Open
Close

Конспект занятия по экологии дидактические игры. Конспект игры-занятия «По экологической тропе

Конспект комплексной образовательной деятельности в подготовительной группе по экологии

Тема: Игра-викторина «Степь»
Работу адресую педагогам детских садов для детей старшего возраста.
Цель:
Закрепить у детей представление о степи, как о природной зоне.
Задачи:
- показать взаимосвязь растений и животных с условиями обитания;
- показать причины исчезновения степных растений и животных и необходимости охраны оставшихся мест обитания;
- развивать у детей любознательность, стремление узнать о природе родного края, прививать любовь к Родине;
- формировать нравственно-волевых качеств, представления о значимости природы в жизни человека, воспитание чувства ответственности, привитие культуры общения.

Словарная работа: степь, ветер-суховей, прерии, пампа или пампасы, льяносы, саванна, туссоки.
Оборудование: картинный материал, электронная презентация «Степь», музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
-рассматривание на карте и глобусе зоны пустынь и степей.
-беседы с детьми об этих природных зонах.
-чтение познавательной литературы (энциклопедия, «Красная книга»).
-рассматривание иллюстраций, фильмов, презентаций из Интернет-ресурсов.

Ход занятия:

Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что там изображено? (Ответы детей).
- Правильно, это степь.
Степь - как море!
Ранней весной это море разноцветное - зеленое, желтое, красное, голубое.
А когда загустеют белые ковыли – станет степь серебристой.
И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и темные тени светлых облаков.
Раз в степи много трав, то есть и животные, жизнь которых связана с травами.

Воспитатель: - И сегодня я вам предлагаю провести игру-соревнование о степи.
Вы разделены на две команды, каждой команде я по очереди буду задавать вопросы, а вы должны ответить. За правильный ответ команда получает тюльпан. В конце игры мы подсчитаем, сколько, у кого тюльпанов, выигрывает тот, чей букет будет больше.
Итак, начнём.

1.- Что называют степью?
Степь – это природная зона. Степи - это большие поля без деревьев, на них растёт очень много разной травы. Они находятся на юге нашей страны.
(После ответов детей воспитатель показывает картинку или подготовить презентацию по тексту).
2.- Какими бывают степи?
Степи бывают разные: чернозёмные, богатые перегноем и травянистой растительностью. Они бывают: разнотравными, сухими, пустынными. На разных континентах степь имеет разные названия: в Северной Америке - прерии; в Южной Америке - пампа, или пампасы, а в тропиках - льянос, в Австралии – саванна. В Новой Зеландии степь называется туссоки.
3. - Какой климат в степях (температура, осадки)?
Степи протянулись на большое расстояние. Ближе к Москве в степи зимы тёплые, с частыми оттепелями, а к Владивостоку черноземные степи переходят в сухие степи. За Уральскими горами зимой холодно, дуют ветры, бушуют метели.
В степях климат разный, но летом везде жарко и сухо, а дождей мало. Потому что в степях немного рек, а летом они мелеют, хоть есть и крупные реки, которые протекают через степь - Дон, Волга, Урал, Иртыш.

5. - Что часто бывает(дует) в степи?
С юга дуют горячие ветры – суховеи, поднимая до небес серые, пыльные дороги. Пыль потом долго витает в воздухе, словно сухой туман. Хорошо дышится в степи только весной, когда тает снег и бегут талые воды.

6. - Какая степь бывает зимой и летом, с чем это связано?
Зима здесь короткая. Снега выпадает совсем мало, а вот летом в степях очень жарко и сухо.
Лето долгое, дождей выпадает немного, а палящие лучи солнца высушивают землю так, что она трескается от зноя.

