Open
Close

Авиационная и ракетно космическая промышленность. Космическая промышленность РФ: тенденции, перспективы, новые риски. Цэнки: как «опекуну» байконура передали и космодром «восточный» после обнаружения фактов хищения

07:00, 12.04.2017 15

Крупнейшие компании ракетно-космической отрасли России

Аналитическая служба «Реального времени» продолжает цикл исследований предприятий российского ВПК. В нашем сегодняшнем обзоре речь пойдет о компаниях, подведомственных и находящихся в сфере ведения Роскосмоса. Вы узнаете, на каких предприятиях сказались американские санкции, как после скандальных крушений ракет власти РФ акционируют и монополизируют отрасль и почему уже 10 лет снижается капитализация компании, разработавшей первую советскую ракету-носитель и базовый блок станции «Мир».

«Программа Ангары уже давно пришла, но, похоже, наконец-то достигла успеха», - сказал Смит на сайте. Смит сказал, что если россияне решат построить более крупные версии Ангары, это действительно означало бы некоторый уровень приверженности надежному космическому будущему.

Как бывший производитель пулеметов и ружей стал создавать системы для ракет «Тополь»

Но далеко не ясно, будут ли они следовать этим «планам», сказал Смит. «Сколько из того, что сейчас публикуется, отражает реальность и насколько справедливое принятие желаемого за действительное является открытым вопросом». Кредит: Государственный научно-производственный космический центр имени Хруничева.

Космическая отрасль РФ нарастила выручку в 2015 году на 17%

Согласно реестру Минпромторга РФ, в стране до недавнего времени насчитывалась 81 компания, занимающаяся разработкой и производством ракетно-космической техники и оборудования. По семи компаниям нет никакой информации о выручке за 2015 год, а четыре из них не опубликовали какую-либо отчетность и за 2014 год. В результате из нашего исследования выпадают: НИИ микроприборов–К (Зеленоград, Москва), московский НТЦ «Заря», ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (пос. Звездный городок, Московская область), «Воткинский завод» (Удмуртская Республика), Златоустовский машиностроительный завод (Челябинская область), корпорация «Московский институт теплотехники» (Москва) и НПО автоматики имени академика Н.А. Семихатова (Екатеринбург).

Имеет ли у России технический талант снимать новую бустерную работу? Количество разговоров относительно программы, по-видимому, свидетельствует о том, что это был последний тяжелый бустер, построенный в стране. Леонард Дэвид уже более пяти десятилетий сообщает о космической отрасли.

Как американцы у нас есть огромное желание исследовать и внедрять инновации. Невероятно, что то, что произошло только в области научной фантастики, стало реальностью только через восемь лет, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин приземлились на лунной поверхности своего лунного модуля Аполлона-11.

Из оставшихся - семь крупнейших предприятий космической отрасли РФ расположены в Москве или Московской области.

Суммарный оборот компаний отрасли в 2015 году составил 413,7 млрд рублей. Это не слишком большая цифра, если сравнить с оборотом предприятий авиапрома (1,06 трлн рублей) или судостроительных компаний (469,2 млрд рублей). В 2014 году оборот компаний космической отрасли составил 439,4 млрд рублей, то есть в 2015-м он упал на 6,2%. Однако заметим, что четыре компании, не опубликовавшие отчетности за 2015 год, в 2014-м сгенерировали выручку в размере почти 92 млрд рублей. Без них оборот компаний космической отрасли в 2014 году составил бы всего 353,5 млрд рублей. Если предположить, что выручка этой «четверки» осталась в 2015 году хотя бы на прежнем уровне, то оборот всей отрасли в 2015 году составил бы более 500 млрд рублей. Если же основывать свои расчеты на базе отчетности 74 компаний, предоставивших данные о выручке за 2014 и 2015 годы, то общий оборот отрасли вырос за год на 17%.

Через несколько лет приманка пилотируемого космического полета исчезла, и вскоре амбиции нашего правительства были отброшены с Луны на Международную космическую станцию, вращающуюся вокруг Земли. Но в последнее время именно частный сектор вновь усилил наши амбиции за то, что мы вышли за пределы нашей планеты. Новая порода предпринимателей, во многих случаях поддерживаемая правительственными ресурсами, делает космический полет, из которого сделаны мечты - и прибыльная реальность. В процессе они создают передовые производственные рабочие места, поскольку они развивают производственные возможности и цепочки поставок.

«Воткинский завод» из Удмуртии, с 1957 года занимающийся выпуском баллистических ракет, в 2010 году вошел в состав ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники». Фото vzavod.ru

Зачем ракетно-космическую отрасль в России акционируют и монополизируют

Особенно критичными для исследования оказываются показатели «Воткинского завода» из Удмуртии (сгенерировал в 2014 году выручку в размере 24,3 млрд рублей) и «Московского института теплотехники». Отметим, что удмуртский завод, с 1957 года занимающийся выпуском баллистических ракет (здесь, к примеру, в 1998 году было налажено производство межконтинентальной ракеты стратегического назначения «Тополь-М»), в 2010 году вошел в состав ОАО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (в свою очередь, вошло в состав Росимущества). Однако, несмотря на то, что две компании, тесно связанные между собой, не поделились с общественностью своей отчетностью за 2015 год, еще одна компания, входящая в состав «Корпорации «МИТ», не только отчетность опубликовала, но заняла 8-ю строчку в списке самых крупных компаний отрасли: это тоже удмуртская компания «Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», показавшая оборот в 15 млрд рублей (увеличение на 68%).

