национальности, то есть какие
национальности изображены и свои ответызаписывают на листочках.Ведущий: на раздумье и запись ответов, у вас будетвремя 10 секунд, на каждый слайд. Послеокончания конкурса, помощники ведущего соберут листы. За каждый правильный
ответ- 1 балл.Ведущий: внимание, приступаем! На слайде номер один,вам представлена национальность, записываем ответ! Время!

Фон7. Таймер на демонстрациислайдов

Демонстрация слайдов с 19по 34

Ведущий: Внимание, второй слайд!

Фон7. таймер

Ведущий: Внимание, третий слайд!

Фон7. таймер

Ведущий: Внимание, четвертый слайд! Пятый слайд,шестой слайд, седьмой слайд, восьмой слайд, девятый слайд, десятый…… и
завершает 16 слайд.

Фон7. таймер

Ведущий: Раунд завершен, помощники ведущего соберите, пожалуйста,листы с ответами команд.

(Помощники собирают)

Ведущий: Жюри оценит результат, ав это время давайте, узнаемправильные ответы. Итак, внимание на экран, смотрим слайды, но уже с ответами.

Просмотр слайдов с ответами.

Ведущий: Первый ответ - русские, второй ответ…. И так далее…Ипоследний ответ- ханты.

Ведущий: Продолжаем, я объявляю музыкальную паузу, вовремя которой жюриподведет итоги трех раундов. Ведущий: Длявас поет Полина Шурдилова! Встречайте!

Фон 9.

Песня

Слайд 51.

Слайд 52. заставка

Вед: Музыкальная пауза закончилась, мы просим жюриобъявить нам результат первых трех раундов.

(Жюри объявляет)

Фон 4.

Ведущий: Продолжаем игру. Четвертый раунд - конкурскапитанов - «Фотопазл на тему быта
коренных малочисленных народов севера». Оценивается по пятибалльной системе. За
правильно составленный пазл- 2 балла. За верно названный предмет - 3 балла. В
этом конкурсе примут участие капитаны, команды и болельщики.

Ведущий: Итак, озвучиваю правила! капитанов командпросим остаться за столиками, а участников команд - просим подняться с места, и
отойти по левую сторону, вдоль стены. Помощники ведущего раздавайте,
пожалуйста, капитанам конверты, по одному конверту каждому капитану.

(Помощники раздают )

Ведущий: Уважаемые капитаны, перед вами конверт, в немнаходится пазл с картинкой, который вы
должны будете собрать, за три минуты, пока звучит музыка. Конверты можно будет открывать
только по сигналу. Ведущий: а чтобы команды и болельщики не скучали и предлагаемподняться всех со своих мест, и на месте, во время звучания музыки танцевать,
повторяя движения за помощниками. Ведущий: Все я вижу, поднялись? А капитаны готовы? Болельщики и командыготовы?Ведущий: Начинаем! (Обращение) -музыка!

Фон 10.(3 минуты)

Ведущий: Участники активнее танцуем, мы следим за вами,какие команды танцуют лучше всех, и поддерживают своих капитанов. Ведущий: Участники команд, ваша задача назватьпредмет, изображённый на картинке капитана,
а если затрудняетесь с ответом, можете обраться к своим болельщикам. Для
удобства демонстрируются слайды на экране. И начнем с той команды, чей слайд мы
видим сейчас. Слайды №1 (с 54 по 61) Ведущий: Итак, отвечает команда школы №… А если командазатрудняется с ответом, можете воспользоваться помощью своих болельщиков.Ведущий: Участники, скажите, что изображено на слайде?(Нартыездовые) Вы затрудняетесь сответом? Послушайте правильный ответ- это нарты ездовые! Ведущий: Следующая команды школы №…. , что изображено?(Чум). Озвучиваю правильный ответ - это чум! Ведущий: Далее отвечает школа №… что изображено? (Морда,ловушка для рыб) Отв.верн? Озвучиваю правильный ответ - это Морда ,ловушка для рыб.Ведущий: Следующая команда школы №… Ваш ответ (Печь). Озвучиваю правильный ответ - это печь! Ведущий: Молодцы! Далее отвечает команда школы №… Вашответ? (Люлька) И озвучиваю правильный ответ - это люлька! Ведущий: отвечает команда школы № (…), ваш ответ? (бубен).Верный ответ-это бубен. Ведущий: следующая команда -ваш ответ? (колотушка кбубну)Слушаем правильный ответ - (колотушка к бубну)Ведущий: И отвечает команда школы № ..? (Кисы)Слушаем правильный ответ - это кисы.Ведущий: Все молодцы! Переходим к заключительномураунду.Фон муз.4

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Познавательно-игровая программа

«Люблю тебя, мой край родной!»

Анисимова Лариса Константиновна,

учитель начальных классов

с. Панаевск

Цель:

Формирование коллектива, умения работать сообща; формирование интереса и уважения к традициям и культуре родного края, чувства толерантности и патриотизма.

Задачи:

    Закрепить знания детей о государственных символах России;

    Воспитывать чувство любви к своей Родине – малой Родине;

    Развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

    Формировать умение быстро схватывать услышанное;

    Развивать познавательные интересы;

Оборудование: компьютер, карточки, музыка, интерактивная доска

Ход игры:

Звучит стихотворение

(Дети сидят за столами, предварительно разделившись на мини группы по 5-6 человек в каждой.)

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами поговорим о нашем крае, о нашей малой Родине.

Суров этот далекий край: бесконечно долго тянется метельная зима, ненадолго появляется на сером зимнем небе холодное солнце, жестокие морозы сковывают почти до дна многочисленные озера и реки. Но на суровых жизненных дорогах не растеряли жители Севера главные достоинства Человека – доброту души, чуткость ко всему живому, внимательное, доброе отношение к «малой», суровой, северной, но самой дорогой Родине.

Дети ненцев и ханты живут и учатся в городах и посёлках нашего округа.

Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о нашем родном крае”.

Тогда, берите с собой свои знания и вперед.

Дети читают стихотворение.

1-ый: Старый двор, берёзки молодые,

Хоровод кудрявых тополей,

Это все страна моя Россия,

Милый образ Родины моей.

2-ой: Васильки, как глазки голубые

Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы

И пшеницы косы золотые

Заплетает осенью в снопы.

3-ий: Перезвон валдайских колокольцев

Слышится в журчании ручья

И на ранней зорьке у околицы

Раздаются трели соловья.

4-ый: А зимой сверкает и искрится

Снег, как подвенечная фата.

И ни с чем на свете не сравнится

Белоствольных рощиц красота!!!

Учитель: Да, кстати ваши знания сегодня будет оценивать наши уважаемое жюри.

Ну, а теперь разрешите объявить разминку : «Подумай-ответь»

Как называется страна, в которой мы живём?

Какая река соединяет все села и поселки нашего района? (река Обь )

Как называется наш район? (Ямальский)

Как называется посёлок, в котором мы живём?

Какие еще села есть в нашем районе? (село Мыс-Каменный, село Новый Порт, село Панаевск, село Салемал, село Сеяха, село Яр-Сале)

Первый конкурс “Всезнайки” .

Выберите среди представленных флагов, флаг нашей страны (выбирают).

Выберите среди представленных гербов, герб нашей страны (выбирают).

Выберите из представленных фотографий фотографию Салехарда

Учитель: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

Второй конкурс «Буквенные заморочки»

Учитель: А сейчас мы поиграем в очень интересную игру. Каждой команде я дам буквы, вы должны будете составить и записать как можно больше слов из этих букв.

