Конспект урока по спортивной акробатике. План-конспект занятия по акробатике План конспекты по спортивной акробатике
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1.Построение
3.Сообщение задач урока 4.Повороты на месте
5.ОРУ в движении:
а) ходьба на носках, руки в стороны
б) ходьба на пятках, руки за спину;
в) 1-2 - два шага на носках, руки вперед;
3- 4 - два шага на пятках, руки в стороны
г) шаг пружинки, руки на пояс;
д) острый шаг, руки на пояс;
ж) бег змейкой
з) шаг вальса (руки на пояс или в стороны).
6. Перестроение уступом по расчету.
Освобожденные: книги ФК, игры: шашки,шахматы.
7. ОРУ без предметов
I упр . и.п. - о.с: 1 - стойка на носках, руки вперед 2 - и.п; 3 - стойка на носках, руки в стороны.
2 упр . и.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс 1 - наклон головы вперед 2 - наклон головы назад; 3 - наклон головы вправо
4 - наклон головы влево.
3 упр . и.п. - о.с:
1 - наклон вперед прогнувшись, руки в
стороны; 2 - наклон, руки вперед; 3 - наклон с махом руками назад; 4 - и.п. 4 упр . и.п. - о.с: 1 - правая в сторону на носок, руки в ст ороны; 2 - 3 - два наклона вправо, руки вверх,4- 5 - левая в сторону на носок, руки в стороны 6 - 7 - два наклона влево, руки вверх; 8 - и.п.
5упр. и.п.- о.с., руки на пояс: 1-2 -два полуприседа; 3 - присед; 4 - и.п.
6 упр. и.п.- широкая стойка ноги врозь, руки на пояс: 1 - присед на правой, руки вперед; 2 - и.п;.3 - присед на левой, руки вперед;4 - и.п.
7 упр . и.п. - о.с. руки вперед:1 - правая назад на носок, левая рука вверх; 2 - и.п.;
3 - левая назад на носок, правая рука вверх; 4 - и.п; 5 - правая в сторону на носок, левая рука в сторону; 6 - и.п.;
7 - левая в сторону на носок, правая рука в
сторону;8 - и.п.
8 упр . и.п. - о.с, руки за голову:1 - мах правой в сторону, руки в стороны;2 - и. п.;
3 - мах левой в сторону, руки в стороны;
9 упр . и.п. - о.с.: 1 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука к плечу;2 - прыжком о.с., левая рука к плечу;3 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука вверх; 4 - прыжком о.с., левая рука вверх;5 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука к
плечу; 6 - прыжком о.с., левая рука к плечу; 7 - прыжком стойка ноги врозь, правая рука вниз;8- о.с., левая рука вниз. 10 упр . Ходьба на месте
8.Перестроение в одну шеренгу 9.Перестроение по отделениям
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
АКРОБАТИКА
1.Совершенствование стойки на руках
2.Обучение перевороту в сторону ("колесо") Техника выполнения. Из основной стойки -стоя лицом к направлению движения - поднять левую ногу вперед, левую руку вперед, правую руку вверх. Энергичным наклоном влево выполнить выпад левой и, сильно оттолкнувшись ей, взмахнуть правой ногой и поочередно поставить на маты сначала левую, затем правую руки на расстояние ширины плеч. Войти в стойку на руках, ноги врозь, с поворотом налево. Опустить правую, затем левую ноги в сто- рону и встать в стойку - ноги врозь, руки в
Подводящие упражнения.1. В широкой стойке ноги врозь выполнить наклоны влево и вправо, руки вверх.
2. Стоя лицом к гимнастической стенке, опираясь руками на рейку на уровне груди, выполнить махи ногами в стороны: а) мах левой; б) и.п.; в) мах правой; г) и.п. 3. Выполнить стойку на руках: а) с поддержкой; б) самостоятельно у гимнастической стенки (держать 3 секунды)
4.Стойка на правой, левую ногу вперед, левую руку вперед, правую вверх (держать 3-5 секунд).
5. Выпад вправо наклонный, руки вверх; разгибая правую ногу, принять положение стойки -ноги врозь, руки в стороны.
6. Широкая стойка - ноги врозь на носках, руки вверх (держать 3. 5, 10 секунд)
Контрольные упражнения.
1. Выполнить стойку на руках, ноги врозь, у гимнастической стенки самостоятельно (держать 2 секунды).
2. Выйти в стойку на руках, ноги врозь с поворотом налево: а) с помощью, оказывая поддержку со стороны спины за бедра; б) самостоятельно у гимнастической стенки.
3. Из стойки на руках, ноги врозь выполнить стойку - ноги врозь, руки в стороны: а) с помощью, поддерживая под плечо и туловище, опустить на ноги в стойку, ноги врозь б) самостоятельно у гимнастической стенки.
4. Переворот в сторону с проводкой по движению по наклонной плоскости.
5. Переворот в сторону самостоятельно.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
1. Построение группы.
2. Подведение итогов урока.
3. Задание на дом : юноши - из упора лежа сгибание и разгибание рук; девушки - из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреплены, поднимание туловища.
Конспект урока по физической культуре в 9В классе Раздел: Гимнастика Тема: Акробатика; опорный прыжок Цель: Создать условия для укрепления здоровья, формирование знаний умений и навыков в выполнении акробатических упражнений, упражнений на разновысоких брусьях через последующую самостоятельную деятельность учащихся. Задачи урока: 1. Совершенствовать технику выполнения ранее изученных акробатических упражнений и упражнений на разновысоких брусьях в комбинации. 2. Совершенствовать технику выполнения опорного прыжка 3.Способствовать развитию формированию осанки; основных физических качеств, Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, упорства в достижении поставленных целей. Оздоровительные: укреплять здоровье, содействовать правильному физическому развитию; Развивающие формировать умение договариваться со сверстниками в игровой и соревновательной деятельности. Коррекционные: корректировать нарушения в движениях (закрепощенность, неточность, несогласованность рук и ног), нарушения осанки, сутулость, движение по прямой линии корректировать выразительность движений в акробатической 1
комбинации. Тип урока: урок с образовательнотренировочной направленностью, урок совершенствования Продолжительность урока 45 минут. Место занятия спортивный зал. Материальное обеспечение: гимнастические маты, палки, рисунки «мордашек», гимнастический козёл, канат, гимнастический мостик, разновысокие брусья, конусы, поливалентные маты. Содержание урока Дозировк а (в минутах) Организационно методические указания Вводно подготовительная часть урока 15 минут цвет, Построение, приветствие. Предлагается детям выбрать стикер, которого соответствует их настроению, подписать свое имя и приклеить с «мордашкой». рядом Сообщение задач урока. . Мобилизирующая настройка на урок учитель даёт команду «Всё внимание – на мои слова! Закрыли глаза! Делаем глубокий вдох! Дыхание спокойное и ровное! Воздух содержит в себе колоссальный запас энергии. Вдохвыдох! Сейчас с помощью небольших порций воздуха мы заполним 4 Рефлексия в начале урока, по выбранным стикерам. Цвет, которых соответствует цвету нарисованных «мордашек»: улыбающаяся – желтая (хорошее настроение); хмурая – синяя (плохое настроение); нейтральная – зеленая. Предложить учащимся по ходу определить какие урока, физические в способствовали основном развитию упражнений, выполненных на уроке. качества 2