Амбиции Муска далеко не ограничивают стоимость полетов для размещения спутников на земной орбите. Мускус далеко не одинок в своих космических амбициях. Мы поговорили с несколькими космическими предпринимателями, чтобы узнать об их инновационных фирмах и мнениях на космическом рынке.

Делая это, объясняет он, требуется способность производить продукцию в космосе.

При изготовлении в космосе это волокно обеспечивает более быстрое время отклика и более широкие окна передачи для линий связи, чем аналогичный продукт, произведенный на Земле.

То, что отрасль находится на подъеме, нам подсказывает сравнение деятельности 10 крупнейших компаний отрасли в 2014 и 2015 годах (при том, что, заметим вновь, выпавшая из исследования «Корпорация «МИТ» в 2014 году возглавляла список, а Воткинский завод входил в топ-10). Так, в 2014 году топ-10 показал общую выручку в размере 208,9 млрд рублей, а в 2015 году - уже 255,4 млрд рублей. Таким образом, оборот гигантов за год вырос на 22,3% - только две компании показали отрицательную динамику, тогда как в целом по отрасли падение выручки продемонстрировала 21 компания. Доля «крупняков» среди всех компаний отрасли составляет 62%. Уровень монополизации в космической отрасли меньший, чем в судостроении, где доля топ-10 компаний составляет 70%, но больший, чем в отрасли компаний, занимающихся разработкой систем связи для ВПК РФ (58%). При этом в 2014 году доля топ-10 в общем объеме выручки предприятий ракетно-космической отрасли была ниже - 59%. Судя по всему, российские власти планомерно пытаются сконцентрировать отрасль в своих руках в рамках отдельных корпораций (тот же вывод справедлив в отношении судостроительной отрасли и отрасли компаний связи). В пользу концентрации в госруках говорит и создание в 2015 году госкорпорации Роскосмос, куда «сливают» самые необходимые, прибыльные и крупные компании отрасли, о чем речь пойдет ниже.

Международная космическая станция играет решающую роль в планах «Сделано в космосе» и многих других компаниях.

Блачман говорит, что он также обеспечит повышенную пропускную способность связи и сможет обрабатывать керамическую печь. Это позволит клиентам быстрее и быстрее перемещать материалы и продукты на станцию, отмечает Блачман. Блачман сказал, что крупнейшей группой клиентов для космической станции изначально будет множество стран, которые хотят отправить космонавтов в космос.

РКК «Прогресс»: от сталинской телеграммной отповеди до полета Юрия Гагарина

Крупнейшей компанией космической отрасли является АО «Ракетно-космический центр «Прогресс», образованное в 1996 году путем слияния Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ) и Самарского завода «Прогресс». В состав «Прогресса» входят шесть подразделений, в том числе Байконурский филиал и Плесецкое представительство. «Прогресс» увеличил выручку в 2015 году на 81% - с 21,3 млрд рублей до 38,5 млрд. Для сравнения: в 2009 году объем выручки составлял 17,8 млрд рублей.

Достижения в области электроники позволили нам сжимать всевозможные продукты - от телефонов до компьютеров. В этот широкий ряд миниатюрных продуктов также входят спутники. Учитывая огромные затраты на отправку больших полезных нагрузок в космос, привлекательность одинаково способных меньших спутников очевидна.



Стандартный ионный двигатель - это размер гольф-кары, - говорит Бейли. «Мы можем построить наш маленький ионный двигатель размером с пачку жевательной резинки, а затем мы можем его масштабировать». Мы ожидаем, что начнем нашу первую систему в рамках квалификационной программы в конце года и в производстве вскоре после этого.


Крупнейшей компанией космической отрасли является АО «Ракетно-космический центр «Прогресс». Фото newstes.ru

«Прогресс» является членом международной ассоциации участников космической деятельности (МАКД), созданной в 2005 году для расширения экономического сотрудничества в отрасли (это аналог Европейской ассоциации авиационно-космической и оборонной промышленности). В состав МАКД входят также РКК «Энергия» (вторая строчка в нашем списке), ГКНПЦ им. Хруничева (третья строчка), «Энергомаш» им. Глушко (десятая строчка). Любопытно, что создан ракетный центр был на базе завода, история которого началась еще в 1894 году с мастерской по ремонту велосипедов: впоследствии на заводе «Дукс» стали производить велосипеды, мотоциклы, дрезины, автомобили, дирижабли и самолеты.

Бейли сказал, что у них есть «глубокие карманы, чтобы испытать довольно рискованную технологию, и они делают отличных партнеров, если мы сталкиваемся с проблемами или нуждаемся в каком-то передовом технологическом оборудовании». Она ожидает, что будущие клиенты будут включать в себя правительство и другие коммерческие космические компании. Сегодня сателлиты - это бутик, индивидуальные вещи, где они разработаны от миссии к миссии.

Цель Йорка, поясняет Валлингер, заключается в создании автобуса космического корабля - спутниковой структуры, ее подсистемы электропитания, навигационной команды и восходящей линии связи и нисходящей линии связи - как «промышленного класса, стандартизованного продукта, использующего передовые технологии производства с низкими накладными расходами». Это позволяет нам доставлять этот продукт по цене на порядок ниже любого другого конкурента.

