Open
Close

Конспект занятия «Насекомые. Познавательная беседа "какие бывают насекомые" О насекомых для детей доу

Познавательная беседа в старшей группе

«Какие бывают насекомые».

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь, мелкую моторику; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Развивающая среда: картинки и иллюстрации с изображением насекомых, наглядное пособие "Насекомые", аудиозапись "Танец бабочек" М. Красева; книга о природе "Чудо на ладони", графическая модель насекомого, пластилин.

ХОД БЕСЕДЫ

Перед началом занятия дети рассматривают наглядное пособие "Насекомые", дидактические карточки и иллюстрации с насекомыми.

Сегодня мы отправляемся в гости к шестиногим друзьям. Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (о насекомых)

Правильно! Ребята, а по каким основным признакам мы узнаём с вами насекомых? (У всех насекомых по шесть ног. Тело состоит из трёх частей: голова, средняя часть и брюшко)

А что ещё есть у насекомых? (На голове два усика, у некоторых есть хоботок и крылья)

Для чего насекомым нужны хоботок и крылья?

(С помощью хоботка они питаются, крылья нужны чтобы передвигаться)

Правильно! Многие насекомые летают. Некоторые летают очень быстро: стрекоза, например, может развивать скорость до 40км в час. Другие насекомые ходят и прыгают. Вы можете назвать мне таких насекомых?

(Ходят жуки. у которых нет крыльев. Прыгает кузнечик)

Действительно кузнечик хороший прыгун. Он может прыгнуть на расстояние в 20 раз длиннее его тела. А если он выпустит крылья, то улетит, планируя, еще дальше.

Ребята, а чем питаются насекомые? (Цветочным нектаром, листьями)

Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами. мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Ребята, а почему божьих коровок так называют (рассказ сопровождается демонстрацией иллюстраций)

- Потому что они выделяют "молочко", только не белое. а ядовитое жёлтое, которое появляется на сгибах лапок во время опасности. На самом деле это кровь, едкая и неприятно пахнущая. Поэтому не едят коровок не птицы, ни ящерицы. А ещё их можно назвать перелётными жуками. Оказывается, в конце лета и осенью, коровки летают на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются обратно. Но не все коровки улетают. Многие из них, как и другие жуки, прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому, если сжигать прошлогоднюю траву, можно сжечь и насекомых. Относиться к ним надо бережно, не допускать сжигания травы в садах и огородах.

ФИЗМИНУТКА

Под музыку "Танец бабочек" дети плавно двигаются.

Д/И "КТО ГДЕ ЖИВЁТ".

Перед вами разложены карточки, с изображением насекомых. Вы должны взять карточку и поместить на ту картинку, которая соответствует месту обитания данного насекомого. Дети раскладывают карточки и комментируют свой выбор.

Как окраска помогает насекомым?

Действительно, окраска насекомых часто зависит от среды обитания. Это помогает им спасаться от врагов. Одни, благодаря окраске, становятся невидимыми. Так терновый клоп похож на шип, растущий на ветке. Некоторые бабочки, когда сидят спокойно, напоминают листок. Некоторые невидимы на древесной коре. Цветочный богомол схож с цветком, на котором сидит. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций) У других насекомых окраска настолько яркая, что враги не рискуют к ним приближаться. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Насекомые окрашенные в красно-чёрные, желтые и чёрные тона, как правило неприятны на вкус, и птицы их не трогают. Есть насекомые, жук бомбардир, которые выпускают в момент опасности струю едких химических веществ с резким запахом. Пока враг приходит в себя, жук убегает.

Ребята, насекомых на земле много или мало? (ответы детей) А что, было бы, если насекомых не стало? (ответы детей)

Поиграем в игру "ХОРОШО - ПЛОХО".

Много разных насекомых - это хорошо или плохо? (ответы детей)

Что еще хорошо? (интересно наблюдать, красиво, пища для других и т. д.)

Что плохо? (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

ИТОГ. О ком мы сегодня говорили? Что интересного вы узнали? Дети по выбору лепят насекомое.

Участники проекта:

    Воспитанники подготовительной группы

    Воспитатели ДОУ

    Родители

    Музыкальный руководитель

    Учитель биологии

Актуальность темы:

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Цель проекта:

    формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

Задачи проекта:

    Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;

    Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

    Воспитание бережного отношения к природе.

    развивать эмоциональную отзывчивость;

    развивать коммуникативные навыки;

    формировать навыки исследовательской деятельности;

    закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.

    развитие творческих способностей, речи, мышления.

Вид проекта: групповой (коллективный).

Длительность: среднесрочный (июнь-август).

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Ожидаемый результат:

    Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.

    Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

    Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых

    Развитие умения рассуждать, наблюдать.

    Развитие речи у детей, активного словаря.

    Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (организационный) этап:

    Определение темы проекта;

    Формулировка цели и определение задач;

    Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

    Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.).

    Составление плана основного этапа проекта

2. Основной этап:

Планируемая деятельность по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

    Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;

    Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»

    Составление рассказов о насекомых.

    Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

    Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).

Познавательное развитие

    Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть - целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;

    Просмотр видео - фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;

    Экскурсия в школу в кабинет биологии;

    Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);

    Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

    Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

    Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)

    ООД «Насекомые»;

    Конструирование книжек - малышек;

    Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);

    Проведение КВН «Загадочный мир насекомых».

Речевое развитие

    Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;

    Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;

    Составление описательных загадок про насекомых;

    Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;

    ООД «Ох, уж эти бабочки»;

    ООД «Бабочка»;

    Сочинение стихов и сказок о насекомых.

    Чтение произведений:

К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,

В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Художественно-эстетическое развитие

    ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;

    ООД по лепке «Бабочка на листочке»;

    ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;

    Рисование по трафарету;

    Конкурс рисунков «Бабочки» на асфальте;

    Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;

    Оформление книжек - малышек;

    Пение песен и частушек о насекомых;

    Разучивание танца «Порхающие цветочки»;

    Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;

Физическое развитие

    Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;

    Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;

    Артикуляционная гимнастика «Оса»;

    Гимнастика для глаз «Стрекоза»;

    Релаксация под звуки природы;

    Физкультминутка «Сороконожка»;

    Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;

    Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;

    Стихи с движениями «Прогулка»

Работа с родителями

    Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.

    Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).

    Оформление информационного стенда.

    Проведение консультации по темам:

    • «Как учить с детьми стихи дома»;

      «Расскажите о насекомых»;

      «На природу с ребенком».

    Подготовка детей ко II Всероссийскому конкурсу прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

    Участие в оформлении музыкального зала к итоговому мероприятию: КВН «Загадочный мир насекомых».