своё тело этой энергией, которая поможет выполнять все физические упражнения на уроке с радостью и огромным желанием. Я буду считать до 5, на каждый счёт делая вдох небольшими порциями, вы будете заполнять своё тело энергией».(счёт от1 до 5) Ходьба: на носках, руки на плечи, с наклонами головы вперёд, назад, вправо, влево; на пятках, руки за голову; в полном приседе, руки за головой. Бег змейкой, темп средний. Ходьба. 1 2 «Класс! На месте стой!» «Налево!» 8 Обратить внимание на осанку (плечи расправить, смотреть вперёд, живот подтянуть). Следить за интервалом. Локти в стороны, спина прямая. за темпом и Следить грамотным технически выполнением составляющих элементов бега. Разрешено обгонять справа, или отставать. В движении колонной учащиеся берут гимнастические палки в правую руку на правое плечо. Предлагается встать свободно по площадке. Если встали не удачно, помочь выбрать место. ОРУ с гимнастическими палками: И.п. – о.с., палка внизу; 1 – подняться на носки, палку вверх; 2 – И.п. И.п. – стойка ноги врозь, палка внизу; 1 – наклон вправо, палку вверх; 2 – И.п. 3 – 4 – тоже влево. И.п. – тоже 1 – наклон вперёд, палку 4–6 раз Следить за правильным хватом палок. 8–10 раз Наклоны как можно ниже, руки прямые. 6–8 раз При наклоне спина прямая, 3
вверх; 2 – И.п. – палка перед И.п. – о.с., грудью; 1 – правая назад, палку горизонтально вверх; 2 3 – 4 –тоже левой. И.п. – стойка ноги врозь, палка перед грудью; 1 – 4 – вращение палки вправо 58 влево И.п. И.п. о.с., палка горизонтально за спиной; 1 – присед; 2 – И.п. И.п. И.п. – стойка ноги врозь, палка внизу; 1 поворот вправо, палка за голову 2 34 тоже влево И.п. – о.с., палка перед грудью; 1 – прыжок ноги врозь, палку горизонтально вверх; 2 – И.п. Сдать палки. Построение в шеренгу смотреть вперёд. 6–8 раз При выполнении прогиб в спине. 6–8 раз Следить за осанкой, . Выполнение под счёт. 6–8 раз Присед – пятки от пола не отрывать, спина прямая, смотрим вперёд. спина прямая 8–10 раз Обратить внимание на осанку. 1 Объединение в группы (мальчики),(девочки) и определение для них мест занятий.Д р\в брусья, М лазание по канату, опорный прыжок, затем смена мест Д акробатика, М акробатика. Выбор учащимися старшего в группах. 4
Основная часть урока 25 минут Напомнить правила работы в группах (отделениях). 20 1.Вариант комбинации: Д (вариант №1) И.П. – О.С., шагом правой (левой) равновесие (ласточка), выпад вперёд, кувырок вперед в упор присев –встать, «мост»,лечь, перекатом назад стойка на лопатках, держать – перекат вперед в упор присев, ноги скрестно, встать, поворот кругом–, руки в стороны. Вариант №2 И.П. – О.С., шагом правой (левой) равновесие (ласточка), выпад вперёд, кувырок вперед в упор присев –кувырок назад в полушпагат, на коленях, встать, «мост»,лечь, перекатом назад стойка на лопатках, держать, перекат вперед в упор присев, ноги скрестно, встать, переворот стойка Учащиеся работают в группах, устраняя ошибки, друг у друга и помогая добиться правильного выполнения. Старший группы, следит за совместной и дружной работой внутри группы. Оказание помощи и страховки при выполнении упражнения. При кувырке обратить внимание на группировку: положение головы, круглую спину, слегка развёрнутые колени, локти прижаты, захват рук чуть ниже колен. Выполнение вариантов акробатической комбинации «Мост» из положения стоя. Страховка: стоя сбоку, поддерживая одной рукой под лопатки, другой под поясницу Обратить внимание на опору всей ступни, ноги врозь, кисти рук направлены под лопатки, голова назад, ноги и руки выпрямлены, вес тела в большей мере на руках. В стойке на лопатках туловище должно быть прямым, носки вытянуть, локти держать на ширине плеч, тело не отклонять от вертикальной 5
боком (колесо) 2.М И.П. – О.С, два кувырка вперёд, один назад, кувырок вперёд в стойку на лопатках, держать, перекат вперёд в упор присев, поворот кругом, силой стойка на голове и руках, кувырок вперёд, встать руки в стороны.(упор лёжа, упор присев, встать руки в стороны.) 3.Д(вариант №1)вскок в упор на н\ж, оборот вперёд, вис с опорой ногами о верхнюю жердь, переворот в упор, перемах правой ногой через сесть в нижнюю жердь, полушпагат, встать равновесие, на н\ж, держать, оборот вперёд на верхней жерди. Вариант №2 вскок в упор на н\ж, оборот вперёд, вис с опорой ногами о верхнюю жердь, переворот в упор, перемах правой ногой через, нижнюю жердь, равновесие, в полушпагат, сед на бедре, соскок. Вариант №3 наскок в упор на н\ж, оборот вперёд, вис с опорой ногами о верхнюю жердь, переворот в упор, перемах правой ногой через, нижнюю жердь, равновесие, в полушпагат, сед на бедре, вис лёжа, подъём переворотом на в\ж, переставить руки на н\ж, оборот вперёд, встать руки в стороны. встать сесть встать сесть плоскости. Выполнение вариантов комбинации на разновысоких брусьях 6
4.Лазание по канату в два приёма М 5.Опорный прыжок «согнув ноги» (козёл в длину)М Подвижные игры и эстафеты: «Мостик кошка», «Построить мост», «Чехарда в парах», эстафета с кувырком вперёд. и 6 Смотреть Приложение Заключительная часть урока 5 минут «В одну шеренгу становись!». Ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. 4 Построение в шеренгу. Руки вверх вдох, вниз – выдох. Подведение итогов урока. Домашнее задание. . Выслушать мнения учащихся, проанализировать их размышления о физических качествах развитию которых в основном способствовали упражнения, выполненные на уроке. Мстойка на голове и руках Дравновесие Рефлексия урока по выбранным цветам в начале и конце урока. Благодарю детей за работу на уроке. Организованный уход с урока. 7
План-конспект открытого урока по гимнастике
в МБОУ Богородской общеобразовательной школе.
Учитель: Баринов Евгений Александрович
Образование: высшее (АГПИ им. А.П.Гайдара)
Педагогический стаж: 19 лет.
Предмет: физическая культура.
Класс: 8 «а».
Тема: 1.Акробатика: м- а) стойка на голове и руках- учет.
б) акробатическое соединение из3-4 элементов.
д- а) с « моста» переход на одно колено- учет.
б) акробатическое соединение из 3-4 элементов.
2.Равновесие: д- а) соединение на бревне.
3.Лазание: м- а) Лазание по канату в два приема (техника).
Тип урока: смешанный.
Цель урока: Оценить умения и навыки техники выполнения упражнений по акробатике и совершенствование техники упражнений на других снарядах.
Задачи урока :
Образовательные:
— совершенствование техники лазания по канату в 2 приема (мальчики), соединение в равновесии по бревну (девочки), акробатической комбинации.
— оценить уровень выполнения физических упражнений по акробатике: м-стойку на голове и руках; д- с «моста» переход на одно колено.
Воспитательные:
— воспитание навыков коллективных действий в О.Р.У. со скакалкой.
— воспитать сознательную дисциплину во время самостоятельного выполнения упражнений на снарядах.