(Буквы: П а н а е в с к о т б л ь)

Третий конкурс - “Собери свою школу”

Учитель: Сейчас мы проверим, какая группа самая внимательная и быстрая. У каждой группы на столе лежат пазлы цветные. Вам нужно из них собрать правильно и быстро.

(Побеждает та группа, которая быстрее и правильнее справляется с заданием. Звучит музыка, необходимо собрать пазлы с фотографией Панаевска и оленя.)

Учитель: Молодцы ребята, вы оказались очень внимательными!

Игра «Кто как кричит»

Голубь - воркует, медведь - ревет, утка - крякает, коза - блеет, гусь - гогочет, конь - ржет, корова – мычит, кошка – мяукает, петух – кукарекает.

Четвёртый конкурс - “У нас живут…”.

Учитель: Сейчас вам будут представлены животные, запишите номера тех, которые живут в нашей местности.

Пятый конкурс «У нас растут…»

Учитель: Сейчас вам будут представлены растения, запишите номера тех, которые растут в нашей местности.

Игра «Назови детёныша».

Шестой конкурс «В мире северных загадок»

- Попробуйте и вы отгадать северные загадки.

Загадки.

В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье? (Олень)

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может. (Лодка)

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет. (Снег)

Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё. (Сова)

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит. (Новорождённый оленёнок)

Волшебник на железе
Посредине чума сидит –
И угостить может,
И укусить может. (Огонь очага)

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

Учитель: Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Наше путешествие в “Страну знаний о малой Родине” подходит к концу. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны.

Жюри объявляет результаты игры. Награждаются победители.

Учитель: Наше путешествие почти закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами.

МИЛЫЙ СЕРДЦУ КРАЙ

Игровая программа с элементами краеведения

ЦЕЛЬ:

    Подведение итогов воспитательной работы класса по теме «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой» за год

ЗАДАЧИ:

    Проверить эрудицию учащихся по теме воспитательной работы класса

    Воспитывать патриотические чувства к своей Малой Родине;

    Воспитывать доброжелательные отношения между учениками, умение работать в группах;

    Способствовать расширению кругозора;

    Развивать творческие способности, сообразительность, творческую активность,

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Класс разделен на 2 команды, дано задание: каждая команда должна придумать название и эмблему соответствующие теме воспитательной работы класса.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Плакаты, воздушные шары, тесты, бумага, фломастеры, грамоты, подарки.

УЧАСТИНКИ:

6 класс, приглашенное жюри

РЕЗУЛЬТАТ:

Вручение грамот и подарков, фотографии и отзывы детей.

Люблю тебя в любое время года
Мое родное русское село
И в теплый день, в любую непогоду
С тобой всегда мне на душе светло.
Кивает мне знакомая береза,
И я в ответ ей "Здравствуй!" говорю,
Как хорошо мне, как по-русски просто
Жить в моем светлом, ласковом краю!

Дорогие мои ребята, уважаемые гости, сегодня у нас радостный и в тоже время немного грустный день, у нас с вами последний классный час, и я решила посвятить его конкурсной программе.

Для конкурсной программы нужны 2 команды, и, конечно же, жюри, а еще веселые и умные конкурсы! В жюри я пригласила известных вам людей, которые весь год принимают активное участие в жизни нашего класса – Щелкунова Ольга Юрьевна учитель нашей школы, Мельникова Светлана Николаевна – член родительского комитета.

И так, в нашей программе 7 конкурсов, за каждый конкурс выставляется определенное количество баллов, подведение итогов и чаепитие! Принимаем такой план?

Всем участникам желаю удачи!

    «Давайте познакомимся»

(название команды+эмблема, при оценивании учитывается отражение темы воспитательной работы класса, максимально 3 балла, на усмотрение жюри может быть дан дополнительный 1 балл)

    Разминка

(обе команды получают карточку со словом РОДИНА, за 2 минуты составить как можно больше новых слов из этого слова, сколько слов – столько баллов)

    «Битва воздушных шаров»

(у каждого участника привязан воздушный шар к ноге, вызываюся по одному человеку от команды, и по команде пытаются лопнуть шар соперника. Сколько лопнули шаров, столько и баллов, максимально 6)

    «Знаешь ли ты свой край?»

(тест, количество баллов соответствует количеству правильных ответов)

Тест «Знаешь ли ты свой край?»

    Протяженность реки Оять

(259-260 км)

    Народный промысел нашего села

(гончарный)

    Из чего образуется глина?

(из вулканического пепла)

    Перечислите все бывшие названия города Санкт-Петербург

(Петроград, Ленинград)

    Какой район Ленинградской области считается самым дальним?

(Подпорожский район)

    На территории нашего района находятся 3 монастыря, назовите их.

(Покрово-Тервенический, Введено-Оятский, Александро-Свирский)

    Сколько улиц в Алеховщине?

(22)

    В честь кого назван местный фестиваль бардовской песни «Владимирские Зори» (фамилия, имя, отчество)

(Романов Владимир Николаевич)

    В каком году принят официальный флаг Алеховщинского сельского поселения (подчеркнуть)

2009 2010 2011

    На какой улице нашего села до сих пор стоят купеческие дома

(Набережная улица)

    «Пуговкобанк»

    «Капитаны, капитаны….»

(каждый капитан должен дать ответ на 4 вопроса, вопросы разной сложности и чем сложнее вопрос, тем больше баллов за правильный ответ 2, 3,4,5 баллов)

    «Радуга дуга»

(я называю цвет, в команде находим такой цвет у участника и все хватаемся, если нет такого цвета, один участник из команды выбывает, игра до последнего участника, максимально 5 баллов)

Тренировка – черный.

Красный, синий, желтый, белый, коричневый, зеленый, серый.

    «Как курица левой лапой»

(по одному участнику от команды, желательно мальчика – разуться, снять носок и фломастером, зажатым в пальцах ноги, написать слово АЛЕХОВЩИНА, максимум 6 баллов)

А теперь дадим время жюри подвести итоги нашей конкурсной программе, и пока идет подсчет баллов небольшая игра «Эмоции» я даю каждому фразу как ее произносить написано на листочке.

«Ты самый лучший» - спокойно, с иронией, как другу, с любовью, с утверждением, вопрос.

«Мне понравилось» - спокойно, с вопросом, с иронией, с радостью, со злостью, с восторгом

А теперь все вместе «Я люблю свой класс и буду по всем скучать» - с любовью.

Молодцы! Спасибо!

А теперь важный момент, жюри слово вам.

Подведение итогов, оглашение результатов, вручение памятных подарков и грамот за работу.

А теперь, приглашаем всех к столу на праздничное чаепитие!

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА « ЗНАЙ И ЛЮБИ СВОЙ КРАЙ »

ДЛЯ 4,5,6 КЛАССОВ.

Цель и задачи :

1 .Развивать интерес к истории родного края, области;

2.Воспитывать чувство уважения к истории края, области;

3.Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: экран с секторами, раздаточный материал.

Образовательная технология: развивающее обучение.

Содержание :

1 .Визитные карточки каманд.

2.Вопросы деда-краеведа.

3.Составь пословицы.

4. Мозаика.

5.Разминка для капитанов.

6.Д\З стихи о родном крае.

7. Подведение итогов

Вед. Храня преданья вековые,

Велик и молчалив наш край.