Через два года после революции завод переименовали в госавиационный завод №1 им. Осоавиахима. Здесь до войны серийно выпускали самолеты: от первого массового советского самолета конструкции Поликарпова (Р-1) и истребителей-бипланов (И-2) до ИЛ-2, основного ночного истребителя ВВС СССР в Великую Отечественную войну и советского штурмовика. К слову, низкие темпы производства последнего вызвали гневную телеграммную отповедь Сталина: «… Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2 тчк Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух как хлеб тчк Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день а Третьяков дает МИГ-3 по одной две штуке тчк Это насмешка над страной над Красной Армией тчк Нам нужны не МИГи а ИЛ-2 тчк Если 18 завод думает отбрехнуться от страны давая по одному ИЛ-2 в день то жестоко ошибается и понесет за это кару тчк».

РКК «Прогресс»: от сталинской телеграммной отповеди до полета Юрия Гагарина



Компания описывает этот продукт как «универсально применимый, умеренно способный, спутник». По словам Уоллингера, строя космический корабль стандартным образом и снижая стоимость, Йорк может «устранить барьеры для входа на новых клиентов» и увеличить число компаний, которые могут управлять продуктами в космосе.

В то время как первоначальная космическая гонка «холодной войны» уже давно, некоторые наблюдатели от промышленности считают, что существует высокая коммерческая космическая гонка с высокими ставками. Многие ссылаются на данные как на «новое масло», говорит Уиллингер из Йорка, и пространство является ключом к сбору этих данных. Коммерческая сторона космической индустрии все еще развивается, и Уоллингер говорит, что для США крайне важно развивать передовые технологии производства, которые потребует этот расширяющийся рынок данных.

После войны «Прогресс» производил истребители МИГ-15, бомбардировщики Ил-28 и Ту-16 и лишь в 1958 году был переведен на ракетно-космический профиль - завод наладил выпуск ракеты Р-7. Здесь, например, освоили выпуск ракеты «Восток-М» и «Союз», на ракете производства этого завода полетел в космос Гагарин.

В новейшее время предприятие производит ракеты-носители семейства «Союз» для выведения на орбиту Земли спутников и обеспечения экспедиций на МКС. В 2014 году «Прогресс» впервые акционировался, став ОАО, 100% акций при этом остались в собственности государства.

Цэнки: как «опекуну» байконура передали и космодром «восточный» после обнаружения фактов хищения

«Если мы будем ждать слишком долго, и эти возможности будут развиваться в других странах, мы окажемся в плохом месте, и мы потеряем много тех рабочих мест, которые могли бы работать здесь в США», - предупреждает Валлингер. Город Днепр расположен на берегу Днепра и, кажется, обычный крупный город с концентрацией металлургической промышленности. Однако разница в других промышленных городах огромна. Раньше Днепр был кластером для ракетного производства для всего Советского Союза. К сожалению, эта крупномасштабная развитая космическая промышленная база, одно из немногих хороших наследств Советского Союза, столкнулась со значительными трудностями в постсоветский период.

В 2014 году в состав «Прогресса» вошло НПО им. Семихатова (самая нижняя строчка нашего списка - нет данных по выручке 2015 года) и питерский НИИ командных приборов (39-я строчка списка - увеличил выручку в 2015 году на 67% до 1,5 млрд рублей).

В будущем компании можно, в принципе, не сомневаться. Продвижением ракет-носителей «Союз» на международном рынке занимается компания Starsem (по 25% акций принадлежат РКЦ «Прогресс» и Роскосмосу; с французской стороны: 15% - фирме Аrianespace и 35% - концерну EADS). В рамках российско-европейского проекта «Союз-Куру» компания должна выполнить 50 запусков российских ракет (стоимость запуска - 50 млн долларов) до 2020 года. В 2014 году был подписан контракт по поставку семи ракет «Союз-СТ» (400 млн долларов). С Минтрансом РФ у «Прогресса» заключен контракт на выпуск двухмоторных самолетов «Рысачок» (стоимость одного самолета 1,5 млн долларов).

В молодости Виктор Мойса был инженером-механиком в Пивденмаше Южный машиностроительный завод им. Макарова. Уже около 16 лет он пытался сохранить воспоминания о прошлой славе компании, работая менеджером Национального аэрокосмического образовательного центра молодежи им.

Он восхищается легендарными инженерами, которые работали здесь и хвалят некоторые из своих проектов. Давайте подробнее рассмотрим суть космической отрасли Украины. Поскольку у Советского Союза было мало собственных специалистов в области ракетной техники, в течение примерно 2 лет он изучал немецкий опыт проектирования баллистических ракет. Несмотря на то, что проект Королева не достиг этой цели, советские военные решили использовать ракету в любом случае. Однако в то время объект на базе Днепра был всего лишь небольшой экспериментальной фабрикой с небольшой мощностью.

РКЦ «Энергия»: 10-летнее падение капитализации компании, разработавшей первую советскую ракету-носитель и базовый блок станции «Мир»

На втором месте по объему выручки находится АО «РКЦ «Энергия» им. Королева, акции которой сегодня торгуются на Московской бирже (и, кстати, с 2016 года в цене), 38% акций принадлежат при этом государству. Рыночная капитализация на 10 апреля 2007 года составляла 340 млн долларов, в 2017 году - 6,8 млрд рублей, или 119,5 млн долл. Таким образом, за 10 лет «Энергия» «похудела» на рынке почти в 3 раза. С показателями выручки при этом все хорошо: за 2015 год компания увеличила свой оборот на 54%, до 38,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2006 году выручка составляла 8,7 млрд рублей (таким образом, за 10 лет ее объем вырос более чем в 4 раза). Интересно, что чистая прибыль, задекларированная в 2014 году, оказалась при этом минусовой: «Энергия» показала более миллиарда рублей убытков. Однако уже в 2015 году прибыль составила 590 млн рублей.