Развивающие:
— развивать силу рук и ног в прыжках со скакалкой и в лазание по канату.
— развитие гибкости в акробатических упражнениях.
— развитие внимания в игре «Запрещенное движение».
Оборудование и инвентарь: г/скамейка, г/конь, г/маты, г/скакалки, канат, секундомер, г/мостик.
Место проведения : спортзал.
Дози- ровка. | |||
Вводно-подготовительная часть. | 10мин | ||
1 | Построение, сдача рапорта, сообщение темы урока. | ||
2 | Закрепление команды «Прямо». | ||
Объяснение и показ. Для возобновления движения вперед при ходьбе на месте подается команда «Прямо!». Также может быть использована предварительная команда «Класс-прямо». Исполнительная команда подается под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперед. | |||
Выполнение команды «Прямо!» | |||
Исправление ошибок. | |||
Повторное выполнение команды «Прямо». | |||
3 | Ходьба упражнения на 4 счета. | ||
1-руки вперед. 2-руки вверх. 3-руки в стороны. 4-руки вниз. | |||
На носках, руки вверх. | |||
На пятках, руки за голову. | |||
В полуприседе, руки вперед. | |||
4 | Бег с заданием. | ||
С захлестыванием голени, руки за голову. | |||
С высоким подниманием бедра. | |||
С прямыми ногами через стороны, руки на поясе. | |||
Спиной вперед | |||
С прямыми ногами руки на поясе. | |||
Восьмеркой. | |||
Противоходом. | |||
5 | Подготовка к О.Р.У. со скакалкой. | ||
6 | Перестроение из колонны по одному в колонну по три одновременными поворотами налево. | ||
7 | О.Р.У. с г / скакалкой. | ||
И.п. — о.с.- скакалка внизу. 1- правая назад на носок, скакалка вверх. 3- левая назад на носок, скакалка вверх. | |||
И.п. – узкая стойка ноги врозь, скакалка перед грудью. 1,2,3,4 – круговые движения скакалкой перед грудью вперед. 5,6,7,8 – то же самое, но назад. | |||
И.п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка вертикально полу перед собой правая вверху. 1,2,3,4 – на каждый счет смена положения рук. | |||
И.п. – о.с. скакалка впереди. 1 – поворот вправо с подседанием. 3 – поворот влево с подседанием. | |||
И.п. – о.с. скакалка внизу. 1 – выпад правой вперед, скакалка вперед. 3 – выпад левой, скакалка вперед. | |||
И.п. – широкая стойка ноги врозь, скакалка внизу. 1 – наклон к правой. 2 – наклон. 3 – наклон к левой. | |||
И.п.- сед на правой, левая в сторону, скакалка впереди. 1,2 – смена положения ног. 3,4 – то же самое. | |||
И.п. – о.с. – скакалка впереди. 1 – мах правой. 3 – мах левой. | |||
Прыжки со скакалкой на двух ногах – 30секунд,15 секунд – отдых | |||
И.п. – о.с. скакалка внизу. 1 – подняться на носки, скакалка вверх. 3,4 – то же самое. | |||
8 | Обратное перестроение из колонны по три, в колонну по одному. | ||
9 | Перестроение из колонны по одному в колонну по два одновременными поворотами. | ||
10 | Разведение по снарядам. | ||
11 | Установка снарядов. | ||
II | Основная часть. | 30мин | |
1 | Показ и объяснение для обоих отделений | ||
2 | Акробатика(1отделение – мальчики). | ||
2.1 | Специальная разминка (кувырки вперед, назад; шпагат; махи ногами). | ||
2.2 | Оценить стойку на голове и руках толчком двумя. | ||
Опробование стойки на голове и руках. | |||
Исправление ошибок. | |||
Пробная попытка. | |||
Проверить на оценку (поточный способ). | |||
2.3 | Длинный кувырок с места, кувырок вперед, кувырок назад, стойка на голове и руках, перекат вперёд в упор присев, прыжок в о.с. руки вверх. | ||
2 | Бревно(2отделение – девочки). | ||
Совершенствование соединения в равновесии: Вскок в упор присев, поворот направо, шаги с взмахом ног и хлопками, поворот кругом, шаги «польки», поворот кругом, соскок из упора на одном колене махом назад. | |||
2 | Лазание по канату (2отделение – мальчики). Совершенствование лазания по канату в 2 приёма (и.п.- вис на руках, одна прямая, другая возле подбородка согнутая). 1приём – согнуть максимально ноги в коленях, зажать канат. 2приём – одновременно разгибаем ноги и перехватываем руку вверх, другая рука, подтягиваясь, сгибается в локтевом суставе. Опускание в обратном порядке. | ||
3 | Переход отделений на другой снаряд.(2 отделение идёт на акробатику, а 1 отделение идёт на лазание по канату в 2 приёма). | ||
4 | Акробатика (девушки). | ||
4.1 | Специальная разминка. | ||
4.2 | Оценить упражнение: с «моста» переход на одно колено. | ||
4.2.1 | Опробование с «моста» переход на одно колено. | ||
4.2.2. | Исправление ошибок. | ||
4.2.3. | Пробная попытка. | ||
4.2.4. | Исправление ошибок. | ||
4.2.5. | Проверить на оценку. | ||
4.3. | Совершенствование акробатического соединения: 2 кувырка вперед, кувырок назад, кувырок назад в полушпагат, переход в упор присев, перекатом назад в стойку на лопатках, перекатом вперёд в упор присев, прыжком в узкую стойку ноги врозь, «мост» из положения, стоя, с «моста» переход на одно колено. | ||
5 | Уборка снарядов и инвентаря. | ||
6 | Построение в одну шеренгу. | ||
Заключительная часть. | |||
1 | Размыкание на вытянутые в стороны руки. | ||
2 | Игра на внимание «Запрещённое движение». | ||
а | Объяснение игры с показом. Я вам показываю разные движения, а вы за мной повторяете, кроме «запрещённого». Я неожиданно выполняю запрещённое движение, кто его выполнит, делает шаг вперёд и игра продолжается. «Запрещённое движение» — руки вперёд. | ||
б | Проведение игры. | ||
в | Подведение итогов игры: а) назвать самых внимательных и невнимательных игроков. | ||
3 | Домашнее задание: повторить все пройденные акробатические упражнения. |
Дозировка | Организационно- методические указания |
|
Подготовительная часть – 12 минут | ||
Построение учащихся. Приветствие. Сообщение задач урока. | 2минуты | Проверка готовности класса, выявление больных и освобожденных. Сообщение задач урока. |
Строевые упражнения. Повороты на месте. | 1 минута | Проследить за чётким выполнением строевых упражнений При ходьбе учитель должен следить за правильной осанкой, обращать внимание на постановку стопы на пол, следить за работой рук Ходьба с носка. |
Ходьба с различным положением рук и ног: Укрепление мышц голеностопных суставов и стоп – профилактика плоскостопия.