7. - Что растет в степи?
В степи очень много цветов и растений. Цветёт степь только весной, когда после зимы много влаги, в это время степь становится как яркий цветущий ковёр.
Здесь растут: сон-трава, тюльпаны, незабудки. В южных степях колышутся серебристые перья ковыля. Позднее цветёт темно-лиловый шалфей и душистый чабрец. Летом в степи очень жарко, воды почти нет, поэтому травы высыхают.
Степь становится похожа на море, по которому катятся серебристые волны.
В степи растут кустарники саксаул, степная акация, тёрн, смородина золотистая, степная вишня, шиповник, ракитник.

8. - Как приспособились растения к жизни в степи?

В степи много трав, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла.
Одни имеют длинные корни, другие луковицы. Растения невысокие, стелются по земле. Узкие листья многих покрыты волосками. Во время летней жары многие растения испаряют эфирные масла, что тоже позволяет сохранять влагу.
Вот почему в степи так пряно пахнет травами.

Воспитатель: - Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров.
Если много цветов, значит много кого? (Ответ детей – насекомых) которые их опыляют.

9. - Какие насекомые обитают в степях?Что вы про них помните?
В степях нет деревьев, но много растений. Если много цветов, значит много насекомых, которые их опыляют.
Например: кобылка, жук навозник, божья коровка, жук чернотелка, мрачная моль.
Много различных кузнечиков. В разгар лета воздух звенит от их неумолкаемого стрекотания.
Весной, над цветами порхает много бабочек.
В степях много пауков: скорпион, фаланга.
Один из наиболее опасных – южнорусский тарантул. Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно.
- Ещё в степи обитают необычные насекомые.

Муравьи – жнецы, в отличие от лесных муравьев, степные устраивают муравейники глубоко в земле, питаются только семенами растений.
Муравьи-фаэтончики - хищники, лучшие бегуны в мире насекомых.
Саранча - самый опасный вредитель для степи. Любит теплый климат и песчаную почву. Питается различными травами, кустарниками, злаками, поедая их листья, стебли, цветы и плоды.

Физминутка
Хомка–хомка, хомячок
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт,
Подметает хомка хатку,
И зовёт всех на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять-
Хочет хомка сильным стать!

10. - Самые распространенные животные степи – грызуны. Расскажите о них.
В степи живут суслики, полевки, земляные зайцы, тушканчики, хомячки, сурки. Они роют норы, днём спят, гуляют вечером и ночью. В норах прячутся от жары и холода, хранят и оберегают от врагов запасы корма, выхаживают и воспитывают потомство. Степные животные очень осторожны.
Сурки и суслики, прежде чем отойти от норы, долго осматривают степь, становясь «столбиком». Суслик, заметивший опасность, издает резкий свист, и все остальные суслики быстро скрываются в норах. Чтобы хорошо за всем наблюдать, специально выбирают места, где мало травы.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто ещё может жить в степи, если есть обилие насекомых и растений?(Птицы)

11. - Каких степных птиц вы знаете?
Птиц в степи не очень много: дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка. Степные птицы очень осторожны. Маленьким птицам трудно заметить опасность из-за высокой травы. Время от времени они взлетают над ней. Кроме этого, у степных птиц часто встречается такая окраска, которая делает их незаметными для врагов. Например, птенцы куликов, дроф почти неотличимы от травы, в которой они затаились.
Много жаворонков, а также трясогузок. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле или в траве.

12. - Какие животные могут питаться грызунами, назовите их? (Хищники).
В степях есть хищные животные: лиса, волк, степной орёл.
Есть маленькая лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью, питается мышами, зайцами, птицами, ящерицами.
Степной волк несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Если потомство слабое, волчица его уничтожает.
Степной орёл питается в основном сусликами. Он охотится высматривая их с воздуха, паря в небе. Иногда караулит, сидя, или даже лежа у норы и выжидая, когда суслик выйдет наружу. После этого вскакивает и догоняет его бегом. Степные орлы высокие на ногах и бегают лучше других орлов. Занесены в Красные книги России.

Воспитатель: - Как думаете, какие животные должны населять местность, покрытую травой? (Травоядные). Это сайгаки, джейраны.