    Подготовка детей к итоговому мероприятию (разучивание стихов, песен, частушек; изготовление эмблем, грамот).

    Совместное творчество родителей и детей: изготовление книжек-малышек, поделок; сочинение сказок, стихов.

    Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

    Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».

    Оформление папки - передвижки «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи» на тему: «Насекомые».

3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).

Продукт проектной деятельности:

    Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.

    Книжки - малышки с загадками, сказками, стихами, скороговорками.

    Альбом «Удивительный мир насекомых».

    Мультимедийная презентация.

    Участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

    Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении).

Презентация проекта:

    Итоговое мероприятие: КВН «Загадочный мир насекомых» (представлен в приложении) с презентацией работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка - красавица.

    Презентация проекта на педагогическом проекте.

Выводы по проекту:

    Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

    Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

    В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.

    По результатам проекта было выявлено, что:

    • Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

      У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;

      У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

    На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

    Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

    В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

    Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 64 с.

    Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.

    Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

    Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Совре-менное дошкольное образование.- 2008.- № 5

    Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" - современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.-2006.-№ 3

    Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 192 с.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 128 с.

    Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 144 с.

    Козина И.В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа. Методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2015. - 176 с.

    От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

    Павлова Л.Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.

    Плешаков А.А., Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. - М.: Просвещение, 2008

    Рыжова Н., О программах экологического образования дошколь-ников//Дошкольное образование.-2004.-№ 11

    Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми предшкольного возраста//Дошкольное образование.-2008.- (Библиотечка "Первого сентября").

    Рыжова Н., Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание.-2004.-№ 11; № 12.- (Рабо-таем по программе "Наш дом - природа").

    Экологические проекты с детьми - реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование.-2004.-№ 12 2.

    Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образо-вание.-2008.-№ 19. № 23; 2009.-№ 5; № 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КВН «Загадочный мир насекомых»

Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках, местах обитания насекомых, о бережном отношении к ним. Создать бодрое и радостное настроение.

Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщения, отвечать на вопросы, активизировать память.

Развивать творческую активность, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться ими. Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.

Оборудование:

музыкальное сопровождение: балалайка, аудиозапись музыки Андрея Варламова к словам Бориса Заходера «Песенка бабочек»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки); оформление сцены: заголовок КВНа, картинки насекомых; эмблемы, дипломы, 4 обруча, кегли по 12 штук для каждой команды, удочка, сачок, цветы; бумажные бабочки и стрекозы, привязанные к воздушным шарам, надутых гелием; Маша и Миша - персонажи мультипликационного фильма «Маша и медведь».

Дети под музыку А. Варламова из песни «Песенка бабочек» входят в зал.

Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я рада вас видеть на нашем празднике. Сегодня мы проведём КВН «Загадочный мир насекомых». А вот знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. Играть будут две команды: команда «Кузнечики» и команда «Бабочки».

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

В той стране - благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Воспитатель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Приветствие капитанов команд:

«Бабочки»

Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,

Нужно им очень потрудиться.

«Кузнечики»

Впереди нас ждёт успех,

«Кузнечики» умнее всех.

Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.

«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:

а) Пришли мужики в лес без топоров,

Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)

«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:

а) Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

б) Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Воспитатель:

А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.

Задания для команды «Кузнечики»

а) Пошла…на базар и купила самовар.

Б) Приходите…я вас чаем угощу!

В) Приходили к мухе….

Приносили ей сапожки.

Г) Приходила к Мухе

Бабушка -…

Задания для команды «Бабочки»

а) Вдруг какой-то старичок…

б) Вдруг откуда-то летит

Маленький….

В) Прибегали…

Зажигали огоньки.

Бегите по дорожке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошо знакомы с творчеством поэта К.И. Чуковского. В нашей группе есть тоже начинающий поэт. Сейчас он прочитает свое стихотворение.

Ребенок читает стихотворение «Порхающее облачко».

Воспитатель: Есть в нашей группе и маленькие художники.

(Представление книжки - малышки «Порхающие цветы»).

Воспитатель: А также дети нашей группы приняли участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка - красавица».

(Презентация работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка - красавица.)

Музыкальная пауза.

Дети исполняют песню Бориса Заходера «Песенка бабочек», музыка Андрея Варламова.

Песенка бабочек

Ах, как легка
Жизнь мотылька!
Легче пушинки
И ветерка!
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Мы не вздыхаем,
Не унываем,
Дружно порхаем
И напеваем:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Песенка наша
Так коротка,
Но ведь она
Смысла полна
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Так не вздыхайте
Не унывайте,
Дружно порхайте
И распевайте:
Диби-диби-да!
Диби-диби-да!

Воспитатель:

Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.

«Бабочки»

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.

Воспитатель:

Вопрос для зрителей:

Является ли паук насекомым? (Нет. У насекомых шесть ног, а у паука - восемь)

«Кузнечики»

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(Кузнечик)

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Подвижная игра: «Кто быстрей?»

Приглашаются по три участника из каждой команды. По сигналу: «Покружись, покружись, в бабочку превратись!», под музыку, дети «летают» по залу. По окончании музыки, дети должны занять свои места. Чья команда быстрее соберется, тот и победитель.

Под музыку из мультипликационного фильма «Маша и медведь» вбегает Маша с сачком в руках и веселится, нарушая правила поведения в природе (срывает цветы, шумит, ловит бабочек).

Под музыку, с удочкой в руках, не спеша, выходит Миша, прогуливается по залу. Замечает Машу и начинает мычать, грозить лапой, качать головой.

Воспитатель:

А вы знаете, почему Миша ругается на Машу?

Давайте расскажем Маше правила поведения в природе. Дети перечисляют правила поведения в природе.

Извините меня, пожалуйста, ребята. Я больше никогда не буду так себя вести. Разрешите нам с Мишей остаться на вашем празднике?(Миша встает в команду «Кузнечики», а Маша в команду «Бабочки»)

Воспитатель:

Следующий конкурс - эстафета «Муравейник».

На одном конце зала два обруча с кеглями. На другом конце два свободных обруча. Дети « строят муравейник» на другом конце зала, передавая кегли из рук в руки.

Воспитатель:

А сейчас следующее задание: «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки).

Выходят по 2 человека из каждой команды.

Воспитатель:

Конкурс «Четвертый лишний». Выходят по 2 человека из каждой команды.

«Кузнечики»

(Пчела, муравей, бабочка, божья коровка)

Лишний - муравей, так как он не летает.