| 2минуты | Дистанция 1шаг. Следить за осанкой: спина прямая, голову вниз не опускать, плечи развёрнуты. Ноги в коленях не сгибать, подняться на носках как можно выше. Ноги в коленях не сгибать. Носок тянем на себя, спина прямая. Ноги в коленях не сгибать, пальцы ног сжаты. Немного загребать носками. |
Бег в умеренном темпе. «Легко бегом марш!» «Класс шагом марш!» | 2минуты | Следить за дистанцией, руки работают вдоль туловища. Не задерживаем дыхание. |
Звуковая дыхательная гимнастика для восстановления дыхания, с хождением по тропинке «Здоровье». 1. Как пыхтит тесто? «пых-пых-пых...» 2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...» 3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...» 4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха…» 5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...» 6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони, «ф-ф-ф...» | 1,30 минуты | Вдох - через нос, Выдох – через рот Выдох дольше, чем вдох. |
Перестроение в три колонны « Через центр в колонну по три!» « Направляющие на месте!»; «Дистанция – на вытянутые руки вперед». Перестроение в шеренгу по три. | 30 секунд | Размыкание на вытянутые вперед руки. Следить за дистанцией, за равнением в строю. Набрать интервал, следить за равнением в шеренгах. |
Общеразвивающие упражнения: 1. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 - наклон головы вправо; 2 - и. п.; 3 - наклон головы влево; 4 -и. п. | 3минуты | Амплитуда движения больше, темп медленный. |
2. И. п. - стойка ноги врозь, кисти к плечам, круговые движения 1-4 - вперед; 5-8 - назад. | 6-8 раз | Локти в стороны и максимально назад. Выполнять с большой амплитудой. |
3. И.п.- ноги на ширине плеч, правую руку вверх, 1-2 рывки правой рукой; 3-4 - левой рукой. | 6-8 раз | Рука прямая, локти не сгибаем, отведение руки назад. |
4. И. п. - основная стойка руки на поясе; 1 - глубокий присед, колени вместе, руки вперед; 2 - и. п. | 10-12раз | Спина прямая, руки не опускать. ладонями вниз Выполняя приседание, пятки от пола не отрывать. |
5.
И. п. - сидя, ноги врозь шире плеч, руки вверх; 1 – 2 наклон к левой ноге, 3 - 4 правой ноге; | 6-8 раз | При наклоне ноги в коленях не сгибать, наклон максимальный |
6. И. п. - сидя, ноги на шире плеч, руки вверх; 1 – 2 наклон к левой ноге, 3 - 4 правой ноге; | При наклоне ноги в коленях не сгибать |
|
7. И.п. – о.с. руки на поясе, прыжки на месте. 1 - ноги врозь; 2 - вместе ноги.
| 15-20раз | Не задерживаем дыхание, прыжки на носках. |
Перестроение по станциям. Первая номера в обход направо к станции № 2 шагом марш! Третьи номера в обход налево к станции № 1 шагом марш! Вторые номера в обход налево к станции № 3 шагом марш! | Четкое выполнение команд. Маршировка на месте. Остановка всех отделений по команде. |
|
Основная часть – 25-30 минут. | ||
Объяснить учащимся выполнения упражнений на станциях, напомнить технику безопасности во время выполнений упражнений. «Отделения приступить к работе!» После работы отделений по станциям дается команды по окончанию выполнения упражнений, на построение и перестроение: «Отделения закончили!» «В колонну за направляющими - становись!» «К смене мест – вперед шагом марш!». | 3 минуты. | Напоминание техники безопасности в форме опроса учащихся. Карточки с заданиями на каждой станции заранее подготовить и прикрепить к стене у мест занятий. На станциях №2,3 дети работают самостоятельно, на станции №1 – с учителем.
По команде «закончили» отделения строятся в шеренги возле своих рабочих мест. |
1. Станция
Кувырок вперед из упора присев до упора присев. Из упора присев, наклоняясь вперед, поставить руки на ширину плеч впереди ступней и перенести на них тяжесть тела. Сгибая руки и полностью выпрямляя ноги, наклонить голову к груди, приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и, группируясь, мягко перекатиться вперед до упора присев без дополнительной опоры руками. | 16 минут. | Перед тем как выполнить кувырок учащиеся выполняют перекат в группировке. Следить за прижиманием подбородка, за правильным обхватом руками ног. Упражнение должны выполняться только в одном направлении. |
2. Станция Прыжки через скакалку | 15 раз | Прыжки на двух ногах с вращением скакалки вперед. |
3. Станция Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке.
| Упражнение выполняется в колонне друг за другом. Соблюдая дистанцию, следить за техникой безопасности.
Руки вытягиваем вдоль туловища полностью. |
|
Игра: «У ребят порядок строгий» Игра на внимание. Ученики по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют У ребят порядок строгий, Знают все свои место; Ну, трубите веселее: Тра-та-та, тра-та-та! По окончании этого куплета учитель, вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становись!» Ученики стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному учителем. По команде учителя «Разойдись» ученики расходятся по разным направлениям. Учитель снова подает команду «Становись». | 3минуты | По сигналу учителя все разбегаются по залу и произносят слова. По следующему сигналу учителя, играющие быстро строятся. При построении в шеренгу каждый должен уступать товарищу дорогу; запрещается толкаться и «напором» занимать свое место. Игра может повторяться несколько раз с использованием разных вариантов построений. |
Заключительная часть – 3 минуты. | ||
Учащиеся сидят на скамейке. | ||
Упражнения, направленные на сохранение зрения.
1.
Поморгайте 15 – 20 раз. 2.
Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. 3.
Повращайте глазами сначала влево, затем вправо. 4. Поморгайте 10 раз. | 2 минуты. 15 – 20 раз. 8-10 раз 6-8 раз 10 раз | Темп быстрый. Темп медленный. Темп средний. Темп быстрый. Не зажмуриваясь. |
Построение. Подведение итога урока. Организованный уход | 1 минута | Сообщить о выполнении задач урока. Отметить старательных учеников. |
План – конспект урока
Предмет: физическая культура.
Класс: 2
Место и время проведения: с/зал, 45 мин.
Тема раздела: Акробатические упражнения с элементами гимнастики.
Цель урока: совершенствование техники выполнения акробатических упражнений, развитие двигательных качеств: гибкости, ловкости, координации движений
Образовательные задачи:
1. Совершенствовать технику выполнения перекатов вперёд, назад ;
2. Совершенствовать технику выполнения кувырка вперед;
Оздоровительные задачи:
1. Продолжать работу по формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия посредством коррекционно-профилактических упражнений.
2. Развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, смелость, активность;
2. Содействовать развитию психических процессов (внимание, памяти, мышления).
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний .
Место проведения: спортивный зал.
Оборудование: гимнастический мат – 4 шт., гимнастическая скакалка – 3 шт., гимнастическая скамейка – 2 шт., карточки-задания.
Методические рекомендации
Тема: «Акробатика и физическое воспитание»
Тренер: Портнягина А.К.
2012 г.
Введение
2. Акробатические упражнения
2.1. Виды упражнений
2.2. Группы упражнений
Заключение
Список литературы
Введение
Физические упражнения, которые в дальнейшем стали называться акробатическими, возникли в глубокой древности.
Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слова «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости.
Быстрое развитие акробатики и широкое её использование представителями других видов спорта объясняются следующим: акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств, необходимых в быту, спорте и трудовой деятельности; акробатические упражнения необычны и зрелищны.
Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.
Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день.
Второе направление в развитии акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.
1. Возникновение и развитие акробатики
1.1. История возникновения акробатики
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.
Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.
Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат».
В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты – «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость.
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.
1.2. Развитие акробатики в России
На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.
В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов-любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов-любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров.
Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.
С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.
В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.