Богат природой и народом,

Истории его - не забывай .

1 . СЕКТОР: «ВИЗИТНЫЕ КАРТОЧКИ команд».

Представление команд: название и девиз.

II. Сектор: «Вопросы деда – краеведа».

Ведущий задаёт вопросы, учащиеся поднимают карточки с ответом

1. Найди лишнее! В нашем крае растут :

А) берёзовые леса

Б) оливковые рощи

В) осиновые леса

2.Самый крупный зверь наших мест :

А) волк

Б) белый медведь

В) лось

З. Найди лишнее! В наших реках и озёрах водятся :

А) лещи

Б) осетры

В) карпы

4. Найди лишнее! Среди пернатых можно встретить :

А) дрофа

Б) цаплю

В) колибри

5. Найди лишнее! Лекарственные растения нашего края:

А) калина

Б) малина

В) грецкий орех

6.Какое озеро расположено рядом с Бузулуком?

А) Ледяное

Б) Прозрачное

В) Глубокое

III. Сектор: «Составьте пословицу! ».

Ведущий называет часть пословицы участники команд из нескольких карточек с пословицами, поднимают вторую часть пословицы.

Тому тяжело, кто помнит зло

Кто хвалился, тот с горы свалился.

Легче руками работать, чем головой.

Дело не медведь, в лес не уйдет.

Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи!

Кто много знает, с того много и спрашивается.

Кто больше знает, тот меньше спит.

Незнайка лежит, а знай-ка далеко бежит.

IV. Сектор: «Мозаика».

Ребятам предлагаются наборы мозаик (разрезанные открытки животных и растений занесённые в красную книгу Волгоградской области) – кто быстрее соберет!

V. Сектор: «Разминка для капитанов».

Ведущий задаёт вопросы, капитаны команд поднимают карточки с ответами

1 .Как назывался Волгоград в годы Великой Отечественной войны?

А ) Сталинград

Б) Царицын

2.Станица Преображенская была основана как:

А) крепость

Б)

З.Мы живём на:

А) нижнем Поволжье

Б) среднем Поволжье

4.С какими районами граничит Киквидзенский?

А) с Еланским

Б) с Нооанинским

5.Наш край богат:

А) черноземом

Б) нефтью

6.Наш край славится:

А) Казачеством

Б)

7.Какая крупная река протекает по нашему району?

А) Бузулук

Б) Хопер

VI.Сектор: «Легенды нашего края»

(Д/З)Стихи о Родном Крае.

VI I .Сектор: «Без отгадки не загадка»

Ведущий читает загадки о полезных ископаемых, которые добываются в Ленинск – Кузнецком районе. Нужно отгадать загадку и показать условный знак этого полезного ископаемого. Побеждает команда, которая больше даст правильных ответов.

    Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Оно понадобится сразу. (Глина)

    Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк)

VI II .Сектор : «Темная лошадка»

Каждой команде нужно по контуру определить животных и сделать надписи под рисунками. Побеждает команда, которая все выполнит правильно и точно.

I X .Сектор: Угадай-ка

Каждой команде нужно разгадать ребусы и назвать птиц, обитающих в нашей местности.

    Сорока

    Волга

    Клест

    Снегирь

    Сокол

    Пеликан

    Стриж

X .Сектор: Моя малая Родина.

Каждой команде предлагается конверт, в котором находится разрезанная иллюстрация достопримечательности Киквидзенского района. Команды должны составить это изображение и назвать достопримечательность, и в каком селе она находится. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильно.

В конце игры: подведение итогов, награждение команд.

СЦЕНАРИЙ

КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИВАЯ СТАРИНА»

Ребят встречает Василиса Премудрая.

В.П.:

Здравствуйте ребята! Я - Василиса Премудрая, героиня многих сказок. Вы любите сказки? Сегодня мы с вами совершим сказочное путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие времена, когда люди жили в деревянных избах, ездили на лошадях, и не было ни водопровода, ни автобусов.

Мы побываем с вами в одной русской семье, познакомимся с ее бытом.

Вы знаете что такое быт? (ответы детей).

Слово «быт» происходит от слова «бытие»- т.е. жизнь. Быт- это повседневная жизнь людей, то, как они жили, что ели, что пили, во что одевались, да как развлекались. Все, что непонятно, ново для вас, я объясню да разъясню, а вы должны не только слушать и смотреть, но и знания свои показывать.

Итак, начнем путешествие. Войдем в избу. Но только вот избы-то еще никакой нет, ее надо построить.

Давайте вместе построим дом.

на фланелеграф прикрепляются части дома

С чего начинают строить избу? Сначала закладывают основу дома- фундамент.

На фундамент ставят сруб- это основная часть дома.

Делался сруб (от слова «рубить») из дубовых цельных брусьев. Их складывали с большим умением, не употребляя ни одного гвоздя. Скрепляли брусья, положенные один на другой, посредством зубцов в нижнем и зарубок в верхнем, так что зубцы вставлялись в зарубки и выемки. Для теплоты между бревен клали мох. Говорили что у каждого бревна своя «постеля». А потом покрывали крышу, отделывали дом внутри и, конечно, украшали дом резьбой.

А вы замечали, что дом и человек похожи? Как и у человека, у дома есть глаза - это его окна, есть чело- лобовая доска. А что напоминает вам волосы? (крыша)

Теперь отгадайте загадки о доме и его частях:

Поля стеклянны, Два братца глядятся,

Межи деревянны. ввек не сойдутся.

(окно) (пол и потолок)

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают - глотает.

(печь)

Сейчас я проверю, как вы запомнили части дома; повторяйте за мной.

вместе с Василисой Премудрой ребята выполняют физкультминутку

Дружно дом сейчас построим:

Раз- фундамент установим,

Два- поставим прочный сруб

Три- окно прорубим тут,

А четыре крышу кроем,

От ненастья дом укроем. (показывают части дома: фундамент, сруб, окно, крышу)

Конечно, дом наш сказочный, поэтому и построили мы его быстро. На самом деле строили дом 2-3 месяца, за лето должны были управиться. Ну что ж, дом готов. Мы можем войти в него, а поможет в этом мой волшебный платочек. Волшебным платочком взмахну, и оживлю старину.

Открывается занавес. На сцене: стол, на нем глиняная и деревянная посуда,

Около стола лавки, у печи ухват и кочерга

Звучит музыка. За столом сидит семья: бабушка, дедушка, мальчик Иван, девочка Настя и их мама.

В.П.

Попали мы как раз к обеду. Вся семья в сборе. Во время обеда сидели мы чинно, о пустяках не говорили. На обеденный стол ставилась большая чаша - одна на всю семью. Хозяин дома сидел на почетном месте за столом. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. На столе обязательно стояла солонка.

Дед:

Хороша каша нынче получилась. Гречневая - моя любимая. Недаром говорят «Каша- мать наша».

Настенька:

Что-то отец к обеду запоздал.

Дед

Уж пора бы к обеду вернуться. Да видно торговля не идет: нынче пшеницы много уродилось, поэтому быстро и не продать.

Бабка:

Да ведь еще и корову хотел присмотреть на базаре, наша -то буренка стара стала.

Дед:

А ты Ваня, почему без хлеба ешь? Без хлеба сыт не будешь. Хлеб - всему голова.

В.П.

Пока наши герои обедают, скажите, что же черпали наши предки ложками, какие напитки распивали?

