Open
Close

Ракетный крейсер 1164. История создания проекта. Литература и источники информации

Ракетные крейсера проекта 1164 шифр «Атлант» (по кодификации НАТО – класс «Слава») – класс советских, позднее российских крейсеров, которые занимают промежуточное положение между кораблями проектов «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). После развала СССР ракетные крейсера типа «Атлант», вооруженные мощными ракетами класса «поверхность-поверхность», стали важной частью ВМФ России.

Падая на полпути между массивным боевым крейсером «Киров» и эсминцами класса «Современный», этот меньший современник Кирова, возможно, был предназначен как менее дорогостоящее дополнение к более крупным кораблям. Славы были построены на том же дворе, где строились крейсеры класса «Кара», а корпус, похоже, был растянутой версией более раннего дизайна.

Литература и источники информации

Ракета имела вес около 6 тонн и дальность действия 550 км, нормальная или ядерная боеголовка, сложная траектория полета и скорость, вдвое превышающая скорость звука. Название «Слава» в истории российского флота было несколько кораблей. Но такие планы не были очевидны в реальной деятельности по строительству эпохи холодной войны. Низкий приоритет, связанный с этим классом, был очевидным из необычно длительного периода строительства подразделений, завершенных к концу холодной войны, и того факта, что были установлены только четыре единицы.

Всего было построено 4 корабля данного типа, в строй было введено – 3 единицы. Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота, флагманом Тихоокеанского флота, «Маршал Устинов» числится в составе Северного флота, в настоящее время он проходит ремонт и модернизацию.

Ракетные крейсера пр. 1164 предназначены для нанесения ударов по ударным группировкам и крупным кораблям противника, для обеспечения боевой устойчивости противолодочных поисково-ударных групп кораблей, а также выполнения задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах мирового океана. Вспомогательными задачами кораблей данного класса является огневая поддержка десантов, борьба с подлодками, обстрел побережья, занятого неприятелем.

История создания проекта

По завершении был четвертым в серии «Адмирал Лобов», а на разных этапах акции были пятыми - «Русский», а шестой - «Адмирал Горшков». Начиная с пятого корабля в проекте были некоторые изменения. Соответственно, имелось разнообразное оружие и радар. Вместо одного вертолета теперь были два.

Полученные в течение 10 минут спектры излучения с пиковыми значениями, характерными для разных изотопов урана, плутония и некоторых их продуктов распада, подтверждают наличие ядерной боеголовки. Эти результаты измерений показали, что таким образом практически невозможно получить дополнительную информацию о конструкции боеголовок, которая подходит для обеих сторон.


Всего советский флот собирался заказать 10 боевых кораблей данного типа (по 4 на Тихоокеанский и Северный флот и по 1 для Черноморского и Балтийского флота). Начиная с пятого корабля серии (Октябрьская революция), крейсера должны были строиться по обновленному проекту 11641. Данные суда должны были иметь удлиненный на 6 метров корпус, а также вооружаться крылатыми ракетами «Вулкан» (вместо «Базальта»), 5 боевыми модулями ЗРАК «Кортик» (вместо 6 установок АК-630М), а также новым радиотехническим оборудованием и 2 вертолетами.

Он включал в себя ряд морских учений по безопасности, маневрирование судов и тренинги по коммуникации. В этом типе крейсеров значительно улучшились условия жизни - есть все, что необходимо для нормальной жизни и отдыха во время долгого морского похода - теле - и радиоцентров, медицинского подразделения, библиотеки, кинозала, прачечной, пекарни, парикмахерского салона, тренажерного зала и даже сауна. Экипаж крейсера составлял около 500 человек, из которых более 60 офицеров. Говорят, что конструкция омрачена большим количеством легковоспламеняющихся материалов и плохими возможностями контроля повреждений.

Помимо этого на крейсерах проекта 11641 планировалось заменить тяжелый и громоздкий подъемный кран на более легкий, обладающий меньшими размерами. Однако из-за финансовых ограничений Минобороны СССР в 1990 году отказалось от дальнейшего строительства кораблей данного проекта. Разработкой ракетных крейсеров пр. 1164 «Атлант» занималось Северное ПКБ, руководителем проекта был А.К.Перьков, а впоследствии В.И.Мутихин.