Специальная правительственная комиссия искала лучшее место во всем Советском Союзе. Он выбрал Днепр по следующим причинам. В то время население Днепра было относительно небольшим, а это означало, что его можно было легко закрыть иностранцам. Город расположен на берегах большой реки, что облегчает транспортировку больших ракет. И последнее, но не менее важное: в городе была огромная металлургическая производственная база. Остальное сооружение в Днепре было подчинено Министерству обороны и поручено производить самые современные ракеты.

Грозная боеголовка «Сатана» - выпущена в Днепре

В то время как город, с его фабрикой и его конструкторским бюро, был активным участником одного из самых опасных периодов мировой истории - холодная война, участвующая в разработке и производстве военных ракет, дала огромный толчок развитию Днепра космической промышленности.

«РКЦ «Энергия» им. Королева за 2015 год увеличила свой оборот на 54%, до 38,5 млрд рублей. Фото samspace.ru

Предприятие, вошедшее в 2004 году в перечень стратегических предприятий РФ, было основано сразу после войны. Главным конструктором его стал Сергей Королев. Именно здесь были спроектированы ракета-носитель Р-7 (которую серийно выпускал «Прогресс»), пилотируемый космический корабль «Союз». «Энергия» также осуществляла работы по советской лунной программе, а в 1985-1986 годах был разработан и запущен базовый блок орбитальной станции «Мир» (почившей с миром в 2001 году). Разработанный здесь многоразовый космический корабль «Буран» в 1988 году совершил свой единственный полет. На одном из ведущих ракетно-космических предприятий был разработан и беспилотный космический «грузовик» «Прогресс». Тот самый, образцы которого в 2011 и 2016 годах потерпели крушение при запуске.

Так, советское правительство решило, что конструкторское бюро Сергея Королева будет сосредоточено на космической деятельности, а другое подразделение будет создано для военных нужд. Главным дизайнером назначен Михаил Янгель. Гонка вооружений была в разгаре. К концу года ракета смогла доставить несколько боеголовок. Он также был оснащен сложными приманками, такими как облако металлических игл, которые делают вражеские радары бесполезными.

Космическая индустрия Украины родилась в Днепре

До недавнего времени это была одна из угрожающих ракет в мире. В то время как новое конструкторское бюро занималось военными ракетами, которые поставляли боеголовки, Королев продолжал работать над космическими применениями для ракетных технологий. Он запустил первый спутник вокруг Земли и также хотел отправить человека в космос. Он делал это под постоянным давлением со стороны правительства, что побуждало его ускорить его работу, чтобы сделать Советский Союз первым в космической гонке. Следующим вызовом для Королева и его небольшой экспериментальной фабрики была поставка космической техники для изучения околоземного пространства.

Как власти РФ решили бороться с коррупцией созданием ОРКК под руководством бывшего автовазовского топ-менеджера

В 2014 году РКК «Энергия» вошла в состав Объединенной ракетно-космической корпорации. В состав той же ОРКК вошли красноярские «Информационные спутниковые системы» им. академика Решетникова (6-я строчка нашего списка - ее оборот упал на 26% в 2015 году, см. ниже), московская НПК «Системы прецизионного приборостроения» (20-я строчка списка - лишь 2%-й рост выручки), НПК «Космические системы мониторинга, информационно-управляющие и электромеханические комплексы» им. А.Г. Иосифьяна (14-я строчка списка - почти двукратный рост выручки), «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения» (9-я строчка списка - 15%-й рост выручки), «Энергомаш» им. Глушко (10-я строчка – рост выручки 168%) и т. д. - всего 48 предприятий и 14 самостоятельных организаций ракетно-космической отрасли, в том числе показавшие отрицательную динамику по выручке НПО «Искра» (-3%) и питерский машиностроительный завод «Арсенал» (рухнул на 64%). 100% ОРКК принадлежат государству. В процессе реформы она, как сообщается на официальном сайте компании, должна войти в состав госкорпорации «Роскосмос», а пока этого не случилось, курирует реформирование предприятий ракетно-космической промышленности России. Интересно, что на сайте ОРКК есть раздел «Противодействие коррупции», где лежит, например, пдф-файл «Положение о подарках » (почитайте - оно любопытное). Один из пунктов документа рекомендует работнику корпорации ответить для себя на ряд вопросов, в числе прочего: «Как ситуация с подарком будет выглядеть при публичном рассмотрении, в том числе в СМИ?».

Он попросил поддержки у Михаила Янгеля, чье предприятие, которое финансировалось военными, обладало гораздо большими возможностями. Итак, Янгель предложил получить инвестиционные деньги за границей. Советские власти посчитали это очень дерзкой просьбой. Но спустя несколько месяцев, после пересмотра его просьбы, правительство решило использовать этот подход через Советскую Академию наук.

Ракетно-космическая промышленность РФ

Там Янгель открыл первую в мире международную космическую программу, названную «Интеркосмос». К этой программе присоединились страны Варшавского договора, другие социалистические страны, Сирия, Индия и Франция. «Интеркосмос» разработал более трехсот спутников Земли и отправил их в космос. Все они были построены на заводе «Днепр».