2. Акробатические упражнения
2.1. Виды упражнений
Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:
Перекаты - вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);
Кувырки - вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;
Перевороты без фазы полета - движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону - «колесо»);
Перевороты с фазой полета - прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)
Акробатические упражнения применяются в различных частях занятия в зависимости от поставленных задач. Чаще всего используются в разминке, так как способствуют подготовке суставов к выполнению сложных ТТД. При разучивании сложных кувырков и переворотов необходимо использовать дополнительные маты, обязательную помощь и страховку.
2.2. Группы упражнений
Акробатические упражнения делятся на три группы:
1. Акробатические прыжки - перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.
2. Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые - стойки, стояния, седы, поддержки.
3. Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.
Далеко не все, кто присутствует на соревнованиях по гимнастике, представляют себе, как долог и сложен путь спортсмена от тренировочного зала до арены крупных соревнований, какой кропотливый и нелегкий труд стоит за краткими секундами выступлений на арене. Сотни, тысячи раз повторяются на тренировках одни и те же движения, одни и те же комбинации. Причем тренируются не только мышцы, но и воля, воспитывается у спортсменов умение свободно держаться и не робеть перед трудностями, публикой и судьями.
Непрерывное развитие науки, техники и производства предъявляет повышенные требования к подготовке специалистов высшей квалификации. Современные выпускники ВУЗов должны не только в совершенстве владеть своей профессией, но и обладать хорошим здоровьем, быть физически крепкими, готовыми к продуктивному труду и защите Родины. В нашей стране действует и совершенствуется стойкая система студенческого спорта, на которой в основном базируется спорт высших достижений.
2.2. Значение акробатических упражнений
Физическое воспитание специфично. Наряду с оздоровительными и прикладными целями оно решает также задачи подготовки высококвалифицированных спортсменов. Разнообразны увлечения студентов, но особой популярностью пользуются спортивные игры.
Волейбол увлекательная игра пользуется большой популярностью у людей различных возрастов и профессий. Она служит хорошим средством активного отдыха, способствует укреплению здоровья и разностороннему физическому развитию. Во время игры приходится наклоняться, приседать, прыгать, падать. Находясь в постоянном движении, игрок должен уметь в самых разнообразных положениях тела выполнять нацеленную передачу или точный удар по мячу. Для этого нужна сила, ловкость и хорошая ориентация в пространстве.
Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств, всестороннего физического развития. Известно, что современный волейбол предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. Нагрузки у игроков весьма высоки. Так, при интенсивной игре сердце волейболиста сокращается до 200 и более ударов в минуту.
Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствуют развитию всех качеств человека: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармонических сочетаниях.
Способность волейболиста быстро ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, выбирать из богатого арсенала разнообразных технических средств наиболее рациональные, быстро переходить от одних действий к другим приводит к достижению высокой подвижности нервных процессов.
Чтобы добиться мастерства, недостаточно играть только через сетку. Необходимо регулярные тренировки с мячом сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, штангой, плаванием и, особенно, акробатикой.
Акробатическая подготовка сделает волейболиста подвижным и ловким, научит не бояться скорости перемещения, мягко приземляться в падениях и бросках, свободно ориентироваться и выполнять нужные движения на земле и в воздухе. Другими словами, занятия акробатикой позволят быстро овладеть техникой игры с мячом и в дальнейшем успешно ее совершенствовать.
Особенно возросло значение акробатической подготовки волейболиста на современном этапе развития этого вида спорта.
Акробатические упражнения помогут занимающимся овладеть простейшими видами движений, наиболее рациональными и быстрыми способами вставания, с элементами самостраховки. Выполняя их, волейболисты будут развивать основные физические качества, такие, как ловкость, сила, гибкость и подвижность в суставах, координация движений и способность ориентироваться в пространстве. Прочное усвоение подводящих и подготовительных упражнений позволит в дальнейшем быстро и правильно овладеть более сложными движениями.
Волейболистов необходимо обучать всем разновидностям само- страховки, а игровая ситуация и практический опыт подскажут им, какие падения и броски следует предпочесть.
Начинать изучение упражнений, следует только после прочного усвоения начального материала, строго учитывая индивидуальную физическую подготовленность каждого занимающегося.
Основная задача начального обучения – добиться мягкого приземления. Это достигается максимальным снижением общего центра тяжести занимающегося.
При совершенствовании падений и бросков после предварительного перемещения мягкость приземления обеспечивается использованием поступательного движения, которое гасится перекатом, кувырком или скольжением. Поэтому упражнения следует разучивать из статических исходных положений, а затем совершенствовать с разбега, постепенно увеличивая его длину и скорость.
В заключении необходимо напомнить, что ловкость, как и другие физические качества, развивается, совершенствуется и поддерживается в результате систематической тренировки.
Акробатическая подготовка должна прочно войти в учебно-тренировочный процесс волейболистов как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства.
Значение акробатической подготовки в то же время не исчерпывается только совершенствованием физических качеств. Она в известной мере содействует морально-волевой и психологической подготовке спортсменов.
Заключение
Использование средств акробатики в подготовке высококвалифицированных спортсменов различных специализаций приобретает всё более широкий размах. Это объясняется тем, что установлена зависимость между акробатической подготовкой спортсменов и повышением спортивного мастерства в тех видах спорта, которые предъявляют повышенные требования к ловкости, смелости и решительности, ориентировке в пространстве, вестибулярной устойчивости и навыкам самостраховки.
Спортсмены акробаты отличаются правильной осанкой, рельефной и гармонично развитой мускулатурой. Действия их характеризуются высокой координированностью, смелостью, красотой движений; диапазон сложности и разнообразия акробатических упражнений чрезвычайно велик: простейшие из них доступны лицам различного возраста и подготовленности, а для освоения сложнейших не хватает, подчас, всего периода спортивной деятельности человека. Новизна и разнообразие упражнений гарантируют высокую заинтересованность занимающихся; навыки, приобретённые на занятиях акробатикой, отличаются большой пластичностью и могут быть использованы в самых неожиданных спортивных и жизненных ситуациях; разнообразие видов (прыжковая, парная, групповая) позволяет заниматься юношам и девушкам с различными физическими данными.
Спортивная акробатика - соревнования в выполнении комплексов специальных физических упражнений (прыжковых, силовых и др.), связанных с сохранением равновесия (балансирование) и вращением тела с опорой и без опоры.
Список литературы
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
- Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
- Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.: Народная асвета, 1978. - 88 с.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
- Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 146 с.
- Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе. - 1975. - №1. - С. 7-9.
- Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. - №2. - С.2.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
- Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с. 12
Предварительный просмотр:
План – конспект по спортивной акробатике (10-11 лет)
Тема: акробатика – гибкость, координация, двигательная активность.
Цель: Привести в систему, знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение учебного материала.
Задачи:
- Развитие общеучебных умений и навыков (гибкости, координации движений, двигательной активности).
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Воспитывать у учащихся ответственность за результат своего труда.
Форма занятия – групповая, дифференцированная.
Занятия репродуктивный – быстрый, с оздоровительной направленностью, с применением современных педагогических технологий.