Российский флот управляет тремя крейсерами, а Украине принадлежит неполный корабль. Его переименовали в «Остальные крейсеры» класса «Октябрьская революция» и «Адмирал Горшков», были отменены из-за отсутствия средств. На судне установлен кран для обработки лодок, в то время как противокорабельные ракеты, установленные с обеих сторон надстройки, обеспечивают его типичный внешний вид. У судов есть плохие возможности контроля повреждений из-за воспламеняющихся материалов, используемых в конструкции. Ракеты могут быть запущены против подводных лодок в пределах 6 км.

Основные технические характеристики кораблей данного проекта следующие :
— водоизмещение стандартное – 9.380 тонн;
— водоизмещение полное – 11.490 тонн;
— водоизмещение наибольшее – 11.720 тонн;
— длина корпуса — 186,4 метра;
— ширина корпуса – 20,8 метра;
— осадка по миделю — 6,28 метра, по носовому бульбу — 8,4 метра;
— максимальная мощность ГЭУ крейсера – 113.000 л.с.;
— полная скорость хода – 34 узла;
— дальность плавания экономным ходом – до 8000 миль;
— экипаж ракетного крейсера – 480 человек.

Вертолетный ангар, расположенный под посадочной площадкой, соединен через рампу. На судне есть хранилища для перевозки 6 тонн авиационного топлива. Управляемый ракетный крейсер «Москва» Черноморского флота России проходит через пролив Босфор. Управляемый ракетный крейсер «Москва» развернулся вблизи границы между Сирией и Турцией, чтобы защитить российские самолеты, участвующие в военной кампании в Сирии, от любых воздушных угроз после недавнего инцидента, связанного с падением самолета Су-24 турецкими военно-воздушными силами.

Этот корабль по сути является военно-морской версией. В дополнение к противовоздушным ракетам российское судно вооружено противокорабельными ракетами, противолодочными минами и торпедами. Бурная погода и порывистые моря привели к тому, что некоторые собрания были отменены или перенесены, и вызвало прозвище «Встреча на высшем уровне моря» среди международных средств массовой информации.

Время экстренного приготовления крейсера к бою и походу составляет всего 12 минут, автономность плавания достигает 30 суток, мореходность ничем не ограничена. Использование главных комплексов вооружения корабля возможно при наличии бокового крена до 15 градусов и килевой качке до 5 градусов, а также ветре до 20 м/сек.

Диаметр циркуляции корабля составляет 655 метров. На корабле используется специальная система успокоения качки – УК 134-6, которая имеет 4 автоматизированных крыла общей площадью по 6 квадратных метров, с повышенной скоростью перекладки.

Экипаж Москвы пользуется всем необходимым для нормальной жизни и отдыха в течение длительного времени в морских - телевизионных и радиоцентрах, медицинском отделении, библиотеке, кинозале, прачечной, пекарне, парикмахерской, тренажерном зале и даже сауне.

Российский ракетный крейсер «Москва» прибывает на побережье Латакии для обеспечения противовоздушной обороны. Поднятая летная палуба на корме позволяет эксплуатировать, как разработанные для паромной, так и противолодочной войны. Москва участвовала в военно-морском взаимодействии между военными кораблями Черноморского флота России и грузинскими патрульными катерами в так называемой «битве у берегов Абхазии».

Описание конструкции крейсера

По конструкции крейсера пр. 1164 – это длиннопалубные суда с развитой трехостровной надстройкой, пирамидальными башнеподобными фок- и грот-мачтами. Для улучшения мореходности и остойчивости ракетного крейсера шпангоуты корпуса обладают сильным развалом, а форштевень имеет сильный наклон. На всем протяжении крейсера имеется двойное дно (где находятся топливные цистерны).

Это столкновение произошло в то время, когда, по словам Минобороны России, четыре грузинских быстроходных катера попытались прорвать «зону безопасности», которая была объявлена ​​вокруг российских военно-морских кораблей у Абхазии, которые, по сообщениям СМИ, блокировали побережье Грузии. В ответ российские подразделения стреляли по грузинским лодкам с артиллерией. Одна лодка была потоплена, а остальные трое были вынуждены уйти. Перестрелка была первой настоящей морской битвой российского флота с тех пор.

