Open
Close

Российская колониальная экспансия на Северном Кавказе и ее последствия. Понятие "Кавказская война", ее исторические трактовки

После русско-турецкой войны 1768–1774 гг. настало время обустройства Кавказской линии, оборудованной и защищенной границы между оседлым населением южных российских губерний и горскими племенами.

Кавказский край в это время находился в ведении Новороссийского генерал-губернатора князя г. Потемкина, который поручил обустройство границы Астраханскому губернатору И. Якоби.

Линия создавалась на основе существующих кордонных участков по Кубани, Малке и Тереку, которые теперь смыкались в единую полосу укреплений. Защищали ее терские, гребенские, моздокские казаки, к ним на помощь прибывали казаки с Дона, Урала, Волги, Хопра и Днепра. За линией селились крестьяне, многие из которых стали привычными к постоянной пограничной войне не менее казаков. Среди защитников линии были и представители кавказских народностей, особенно кабардинцы и ногайцы.

Первоначальное назначение линии было сугубо оборонительное. Она должна была преградить путь немирным горцам, чьи набеги поражали не только степное Предкавказье, но также достигали Дона, Волги, Воронежского края. С 1713 по 1804 г. российским землевладельцам отвели в Предкавказье лишь 623 тыс. десятин земли, преимущественно в Ставрополье, - в общем, немного, из-за набеговой активности горцев.

По рапорту Потемкина военная коллегия создала от Моздока до Азова десять новых укреплений, построила на Дону крепость Св. Дмитрия Ростовского.

Для службы на линии переселялось Волгское казачье войско. 517 семей разместилось от Моздока вниз по Тереку, а 700 семей вверх по Тереку и по верховьям Кумы, до Новогеоргиевска.

На линию был переведен Хоперский казачий полк (ведущий свою давнюю историю от новохоперских городовых казаков), который создал станицы Ставропольскую, Северную, Московскую и Донскую.

В верховьях Кубани расположился Кубанский казачий полк, состоявший поначалу из 100 донских казаков с семьями. Сюда передвинули и часть хоперцев.

Переселение казаков из станиц, оказавшихся в тылу, на новую границу было обычной практикой. Кому двигаться в путь, обычно решалось добровольно и скреплялось станичным приговором. Переводились на новые места и целые станицы, на их месте устраивались поселения государственных крестьян или дворянские имения.

Известно, что донцы, привыкшие к степям, поначалу неуютно чувствовали себя в горах и даже получили от старых линейцев нелестное прозвище «камыш». Традиционная донская пика была неудобна в условиях горной войны, в борьбе против панцирных узденей. Но со временем донцы освоились и во главе с такими атаманами, как Власов и Бакланов, отметились многими подвигами.

Нередко села и слободы, населенные крестьянами и однодворцами, обращались в казачьи станицы, как, например, Шелковская, Павлодольская, Прохладная.

В Ставропольском казачьем полку служили недавние государственные крестьяне - оказачились они быстро.

С конца XVIII в. Кавказская линия должна была обеспечивать и связи с Закавказьем, где картли-кахетинские правители присягнули России и получили ее покровительство. В 1784 г. стала обустраиваться укреплениями и постами казаков-линейцев дорога, ведущая из Моздока в Грузию через Дарьяльское ущелье, - она получила наименование Военно-Грузинской.

В это время все казачество Кавказской линии выставляло на строевую службу до 13,5 тыс. бойцов и гребную флотилию в 25 судов.

Каждый казачий полк представлял собой и участок хозяйственного освоения фронтира со своими селениями, пашнями, выпасами, дорогами, собственной сторожевой и полицейской службой, органами административного и хозяйственного управления.

Помимо поселенных на линии казаков ее защищала пехота и кавалерийские подразделения регулярной армии.

Кавказ можно было покорить, лишь заселив его русскими людьми, - Петербург, как правило, осознавал этот принцип. И на самых острых кавказских гранях предпочтение отдавалось казачеству - войску самоуправляющемуся и в основном самообеспечивающемуся.

Казачий генерал Караулов приводит такое изречение горцев: «Укрепление - это камень, брошенный в поле: дождь и ветер уничтожает его; станица - это растение, которое впивается в землю корнями и понемногу застилает и охватывает все поле».

«Типовой план» для казачьей станицы был таков. Прямые улицы вдоль и поперек. Посредине площадь с церковью - для сборов по тревоге и проведения общественных мероприятий.

Своими укреплениями линейная станица весьма напоминала городки на оборонительных чертах русского государства столетней и двухсотлетней давности.

Со всех сторон она окапывалась глубоким и широким рвом. По его внутреннему краю ставилась ограда, дополненная терновником, игравшим роль спирали Бруно. С двух или четырех сторон оборудовались въезды.

В промежутках от станицы к станице тянулся «кордон» - цепь сторожевых постов и пикетов. Последние на ночь заменялись секретами.

На каждом посту сооружалась вышка и «хатка» (небольшая постройка, иногда просто шалаш), а также «фигура», необходимая для сигнализации, - к примеру, шест, обмотанный паклей. На конных постах имелась конюшня. Они окружались рвом, валом и плетнем, иногда оснащались пушкой. Заметив врага, пост давал залп, зажигал «фигуру» и отправлял казака с донесением в станицу. От поста к посту передавались сообщения, информировавшие всю линию. Мне это, грешным делом, напоминает передачу сигналов в компьютерной сети.

Вести нормальную хозяйственную жизнь станицам на линии было крайне непросто, ведь значительная часть времени казаков тратилась на кордонную службу, а то они и вовсе отбывали со своим полком в дальний поход.

