Open
Close

Зарождение религии. Христианство в России. Религиозная обстановка в Пермском крае

(Шалаев О.В. для учебного отдела)

Цикл лекций по предмету: Религиоведение

Лекция № 1

Возникновение и развитие науки о религии

1.1.

Понятие и предмет религиоведения. Два подхода к изучению религии: теологический (богословский) и светский (научно-философский). Метод историзма и метод объективизма как основные, универсальные методы для решения религиоведческих задач. Религиоведение и богословие (теология).

Это предки, с которыми короли династии Чанг советовались с черепахой, это божества всех видов, с которыми сегодня консультируются, рисуя заклинания в пагодах; и мотив верующего больше не должен получать одобрение предков над определенным актом и моментом, когда он его выполнит: он просто предназначен для того, чтобы извлечь из сверхразумной науки о божествах знания о случайности или несчастье на время завершения запланированного акта. Китайский крестьянин, который консультируется с календарем или подчиняется геомантии, не стремится ориентировать свое существование во времени и пространстве; он только хочет документировать великолепие и зло в определенных обстоятельствах времени и места.

1.2. Структура религиоведения

Философия религии как базовый раздел религиоведения. Предмет исследования и основные характерные черты религиоведческих дисциплин (философия религии, история религии, психология религии, социология религии, феноменология религии)

1.3.

Две традиции в интерпретации слова «религия»: античная и теологическая. Различные подходы в определении понятия «религия» (И. Кант, Э. Тайлор, З. Фрейд, М. Вебер). Классификация определений религии (субстанциональные, функциональные, феноменологические, антропологические). Понятие веры. Понятие и характеристика вероучения. Понятие «культа» и его соотношение с ритуалом. Характерные черты культовой деятельности. Виды и признаки религиозных организаций (церковь, секта, деноминация, харизматический культ). Два уровня религиозного сознания: концептуальное и бытовое. Характерные черты нового религиозного сознания.

Возможно, ученый свяжет эти практики с общими понятиями философского порядка: но он пытается интерпретировать их в конфуцианской системе, которая способствовала формированию популярной религии, но это не более того, чем буддизм или даосизм; и оправдание, которое он черпает из своих принципов, столь же чуждо духу крестьянства, как и у некоторых европеизированных ученых, которые, чтобы объяснить геомантию, хотели принести земной магнетизм. Если китайские крестьяне сегодня проявляют определенное нежелание сокращать деревья весной, то это потому, что они продолжают практиковать «универсализм» или просто потому, что его запрещают повторные приказы префектов и подоконников? на протяжении веков?

1.4.

Понятие религиозной функции, характеристика основных религиозных функций. Основные подходы к классификации религий: по историко-культурному (хронологическому) основанию, по теистичности, по составу пантеона. Основные особенности мировых религий.

1.5.

Мифологическая школа и её сторонники (Ш.Дюпюи, Я.В. Гримм, М.М.Мюллер). Л.Фейербах, Э. Тэйлор и антропологическая школа. Связь религии и «пралогического» мышления (Л.Леви-Брюлль). Концепция прамоногеизма. З.Фрейд о происхождении религии. Маркс и Энгельс о религии как опиуме народа. Социологические концепции происхождения рели - Э. Дюркгейм и М.Вебер.

Фактически, чтобы понять популярную религию современности, это не должно быть допрошено ни конфуцианскими ритуалами, ни святыми книгами буддизма или даосизма. Это сами крестьяне. Изучение книг может установить историческое происхождение церемонии или убеждений, но нет никакого права на какое-либо объяснение его нынешней ценности или толкования. Современная народная религия сегодня, как и древность, направлена ​​прежде всего на личных богов. Дело не в том, что безличные силы играют большую роль в жизни китайских, неясных и плохо охарактеризованных сил, таких как «Безумное счастье» или «Судьба каждого человека», но даже эти безличные силы, которые люди склонны задумывать о них. как дар личных божеств, которые их предоставляют, увеличивают или уменьшают их по желанию для каждого.

==============================================

1.1. Религиоведение: понятие, история, предмет, методы

Начиная с Х1Х века, среди обществоведческих наук выделилась отдельная дисциплина - религиоведение. Это самостоятельный комплексный междисциплинарный научный проект, исследующий религию исходя из методологических принципов и теоретических парадигм различных гуманитарных наук. Религиоведение возникает на грани философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языкознании и ставит своим заданием беспристрастное исследование религий мира. Произошло это, когда широко распространенные историко-сравнительные исследования религии приобрели систематическую форму. Много усилий относительно становления религиоведения как науки приложили П.Шантеппи де ля Соссе (1848-1920) и П.Тилле (1830-1920). В это же время религиоведение стало и учебной дисциплиной, религиоведческие исследования начали проводиться в пределах соответствующих университетских кафедр.

Боги по большей части принадлежат к древней религии; но трансформация влияния буддийских и особенно даосских идей на шесть династий в манере их зачатия длилась и, получив буддийские и даосские титулы Будд, бодхисаттвы, преподобные небесные, бессмертные они приобрели особый характер. Эти понятия растворились, упростившись; они потеряли те особенности, которые каждый из них принадлежал религиозной системе, к которой они принадлежали.

Все боги, великие и малые, - это люди, которые после их смерти были повышены до достоинства богов. Самые важные, Будды, Преподобные Небесные, Императоры, поставили несколько последовательных жизней, чтобы приобрести заслуги, которые заставляли их продвигать; для тех, кто имеет меньшую силу, этого достаточно только для одного. Бог Желтой реки - это человек, который утонул во время династии Цинь, тот, что находится в баре Чо-кьян, - это Уо Цзю-сиу, бывший министр местного князя, который, несправедливо убитый, мстит, каждый год пытаясь уничтожить страну и ее столицу, запустив волны приливного отверстия во время великих приливов прилива, каждый из защитных богов городов имеет свою человеческую биографию.

Как теоретическая дисциплина религиоведение сформировалось в результате усилий преподавателей богословско-теологической, философской и научной мысли. Таким образом существует два основных подхода к изучению религии: теологический (богословский) и светский (научно-философский)

Для богословско-теологического подхода к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, как ре-зультат сверхъестественной связи человека с Богом. Этому подходу к религии как интерпретации «изнутри» проти-востоят философский и научный способы объяснения религии как подхода «извне». Специфика последнего заключается в исследовании религи-озных верований с позиций разума, логико-теоретических и эмпирико-научных критериев истинности.

Божество - это бремя, как общественные функции: название долговечно, но владельцы меняются и преуспевают друг в друге. Даосские идеи до сих пор превзошли буддийские идеи, что сами бодхисаттвы задуманы как Бессмертные. Божественность - это настолько большая функция, что она делегирует себя: великие боги, у которых много храмов и статуй, не могут одновременно пребывать во всех своих образах, оживлять каждого из них, они принимают души справедливого, которые отвечают за их представление и дают им отчет о том, что происходит в храмах, и которые взамен имеют право участвовать в приношениях.

Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её многообразные феномены, как они представлены в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности.

Для решения своих задач религиоведение привлекает ряд философских, общенаучных и специально-научных методов исследования. Среди этих методов универсальными являются два: метод историзма и метод объективизма.

По новым аспектам, под новыми именами и названиями, значительная часть древних богов выжила, преобразившись, по крайней мере, рамка остается, если идеи изменились, и это позволило литераторам, протестуя против популярных «суеверий», из которых они не находят своего происхождения в классиках, продолжать проявлять интерес к внешним проявлениям популярной религии, по крайней мере, к некоторым из тех проявлений, которые были датированы древними временами.

Древний Владыка Высокого занимает главу небесной иерархии, где он играет роль императора среди людей, но атеистическое влияние официальной религии потеряло свое имя, называемое просто Небесами не преуспевая в том, чтобы заставить его потерять свой характер личного бога; ибо личные боги древности отказываются умирать в религиозном сознании людей: это небесное небо, а также небесный бог лао-вы: удобные имена, которые дают удовлетворение всем, элиты, которые могут видеть там безличное Небеса Доктрины литераторов и людей людей, которые видят там верховного личного бога популярной религии.

Метод историзма (понимание исследуемого явления, во-первых с учетом влияния условий, в которых оно существует, во-вторых, учет не только нынешнего состояния исследуемого явления, а процесса его возникновения, предыдущего развития и последующих тенденций функционирования в целом.

Метод объективизма (воссоздание явления в его внутренней сущности, независимо и от представления о нем людей, и от теоретико-методологических предпочтений самого исследователя.

И есть, по приказу Небес, целая серия богов природных явлений. Некоторые до сих пор несут старые имена «Счет ветра», «Мастер дождя»; у других есть новые имена и названия даосского происхождения, такие как монсиньор Гром Лей-конг, единственный, действительно живой в популярном убеждении, он - небесный палач, потому что это гром, который наказывает преступления более серьезным. Все эти боги известны, мы говорим о них, но у них мало места в фольклоре, популярный культ их подвел, до такой степени, что жертвы для получения дождя, например, не имеют ничего делать с Дождем Мастер.

В ХХ веке сравнительное религиоведение способствовало возникновению концепции, утверждающей, что каждая религия мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая даёт свой ответ на экзистенциальные вопросы, а все они имеют общие черты, характеризующие человека как человека религиозного. Дискуссии об абсолютной ценности той или иной религии не относятся к сфере этой науки, а находятся в рамках теологического или философского дискурсов. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества.

Ислам в России

Настоящий волшебник Небес - Великий Император Восточного Пика Тонг-йо та-ти. Это бог горы Тайшань, в Чан-Тунге; но эта гора, самая высокая гора в восточном Китае, относится к группе из пяти пиков, гор, которые каждый председательствует в одном из пяти регионов мира, а Ча-прес председательствует на Востоке и, следовательно, в начале ян, и в элементе Буа; он руководит жизнью, фиксирует рождение и смерть, устанавливает человеческую судьбу. В храмах, посвященных ему, многие надписи напоминают эту роль.

Для всех существ он добывает жизнь; Его авторитет руководит механизмом жизни. Для этого он имеет огромную администрацию по его приказу с бесчисленными сотрудниками и занимается всеми вопросами, касающимися жизни на земле, человека и животных, - для него было бы невозможно иначе, так как рождение животных одно из наказаний виновных душ - он руководит судьбой, судьбой, почестями, потомками и т.д. у него есть офисы регистрации рождения и смерти, офис для распределения судьбы, другой фиксировать число детей в каждой семье, иметь бюро воров, одного из отравителей, кабинет сыновнего благочестия, одно из чтения священных книг и т.д. в офисе возлагается ответственность за корректировку судьбы, предоставленной момент рождения с достоинствами и недостатками, приобретенными в течение жизни, путем добавления или вычитания лет от первоначального номера.

1.2. Структура религиоведения

Современное религиоведение включает ряд научных дисциплин:

Философия религии,

История религии,

Социология религии,

Феноменология религии,

Психология религии.

Главное в религиоведении - философское содержание , что обусловлено двумя обстоятельствами.

Во-первых , центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта. Эти понятия и теории оказывают помощь конкретным наукам - литературоведению, языкознанию, правоведению, искусствоведению и т.д., когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения.

В настоящее время родоплеменные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америк и связаны с общественными структурами, в силу каких-либо их особенностей застывших в своем историческом развитии

Они делают небольшое приношение или сжигают несколько палочек ладана, а затем выбирают из кукол все, что захотят, и забирают его домой, они вернут его, когда у них будет ребенок, и предложит еще одну благодарность. Этот защитник жителей района стал полностью очеловеченным на протяжении веков. Он представлен как человек, обычно бывший местный чиновник, которому в другом мире была поручена ответственность за то, что он стал богом тех территорий, которые он когда-то управлял в течение своей жизни в качестве государственного служащего.

Во-вторых , исследование религии неизбежно обращается к философско-мировоззренческим вопросам о человеке, мире, обществе. Таким образом философия религии является базовым разделом религиоведения. Она изучает сущность и природу религии, объясняет основные идеи и принципы (основная причина существования мира, возможность бессмертия человеческой души, соотношение души и тела), на которых она основана. В отличие от теолога или богослова, философ не удовлетворяется объяснением религии как «веры в высшее Начало», Бога, богов, но пытается ответить на вопрос, какие она имеет основания в человеческом разуме и опыте.

Он не является основателем Он часто имеет свой особый культ под именем предка Коммуны Чо-Цзоу и является своего рода божественным функционером, ответственным за территорию и ее жителей, поскольку префект или префект губернатор. У него есть целая администрация под его командованием: его самыми известными подчиненными являются мистер Уайт По Лао-эй и мистер Блэк Хей Лао-э, два больших и долговязых персонажа, одетый в высокие конические чашки, одетые в белое. другой черный, кто видит все, что происходит в городе, первый день и второй ночи.

Важная часть роли богов стен и канав - это принять души мертвых и заставить их пройти первое суждение, прежде чем отправиться в ад. Смерть производится путем созыва адского царя Йен-ло, который посылает двух эмиссаров, чтобы призвать душу предстать перед ним. Эти эмиссары не обязательно демоны или смертельные случаи, они часто живут, когда король иена -Он нуждается в них, они падают в каталепсию в течение нескольких часов или нескольких дней, и в это время их душа выполняет порядок короля Ямы, когда порядок исполняется, он возвращается в тело, которое проснуться, забыв обо всем.

Философию религии следует отличать от религиозной философии. Последняя образует систему взглядов на мир и человека с точки зрения присутствия в ней Божественного Начала, тогда как первая претендует исключительно на рациональную трактовку феномена религии и его наглядных проявлений.

История религии - это религиоведческий подраздел, который занимается изучением возникновения религиозных представлений, основных этапов, закономерности эволюции религии и основных религиозных явлений в истории человечества.