(Каша была ежедневным блюдом. Чаще гречневая, овсяная, реже - пшеничная. Немудреное кушание и дурень сварит: была бы крупица да водица. А что пили? Любили квас, кисель. Говорили: киселем брюха не испортишь. Картошку стали сажать недавно. Ее заменяла репа).

Из каких сказок мы узнаем о том, что ели в стародавние времена? («Колобок», «Репка», «Гуси - лебеди»).

Какие пословицы и поговорки о еде вы знаете?(ответы детей)

Дед:

Что ж поели, пора и за дело.

Мать:

Покуда я посуду собираю, да убираю, ты, Настенька, приготовь половики, пойдем их на речку мыть. Ты Иван, сходи, накорми коня.

Иван :

Не пахарь, не столяр,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

Настя, про кого это?

Настя :

Дедушка наш.

Иван:

Да нет - это же конь.

На сцене остаются бабка и дед, остальные уходят по делам.

Дед чинит валенки, бабка вяжет.

Дед:

Вот и ноябрь наступил. За окном уныло, голо. С полей все убрано. Сразу чувствуется - и на столе все скопом, и на земле и на воде.

Бабка:

Вон и дед Авдей идет из соседней деревни пешком. Дорога- то между деревнями вся в колдобинах. Кругом беспутица. Не проехать не пройти.

Дед:

Это уж как водится, в ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается. Как только явится ледовый кузнец - и землю, и воду стоячую закует. А ведь у меня сегодня, бабка именины. День Ераста. Есть такая примета: с Ераста (т.е. 23 ноября) жди ледяного наста. Ты заметила, что сегодня с утра дорога была покрыта тонкой ледяной коркой? Кора, что острая коса.

Бабка:

Я уж давно заметила, что если на Ераста Суровица (суровая погода) - и воет и дождит, и метет, и морозом рвет- надо с крыльца зиме поклонное слово сказать:

Матушка- зима, на что досадуешь,

На что серчаешь?

Чудь белоглазую погоняешь,

Ераста изводишь,

Горем день наполнишь.

Полно, матушка - зима,

Птицу и зверя, землю и воду мутить.

Оправь тонкого золота платок,

Высоко держи коровий рог,

Взойди на порог,

Откушай хлеба - соли.

Зима - она хранительница рода, хранительница студеного времени года.

Дед:

Да, бабка, у нас сегодня важное дело - собрать поношенную одежду- и рубахи., и валенки, и тулуп, и платки да шапки - все отдать донашивать. У нашей соседки Матрены орава ребятишек - им надо помочь холода пережить, зиму перезимовать.

Бабка:

Отнесем им сегодня и скажем: «От нас тепло - от вас терпение». Дед и бабка собирают вещи в узелок.

(Тему разговора деда с бабкой можно изменить, в зависимости от дня проведения конкурсно - игровой программы).

В.П.

В семье самыми уважаемыми были бабушка и дедушка. Деда называли Дед- Всевед: кто может быть мудрее деда, кто знает ответы почти на все вопросы?

Был бы дедуся, никого не боюся,

Дед щиток, кулак, молоток.

А бабушку называли: Забавушкой, потому что она внукам своим колыбельные песенки пела и сказки разные сказывала, да загадки разные придумывала.

«Бабушка, бабушка, золотая сударушка.

Молишь, хлебом кормишь,

Дом бережешь, добро стережешь».

А вот я игру вспомнила.

Игра: «Бабушка, купим уточку»

Дед:

Что- то я устал, пойду отдохну.

Бабка:

А я поставлю тесто на блины. Как- никак у тебя сегодня именины.

Бабка и дед уходят. Приходят дети. В руках у Насти - кукла, у Ивана - кусок глины.

Настя:

Я для своей куклы Маняши новый наряд сшила. Посмотри, какой нарядный сарафан получился. И узор вышила крестиком, как бабушка учила.

(Поет колыбельную песню):

Баю- баю- баюшок

Кладу Машу на пушок

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Иван:

А я хочу попробовать поработать с глиной. Вчера дед Ераст мне показывал, как вылепить глиняный горшок. Правда, у него гончарный круг. А я пока так попробую. Сначала надо глину размять как следует, а потом шар из нее слепить (пробует лепить).

Настя:

А давай сказку сочинять.

Иван:

А про что?

Настя:

А вот хоть про горшок глиняный, да про миску деревянную.

(Настя берет в руки деревянную миску, а Иван глиняный горшок).

Настя:

«Жила- была в доме деревянная миска. Все ее в доме любили, вовремя мыли, да вытирали.»

Иван:

И вот раз поехал хозяин на базар, да привез глиняный горшок, большой, расписной. Всю семью он вокруг себя собрал. Мать только в нем еду и стала готовить. Он и в печи и на столе. Вся еда в нем душистая, да вкусная получалась. Все внимание на горшок. А про старую деревянную миску все забыли.

Настя:

Но вот однажды, остались горшок да миска одни в доме, да затеяли спор: кто из них древнее и нужнее. Миска говорит: «Я древнее. Испокон века люди жили в лесу и самым первым материалом, из которого делали посуду, было дерево, а потом уже заметили, что из глины и песка можно смастерить посуду»

Иван:

А горшок говорит: «Зато посмотри, какой я красивый, не стыдно меня на стол поставить. Могу любой стол украшать»

Настя: «Когда-то и на мне был виден узор. Какая резьба меня украшала. Но со временем, я потеряла свою красоту. Может ты и красив, да только можно тебя легко разбить».

Иван:

«Разбитое легко склеить, а вот деревянная посуда гниет, да еще в печь не поставишь, потому что сгореть может.»

Настя:

И тут в спор включились все предметы какие есть в доме, сделанные из дерева и глины. На помощь деревянной миске пришли ковш, кадки, ушаты, стопки.

Иван:

Помочь в споре горшку пришла крынка, квасник, кружки.

Настя:

Так бы они спорили долго, да на их шум пришла старуха - кочерга и сказала: «Послушайте меня, мудрую старуху. Всякая вещь в хозяйстве нужна и полезна по- своему, раз ее придумал человек.»

С тех пор деревянная миска и глиняный горшок никогда больше не ссорятся и живут дружно.

Хорошая сказка получилась?

Иван:

Хорошая. А теперь давай поиграем в «камушки».(Иван учит Настю играть, у нее не получается. Начинается шум, возня».

Входит мать.

Мать:

Хватит спорить и ссориться, бесенята. Отложите вашу беготню да игры. С холодами приходит день Наума. Пора вам в доме сидеть, да учиться долгими вечерами. Недаром пословица говорит: «Батюшка Наум, наведи на ум». Ну-ка садитесь за стол, хочу проверить, не забыли ли вы грамоты. Сможете ли вы прочесть сказку, да ее оживить. Вот вам текст, ребята. Я буду читать слова за Козла, ты Иванушка - за Деда, а ты Настенька - за бабку. Итак, читаем:

(показывают отрывок из сказки: С.Я.Маршака «Сказка про козла»:

СКАЗКА ПРО КОЗЛА

Дед:

(входит в избу с деревянной вязанкой дров)

Ах, ах! Ох, ох, ох!

Что -то нынче стал я плох,

Слаб, ленив и нездоров.

Чуть донес вязанку дров.

Хорошо бы мне прилечь,

Затопи- ка, бабка печь

Баба:

(растапливая печь)

Ох, и я совсем стара,

На покой и мне пора!

Жалко сына нет у нас:

Он дровишек бы припас,

Да огонь в печи развел,

Да сварил бы щей котел.