Каждое утро выезжали из станицы конные разъезды, которые «освещали местность». Если все выглядело спокойным, то раскрывались ворота и станичники отправлялись на полевые работы, которые обеспечивались дозорной службой. За любую оплошность станица могла заплатить по крупному счету - враги были беспощадны. Убивали мужчин, забирали в плен женщин и детей, сжигали дома и угоняли скот.

Получив извещение о приближении неприятеля, станица быстро готовилась к обороне. Чтобы перегородить улочки, выкатывались возы. Детей и стариков прятали в погреба, входы в которые для маскировки заваливали дровами, хворостом и всем, что попадалось под руку. Несколько казаков скакало на разведку и за помощью в другие станицы.

Служить казаки начинали с 15 лет. Полевая (строевая) служба, проходящая в походах и на кордонах, в XVIII в. была пожизненной; при императоре Александре I ее сократили до 30 лет, при Николае I - до 25. (Впрочем, и в первой половине XIX в. случались анекдотичные случаи, когда в поход ходили 80-летние старцы.) А на сторожевой (внутренней) службе оставались до самой смерти, ведь от нее зависело выживание станиц.

Казаки также должны были нести постойную, подводную, дорожную и береговую (по укреплению речных берегов) повинности. Участвовали в возведении крепостей и укреплений, доставляли строительный материал. Содержали почтовые станции и паромные переправы, рубили просеки в горах, препровождали больных в лазареты и т. д.

Ввиду сложностей ведения хозяйства на линии казаки получали от правительства жалованье натурой и деньгами. Для простого казака это было 11 руб. 8 коп. в год, 180 пудов сена и хлебное снабжение.

Объем обязанностей, который имел казак на Кавказской линии, кажется просто невыносимым. И тем не менее казаки верно исполняли свой долг, более того, были инициативными воинами и тружениками…

Описание действий армии на Кавказской линии выходит за рамки этой книги. Отмечу лишь то, что пехотные и конные полки регулярной армии, стоявшие здесь (Кабардинский, Нижегородский драгунский и т. д.), не только были поддержкой линейным казакам, но, как замечали современники, перенимали от казачества навыки горной войны, инициативность, стремительность и, кстати, небрежность в ношении формы. Солдаты кавказских частей обычно делали переходы по ночам и появлялись перед противником внезапно. Кавказские солдаты успевали повсюду, проходя в 6 дней всю Кабарду, то есть 300 верст по горной местности…

Ничего подобного «дедовщине» или пьянству солдаты регулярных частей на Кавказе не знали. Можно тысячу раз обзывать «рекрутчину» разными нехорошими словами, однако иного способа комплектации армии в огромной стране без железных дорог просто не могло быть. Рекрутская армия представляла собой сплоченные коллективы профессиональных солдат, стойких в бою и в то же время уважительных по отношению к друг другу Солдат такой армии не был казарменным рабом; жил он, как правило, снимая площадь у частного хозяина, нередко имел семью, в свободное от службы время мог заниматься каким-нибудь ремеслом для собственной выгоды. В большинстве кавказских частей российской армии телесные наказания не были употребимы, в то время как британские моряки могли получить от своего начальства 1200 ударов девятихвостной плетью-кошкой.

В 1820-х гг. из-за участившихся набегов горцев движение по старой Моздокской дороге в Закавказье стало смертельно опасным, поэтому Ермолов изменил ее направление. Теперь она прошла по левому берегу Терека через Татартупское ущелье на станицу Екатериноградскую, минуя Моздок. Для защиты нового маршрута были поставлены три укрепления и образована стоверстная Верхне-Терская линия с 8 станицами Владикавказского казачьего полка (позднее к ним добавилось еще 5 станиц). Полк был образован из двух малороссийских казачьих полков, отличившихся в борьбе против поляков Костюшко, с добавлением казаков-старолинейцев, солдат из упраздненных военных поселений и крестьян-переселенцев из Воронежской и Харьковской губерний.

В1832 г. высочайшим указом образовано Кавказское линейное казачье войско, в которое вошли 5 полков терского участка линии, 5 полков азовско-моздокского участка, Сунженский и Владикавказский полки.

В период максимального развития, в 1840 - 1850-е гг., Кавказская линия проходила от устья Терека до устья Кубани. Ее левый фланг включал Терскую и Сунженскую линии, Кумыкскую и передовую Чеченскую. К ее центру относились внутренняя и передовая Кабардинские линии. Ее правый фланг включал Лабинскую и Кубанскую линии. К этому флангу примыкала Черноморская кордонная линия, тянущаяся на 180 верст до устья Кубани, - на ней стояло Черноморское казачье войско.

Дипломная работа студента

V курса института гуманитарных наук

Гавриленко А.В.

Научный руководитель:

к.и.н., доц. Забоенкова А.С.

Калининград

Введение……………………………………………………………….

Глава I. Переселение русского крестьянства на Кавказ в правительственной политике первой половины XIX столетия……………………………………………………………………..

1.1. Состояние крестьянской колонизации Кавказа к началу XIX века……………………..

1.2 Правовые и организационные аспекты крестьянского переселения….

1.3 Проблемы обустройства переселенцев

Глава II. Переселенческое движение русских крестьян

2.1. Причины и формы переселения

2.2. Районы выхода переселенцев

3.3. Ход переселения

Глава III. Крестьяне-переселенцы на Кавказе

      Расселение и перемещение внутри региона

      Хозяйственная и социокультурная адаптация переселенцев

Заключение……………………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………………

Приложение………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В исторической науке есть немало проблем, изучение которых необходимо для понимания сегодняшних событий и моделирования будущего. По словам Н.М. Карамзина, . «история не .учительница, а надзирательница, она .ничему не . учит , а только наказывает за невыученные уроки». (сноска) И чтобы нас история не наказывала. за невыученные. уроки, современное поколение должно пытаться узнать и осмыслить. забытый опыт прошлого. .К числу таких тем относится заселение Кавказа в период его покорения и включения в состав Российской империи.