К слову, о ГК «Роскосмос» - решение о ее создании было принято в мае 2015 года с целью «вывода российской космонавтики из кризиса». Реструктуризация отрасли была вызвана и желанием властей «избавиться от реликтов 90-х годов с непрозрачными схемами управления, финансирования, а порой и владения». Правительство РФ приняло решение перевести все предприятия космической отрасли в форму акционерных обществ, отведя на эту процедуру 5 лет. Начала работу ГК «Роскосмос» 1 января 2016 года, руководителем ее стал Игорь Комаров (в 2009-2013 годах президент ОАО «АвтоВАЗ»), председателем совета директоров - вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Топ‑менеджер этой госкорпорации Владимир Евдокимов был заключен под стражу в декабре 2016 года по обвинению в участии в хищении имущества российской самолетостроительной корпорации «МиГ» на сумму около 200 млн рублей в 2007-2009 годах. 18 марта 2017 года его нашли мертвым в камере московского СИЗО с тремя колото-резаными ранениями.


Владимира Евдокимова 18 марта 2017 года нашли мертвым в камере московского СИЗО. Фото compromat.ws

ЦЭНКИ: как «опекуну» Байконура передали и космодром «Восточный» после обнаружения фактов хищения

На 3-й строчке - московский «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», показавший рост выручки в 2015 году в размере 7% (34,5 млрд рублей). ЦЭНКИ - одно из молодых предприятий Роскосмоса, оно было создано в 1994 году для работы на космодроме «Байконур», который после распада СССР оказался на территории Казахстана.

В 2009 году указом Дмитрия Медведева была произведена реорганизация Центра: «в целях сохранения, развития и оптимизации использования интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов российской ракетно-космической промышленности для реализации федеральной программы создания космических и наземных систем» к нему присоединили КБ «Мотор», КБОМ, КБТМ, КБТХМ, НПФ «Космотранс», ОКБ «Вымпел», ФКЦ «Байконур». Именно тогда ЦЭНКИ вошел в число крупнейших предприятий космической отрасли. Считается, что в скором времени в ведении ЦЭНКИ окажется и космодром «Плесецк» (ныне эта структура курируется Минобороны РФ).

В 2012 году в состав филиала ЦЭНКИ, космического центра «Южный», от центра им. Хруничева, «Энергии» и «Прогресса» были переданы некоторые службы Байконура. В том же году Роскосмос направил на содержание инфраструктуры и реконструкцию объектов Байконура более 1 млрд рублей, еще 2,5 млрд рублей вложил сам ЦЭНКИ. Из любопытного: напомним, что в феврале прошлого года ЦЭНКИ объявил тендер среди авиакомпаний на регулярные рейсы на Байконкур (стоимость билета 10-12 тыс. рублей).

В феврале этого года появилась информация о том, что ЦЭНКИ акционируют: мероприятия по «скорейшему акционированию, которое должно дать больше валентностей для роста» начались еще в мае 2016 года. Тогда ЦЭНКИ включили в перечень ФГУПов, подлежащих преобразованию в акционерные общества, акции которых будут переданы госкорпорации Роскосмос в качестве имущественного взноса РФ. В последующем ЦЭНКИ также должны передать в Роскосмос. Ранее сообщалось, что ГК «Роскосмос» определила ЦЭНКИ генподрядчиком по строительству объектов космодрома «Восточный» взамен ликвидированного «Спецстроя». ЦЭНКИ же будет достраивать стартовый и технический комплексы для ракет-носителей «Союз».

Напомним, что космодром «Восточный» Россия строит с 2007 года - в целях независимого доступа в космос, и к 2016 году уже потратила на это 84 млрд рублей. Первый успешный запуск на «Восточном» состоялся в апреле 2016 года. Само строительство, как известно, сопровождалось коррупционными скандалами и невыплатами зарплат - по факту хищения 7,5 млрд рублей возбудили уголовные дела в отношении руководства Тихоокеанской мостостроительной компании (ТМК), выступавшей в качестве строительного подрядчика. Разгребать проблемы в 2014 году Путин отправил Рогозина. По-видимому, решение передать стройку в ведомство ЦЭНКИ, а в итоге под крыло вновь созданной структуры, было принято в целях недопущения дальнейшего воровства.

Пока строится «Восточный», вопросы акционирования, кстати, натолкнулись на проблемы с имуществом «Байконура» - там стоит вопрос «разграничения передающихся объектов с казахстанской стороной». Ранее 2018 года, сообщают наблюдатели, акционирование ЦЭНКИ вряд ли состоится.


Космодром «Восточный» Россия строит с 2007 года и к 2016 году уже потратила на это 84 млрд рублей

Центр Хруничева: от автомобилей «Промбронь» до создания «казанской военной дочки»

На 4-м месте - Государственный космический НПЦ им. М. Хруничева, который показал в 2015 году падение выручки на 10% - с 36,3 до 32,8 млрд рублей. Это предприятие было основано в 1916 году как «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт». Большевики основали на его базе «Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод» и успели выпустить первые пять советских автомобилей с чудесным названием «Промбронь».

Уже в 1923 году завод передали в концессию… немцам, самолетостроительной фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и моторов (здесь были созданы первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21). Однако в 1927 году договор концессии СССР расторг из-за невыполнения немцами условий по производству дюралюминия и строительству моторов (в 1920-е с экономикой в Германии вообще было неважно).