13. – Расскажите о сайгаке!
Сайгаки – это степные антилопы. Они всю жизнь переходят с места на место. Раньше сайгаков на земле было много, но люди их отстреливали на мясо. Сейчас запретили на них охоту. Сайгаки занесены в Красную книгу.
Сайгак – очень быстро бегает. Огромный нос сайгака - защищает зимой дыхательные пути бегущих животных от холодного ветра.
Сайгаки держатся большими стадами. Они постоянно кочуют на сотни километров в поисках новых пастбищ. Кормятся самыми разными видами растений, в том числе ядовитыми.

14. - Что интересного можете рассказать о джейранах?
Джейран – ест травы и кустарники. Пьют не только пресную, но и горько-соленую воду. Летом пасутся утром и вечером, а самое жаркое время дня проводят лёжа.
Джейран крайне чуток и осторожен, всегда пасутся под надзором вожака. Вожак, стоя на страже, не ест и не ложится, пока его не сменит другое животное.
При малейшей тревоге они бросаются в бегство, убегает быстро, но долго не выдерживает. На бегу джейран задирает хвост, и удаляется большими прыжками, подняв голову. Главный враг джейрана - волк.

15. – Кого ещё можно встретить в степи? (Змей, черепах, ящериц).

Степная гадюка. Для своего убежища она выбирает заброшенные норы сусликов, тушканчиков и хомяков. Степная гадюка ночное животное, но начинает охотиться как только начинает темнеть. Днём она греется на солнцепеке, растянувшись или свернувшись на каком-нибудь косогоре. Завидев человека, гадюка спешит скрыться, но если неосторожно наступить на нее или схватить ее рукой, она наносит быстрый удар своими ядовитыми зубами.

Ещё в степи обитает желтобрюхий полоз. Это крупная, длиной до 2 м, и довольно толстая змея. Она очень агрессивная и злая. При встрече с человеком полоз не пытается скрыться, как остальные змеи, а сворачивается спиралью и с громким шипением бросается на противника. Укус полоза не опасен. Любит полежать на песке, каменистых склонах, на солнце, где он находит убежище и охотится.

Воспитатель: - Животные приспособились к жизни в степи. Они имеют защитную окраску. Запасают корм на зиму. Спят всю зиму. В степи водится много животных, приспособившихся к жизни на открытых степных пространствах. Некоторые из них быстро бегают и быстро летают, а другие уходят в спячку в зимнее время года.

16. - Как человек относится к степным зонам, как он её использует?
Степь – главная житница нашей Родины. Здесь прекрасные черноземные земли, вот почему степи распаханы людьми на огромные квадраты полей.
На полях сеют пшеницу. Именно отсюда поступает больше всего хлебов в закрома России.
На степных полях выращивают просо, ячмень, кукурузу, подсолнечник и сахарную свеклу.
А какие великолепные, огромные в степи сады! Садоводы ухаживают за деревьями, собирают в конце лета щедрые урожаи яблок, груш, слив. В самых южных районах степи уже в начале лета поспевает сочная черешня и золотисто-желтые абрикосы. На бахчах зреют арбузы, тыквы и дыни. Степь – наша кормилица!

17. - Что такое «Красная книга»? Почему туда заносят животных?
Красный цвет в природе - сигнал опасности, поэтому книга называется "Красная книга" - она собрала в себе все виды животных и растений, которые в опасности исчезновения с нашей планеты.
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение.
Главная причина – в распашке степных земель. Люди превратили степи в поля. Некоторые редкие степные животные вынуждены переселяться на поля (журавль-красавка, дрофа). Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ.
Еще одна причина: пасут скот, что приводит к разрушению почв.
И конечно браконьерство.

18. - Что надо делать, чтобы эти животные не исчезали?
Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разоренными во время полевых работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут, выпускают в степь.