Современные мировые религии

Но бог стен и канав не может признать, что человек берет душу одного из своих граждан, не зная, что это такое; и адские боги признают его право: ему приносит душу мертвого человека, он держит его в течение нескольких дней, в течение которого он исследует, прибыло ли время, установленное судьбой, и он заставляет его пройти первый суммарное решение, тогда он попал в ад, где будет судить окончательно.

С другой стороны, все боги этого района зависят от него. Боги Пятницы - маленькие местные боги, обвиненные в большей или меньшей территории. каждая улица городов, каждый храм, каждое общественное здание, каждый мост, каждое поле имеет свои собственные, у них есть их храм, их часовня, их пагода или, по крайней мере, их табло в зависимости от их важности. Эти деревни играют ту же роль, в городах, богах стен и канав, они хранят реестр жителей, и поэтому каждый раз, когда происходит смерть, группа женщин из семьи объявит об этом ему в своем храме, ночь после смерти, плач и горящие бумаги из золота и серебра.

Социология религии рассматривает общественные закономерности возникновения, развития и существования религии на протяжении всей истории человечества, её составные компоненты, структуру и роль религии в обществе, влияние на другие элементы общественной системы, особенности обратного воздействия конкретного общества на религию.

Предметом феноменологии религии является изучение «святого», как всего, что наделено сверхъестественными свойствами, во всем многообразии его проявлений (материальные вещи, пространство и время, числа, слова, действие, переживание человека и т.п.) в разных религиях.

Самым характерным методологическим принципом, который определил неповторимый характер этой религиоведческой дисциплины, является принцип эмпатии , то есть переживание религиозных феноменов с точки зрения их носителей, а не с точки зрения внешнего наблюдателя. Как отмечал по этому поводу один из предшественников феноменологии религии Натан Задерблом (1866-1931), для того, чтобы понимать религии африканских негров, нужно научиться мыслить по-африкански.

Самым значительным представителем феноменологии религии следует считать американца румынского происхождения Мирче Элиаде (1907-1986).

Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах является предметом психологии религии. Предмет психологии религии можно определить как изучение психологического основания и источников религиозного феномена, психики религиозных людей (их настроений, чувств, переживаний, мотивов и побуждений, религиозного опыта), значение психологического фактора в функционировании религии.

1.3. Понятие, элементы и структура религии

Религия понимается по-разному: и как система представлений, практик, ценностей, и как истина, и как исторический и социальный феномен, и как благочестие. В одном случае мы употребляем слово «религия» как родовое понятие, в другом говорим - «религии», подчеркивая их многообразие.

Еще в античную эпоху сформировались две традиции в интерпретации происхождения самого слова «религия». Первая - философская, идущая от римского оратора и философа Цицерона (1в до н.э.), выводившего это слово от глагола relegere (лат. - перечитывать, размышлять, относиться с особым почтением), подчеркивая тем самым человеческое измерение религии. Вторая традиция - теологическая, идущая от раннего христианского писателя Лактация (III-IV вв.), выводившего его от глагола religare (лат. - связывать): религия связывает человека с Богом.

О религии размышляли и писали не только богословы - многообразие и сложность религиозных явлений заставляли многих мыслителей искать различные подходы для их понимания и изучения. Так, философ Иммануил Кант связывал религию с чувством нравственного долга, которое воспринимается как божественная воля. Антрополог Эдуард Тайлор определял религию как веру в сверхъестественное. Психолог Зигмунд Фрейд сравнивал религию с неврозом, а социолог Макс Вебер рассматривал её как фактор общественного развития. Чтобы разобраться в различных определениях религии, существует определенная классификация.

К так называемым субстанциональным, или сущностным определениям религии относится, например, определение Фридриха Шлейермахера. По мнению этого теолога и философа сущность религии состоит в ощущении собственной зависимости. Среди таких определений выделяют когнитивные (познавательные), использующие для характеристики религиозных представлений слова «сверхъестественный», «потусторонний», «трансцендентный» (например, как определение Тайлора), и психологические, опирающиеся на личный религиозный опыт (как определение Фрейда).

Функциональные определения характеризуют религию как фактор социального измерения (как у Вебера), или как фактор социальной сплоченности (Эмиль Дюркгейм). Последний писал, что религия есть система верований и практик, которая объединяет людей в одну моральную общность, называемую церковью.

Феноменологические определения религии основаны на категории «священное». Например, протестантский теолог Рудольф Отто считал, что религия - это то, что вырастает из священного, даёт выражение священному и даёт переживание священного во всех аспектах.

Существуют также антропологические определения религии, рассматривающие религию как систему символов, формирующую мировоззрение, а также нравственные ценности и нормы поведения верующего индивида. Религия характеризуется как определенная классификационная система или культурный код, без понимания которого невозможно даже в первом приближении проникнуть в её смысл (К.Гирц).

Религию также определяют с точки зрения её структуры . Каждая религия состоит, из нескольких основных сложных элементов: веры, вероучения, культа и организации. Кроме этого важнейшим элементом религии является психологический . Он представляет собой религиозный опыт, т.е. переживания связанные с верой и проявляющиеся во время ритуалов. Еще одним элементом религии является религиозный этос, т.е. образ жизни , определяемый нравственными ценностями и регулируемый нормами той или иной религии. Роль своеобразного моста из рационального мира в мир религиозного опыта выполняет еще один элемент - символ.

Подводя итог можно составить предельно общее определение религии.

Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного, а также объединение верующих людей в определенную организацию.

Основу религии , без которой она невозможна, составляет вера - особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований.

Вероучение - систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, не подлежащих критике. Содержание вероучения охватывает не только непосредственно религиозные истины, но и взгляды на экономический, политический, общественный уклад, моральные основы человеческой жизни.

В наиболее значительных религиях вероучение содержится в Священных книгах - Священном Писании, например, таких как Библия для христиан и Коран для мусульман, Авеста - для зороастрийцев. Священное Писание по своей сути является Откровением, с которым Бог обратился к людям, а в истинность этого откровения остается лишь только верить.

Божественный характер Писания не запрещает комментировать и толковать его, чтобы сделать более понятным для ограниченного человеческого разума. Такая практика была распространена в средневековых западноевропейских университетах, где каждое слово Библии толковалось в нескольких смыслах.

В определенной степени комментаторскую функцию по отношению к Священному Писанию выполняет другая разновидность священных текстов - Священное Предание , написанное людьми (но, как считают, например, католики и православные, по вдохновению Святого Духа). Кроме того, Священное Предание содержит правила и установления, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него. Примером такого Предания может служить еврейский Талмуд.

Проявить своё отношение к тому, во что или в кого верит религиозный человек, он может через внешние действия, которые называют культом.

Культ - система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богами. Наиболее известны среди обрядов религиозного культа молитва (индивидуальное или словесное обращение верующего к предмету своей веры), крестное знамение, поклоны, окропление святой водой, жертвоприношение, зажигание свечей, определенная поза и т.д.