Этнокультурное. многообразие России формировалось.в. течение.длительного периода совместной.жизни множества народов и культур, сосуществование которых было обусловлено.исторически. ..Расширение. границ на южных рубежах России в конце XVIII в. и освоение Кавказа.сопровождались массовыми.перемещениями населения, повлекшими.за. .собой важные.демографические, . хозяйственные, социальные. и.этнокультурные.изменения. .Основной. военной колонизационной.силой.на Северном.Кавказе. выступало казачество, .а хозяйственной колонизации многочисленное.крестьянство. Начиная с последней четверти XVIII в., сюда устремились мощные миграционные потоки выходцев.из русских, .а также.украинских.территорий. . В то время как казачья колонизация в этот район изучена достаточно подробно, крестьянское переселение освещено слабо. тся

Выбранная. тема позволяет. обратиться. к одной. из важных проблем современности – вопросу оценки исторического прошлого в Российской истории. .Политически. мотивированные интерпретации прошлого давно превратились в предмет скорее политической, нежели научной полемики, затрагивающей чувствительные струны всех народов участников событий, влияющих на межнациональные отношения. .В этой связи становятся необходимыми непредвзятые исследования, . раскрывающие историю и Северного.Кавказа, . роль и.значение.этнического фактора в изучаемых событиях. . .

В то время как казачья колонизация в этот район изучена достаточно подробно, крестьянское переселение освещено в научной литературе слабо и рассматривалось в основном в рамках изучения этно-демографических проблем региона. В отечественной. историографии этой проблемы можно выделить традиционно три этапа: дореволюционный, советский и постсоветский (новейший), каждый из которых имеет свои типологические особенности. .

В дореволюционной историографии. был накоплен огромный документальный и фактический материал о казачьей колонизации Черномории, Старой и Новой линий, Черноморской береговой линии, . Закубанья. Значительное место в исследовании истории Северного Кавказа занимают труды П.Г. Буткова. Автор.долгое время сам пребывал на Кавказе. и сумел составить относительно реальную.характеристику российской политики, в том числе и военно-переселенческой, раскрыв множество ее аспектов. .Заселению края русскими переселенцами, их повседневный быт и отношения с коренным населением. рассматривалось в работах Г. Н. Прозрителева, Е. Н. Максимова, П. Зубова, Г. А. Ткачева и др. . Поселенческая. история. Черноморской береговой линии и территории образовавшегося. Закубанского поселения, с момента перехода под юрисдикцию Российской империи, была затронута в трудах В. А. Соллогуба, Г.В. Новицкого, А.А. Харитонова, И. Дукмасова, Н. Дьячкова-Тарасова и др. . .Изучение.истории и культуры Степного Предкавказья также началось в XIX столетии. Во. второй половине XIX - начале XX в. Появились подробные труды Е.Д. Максимова, И.С. Кравцова, М.Ф. Фёдорова, Н.Н. Могилевцева, В.Г. Толстова, В.А. Потто по «полковой.истории». .Данные работы не утратили свою научную актуальность в наши дни, они содержат. множество сведений из этнографии и истории полков, которые заселяли в разное время территории вдоль Кавказской линии. . .

Вопросы. колонизационно-переселенческой политики на Северном Кавказе, разворачивавшейся в первой половине XIX века, нечасто попадали на страницы дореволюционных изданий, а также им недостаточно уделяли своего внимания дореволюционные исследователи. Это положение сложилось в силу обстоятельств, связанных с ходом военных событий, происходивших на Северном Кавказе и имевших незавершенный характер. .Переселенческая.политика российского правительства заинтересовала исследователей-современников во второй половине XIX столетия. .

Таким образом, главное внимание дореволюционных исследователей было сосредоточено на изучении истории казачества, а переселенческое движение русских и украинских. крестьян на Северный Кавказ их интересовало куда меньше. Большинство работ носило описательный характер и базировалось на сведениях, почерпнутых из законодательства и Актов Кавказской Археографической комиссии.

В последующее. время советской наукой изучались закономерности. и причины развития процессов колонизации. Однако этнические и демографические процессы часто рассмотривались как второстепенные и производные. от социально-экономических. .

В связи с этим с 1917 г. тема заселения и освоения Северного Кавказа не изучалась практически около 40 лет. Лишь в 1956 г. в Киеве появилась монография историка В.А. Голобуцкого, в которой была подчеркнута самобытность Черноморского казачьего войска как преемника традиций Запорожской Сечи. .Эта работа и сейчас не теряет свою актуальность, поскольку автор впервые ввел в.оборот уникальные новые исторические документы и факты, проведя их научный глубокий анализ.

В советской историографии.были затронуты. вопросы. периодизации и общих тенденций.колонизации степного Предкавказья крестьянами-выходцами из. Центральной России и малороссийских губерний. В.П. Громов. представил анализ соотношения «вольной» и правительственной колонизации. и показал их важность в деле регионального заселения. .

В 1970-1980-е гг. можно наблюдать. значительное расширение тематики трудов. В данный период изучение. говоров и диалектов, духовной и материальной культуры славянского населения Кавказа стало предметом исследования историков и этнографов Н.Г. Волковой, Л.Б. Заседателевой Л.И. Лаврова, В.К. Соколовой, Н.А. Дворниковой, Л.Н. Чижиковой, Я.А. Федорова, Е.Н. Студенецкой, Н.А. Смирнова и др. .