Воспитатель: - Наша игра-соревнование подошло к концу. Вы показали очень хорошие знания о степи, рассказали очень много интересного и поучительного. Пора подводить итоги.

(Воспитатель подсчитывает тюльпаны и вручает значки «Знатоки степи» победителям).

- На прощание послушаем стихотворение «Степь»
У кого ты не спроси –
Степь – кормилица Руси!
Здесь красавица-пшеница
Созревает, колосится.

И подсолнечник цветёт –
Масло нам с тобой даёт.
Зреют в солнечных лучах
Здесь арбузы на бахчах

А кругом сады, сады!
В них душистые плоды.
Хорошеют, созревают,
Нас с тобой они питают.

Степь – кормилица, царица,
Надо нам ей поклониться!

Дидактическая игра «Птицы» (старшая группа)

Цель игры: закреплять умение классифицировать птиц.

Игровое правило : найти нужную картинку с изображением птицы.

Игровое действие: разместить картинки с изображением птиц в соответствии с классификацией (водоплавающая, перелетная, зимующая, декоративная).

Материал: панно «Дерево» - 1 шт, карточки с изображением птиц - 25 шт.

Ход игры: Дети по очереди выбирают карточку с изображением птицы, рассказывают, что это за птица и определяют ее место обитание. Перелетные птицы располагаются на оранжевой части дерева, зимующие птицы находятся на синей части дерева, водоплавающие птицы размещаются в нижней части дерева на озере, декоративные птицы располагаются в клетке.

Воспитатель: Ребята, вы помните, что на прошлой неделе мы с вами подготовили домик для птиц и повесили его на дерево на нашей площадке? А что еще мы с вами сделали для птиц?

Дети: Кормушку.

Воспитатель: Правильно, кормушку! И тоже повесили ее на дерево. А для чего мы с вами это сделали?

Дети: Чтобы накормить птиц в зимнее время.

Воспитатель: Совершенно верно! Какие вы все молодцы! Давайте сейчас с вами сыграем в игру-лото «Птицы». Нам с вами нужно будет определить, какие птицы и почему зимой улетают на юг, в теплые страны, а значит называются как?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Верно! А птицы, остающиеся зимовать, называются как?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Правильно, ребята! Еще мы с вами вспомним, какие птицы называются водоплавающими. И познакомимся с такими декоративными птицами, как волнистые попугайчики. Посмотрите вот на эту картинку! У кого дома есть такой же попугайчик? А в каком домике живет ваш попугайчик? Правильно, в клетке, иначе он улетит на улицу и погибнет от холода и голода.

Итак, вы готовы?

Дети: Дааааааа!

Воспитатель: Тогда слушайте правила игры! Перед вами панно «Дерево». Посмотрите на него внимательно! Дерево разделено на 2 части: оранжевую и синюю, на стволе дерева есть клетка для птиц, под деревом озеро.

В коробочке на столе находятся картинки с изображением птиц.

Каждый из вас по очереди подходит к столу, берет из коробочки картинку с птицей. Затем определяет, какая же это птица: зимующая или перелетная, водоплавающая или декоративная.

Если это птица зимующая, мы ее поместим на какую часть дерева: оранжевую или синюю? Правильно, на синюю, потому что синий цвет символизирует зиму. Если птица перелетная, мы поместим ее на какую часть дерева? Правильно, оранжевый цвет символизирует солнце и теплые края. Водоплавающих птиц мы поместим куда? В озеро, правильно! А декоративных птиц? В клетку. Совершенно верно!

Кто из вас хочет первым выбрать птицу?

Дети: Я! Я! Я!

Воспитатель: первым поднял руку Вася, значит, он будет первым. Вася, какую птицу выбрал? Как она называется?

Вася: Снегирь.

Воспитатель: Как ты определил, что это снегирь?

Вася: У него красная грудка. Это зимующая птица. Снегирь прилетает к нам с первым снегом. Я помещу его на синюю часть дерева.

Воспитатель: Молодчина, Вася! Кто следующий?