Козел:

(заглядывает в окно)

Здравствуй баба, здравствуй дед!

Я сварю для вас обед.

Дед:

Кто к окошку подошел?

Баба:

Аль не видишь, наш козел.

Дед:

Он ли это?

Баба:

Как не он!

Дед:

Сон ли это?

Баба:

Нет, не сон.

Дед:

Жил я баба много лет.

Видел баба, белый свет.

А таких разумных слов

Не слыхал я от козлов.

Козел:

(появляясь на пороге)

Слушай баба, слушай дед.

Я сварю для вас обед.

Щей таких вам наварю,

Что не снились и царю.

Где капуста, где котел?

(ставит котел в печь)

Дед и баба:

Ай да умница, Козел.

Козел:

Сколько ссору на полу,-

Надо взяться за метлу.

Тут подмел и там подмел.

Баба

Ай да умница козел.

Козел:

Я лениться не люблю.

Дров на завтрак наколю.

Хоть оброс я бородой,

А козел я молодой.

Раз-два, раз-два!

Ловко колются дрова.

Дед и баба:

Ай да умница козел!

Сколько дров он наколол!

Козел:

Сбегать по воду пора.

Дай ка бабка два ведра.

(уходит по воду)

Дед и баба:

Ай да умница козел!

Он и по воду пошел!

Баба:

(глядя в окошко)

Побежал к реке задворками.

Дед:

На бегу звенит ведерками.

Баба:

Не козел у нас, а клад…

Дед:

Погляди, идет назад.

Козел:

(входя)

Час обеденный пришел

Накрывать пора на стол.

(раздает посуду)

Сядьте рядом на скамью.

Накормлю вас, напою.

(кормит деда, кормит бабу)

Баба, ешь, да не спеши.

Баба:

Щи уж больно хороши!

(молча едят)

Козел:

А теперь совет такой:

Пообедав, на покой.

Вы поспите нынче всласть.

Я же тихо буду прясть.

И за пряжей вам спою

Баю - баюшки - баю.

(прядет и поет)

Баю - баюшки - баю.

Я вам песенку спою.

Как мой дядюшка козел

В огородники пошел.

В огородники пошел,

Всю капусту прополол.

Где была капуста

Нынче стало пусто…

Спишь ли баба, спишь ли дед?

Петь вам песню или нет?

(дед и баба молчат)

Мать:

Понравилось?

Я ведь не случайно выбрала эту сказку. Посмотрите, сколько дел переделал козел за день.

И это еще не все дела. «Дом не велик, а стоять не велит», поэтому вы Настя и Иван, должны быть во всех делах мне помощниками. Пойдемте- ка сейчас сходим за водой.

Уходят.

В.П.

Подходит к концу и наша встреча с «Живой стариной». Вам было интересно наблюдать, как оживали одна за другой сцены деревенской жизни? Но ведь это только маленькая часть быта обыкновенной русской семьи. В своих группах, на занятиях вы узнаете, как жила крестьянская семья зимой, весной, летом, как изменялись повседневные занятия каждого члена семьи в зависимости от возраста и времени года. Подробнее познакомитесь с тем, как в старину строили дома, узнаете о старых домах. Может быть, в ваших семьях сохранились старинные вещи, которые могли бы рассказать много интересного об их владельцах, о жизни наших прабабушек.

До встречи.

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ

«ЖИЛИ- БЫЛИ»

Задание (дается предварительно)

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Приглашаем вас на игру «Жили-были».

При подготовке к игре:

Узнайте о своей семье, родственниках, происхождении своей фамилии;

Познакомьтесь с такими понятиями как: Род, родство, родословное дерево,

Семейная реликвия;

Вместе с родителями полистайте страницы семейного альбома;

Разучите игры ваших бабушек и дедушек.

Предлагаем вам принять участие в конкурсах :

Рисунков по теме «Моя семья»,

Родословных деревьев,

Рассказов о своей семье,

Семейных альбомов.

Удачи вам.

Ваши старшие кружковцы -краеведы Городской станции юных туристов.

Ход конкурсно- игровой программы

Ведут встречу Бабушка- Забавушка и Дед - Всевед.

Д.В . Здравствуйте юные краеведы!

Мы рады видеть вас на игре «Жили-были». О чем говорит название игры? Так начинались многие старинные сказки. А значит, речь пойдет о старине. Наша игровая программа посвящена семье.

Б.-З . В каждой семье есть бабушки и дедушки. Вот мы с вами сегодня побываем в гостях у Бабушки - Забавушки и Деда - Всеведа.

Д.-В. Как все дедушки, Дед - Всевед много знает и, потому будет делиться с вами своими знаниями.

Б.-З. Как и все бабушки, Бабушка - Забавушка, очень любит своих внуков, поэтому будет играть с вами, загадывать загадки.

Д-В . Ну что-ж, начнем игру.

Б-З. А я начну с загадки.

Человек придумывает загадки с давних времен. Много загадок мы встречаем в сказках, в них они помогали героям проникнуть в волшебный замок или расколдовать прекрасную принцессу.

В одной из сказок есть такая загадка:

Кто утром ходит на 4 ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х? (человек).

А вот еще одна загадка для вас:

Мой первый слог

Средь цифр найдете.

Конец ищите в алфавите.

А целое не трудно отгадать.

Взирая на детей, на их отца и мать. (семья)

Как коротко записать слово семья?(7-я)

А почему 7-я, а не 8-я (ответы детей)

Сколько членов в вашей семье?

У кого в семье - 7 человек? У кого больше?

Д-В . Вы знаете, как раньше называли родителей?

Отца называли «Большак», т.к. он был главой семьи, а мать - «Большухой», потому что она считалась хранительницей семьи, распоряжалась всей работой в доме.

Говорили так: «Отец - голова, мать - шея, куда голова повернется, туда и шея», так что друг без друга они никуда.

«На свете все можно найти, кроме отца и матери» - вот почему старинная книга «Домострой» учила: «Любите отца и мать свою, слушайте. Повинуйтесь во всем, и старость их чтите…»

«Домострою» уже более 400 лет, но наставления, которые даются в нем не устарели и сейчас.

После матери и отца самыми близкими являются бабушка и дедушка:

Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Бабушке только один дедушка не внук.

Был бы дедуся, никого не боюся, дед - щиток, кулак - молоток!

Выступления ребят - рассказы о бабушках.

Б.-З. Вы ребята, не раз слышали такие поговорки:

Мы из знатного рода,

Без роду, без племени,

Это у нас в роду,

Иваны, не помнящие родства.

Что значит слово «Род»?

Д. - В. Это несколько поколений, у которых один общий предок. Вы из одного рода со своей двоюродной сестрой, тетей, бабушкой.

Оказывается, давным - давно, когда люди верили в то, что существует множество богов: Бог Солнца, Бог Земли, Неба, Травы. Самым главным считали божество по имени Род. Древние думали, что Род дал жизнь всему живому, поэтому в языке так много слов, в которых содержится слово корень -« род».

Задание: Назовите слова, в которых содержится корень - род (природа, народ, Родина, урожай …).

Позже, когда люди забыли, что Род- создатель Вселенной, он стал покровителем семьи и превратился в обыкновенного Домового. Чтобы сохранить историю рода своей семьи, люди стали составлять свои «родословные».

Б. - З. Как, в виде чего составляли свои родословные?