«Бабочки»

(Комар, стрекоза, муха, паук)

Паук - так как это не насекомое.

Воспитатель:

Музыкальный конкурс «Частушки». Дети исполняют частушки.

Красным, синим, желтым цветом

На лучах цветы цветут -

Много меда этим летом

Пчелы в улья принесут.

Мухи в дождик не летают,

Мухи в дождик отдыхают,

Не боятся муки скуки,

Берегут здоровье мухи.

Рано утром паучок

Сеть повесил на сучок.

Сеть повесил и молчок:

Ловит муку паучок.

Комары - комарики,

Рыжие сударики:

Всюду вьются и толкутся.

И откуда же берутся?

Стрекоза - охотница

За добычей гонится.

Поскорее, мошки,

Уносите ножки!

Поздним вечером сверчок

Не ложится на бочок,

А на старой лесенке

Сочиняет песенки.

Сеть большую сплел паук

У него ведь восемь рук.

У меня всего лишь две,

Не сплести так ловко мне.

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Не дает спокойно есть,

Так и хочет на нос сесть.

Воспитатель:

На этой веселой ноте мы заканчиваем наш КВН.

Урожай, в саду снимая

Насекомых вспоминая,

Им спасибо говорим,

И за всё благодарим.

Ведь с утра до поздней ночи,

Опыляли все цветочки,

Крылья, лапки не жалели,

Помогали, как умели!

Воспитатель:

А вам я хочу пожелать: любите природу, охраняйте её. А природа в свою очередь будет радовать нас своими красотами!

В конце КВН жюри подводит итоги праздника и награждает дипломами всех участников КВН.

В 5 лет сын настолько сильно заинтересовался насекомыми, что мы теперь коллекционируем их фигурки и играем только ими, в качестве домашних животных завели жуков, во время прогулок ищем и рассматриваем разных букашек-таракашек и записались в детскую библиотеку, где изучили уже практически все книги на эту тему. Особенно понравились фотокниги В. Танасийчука , советского энтомолога. Мы нашли в библиотеке только 2 книги этого автора, изрядно потрепанные, «лохматых» годов выпуска.

«В гостях у насекомых», В. Танасийчук

ЖИВОЙ АВТОБУС

Сидел я вечером на крыльце и смотрел, как бабочки вокруг лампы кружатся. Вдруг плюхнулся передо мной в траву жук -странный, весь какими-то зёрнышками облепленный. Только я успел его сфотографировать, как он взлетел и исчез в лесу. А когда я проявил плёнку, то увидел, что никакие на нём не зёрнышки. Это десятки маленьких клещиков крепко-крепко вцепились в жука, и жук их вёз, как живой автобус. Интересно бы узнать - куда?

ЧЕМ БАБОЧКИ НЮХАЮТ?

На свет лампы прилетела ночная бабочка -красивая и большая, каждое крыло в твою ладошку размером. Уселась и усами шевелит -принюхивается, нет ли близко других бабочек. Человек запахи носом чувствует, а бабочка- усами. Видишь, какие они у неё большие и сложные.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ КРЫЛЬЯ

Неужели это тоже бабочка? Ноги длинные, а крылышки и на крылышки не похожи -тонкие, мохнатые и разделены на несколько лопастей, похожих на пальцы. Так и зовут эту бабочку -пальцекрылка.

КТО СЪЕЛ ТЛЕЙ?

Жили на веточке тли, сок из неё сосали. Стала вянуть веточка. Но вот, словно танк, приполз колючий зверь и слопал тлей. Только несколько штук осталось. Что за зверь такой? А это личинка божьей коровки. Пройдёт немного времени, и превратится она в красного жучка с чёрными точками, которого ты хорошо знаешь.

ЗЛАТОГЛАЗКА

Прилетела на цветок златоглазка. Крылья у неё большие, прозрачные, радугой отсвечивают, а глаза золотом переливаются. Сидит, осматривается - не осталось ли где тлей, которых божьи коровки не заметили? Если найдёт, всех съест. Полезное насекомое -златоглазка, она наши поля и сады охраняет.

СЕРЕБРЯНАЯ МУХА

Маленькая - со спичечную головку -муха бегает в траве, тоже добычу ищет. Спинка и брюшко у неё будто серебряной пылью покрыты, вот и зовут её серебрянкой.

ЗАЧЕМ ТРУБКОВЕРТУ ТАКАЯ ГОЛОВА?

Сидит на ветке жук-трубковерт. Его личинки листья едят, и он делает для них из листьев съедобные домики-трубочки. Лапками скручивает, а головой помогает - не зря она у него такая узкая, длинная и во все стороны движется. Долго работал, устал - теперь отдыхает.

СТРАШНЫЕ ХВОСТЫ

По ивовому листику ползёт зеленая гусеница бабочки-гарпии. Сзади два длинных хвоста вверх торчат. Подойдёшь к ней поближе -испугается, голову поднимет, хвостами в воздухе закрутит: не тронь меня, я страшная! А сама боится. Только у неё и защиты что эти хвосты, ведь кусаться она не умеет.

ШМЕЛЬ С КОРЗИНОЧКОЙ

С цветка на цветок перелетает пушистый шмель, пьет цветочный сок - нектар и пыльцу собирает. Куда?В корзиночку. Есть на задних лапках у шмелей и пчёл особые ямки, куда они пыльцу накладывают. Смотрите, сколько этот шмель набрал! Сейчас в своё гнездо полетит -личинок кормить.

ЗАПАСЛИВАЯ ОСА

Оса-аммофила устала охотиться и тоже присела отведать нектара. Чёрная, длинноногая, с тонким оранжевым брюшком, а на лбу, между глазами, ещё три маленьких глазка как бусинки блестят. Ни одна гусеница от этой осы не скроется, сразу поймает и в норку унесёт про запас для своих личинок.

ЖУК-ДРОВОСЕК

Кого только не встретишь на летнем лугу! Вот прилетел и уселся на цветке пёстрый, красивый жук. Кушает пыльцу и усами шевелит. И у него, и у всех его родственников усы очень длинные, потому и называют этих жуков усачами. А ещё зовут их дровосеками, потому что личинки усачей в стволах деревьев живут.

ЖУЖЕЛИЦА

Другой жук - зелёная блестящая жужелица- бежит по земле, в травинках и соломинках путается. А почему бы ей не взлететь? Не может -крыльев нету. Не бывает их у жужелиц.