Сегодня Москва была отправлена ​​на прибрежную сирийско-турецкую границу в ответ на сбивание бомбардировщика Сухого-24 турецкими военно-воздушными силами 24 ноября. Список бесполезных и абсурдных военных кораблей не ограничивается пятью кораблями, отобранными в этой короткой классификации российского военного портала «Топвар», но, возможно, они являются наиболее представительными.

Основные погреба боезапаса разнесены по всему крейсеру, разделены переборками и оборудованы системами орошения и затопления. Данные меры направлены на обеспечении непотопляемости и живучести корабля и обеспечивают непотопляемость судна при затоплении 3-х любых отсеков, кроме машинных отделений. Крейсер обладает комплексом защиты по физическим полям, а также локальной конструктивной защитой в районе погребов боезапаса, боевых постов и ГКП.

Канберра австралийский транспортер, или «трамплины» трудности

Оттуда возник парадокс. Австралийская военно-морская авиация имеет только вертолеты, для которых предпочтительно иметь плоскую колоду. Посадка вертолета на 13-градусный склон наклона совсем не легко. Военно-морской флот пришел к выводу, что для этого потребуется существенный капитальный ремонт проекта, в том числе меры по увеличению запасов авиационного топлива, увеличению грузоподъемности, установке системы подъема самолета и установке термостойкого покрытия с система охлаждения на палубе. В то же время демонтаж 50-метровой рампы также считается очень серьезной технической задачей.


В первом отсеке корабля, по носовую таранную переборку находятся кладовые и вспомогательные помещения.
Во втором отсеке, ниже ватерлинии расположена выгородка гидроакустической станции «Платина», выше ватерлинии – шпилевая, цепной ящик и кладовые.
Третий отсек корабля почти полностью занят под подбашенное отделение и погреба для 130-мм артиллерийской установки, а также боевые посты и вентиляторные.
Четвертый отсек крейсера отведен под каюты и кубрики с агрегатными помещениями в трюме.
В пятом отсеке, кроме жилых помещений, находится погреб боезапаса для глубинных бомб.
В шестом отсеке крейсера находится БИУС, боевой информационный центр, которые соединяются с боевой рубкой специальным командирским лифтом.
В седьмом отсеке находятся вспомогательные механизмы крейсера.

В результате огромный корабль, который вытесняет 000 тонн, не имеет преимущества в силе своего воздушного крыла на гораздо меньших амфибийных судах других стран. И кроме того, цена этого монстра составляет около 500 миллионов долларов. Военно-морской флот США был, но издевался над этим круизным проектом тяжелых авианосцев. И это правильно. оказалась абсолютно неэффективной в качестве крейсера и полностью неэффективна в качестве авианосца.

Вооружение, которое перевозилось, было одним из фрегатов, несмотря на смещение в шесть раз больше. Его чувство «авианосца» потеряло его с самого начала его операций, поскольку вертикальные взлетно-посадочные самолеты Як-38, которые были частью его крыла, имели дальность действия 100 километров. Их боевые способности описываются одним фактом: они лишены радаров. Другими словами, они могли только найти своих врагов визуально, с которыми они были практически обречены.

В восьмом отсеке расположено носовое машинное отделение с редукторами, маршевыми турбинами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами, установленными на общей рампе.
В девятом отсеке располагаются вспомогательные механизмы.
В десятом отсеке находится кормовое машинное отделение с форсажными турбинами.
В одиннадцатом отсеке снова вспомогательные механизмы.
В двенадцатом отсеке – подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми барабанами ракет, грузовой лифт и приводы и погреба системы постановки помех ПК-2 (с каждого борта).
В 13 и 14 отсеках расположены кубрики команды, служебные и вспомогательные помещения, торпедные аппараты крейсера.

«Суперкрукеро» американского класса Аляска или «Мечта разума порождает монстров»

Он был задуман как крейсер-охотник вражеских крейсеров. Специально для него были разработаны установки огневой пушки мощностью 305 мм, щит слишком прочный для крейсера, толщина 229 мм и бронированная крышка 170 мм. В результате Аляска была слишком велика, чтобы быть крейсером, но недостаточно сильна, чтобы конкурировать с линкорами. Строительство кораблей этого класса было прекращено, когда третий корабль серии был на верфях.

