Open
Close

Тихоокеанский флот ссср. Тихоокеанский флот вмф россии

"На суше, на море
С врагами сражаясь в бою,
Всегда краснофлотцы
Готовы бороться
За честь и за славу свою!"

В. Лебедев-Кумач

Тихоокеанский флот имеет богатую историю, начало которой было положено еще в XVIII веке созданием на Дальнем Востоке русской военной флотилии. С тех пор моряки-тихоокеанцы не раз проявляли мужество и героизм в борьбе с врагами нашей Отчизны. Во время Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. гарнизон Петропавловска-Камчатского отразил все попытки англо-французской эскадры высадить десант и завладеть русским городом. Всему миру известен подвиг крейсера "Варяг", экипаж которого принял решение вступить в бой с 14 кораблями противника, а затем затопил корабль, предпочтя его гибель позорному плену. Оборона Порт-Артура – это не только трагедия поражения, но и героизм русских моряков и солдат.

Расширение океанов и подача воды из тающих ледников, вероятно, увеличит уровень моря со скоростью 6 см за десятилетие. Например, в течение нескольких десятилетий только 20% Маршалловых островов в Микронезии будут выше уровня океана. Тропические штормы будут более интенсивными и, вероятно, еще более частыми. У жителей Океании есть основания беспокоиться о своем будущем. Празднования имели особое значение, поскольку первый корабль четвертого поколения был представлен Тихоокеанскому флоту. Вот почему в нем принял участие адмирал Виктор Чирков, адмирал Виктор Чирков.

В 30-е годы силы Тихоокеанского флота принимали участие в локальных конфликтах – авиация флота вела воздушные бои с японскими самолетами во время боев у озера Хасан и на реке Халхин-Гол . В Великой Отечественной войне флот участия не принимал, но часть подводных лодок и эсминцев Тихоокеанского флота перешла на Север, где участвовала в боях. Главной задачей флота была защита морских границ и дальневосточных коммуникаций СССР – в случае войны с Японией. Когда гитлеровская Германия начала войну против нашей страны, Тихоокеанский флот, хотя и находился в десяти тысячах километров от фронта, сразу же был приведен в состояние повышенной боевой готовности. Япония, как союзник Германии, могла в любой момент нарушить договор о нейтралитете, заключенный ей с СССР 13 апреля 1941 года, и вступить в войну на стороне Германии.

«Александр Невский» был построен на судостроительном заводе «Севмаш», в целевую группу подводных лодок, которые он сдал через одиннадцать лет после начала работы. Поэтому некоторые из примененных к нему решений должны быть устаревшими и квалифицированными, возможно, для модернизации.

Далеко не самые новые решения - это сама конструкция корабля. Это позже перешло в техническую проблему, которая касалась всех других единиц, которые были массово произведены - на этом корабле «Александр Невский». Несмотря на эти проблемы, введение «Александра Невского» является значительным усилением Тихоокеанского флота. Между тем корабль все еще проходит серию военных испытаний, временно назначенных на Северный флот. Подобная задержка была также связана с Александром Невским. Тем временем, блок проводит 12 пробных и испытательных рейсов.

Дальневосточный морской театр военных действий, являющийся частью Тихоокеанского театра, включал северо-западную часть Японского, южную часть Охотского морей и Татарский пролив. Наиболее характерная особенность этого театра – большая протяженность морской границы (от побережья Кореи до мыса Лопатка около 1500 миль) и его расчлененность. Связь советского Приморья с полуостровом Камчатка возможна только по воздуху или через Татарский, Лаперуза, Сангарский и Курильские проливы, которые почти все находились в то время под контролем Японии. Под таким же контролем находились Корейский и Цусимский проливы, соединявшие Японское море с Желтым. В связи с этим, естественно, возникала трудность использования подводных лодок Тихоокеанского флота в Тихом океане. Вместе с тем большие глубины Японского моря благоприятствовали действиям подводных лодок в его пределах, но ограничивали возможность минных постановок, допуская их лишь в непосредственной близости к берегу и в проливах. Охватывающее положение японских островов по отношению к материковому побережью Японского моря облегчало развертывание японского флота и действие японской авиации против военно-морских баз и портов, находившихся на этом побережье.

Эти суда принадлежат к четвертому поколению и требуют совершенно новой обработки. Вот почему, между прочим, инфраструктура порта была перестроена на базе Вильчукска на Камчатке. Экипаж состоит из 107 человек. На корабле есть еще шесть торпедных пусковых установок 533 мм для торпед, ракет и мин. Великие державы - Китай и Индия. Другие страны также хотят оснастить свой парк современным оборудованием. Причины для оружия - два - расширение китайского флота и многочисленные территориальные споры.

Первые анализы великой модернизации военно-морских сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе пришли после Международной выставки и конференции по морской обороне в Сингапуре на прошлой неделе. Страны региона заказывают стелс-корабль, подводную войну, датчики, радар, ракетные пусковые установки и беспилотные летательные аппараты.

К началу Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот (командующий вице-армирал И.С. Юмашев, член Военного совета корпусной комиссар С.Е. Захаров, начальник штаба контр-адмирал В.Л. Богденко) имел в своем составе около 300 кораблей и катеров различных классов и типов, в том числе 2 лидера, 12 эскадренных миноносцев, 6 сторожевых кораблей, 91 подводную лодку, 30 тральщиков, 8 надводных минных заградителей и около 200 торпедных, сторожевых и других катеров. В состав Тихоокеанского флота входила Северная Тихоокеанская флотилия (командующий контр-адмирал М.И. Арапов, член Военного совета бригадный комиссар Г.Ф. Быстриков), имевшая в своем составе подводные лодки, сторожевые корабли, тральщики, торпедные и сторожевые катера. Военно-морские базы и ближние подходы к ним со стороны моря были прикрыты системой береговой обороны. Самолетный парк военно-воздушных сил Тихоокеанского флота насчитывал 764 самолета различных типов.