РАЗБОЙНИК С КИНЖАЛАМИ

Притаился на камушке жук-скакун. Ноги у него длинные, прыгучие, а челюсти как два кривых кинжала. Сидит скакун, добычу караулит. Увидит зазевавшуюся муху или жука -прыгнет, полетит, схватит. Был бы скакун размером не с ноготь, а с тигра, не было бы страшнее зверя на земле.

ПУШИСТЫЙ СЛАДКОЕЖКА

Через цветок, как сквозь лесную чащу, пробираем пушистый жук - восковик. Это жук мирный, он ни на кого не охотится - ест цветы, самые сладкие части выбирает. И челюсти у него маленькие, ни для кого не опасные.

ХРАБРЫЙ ЖУЧИШКА

Ловко лезет по травинке жук - высоко залез. Ветер дует, травинку, как мачту, раскачивает, а он держится. У него для этого на концах лапок специальные крючочки есть.

«Шестиногие соседи», В. Танасийчук

Кто живет у нас на даче. Букашки.

Художник: Тони Санчеза
Издательство: Карьера Пресс, 2012 г.
Возраст: 3+

Купить на Labirint.ru (370 руб.) или Ozon.ru (351,50 руб.)

С этой прекрасно иллюстрированной книги начались наши знакомство и любовь к насекомым. Под её обложкой вы найдете 20 жучков-паучков-многоножек-улиток-червячков, которые живут на наших дачах, в садах и парках. Книга построена следующим образом: сначала на странице картинка-загадка с изображением букашки в своей естественной среде обитания (под листочком, под камнями, в норках под землей и т.п.) с вопросом «Угадай кто?». Переворачивая страницу, мы находим ответ с кратким описанием как букашка называется, чем питается, где встречается и какие имеет особенности.

Информация подается сжато и адаптирована для детского восприятия. Красочные и реалистичные картинки делают знакомство с нашими соседями-насекомыми очень увлекательным.

Книга побуждает интерес к окружающему миру, учит замечать удивительное в простых вещах. Не только детям, но и взрослым будет интересно узнать, кто ползает у нас под ногами или надоедливо жужжит над ухом. Смело рекомендую!

«Насекомые»

Художник: Христер Эрикссон
Издательство: Махаон, 2011 г.
Возраст: 3+

Купить на Labirint.ru (457 руб.) или Ozon.ru (431,30 руб.)

Следующая книга — удивительная и необычная из серии «Волшебные страницы» издательства Махаон. Из нее ребенок узнает о таких насекомых как: бабочки и мотыльки, мухи и комары, пчелы и осы, навозные жуки и божьи коровки, стрекозы и пауки. Интересные факты из жизни насекомых и пауков даны очень кратко, зато иллюстрации крупные, яркие и с сюрпризами.

В книге есть 4 прозрачные страницы, которые позволяют рассмотреть насекомых с разных сторон. Например, божья коровка взлетает с цветка

переворачиваем прозрачную страницу

и видим пару тонких прозрачных крыльев, которые спрятались под жесткими надкрыльями.

На мой взгляд эта книга хорошо подойдет детям 3-4 лет для первого знакомства с миром насекомых, а чудесные превращения вызовут радость и восторг.

«Паучок и лунный свет»

Художник: Виктор Пивоваров
Издательство: Нигма, 2013 г.
Возраст: 2+

Купить на Labirint.ru (393 руб.) или Ozon.ru (364,80 руб.)

Перед вами удивительно гармоничное книжное издание. Эта книга с короткими сказочными зарисовками из жизни насекомых впервые вышла в 1968 году, и вот Нигма переиздает в том самом виде, в котором её задумали
Ирина и Виктор Пивоваровы. Книга небольшого формата, на одной странице разворота маленький рассказ, на другой — иллюстрация, которую можно открыть. Небольшие рассказы-притчи рассказывают легким простым языком о том, как сложилось то или иное явление в мире насекомых (откуда у божьей коровки появились черные пятнышки на спинке, почему стрекоза летает над водой, почему светлячок светится в темноте и т.д.). Нежные, очаровательные иллюстрации Виктора Пивоварова создают атмосферу волшебства.

Необычный макет отлично соответствует настроению книги. Каждая страница содержит секрет: она сложена таким образом, чтобы скрыть от читателя часть картинки.

Малышам понравится разворачивать страницы и смотреть продолжение истории.

«Паучок и лунный свет» — пример талантливого соавторства. Очень и очень рекомендую!

«Репортаж со стадиона «Жукамо» и другие лесные истории»

Художник: Елена Нецкая
Издательство: Речь, 2014 г.
Возраст: 3+

Купить на Labirint.ru (413 руб.) или Ozon.ru (374,30 руб.)

А эта роскошная книга про букашек с интереснейшими рассказами Виталия Бианки и потрясающими иллюстрациями Елены Нецкой вышла в издательстве «Речь». Сама книга очень нарядная: большого формата, с красочной рельефной обложкой и выпуклыми буквами. Книга написана сказочно красивым языком. Небольшие рассказы повествуют о жизни и поведении в живой природе жуков, пауков, муравьев, ящериц и птиц. В этой книге использованы иллюстрации, созданные художницей Еленой Нецкой в первом издании 1957 г.

Каждое слово на странице как будто укутано в замечательные сюжетные картинки.

Невероятные рисунки, которых в книге очень много, выполнены реалистично, с мастерски прорисованными деталями.

Если ваш ребенок интересуется насекомыми, эта книга наверняка ему понравится. Очень гармоничная. Рекомендую!

«В мире жуков. Интересные факты о животных»

Художник: Стив Дженкинс
Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
Возраст: 4+

Купить на Labirint.ru (427 руб.) или Ozon.ru (455,10 руб.)

Еще одна наша любимица — книга от издательства «Манн, Иванов и Фербер» — для настоящих любителей жуков. Она потрясающая! Отличное оформление, интересное содержание и красочные иллюстрации Стива Дженкинса увлекают в мир жуков. Любопытно, что автор создает иллюстрации в оригинальной коллажной технике, собирая их из арт-бумаги. Кроме ярких картинок юные читатели найдут в этой замечательной книге много полезной информации. Знаете ли вы, что самый маленький жук на земле — жук-карапузик — размером с точку, а самый большой жук в мире — дровосек-титан — обитает в джунглях реки Амазонки и может своими челюстями перекусить пополам карандаш? Что, оказывается, бывают жук-лягушка и жук-жираф? Эти и другие жуки предстанут перед читателями во всей красе.

Юные энтомологи узнают как устроены насекомые, как растут и развиваются, чем питаются, особенности их поведения и окраски. Кроме того, в книге есть силуэты жуков, соответствующие их реальным размерам, что, безусловно, заинтересует любого ребенка.