ааППроблемы колонизационно-переселенческой политики на Северном Кавказе, рассматривались в трудах Н.Г. Волковой, А.В. Фадеева. . Фадеев.А.В. .Очерки экономического развития. Степного Предкавказья в дореформенный период. - М., 1957. Волкова.Н.Г. Этнический состав населения. Северного Кавказа в XVIII - начале XX вв.-М., 1974.

В целом советская историография внесла большой вклад в изучение темы, несмотря на идеологические ограничения. Было введено в оборот много архивных материалов, документов центральных и местных органов управления, хотя по идеологическим причинам так не были использованы многие материалы Актов Кавказской Археографической Комиссии. И все-таки в данный период в большей степени были затронуты проблемы экономического освоения. Северного Кавказа, а этнической характеристике переселенцев процессу заселения ими данной территории было отведено незначительное внимание.

Третий. этап развития историографии, начавшийся с 90-х гг. XX в. и отчетливо проявившийся в обновлении. методологических основ и увеличении интереса в. научных кругах к проблемам местной истории, является новым витком в изучении истории заселения Кавказа в XIX в. . Обострение межнациональных. отношений на. Северном Кавказе привело к разрушению существовавшего здесь длительное время этнокультурного пространства, что, в свою очередь, усилило неконтролируемые миграционные потоки. Все это потребовало от современных историков, политологов и социологов переосмысления прошлого исторического опыта с целью выработки действенной стратегии этнического. взаимодействия. В этой связи новый импульс получили исследования, . посвященные истории и культуре отдельных народов, проживающих на Северном Кавказе. А плюрализм в методологических подходах позволяет современным авторам более детально и разнопланово, без идеологических стереотипов и предрассудков, подходить к изучению. различных вопросов, в том числе касающихся миграций. .

Из современных. ученых вопросом переселения крестьян из губерний Российской империи. на Кавказ занимаются Л. В. Бурыкина, Э.М. Дармилова, Л. К. Адильгереева. В частности, Л. В. Бурыкина исследует переселение крестьян с социально-психологической точки зрения. Проблемы демографической характеристики региона в рассматриваемый период изучались Ю.Ю. Клычниковым, В.М.Кабузаном, В.А. Матвеевым и др. . В.М. Кабузан рассмотрел и проанализировал этностатистический материал, позволяющий охарактеризовать различные стороны колонизационно-переселенческой политики российских властей, включая шаги, . предпринимавшиеся. государственной администрацией, и стихийные потоки. переселенцев из внутренних районов страны. .

Заключая. обзор российской историографии переселения крестьян на Кавказ в дореформенный период, нужно сказать, что изучены только отдельные аспекты исследуемой проблемы. .

Обобщающей работы, посвященной комплексному изучению переселенческой политики царского по заселению Кавказа русскими крестьянами в первой половине Х1Х в. и ее результатам, в Российской историографии нет.

Цель работы: историческая реконструкция процесса переселения русских крестьян на Кавказ, изучение особенностей их хозяйственной и социокультурной адаптации. .

    Рассмотреть основные черты переселенческой политики государства, ее правового и организационного обеспечении.

    Выявить причины, цели, ход, условия, динамику переселения, соотношение народной и правительственной колонизации.

    Охарактеризовать специфику хозяйственной адаптации русских крестьян на новом месте

Выбор хронологических рамок определяется тем, что в этот период на Кавказ переселилась основная часть будущего крестьянского населения региона. В этот период произошло несколько организованных.правительством крестьянских переселений. С отменой же крепостного права и завершением Кавказской войны начинается новый этап колонизации, который требует отдельного изучения. Ограничение исследования первой половиной XIХ столетия не исключает обращения к более раннему периоду, когда начинается крестьянская колонизация в этот район..

Отдельного уточнения требуют территориальные. рамки исследования. Основное внимание в работе уделяется заселению Северного Кавказа, куда переселялась подавляющая часть русских крестьян. На Южный Кавказ переселялись лишь ограниченные по численности контингенты (староверы, молокане). Поскольку переселение данных категорий уже исследовано монографически, в данной работе эти сюжеты рассматриваться не будут. Территории Северного Кавказа в исследуемый период включали территории Черноморского казачьего войска и Кавказской губернии (области), позднее преобразованной. в Ставропольскую губернию, отдельные казачьи полки, поселенные от Кубани.до Кумы (Кавказский, Кубанский, Хоперский), а также территории по реке Терек. (Гребенской, Терско-Семейный, Кизлярский, Горский и Моздокский), объединённые Высочайшим указом от 25 июня 1832 г. в единое территориально-военное образование – Кавказское линейное казачье войско с включением в него новых полков: Лабинского, Владикавказского, Сунженского. Именно на этих землях компактно селились выходцы из Центральных, Малоросских и Западных губерний России. Остальные районы Северного Кавказа русские заселяли лишь узкими полосами, вклинивавшимися в территории, занимаемые коренным населением.

В основу работу положены несколько видов источников. В первую очередь – это нормативные акты российской власти (в первую очередь законодательные), которыми регламентировалось крестьянские переселения. .Они находятся в составе.Первого и Второго собраний «Полного собрания законов Российской империи» и представляют собой. манифесты, указы, «высочайшие повеления», положения, мнения Государственного Совета, уставы и др. В своей совокупности они позволяют проследить изменение позиции государства по отношению к переселению крестьян. .

Источником. первостепенной. важности являются «Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией» (АКАК) . в 12. томах. Они включают в себя главным образом отчеты должностных лиц разного уровня о положении в регионе, о деятельности русской администрации края, о хозяйственной ситуации на местах, о настроениях среди населения региона. и местной администрации. Несмотря. на доминирование. военной тематики, здесь можно найти немало ценных сведений о переселении крестьян, о трудностях и проблемах их хозяйственного обустройства на новом месте, о проектах заселения и развития края и др.