Тренер-преподаватель по спортивной акробатике:
Группа начальной подготовки – 1 года обучения
Комментарий урока | Действия ученика | Развитие личностных качеств |
Подготовительная часть (12 мин) | ||
|
| Умение слышать и слушать. Логическое мышление. |
|
| Логическое мышление. Умение выделять главное по целеполаганию. Демонстрируют свой уровень обученности. |
На носках, на пятках, с перекатом с пятки на носок, на внутренней, наружной стороне стопы, с выпадами. Медленный бег с изменением направления (в процессе работы выполнить прыжки (приставные) боком влево, вправо. Бег – спиной вперед, «змейкой» - малой, большой, с изменением скорости. После беговой разминки – восстановление дыхания. |
| Умение владеть строевыми упражнениями. Развивать двигательную активность, прыгучесть. Воспитывать правильную осанку при выполнении строевых упражнений. |
|
| Умение снимать напряжение и восстанавливать дыхание. |
«Совершенно верно: здоровье – это самое большое богатство человека, любовь к жизни, труду, огромное желание радоваться самому, радовать близких, родных, друзей. Молодцы!» |
| Образное мышление, умение слушать и слышать. Умение выражать свою мысль. |
Перестроение для выполнения комплекса общеразвивающих упражнений (7 упражнений).
Нарушение осанки. Заболевание органов дыхания. Улучшение осанки, улучшение функции дыхания.
Нарушение осанки. Улучшение осанки.
Плоскостопие. Укрепление мышц туловища и конечностей.
Общеукрепляющее воздействие на весь организм.
Общеукрепляющее действие на организм, формирование правильной осанки.
Общеукрепляющее действие на организм.
Плоскостопие. Укрепление мышц туловища и конечностей. Скажите, ребята, какую пользу приносит разминка? Совершенно верно! Есть такая пословица – кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается
|
Ученики выполняют комплекс общеразвивающих упражнений. Учащиеся кратко отвечают о пользе разминки:
Учащиеся перестраиваются по отделениям. Готовятся к практической деятельности. | Самостоятельность. Внимание. Активность. Внимание, воспитание правильной осанки, при выполнении комплекса упражнений. Развитие мышц нижней части туловища. . Самостоятельность. Координация. Развитие гибкости. Умение владеть своим телом. . Самостоятельность поведения, четко, быстро. Умение излагать свою мысль. Организованность, самостоятельность. |
Основная часть 28 минут | ||
Тренер предлагает учащимся выполнить акробатические упражнения: (разные варианты динамических упражнений – перекаты, кувырки (вперёд, назад), перевороты; разные варианты статических упражнений (равновесия, стойки, «мосты», «шпагаты»). Тренер предлагает учащимся ответить на вопрос: «Чтобы стать хорошим гимнастом, какие качества нужно развивать?» | Учащиеся выполняют данное задание, во время снятия напряжения готовятся ответить на вопрос учителя. Чтобы стать хорошим акробатом, нужно развивать:
| Умение выражать и излагать свою мысль. Демонстрировать свой уровень обученности. |
| Учащиеся в парах обсуждают задание, уточняют, чем будет заниматься каждая пара (группа), как пройдёт взаимоконтроль, на что обратить внимание. Ответы учащихся:
Учащиеся активно работают и ведут контроль. | Самостоятельность, прагматичность мышления. Организованность, самостоятельность. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. Взаимоконтроль при выполнении работы по карточкам. |
Тренер-преподаватель помогает провести игру. После окончания игры учитель предлагает снять напряжение через упражнение «Лети, пёрышко» Каждый подкидывает пёрышко над головой и начинает дуть. Мы выполнили упражнение на осанку, т.е. зарядку для тела, а теперь выполним зарядку для мозга. Задание следующее. Назвать быстро, гимнастические снаряды. Молодцы! Совершенно верно! Чтобы быть здоровым, надо… | Каждому второму игроку взять по резиновому мячу, по сигналу передать мяч впереди стоящему, но обратить внимание на следующее: при направлении мяча вправо, смотреть влево для приёма мяча. Варианты игры разные (направлять мяч сверху, снизу, за спиной). В случае потери мяча, игра начинается заново. Учащиеся выполняют упражнения на осанку и отвечают на вопрос тренера. (Брусья, мостик, перекладина и. т.д.). Делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня. | Организованность. Умение провести игру. Концентрация внимания. Ловкость, внимание, координация. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. |
| Учащиеся обсуждают задание, затем переходят к практической деятельности – выполняют комбинацию, соблюдая очередность. Ответственные в группах проводят коррекцию ошибок, выставляют за акробатическую комбинацию оценку и выявляют лучшего. | Творческая самостоятельность. Организаторские способности. Взаимопомощь, умение работать в группах. Соревновательная деятельность. |
Тренер говорит: «Ребята все мы знаем такой стих: «Без дыханья жизни нет, Без дыханья меркнет свет. Дышат птицы и цветы, Дышит он, и я, и мы…» Давайте поговорим, так ли это? Проведем опыт. Преподаватель предлагает учащимся глубоко вздохнуть, затем закрыть ладошкой рот и нос. – «Что вы сейчас чувствуете? Почему не смогли долго быть без воздуха? Да, ребята, я дополню…. Без дыханья меркнет свет…» | Учащиеся выполняют упражнение, воздуха не хватает и они отводят руку, хватая ртом воздух… И отвечают на вопрос учителя:
| Прагматичность мышления. Учащиеся демонстрируют свой уровень обученности. |
Заключительная часть 5 минут | ||
На занятии мы повторили и обобщили материал по теме акробатика; научились применять знания и практические умения в акробатической комбинации и значит, подготовились к контрольному занятию. Вели диалог о здоровье Были ли у вас затруднения в выполнении заданий? Как вы думаете, чем они вызваны? Как их преодолеть? | Учащиеся слушают тренера, высказываются о затруднениях, как их преодолеть. Ответы учащихся:
| Умение слушать, делать выводы. Умение обобщать, излагать свою мысль. Сознательное мышление. |
Тренер заканчивает тренировку: Дорогие друзья! Будьте умными, если сможете, Будьте добрыми, если хотите, Но, здоровыми будьте всегда! Цените, любите, уважайте друг друга! Спасибо! До встречи на следующем занятии! | Учащиеся слушают тренера, сознательно понимают, какое домашнее задание предлагает тренер-преподаватель. Учащиеся благодарят тренера за тренировку, выражают свое отношение к занятию своими искрящимися глазами, улыбкой! | Творчество, самостоятельность Сознательное мышление. Рефлексивное мышление. |
Выводы и предложения по занятию:
Дата и подпись тренера: «____» _________________20__ г. __________________________/Портнягина А.К.
Предварительный просмотр:
ТМКОУ ДОД «ДЮСШ по национальным видам спорта имени А.Г. Кизима»
ДОКЛАД
Тема: «Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)»
Портнягина Анастасия Кирилловна
тренер-преподаватель по спортивной акробатике
Дудинка, 2012 год
Психологическая совместимость в групповой акробатике (на примере троек)
Актуальность данной проблемы определяется высокой значимостью психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов парно-групповых видов акробатики, что обуславливает поиск путей, средств и методов, направленных на повышение срабатываемости их совместной деятельности и взаимоотношений, что, в конечном счете, будет способствовать повышению спортивного мастерства акробатов.