Статистика еще выше, когда речь идет о подводных юнитах и ​​боевых системах. Это сто судов на 62 миллиарда долларов, что составляет до 40 процентов. мировой рынок. Нугент отметил, что до 30 процентов. Новые корабли в регионе будут падать на флоты сверхдержав - в Китае и Индии. В течение следующих пяти лет китайский военно-морской флот получит 16 новых ядерных и обычных атомных подводных лодок.

В Австралии самым важным новым проектом будет строительство 12 подводных лодок, что означает удвоение текущего количества единиц. Интересными рынками для верфей также будут Малайзия и Индонезия. Первый из штатов интересуется крупными десантными кораблями, второй хочет расширить подводный флот. Оба хотят купить новые фрегаты. Подводные силы укрепляют другие азиатские страны - Сингапур, Таиланд и Вьетнам, которые заказали шесть кораблей Кило в России. Последствием развития подводных сил в регионе будет повышенный интерес к оружию для борьбы с ними.

В течение всей войны нашей страны с Германией обстановка на Дальнем Востоке оставалась крайне напряженной. Япония неоднократно провоцировала военные инциденты. Японские самолеты с целью разведки то и дело вторгались в воздушное пространство нашей страны, а японские корабли – в наши территориальные воды, нарушали наше транспортное судоходство на Дальнем Востоке. Японцы часто без видимых причин задерживали в море советские суда, а в ряде случаев топили их. В 1941-1944 годах они задержали 178 судов и потопили 11 транспортов. В Гонконге 14 декабря 1941 г. был потоплен пароход "Кречет", в Целебесском море в районе Минданао (Филиппины) 20 декабря японская авиация нанесла непоправимые повреждения танкеру "Майкоп" и т.д.

Помимо новых судов, азиаты также будут инвестировать в противоракетные системы. Импульс усиливается Китаем и Северной Кореей. Еще одной причиной роста морского вооружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются многочисленные территориальные споры. Контроль над часто миниатюрными необитаемыми островами является основой для расширения территориальных вод и морских экономических зон и, таким образом, использования подводных ресурсов, таких как природный газ и нефть. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона также нуждаются в морских силах для обеспечения безопасности на маршрутах доставки.

В такой сложной обстановке главные задачи Тихоокеанского флота состояли в обороне побережья, защите своих путей сообщения на море, в нарушении морских коммуникаций противника (в случае нападения Японии), организации противодесантной обороны наших берегов. В этой связи Тихоокеанский флот в первые же дни войны с Германией выставил оборонительные минные заграждения на подходах к Владивостоку, Советской Гавани, Петропавловску-Камчатскому. Эти минные поля в сочетании с береговой и корабельной артиллерией должны были в основном обеспечить защиту наших берегов от десантов возможного противника и проникновения к нашим базам его кораблей. Основными задачами боевой подготовки личного состава флота, наряду, с освоением поступавшей на флот новой техники, являлись изучение и внедрение боевого опыта действующих флотов. Кроме этого, из США в дальневосточные порты СССР осуществлялась перевозка материалов и вооружения на советских транспортах, для чего зимой 1942-1943 г. почти два десятка судов были перебазированы с Севера на Тихий океан через Атлантику и Панамский канал. Перевозки этим маршрутом с 1943 г. возросли и составили почти половину всех грузов, поставленных союзниками.

Одним из стратегических мест является Малаккский пролив, который ежегодно течет более 60 тысяч человек. судов. Они транспортируют, среди прочего, газ и нефть с Ближнего Востока, от которых зависит импорт государства региона. Конечно, большие планы по модернизации азиатских флотов привлекают судостроителей по всему миру. Однако эти покупатели все чаще покупают готовые подразделения за рубежом. Они выступают за лицензирование судов на своих верфи.

Пехотные Т-15 и Курганец-25 пехотные батальоны сильнейшие в мире, записывая тот же отчет в свою пользу против западных брони. В первой и второй войнах в Персидском заливе Пентагон продемонстрировал, что готовая защита времени, такая как иракская армия с бесчисленными доспехами, может быть брошена и застряна войсками с большой мобильностью и защитой от противотанкового оружия, таких как новейшая броня.

Велика роль Тихоокеанского флота и Амурской флотилии в разгроме империалистической Японии и успешном завершении Второй мировой войны. Во время Маньчжурской военной операции 1945 года силы Тихоокеанского флота участвовали в освобождении Северной Кореи. 12-16 августа 1945 года десанты с кораблей ТОФ овладели портами Юки, Расин и Сейсин. Авиация ТОФ высадила воздушные десанты в Порт-Артуре и Дальнем. Корабли ТОФ принимали также активное участие в Южно-Сахалинской операции 1945 года и Курильской десантной операции 1945 года. За героизм и мужество, проявленные в советско-японской войне 1945 года, 52 моряка Тихоокеанского флота были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 18 частям и кораблям флота было присвоено звание гвардейских, 15 – награждены орденом Красного Знамени .