Структура дипломной работы определяется поставленными исследовательскими задачами и включает в себя введение, три главы и заключение. В первой главе рассмотрена предыстория крестьянского переселения в регион, произведен анализ правового и организационного обеспечения переселенческого движения. Вторая глава посвящена различным аспектам переселенческого движения. В третьей главе произведен анализ обустройства переселенцев. Приложения к работе включают статистические данные, которые отражают количественные и территориальные параметры переселенческого движения.

Хаджар Вердиева , доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Азербайджановедение» Бакинского государственного университета (Баку, Азербайджан).

РЕЗЮМЕ

Завоевав Кавказ, с целью создания этносоциальной базы для своего политического господства Российская империя проводила переселенческую политику, направленную на колонизацию региона и насаждение в нем христианства. Это привело к серьезным демографическим изменениям в регионе, где появились новые иноэтносы (немцы и русские), увеличился удельный вес численности христианского элемента в составе жителей и др. В итоге вышеуказанных социально-политических коллизий образовался так называемый «кавказский узел» - составная часть глобальной геополитической системы.

Введение

Кавказ - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Его географическое положение издавна привлекало внимание иноземных государств, которые стремились завоевать регион или расширить здесь сферу своего влияния. Новый исторический период принес человечеству несколько геополитических проблем, среди которых особое место занимает кавказский вопрос, или кавказский узел - дефиниция, принятая в отечественной историографии.

ХVIII-ХIХ века в истории Кавказа стали переломными. Многовековая борьба ведущих государств мира за регион завершилась победой Российской империи. В результате установления ее власти здесь возникли новые политико-географические реалии - «Северный Кавказ» и «Закавказье», что не отражало историко-географической градации региона. Российское государство исходило из того, что ареал, охватывающий земли южнее Большого Кавказского хребта и подпадающий под дефиницию «Закавказье», располагается вне Кавказа. Тем самым, вводя в угоду своим имперским амбициям градацию на северную и южную части Кавказа, Россия разделяла народы региона. Следовательно, как считают отдельные политологи постсоветского периода, категория «Закавказье» представляла собой средство достижения политической цели царской России .

В результате российских завоеваний географические границы «Закавказья» существенно изменились. После подписания Сан-Стефанского мирного договора (1878 г.) Российская империя аннексировала Карсскую область, расположенную в юго-западной части Кавказа, вклю–чив ее в географические рамки «Закавказья». Однако потеряв эту территорию в ходе Первой ми-ровой войны, Россия документально уже не включала ее в указанную дефиницию.

Южные земли Азербайджана (Юго-Восточный Кавказ), бывшие составной частью региона в результате раздела Азербайджана (1828 г.), вошли в состав Персидского государства и оставались вне поля зрения российской, а затем и советской историографии.

Учитывая исторически сложившуюся специфику Кавказа и принимая во внимание геополитическую реальность в регионе, современные отечественные политологи, отказавшись от российской системы его градации, проводят следующую градацию Кавказа: Центр, Север, Юг. При этом они считают целесообразным «наметить принципиально новые пути развития интеграционных процессов на Кавказе» .

На основании вышеизложенного считаем целесообразным опираться на указанную градацию региона, уделяя при этом особое внимание его северной и центральной частям.

История завоевания Кавказа

В середине ХVI века Иван Грозный, завоевав Казань и Астрахань, смог вплотную соприкоснуться с Кавказом. С геополитических позиций последний был составной частью «восточного вопроса». Его суть заключалась в соперничестве великих держав за дугу, в которую входили территории от Балкан до Кавказа. Кроме того, Кавказ был центром пересечения торгово-экономических интересов ведущих европейских государств, которые, овладев регионом, пытались расширить сферу своего влияния на Восток и доминировать на пути к Индии.

Начало XVIII века для России - период радикальных социально-политических преобразований. Отказываясь от Старой Руси с целью укрепить позиции России на международной арене, Петр I стремился превратить страну в морскую державу. Успешно завершив Северную войну (1700-1721 гг.) и овладев Балтийским морем, он смог открыть «окно» в Европу. При этом и южные моря были жизненно необходимы для укрепления мощи империи в международной системе. Однако в начале XVIII века вопрос о выходе к Черному морю для России был закрыт. Неудачный Прутский поход (1711 г.) лишил Петра I завоеванных ранее преимуществ: Азов пришлось отдать Османской империи, а построенные здесь порты - разобрать. К тому же после окончания военно-политической борьбы за испанское наследство ведущие европейские страны - Англия, Франция и Австрия - открыто, дали понять России, что они не потерпят дальнейшего ее прод-вижения на этом направлении. Таким образом, в результате сложившейся военно-политической обстановки Петр I обратил внимание на Кавказ.

В результате Каспийского похода Петра I (1722 г.) западный берег Каспийского моря был завоеван, а Истамбульский договор (1724 г.) закрепил эти российские завоевания в международной системе. Однако после смерти императора установившийся в России режим «бироновщины», не заинтересованный в кавказском вопросе, заключил Рештский (1732 г.) и Гянджинский (1735 г.) договоры и отказался от петровских завоеваний. Но все же императрица Елизавета Петровна целенаправленно продолжала дело своего родителя. В годы ее правления черноморская проблема и кавказский вопрос стали первоочередными задачами внешней политики России. Со временем, уже при Екатерине II, после русско-османской войны 1768-1774 годов, Кючук-Кайнарджийский договор (1774 г.) укрепил позиции России в Крыму и на Азовском побережье, окончательно включив Кабарду в состав Российской империи, чем расширил сферу ее влияния в регионе.