Итог игры:

В ходе игры дети закрепили умение классифицировать птиц, еще раз вспомнили и рассказали признаки, по которым птицы делятся на зимующих и перелетных, декоративных и водоплавающих. Познакомились с классом птиц: декоративные. Научились отличать птиц по внешнему признаку, соотносить их с названием и средой обитания.

Данная игра способствовала развитию у детей связной речи, памяти, логического мышления; воспитывала доброжелательное отношение к окружающему животному миру и желание оказывать помощь животным и птицам в зимнее время.

Ребята соблюдали правила игры, действовали вдумчиво, старались самостоятельно, быстро и правильно выполнить задание. Некоторые дети испытывали трудности в классификации птиц. Им помогали ненавязчивые наводящие вопросы. Игра вызвала у детей положительные эмоции, удовольствие от полученного результата.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.

Любовь Дуванова
Конспект экологической игры для детей и родителей «Знатоки природы»

Конспект игры для детей и родителей «Знатоки природы »

Цель :

Способствовать формированию знаний о природе развитию экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности. И на совместный опыт детей и взрослых , способствовать развитию положительных эмоций от совместного общения с родителями .

Задачи :

Уточнять, расширять и закреплять знания детей и взрослых о временах года, растениях.

Развивать память, любознательность , сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.

Способствовать взаимодействию ДОУ и семьи.

Материал : мультипрезентация, эмблемы, мольберты, фломастеры, разрезные картинки, корзинка с орешками, медали, листы для жюри, поведения в природе , призы детям и родителям , музыкальные фонограммы.

Предварительная работа : занятия по познавательному развитию о животных, занятия по изобразительной деятельности, лепке, аппликации, чтение художественной литературы (рассказы, сказки, стихи о животных, беседы об охране и бережном отношении к природе , рассматривание иллюстраций природоведческого характера , дидактические и развивающие игры .

Ход викторины

Ведущий : - Здравствуйте, уважаемые гости, болельщики, члены жюри. Мы рады приветствовать Вас на нашей викторине.

Ведущий : - Встречаем наших участников : команда «Солнышко» и команда «Радуга» .

Участники заходят в музыкальный зал под бодрую музыку и присаживаются на стульчики напротив друг друга.

Ведущий : - Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, журчание ручья и звон колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн. Услышал и затаил дыхание… И слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы .

Воспитатель говорит слова под классическую музыку П. Чайковского «Времена года. Январь» .

Ведущий : - Сегодня мы поиграем с вами в увлекательную викторину, которая называется «Прикоснись к природе сердцем » .

Ведущий : - Прикоснись к природе сердцем , значит, любить природу , беречь её. Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю :

Кто не любит родную природу

Тот не любит отчизну свою.

Ведущий : - Игра эта будет интересная : мы будем думать, размышлять, отвечать на вопросы, соревноваться. А где соревнования – там должны быть команды.

Ведущий : - Сейчас капитаны представят участников своей команды.

(капитаны представляют команды возле стульчиков) .

1) – Меня зовут Женя, я капитан команды. Наша команда : «Солнышко» .

Наш девиз :

Мы – родители и я

Природы верные друзья .

Мы сюда пришли играть

Чтоб больше о природе знать .

2) – Меня зовут Вова. Я капитан команды. Наша команда : «Радуга» .

Наш девиз :

Мы любим природу и бережем

В обиду ее никому не даем

Чтоб природа человеку была рада

Охранять ее нам надо

Ведущий : - Молодцы! Команды, в добрый час. Пусть удача встретит вас!

Ведущий : - В каждом соревновании есть жюри. А жюри – это тот, кто ставит очки за правильные ответы. И вот сегодня к нам в гости прилетели Мудрые Совы. Сова считается символом мудрости. Поэтому члены жюри – умные, мудрые и справедливые. Они будут оценивать наши ответы. Помогать им в этом будут грецкие орешки. А в конце викторины Мудрые Совы подсчитают, у какой команды больше орешков и скажут нам результат. Давайте все дружно похлопаем жюри.