Позднее на основе советско-немецкого завода был образован завод №22 им. 10-летия Октября, который выпускал советские самолеты-разведчики Р-З, Р-6, истребитель И-4, бомбардировщики. К слову, именно этот завод, в канун войны освоивший серийное производство пикирующего бомбардировщика Пе-2, был эвакуирован в Казань - так появилось Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова. А на его московской базе основали 23-й авиационный завод, который выпускал бомбардировщики дальнего радиуса действия Ил-4 и Ту-2, а после войны - вертолеты Ми-6 и Ми-8.

На ракетные «рельсы» завод перешел в 1960 году. В 1970-х, преобразованный в КБ «Салют», он вошел в состав НПО «Энергия». Нынешнее название центр получил уже в новейшее время, в 1993 году. Здесь с 2006 года началось сотрудничество с Южной Кореей - на базе ракеты-носителя «Ангара» произвели первую разгонную ступень для корейской ракеты.

Почему падает оборот Центра: семь аварий ракеты «Протон» и хищения в проекте по созданию ракеты «Ангара»

К сожалению, последние годы Центр им. Хруничева, где в свое время сделали большую часть МКС, находится не в лучшем состоянии, и если и известен обычному наблюдателю, то скорее как производитель ракеты-носителя «Протон-М».

В 2010-2015 годах в результате семи серьезных аварий Россия потеряла несколько российских спутников, что привело к отставкам нескольких высокопоставленных чиновников и попыткам серьезно перестроить российскую космическую индустрию (в появлении на горизонте ГК «Роскосмос» не в последнюю очередь заслуга Центра им. Хруничева). Так, в 2012 году после очередной аварии Путин освободил от должности тогдашнего гендиректора Центра Владимира Нестерова, в 2013 году премьер-министр Медведев объявил выговор тогдашнему руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину, который почти сразу же потерял свою должность. Наконец, после очередной потери ракеты вместе со спутником (сгорели в атмосфере) был объявлен «мораторий» на все запуски «Протон-М».


Последние годы Центр им. Хруничева находится не в лучшем состоянии. Фото vpk.name

При этом не стоит забывать о вкладе Центра и самой ракеты в советскую космонавтику - «Протон» был одной из самых используемых ракет-носителей в СССР. Сегодня на смену «Протону» должна прийти «Ангара» (первый запуск состоялся в 2014 году), ракеты этого семейства с 2017 года будут собираться в Омской области. Проблема до сих пор была в отсутствии нужного стартового комплекса на Байконуре. После зашедшего в тупик российско-казахстанского проекта власти РФ приняли решение строить комплекс на космодроме «Восточный», но закончить его строительство планируется лишь к концу 2021 года. При этом на программу разработки и производства ракет «Ангара» к 2013 году было потрачено 100 млрд рублей, а к 2015-му - уже 160 млрд!

Так что нет ничего удивительного в том, что с 2011 года оборот Центра просел почти на 8 млрд рублей. В апреле 2015 года новый директор Андрей Калиновский рассказал «Ведомостям» о нехватке даже оборотных средств на ведение хозяйственной деятельности. На тот момент компания даже не достигла точки безубыточности, и по согласованию с ОРКК и Роскосмосом было принято решение о привлечении кредитной линии ВЭБа на 37 млрд рублей до 2025 года. Однако уже в мае того же года стало известно о возбуждении СК РФ уголовного дела о растрате в Центре. В частности, следователей заинтересовал противоправный выбор подрядчика во время изготовления «Протона-М» и «Ангары» (стало понятно, откуда такие траты на разработку ракеты…). В 2015 году Центр Хруничева начал и масштабные сокращения персонала.

«НПО машиностроения»: как американские санкции сказались на прибыли производителя баллистических ракет

Пятерку гигантов космической индустрии замыкает «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» (Реутов, Московская область), выручка которой в 2015 году выросла на 57% - с 17,7 млрд рублей до 27,8 млрд. НПО - одна из ведущих ракетно-космических компаний СССР и России, и один из двух, наряду с РКК «Энергия», разработчиков полного спектра ракетной и космической техники: ракет-носителей, спутников, пилотируемых кораблей, орбитальных станций, баллистических ракет и т. д. Основано оно было в 1944 году как КБ по созданию самолетов-снарядов, в начале 1950-х годов его расформировывают и преобразовывают в филиал ОКБ-155 Микояна (МИГ). С 1954 году на базе КБ организуется конструкторская группа по созданию морских крылатых ракет. В советское время в состав предприятия включали различные КБ, само КБ переименовывали и т. д. Акционерным обществом НПО стало в 2007 году. Сегодня 100% акций принадлежит «Корпорации тактическое ракетное вооружение» (ТРВ) - НПО вошло «в качестве вклада в уставный капитал» ТРВ в 2014 году. В свою очередь, 100% ТРВ принадлежит Росимуществу.

В целом выручка в последние 10 лет в НПО растет, как и прибыль. Однако в 2015 году компания впервые продемонстрировала отрицательный результат. Так, по итогам 2014 года чистая прибыль составляла 2,67 млрд рублей (рентабельность - 15,1%), а в 2015 году - уже только 1,1 млрд рублей. Возможно, это связано с геополитической ситуацией: напомним, в июле 2014 года американские власти ввели санкции в отношении ряда российских оборонных и сырьевых компаний, и в санкционный список, в частности, попало и «НПО машиностроения»…

АО «ИСС»: от резидента советского закрытого города до вертикально интегрированной структуры-куратора проекта ГЛОНАСС

На 6-м месте по объему выручки в 2015 году оказалось АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (АО «ИСС») (Красноярский край), продукты которого - спутники - охватывают 2/3 орбитальной группировки России. Главный куратор «ГЛОНАСС» показал отрицательную динамику - его оборот в 2015 году упал сразу на 26%: с 34 до 25 млрд рублей.