Первые два гигантских круиза по Аляске, построенные после службы менее двух лет, были включены в состав резерва. Через 15 лет в заповеднике они были пересмотрены. В дополнение к общей абсурдности проекта, Аляска подвергалась критике за непростительные недостатки в их разработке. Бронированное военное судно, построенное в 1940-х годах, не имело защиты от торпед. Как следствие, очень дорогостоящее судно массового уничтожения в 000 тонн могло быть затоплено, но воздействие единственной вражеской торпеды.

В районе 300-310 шпангоутов находятся погреба и ПУ для ЗРК «Оса». Кормовой отсек крейсера, в основном, используется для хранения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема, также здесь выгорожен ахтерпик (балластная цистерна).

В конструкции корабля используются наряду со сталью и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на них открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия. На нижних ярусах расположены каюты старших офицеров, кают-компания и флагманский командный пункт.

Чудовищный советский разведывательный корабль Урал

«Суперпространство» корабля, в котором участвовало около 200 исследовательских коллективов из Советского Союза, совершило в его жизни одно путешествие: от Прибалтики до места его запланированного обслуживания в Тихом океане. Его размеры для этого класса корабля впечатляют: водоизмещение в 000 тонн и 265 метров длины.

Корабль был взят объединенной электростанцией из двух ядерных реакторов и двух газовых котлов. Из-за «непомерной» сложности его дизайна даже в процессе строительства Урал уже имел постоянную двухступенчатую каблуку. Гигант был построен для получения данных о деятельности на американской ракетной базе на атолле Кваджалейн. Речь шла о получении достоверной информации о американских ракетных боеголовках, их размере, характеристиках и поведении на конечной траектории, используя радары и оптические носители.

Блоки надстройки корабля обладают технологическими разрезами, для того чтобы они не включались в общую прочность корпуса судна и не трескались из-за напряжений изгиба. Развитые дымоходы крейсера обладают системами воздухозабора и расположены поперек крейсера. Сразу за ними смонтирован кран, обладающий грузоподъемностью в 8,5 тонн.

Ядерные крейсеры класса «Вирджиния»

Но для работы Эгиды нет необходимости в ядерных двигательных установках или огромном перемещении советского корабля. Интересные факты о корабле. Корабль содержал столько оборудования и таких интенсивных выбросов, что грызуны не могли устоять перед ним.

  • Его комплект включал камеру с линзой диаметром 1, 5 метра.
  • Урал был одним из немногих сосудов, которые не были заражены крысами.
По словам Топвара, крейсер «Вирджиния» является самым полезным «участником» этого списка. И не только потому, что ему пришлось запустить две крылатые ракеты «Томагавк» против Ирака.

На главной палубе в кормовой ее части в виде отдельного острова находится вертолетный ангар, который венчает большая 30-тонная антенна ЗРК «Форт», далее в корме находится вертолетная площадка с системами обеспечения посадки и взлета. Помимо набора спасательных средств на корабле находятся рабочий катер пр. 1402 и разъездной командирский катер пр. 1404.

В отличие от других сумасшедших проектов, Вирджиния в первые годы ее службы имела военную ценность, будучи, пожалуй, ключевым элементом противовоздушной обороны и противоракетной группы авианосцев. Однако его последняя история была похожа на остальную часть «монстров».

Четыре атомных гиганта обслуживали менее половины ожидаемого срока службы. Кировский крейсер класса «Кировский боевой крейсер» - один из крупнейших и мощных надводных кораблей в ВМФ России и в мире. Он похож по размеру на авианосцы Второй мировой войны. У них есть ядерные двигатели. ВМФ России считает их тяжелыми ракетными крейсерами. Его аналогами в Военно-морском флоте Соединенных Штатов являются боевые крейсеры Аляски.