Жюри : Полуказакова Е. Е. – методист

Каширина С. С. – методист

Румянцева Е. М. – воспитатель

Ведущий : - Помогать и поддерживать нас будут болельщики от каждой команды. Давайте поприветствуем болельщиков, похлопаем им.

Ведущий : - Но прежде, я хочу познакомить с правилами викторины! Будьте внимательны!

Правила викторины :

1. Нужно внимательно слушать задания;

2. Нельзя перебивать ответы другой команды, нельзя перебивать друг друга, отвечать нужно по одному;

3. Команда должна быть дружной;

Ведущий : - Мы приступаем к нашей викторине.

Ведущий : - «Солнышко» и «Радуга» , а также наши уважаемые гости, сегодня, когда я зашла в детский сад, мне передали письмо. Давайте я прочитаю, что написано на конверте :

От кого : от Тётушки Совы

Откуда : из леса

Кому : участникам викторины

Куда : детский сад «Родничок»

(письмо на слайде)

Ведущий : - Давайте посмотрим на наш волшебный экран.

Ведущий : - Читаем, что написано в письме?

Ведущий : - Здравствуйте, знатоки , это Тётушка Сова. В конверте находятся лесные задания. Вы, я слышала, умные и смелые, поэтому, я надеюсь, что справитесь с заданиями. А в конце викторины вас ждёт сюрприз.

Ведущий : - Итак, начинаем!

Разминка Вопросы…

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает ёж зимой? (спит)

3. Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4. Сколько ног у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио» ? (сорока)

9. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

11. У какого дерева белый ствол? (береза)

12. Как называется дом у муравья? (муравейник)

13. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)

14. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

«Угадай по описанию»

Ведущий : - Уважаемые участники. Каждой команде будет предложено по две карточки с описанием животного и дерева. Вам нужно внимательно прочитать описание и выбрать из набора картинок, подходящую под описание картинку.

Оценка : за каждый правильный ответ – 1 бал.

«Азбука поведения в природе »

Ведущий : - Вы пришли веселой компанией в лес весело отдохнуть от суеты. Нарисуйте правила поведения в лесу.

Одна команда рисует то, что нельзя делать в лесу, другая, что можно. Жюри оценивает, у кого будет больше знаков запрещающих или разрешающих.

«Игра со зрителями»

Какое лекарственное растение определят даже слепые? «крапива»

Какие лесные растения могут заменить мясо? «грибы белые и шампиньоны»

У каких деревьев осенью листья красные? «рябина и клен»

У какой птицы самый длинный язык? «дятел»

Кого называют листопадничками? «зайчат, родившихся осенью »

Наука о животных? «зоология»

Какое дерево называют прадедом прадедов? «дуб»

Какая нить в природе самая тонкая ? «паутина»

Какая самая высокая трава? «бамбук»

Экологический десант «Кто больше соберет мусор с помощью прищепок»

Конкурс для капитанов «Экологические задачи »

Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

Смотри, смотри, мама – птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?

Вывод. Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастит в лесу, а в неволе он погибнет.

Однажды Сережа с родителями пришли к речке . Близко к берегу плавало много маленьких рыбок.

Дайте мне баночку, я наловлю рыбок- попросил Сережа родителей .

Нельзя их ловить – сказал отец. И объяснил почему. Что рассказал папа?

Вывод. Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

Давай поймаем ее, - попросил Витя.

Нельзя ловить бабочек,- сказал Коля.

От них, все равно, никакой пользы,- ответил Витя?

Вывод. Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» , по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие .

В воскресенье мама с Катей вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?

Вывод. Колокольчики – краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые. Если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.