В годы Великой Отечественной войны флот не только надежно оборонял восточные рубежи нашей Родины, но и оказывал большую помощь фронту. 153 тысячи военных моряков-тихоокеанцев, сражаясь плечом к плечу с моряками других флотов и воинами армии, громили врага под Москвой , Ленинградом и на Волге , участвовали в боях при обороне Одессы и Крыма , на Кавказе и в Заполярье, проявили мужество и героизм в боях с милитаристской Японией летом – осенью 1945 года. Их можно было встретить на кораблях и в частях Северного , Балтийского и Черноморского флотов, на озерных и речных флотилиях.

В 250-дневной обороне Севастополя раскрыл свое военное мастерство 30-летний генерал-майор авиации Н. Остряков. В апреле 1939 г. Н. Остряков прибыл на Тихоокеанский флот командиром авиачасти, а затем был назначен заместителем командующего ВВС ТОФ. В конце 1941 г. – в один из самых тяжелых моментов в обороне Севастополя – Н. Остряков назначается командующим ВВС Черноморского флота. За 5 месяцев боевых действий летчики-черноморцы уничтожили 354 самолета противника. Сам генерал не раз лично водил летчиков на выполнение заданий, участвовал в воздушных боях, находился на самых опасных участках. В его лице черноморские летчики всегда видели образец беззаветного служения Родине. 20 апреля 1942 г. генерал-майор Остряков участвовал в своем последнем воздушном бою. 24 апреля 1942 г. при выполнении боевого задания он погиб, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. В битве на Волге героический подвиг совершил и моряк-тихоокеанец И.М. Каплунов. В горячем бою он из противотанкового ружья подбил три вражеских танка. А когда кончились патроны, стал бросать во вражеские машины гранаты. Моряка дважды ранили, но он продолжал неравный бой с немцами. В конечном счете Илья Каплунов погиб, но уничтожил девять танков врага.

В штурме рейхстага принимал участие тихоокеанец, командир стрелкового батальона капитан Самсонов К.Я. 21 апреля 1945 г. дивизия, в которую входил и батальон Самсонова, вместе с другими советскими частями вошла в предместье Берлина. Начался исторический штурм. Батальон дрался без отдыха днем и ночью и первым из своего соединения вышел к реке Шпрее. 30 апреля бойцы батальонов капитана Самсонова, капитана Неустроева и майора Давыдова первыми ворвались в рейхстаг. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1946 г. К.Я. Самсонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Боевые действия Тихоокеанского флота

Еще в феврале 1945 г. на Ялтинской конференции руководителей трех держав: СССР, США и Великобритании – был предрешен вопрос о вступлении СССР в войну с Японией. При этом с советской стороны был определен срок начала действий – через три месяца после окончания войны с Германией. К августу 1945 г. армия, военно-морской флот и авиация Японии насчитывали свыше 7 млн. человек. К началу войны на Дальнем Востоке Советские Вооруженные Силы были увеличены за счет войск, освободившихся на советско-германском фронте. Организационно они были сведены в три фронта: Забайкальский, 2-й Дальневосточный, 1-й Дальневосточный. В состав Вооруженных Сил СССР на Дальнем Востоке входили также и морские силы: Тихоокеанский флот и Краснознаменная Амурская флотилия.

К августу 1945 г. Тихоокеанский флот имел 2 крейсера , 1 лидер , 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 78 подводных лодок , 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 охотников за подводными лодками, 204 торпедных катера . Он численно уступал японскому флоту, особенно по крупным надводным кораблям, военно-воздушные силы флота насчитывали 1549 боевых самолетов. В связи с большой удаленностью Дальневосточного театра военных действий решением Государственного Комитета Обороны все сухопутные и военно-морские силы, сосредоточенные против Японии, были объединены в единую организацию – вооруженные силы Дальнего Востока, главнокомандующим которыми был назначен Маршал Советского Союза А.М. Василевский, членом Военного совета генерал-полковник И.В. Шикин, начальником штаба генерал-полковник С.П. Иванов. Действия Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии координировал с действиями сухопутных войск Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал флота Н.Г. Кузнецов, а действия авиации – главнокомандующий Военно-воздушными Силами главный маршал авиации А.А. Новиков.

Краснознаменная Амурская флотилия к началу военных действий имела в своем составе четыре бригады речных кораблей, отдельный дивизион кораблей, отдельные отряды бронекатеров и авиацию. Всего в строю находилось около 169 боевых кораблей различных классов, в том числе 8 мониторов (2 были в ремонте), 11 канонерских лодок, 52 бронекатера, 12 тральщиков и другие корабли. Авиация насчитывала более 70 самолетов. Почти весь личный состав флотилии был кадровым, имел хорошую подготовку и высокую боевую выучку. Краснознаменная Амурская флотилия по своей численности и вооружению значительно превосходила Сунгарийскую речную флотилию противника.

Тихоокеанскому флоту ставилась задача высадить десанты, которые должны были овладеть портами и базами Юки, Расин, Сейсин с выходом к портам центральной части Кореи. В результате разведывательных полетов в этих портах было обнаружено большое количество транспортов. Ночью 9 августа самолеты флота подвергли бомбардировке объекты противника в портах Юки и Расин. С рассветом группа самолетов Ил-2 , сопровождаемая истребителями Як-9 , совершила налеты на корабли противника. Всего в течение 9-10 августа авиация Тихоокеанского флота произвела 616 самолето-вылетов. Бомбардировочные и штурмовые действия нашей авиации сочетались с набеговыми действиями торпедных катеров. Поздно вечером 9 августа двумя группами: одна группа в составе четырех торпедных катеров под командованием капитана 3 ранга К.В. Казачинского атаковала транспорты в порту Расин, другая в составе пяти торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта М.Г. Малика пошла на Сейсин. В результате смелых действий экипажи катеров добились замечательных успехов: в Расине было потоплено четыре транспорта, в Сейсине повреждено семь транспортов.