Газотурбинная установка ракетного крейсера состоит из 2-х агрегатов М-21, каждый из которых включает в свой состав 2 форсажных (или основных) газотурбинных реверсивных двигателя, которые работают на спаривающий односторонний редуктор, а также 1 маршевый газотурбинный реверсивный двигатель, который работает на двухскоростной редуктор. Форсажные двигатели находятся в кормовом машинном отделении на однокаскадной амортизации, маршевые двигатели находятся в носовом машинном отделении и обладают двухкаскадной амортизацией.

Редукторы двух форсажных и маршевого ГТД подсоединены к одной линии вала с помощью неотключаемых звукоизолирующих муфт. Управление ГТД производится из центрального поста с помощью механической системы. Тепло отработавших газов (примерно 400°С) отбирается с помощью теплоутилизационного контура – ТУК и затем подается на специальные паровые котлы, которые приводят в движение дополнительно смонтированные паровые турбины, работающие на гребные валы через редуктор вместе с маршевыми газотурбинными двигателями, что позволяет добиться роста подаваемой на валы мощности с 6400 до 8000 л.с. и ведет к росту КПД главных механизмов на 12 процентов. Это самая комбинированная и сложная газотурбинная установка, используемая на современных боевых кораблях.

Вооружение крейсера

Основным вооружением ракетного крейсера является комплекс ударного ракетного оружия П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон-1164» , антенный пост которой находится на носовой стороне фок-мачты. Данный комплекс предназначен для поражения важных групповых и одиночных надводных целей и в состоянии вести залповую и одиночную стрельбу. На крейсере имеется 8 сдвоенных ненаводящихся ПУ СМ-248, которые расположены побортно с углом наклона в 30 градусов.

Боезапас крейсера составляют 16 противокорабельных ракет. Выдача целеуказания для стрельбы осуществляется с помощью приема спутниковой информации «Корвет-5», а также приема информации от собственного корабельного вертолета разведки и целеуказания или самолетов Ту-95РЦ. Максимальная дальность ведения огня составляет 550 км. Боевая часть ракет может быть фугасно-кумулятивной или ядерной (до 350 кт).


На третьем ракетном крейсере пр. 1164 «Червона Украина», в настоящее время – «Варяг» вместо «Базальта» изначально был установлен комплекс П-1000 «Вулкан», обладающий максимальной дальностью ведения огня в 700 км. Перезарядка ракет «Базальт» и «Вулкан» возможна лишь на базе с помощью использования специальных ракетно-разгрузочных устройств. Данные крейсера являются одними из наиболее мощных в своем классе, именно благодаря своим противокорабельным ракетам, обладающим большой дальностью стрельбы и большой мощностью БЧ. Данные ракеты могут поразить и уничтожить даже такую хорошо защищенную и крупную цель, как авианосец. По этой причине данные корабли иногда называют «убийцами авианосцев».

Основное зенитное вооружение корабля – это комплекс ЗРК «Форт» (С-300Ф) . Данный комплекс предназначен для уничтожения маневренных, высокоскоростных и малоразмерных целей во всем диапазоне высот, а также морских целей средних размеров. Боезапас крейсера – 64 ракеты. В состав данного комплекса входит подпалубная ПУ барабанного типа с 8-ю барабанными устройствами на 8 транспортно-пусковых контейнеров. Дальность стрельбы до 90 км, по высоте — 25 км.

ЗРК ближнего радиуса действия представлены 2-мя одноканальными комплексами «Оса-МА», которые предназначены для самообороны крейсера от низколетящих вертолетов, самолетов, ракет, а также поражения надводных целей на удалении от 1 до 15 км и по высоте до 5 км. Комплекс установлен побортно, общий боезапас – 48 ракет.

Артиллерийское вооружение представлено двуствольной автоматической артиллерийской установкой калибра 130-мм АК-130 , максимальная скорострельность 85 выстрелов в минуту, дальность ведения огня – 24,1 км, боезапас 360 снарядов на ствол, живучесть каждого ствола 1500 выстрелов. Для борьбы с низколетящими воздушными целями на рубеже дострела, а также уничтожения плавающих мин, поражения легкобронированных объектов применяются скорострельные 30-мм шестиствольные автоматы АК-630М – три батареи в составе 2-х установок и одной СУ. Темп стрельбы до 5000 выстрелов в минуту, максимальная дальность 8 км, дальность поражения по высоте – 5 км, общий боезапас 48 000 выстрелов.