Продукты АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» охватывают 2/3 орбитальной группировки России. Фото my.krskstate.ru

Компания - ведущий российский разработчик и производитель спутников связи, телевещания, навигации и геодезии. История ее начинается в 1959 году с создания филиала ОКБ-1 (в дальнейшем РКК «Энергия») в закрытом городе Красноярск-26 - ныне Железногорск. Самостоятельный статус КБ получило в 1967 году, в начале 1990-х предприятие стало «акционерным обществом работников» (т.н. «народная приватизация»). В 1960-е предприятие приняло участие в разработке спутников «Стрела-1», «Молния-1+», «Циклон», «Сфера» и т. д. В 1970-е разрабатывала «Стрелу-2», серию спутников «Молния», спутник связи «Радуга», спутник телевещания «Экран», в 1980-е - геостационарный спутник-ретранслятор «Поток», спутник «Надежда». Компания занималась оснащением космической составляющей Глобальной навигационной системы «ГЛОНАСС». В 2003 году были выпущены спутники серии «ГЛОНАСС-М», с 2010 года - «ГЛОНАСС-К» и другие спутники. Предприятие, существовавшее с 1997 года в форме ФГУП, акционировалось в 2008 году: 25% акций принадлежит напрямую государству, 75% - ОРКК и прочим госпредприятиям.

В 2009 году на базе АО «ИСС» была сформирована вертикально интегрированная структура, в которую вошли девять предприятий космической отрасли - путем внесения 100% акций этих компаний. Таким образом, государство приступило к созданию единого холдинга в области спутникостроения. В 2015 году в состав холдинга вошли еще четыре компании. Основные иностранные партнеры «ИСС» - один из лидеров мирового рынка телекоммуникационного оборудования французская компания Alcatel Space (создание российско-европейского спутника SESAT) и международная промышленная группа Thales Group (нагрузка спутников серии «Экспресс»), а также японская компания NEC.

К слову, об отечественной навигационной системе ГЛОНАСС: ее сдачу планировали сначала на конец 2016 года, затем на начало 2017 года - пока в компании ИСС и вовсе не предположили, что запуск состоится в первом квартале 2017 года. Напомним, ФЦП ГЛОНАСС приняли еще в 2008 году. О завершении создания системы объявили лишь в декабре 2015 года, после чего ее отправили на финальные испытания заказчику - Минобороны. По состоянию на 2016 год наземный комплекс управления прошел испытания и готов к сдаче заказчику, полностью функционирует орбитальная группировка: на очереди подготовка к эксплуатации ракеты «Союз» и разгонного блока «Фрегат», отвечающих за выведение космических аппаратов на орбиту. Точные затраты с 2001 года неизвестны, но уже к 2011 году они составляли 116,9 млрд рублей! Увы, как и в случае с космодромом «Восточный» и разработкой «Ангары», большая сумма спровоцировала и коррупционную составляющую: в июле 2012 года было возбуждено дело по факту необоснованного расходования и хищения более 6,5 млрд рублей, выделенных на развитие спутниковой системы.

Как бывший производитель пулеметов и ружей стал создавать системы для ракет «Тополь»

Седьмое место по объему выручки в 2015 году занял «Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина», показавший оборот в размере 17,6 млрд рублей, что на 4% выше, чем в 2014 году. Основанное также после войны, в 1946 году предприятие стало НИИ по разработке систем управления для баллистических ракет. Именно здесь создали первую отечественную автономную инерциальную систему управления для ракеты Р-1. Впоследствии НИИ разрабатывал системы управления для баллистических ракет, а также принимал главное участие в подготовке первого полета человека в космос.


Именно в «Научно-производственном центре автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина» создали первую отечественную автономную инерциальную систему управления для ракеты Р-1

Предприятие также разрабатывало системы управления для корабля «Буран» и ракетного комплекса «Протон-М». НПЦ - одна из немногих компаний топ-10 космической отрасли, которая до сих пор не акционирована. Однако в феврале этого года стало известно, что она включен а в план приватизации на 2017-019 годы с преобразованием в АО и последующей передачей 100% акций Роскосмосу.

Мотоциклы, пулеметы - и наукоемкая приборная техника

На 8-м месте - ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», увеличивший объем выручки в 2015 году на 68% - с 9 млрд рублей до 15 млрд. Это крупное многопрофильное предприятие входит в состав корпорации «МИТ». Его история началась в 1933 году в виде базы для производства мотоциклов («Иж»), в годы войны здесь собирали пулеметы «Максим», после войны - охотничье стрелковое оружие. В 1950-е годы предприятие перешло на производство наукоемкой приборной техники. В новейшее время здесь начали производить аппаратуру связи и телеметрических измерений для полетов космических аппаратов: ижевский завод участник таких космических программ, как «Восток», «Венера», «Марс», «Салют», «Мир», «Союз», «Прогресс», «Фобос», «Союз-Аполлон», «Буран-Энергия», МКС.