Родословная изображалась в виде дерева: молодые ветки - это мы с вами (дети), ствол дерева - родители, а его корни - наши предки, бабушки, прабабушки.

Почему именно в виде дерева?

Как у дерева, так и у человека молодые веточки не могут существовать без ствола и корней.

Д. - В. В средние века вступить в рыцарский союз мог только рыцарь, который хорошо знал свою родословную.

В знатных семьях родословное дерево помещалось в золотую рамку и висело на самом почетном месте, и как только в семье появлялся новый член, появлялась новая веточка.

Б.-З. А вот вам загадки про вас и про ваших родственников:

1.Я составила родословное дерево: получилось 2 бабушки, 2 дедушки, 4 прабабушки, 8 прадедушек. Может ли быть такое?

2. 2 матери, 2 дочери, бабушка с внучкой, сколько всех? (трое: бабушка, мама, дочь)

3.У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер? (1)

4.Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (я сам).

5.Бабушка- это мамина мама. А кто дядя?

6.У вас есть родной брат, у него дочка. Как вы будете называть ее и она вас?

7.Как назвать сестру вашей мамы?

Следующая моя загадка:

Что принадлежит тебе, а пользуются этим другие? (имя)

Как вы думаете, для чего человеку, когда он рождается, дают имя?

Д.-В. Каждого человека называют по имени, чтобы отличить его от других, благодаря имени человек и становится известным. С именем Иван, без имени болван.

Как вы думаете, что такое Первунья, Ждан, Нечай, Молчун? Это имена. Много лет тому назад можно было встретить людей с такими именами. Первому ребенку в семье давали имя Первак, второму- Вторуня. Если мальчик родился темноволосым - его звали Черныш, маленького ростом Малюта, долгожданного ребенка звали Любим, Добрыня, родившегося весной Вешак.

А потом на Руси ввели календарь, в котором у каждого дня были свои имена. Если малыш родился 2 августа - в Ильин день, его называли Илья, 12 июля - Петр или Павел,

Составляя родословное древо можно узнать, какие имена носили наши предки. А как появились ваши имена? Что они означают?

Рассказ ребят об именах в семье

Б-З. проводит игру «Я знаю пять имен…»

Загадка: Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке - копеечку,

Марусеньке - копеечку,

Машеньке - копеечку,

Манечке - копеечку.

Вот такая добрая бабушка была.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И каждый задумался глядя из-за угла:

Много ли копеечек бабушка дала? (1 копеечку)

Задание:

От полного имени Александр (и др.) образуются ласкательные имена. Кто назовет больше?

Д.-В. Итак, у каждого человека есть имя.

Но в деревне могут быть несколько Иванов, тогда как узнать, какой из них нужен. Тут на помощь приходит фамилия- второе имя человека.

А откуда появилась фамилия?

Одни возникли от имен: Иванов, Ефремов; другие от прозвищ: Говорухин, Толстой, Белов, есть фамилии, которые указывают, откуда родом наши предки: Москвин, Лесков, Рощин.

Много фамилий говорят о том, чем занимались наши дедушки наших дедушек: Ткачев, Мельников, Рыбаков. Фамилии переходят от старших к младшим из рода в род, поэтому люди гордятся своей фамилией. Опозорить фамилию, означает проявить неуважение к старшим, к родным, которые ее носят.

А вы задумывались, как произошла ваша фамилия?. Какая у нее история?

Рассказ об истории фамилии одного из учеников.

ПРАДЕДЫ

Г.Граубин

Кем был твой прадед на Руси-

Свою фамилию спроси.

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода Кузнецов

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева деготь гнал,

В дегтярне гробил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров

Он столяром был - прадед.

С пилою Пильщиков дружил

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил.

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись и ты увидишь в них

Историю России.

Д-В. Но, говоря об имени и фамилии человека, надо помнить поговорку

«НЕ ИМЯ СЛАВИТ ЧЕЛОВЕКА, А ЧЕЛОВЕК СЛАВИТ ИМЯ».

В каждом доме есть вещи, которые связаны с историей семьи, передаются из поколения в поколение и свято хранятся - это семейные реликвии. Это может быть, полотенце, которое соткала и вышила прабабушка, подвенечное платье мамы, самовар дедушки, возле которого собиралась вся семья. Все это можно найти в бабушкином сундуке.

Рассказ одного из учеников о семейной реликвии.

Б-З. Что еще может рассказать нам о семье?

Что помогает запечатлеть самые важные значительные события в жизни семьи? (фотографии).

Этот глаз - особый глаз

Быстро глянет он на вас

И появится на свет самый точный

Ваш портрет.

Фотографии появились сравнительно недавно. Сначала их делали на металлических пластинках, и чтобы получить всего один снимок перед камерой приходилось сидеть целый час. Позже фотографии стали делать на плотном картоне.

(Показ старинных фотографий).

Во многих семьях фотографии собраны в семейные альбомы.

Выступление по теме «Листаем семейный альбом» (см. Приложение №1).

Итак, ребята, наша игра заканчивается. Вы узнали, что такое семья, что такое РОД, какие имена носили наши предки, как произошли фамилии, вместе мы заглянули в бабушкин сундук и полистали страницы семейного альбома.

Теперь нам осталось совершить экскурсию на выставку наших рисунков, родословных деревьев.

Подведение итога творческих конкурсов.

Награждение лучших работ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ «ЛИСТАЕМ СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

На сцене уютная квартира. Накрыт стол.

Однажды гости собрались

В одном уютном доме,

В который семьями пришли,

Как добрые знакомые.

Пришла семья Петровых

Семейство Ивановых

Пришла семья Дубининых

Вед.

К хозяевам Любимовым

Сначала гости пили чай

С хозяевами вместе.

Потом как - будто невзначай

Запели дружно песню.

Песня: «Изгиб гитары желтой»

Вед.

Вдруг кто-то промолвил

З. Как жизнь нам сделать интереснее

Вед

И все ответили:

Все хором: Пустяк!

Быть просто нужно вместе!

2 .Нет, надо спорт не забывать

Вед

Ответили Петровы

3. Значки и марки собирать

Вед

Сказали Ивановы

4. Нет, надо в турпоход ходить!

Вед

Промолвили Дубинины

И обратились все тогда к хозяевам Любимовым

3. А вы молчите почему?

Иль нет у вас секрета?

Вед.

И после- краткой паузы

Услышали ответы

1.Любимовы

Согласны с вами мы вполне

Да марки, спорт и песни,

Конечно, сделают в семье

Жизнь точно интереснее

Наш прост секрет

К чему скрывать?

Мы любим в нашем доме

Смотреть,

Хранить

И соблюдать

СЕМЕЙНЫЕ АЛЬБОМЫ.

Садятся.

Достает Семейный альбом .

Вот драгоценность всей семьи

Из рода всего нашего

Садитесь поудобней вы!

Альбом Вам свой покажем мы….

2.Любимовы

Наш род пошел от двух сердец

От пламенных, любимых

Вед

Любимовых?

Да, догадались, молодец!

Отсюда мы Любимовы…

Вот наша бабушка и дед

Они нам только в радость

И вам дадим сейчас совет

Все хором Все уважайте старость!!!

Песня «Бабушка с дедушкой»

Любимовы

А это фотография

На ней вы - папа с мамой,

Я так ее всегда люблю

Альбом открою и смотрю.

Песня «Самая хорошая»

А здесь мой папа был печальный

Был у него плохой начальник

Его хотели успокоить

Развеселить тогда мы с мамой

Но все равно на этом фото

Остался папа мой печальный.