Противолодочное вооружение корабля включает в себя ГАК «Платина» . Дальность обнаружения подлодок с помощью данного комплекса при благоприятных условиях составляет до 15 км. При включении специальной буксируемой антенны переменной глубины реализуется возможность «прослушивать» горизонты ниже слоя температурного скачка. Основным противолодочным вооружением корабля являются 2 пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-1134 калибра 533 мм, общий боекомплект 10 торпед. Также для борьбы с подводными лодками может использоваться вертолет Ка-27 корабельного базирования.

Также в состав вооружения крейсера входят 2 реактивных бомбовых установки РБУ-6000 (общий боекомплект 96 реактивных глубинных бомб). Реактивные глубинные бомбы в основном предназначены для защиты корабля от торпед, подлодок, подводных диверсантов путем осуществления залповой стрельбы. Дальность стрельбы до 6 км, глубина погружения бомб 500 метров. Помимо этого установка может использоваться для ведения огня по береговым целям.

На ракетном крейсере установлено 2х2 ПУ помех ПК-2 и 12х10 ПУ помех системы ПК-10, а также имеется полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо», который предназначен для обнаружения локационных и радиостанций, головок самонаведения ракет и их пеленгованию, подавлению трактов наведения ракет и другого противодействия, то есть корабль обладает наступательными возможностями средств РЭБ, которые также позволяют ему «прятаться».


Крейсера проекта 1164 «Атлант» на практике реализуют принцип ударного корабля, способного действовать без надежного прикрытия с воздуха. Они сочетают в себе высокую маневренность, мореходность, скорость и могут действовать в удаленных районах мирового океана без собственного гарантийного прикрытия с воздуха. Используя свою мощную систему ПВО, корабль в состоянии подойти к авианесущей группе противника на расстояние действия своих ПКР и разгромить ее.

Неофициальная оценка кораблей данного проекта достаточно высока, применяя свое оружие и средства РЭБ, крейсер в состоянии выдержать получасовой бой с любым соединением противника, сбив за это время до 40-45 ракет, атакующих корабль. При этом для нанесения неприемлемого ущерба для кораблей данного типа, по оценкам западных специалистов, требуется попадание 6-и противокорабельных ракет «Гарпун» (боеголовка 227 кг) или 3-х «Томагавков» (обычная боеголовка 454 кг ВВ).

Уместно привести слова американского эксперта Тома Бернхарда, который занимается изучением советской техники. По его словам «…компьютер кораблей данного типа содержит больше шестеренок, чем часы моего деда и построен с расчетом на то, чтобы выдержать электромагнитный импульс после ядерного взрыва, который способен вывести из строя более современные ЭВМ. Для каждой автоматической системы на крейсере существует дублирующая механическая система… Русские исходят из самого плохого сценария, при развитии которого пушки корабля продолжили бы стрелять даже тогда, когда флаг уже ушел под воду ».

Вооружение

Главный ракетный комплекс

  • 16 × 1 ПУ ПКРК "Вулкан".

Зенитное ракетное вооружение

  • 8 × 8 ПУ ЗРК коллективной обороны С-300Ф "Форт";
  • 2 х 2 ПУ ЗРК самообороны 4К33 "Оса-М".

Артиллерийское вооружение

  • 1 × 2 - 130-мм АУ АК-130;
  • 6 × 6 - 30-мм автомата АК-630М;
  • 2 × 1 - 12,7-мм пулемета на тумбовых установках.

Авиагруппа

  • ВПП и ангар для хранения вертолета;
  • 1 вертолет Ка-27ПЛ.

Построенные корабли

Ракетные крейсера типа «Слава» проекта 1164 шифр «Атлант» (код НАТО - англ. Slava class) - тип ракетных крейсеров советского (позже российского) ВМФ, занимающий промежуточное положение между атомными ракетными крейсерами типа «Киров» (проект 1144 «Орлан») и эсминцами типа «Современный» (проект 956). Ракетные крейсера типа «Слава» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после распада СССР. Всего планировалось к постройке 6 кораблей, заложено 4 крейсера, а достроено и введено в строй - 3. Еще один корпус находится у достроечной стенки завода в Николаеве.