На мой взгляд «В мире жуков» — очень полезное издание, способствующее развитию у детей познавательного интереса к окружающему миру. Рекомендую!

«Кто такие насекомые»

Художник: Ангела Вайнхольд
Издательство: Миллион меню
Возраст: 3+

Купить на Labirint.ru (555 руб.) или Ozon.ru (468,80 руб.)

В этой книге собрано много интересных фактов из жизни насекомых: кто такие насекомые, как они видят, слышат и осязают, что едят, как появляются на свет и живут.

Встречаются и забавные подробности, например, что насекомые слышат с помощью барабанной перепонки, которая может находиться в разных частях тела. Так у кузнечика она — на коленке!

Информация преподнесена легко, увлекательно и очень красочно. Ну и, конечно, множество открывающихся окошек — это праздник для любого ребенка.

Для первого общего знакомства с миром насекомых рекомендую!

Еще интересные книги

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку,

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали».

Т. Шорыгина

Вы, конечно, не раз видели муху. Очень часто мухи прилетают к нам в гости без приглашения. У них два больших глаза, которые состоят из множества мелких глазков-фасеток. Каждый большой глаз состоит из четырех тысяч фасеток. Каждый такой глазок дает собственное маленькое изображение. У мухи хорошее обоняние благодаря ее коротким, но пушистым усикам.

Мухи бывают черные, иногда рыжие с синим или зеленым блеском. Всего насчитывается около пяти тысяч видов мух. Обычно мы встречаемся с комнатной мухой. Она очень опасна и переносит очень много разных инфекций: кишечные, яйца глистов, брюшной тиф, холеру и туберкулез. Одна муха несет на себе до 6 миллионов микробов.

В сутки муха съедает столько, сколько она весит – это примерно 20 миллиграммов. Интересно, что мухи некоторых видов могут сообщать другим мухам о том, что обнаружена пища. Муха, найдя какой-либо предмет, сначала пробует его ногой и определяет, съедобно оно или нет. Если предмет годится в пищу, муха улетает и с помощью специального вещества передает эту информацию другим мухам.

Ползать по гладким поверхностям мухе помогают специальные подушечки на лапах. Живет муха всего 30–45 дней.

Мухи откладывают личинки весной, в каких-нибудь отбросах, например, на свалке или в навозе. За один раз муха откладывает около 120 яиц. Из них выводятся личинки. Выживают не все, некоторые становятся жертвами различных животных, например, лягушек. Ученые подсчитали: если бы потомство одной мухи полностью выживало, то за год оно бы могло покрыть всю землю слоем в полтора метра! К счастью, этого не происходит, потому что у мух в природе много врагов.

ЗАГАДКИ

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают

Прыгают, жужжат над ухом.

Как они зовутся? – … (муха)

Как жужжу я жарким днем,

Слышало любое ухо.

Я влетаю в каждый дом,

Знают все меня! Я – … (муха)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Муха на хвосте лошади тысячу верст одолеет.

Зима страшна волками, а лето – мухами и комарами.

Где сладкий сок, там и муха скок.

Комар – насекомое серого цвета с двумя крыльями. Голову самцов украшают перистые усики, самок усики гладкие. На нашей планете обитает более двух тысяч видов комаров.

На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу животного ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером.

Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений. Хоботок у них слишком тонкий, им нельзя проткнуть кожу. Кровь нужна самкам для развития яиц. За один раз самка выпивает столько крови, сколько превышает ее массу в 5–6 раз. Насытившись, самка летит откладывать яйца. Комары очень быстро размножаются. За раз комариха может отложить около 350 яиц. Через две недели из них появляются личинки.

Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Обыкновенный комар делает около 500 взмахов крылышек в секунду.

Люди сложили про комаров множество легенд. У североамериканских индейцев есть предание, что комаров послал в наш мир великий дух Ваконда. Так он наказал всех людей за то, что одна женщина была очень ленива и любила сплетничать.

Многие комары, кусая людей, переносят очень опасные болезни. Малярийные комары названы так потому, что переносят возбудителей малярии.

Людям в борьбе с комарами помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки и жабы. Не прочь закусить комариком и птицы: трясогузки, синицы, воробьи. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.

ЗАГАДКА

Летит – пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит.

(Комар) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Комары запищали – запасайся плащами.

За семь верст комара искали, а комар на носу.

Комар поет тонко, да звонко.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.

Если много комаров – готовь короб для ягод.

СТРЕКОЗА

Стрекоза, стрекоза,

Любопытные глаза,

То летит она вперед,

То висит, как вертолет,

Над водой голубой,

Над травой луговой,

Над поляной лесной…

М. Шаповалов

Стрекозы – одни из самых красивых насекомых. Их можно увидеть солнечным летним днем над водой. Они бывают разных цветов: синие, зеленые, черные… В Японии стрекозы считались признаком победы, о них слагали стихи и изображали на картинах.

У стрекозы четыре сетчатых крыла, это помогает ей быстро летать, а удлиненное словно руль тело направляет ее в полете. Скорость полета стрекозы – 96–144 километров в час. Ее большие глаза переливаются всеми цветами радуги! Они занимают почти всю голову и состоят из 28 тысяч мелких глазков.

Стрекоза прожорлива и постоянно охотится. Она питается мелкими насекомыми: комарами, жуками, мухами, мотыльками. За час стрекоза может съесть 40 мух.

Стрекозы активны все лето, а осенью впадают в спячку. Эти насекомые могут даже предсказывать погоду. Если она не портится, они ведут себя спокойно, а перед непогодой собираются в стайки и начинают издавать громкие звуки, трепеща крыльями. Самая большая стрекоза, которая водится в нашей стране, – коромысло. Обычно она коричнево-красного цвета, но встречаются и синие стрекозы. Размах крыльев стрекозы коромысло составляет 10, а длина их тела 8 сантиметров.

Все ты видишь, стрекоза,

Телевизоры-глаза!

Твой стрекочущий полет,

Будто в небе вертолет,

А при «экстренной» посадке

Выставляешь смело лапки.

Е. Корюкин

Личинки стрекоз – их еще называют наяды – очень много едят. С помощью сильно вытянутой вниз губы они хватают мальков, головастиков и маленьких жуков. За сутки личинка может съесть до 50 мальков. Через год из неказистой личинки вылетит глазастая красавица. Она пока еще слабая, мягкие крылья и покров тела, но через два часа она уже может прекрасно летать.