Борьба за Кавказ продолжалась и после ратификации Кючук-Кайнарджийского мира. В 1783 году Крым включили в состав России и она обрела господство в Северном Причерноморье. В том же году она укрепила свои позиции на Центральном Кавказе, заключив Георгиевский договор с правителем Картли-Кахетинского царства Ираклием II, который признал ее покровительство и отказался от самостоятельной внешней политики.

В дальнейшем, чтобы упрочить свое влияние на Центральном Кавказе и укрепить связи Северного Кавказа с Картли-Кахетинским царством, Россия проложила Военно-Грузинскую дорогу. В целях безопасности по указанию российского правительства (1784 г.) на дороге от Моздока до входа в Дарьяльское ущелье возвели ряд укрепленных пунктов, в том числе крепость Владикавказ.

Однако очередная русско-османская война (1787-1791 гг.) вынудила Россию вывести свои войска с этой территории. После победы над османами и подписания Ясского мирного договора (1791 г.) Российская империя твердо установила свое господство на северных берегах Черного моря и всей своей мощью устремилась к Центральному Кавказу. Присоединив в 1801 году Картли-Кахетинское царство, она, не скрывая своих истинных намерений, вступила на земли Азербайджана. Персидское государство, пытавшееся при поддержке западных стран вытеснить Россию с Центрального Кавказа, начало военные действия. Две русско-иранские войны за-кончились победой Российской империи, а после заключения Туркманчайского договора (1828 г.) самодержавие включило в свое политико-географическое пространство и Центральный Кавказ.

Христианизация - составная часть колониальной политики Российской империи в регионе

Чтобы подчинить Кавказ, уже в процессе его завоевания царское правительство проводило целенаправленную колониальную политику, суть которой заключалась в ассимиляции местного населения и превращении региона в неотъемлемую часть Российской империи. Главными компонентами этого стратегического курса стали христианизация и переселенческая политика.

Начав кампанию по завоеванию Кавказа, Россия ясно осознавала, что этот захваченный мусульманский регион будет слабым звеном в государстве, ибо конфессионально чуждое население не смирится с иноземным вторжением. Правящие круги империи отчетливо понимали: непокорным регионом можно управлять не силой штыка, а с помощью религиозного сближения метрополии с колонией, точнее - внедрением и насаждением христианства. Поэтому уже в конце ХVIII века в Тифлисе создали Духовную осетинскую комиссию, определив ее главной задачей распространение христианства среди мусульман Кавказа для его сближения с Россией. Деятельность этой комиссии приостановили на рубеже ХIХ века в связи с военно-политическими процессами в регионе, а возобновили 30 августа 1814 года .

Тогда миссионерской деятельностью на Кавказе занимались и представители иноправославного вероисповедания. Созданное в Астрахани 22 июня 1815 года по указу министра внутренних дел Общество шотландских миссионеров проводило свою деятельность в более узком географическом ареале, в прибрежной полосе Каспийского моря, а его главными целями являлись распространение и проповедование Евангелия на упомянутой территории .

Наряду с шотландскими здесь были и христианские миссионеры из Швейцарии, деятельность которых охватывала территорию между Черным и Каспийским морями . Базельское еван–гелическое общество ставило перед миссионерами цель: распространить христианство на Кав-казе, руководствуясь при этом правилами Великобританского инородческого евангелического общества . А Российская империя ставила Базельским миссионерам свою задачу: создать между Черным и Каспийским морями «училища и типографию с целью распространения христианства между язычниками и мухаммеданами» .

Работа иностранных христианских миссионерских обществ не принесла ожидаемых результатов. Коренные народы Кавказа не проявили интерес к христианству (кроме отдельных случаев), что не отвечало политике христианизации Российской империи на Кавказе. Ее официальные представители пришли к выводу: миссионеры, посланные Эдинбургским и Ба–зельским обществами, не приносят державе пользы в сфере насаждения и распространения христианства на завоеванных окраинах. Потому действия шотландских и базельских мисс–сионеров должны быть прекращены, а вместо них следует создать общество по рас–пространению православной веры . Но при этом правящие круги России не понимали простой истины: на протяжении многих веков ислам и мусульманская культура были определяющими факторами самосознания населения Кавказа и его не так просто обратить в христиан. Обеспокоенные царские чиновники, не принявшие во внимание эти реалии, решили для упрочения российской власти на завоеванных окраинах распространить христианство пра–вославного толка. Деятельность Духовной осетинской комиссии также не отвечала госу–дарственным интересам империи. С указанной целью Священный синод издал (13 апреля 1829 г.) указ о рассмотрении правил о создании на Кавказе Миссионерского общества, которое должно было служить усмирению, успокоению и освоению края. Его первоочередной задачей являлось «сближение горцев с правительством, успокоение края и достижение всеобщего благосостояния» .

Но лишь в 1860 году в регионе создали «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», а Осетинскую духовную комиссию упразднили . На новое Общество возлагались задачи восстановления и поддержания древних христианских храмов и монастырей на Кавказе, построение новых храмов, церковно-приходских школ, распространение в них книг Святого Писания.

В те годы с одобрения российской администрации на Кавказе строили православные храмы: в 1854 году в селе Гах (Азербайджан) была построена церковь Св. Георгия, а в 1889-1898 годах в Баку воздвигли храм Александра Невского .

Этот процесс продолжался и в начале ХХ века, например в феврале 1906 года глав–ноуправляющий землеустройством и земледелием на Кавказе одобрил проекты церквей Саль–янской Петропавловской и Зюйд-Острово-Култукской во имя Св. Николая .

Церкви строили и на субсидии «Общества восстановления православного христианства на Кавказе». 8 августа 1904 года по случаю рождения наследника российского престола Совет Общества принял решение построить в Тифлисе храм в честь святителя Алексия. В те годы оно строило на Кавказе и другие церкви, например в сел. Швацкали Сухумской епархии, в сел. Кельмечурах Сигнахского уезда, в Джелалском приходе Горийского уезда . Активная кампания по сооружению православных храмов в регионе с целью насаждения христианства имела определенный результат: к 1913 году только в Бакинском градоначальстве их функционировало 18 14 .