Песня «Раньше папа был такой веселый»

4.Любимовы

А здесь я, помню, так просила

Сестренку иль братишку

Мне мама песню сочинила,

Сейчас ее услышите вы.

Песня «Диалог о рождении 2 ребенка»

Песня «Я всю неделю жду воскресенья»

5.Любимовы

Не так уж важно,

Чем семья вся будет заниматься.

Но лишь в одном уверен я:

Семью хранить старайтесь!

6.Любимовы

А мы хотим вам дать совет:

Скорее заведите в доме,

Если у вас еще конечно нет

Все хором: СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА!

ФОТОГРАФ:

Садитесь поудобнее!

Вот птичка!

Всем внимаааание!

Улыбки!

Вас в альбом

На память я снимаю!!!

7.Любимовы

На фотографии все вышли здорово!

И вся семья Петровых,

Семейство Ивановых,

И вся семья Дубининых,

Да и семья Любимовых.

Но прелесть есть, пожалуй, в том,

Что род наш умножается

И не кончается альбом

Ведь жизнь все продолжается.

И все же все решили так:

Чтоб жить нам интереснее,

Конечно, быть должна семья

Всегда и всюду вместе!!!

Песня «Мы желаем счастья вам».

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

КОНКУРСНО- ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «МОЙ МИР»

Цель- обобщить знания детей по теме « Семья»

Ведущий:

Все любят тебя без особых причин:

За то, что ты внук, за то, что ты сын.

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. (В.Берестов)

С детства вас окружает забота и любовь родных. Они всегда рядом с вами. А много ли вы знаете о них? Говорите ли вы с ними о том, каким было их детство, ведь они тоже, когда то были маленькими. Знаете ли вы как познакомились ваши родители, как появилась ваша семья?

А что такое по- вашему семья?

Она может быть небольшая, состоящая из 2,3,4 человек. А может быть большая, например 7 человек, как это было обычно на Руси (7 – «Я»). Давайте постараемся назвать всех семерых.

Когда можно увидеть семью в полном сборе? Конечно за столом. Значит, чтобы поближе познакомиться с семьей, надо прийти на семейный праздник. Например, на день рождения. Сегодня я приглашаю вас на день рождения к одной девочке. Мы вместе посидим за праздничным столом, попробуем именинного пирога, заодно поговорим о том, что такое семья.

Представляю вам наших героев:

Девочка Настя, сегодня ей исполняется 10 лет. День рождения ее любимый праздник.

Ее мама, Неля Федоровна, она – учитель начальных классов. Вся работа по дому на ней.

Настин папа- Дмитрий Викторович, работает мастером на заводе, многое знает и умеет.

Бабушка- Валентина Анатольевна, современная молодая бабушка, но очень нежная и ласковая.

Кроме того, девочки – подружки Насти, которые пришли на день рождения. Считайте, что и все вы тоже приглашены на день рождения Насти. Настя- девочка общительная, надеюсь, вы все с ней подружитесь.

ИТАК НАЧНЕМ

Мама :

Настя, тебе уже пора надеть праздничное платье.

Бабушка:

Дочка, а ты помнишь свой день рождения, когда тебе исполнилось 10 лет?

Мама:

Конечно, я впервые пригласила друзей и мне хотелось, чтобы мой день рождения был таким же как у взрослых: с танцами и музыкой. Магнитофона у нас не было, и мы попросили его у соседей. Магнитофон был большой, мы еле- еле принесли его, а он так и не понадобился.

Мы с девочками забыли про него, потому что итак было весело.

Мама:

Сколько лет прошло.А вот, кажется, и наши гости.

(входят девочки)

Девочки Хором:

С днем рождения! (вручают подарки: фотоальбом, плеер)

Настя:

Проходите, девочки. Знакомьтесь – это мои мапа, папа, бабушка, дедушка.

Бабушка:

Настя, пока печется пирог, займи- ка девочек

Оля:

Ой, Настя, какой у тебя уютный дом.

Настя:

Это все мама.

Света:

Как много разных интересных предметов, сувениров..

Настя:

Это все дедушкино. Он много путешествует и из каждого города обязательно привозит что- нибудь на память. Бабушка говорит, что наш дом скоро будет похож на музей.

Саша:

А что подарили тебе родные?

Настя:

Пока это для меня тайна. В конце праздника мы узнаем о подарке, мне обещали сюрприз.

Света :

Настя, расскажи о своей семье.

Настя:

Ну, семья как семья: мама, папа, бабушка, дедушка. Давайте лучше танцевать. (включается музыка, танцы.)

Настя:

Бабушка, давай танцевать с нами.

Бабушка:

Настя, я не умею.

Саша:

А под какую музыку вы умеете?

Бабушка:

Правда интересно? Я включу свою любимую мелодию- старые песни теперь в моде.(включается магнитофон) Вам нравится? Знаете, почему я выбрала эту песню? Когда мне было 20 лет, я каждое воскресение вместе с подругами ходила в Глуховский парк на танцы. С тех пор все так изменилось… Парк был гораздо больше, чем сейчас, работали карусели, летняя эстрада, библиотека, парашютная вышка, с которой можно было увидеть весь город, 45 лет назад в городе не было 9- этажных домов, а 5-ти этажные только начинали строить. И поселка Октября, и поселка Володарского не было, на их месте, да и в центре города, стояли одно- и двухэтажные дома. Поселок Заречье был только в проекте.

Настя:

Бабушка, ты же рассказывала про танцы.

Бабушка:

Так вот, однажды мы с подругой, как всегда, пришли на танцы, зазвучала именно эта песня в сопровождении оркестра, очень хотелось, чтобы кто-то пригласил меня на танец. Вдруг ко мне подошел красивый молодой человек с темными волосами и пригласил на танец.

Настя:

Это был мой дедушка? Но ведь у него светлые волосы?

Бабушка :

Это сейчас он поседел, а раньше был жгучим брюнетом.

Оля:

А кстати, где ваш дедушка?

Бабушка:

Наш дедушка отправился в очередное путешествие, он у нас турист. Кстати, тебе, Настя, телеграмма от дедушки.

Света:

Интересно, а как он выглядит.

Настя:

Я покажу вам его фотографию

(достает фотоальбом)

Вот наш дедушка. Это он на Кавказе, это в водном походе по Карелии, а это на Камчатке.

Девочки:

Какой молодец!

Настя:

С дедом мы любим путешествовать: ходим за грибами, за ягодами, и, как дед говорит: «за здоровьем». Он научил меня разжигать костер, ставить палатку (Настя убирает фотоальбом).

Оля:

Нет, Настя, подожди, давай еще посмотрим фотографии.

Мама:

Хотите, я вам покажу фото Насти, когда ей был всего год. Правда, красавица? Сейчас у нее карие глаза. А когда родилась, были голубые. Так бывает. А на этой фотографии ей 3 года. Как раз тогда с ней произошел такой случай. В воскресный день мы гуляли по парку, я встретила одну знакомую. Мы остановились поговорить, и не заметили, как Настя от нас убежала. Я очень испугалась и начала ее повсюду искать. Она оказалась на летней эстраде, там, где играл оркестр и танцевали взрослые, танцевала рядом с ними, руки в боки и пляшет. Было очень смешно. А с вами ребята происходило что- нибудь подобное в детстве? Можете рассказать? (рассказы детей)

Игра «Как живешь- вот так!».