Вопросы для команды «Солнышко»

Трудолюбивый как… (муравей)

Верный как… (пес)

Упрямый как… (осел)

Бестолковый как… (баран)

Тихий как… (мышь)

Вольный как… (птица)

Вопросы для команды «Радуга»

Смелый как… (лев)

Коварная как… (змея)

Трусливый как… (заяц)

Хитрый как… (лиса)

Злой как… (собака)

Голодный как… (волк)

«Найди животных в словах»

Ведущий : - Сейчас каждая команда получит карточку с написанными на ней словами. За две минуты вы должны будете назвать животных , спрятанных в словах.

Ведущий : - «Кто больше знает песен о деревьях, кустарниках, травах и цветах?»

«Реши кроссворд»

Ведущий : - Сейчас каждой команде придется совместно решить кроссворд. Просьба к взрослым дать возможность детям подумать и предложить свой вариант ответа.

Игра со зрителями «Летает – не летает»

Кузнечик, воробей, ящерица, стрекоза, жук, сорока, муха, муравей, бабочка, паук, цапля, ворона.

Конкурс пантомима «Лесной карнавал»

Ведущий : - Представьте себе, что в лесу карнавал, все пришли в масках. Узнать их можно по движениям, повадкам, мимике. «Радуга» на лесном карнавале, а «Солнышко» отгадывает. Потом наоборот.

Ведущий : - Молодцы, и с этим заданием вы справились легко и быстро. А вот в следующем задании, нужно показать свою эрудицию. Итак, конкурс «Эрудит» . Вопросы для команды «Солнышко» .

Назовите фамилии, которые произошли от названия животных. (Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы и т. д.)

Названия каких животных состоит из двух букв? (еж, уж, як)

Вопросы для команды «Радуга» .

Назовите растения, которые носят человеческие имена (Роза, Вероника, Маргаритка, Василек)

Назовите животных в названии которых только три буквы (чиж, сыч, рак, жук, оса, лев, бык, вол, кот, лис, сом)

Ведущий : - Ну что ж, продолжаем нашу игру. И в следующем задании вам предстоит ответить на вопросы. Посмотрим, чья команда будет активнее. А сейчас конкурс вопрос – ответ.

Зачем зайцу большие уши?

а) Чтобы лучше слышать

б) Чтобы не перегреваться

в) Для торможения на поворотах

Ответ : для того, чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши с большим количеством кровеносных сосудов. В жару уши отводят треть тепла, образующегося при обмене веществ.

Зачем звери зализывают раны?

а) От боли

б) Чтобы быстрее заживали

в) С гигиенической целью

Ответ : чтобы быстрее заживали раны. Кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.

Кто самый большой и самый маленький среди млекопитающих?

а) Слон и мышь-малютка

б) Кит и летучая мышь

в) Жираф и бурозубка

Ответ : Самое большое млекопитающее на земле – голубой кит (его длина 33 метра и вес 160 тонн) . А самое маленькое млекопитающее – летучая мышь-бабочка, живущая в Таиланде. Она около 2,5 см и весит 2 грамма.

Зачем страус прячет голову в песок?

а) От страха

в) Разыскивает пищу

Жюри подводит окончательный итог. Командам и гостям вручаются призы.

Ведущий : - Вот и подошла к концу наша викторина. Я рада, что команды знатоков оказались активными , любознательными и внимательными . Все дружно отвечали, играли, ну просто молодцы! Давайте будем беречь нашу прекрасную землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое.

А нашим уважаемым гостям мы хотим сказать :

Перефразируя писателя известного,

Мы говорим на сердце руку положу,

Пусть будет в человеке все прекрасно :

И мысли, и поступки, и душа.

В гармонии с природой и с собою

На свете, чтобы жили малыши

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души !

Берегите землю! Берегите!

Любите родную природу :

Озера, леса и моря

Ведь это же наша с тобой

На веки родная земля.

На ней мы с тобою родились ,

Живем мы с тобою на ней.

Давайте же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Ведущий : - Спасибо всем за Ваше участие и за внимание!