Для высадки десанта в Юки были выделены два сторожевых корабля, тральщик, восемь торпедных катеров, два сторожевых катера, 75-й батальон 13-й бригады морской пехоты численностью 783 человека под командованием майора И.П. Маркина и 140-й разведывательный отряд (139 человек) под командованием Героя Советского Союза старшего лейтенанта В.Н. Леонова. Для поддержки и прикрытия десанта распоряжением командующего ВВС флота выделялась авиация. 12 августа в порту Юки были высажены основные силы десанта. Противник не оказал организованного сопротивления. Высадка десанта обеспечила быстрое продвижение сухопутных частей, которые, не задерживаясь в Юки, устремились на Расин.

Успешно высадившись в порту Расин и преодолев сопротивление противника на берегу, десантные части полностью овладели городом и портом. Однако продвинуться на юг по дороге, ведущей из Расина в Сейсин, они не смогли. Противник открыл сильный ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь. Сопротивление оказывали арьергарды японских войск, отходивших под напором войск 1 -го Дальневосточного фронта от р. Тюмень-Ула через Юки и Расин на Сейсин. Японцы рассчитывали оторваться от преследования наших частей и закрепиться в Сейсинском укрепленном районе, а при необходимости эвакуироваться через Сейсинский порт. В ходе операции наши моряки проявили не только героизм, но и хорошую выучку и смекалку. Отряд старшего лейтенанта Леонова В.Н. в корейском порту Вонсан захватил в плен около трёх с половиной тысяч японских солдат и офицеров. А в порту Гензон, разведчики-леоновцы разоружили и взяли в плен около двух тысяч солдат и двухсот офицеров, захватив 3 артиллерийские батареи, 5 самолетов, несколько складов боеприпасов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года старший лейтенант Виктор Николаевич Леонов стал дважды Героем Советского Союза (первую "Золотую Звезду" Виктор Николаевич получил за проявленный героизм в Петсамо-Киркенесской наступательной операции).

Перед Тихоокеанским флотом встала задача овладеть важным узлом обороны – портом и городом Сейсин. В 7 часов 13 августа шесть торпедных катеров, имея на борту 180 человек, под общим командованием полковника А.З. Денисина вышли из бухты Новик и через шесть с половиной часов вошли в порт Сейсин. При входе в порт катера были обстреляны артиллерией противника. Они прикрылись дымовыми завесами и успешно, без потерь выполнили задачу. Высадившись, десант начал продвижение двумя группами. Обследовав порт, десантники сообщили на флагманский командный пункт обстановку, доложили, что они овладели портом и ведут бой за город Сейсин. Однако здесь отряд встретил сильное сопротивление. Развернулись ожесточенные бои, в ходе которых десантники, неся потери, были вынуждены перейти к обороне. Стремясь отрезать десантников от береговой черты, японцы за ночь предприняли до 15 атак. В помощь десантникам из состава экипажей кораблей был сформирован отряд из 25 человек под командованием капитана 3 ранга Г.В. Терновского для корректировки артиллерийского огня кораблей. В течение 14-15 августа артиллерийским огнем кораблей и бойцами отряда было уничтожено 11 дзотов, 19 огневых точек и около 100 солдат и офицеров противника.

В это время на флагманском командном пункте принимались срочные меры по оказанию эффективной помощи десантникам и решительному разгрому врага. Из Владивостока десант второго эшелона вышел рано утром 14 августа тремя отрядами, включавшими эскадренный миноносец, 6 сторожевых кораблей, 10 десантных судов, танко-десантный корабль, 3 тральщика и 4 больших охотника за подводными лодками. Командиром высадки был назначен капитан 1 ранга А.Ф. Студеничников, командиром десанта – генерал-майор В.П. Трушин. Десант должен был оказать помощь частям первого броске и первого эшелона, освободить Сейсин и обеспечить выполнение поставленной флоту задачи. В результате совместных действий десантных войск, авиации и кораблей ко второй половине дня 16 августа военно-морская база Сейсин была полностью очищена от противника, и к исходу дня части 1-го Дальневосточного фронта вошли в освобожденный город. Высадка морского десанта в Сейсин явилась первой крупной операцией Тихоокеанского флота в ходе войны с Японией. С падением Сейсина противник лишился последнего и наиболее крупного порта, связывавшего районы Северной Кореи с Японией.

В боях за Сейсин советские воины продемонстрировали массовый героизм и отвагу. Исключительное мужество проявила бесстрашная санитарка ефрейтор Мария Цуканова. Она вынесла с поля боя более 50 раненых десантников. Раненой она попала в плен и была зверски замучена. Озверевшие японцы выкололи ей глаза, а тело изрезали ножами. М.Н. Цукановой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Овладев Сейсином, моряки-тихоокеанцы вышли в тыл основным силам правофланговой группировки японских войск, перерезали их прибрежную линию сообщений с портами Юки и Расин. Захватив порт Сейсин, тихоокеанцы лишили противника основной базы эвакуации. Единственными базами, на которые могли теперь рассчитывать японцы, являлись Одецин (Этэтин) и Гёнзан (Вонсан). Поэтому было принято решение немедленно захватить их. 21 августа десант первого броска на торпедных катерах ворвался в порт Гёнзан. К 22 августа весь гарнизон Гёнзана капитулировал. Так были завершены действия Тихоокеанского флота по освобождению северо-восточного побережья Кореи от японских захватчиков.