Суммируя указанные выше факты, можно констатировать: для установления и упрочения своей власти Российская империя целенаправленно насаждала на Кавказе христианство. При этом она делала ставку на православие, основной задачей которого была конфессиональная ассимиляция и превращение региона в неотъемлемую часть империи.

Однако некоторые представители постсоветской историографии РФ считают, что Российская империя не проводила политики христианизации Кавказа, были лишь отдельные попытки русификации коренных народностей региона . Однако, опираясь на широкий фактологический материал, мы не можем согласиться с позицией этих исследователей.

Особенности русской колонизации региона

Издревле для упрочения своей политической власти государства-завоеватели, например Сасаниды, позже - Арабский халифат, проводили в захваченных странах переселенческую политику.

Начав захват Кавказа, Россия также стремилась превратить его в неотъемлемую часть империи. Еще в конце ХIХ века апологеты самодержавия считали, что «слишком много Россией средств затрачено для того, чтобы Россия могла отказаться от Кавказа, и Кавказ является органической и неотъемлемой частью России во веки веков» 16 , «природе которой противоречит органическое обособление окраины или отдельных областей» 17 . С конца ХVIII века Российское государство вводит в этноконфессиональный состав кавказского населения иноэтнические, иноземные, иноязычные и иноконфессиональные элементы: русских, немцев, армян. Эта инфильтрация была связана с колониальной политикой империи. Как один из ее компонентов, переселенческая политика преследовала определенные цели: вклинить христианские этносы в этноконфессиональную номенклатуру жителей Кавказа, создать себе этноконфессиональную базу, провести русскую колонизацию. Суть ее заключалась в следующем: поглотить Кавказ по всем параметрам: политическим и этническим, военным и экономическим, идеологическим, религиозным.

Исследуя данную проблему, мы выявили своеобразный подход относительно градации «Север» и «Юг» при проведении этой политики: если на Северном Кавказе царское правительство опиралось на русскую колонизацию, то на Центральном делало ставку на армян. Предполагалось, что «они по единому христианству под защитой российского правительства питают для собственного блага основательную преданность к российскому владычеству» 18 .

После заключения Кючук-Кайнарджийского мира южные границы России охватили территории до реки Кубань, иными словами, начался процесс завоевания Северного Кавказа. Для укрепления своих рубежей, предотвращения возникновения «пятой колонны» и в этой части региона империя проводила колонизацию. Только в последней четверти ХVIII века здесь были созданы казачьи станицы при крепостях Павловской, Мариинской, Георгиевской, а также поселили русских крестьян (4 тыс. чел.) из Курского, Воронежского и Тамбовского наместничеств . После же подписания Ясского мирного договора численность казаков на землях от Тамани вдоль правого берега реки Кубани достигала 25 тыс. чел. Позже эта территория заселялась и русскими, в основном выходцами с Дона . В ХIХ веке на Северном Кавказе эта колонизация продолжалась, но ее социальную базу составляли уже малороссийские казаки .

В ходе завоевания региона Россия, заинтересованная в скорейшем его покорении, переселяла с Поволжья на Северный Кавказ немцев-колонистов. Так, 27 октября 1778 года Екатерина II утвердила специальный доклад «О переселении колонистов с луговой стороны Волги на линию, заводимую между Моздоком и Азовом» 22 . Однако до середины ХIХ века этот процесс носил спонтанный характер: в конце 1840-х годов на территории Северного Кавказа были заре–гистрированы пять немецких колоний .

Первыми христианскими переселенцами стали немцы-сепаратисты, выходцы из Вюртемберского королевства. Российское правительство предоставило им льготы и субсидии. Однако затем правящие круги разочаровались в немецких переселенцах и посчитали нецелесообразным их дальнейшее пребывание на Центральном Кавказе, где им отводили роль культуртрегеров и христианских миссионеров . Но фактические материалы доказывают обратное, подчеркивают трудолюбие, аккуратность и трезвость этих переселенцев . Впоследствии переселение немцев приостановили. Но колонисты, прибывшие на Центральный Кавказ, в частности в Северный Азербайджан, оставили о себе добрую память, став объектом изучения отдельных исследователей отечественной историографии.

Свою политику армянской колонизации азербайджанских земель правящие круги России объясняли тем, что армяне, являясь восточными христианами, якобы лучше других прис–пособлены к условиям жизни в восточных странах. Ибо они обосновались преимущественно в мусульманских государствах и прекрасно адаптировались к их изменившимся политическим и конфессиональным условиям.

Специфика переселенческой политики Российской империи на Центральном Кавказе, а также на завоеванных землях Азербайджана в первой половине ХIХ века состояла в ее стремлении уменьшить удельный вес численности азербайджанского населения и, вклинив в его монолитный массив, исповедующий ислам, инородный, иноверный, иноязычный компонент, создать иномусульманскую конфессиональную базу. В результате после заключения Туркманчайского и Адрианопольского мирных договоров царские власти переселили в Северный Азербайджан 119,5 тыс. армян .

В последующие десятилетия ХIХ и начала ХХ веков этот процесс продолжался. В итоге удельный вес численности армян возрос, достигнув в начале ХХ века на Центральном Кавказе (без Тифлисской и Кутаисской губерний) 1 208 615 чел. 27

В первой трети ХIХ века Российская империя заселяла регион и русскими. В тот исторический период социальную базу русской колонизации составляли сектанты и раскольники, но в целом эта колонизация не имела целенаправленной последовательности. Темпы количественного роста русских на Центральном Кавказе не отвечали требованиям колонизационных планов империи, а доминирование армянской колонизации подтверждало реальность перекосов в переселенческой политике империи.