Общие сведения

Основными задачами корабля, сформулированными в техническом проекте 1972 г., являлись:

  • придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов;
  • уничтожение надводных кораблей противника, в том числе авианосцев.

Позднее к задачам крейсеров проекта 1164 были добавлены:

  • нанесение ударов по крупным надводным кораблям, и ударным группировкам противника,
  • решение задач коллективной ПВО, соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов,
  • борьба с ПЛ,
  • поддержка десантов и
  • обстрел побережья, занятого противником.

История создания

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 г., когда было принято решение Комиссии при Совете министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87. Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года - Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга А. Н. Блинов. При полном водоизмещении, равном 10000 т, предполагалось вооружить крейсеры проекта 12 ПУ «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК "Оса", 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, МЗАК самообороны АК-630М. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен.

Технический проект был утверждён 21 августа 1974 г. Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй - 3. Впервые появившиеся в 1983 году, крейсеры типа «Слава» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и, в случае получения соответствующего приказа, были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров - 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными БЧ (при модернизации на всех крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»). Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Конструкция

По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трехостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё - цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвертый отсек отведен под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В седьмом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в седьмом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В восьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Девятый отсек - вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Одиннадцатый отсек - вспомогательные механизмы, в двенадцатом - подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300-310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъема, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трех смежных отсеков, кроме машинных отделений.

В конструкции легких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъем­ностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.

В кормовой части главной палубы в виде отдельного остро­ва размещен вертолетный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолетная площадка с системами обеспечения взлета и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.

Вооружение

Противокорабельное - 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полета 3077 км/ч оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 700 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м. Противолодочное - два пятитрубных торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибра 533 мм, длина торпеды 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч). Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путем ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м. Противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27 корабельного базирования с ангаром и вертолетной площадкой. Двухорудийная корабельная артиллерийская установка - 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса выстрела - 86,2 кг, снаряда 33,4 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей. Шесть ЗАК - АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км. Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 48 ракет, масса ракеты 128 кг) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолетов, вертолетов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг. Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина - 7,9 м, диаметр - 0,34 м, вес - 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 90 км и до 25 км по высоте. Крейсер «Москва» c 9 по 12 августа 2008 года участвовал в вооружённом конфликте с Грузией в водах Абхазии. В декабре 1989 г. ракетный крейсер «Слава» (ныне «Москва») обеспечивал встречу лидера СССР М. С. Горбачёва с президентом США Дж. Бушем-старшим на Мальте. В частности, в кают-компании крейсера состоялась встреча Горбачёва с Бушем. В целом, РКР проекта 1164 стали альтернативой чрезмерно дорогим крейсерам пр. 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, крейсера проекта 1164 располагали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным. По современным классификациям, эти РКР соответствуют ракетным крейсерам/«большим эсминцам», таким как Ракетные крейсеры типа «Тикондерога», Эскадренные миноносцы типа «Атаго», Эскадренные миноносцы типа «Король Седжон», имеющим сходное водоизмещение в районе 9000-11000 тонн. Но приоритет в создании крейсеров проекта 1164 был отдан не оборонительным, а наступательным характеристикам. Корабли имеют уменьшенный запас ракет С-300Ф - 64, в сравнении с 96 на крейсере проекта 1144, слабым местом является ПВО самообороны, состоящая из всего двух устаревших ЗРК «Оса-М» (для сравнения - крейсера проекта 1144 имеют 16 ПУ «Кинжал»). Кроме того, ввиду наличия только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна», зенитный комплекс «Форт» может быть задействован для отражения атаки только с одного направления одновременно, и в случае выведения единственной РЛС из строя, дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной (для сравнения - крейсера проекта 1144 имеют две РЛС 3Р41). В целом, корабль в полной мере соответствует «поздней» доктрине советского флота - использование для ударных функций надводных ракетоносцев, прикрытых палубной авиацией.