Совместные действия Северной Тихоокеанской флотилии с войсками 2-го Дальневосточного фронта по освобождению Южного Сахалина развертывались так же успешно. 16 августа десантный отряд, в составе которого были сторожевые корабли, минные заградители, тральщики, торпедные и сторожевые катера (всего 30 вымпелов), высадил в порт Торо 365-й отдельный батальон морской пехоты и 2-й батальон 113-й стрелковой бригады. Высадку прикрывала и обеспечивала авиация флотилии (80 самолетов). Командиром высадки был назначен капитан 1 ранга А.И. Леонов, командиром десанта – полковник К.П. Тавхутдинов. Высаженный в Торо десант, преодолевая сопротивление японцев, в ночь на 17 августа подошел к вражескому оборонительному рубежу, который проходил по правобережной части г. Яма-Сигай в непосредственной близости от Торо. Утром после часовой артиллерийской подготовки десантники начали атаку города. Впереди шел взвод разведки морских пехотинцев. Дорогу им перекрыл дзот, из которого японцы вели сильный огонь. Командир взвода старший лейтенант Егоров и старший сержант Емельянов кинулись к дзоту и уничтожили его. В неравной схватке оба воина погибли смертью героев.

17 августа над городом был поднят советский флаг. В этот же день морские пехотинцы и части, наступавшие со стороны Торо, овладели портом и городом Эсутору. Высадка десанта в порт Маока протекала в крайне сложной метеорологической обстановке при сильном противодействии противника. 20 августа порт Маока был взят сводным батальоном моряков, 23 августа был занят населенный пункт Футомата, 24-го – Хонто, 25-го – Отомари. В порты Маока и Отомари были перебазированы силы из состава Северной Тихоокеанской флотилии в целях обеспечения действий по освобождению островов Курильской гряды.

Высадка десанта на северные острова Курильской гряды

Наиболее укрепленным островом Курильской гряды являлся Шумшу (Сюмусю), расположенный всего лишь в 6,5 мили от южной оконечности полуострова Камчатка. В юго-западной части острова находилась главная японская военно-морская база на Курильских островах Катаока. Здесь могли базироваться корабли, в том числе и легкие крейсера. Сильно укреплен был также о. Парамушир. Здесь были оборонительные сооружения инженерного типа и две военно-морские базы: Касивабара и Какумабэцу. Острова Шумшу и Парамушир обороняла пехотная дивизия. Военный совет Тихоокеанского флота приказал командиру Петропавловской военно-морской базы совместно с командующим Камчатским оборонительным районом высадить десант и к 25 августа овладеть северными островами Курильской гряды.

Рано утром 18 августа четыре десантных судна с передовым отрядом подошли к о. Шумшу и начали высадку десанта. Противник открыл сильный ружейно-пулеметный огонь. Командир высадки приказал кораблям отряда огневой поддержки подавить вражеские огневые точки. Корабли открыли огонь, но он был малоэффективен, так как высаженные корректировочные посты не сумели быстро установить связь с кораблями, и стрельба велась без корректировки. Вначале высадился передовой отряд, а к 20 часам и все десантные войска. Чтобы выгрузить артиллерию, танки и автомашины, под огнем противника пришлось строить причалы из различных подручных средств.

Отряд десанта начал стремительно продвигаться в двух направлениях: на укрепленные высоты 165 и 171 и в направлении мыса Котомари. Противник встретил десант сильным артиллерийским, минометным и пулеметным огнем из многочисленных дотов и дзотов, расположенных на замаскированных позициях. Подтянув до 20 танков, японцы перешли в контратаку и оттеснили десантников. Однако моряки при поддержке артиллерии с мыса Лопатка и огня кораблей уничтожили 15 танков. Противник понес большие потери и в живой силе и отошел на исходные позиции. Через два часа после отражения первой атаки враг, сосредоточив значительные силы пехоты и шесть танков, вновь начал контратаковать наш десант. Передовой отряд вынужден был отойти на склоны и перейти к обороне.

Утром 18 августа высадку начал второй эшелон десанта. Противник оказал сильное сопротивление. Момент тактической внезапности был утрачен. Японцы, оправившись после первого удара, открыли сильный огонь по кораблям и десантникам. В 16 часов к передовому отряду присоединились главные силы десанта, и он снова возобновил наступление на высоты. Бои были настолько ожесточенными, что высоты трижды переходили из рук в руки. Наконец после пятичасового упорного боя десантники овладели ими и прочно закрепились. Не менее ожесточенной была борьба в районе Котомари. К 9 часам 18 августа наш отряд овладел этим укрепленным пунктом, после чего соединился с основными силами. Активную поддержку в боях за Котомари и высоты оказала корабельная и береговая артиллерия, которая выпустила по противнику около 2 тыс. снарядов. 23 августа о. Шумшу был полностью занят нашими войсками, а в 6 часов 1 сентября советский десант, высаженный на о. Кунашир, завершил освобождение Курильских островов.

Боевые действия Краснознаменной Амурской флотилии

На правом берегу Амура против расположения войск 2-й армии находилась сильно развитая система обороны противника, опиравшаяся на ряд укрепленных районов с центрами в сахалянском, цикэйском и мачанском укрепленных секторах, которые располагались против Благовещенска. Для наступления 2-й Краснознаменной армии 2-го Дальневосточного фронта при широком разливе рек и полном бездорожье необходимо было овладеть плацдармом на правом берегу Амура и создать надежную переправу. В этих целях была проведена Сахалянская наступательная операция войсками 2-й Краснознаменной армии совместно с Краснознаменной Амурской флотилией.