Бабушка:

Я хочу вам показать самую старую фотографию вашего семейного альбома. Ей больше ста лет. На ней мой прадед, он работал мастером на Истомкинской ткацкой фабрике. Фотография похожа на школьную: в углу – здание фабрики, а портреты рабочих и служащих в овальной рамке, очень интересно, но это отдельный разговор….

Ребята, а у вас есть в доме семейные альбомы? Есть ли среди фотографий очень старые?.

(входит Настин брат Вовка).

Настя:

Знакомьтесь, мой брат Володя.

Вова:

Привет, девчонки.

Настя:

Кстати, мой брат может рассказать вам много интересного о нашей семье.

Вова:

Могу. Я составил родословное древо.

Настя:

Какое ветвистое дерево.

Оля:

Как ты составил это дерево. Ведь это не так просто.

ВОВА:

Если честно, мне помогал дед, вместе с ним мы пересмотрели массу фотографий, встречались со своими даже совсем дальними родственниками, ходили в краеведческий музей. И хотя нет в нашем роду знатных и богатых людей, могу с гордостью сказать, что все они были людьми честными и трудолюбивыми.

А вы девочки хорошо ли знаете своих предков, сейчас проверим.

Загадки:

1.Я составил родословное древо, получилось: 2 бабушки, 2 дедушки, 4 прабабушки и 8 прадедушек. Может ли быть такое?

2.2 матери, 2 дочери, и бабушка с внучкой, сколько всех? (3 б., м, д.)

3.У семерых братьев по 1 сестрице. Сколько сестер? (1)

4.Сын моего отца, а мне не брат. (я сам)

5.Бабушка- это мамина мама, а кто дядя?

6.Как назвать сестру вашей мамы?

7.Может ли быть тетя младше племянницы?

Да, родословное дерево может рассказать о многом. А какие замечательные старинные имена в нашем роду.: Прохор, Тимофей, Анисим, Марфа, Анастасия.

Настя:

Значит, в нашем роду уже была Анастасия? Это в честь ее меня так назвали?

Бабушка:

Да, наша прабабушка была очень умной женщиной, лечила людей с помощью разных трав. В деревне ее очень любили и уважали.

Настя:

Я тоже хочу стать врачом.

Мама:

А еще мы дали тебе это имя потому, что как встарь заглянули в Святцы, специальную книгу, в которой каждому месяцу соответствует какое- либо имя. В ноябре как раз день Святой великомученицы Анастасии.

Света:

А всем людям именно так дают имена?

Мама:

Нет, но мы решили не нарушать семейной традиции.

Настя:?

Интересно, что обозначает мое имя?

Вова:

А вот фамилии на нашем родословном дереве появились не так давно. Наша фамилия исходит от имени прадеда Ивана, поэтому мы Ивановы.

Папа:

А наша фамилия Кузнецовы, наверное, наш предок был кузнец.

Мама:

Что же, кажется пирог готов, пора за стол.

Все:

Какой вкусный пирог!

Настя:

Ой, мама, я разлила чай, пожалуйста вытри.

Папа:

Я уронил кусок пирога на брюки, Неля дай полотенце!

Мама:

Знаете, мои дорогие, я не успела присесть, а вам то одно, то другое, что я вам служанка что ли? Смотрите, а то произойдет с вами такая история как с одним мальчиком. Чтение ролям сказки Г. Остера «7 мам Семена Синебородько»

Папа:

Да, очень смешная история. Где у нас полотенце?

Настя:

А я, пожалуй, все сама сделаю.

Бабушка:

Я вижу, вам понравился мой пирог. Это моя бабушка научила меня его печь. В праздничные дни вся семья собиралась за большим столом, все шутили, пели песни, и конечно пробовали бабушкин пирог. Взрослые очень любили нас, детей, но держали в строгости. Мы были всегда рядом с родителями и помогали по хозяйству. Дел было много: и корову подоить, и дом убрать, и воды принести. Не то что сейчас: мы живем в квартирах, за водой идти не надо, она из водопровода течет, и корову держать не надо- молоко в магазине есть. А дети только гуляют и совсем не помогают взрослым.

Настя:

Почему, я иногда помогаю мыть посуду. Хоть я и слышала, что в Японии детям все разрешают и ничего не запрещают делать.

Папа:

Это просто какая то фантастика., хотя есть и доля правды. Я читал, что в Японии действительно детей балуют, но только до школы. Японцы не ругают своих детей, совершенно не реагируют на их плохое поведение. Например, пятилетний малыш, которому наскучило дожидаться маму в парикмахерской, может раскрыть банки с кремом намазать им зеркало, или себя, причем ни мастер, ни сидящие рядом женщины, ни даже мать не скажут ему ни слова. Но, зато, как только японский ребенок отправляется в школу, жизнь его становиться совершенно иной. Появляется множество запретов и обязанностей, так что о своей беззаботной жизни до школы можно только вспоминать.

Настя:

Жаль, а то я уже хотела позавидовать японским детям.

Папа:

Еще труднее было бы тебе, если бы ты жила в Америке, потому что американские родители считают своим долгом воспитать детей приспособленных к жизни, умеющих рассчитывать только на себя. К окончанию школы американские дети становятся практически независимыми. Американская мама, даже если не работает, она не служанка, а менеджер. Она распределяет всю работу по дому между членами семьи. Каждый делает то, что может. Американские бабушки тоже очень деятельны, у них масса дел и посидеть с внуком они могут далеко не всегда… Американская семья – это слаженная команда, выполняющая определенную работу.

Настя:

Хорошо, что у меня не американская бабушка.

Мама :

Да, наука шагнула далеко вперед, теперь воспитание занимаются не только родители, но и радио, телевидение, компьютерные программы. Моей любимой передачей в детстве была «Радионяня». («Радионяня» - песня)

Игра- повторялка «Ехал Ваня..»

Ведущий:

Вы не забыли, кто вас пригласил на день рождения?
Надо поздравить нашу именинницу.

Конкурс на самое интересное и оригинальное поздравление.

Ведущий:

А теперь настало время вручить тебе подарки.

Папа:

Я дарю тебе мою любимую книгу «Маленький принц». Она научит тебя быть внимательнее и добрее к людям.

Мама:

Ты любишь слушать музыку? Я подарю тебе диски, на них не современные песни, а наши с бабушкой любимые. Послушай эти песни, и может быть, они помогут тебе лучше нас понять.

Вова:

Тебе подарить я решил то самое родословное дерево, о котором рассказывал. Ты- новая веточка в нашем роду, постарайся быть хорошей веточкой, достойной своих предков.

Бабушка:

У меня самый ценный подарок. Это семейная реликвия- старинное полотенце, которое вышила наша прабабушка Анастасия. В детстве она подарила его мне, на всю жизнь я запомнила ее слова. «Пусть это полотенце принесет тебе счастье. Пока ты еще маленькая, а как станешь взрослой, полюбишь достойного человека, и захочешь с ним судьбу связать. Как пришлет он к тебе сватов, тогда оберни руки его и свои этим полотенцем.И как полотенце вас связало, так и быть вам неразлучными. Так и получилось. Мы с твоим дедушкой живем счастливо. Думаю, что и тебе полотенце принесет счастье. Храни его!

Настя :

Спасибо, бабушка, какое красивое. А какая вышивка! Очень хочется самой такую красоту творить. Научишь бабуля?

Бабушка:

Конечно научу!