ЗАГАДКА

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

Большие глаза,

Зовут – … (стрекоза)

БОЖЬЯ КОРОВКА

С моей ладошки очень ловко

Взлетает маленький жучок.

За что зовут его коровкой,

Никто ответить мне не смог!

Божья коровка – распространенное насекомое. Наверняка каждый летом сажал божью коровку на руку и приговаривал: «Божья коровка, лети на небо, принеси нам хлеба, черного, белого, только не горелого».

Наши предки наделяли божьих коровок волшебными качествами. У древних славян этот жучок олицетворял Ярило – могучего бога Солнца. Германские племена называли божьих коровок детьми солнца, дождя и плодородия. Французы надевали на детей амулеты с изображением этого жучка, веря, что они защищают от несчастий. Чехи считали, что найденная божья коровка принесет удачу во всех начинаниях.

Божью коровку легко узнать по однотонному туловищу с цветными вкраплениями. Свое название этот жук, вероятно, получил из-за того, что по окраске напоминает корову, кроме того, в случае опасности эти насекомые выделяют из коленных суставов желтоватую жидкость с резким запахом, в народе ее называют «молочком», а «божья» – из-за его безобидности.

На самом деле божьи коровки – хищники. Они питаются тлей, мучнистыми червецами, белокрылками, листоблошками, когцидами и другими мелкими насекомыми, которые истощают растения.

Божья коровка

Мне на пальчик села.

«Божья коровка,

Ты куда летела?

И куда, малютка,

Ты теперь спешишь?

Скоро пальчик кончится,

Ты и улетишь.

Е. Корюкин

ЗАГАДКА

Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки -

Черненькие точки.

(Божья коровка)

О бабочках сложено много красивых легенд. Например, в Древнем Риме считали, что бабочки – это цветы, оторвавшиеся от стебля. Бабочки и вправду очень красивы! Они бывают разных цветов и оттенков. Даже названия у бабочек красивые: махаон, адмирал, лимонница… Очень многие ловят бабочек и коллекционируют их. Бабочки – многочисленный отряд насекомых, насчитывает примерно 140 тысяч видов. Бабочек относят к чешуекрылым, потому что их крылья и тело покрыты мелкими чешуйками.

Бабочки – рекордсмены природы. По разнообразию окраски они вне конкуренции. Отличаются они и размерами. Размах крыльев самой большой бабочки (бразильской Агрипины) – 30 см; самых маленьких (Ацетозеи из Англии и Редикулезы с Канарских островов) – 2 мм.

Бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются. А если время цветов еще не пришло, то они могут хлебнуть березового или кленового сока.

Размножаются бабочки летом. Яички они откладывают в почву или в ткани растений. Из яичка появляется гусеница. Она очень много ест, так как на этой стадии происходит рост и накопление питательных веществ на всю жизнь насекомого. Тем не менее гусеница привередлива в еде. Если ей не довелось оказаться на нужном растении, ей сложно освоиться на другом виде.

Обычно бабочка откладывает яйца на определенное растение, чтобы вылупившиеся гусеницы не голодали. Через некоторое время гусеница сбрасывает шкурку и окукливается.

Куколка – наиболее уязвимая стадия развития бабочки. Куколка неподвижна (или малоподвижна), не потребляет пищу.

У некоторых видов (например, шелкопрядов) куколка защищена коконом, сплетенным гусеницей из шелковистых нитей. Из куколки через некоторое время выходит крылатая бабочка.

ЗАГАДКИ

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка)

Сплела себе огромную жилетку,

Там спряталась. Пойди, найди кокетку.

…Прошло время, вдруг оттуда

(Кто поверит в это чудо?)

Появляется стройная дамочка!

Не гусеница уже, а…

(Бабочка) Утром ползает, в полдень недвижима, вечером летает.

...

(Гусеница, куколка, бабочка).

Он из веточек, из хвои

Настоящий дом построит

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель?.. Муравей.

Н. Иванова

Муравьи относятся к общественным насекомым. Они живут семьями в больших муравейниках. Брюшко муравьев соединяется с грудью при помощи тонкого стебелька. Они имеют хорошо развитые верхние челюсти, которыми пользуются как для размельчения пищи, так и для защиты от врагов. У самок и рабочих муравьев есть жало и ядовитые железы, выделяющие муравьиную кислоту.

Семьи муравьев состоят из каст, каждая из которых выполняет свои функции. Основную массу семьи составляют рабочие особи. Они выполняют все необходимые работы в гнезде: строят и чистят его, добывают пищу, заботятся о потомстве, защищают гнездо от врагов. У некоторых видов есть каста солдат – крупноголовых муравьев, вооруженных большими челюстями и выполняющих функции охранников. Вся семья производится одной размножающейся самкой-основательницей.

В одном муравейнике может быть от нескольких сотен до десятков тысяч особей. В теплое время года, обычно раз в году, в семье происходит массовое появление крылатых самцов и самок. Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и приступают к основанию нового гнезда, в котором откладывают первую партию яиц. Вылупившихся личинок самка выкармливает питательными выделениями слюнных желез. Личинки превращаются в куколок, затем из них выходят рабочие особи, которые начинают расширять гнездо, берут на себя охрану семьи и выкармливание новых личинок.

Муравьи едят все, но особенно любят сладкое. Они даже специально разводят тлей, защищают их от хищников. Тли для них – как дойные коровы, которые снабжают муравьев сладким сахаристым соком.

На сегодняшний день известно около 10 тысяч видов муравьев. Распространены они на всех континентах, кроме Антарктиды, особенно многочисленны в тропиках. В России обитает более 200 видов, около половины из них – в лесах.

ЗАГАДКА

Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.

(Муравей) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Муравей не велик, а горы копает.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Если муравьи прячутся в кучке – жди сильного ветра, дождя, грозы.

Муравьи достраивают муравейник – жди холодной зимы.

Бельгийский поэт и драматург, лауреат Нобелевской премии 1911 года Морис Метерлинк назвал пчел «ретивыми работницами, начинающими свое дело в ослепительном сиянии солнца и завершающими его во тьме».

Пчелы – первые насекомые, от которых человек стал получать пользу. С глубокой древности пчел разводят для получения воска, меда, прополиса и других продуктов пчеловодства.

Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из рабочих пчел, трутней и матки. Матка (иногда их может быть несколько) дает жизнь всем поколениям пчелиной семьи.

Дикие пчелы строят гнезда в земле – на крутых берегах рек, в дуплах старых деревьев, даже в пустых раковинах улиток.