Авиационное вооружение

Согласно первоначальным планам в качестве авиационного вооружении на РКР проекта 1164 принимался уже устаревший на тот момент вертолет разведки и целеуказания Ка-25Ц с перспективой замены на Ка-252РЦБ. Однако ОКБ им. Н.И.Камова до развала СССР такой вариант машины так и не создало, как, впрочем, и некоторые другие обещанные, хотя по плану это должно было состояться еще в 1983 году.

Тем не менее на корабле в кор­мо­вой час­ти глав­ной па­лу­бы в ви­де от­дель­но­го ост­ро­ва был раз­ме­щен вер­то­лет­ный ан­гар и ВПП. На крей­се­ре мо­жет ба­зи­ро­вать­ся один вер­то­лет ти­па Ка-27.

Построенные корабли

Всего по проекту предполагалось строительство шести кораблей. Однако в итоге заложено было четыре крейсера, а достроено и введено в строй всего 3. Все корабли строились на заводе имени 61 коммунара в г. Николаев.

Название Заводской № Закладка Спуск на воду Сдача заказчику Флаг поднят Примечание
«Москва» 2008 6 ноября 1976 года 27 июля 1979 года 30 декабря 1982 года 30 января 1983 года Флагманский корабль ЧФ
«Маршал Устинов» 2009 5 октября 1979 года 25 февраля 1982 года 15 сентября 1986 года 21 сентября 1986 года Закладывался как «Адмирал флота Лобов»
«Варяг» 2010 31 июля 1979 года 26 июля 1983 года 25 декабря 1989 года 7 января 1990 года Флагманский корабль ТОФ
«Украина» 2011 28 июля 1983 года 11 августа 1990 года недостроен
«Октябрьская революция» 2012 15 ноября 1988 года недостроен Строительство прекращено в 1989 году. До 31 декабря 1987 года носил имя «Россия»

Головной корабль строили больше шести лет и сдали флоту 28 декабря 1982 года. Второй корабль при закладке в 1978 году получил название «Адмирал флота Лобов», третьему, заложенному в 1979 году, было предусмотрено имя «Комсомолец», однако смерть министра обороны маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова в декабре 1984 года вызвала изменение названий всех строившихся крейсеров этой серии: «Адмирал флота Лобов» был переименован в «Маршал Устинов», «Комсомолец» стал «Червоной Украиной», а название «Адмирал флота Лобов» перешло на четвертый корабль, заложенный в 1986 году. По некоторым сведениям, в 1989 году был заложен ещё один крейсер проекта 1164, который должен был получить имя «Россия», но из-за недостатка средств его строительство было прекращено.

В мае 1995 года головной крейсер «Слава» переименовали в «Москву».

После развала Советского Союза «Червона Украина» был переименован в «Варяг».

«Адмирал флота Лобов» был присвоен Украиной, но попытки достроить его для ВМС Украины закончились неудачей. Совершенно ясно, что достроить, а тем более эксплуатировать даже один ракетный крейсер Украина не в состоянии. Тем не менее крейсер был переименован в «Украину» и формально в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины. Решение о его достройке было принято в 1998 году, но оно так и осталось на бумаге и крейсер стоит у достроечной стенки завода, имея, якобы, готовность в 95 %. Рассматривались варианты продажи крейсера, однако было принято решение о его достройке при помощи России. В июле 2010 года постановление Верховной Рады Украины о присвоении названия «Украина» ракетному крейсеру утратило действие, за это проголосовали 247 депутатов Верховной Рады из 428. Также будет рассмотрен вопрос продажи крейсера России. По информации агентства «УРА-Информ. Донбасс», Россия, в свою очередь, уведомила Украину, что заберет крейсер только даром. В сентябре 2013 года Россия согласилась приобрести «Украину» за 1 миллиард рублей.

Командование ВМФ России намерено в 2012 году передать Тихоокеанскому флоту из состава Северного флота ракетный крейсер «Маршал Устинов». По словам источника агентства в Главном штабе ВМФ, «Маршал Устинов» «нужнее на таком масштабном и сложном театре военных действий, как тихоокеанский». Отдельные наблюдатели считают, что крейсер «Маршал Устинов» будет заменен на Северном флоте крейсером «Украина» (в случае, если он будет приобретен у Украины).

См. также

Примечания

Литература и источники информации