Совокупность предписаний и правил, определяющих порядок выполнения обрядов, церемоний религиозного культа, является его ритуалом.

Культовая деятельность отличается рядом характерных черт, среди которых наиболее значимые: символичность и каноничность,

Для отправления религиозного культа верующим необходимы специальные культовые средства. К культовым средствам принадлежат, в первую очередь культовые сооружения. Кроме них средствами культа можно считать религиозные изображения и скульптуры, специальную утварь, одежду, музыку. Внешний вид и отделка культовых сооружений, их внутреннее планирование, выбор места положения призваны продемонстрировать величие и всемогущество Сверхъестественного, священную гармонию и совершенство созданного и управляемого им мира.

Индивидуальный или коллективный характер культовых действий зависит от формы обряда (исповедь в христианстве индивидуальна, торжественное богослужение - литургия - коллективно).

Культ является важнейшим показателем зрелости религии - чем более развита религия, тем более сложным и регулярным становится её культ. Так, в христианстве богослужебный канон расписан по часам, дням, неделям и годовым датам.

Религиозная организация - оформленное объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителями культа. Исследователи религии выделяют четыре основных типа рели-гиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.

Церковь (в переводе с греческого - «Господний дом»). Представляет собой централизованное, многочисленное самоуправляемое объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и особенностей культовой деятельности. Для этого типа религиозного объединения характерны такие признаки:

· централизованное иерархическое управление;

· наличие профессиональных служителей (клира), четко отделенных от простых верующих (мирян).

· Внешнее формальное членство вместо фиксированного. Фактически, членом церкви является каждый человек в соответствии с обрядом крещения.

Церковь является высшей формой религиозной организации. Уровню Церкви в организационном отношении как раз отвечает традиционное для России православие.

Секта (лат. secta - учение, направление) - религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое, как правило, откололось от более крупной организации и характеризуется сравнительной немногочисленностью, замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность взглядов, исповедуемых его приверженцами.

Сектантские догматы просты, но тяготеют к основам учения той религии, из которой возникла секта. Самобытность сектантского вероучения сводится к тому, что какие-то второстепенные элементы, уже существовавшие в исходной религии, здесь возводятся в положение центральных. Например, это могут быть исцеления, пробуждение или учение о конце света.

Культовая практика сектантов направлена не на поддержание связи со сверхъестественным, а на демонстрацию своего резко негативного отношения к миру. Многочисленные запреты, соблюдение которых требует от своих поклонников секта, призваны сыграть роль своеобразного сита, проходя через которое, достойные отделяются от недостойных. Такая поведенческая жестокость вырабатывает чувство принадлежности к элитарному меньшинству, владеющему недоступной всем другим полной и окончательной истиной.

Власть в секте даётся благодаря личным «духовным» дарам и признанию «духовной силы». Её лидеры выявляются в результате особого вдохновения будто бы нисходящего на людей.

Обычно секты довольно кратковременные объединения и не существуют дольше, чем жизнь одного поколения. Однако их судьба может складываться по-разному. Одни секты распадаются, обычно после отхода от руководства её лидера. Другие вписываются в общество, расширяют свои ряды и развивают бюрократические структуры управления, превращаясь в деноминации. Наконец, некоторым сектам удаётся сохранить себя, используя определенные средства самосохранения - строгую дисциплину, исключительный коллективизм во всех сферах жизни членов секты, ограничение на общение с внешним миром, браки только между своими и т.д.

Термином «харизматический культ» обозначают небольшую по количеству, кратковременную, часто территориально локальную религиозную организацию с неразвитой организационной структурой, но яркой личностью лидера. Главный признак «культа» - оригинальная культовая деятельность, которая радикально отличается от главенствующей в обществе религиозной традиции. В этом значении «культ» чаще всего применяется для обозначения современных нетрадиционных религиозных объединений, наподобие известного «Белого братства» во главе с «Марией Дэви Христос».

Деноминация (лат . denaminatio - наделение специальным именем) - религиозное объединение, находящееся в стадии организационного оформления. Этот термин употребляется как синоним слов вероисповедание, конфессия, означающих принадлежность к определенной религии.

Основой рассмотренной структуры религии является религиозное сознание , которое существует на двух уровнях: концептуальном и бытовом.

Концептуальный уровень религиозного сознания состоит из системы религиозных верований, центральное место в которой, занимает идея сверхъестественного. Это специально разрабатываемая систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, продукт профессиональной деятельности мыслителей. В её состав входят учение о Боге, мире, природе, обществе, человеке, интерпретация экономики, политики, права, морали, религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианская антропология и т.д.

Интегрирующий компонент составляет вероучение.

На бытовом уровне религиозное сознание предстает в виде наиболее типичных религиозных образов, стереотипов, настроений, установок, иллюзий, чувств, влечений, чаяний, привычек, традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто целое, систематизированное, а в фрагментарном виде - разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции, чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.

Исследователи религии говорят о формировании в настоящее время нового религиозного сознания.

Его основные черты:

Эклектическая смесь религиозных и парарелигиозных (околорелигиозных) идей (магия, астрология, колдовство). Например, по данным социологов, современному человеку также легко поверить в колдовство или переселение душ, как в потустороннюю жизнь и воскрешение мертвых.

Акцент не на коллективной ритуальной практике, а на личностном субъективном опыте и мистическом подходе к осуществлению конечной цели бытия - единению человека с Божественным началом.

Неинституциональный характер, который означает, что люди проявляют свою веру, не находясь формально в том или ином религиозном сообществе.

1.4. Функции и классификация религии

Под функциями религии следует понимать различные способы ее действия в обществе. В литературе в качестве наиболее существенных выделяют следующие функции:

Мировоззренческая,

Компенсаторная,

Коммуникативная,

Регулятивная,

Легитимирующая,

Интегративная,

Культурно-транслирующая.

Обратим внимание на значимость мировоззренческой функции, которая является основной . Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем, природы человека, смысла его существования, идеала и т.д. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, через призму которых осуществляется видение мира, общества, человека, обеспечивается целеполагание и смыслополагание. Придание смысла бытию поддерживает надежду на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения и т.п.

Религия выполняет специальную компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе. Социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании. Разобщенность и изоляция сменяются братством в общине. Безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем.

Коммуникативная функция. Религия осуществляет общение людей, где «богообщение» считается высшим видом общения, а общение с «ближними» - второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва - рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Внекультовые деятельность и отношения также обеспечивают общение верующих.

Религиозные идеи, ценности, установки, стереотипы, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей. Как нормативная система и как основа общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает мысли, устремления и действия людей и тем самым реализует регулятивную функцию.

Легитимирующая функция религии состоит из обоснования, освящения, придания законного характера определенному типу общественного порядка и государства. Общество обращается к авторитету религии, чтобы сделать свои требования значимыми для своих членов, передавать от одного поколения к другому те правила и нормы, которые оно предъявляет каждому отдельному человеку

Религия может выступать как фактор интеграции общества, группы. Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества.