Рано утром 9 августа канонерская лодка "Пролетарий", 2-й отряд бронекатеров и 3-й отряд катеров-тральщиков, приняв 1-й батальон 630-го стрелкового полка, начали движение к Фуюаню. Мониторы "Дальневосточный комсомолец", "Свердлов", 3-й отряд бронекатеров и 2-й отряд катеров-тральщиков в тот же день заняли огневые позиции у о. Маланкин для артиллерийского обеспечения высадки десанта. Вместе с воинами стрелкового батальона на берег высадились две группы моряков. Одной из них командовал старшина 1-й статьи Николай Голубков. Путь группе преградил вражеский дзот. Голубков сделал рывок и забросал дзот гранатами. Огневая точка была уничтожена, но и старшина был смертельно ранен. Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Н. Голубкову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В результате упорных боев укрепленный сектор Фуюань вскоре был взят нашими войсками. После ликвидации фуюаньского оборонительного рубежа корабли приняли в Покровском 3-й батальон 630-го полка и двинулись вверх по Амуру, чтобы овладеть вражескими опорными пунктами Циндели, Эту и Гайцзы. 10 августа, когда бригада подошла к Циндели и Эту, оба пункта уже были заняты нашими разведывательными отрядами (Гайцзы противник оставил сразу, как только корабли открыли по нему огонь). Таким образом, оборона японцев на правом берегу Амура была ликвидирована.

Утром 10 августа корабли бригады начали прорыв в устье Сунгари и через полтора часа подошли к пристани Тунцзян. Население вышло навстречу нашим кораблям с красными и белыми флагами. Через 40 минут в город вошли передовые части 361-й стрелковой дивизии. 3-я бригада речных кораблей в тот же день с частями 513-го стрелкового полка овладела г. Жаохэ. Внезапность атаки и сильный артиллерийский огонь деморализовали войска противника, который, не успев организовать оборону, беспорядочно отходил на Баоцин. Корабли 3-й бригады приступили к переправе войск из с. Васильевское в г. Жаохэ. Одновременно перевозились войска и в район Лонгаково. К утру 14 августа переправа 6-го стрелкового корпуса была закончена, и войска начали наступление в глубь Маньчжурии на Баоцин. После падения Тунцзяна противник отошел к г. Фуцзинь по дороге Тунцзян – Фуцзинь и вверх по р. Сунгари (Фуцзинь являлся важной армейской базой японских войск и базой Сунгарийской речной флотилии).

11 августа рано утром противник открыл огонь по бронекатерам, ворвавшимся на рейд Фуцзинь, из дотов и дзотов, расположенных на набережной правого берега Сунгари. Корабли, продолжая движение, вели ответный огонь. Все огневые точки в районе пристани были уничтожены, а часть дотов и дзотов, расположенных на набережной, подавлена. В это же время бронекатера прорвались к берегу и высадили роту штурмовиков, а монитор "Сун-Ят-Сен" начал высадку батальона, который, несмотря на сильный огонь противника, закрепился и повел наступление в глубь города. В 9 часов в город с севера ворвалась танковая бригада, и он был быстро очищен от противника. Однако японцы прилагали все усилия, чтобы удержать укрепленный район. Используя железобетонные инженерные сооружения, доты и дзоты и пополнив личный состав за счет отошедшего из города гарнизона, они отбили первые атаки 345-го стрелкового полка и танковой бригады, а к исходу дня 11 августа перешли в контрнаступление, которое было отбито нашими войсками при интенсивной артиллерийской поддержке мониторов. К 13 августа части японских войск были окружены. После штурма укрепленный район и город Фуцзинь был взят. В тот же день корабли начали подготовку к захвату г. Цзямусы, который являлся крупным областным центром Маньчжурии, важным узлом железных и шоссейных дорог и служил операционной базой Сунгарийской речной флотилии противника. В овладении городом участвовали 1-я и 2-я бригады речных кораблей флотилии.

В 16 часов 17 августа к району Хунхэдао подошли основные силы 1-й бригады, вышедшие из Цзямусы. К этому времени дозорно-разведывательным отрядом было установлено, что японцы развернули оборону с намерением удержать этот участок берега. Командир 1-й бригады, оценив обстановку, решил после артиллерийской подготовки высадить десант и захватить район Хунхэдао. Это смелое решение было блестяще выполнено. В течение получаса все мониторы и бронекатера вели непрерывный огонь по батареям и живой силе противника. Большинство огневых точек было подавлено. К вечеру монитор "Ленин" под прикрытием огня мониторов и дымовой завесы с бронекатеров высадил батальон, который закрепился на берегу и повел наступление на Хунхэдао. Огневые точки противника были подавлены минометами. В полночь 17 августа сопротивление противника было сломлено (при этом он потерял 300 человек убитыми только в самом селении, было уничтожено 2 дзота, 21 огневая точка, 20 автомобилей и много другой техники).