Практика показывает, что большинство составов парно-групповых видов спортивной акробатики формируются без учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов, что достаточно часто, приводит к негативным взаимоотношениям, повышению эмоциональной напряженности, конфликтным ситуациям, частой сменяемости партнеров или полной раскомплектации состава. В этой связи, одной из важнейших задач психологического обеспечения акробатов-групповиков, является учет индивидуально-психологических особенностей будущих партнеров при комплектовании составов. Реализация этой задачи затрудняется в виду отсутствия научно обоснованной методики комплектования составов парно-групповой спортивной акробатики на основе учета индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
Групповая совместимость характеризуется как социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий ее участников в условиях совместной деятельности. Критериям межличностной совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из партнеров оказался на высоте требований другого, и не потребовались специальные усилия на установление взаимопонимания. Феноменом, противоположным совместимости, является несовместимость людей, то есть когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии и поведение в целом взаимно исключаются друг друга. Этот процесс взаимодействия нередко сопровождается состоянием субъективной неудовлетворенности партнеров, психологической напряженностью, неуравновешенностью в поступках, конфликтными ситуациями. Исследования, проведенные психологами позволили различить явления «совместимости» и «срабатываемости». Эффект совместимости чаще всего возникает в условиях личных отношений, а эффект срабатываемости является результатом деловых отношений и связан с деятельностью (учебной, спортивной, трудовой).
Срабатываемостью называют единство взаимодействий членов группы в условиях конкретной совместной деятельности. Признаками срабатываемости группы является оптимальный ритм работы, достаточно высокая продуктивность, точности и согласованность взаимодействий, надежности совместной работы в трудных условиях и т.д. Между совместимостью и срабатываемостью могут быть различные соотношения. Оптимальным сочетанием считается тогда, когда совместимость и срабатываемость максимальны. Для выработки оптимальных приемов отбора и комплектации групп необходима система прогноза срабатываемости и совместимости партнеров совместной деятельности. Знания в этой области помогут в спортивно-педагогической практике активно формировать межличностные отношения, регулировать социально-психологический климат в коллективе.
Отношения между партнёрами должны строиться по принципу взаимной ответственности. В процессе развития тройка обретает различные новые групповые свойства и качества. Женская групповая акробатика не существует без общения, межличностных влияний и взаимодействия спортсменов друг с другом. Каким должно быть общение и как им управлять, чтобы оно помогло более успешно действовать, достигать высоких результатов? Чтобы ответить на эти вопросы, необходима систематическая экспериментальная разработка проблем общения и взаимоотношений в женских группах.
Перед началом комплектования составов рекомендуется изучить склонность к коллективным видам деятельности, то есть выявить тип социального поведения, уровень самоконтроля, уверенности в себе, эмоциональной стабильности. При комплектовании женских троек очень важно учесть тревожность спортсменов, так как именно она является фактором успешного выступления на соревнованиях.
Спортсмены с высоким уровнем тревожности добросовестны, старательны на тренировках, а спортсмены с низким уровнем тревожности избегают длительных и монотонных тренировок. В соревнованиях низкого ранга спортсмена с высокой тревожностью способны показывать высокие спортивные результаты, однако в ответственных напряженных и неожиданных стартах выступают ниже своих возможностей.
Спортсмены с низким уровнем тревожности менее старательны и работоспособны на тренировках, неровно и неустойчиво выступают в соревнованиях низкого ранга, но на наиболее значимых и ответственных соревнованиях демонстрируют свои лучшие результаты.
Психологическая совместимость – схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту, эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоге, а также целому ряду психических качеств. Психологический уровень совместимости предполагает взаимодействие характеров, мотивов поведения. В условиях спортивной деятельности между членами команды обнаруживается сразу или формируется после длительных совместных действий и общения. Природа возникновения совместимости в каждом из этих случаев различна. Быстрое обнаружение совместности по ряду социальных, психологических и психологических и психофизиологических качеств у нескольких членов команды свидетельствуют о наличии у них одинаковых врожденных или приобретенных, воспитанных качеств. Малознакомые или впервые появившиеся в одну команду спортсмены после непродолжительной совместной деятельности обнаруживают, что между ними есть в чем-то сходство, что у них есть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию.
В практической работе тренеру ежедневно приходится решать задачи по улучшению взаимодействия спортсменов и их совместимости. При этом важно руководствоваться следующими факторами, обеспечивающими слаженность действий и взаимопонимание партнеров: критериями функциональной совместности в спортивной деятельности, характером межличностных отношений, психофизиологической и социально-психологической совместимостью. Функциональная совместимость определяется скоростью процессов мышления, восприятия и действий. Большие различия в качественных и количественных показателях этих процессов лишают спортсменов возможности достичь успеха в совместных действиях, поскольку, например, один партнер будет опережать другого.
Психологическая совместимость предполагает соответствие спортсменов по уровню физического развития, степени подготовленности, проявлению характера, темперамента и способностей. При такого рода совместимости успех деятельности определяется не столько индивидуальным вкладом спортсменов, имеющих более высокий уровень мастерства, сколько качеством взаимодействия и взаимосодействия.
Женская тройка – это спортивный коллектив, то есть организованная группа, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для групп в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредуются общественно ценными и личностно значимым содержанием совместной деятельности.
Женская тройка является одной из разновидностей контактной группы, то есть малой спортивной группой и поэтому обладает всеми признаками, характеризующими практически любую группу такого рода: в ней возникают разнообразные социально-психологические явления (групповое настроение, коллективные волевые усилия, суждения). Спортсменки, из которых состоит тройка, постоянно испытывают воздействие со стороны других ее членов и поэтому ведут себя и действуют иначе, чем предоставленные сами себе. Спортивная команда влияет на интеллект, эмоциональную и волевую активность спортсменов, на их взгляды, убеждения, поступки, поведение.
Для нормального функционирования женской тройки имеет значение оптимальная согласованность личных и групповых устремлений. Нельзя требовать от членов тройки полного отказа от своих индивидуальных желаний, но в тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тех случаях, когда встает вопрос о существовании группы как целого, личные, а тем более эгоистические, устремления должны быть подчинены коллективным требованиям, общим для всех партнеров.
Наиболее важным психологическими признаками женской тройки должны быть единые цели и задачи, высокая способность к самоуправлению, самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности или разобщённости и психологического климата, коллективный характер внутригрупповой приемлемости, уровень авторитетности формальных лидеров, их взаимоотношения с неформальными лидерами, психологический микроклимат в тройке в целом, а также отношение спортсменов к предстоящим соревнованиям и взаимоотношения между спортсменами и тренерами.
Вывод:
- Срабатываемые акробатические составы характеризуются стабильным выполнение групповых элементов, быстрым освоением пирамид и вальтижа, хорошим уровнем срабатываемости с партнером.
- Низкосрабатываемые акробатические составы характеризуются нестабильным выполнением парно-групповых элементов, их длительным освоением, низкой срабатываемостью. В данных составах наблюдается недостаточно благоприятная психологическая атмосфера, низкая сплоченность состава, удовлетворительная совместимость с партнерами, ухудшение эмоционального состояния спортсменов в процессе совместной деятельности.
Предварительный просмотр:
Методическое обеспечение
по спортивной акробатике для воспитанников 7-10 лет
программу составила Портнягина Анастасия Кирилловна - тренер-преподаватель по спортивной акробатике ДЮСШ им. А.Г. Кизима
Спортивная акробатика – одно из основных средств физической культуры. Занятия ею способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как ловкость, быстроту, координацию движений и сил. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта.
Спортивная акробатика – это вид спорта, который даёт нагрузку на все мышечные группы. В спортивной акробатике можно выступать как индивидуально, так и в групповых упражнениях.
Мастерское владение телом и хорошее развитие мускулатуры вот основа акробатических упражнений. Элементы акробатики, такие как вращения тела, сохранение равновесия в необычных, разнообразных условиях опоры, используются во многих видах спорта. Акробатические упражнения составляют сложную и наиболее важную часть современных вольных упражнений спортивной гимнастики.