Обращая внимание на ошибки в переселенческой политике на Центральном Кавказе, один из апологетов дореволюционной России Н.Н. Шавров указывал: «Нашу колонизационную дея–тельность мы начали не с водворения в Закавказье русских людей, а с водворения ино–родцев» 28 28. Поддерживая эту позицию, другой российский апологет Г.А. Евреинов отмечал: «Закавказье представляет обширное поприще для русской колонизации» 29 . Ф. Гершельман также считал, что «армяне не представляют собою гарантий политической благонадежности» 30 . Уже в конце ХIХ века империя планомерно переселяла православных русских крестьян в регион из центральных губерний, придерживаясь известного тезиса великорусской идеологии: «русская государственная власть на Кавказе была для того, чтобы действительно быть русской» 31 , которая могла упрочить могущество и благосостояние России .

В результате новой волны русской колонизации Центрального Кавказа только в Мильской и Муганской степях Северного Азербайджана в начале ХХ века образовались 89 переселенческих поселков , а численность русских только на Центральном Кавказе превысила 350 050 чел. 34

В целом же действия руководства России на Кавказе носили целенаправленный и планомерный характер, преследуя единую цель - колонизировать, христианизировать, русифицировать земли, обретенные силой оружия, постепенно по всем параметрам сливая их с империей.

Результаты переселенческой политики Российской империи в регионе

Как мы уже отмечали, в ходе завоевания Кавказа Российская империя последовательно и целенаправленно проводила переселение иноэтносов: немцев, русских, армян. При колонизации региона приоритет был отдан христианизации и русификации, в итоге произошли количественно-качественные изменения в этноконфессиональной структуре его населения. Так, в исследуемый период в этнической номенклатуре появились немцы и русские. Первые сумели приспособиться к непривычным климатическим условиям и субъективно несправедливому отношению правительственных кругов империи, в результате чего их численность на Кавказе в начале ХХ века превысила 90 тыс. чел. 35

Русские, поселявшиеся на Кавказе с ХVIII века, также были новым элементом в этноконфессиональной структуре населения региона. Усиленная и целенаправленная колонизация дала определенный эффект. Так, в начале ХХ века на Северном и Центральном Кавказе численность русских составляла свыше 3 760 000 чел. 36 Интересный момент этой колонизации - львиная доля удельного веса количества русских относилась к Северному Кавказу - 3 492 912 чел. 37 , что подтверждает тезис о его тотальной русской колонизации.

А планомерное и последовательное переселение армян резко увеличило удельный вес их численности в этническом составе населения Кавказа. В начале ХХ века их количество превысило 1 400 000 чел. 38 , при этом основная часть обосновалась (в том числе) на исторических землях Азербайджана: в Бакинской, Елизаветпольской, Иреванской губерниях.

В тот период демографические изменения были обусловлены и национально-освободительными движениями народов региона. Всеобщее их сопротивление Россия подавила только 1864 году. Черкесы, «обитавшие за Кубанью, утратив с падением Шамиля надежду на возможность дальнейшего сопротивления, в главной своей массе выселились в Турцию» 39 . В те годы, по данным В. Линдена, 470 тыс. черкесов покинули родные земли . Кавказские народы подвергались и насильственному переселению - депортации. Российская власть, чтобы уничтожить сопротивление кавказских народов, переселяла их с гор в Майкопский, Екатеринодарский и другие уезды . В итоге в 1915 году в Кубанской области из всех горских народов насчитывалось лишь 131 662 чел. при общей численности населения области 2 598 205 чел. 42 42

Однако народы Кавказа не смирились с иноземным господством и продолжали борьбу. Так, в тот период азербайджанцы выражали протест против российского господства, о чем, в частности, свидетельствует движение гачагов, продолжавшееся не только до падения династии Романовых, но и в годы советской власти (до конца 1940-х).

Российская власть беспощадно подавляла сопротивление кавказских народов. Народно-освободительная борьба аджаров в годы Первой мировой войны была потоплена в крови. Так, в результате действий генерал-губернатора Батумской области Ляхова только в долине Чорох физически уничтожили 45 тыс. аджаров, а другая их часть пополнила армию беженцев кавказских мусульман .

Не примирились кавказские народы и с установлением советской власти в регионе. Гянджинское восстание 1920 года, Шекинское восстание 1930 года в Азербайджане, выступления крымских татар, чеченцев и ингушей против советской власти в годы Второй мировой войны свидетельствуют о несломленном духе борцов за свободу и независимость. В ответ большевики депортировали целые народы, что серьезно отразилось на этноконфессиональной структуре населения Кавказа. До развала СССР турки-месхетинцы, крымские татары были лишены своего исконного права - жить на Родине, что привело и к серьезным демографическим изменениям. По данным переписи 1989 года, численность черкесов составляла 52 363 чел., крымских татар по СССР составляла 271 715 чел. Эти данные наглядно свидетельствуют о тяжелых последствиях колонизации на Кавказе.

Заключение

Таким образом, в результате переселенческой политики Российской империи на Кавказе в истории региона произошли социально-политические коллизии, которые и сегодня придают «кавказскому узлу» особое значение в системе международных отношений. Так, «карабахский», «осетинский», «абхазский», «аджарский», «месхетинский» вопросы, которые являются составной частью этого узла, используются в геополитических играх ведущих государств мира, стремящихся расширить сферы своего влияния в регионе.

1 См.:Исмаилов Э., Кенгерли З . Кавказ в глобализирующемся мире: новая модель интеграции // Центральная Азия и Кавказ, 2003, № 2 (26). С. 162.