Пчелиные гнезда состоят из ячеек – сотов. Рабочие пчелы заполняют соты смесью пыльцы и нектара – пищей будущей личинки. Затем матка откладывает туда яйцо, и рабочие пчелы запечатывают ячейку. Из яиц выводятся пчелы мужского пола – трутни и женские особи – рабочие пчелы и матки.

Рабочие пчелы выполняют в гнезде разные обязанности. Они собирают нектар и пыльцу с растений и приносят их в гнездо; строят новые соты, ухаживают за личинками и кормят их; охраняют и чистят гнездо, кормят матку специальной высокопитательной пищей – молочком. Этим же молочком питаются те личинки, из которых вырастают будущие матки.

У каждой пчелы в задней части туловища находится жало. Когда пчела вонзает острие жала в кожу, его не так легко вынуть. После укуса пчела погибает: жало остается внутри жертвы, а без него пчела жить не может.

Древние славяне, кроме охоты и земледелия, занимались сбором меда и воска диких пчел – бортничеством. Славяне выдалбливали дупла в деревьях и селили в них пчелиные семьи. Такие деревья назывались бортями, а участок леса – бортевыми угодьями.

Площади лесов сокращались. Бортничество сменилось колодным пчеловодством. В бревне-колоде вырубалось дупло, затем колоду крепили на дерево. Позднее колоды начали ставить прямо на землю. Участок земли, где стояли колоды, назвали пасекой, а колоды – ульями. С той поры и появилась новая отрасль сельского хозяйства – пчеловодство.

ЗАГАДКА

Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меду собрала

Работящая… (пчела)

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.

Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.

Таракан, таракан,

Рыжеусый хулиган!

Днем ты дремлешь в уголке

В щелочке на потолке.

Тараканы живут в щелях и укромных местечках наших домов и квартир. Днем они прячутся, а ночью выходят в поисках еды. Тараканы поедают пищу, которую люди по забывчивости не убрали со стола, при этом загрязняют ее, перенося различные болезни и вызывая аллергию.

В северных широтах в отапливаемых помещениях живут прусаки и черные тараканы. В жарких странах обитают тропические тараканы. Они достигают больших размеров – до 8-10 сантиметров.

Тараканы древнее динозавров. Они обитали на Земле 300 миллионов лет назад, в каменноугольный период. Динозавры давно вымерли, а тараканы живут на нашей планете и по сей день.

Тараканы – самые проворные животные на Земле. За одну секунду они могут 25 раз менять направление движения. Эти насекомые неприхотливы, устойчивы к радиации, выдерживают температуру до +50 градусов. При похолодании впадают в оцепенении и выживают даже при температуре -50 градусов. Когда становится тепло, тараканы снова оживают.

Но и это еще не все рекорды тараканов. Американский таракан бегает со скоростью 5,4 километра в час – за 1 секунду он пробегал расстояние, в 50 раз превышающее длину собственного тела. Для человека это соответствует скорости 330 километров в час.

Тараканы – плодовитые насекомые. В течение года самка откладывает больше двух миллионов яиц.

Оказывается, тараканы могут приносить людям пользу. Из тараканов готовят разнообразные лекарства. Жители Ямайки для лечения язв и рака пьют настойку из тараканов. Знаменитый русский врач Боткин использовал экстракт из черных тараканов как средство против водянки.

Американские индейцы лечат своих детей следующим образом. Когда ребенок заболевает коклюшем, он должен поймать таракана, посадить его в бутылку и заткнуть пробкой. Когда пойманный таракан умрет, ребенок сразу начнет выздоравливать.

Крупных мадагаскарских тараканов разводят в террариумах как домашних животных.

ЗАГАДКИ

Над нами вверх ногами медведь с рогами.

Бежит бык о шести ног; сам без копыт, ходит – не стучит.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

У всякого таракана своя щелка есть.

Была бы изба, будут и тараканы.

Избу сруби, а тараканы свою артель приведут.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Черные тараканы заводятся – к прибыли.

Прусаки и тараканы размножаются – к добру.

Осы – близкие родственники пчел. Их брюшко расцвечено поперечными желтыми и черными полосами. За хищный нрав и схожую окраску ос еще называют «летающими тиграми». У осы более стройное тело, чем у пчелы.

Осы – это жалящие насекомые. Они не оставляют жала в ране и могут жалить несколько раз подряд. Обычно осы жалят, защищая свои гнезда.

Большинство ос живут поодиночке: строит гнездо и заботится о потомстве только самка.

Гнездо одиночной осы состоит из коротких ходов и ячеек, в каждой из которых находится развивающаяся личинка. Это либо простые норки в земле, либо гнезда на стеблях растений и под карнизами зданий. Оса заталкивает в гнездо жертву – насекомое или паука, откладывает на ее тело яйцо и запечатывает «инкубатор». Большинство ос не убивает добычу, а лишь парализует ее жалом: корм остается живым, пока растущая личинка его окончательно не съест.

Пилюльные осы лепят из глины маленькие кувшинчики, прикрепляя их к ветвям деревьев. Стенные осы обычно гнездятся в почве, но иногда используют брошенные гнезда пчел и других ос.

Общественными называются осы, живущие колониями. У них есть рабочие осы, самцы и матки (царицы), которые откладывают яйца. Осы строят соты из бумажных ячеек, которые подвешиваются на тонкой ножке к карнизам, стенам и потолкам старых зданий, а также к ветвям деревьев и кустарников. Молодая матка, перезимовав, весной начинает строить гнездо из стеблей трав, старой древесины. Осы пережевывают их в клейкую волокнистую массу, которая похожа на твердую серую бумагу. Она такая прочная, что даже тонкая ножка из нее выдерживает вес сота. Как только ножка и первая пустая ячейка готовы, матка откладывает внутрь яйцо. Всю предварительную работу – строительство гнезда, поиск добычи, откладку яиц и выкармливание потомства – выполняет матка.

Рабочие особи летом кормят личинок кашицей из пережеванных насекомых. Взрослые осы питаются только жидким кормом – нектаром или другими сладкими сиропами. Нередко можно видеть, как они лакомятся вареньем, лимонадом и другими сахаристыми напитками. От свежего, вареного и даже испорченного мяса они откусывают мелкие кусочки и уносят их в гнездо. Часто осы нападают на весьма подвижных насекомых, например, комнатных мух.

ЗАГАДКИ

Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я… (оса)

Полосаты, как матросы,

Злые маленькие… (осы).

МАЙСКИЙ ЖУК

Теплым днем, весною, в мае,

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский жук.