Соревнования по спортивной акробатике проводятся по 5 дисциплинам:
Женские пары
Мужские пары
Смешанные пары
Женские тройки
Мужские четверки
Упражнения, выполняемые в спортивной акробатике, делятся на 3 вида:
- упражнения балансового характера (статика);
- упражнения вольтижного характера (броски);
- комбинированные упражнения (сочетание баланса и вольтижа).
Для ребенка рекомендуется начинать занятия как можно раньше (оптимальный возраст для начала тренировок в группе начальной подготовки составляет 6-7 лет). Если начинать занятия по акробатике позже, то достичь отличной гибкости и растяжки юному акробату будет сложнее, и его спортивная карьера начнется значительно позже сверстников. Современные требования для десятилетних спортсменов заставляют браться за освоение программы для кандидатов в мастера спорта.
Важнейшей составляющей успеха в достижении высокого спортивного результата в спортивной акробатике является подбор партнеров (верхнего и нижнего) по возрастным, антропометрическим, физическим данным, по складу характера. Разница в возрасте между партнерами не должна превышать 6 лет.
Потребность ребенка в активных движениях полностью удовлетворяются занятиями спортивной акробатикой и помогают сформировать из него физически полноценного человека.
Даже если в результате занятий спортивной акробатикой ваш ребенок не станет чемпионом, то результатом упражнений будет ни с чем не сравнимое ощущение владения собственным телом.
Занятия спортивной акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и методически. Только такие занятия могут дать положительные результаты. Урок - эта общепринятая и наилучшая форма проведения занятий - должен строиться и проводиться по определенному плану.
На занятиях тренер-преподаватель должен строить свой урок, учитывая общую цель занятий. Урок, конечно, не может быть стандартным, одинаковым для любого коллектива занимающихся, но схема его должна явиться общим ориентиром, допускающим частные отклонения и изменения.
Например, в коллективе самодеятельности тренер преследует цель обучить занимающихся элементарным акробатическим упражнениям. По освоении их он подготавливает «номер», составляя его на основе этих упражнений. Это одно. В спортивной школе тренер-преподаватель ставит своей целью воспитать из занимающихся настоящих мастеров этого вида спорта, которые в дальнейшем будут участвовать на различного рода соревнованиях. Это другое.
Но основная задача тренера - воспитать здорового, сильного, ловкого, волевого, закаленного человека. Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств.
При занятиях спортивной акробатикой тренер-преподаватель обязан требовать от учеников строжайшей дисциплины. Невнимательное отношение к занятиям может привести к ушибам и травмам. Преподаватель должен внимательно следить за исполнением упражнений и сразу же устранять каждую, даже незначительную ошибку. Не замеченную и не устраненную вовремя ошибку в дальнейшем исправить намного труднее. Преподаватель должен развить в ученике смелость и настойчивость.
Количество занимающихся в группе спортсменов различно. Оно зависит от этапа подготовки. Акробатические элементы приходится неоднократно повторять с каждым воспитанником, что занимает много времени. В чрезмерно большой группе медленнее усваиваются упражнения, и ученики теряют интерес к занятиям. Поэтому чем выше класс спортсменов, тем меньше их количество в группе, поскольку они требуют повышенного внимания со стороны тренера.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВКИ
Общее построение, отмечаю присутствующих в журнале учета, инструктаж по технике безопасности;
Общая беговая разминка (цель: разогрев и приведение в рабочий тонус большинства групп мышц).
Бег по залу (5 кругов);
Идем на носках, руками тянемся наверх (вытягиваем позвоночник);
Идем с пятки на носок, делая пружинящие движения, руками тянемся наверх;
- Прыжки на двух ногах;
- Прыжки на правой (левой) ноге;
- Приставные подскоки (правым (левым) плечом);
- Прыжки в группировке (ноги максимально подтягиваем к животу);
- Прыжки в группировке спиной вперед;
- Подскоки с ноги на ногу (руками делаем вращательные движения назад);
- Полный присед, руки за головой, спина прямая – «гусиный шаг» (идем, далее прыжки);
- Время беговой разминки: 7-10 минут. Пульс (норма): до беговой разминки 60-70 ударов/мин., после 110-130 ударов/мин.
Общая разминка (на месте). Цель: более тщательная разминка и разогрев всех групп мышц, подготовка спортсмена к выполнению акробатических элементов, связанных с гибкостью, растяжкой, равновесием. Во время основной разминки придерживаемся принципа «сверху вниз», т.е. начало разминаем шею, потом руки, затем туловище и т.д.). Это необходимо начинающим спортсменам для лучшего запоминания разминки, для последовательной проработки основных групп мышц, ведь хорошая разминка позволяет свести к минимуму получение микротравм при выполнении акробатических элементов.
Разминаем шею;
Разминаем руки: плечевой пояс, локти, кисти;
Прыжки наверх, пируэты (влево, вправо)
Разминаем туловище;
Махи ногами на месте
Разминаем колени (вращения, приседания);
Разминаем стопы (стоя на ногах);
Разминаем стопы (сидя);
Общая разминка длится (5-7 мин).
Выполнение индивидуальной работы (баланс)
Характерные индивидуальные элементы (см. табл. 1):
Таблица 1
Индивидуальные элементы со статическим удержанием должны выполняться без поддержки. Такие элементы должны быть выдержаны 2 секунды (требование к выступающим на соревнованиях) и от 3 до 5 секунд и более в тренировочном процессе.
Контроль за выполнением задания осуществляет тренер-преподаватель. В процессе выполнения элементов выявляются и затем устраняются ошибки.
Разучивание новых элементов осуществляется только под контролем (или страховкой) тренера-преподавателя.
Прыжки на акробатической дорожке включают в себя кувырки и их разновидности (вперед, назад, углом, через стойку на руках, углом и т.д.), колесо, перевороты, подъем разгибом, полет-кувырок, переднее сальто в группировке, рондат, фляг и т.д. Спортсмены каждой учебно-тренировочной группы выполняют акробатические элементы, соответствующие их уровню подготовки.
В конце тренировки выполняется ОФП (отжимания от пола, упражнения на пресс (спину), подтягивания, приседания, комплексные упражнения (например, связка «бег-отжимания» или «пресс-спина-отжимания»). Крайне важно включать в программу ОФП акробатические элементы, такие как, стойка на руках у стенки (например, 5 подходов по 10 сек., потом время и количество подходов можно постепенно увеличивать), спичаги в стойку на руках (вначале делаются у стенки, потом без неё), из положения «упор сидя» выход в стойку на руках (вначале делаются у стенки, потом без неё) и т.д.
В конце тренировки проводится общая оценка всей тренировки (тренер-преподаватель выявляет положительные (отрицательные) стороны, делает замечания и дает свои рекомендации по устранению ошибок).
Список литературы
- С.В. Кожевников. Акробатика. – М.: Искусство, 1984
- Свод правил по спортивной акробатике 2009-2012 гг. | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
- Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений. – М.: Терра-Спорт, 2002.
- Коркин В.П. Акробатика для спортсменов. – М.: Физкультура и спорт 1974.
- Коркин В.П. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт 1983.
- Спортивная акробатика: Учебник для институтов физкультуры / Под ред. В.П. Коркина – М.: Физкультура и спорт, 1981
- Соколов Е.Г. Акробатическая подготовка студентов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и практика физической культуры. - 1996.
- Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1970.