Утром 18 августа командующий фронтом сообщил Военному совету Краснознаменной Амурской флотилии о капитуляции Квантунской армии, а через час на монитор "Дальневосточный комсомолец" явился начальник штаба 134-й японской пехотной дивизии и заявил о готовности своих войск сложить оружие. Командующий флотилией приказал командиру 632-го стрелкового полка приступить к разоружению и пленению войск противника. 19 августа начальник штаба Квантунской армии Хата Хикосабуро с сопровождающими его лицами явился к Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому, находившемуся в штабе 1-го Дальневосточного фронта, и заявил о полной капитуляции Квантунской армии. С 16 часов 19 августа Квантунская армия прекратила боевые действия почти на всем фронте и начала стягиваться к пунктам, указанным советским командованием, для сдачи оружия.

В результате успешных боевых действий на Дальнем Востоке Советские Вооруженные Силы уничтожили маньчжурский плацдарм, создававшийся японцами в течение многих лет. Красная Армия и Военно-Морской Флот нанесли японским захватчикам сокрушительный удар. Они разгромили основную силу японского милитаризма – Квантунскую армию. В боях с японцами воины Красной Армии и Военно-Морского Флота широко использовали опыт победоносной борьбы с германским фашизмом и обогатили советское военное и военно-морское искусство новыми образцами решения оперативно-тактических задач. Четкое взаимодействие сухопутных войск и авиации с Тихоокеанским флотом и Краснознаменной Амурской флотилией, высадившими ряд морских и воздушных десантов, обеспечило окружение крупных группировок противника и их ликвидацию. Блестящая организация проведения наступательных операций с участием сухопутных войск, авиации и военно-морского флота в сложных условиях свидетельствовала о высоком развитии военного и военно-морского искусства наших воинов.

Тысячи матросов и офицеров Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии были награждены орденами и медалями Советского Союза. Более 50 человек получили высокое звание Героя Советского Союза, среди них адмирал флота Н.Г. Кузнецов, адмирал И.С. Юмашев, контр-адмирал Н.В. Антонов, генерал-майор В.П. Трушин, капитан 1 ранга М.Г. Воронков, майор капитаны 3 ранга М.Г. Беспалов, В.Д. Корнер, Г.В. Терновский, капитан-лейтенант Л.Н. Балякин, и другие. 18 кораблям и частям флота было присвоено звание гвардейских, 16 кораблей и частей были награждены орденом Красного Знамени, 15 соединениям и частям присвоены почетные наименования, 6 подразделениям и кораблям флотилии было присвоено звание гвардейских.

Нарукавная эмблема Тихоокеанского флота

Флаг ВМФ России

Тихоокеанский флот (ТОФ) - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России . Тихоокеанский флот России, как составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в азиатско-тихоокеанском регионе. Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки , надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск. Штаб Тихоокеанского флота располагается во Владивостоке.

Основные задачи

Основными задачами Тихоокеанского флота России в настоящее время являются:

  • поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания;
  • защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;
  • обеспечение безопасности судоходства;
  • выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.)

История

Тихоокеанский флот в XVIII-XIX вв.

Для защиты восточных рубежей Российской империи, морских торговых путей и промыслов 10 мая 1731 г. была создана русская военная флотилия на Дальнем Востоке с главной базой в Охотске, позже получившая название Сибирской. Состояла она, в основном, из малотоннажных судов.

До начала XIX в. преобразования в Сибирской военной флотилии шли медленно. Изучение дальневосточных границ Российской империи началось во время первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 гг. под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна и капитана 1 ранга Ю.Ф. Лисянского. На корабле "Надежда" моряки И.Ф. Крузенштерна обследовали и подробно описали берега о. Сахалин, провели гидрографические и метеорологические исследования.

Большой вклад в изучение и охрану дальневосточных рубежей России внесли и моряки флотилии Балтийского флота , направленные для содействия Российско-американской компании в 1806-1814 гг.

В 1849-1855 гг. изучение акватории Охотского моря было продолжено командой судна "Байкал" под руководством адмирала Г.И. Невельского. Экспедиция обследовала юго-западное побережье Охотского моря и устье р. Амур, смогла подтвердить наличие пролива между о. Сахалин и континентом.

В 1849 г. для более надежной охраны побережья и Курильских островов главная база Сибирской флотилии была перенесена в Петропавловский порт (ныне - Петропавловск-Камчатский). Связано это было с тем, что Охотское море зимой замерзает.

С началом Крымской войны (1853-1856) в зоне действия Сибирской военной флотилии существовала реальная угроза нападения с моря англичан и французов. Для защиты основных баз флота - Владивостока, Охотска и Петропавловского порта - флотилия имела незначительное количество военных судов.

18 августа 1854 г. перед Петропавловским портом появилась англо-французская эскадра под командованием контр-адмиралов Прейса и Ф. де Пуанта в составе трех фрегатов , корвета и парохода, имевшая на вооружении 218 орудий и около 2000 человек личного состава.

Руководил обороной порта генерал-губернатор Камчатки генерал-майор В.С. Завойко, в распоряжении которого находилось около 1000 человек Петропавловского гарнизона. В гавани стояли фрегат "Аврора" (командир - капитан-лейтенант И.Н. Изыльметьев) и военный транспорт "Двина". На кораблях и семи береговых батареях имелось всего 67 орудий.

20 августа англо-французская эскадра начала военные действия, сосредоточив огонь всех орудий на батареях береговой обороны русских. После двух атак часть кораблей англо-французской эскадры получили повреждения, ее потери в живой силе составили 450 человек. Потери защитников Петропавловского порта составили около 100 бойцов.

27 августа союзная эскадра ушла в открытое море, но военные действия в Охотском море также не принесли ей успеха.

В 1855 г. главная база Сибирской военной флотилии была перенесена в более защищенный порт – Николаевск.