Важной функцией религии является культурно-транслирующая , позволяющая человеку приобщиться к культурным ценностям и традициям, в появлении и развитии которых религиозный фактор играл либо определяющую, конституирующую, либо значительную роль.

Теперь рассмотрим вопрос классификации религий .

Сколько всего религий существует в мире, доподлинно не знает никто. Чаще всего речь идёт о тысячах разнообразных религиозных форм, которые существовали на протяжении значительного отрезка человеческой истории, возникли недавно или сохранились в современном мире с давних времен. Естественно, что возникает потребность в упорядочении, типологизации религиозных феноменов, независимо от времени или места их существования. Прежде всего можно говорить о религиях живых и мертвых, религиях первобытных и родоплеменных (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия, шаманизм и т.п.), национальных (иудаизм, индуизм, зороастризм) и мировых (христианство, буддизм, ислам.), религиях естественных и религиях откровения.

Типологизацию и классификацию религий можно делать по разным основаниям. По основанию историко-культурному (хронологическому) все известные религии делятся на два типа: архаические религии и религии цивилизованных обществ. По основанию теистичности (наличия или отсутствия в них идеи Бога ) - на дотеистические и теистические. Существует разделение религий по составу пантеона на политеистические, т.е. религии, в которых налицо почитание нескольких богов, например древнегреческая и древнеримская религии, и монотеистические, т.е. религии единобожия, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам. В системе классификации религии можно выделить группу природных (естественных ) религий. Для этих древних религий характерно то, что человек находится не в центре мироздания, а является элементом, составной частью природы. К типичным природным религиям относятся ведические религии Древней Индии, из мировых религий - буддизм. Однако, как правило, эти религии политеистические.

В отличие от них христианство, ислам и иудаизм, имеющие общий корень - Ветхий Завет, в центр своей системы ставят человека, который обретает путь к личному спасению. В этих религиях главное внимание уделяется нравственные идеям. Часто эти религии называют нравственными, или духовными.

На смену первобытным и древним этническим и региональным религиям приходят мировые религии. Они имеют ряд особенностей: в них в наиболее полном и завершенном виде присутствует монотеизм, представление о едином Боге как творце мира и законодателе людей. Кроме этого, окончательно складывается единая, целостная система догматов вероучения, среди которых ведущее значение отводится учению о загробном воздаянии. Автономная община как преобладающая форма религиозной организации на этапе этнических и религиозных религий сменяется гораздо более централизованной и масштабной организацией - церковью, состоящей из мирян и священнослужителей. Но главная особенность мировых религий заключается в их наднациональном характере. Люди объединяются в религиозную организацию как единоверцы, независимо от национальной, государственной, языковой и социальной принадлежности. Эта характерная черта мировых религий тесно связана с их особенностью: вера в единого Бога как раз и подразумевает, что он является Богом для всех людей. Именно благодаря этой особенности мировые религии, собственно, и получили своё название.

Религиозная статистика утверждает, что в начале ХХ1 века к числу последователей мировых религий - буддизма, христианства, ислама - относят себя больше половины населения планеты: каждый третий житель земного шара является христианином (33% населения). Каждый шестой - мусульманином (19% населения), а каждый восемнадцатый - буддистом. (6% населения).

1.5. Основные теории происхождения религии

На рубеже XVIII-XIX вв. стали появляться обстоятельные исследования, ставившие своей целью комплексно изучить проблему сущности и происхождения религии. Так, Ш. Дюпюи стремился показать, что все древние боги и герои были олицетворением небесных явлений, причем к числу астрально-мифологических образов он отнес и Христа. В начале XIX в. на основе этих идей сложилась мифологическая школа , наиболее известные представители которой (братья Я. и В. Гримм, М. Мюллер) связывали мифологию и религию различных народов, стремясь доказать, что религиозные верования суть отголоски древнего астрально-мифологического культа.

Изучив огромный материал по истории древних мифов и тем самым дав толчок развитию ряда наук (этнографии, фольклористики и т. п.), сторонники этого направления, однако, оказались не в состоянии дать убедительный анализ сложных и развитых религиозных систем, в чем и проявилась слабость их школы.

Значительным шагом вперед в познании вышеназванных систем стала антропологическая школа. Предтечей ее можно считать учение Л. Фейербаха, который писал о том, что богов создает сила фантазии, воображения человека, что религия - это в конечном счете продукт деятельности, мышления и эмоций людей. Сторонники антропологической школы, и, прежде всего, виднейший ее представитель - английский этнограф Э. Тэйлор, опирались на ту же основу, что и Фейербах, т. е. на мыслящего индивида, силой сознания и эмоций создающего религиозные представления. Первоначальная форма этих представлений - вера в духов, т. е. анимизм. Одухотворивший мир первобытный человек, дикарь-философ, создает этих духов силой своего воображения. Хотя опиравшаяся на капитальные этнографические исследования теория Тэйлора была существенным шагом вперед в науке о первобытном обществе, чисто религиоведческая слабость ее очевидна.

Антропологи-эволюционисты развивали теорию Тэйлора, уточняя отдельные ее положения, как это было сделано, в частности, в трудах Д. Фрэзера, Л. Леви-Брюля и некоторых других исследователей. В этнографических исследованиях Фрэзера акцент был сделан уже не столько на абстрактную рефлексию мыслящего дикаря-философа, сколько на ассоциативные представления первобытных людей, которые способствовали установлению искаженных связей между реальностью и ее восприятием и тем положили начало магии - одной из древнейших форм религии.

Следующий шаг в этом же направлении сделал Леви-Брюль, пытавшийся объяснить такого рода ложные ассоциативные связи первобытного человека особенностями его «пралогического» мышления, основанного на аффектах и ощущении сопричастия («мистическая партиципация»).

В XX в. в противовес антропологической школе были выдвинуты новые, более обстоятельные концепции. Одна из них - концепция прамоногеизма , автор которой, католический священник В. Шмидт, в своей 12-томной работе «Происхождение идеи бога» стремился доказать существование своего рода первобытного «божественного откровения». В. Шмидт исследовал громадный фактический материал и продемонстрировал огромную эрудицию. Однако его априорно принятая идея доказать сущность божию и наличие в той или иной форме представлений о едином Боге чуть ли не у всех народов мира оказалась несостоятельной.

Иная судьба была у теории психоанализа 3. Фрейда. Вообще-то эта теория в гораздо большей степени относится к области психиатрии, даже медицины, нежели к религиоведению. Однако она сыграла существенную роль в развитии современного религиоведения. Религиозный аспект теории Фрейда сводится к тому, что религия в ранних своих формах (тотемизм) возникла как следствие сознательного подавления бессознательных инстинктов, прежде всего полового. Сублимация такого рода всегда была чревата взрывом. Отсюда и религиозные представления - это иллюзии, выступающие как исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества; тайна их силы, считал Фрейд, заключается в силе этих желаний.