Этих насекомых прозвали так, потому что их личинки достигают взрослого состояния как раз в мае. Майские жуки – крупные насекомые с большими широкими усиками.

Тело майского жука, как и у остальных насекомых, состоит из трех частей-отделов: голова, грудь и брюшко. У него нет внутреннего скелета, зато есть наружный – прочный панцирь.

Взрослые майские жуки живут недолго – 5–7 недель. Они откладывают яйца и тут же погибают. Самка майского жука откладывает 60–70 яиц в землю кучками по 25–30 штук на глубину 10–20 см.

Спустя 4–6 недель из яиц выходят личинки. Они живут в почве и наносят очень большой вред лесным насаждениям, потому что питаются корнями деревьев. Личинка развивается в земле три-четыре года и за это время поедает корни всех деревьев и травянистых растений вокруг. Особенно страдают молодые сосновые насаждения, а также свекла, картофель и другие полевые культуры.

Личинка превращается в куколку, из нее весной появляется взрослый жук. Он прорывает себе в земле путь наверх и вылетает на поиски пищи. Чтобы найти корм, майские жуки могут пролетать значительные расстояния. Любимое лакомство взрослых жуков – молодые листочки дуба и березы.

Ученые считают, что майский жук летает плохо. У него слишком массивное тело и короткие крылья. Тем не менее майские жуки летают, причем довольно быстро – до трех метров в секунду. Во Франции в одном из авиационных конструкторских бюро даже повесили фотографию майского жука в рамке. Под фото подпись: «Майский жук летает, нарушая все законы аэродинамики, но майский жук об этом не знает и продолжает летать».

В прежние годы численность майских жуков была огромной. Исследователь животных А. Брэм писал: «В 1868 г. в провинции Саксонии было уничтожено около 30 тысяч центнеров этих жуков… По вычислению оказывается, что в этом количестве заключалось 15 миллионов жуков». В наше время с майскими жуками борются, применяя ядохимикаты.

Если бы у майских жуков не было врагов, они бы за короткое время уничтожили бы все леса на планете! Но природа устроена так, что все в мире уравновешено. Личинками майских жуков питаются птицы: грачи, вороны, скворцы. Любят ими лакомиться и более крупные лесные обитатели: медведи, ежи, лисицы. На взрослых жуков охотятся совы и летучие мыши.

КУЗНЕЧИК

По траве кузнечик ловкий

Скачет из конца в конец.

Быстролетные подковки

Подарил ему отец.

На нашей планете обитает почти семь тысяч видов кузнечиков. Они живут на всех континентах, кроме Антарктиды. Кузнечики окрашены в зеленые или коричневые цвета, что служит для них отличной маскировкой. Они совсем не видны в густой луговой траве.

У кузнечиков очень мощные, длинные задние лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки, которым позавидуют и другие признанные прыгуны животного мира. Кузнечики прыгают на расстояние, в 40 раз превышающее длину их тела. В Малайзии обитает кузнечик длиной 25 сантиметров, а прыгает он на 5 метров!

Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а скрекочут они… крыльями. Каждый вид кузнечиков стрекочет по-своему. Как правило, стрекотать могут только самцы, однако есть виды, у которых стрекочут и самки.

Одни кузнечики питаются растительной пищей – поедают виноградные листья, цветы и почки, любят кусты чая, цитрусовые растения. Другие виды кузнечиков питаются мелкими насекомыми – мухами, мелкими бабочками и их гусеницами.

Летом самка кузнечика откладывает в землю по 70–100 яиц. Весной из них вылупляются личинки. Они зеленого цвета с коричневой или черноватой полосой на спине.

В нашей стране больше всего распространен кузнечик зеленый. В степной части России обитает дыбка степная – один из самых крупных кузнечиков. Длина его тела достигает 6–8 см. По своим повадкам степная дыбка больше напоминает богомола. Она часами может неподвижно сидеть в траве в ожидании добычи, которую ловит передними ногами. Питается дыбка крупными насекомыми – саранчой, сверчками, жуками и клопами.

Кузнечик бородавчатый получил свое название за то, что с его помощью выводили бородавки. Кузнечика заставляли кусать бородавку и выделять на нее целебную слюну.

ЗАГАДКА

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

(Кузнечик)

ЖУК-ОЛЕНЬ

Жук-олень оленя встретил

И рогами как пихнет!

А олень и не заметил,

Как он шел, так и идет.

«Вот невежа, вот нахал!» -

Вслед оленю жук сказал.

И. Наумова

Этого жука прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Причем рога есть только у самцов, у самок челюсти намного меньше.

Жук-олень, или, как его еще называют, рогач – самый большой жук в Европе. Длина тела самца достигает 7,5 сантиметра, как у небольшой мыши.

Для чего же жуку-оленю такие большие челюсти-рога? Ведь он не может ни схватить что-то ими, ни удержать. Питаются самцы рогачей соком деревьев. А рога нужны им для проведения турниров. Самцы сходятся в схватке, как настоящие олени. Битвы проходят на ветках деревьев. Правила тут просты: нужно оторвать противника от дерева и сбросить на землю. Побежденный жук расправляет крылья и улетает прочь от места турнира. В поединках жуки-олени всегда ищут равных себе по размерам. Маленьких они не трогают.

Челюсти у рогачей очень сильные. Жук-олень способен поднять вес, в сто раз превышающий его собственный. Рогами-челюстями он может прокусить даже кожу человека. На турнирах жуки нередко прокусывают панцири противников. У рогачей невероятная живучесть.

В средние века люди верили, что жук-олень способен притягивать молнии. Это поверье имеет научную основу. Дело в том, что рогачи любят селиться на старых, отдельно стоящих дубах. А в такие большие деревья молнии бьют особенно часто.

У жука-оленя недолгая жизнь. Его личинка проводит под корой дерева пять-шесть лет, питаясь трухлявой древесиной. Здоровые деревья жуки-олени не трогают, самки откладывают яйца только в умирающие и засыхающие деревья. Взрослые жуки-рогачи живут всего несколько недель. Жук-олень – редкий обитатель европейских дубовых лесов. Он занесен в Красную книгу России. В других странах Европы рогачи также взяты под охрану. Уменьшение численности жуков-оленей происходит еще и из-за того, что вырубаются леса. Деревья обрабатывают ядохимикатами, которые отравляют древесный сок, и рогачи гибнут. На рогачей охотятся многие птицы, особенно вороны, чеглоки, сизоворонки и совы. Филины глотают жуков-оленей целиком. Красивый жук-олень – мечта любого коллекционера, поэтому на рогачей ведется настоящая охота.