Правительство России стало все больше обращать внимание на экономическую и военную мощь Приморья. Было начато интенсивное изучение побережья Охотского моря, Курильских островов и полуострова Камчатка, а также разработан целый комплекс поощрений и льгот для привлечения морских офицеров в Сибирскую военную флотилию. Однако боевая мощь флотилии оставалась на невысоком уровне. Несколько улучшилось ее положение после перевода в 1894 г. на Дальний Восток Средиземноморской эскадры под командованием контр-адмирала С.О. Макарова.

XX век

Вечной славой покрыли себя экипажи кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры - погибших в Цусимском сражении (14-15 мая 1905 г.) броненосцев "Бородино", "Князь Суворов", эскадренного броненосца "Наварин", броненосца береговой обороны "Адмирал Ушаков" и других.

Трагический исход русско-японской войны выявил необходимость усиления морских сил на Тихом океане. К 1914 г. Сибирская военная флотилия уже насчитывала в своем составе два крейсера , девять эсминцев , десять миноносцев, восемь подводных лодок .

Во время Первой мировой войны (1914-1918) часть кораблей Сибирской флотилии была передана в состав других флотов, а оставшиеся корабли конвоировали караваны транспортов, следовавших из США во Владивосток с военными грузами. В те годы корабли Сибирской военной флотилии участвовали в боевых действиях на Северном и Средиземноморском морских театрах.

В годы Гражданской войны и военной интервенции (1918-1922), в июле 1918-го, флотилия была захвачена интервентами. Моряки покинули корабли и приняли участие в боях с захватчиками на суше.

В те тяжелые годы был потерян практически весь корабельный состав. Часть кораблей были уведены за границу, другие пришли в негодность из-за развала промышленной и ремонтной базы.

В годы восстановления народного хозяйства в составе морских сил Дальнего Востока насчитывалось лишь несколько сторожевых кораблей, катеров и судов морской пограничной охраны.

К 1932 г. на флоте были восстановлены, достроены и частично модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. Началось строительство новых кораблей и боевых средств. Этому способствовал быстрый рост тяжелой промышленности и всего народного хозяйства страны. Усилиями россиян были расширены и переоборудованы судостроительные заводы и судоремонтные предприятия Дальнего Востока.

Флот на Тихом океане строил весь Советский Союз. С Балтики и Черного моря по железной дороге доставлялись торпедные катера, самолеты, подводные лодки – "малютки", береговые орудия, закладывались основы мощного флота. 11 января 1935 г. морские силы Дальнего Востока были переименованы в Тихоокеанский флот (ТОФ).

Знаменательным событием в истории флота было появление в 1933 г. в дальневосточных водах первой отечественной подводной лодки , построенной рабочими Дальзавода.

В 1936 г. в составе флота появились первые эскадренные миноносцы , новые быстроходные тральщики и средние подводные лодки , имевшие более мощное вооружение и совершенные механизмы.

Впервые в мировой истории, совершив труднейший переход Северным морским путем, в состав флота вошли эскадренные миноносцы "Войков" и "Сталин", существенно укрепив боевые возможности молодого флота.

В 1937 г. было образовано Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова - кузница кадров для Тихоокеанского флота.

В ходе вооруженных конфликтов между СССР и Японией у озера Хасан (1938) и на Халхин-Голе (1939) Тихоокеанский флот прошел проверку на боевую готовность. За отличие в боях 74 моряка-тихоокеанца были награждены орденами и медалями и сотни - знаком "Участник Хасанских боев".

Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Тихоокеанский флот не только бдительно охранял морские рубежи на Дальнем Востоке, но и оказывал посильную помощь сражающимся фронтам и флотам. Только в 1942 г. ТОФ отправил на фронт более 100 тыс. человек. Общее число моряков-тихоокеанцев и амурцев, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками под Москвой, на Волге, оборонявших Севастополь и Ленинград, Северный Кавказ и Заполярье, достигло 153 тыс. человек. Силы флота обеспечивали охрану внутренних и внешних коммуникаций, ставили оборонительные минные заграждения, охраняли побережье.

На заключительном этапе Второй мировой войны, с 9 августа по 2 сентября 1945 г., флот, взаимодействуя с войсками 1-го Дальневосточного фронта, высадил морские десанты в порты противника на маньчжурском и корейском плацдармах. Авиация флота наносила удары по военным объектам японцев в Северной Корее.

Беспримерную храбрость, мужество и высокое мастерство проявили тихоокеанцы в боях с фашистами и японскими милитаристами. За мужество и героизм более 30 тыс. матросов и офицеров награждены орденами и медалями, 43 из них удостоены звания Герой Советского Союза. 19 кораблям, частям и соединениям флота присвоено звание гвардейские, 13 - почетные наименования, 16 награждены орденами.

Вторая мировая война подтвердила, что России объективно необходимо иметь на Тихом океане военно-морской флот.

Послевоенный период

В послевоенный период Тихоокеанский флот претерпел коренные качественные изменения. Он был оснащен самыми совершенными видами вооружения - подводными и надводными кораблями, ракетоносцами с большой автономностью плавания, неограниченной мореходностью и ударной мощью. Все это позволило ему из прибрежных вод закрытых морей выйти на просторы Мирового океана.

В числе первых длительное плавание для выполнения учебно-боевых задач совершили подводные лодки, которыми командовали капитан 2 ранга Ю.В. Дворников, капитаны 3 ранга А.М. Смолин и Г.С. Яковлев.

Видео