«Эдипов комплекс» (согласно древнегреческому мифу, Эдип, не зная того, убил отца и женился на матери) всегда, согласно Фрейду, создавал у мужчин двойственное отношение к их отцам - как к отцам и как к соперникам, что привело затем к тотемизму: тотем заменил отца. В дальнейшем такого рода «заместителем отца» стал Бог. Таким образом, религия по Фрейду есть следствие сублимации навязчивых желаний.

Очень важно понять как относились к религии основоположники марксизма , ибо именно это отношение в конечном счете определило то, что произошло с религиями в нашей стране (России).

В середине прошлого века К. Маркс и Ф. Энгельс, вырабатывая свое понимание проблем религии (и категорически отрицая ее место в истории современного им общества, ибо религия выступала в качестве основного идейного соперника марксизма), обратили особое внимание на три главных момента. Первый - это тезис о том, что не древний человек, а общество в целом является создателем религиозной теории: религиозное чувство само есть общественный продукт. Иными словами, именно общественное сознание лежало в основе религии. Этот тезис сам по себе, в принципе, вполне разумен и приемлем.

Вторым моментом, отмеченным Марксом и Энгельсом, было положение о том, что религиозные представления и верования вызревают и принимают различные формы не сами по себе, а под воздействием определенных социальных условий и достигнутого уровня развития.

Суть третьего тезиса в том, что религия - это средство угнетения человека власть имущими.

Именно это имел в виду Маркс, когда говорил о религии как опиуме народа . Развивая эту мысль, В. Ленин писал, что религия - один из видов духовного гнета и что гнет религии над человечеством есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества. Следствием этих убеждений в нашей стране стало отрицание религии , сведенной до уровня предрассудков.

XX век был отмечен новыми концепциями в области религиоведения. Среди имен их авторов - французский социолог Э. Дюркгейм. В своих работах он трактует религию как солидаристскую систему верований и действий, создающую моральную общину тех, кто их придерживается. Она - принадлежность не индивида, а группы. Именно группа обеспечивает её сплоченность, солидарность и в этом её интегративная функция.

Наиболее выдающимся социологом религии был М.Вебер, который выделил три типа религиозного отношения к миру. Один представлен конфуцианством и даосизмом: это религии «приспособления» . Второй тип - индуизм и буддизм - религии «бегства от мира». Третий тип представлен иудаизмом и христианством - религиями «овладения» миром. В каждой религии заключен свой образ и стиль жизни больших масс людей, поэтому, согласно Веберу, бессмысленно говорить о религии вообще в функциональных категориях.

Все эти теории внесли свой вклад в современное религиоведение.

================================================

Вопросы для самопроверки:

  1. Что является предметом религиоведения? Назовите и характеризуйте научные методы исследования.
  2. Какие научные дисциплины включает современное религиоведение? Кратко характеризуйте данные научные дисциплины.
  3. В чем заключаются различия между философией религии и религиозной философией? Раскройте понятие философии религии.
  4. В чем принципиальная разница между теологическими и другими определениями религии?
  5. Дайте общее определение религии. Как соотносятся вера и вероучение?
  6. Назовите и характеризуйте четыре основные типа религиозных организаций.
  7. Какие функции религии Вы знаете? Какая функция является основной и почему?
  8. Характеризуйте место человека в природных (естественных) религиях, включая буддизм в сравнении с такими религиями, как христианство, ислам и иудаизм.
  9. Назовите и характеризуйте основные теории происхождения религии.

10. Отношение к религии К. Маркса и Ф. Энгельса. Какие последствия это имело для нашей страны.

Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004.

Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.

Зеленков М.Ю. Религиоведение / Конспект лекций в схемах. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

Основы религиоведения Учебник для вузов / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Я6локов, К. И. Никонов и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2000.

Религиоведение Учеб. пособие / Науч. ред. А.В. Солдатов. — СП6., 2003.

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Р/д, Феникс. 2001.

Религиоведение хрестоматия: (для высш. учеб. заведений) / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А.Н.Красникова — М, 2000.

Белов А.В. Секты. Сектантство. Сектанты. М.,1978 .

Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма М., 1990.

Кураев А. Традиция. догмат. Обряд. — М., 1995.

Низовский А.Ю. У истоков мировых религий - М., - 2002.

Гуревич П.С. Религиоведение - М., - 2014

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Становление религии

1.1 Причины возникновения религии, ее функции

1.2 Структура религии

Глава 2. Развитие религии

2.1 Проблемы возникновения и развития религии

2.2 Современные мировые религии

2.2.1 Буддизм

2.2.2 Христианство

2.2.3 Ислам

Заключение

Список используемых источников и литературы

Введение

Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления.

Так философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

Религия должна рассматриваться в разных аспектах; она осмысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является нравственно - социальное служения она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие. Религия воссоединяет жизнь двух миров - земного, природно-социального, и трансцендентного. В религии исключительное значение имеет отношение индивидуальной души к трансцендентному.

Рассуждая о религии, следует сказать, что ее история свидетельствует о том, что всегда рядом с верующими жили люди, скептически относившиеся к религии, которых церковники в Средневековье прозвали атеистами (противниками Бога).

После 1917 г. в России Церковь была отделена от государства, и в обществе впервые за всю историю стала вестись активная пропаганда атеизма, которая впоследствии приняла форму атеистического воспитания населения. Это в значительной мере ослабило позиции Церкви и дало возможность просвещения общества с позиций науки.

Тема религии актуальна в наши дни.В наше время, особенно после 1991 г., в России усилилась пропаганда религии, религиозной истории средствами массовой информации, включая телевидение. По всей стране восстанавливаются для функционирования молитвенные здания, строятся новые, регистрируется множество новых религиозных образований всяческих вероисповеданий, вплоть до таких, которых традиционно в российской истории не существовало.

Во всех формах религиозного сознания мы находим признание существования высшего начала и связи его с миром конечных вещей. Этой связью объясняется и необходимость поклонения Богу, молитвы и жертвы, и то, что религия служит не только теоретической потребности ума, но также целям нравственности и эстетическому началу.

Тема религии имеет большое признание в литературе и науке. В наше время о религии написаны целые книги, многие литературные сочинения посвящены темам зарождения, возникновения, развития религии. Это означает, что степень ее изученности в литературе в наши дни достаточно велика. религия человек сознание верование

В настоящее время в России провозглашена свобода совести, право исповедовать любую религию или быть безрелигиозным человеком. В России в наши дни по статистике к верующим относят себя около 60% опрошенных граждан.

Цель реферата: подробно изучить возникновение религии, ее становление и развитие. Рассмотреть структуру и некоторые современные религии.

Определив цель моей работы, я выделил следующие задачи для их решения:

1. Изучить причины и проблемы возникновения религии.

2. Рассмотреть и описать структуру религии и некоторые современные религии.

В данной работе были использованы книги следующих авторов: Елисеев Г.А., Зубов А.Б., Красников А.Н., Любящев А.А., Осипов А.И., Радугин А.А., Фейербах Л.А. и Фроянов И.Я.

Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Становление религии

1.1 Причины возникновения религии, ее функции

Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования: социальные, гносеологические и психологические.

Социальные причины - это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие - с отношениями между людьми.

Отношение людей к природе опосредовано имеющимися средствами и орудиями труда. Чем менее они развиты, тем слабее человек перед лицом природы, тем больше над ним господство природных сил. Слишком ограниченными средствами обладал первобытный человек для воздействия на окружающий мир. Будучи не в состоянии получить желаемый результат реальными средствами, он прибегал к мнимым средствам. Английский этнограф Б. Малиновский, исследовавший быт племен Меланезии, заметил, что магия предваряет и сопровождает те виды труда островитян, где нет уверенности в результатах, и большую роль играет случай. Магия в таких случаях выступала как заменитель реального воздействия человека на природу.

В более поздние эпохи отношения между людьми продолжали складываться стихийно. В этом случае законы развития общества выступают как неведомые стихийные силы, определяющие судьбы людей. Причины общественных явлений в сознании людей кажутся загадочными, сверхъестественными и мистифицируются. Все это послужило предпосылкой появления религии.

Гносеологические причины - это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. выделять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие "самостоятельные сущности", которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира. Тем самым абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений.

Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции - чувства горя, скорби, одиночества. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений.

Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией.

1.2 Структура религии

Религия представляет собой сложное образование. В ее структуре, формирование которой завершилось в период появления классового общества, выделяют три основных элемента:

Религиозное сознание;

Религиозный культ;

Религиозные организации.

Религиозное сознание представляет собой два относительно самостоятельных уровня: религиозную психологию и религиозную идеологию. Содержанием религиозной идеологии и религиозной психологии является, прежде всего, вера в сверхъестественное.

Религиозная психология - это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное мировоззрение верующих.

Религиозная идеология - это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д.

Центральная часть религиозной идеологии - теология (от греч. теос - бог, логос - учение), или богословие. Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии - священные книги, содержанием которых является совокупность "богооткровенных истин". Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качества и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, "богоданности" нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии.

Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека.

Ранняя религиозная философия способствовала формированию религиозной догматики, а современная - выполняет по преимуществу апологетические (посвященные рациональной защите истинности христианского вероучения) задачи.

Социальные теории - это систематизированное или несистематизированное изложение позиций той или иной религии в отношении проблем собственности, классов, классовой борьбы, революции, государства. Католицизм, как правило, формирует свои социальные представления в энцикликах (посланиях римских пап духовенству и верующим).

Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ - совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы - храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние.

Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение.

Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек.

Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в таких религиях, как: христианство, ислам, буддизм.

Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникает церковь - автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т.е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян.

Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность.

На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь или промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название "деноминация".

Глава 2. Развитие религии

2.1 Проблемы возникновения и развития религии

Проблемы возникновения религии и ее развития всегда интересовали ученых. А поскольку она как особое мировоззрение оказывает влияние на духовную и другие сферы жизни общества, то вопросам религии уделяют внимание широкие слои любого общества. О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог - религиовед конца XIX - начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Еще ранее немецкий философ Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию.

Марксистская философия считает, что религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта философия подчеркивает социальные причины существования религии. Существует и ряд других концепций философов и ученых.

Богословы же в вопросе о происхождении религии опираются на Священные Писания. Так, в Библии, священной книге христиан, в первой книге Моисеевой "Бытие" дается следующее представление о сотворении мира Богом за 6 дней и о сотворении человека по образу Своему, по образу Божию.

Во второй книге Моисеевой "Исход" говорится о том, что в пустыне Сур у реки Мерры Господь дал израильтянам "устав и закон" будущей жизни.

Подобную картину дает и священная книга мусульман Коран.

В буддизме Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет верующего, открывает ему путь истинного познания, указывает дорогу, по которой надо идти. Для верующих людей все утверждения, содержащиеся в священных книгах, представляются достоверными и принимаются на веру. А для того чтобы у верующих не закрадывались сомнения в подлинности и истинности содержания этих книг, действует целая сеть специальных институтов по изучению их текстов и популяризации среди верующих.

Материалистическая философия с древнейших времен и до наших дней исходит из того, что основой религиозного мировосприятия является вера в нечто сверхъестественное. Эта вера основана на представлении о неподчиненности сверхъестественного закономерностям материального мира, о его абсолютной независимости от чего бы то ни было и о его всесилии.

Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять на его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному, верит, что с помощью особых действий можно оказать положительное влияние на него, "задобрить" его.

Таким образом, религиозная вера предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестественным, которые реализуются верующими в культовых действиях.

2.2 Современные мировые религии

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

Фетишизм - почитание различных объектов действительности, которым предписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Фетишем может быть любой предмет.

Тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством.

Магия - совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, а также на предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем, используя разнообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы, привороты.

Анимизм же представляет собой веру в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно от них. Первобытный человек еще не отделял себя от природы и придавал всем объектам и явлениям те же свойства, которыми обладал сам.

На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы.

Возникновение государств потребовало новых типов религий. Появились национально-государственные религии, которые отражали социально-политические и другие отношения, сложившиеся в древних государствах. С укреплением государств многие народы переходили от многобожия к единобожию. Как правило, единобожие характеризуется поклонением главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестественные силы - ангелы, архангелы, демоны и пр.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам.

Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм (мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая). Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий - равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности - позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их. Все мировые религии обещают верующим справедливое к ним отношение, но только в потустороннем мире и в зависимости от благочестия в этом.

Всякую религию, которая на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни, необходимо рассматривать как сложное социальное образование. Однозначная оценка не дает полноты картины.

2.2.1 Буддизм

Буддизм - одна из первых мировых религий. Возник в VI-V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Буддийские теологи считают, что основателем буддизма был сын индийского царя по имени Сидцхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма - Брахму. Все боги делятся на добрых и злых.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения драхм, духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется "колесом жизни", или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

Буддизм распространен в виде хинаяны - наиболее древней формы, и махаяны, получившей распространение за пределами Индии. Хинаяна - узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ от участия в мирской жизни, уход в монахи. Махаяна - большая колесница, широкий путь спасения, представляет спасение всем верующим.

2.2.2 Христианство

Христианство возникло в I в. н. э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект, к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.

Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в основном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христианство. Ветхий Завет является священной книгой, как для иудеев, так и для христиан. В 325 г. в городе Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи. Поскольку Римская империя представляла собой в то время сложный организм, стремящийся к децентрализации, то соответственно и христианство вынуждено было приспосабливаться к сложившимся социальным отношениям и традициям каждой провинции.

Следствием создавшихся условий было появление первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. В настоящее время автокефальных церквей пятнадцать, что свидетельствует о том, что христианство не было единым монолитным течением.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве - протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

На Руси Православие введено киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное оформление Русская Православная Церковь получает при Ярославе Мудром (ок. 978-1054), когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Святой Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051). Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новгородскую, Черниговскую, Ростовскую, Владимирскую и др.) - церковные области, возглавлявшиеся епископами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который назначался или утверждался по представлению русских князей константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита выбирало вече в сане архиепископа. При Иване Калите церковный центр во главе с митрополитом Петром был перенесен в Москву.

В 1448 г. великий князь Василий Васильевич созвал в Москву на собор епископов Русской земли. Главой церкви был избран митрополит рязанский Иона с титулом "митрополит Московский и всея Руси".

С этого времени Русская Православная Церковь обрела независимость от константинопольского патриарха. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича и с согласия константинопольского патриарха и восточных патриархов главе Русской Православной Церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Первым патриархом стал митрополит Московский Иова.

На протяжении тысячелетней истории в Русской Православной Церкви как в живом организме происходили различные изменения, связанные с потрясением в обществе. Так, Петр I в 1721 г. заменил единоличное управление патриарха. Был учрежден постоянный духовный собор - Духовная Коллегия, которая затем называлась Святейшим Синодом.

Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., совпал с революционным процессом в России. Он восстановил Патриаршество. Патриархом был избран Тихон.

В настоящее время под юрисдикцией Русской Православной Церкви находятся епархии на территориях государств бывшего СССР, в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других местах мира.

2.2.3 Ислам

На территории России получила распространение и третья мировая религия - ислам, возникший в Западной Аравии в VII в. и распространившийся в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым "черным камнем", к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5-2 миллиона мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, при правлении халифа Османа, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий - Сунна о поступках и изречениях пророка.

Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.

На основе Корана был разработан шариат - свод мусульманского права. Мусульманский календарь основан по фазам Луны, поэтому его год на 11 дней короче христианского. Главный праздник мусульман - курбан-байрам (жертвоприношение).

В России ислам получил распространение среди татар, башкир и народов Северного Кавказа.

Заключение

Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и неотразимые изменения. Трудно переоценить значимость и влияние религии на жизнь общества. Она как невидимая нить проходит сквозь сознание и определяет нравственно-моральные ценности общества. Сегодня религия и государство как институты неотделимы друг от друга и взаимодополняемы. И все же стоит отметить, что религия является суверенной. Никакие законы не могут вмешиваться во внутренний устав церкви и тем более диктовать свои условия. В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально - экономических и общественно - политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентирует церковь на повышение нравственного потенциала человека. Можно сделать вывод, что религия в течение своей истории в разные периоды развития постоянно влияла на процессы формирования и функционирования различных видов интеллектуальной деятельности, других разнообразных форм социальной активности. Но все-таки хочется верить, что власти прислушаются, присмотрятся к нынешней ситуации и поспособствуют более активной интеграции религии в духовную сферу общества. Может быть, посредством образования, Средств массовой информации, литературы, новой концепции подачи религиозного учения. Религия достаточно эмоциональное явление. Некоторые видят в этом плюсы, другие - минусы. С одной стороны, именно эмоции постоянно вызывали раздражение со стороны науки как постоянной спутницы религии. Именно эмоции порождали то неизвестное, чего так боялись и не могли объяснить наши предки. Эмоции породили многочисленные мифы и заложили основы религии. Но с другой стороны именно эмоции сделали религию такой сострадательной для всех. Религия очень терпима, особенно сегодня - она позволяет выбирать веру, сменить ее. Идея гуманизма в религии как нигде проявляет жалость и сострадание. Это, несмотря на то, что религия достаточно строга к проявлению нарушений заповедей, укладов, канонов и пр. Можно отметить, что религия для верующих людей - это не только путь к себе, но и философия, философия жизни, по канонам которой они живут, которая установила их морально-нравственные качества и принципы. И эти принципы не противоречат имеющемуся законодательству, значит, религия все-таки явилась первоосновой межличностных отношений.

Можно взять примеры из православия в России. Принятие его диктовалось социальной действительностью, язычество противилось объединению русских княжеств в единое государство. Также конкретно-исторически следует оценивать влияние на жизнь общества любой религии. Каждая из них оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей.

Список используемых источников и литературы

1. Елисеев Г.А. История религий. М.: Дрофа,1997, С.248

2. Зубов А.Б. История религии. М.: Планета детей, 1997, С. 344

3. Красников А.Н., Гаврилина Л.М., Элбакян Е.С. Проблемы философии религии и религиоведения. Калининград, 2003, С. 87

4. Любищев А.А. Наука и религия. СПб.: Алетейя, 2000, С. 358

5. Осипов А.И. Религия, философия, науки. М., 2003, С. 121

6. Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001, С. 240

7. Фейербах Л.А. Сущность христианства. М., 1955, С. 42

8. Фроянов И.Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003, С. 20

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика религиозного мировоззрения. Особенности структурного плана религии. Социальные носители религиозного сознания. Характеристика и основные черты социальных функций религии. Сущность и значение религиозного мышления. Классификация мировых религий.

    реферат , добавлен 13.03.2012

    Сущность религиозного отражения мира – религиозного сознания. Объективно-идеалистическая концепция сущности религии. Религия как одна из форм общественного сознания, объект религии и форма отражения. Психологические основания религиозного сознания.

    реферат , добавлен 07.04.2010

    Новый постмодерн в современных концепциях религии. Соотношение образования, религии и свободы совести в религиозных концепциях Республики Беларусь. Образование на основе определенного религиозного вероучения с целью обучения религии и культовой практике.

    контрольная работа , добавлен 12.08.2013

    Понятие религии и ее главные элементы. Возникновение и эволюция религии, а также существенные изменения в характере религиозных верований. Функции религии в жизни человека и общества. Основные результаты исследования на тему "Религия и общество".

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Феноменология в контексте наук о религии. История и методы феноменологического религиоведения. Систематическое описание явлений религии, классификация их на основе сопоставления и сравнения. Характеристика представлений из религиозного миросозерцания.

    реферат , добавлен 29.03.2013

    Возникновение и направления развития религии. Возрождение украинской культуры и возрождение народной жизни религии как духовного феномена. Роль религии в жизни общества. Религия как предмет изучения. Социальные функции религиозных организаций.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    анализ книги , добавлен 25.06.2009

    Функции религии как формы общественного сознания. Наиболее ранние формы религиозных представлений. Деятельность колдунов и шаманов. Психологические причины возникновения и воспроизводства религии. Выделение специфических особенностей буддизма и ислама.

    реферат , добавлен 07.12.2012

    Закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее структура и функции. Особенности богословско-теологического и религиоведческого подходов к анализу религии. Особенности религиозного сознания и религиозного культа, субъекты культа.

    реферат , добавлен 15.12.2013

    Понятие религии и религиозных верований, история их возникновения и развития. Классификация религий: ведизм, брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм, ламаизм; ислам и шиитизм. Христианство, разделение церквей; католицизм, протестантизм и православие.