В 1990-е годы, несмотря на кризис, здесь организовали производство наземной аппаратуры управления ракетными комплексами «Тополь». В 1994 году завод стал ОАО, передав 50,8% акций неким физлицам, 23,7% акций - фонду имущества Удмуртии, остальное - Госкомимущества РФ. В 1994 году резкое падение гособоронзаказа привело к обвалу производства, однако уже в 1995 году ситуация выровнялась. К 2002 году в состав уже холдинговой компании входили 37 «дочек». С 2011 года завод вошел в состав корпорации «МИТ». Несмотря на неплохой оборот 2015 года, уже в 2016 году выручка завода упала на 7,7% (до 13,8 млрд рублей). С другой стороны, чистую прибыль компания увеличила в 2,4 раза: с 400,4 млн рублей до 975 млн рублей.

РКС: зачем первый сталинский птенец космической программы увеличил уставный капитал на 6 млрд рублей?

Девятую строчку заняла в 2015 году «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», увеличившая оборот с 2014 года на 15% - с 11,7 до 13,5 млрд рублей. Опять же, появилась она после войны, когда СССР задумался о космической программе. Занималось предприятие разработкой, изготовлением и эксплуатацией космических информационных систем. ФГУП в 2009 году было преобразовано в ОАО, став организацией интегрированной структуры с шестью НИИ и КБ в составе. Впоследствии вошло в ОРРК.


В 2015 году компания выступила интегратором отрасли космического приборостроения в рамках «системной реформы ракетно-космической промышленности». Фото russianspacesystems.ru

Сегодня корпорация занимается созданием, развитием и целевым использованием системы «ГЛОНАСС», а также космическими системами поиска и спасения, гидрометеорологическим и радиотехническим обеспечением научных исследований космического пространства, наземными пунктами приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Собственно, если говорить о многострадальной «ГЛОНАСС», то именно РКС являются головной организацией в этой системе. В 2015 году компания выступила интегратором отрасли космического приборостроения в рамках «системной реформы ракетно-космической промышленности». Ожидается, что в объединение войдут компании, разрабатывающие бортовое оборудование для космических аппаратов и космических систем различного назначения. В тот же год РКС увеличила свой уставный капитал на 5,964 млрд рублей путем допэмиссии акций в интересах ОРКК и Росимущества «для последующего увеличения пакетов акций в дочерних предприятиях».

НПО «Энергомаш»: как следком искал следы коррупции в партнере американской «Локхид Мартин» и не нашел…

Наконец, десятку космических гигантов замыкает НПО «Энергомаш им. академика В.П. Глушко», которое стало лидером в топ-10 по росту оборота: в 2015 году выручка предприятия выросла на 168% - с 4,4 млрд рублей до 11,7 млрд рублей. «Энергомаш» - ведущее российское предприятие по разработке и производству жидкостных ракетных двигателей. Начало ему было положено в 1929 году. В 30-40-х существовало в виде авиазавода №456, в 1946 году после выхода постановления Совмина СССР «Вопросы реактивного вооружения» предприятию было поручено создание жидкостных ракетных двигателей. Впоследствии «Энергомаш» разработал «самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель РД-170/РД-171, который экспортировали и в США. Всего в производство компания передала 60 ЖРД собственной разработки.

В нулевые годы компания начала поставлять в США ракетные двигатели РД-180 для американских компаний (тогда - «Локхид Мартин»), чем занимается до сих пор: в марте этого года «Энергомаш» успешно доставил американской компании Orbital ATK двигатели РД-181. Всего по контракту компания поставит 12 таких РД (несмотря на санкции, американцам не удалось найти альтернативы для установки на ракеты-носители Antares). Предприятие также приступило к созданию двигательной установки нового поколения для ракеты-носителя «Сункар» - объем финансирования проекта по ее созданию до 2025 года составит более 29 млрд рублей (заказчик - Минобороны РФ). Интересно, что в 2007-2009 годах «Энергомаш» оказался в центре скандала: предприятие, несмотря на поставки двигателей американцам, вдруг оказалось убыточным (до 2010 года), так что в 2009 году Путин направил ему 2 млрд рублей госпомощи. Основную долю убытка составили работы по реализации (не производству!) РД-180 (в 2008-м - 62%, в 2009-м - 71%, в 2010-м - 83%). Счетная палата РФ нашла, что продажа двигателей осуществлялась «ниже себестоимости». Следком усмотрел в действиях руководства компании нарушения, подпадающие под статьи УК РФ. Однако в конце марта 2017 года тот же Следком РФ признал , что не нашел подтверждений незаконной деятельности руководства НПО «Энергомаш» (в т.ч. якобы хищения 2 млрд рублей путинской помощи). Но пока были суд да дело, в 2010 году управляющей компанией «Энергомаша» стала РКК «Энергия», а в 2014 году «Энергомаш» «слили» в ОРКК для передачи в госкорпорацию Роскосмос.

Организации, подведомственные и находящиеся в сфере ведения Роскосмоса, выручка, тыс.руб.

Наименование компании 2015 2014 изм
Ракетно-космический центр «Прогресс», г. Самара 38 538 846 21 332 641 81%
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева, г. Королев, Московская область 38 519 864 25 025 382 54%
Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, г. Москва 34 469 849 32 114 222 7%
Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, г. Москва 32 813 194 36 534 412 -10%
Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения»,
г. Реутов, Московская область
27 853 124 17 753 371 57%
«Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева, г. Железногорск, Красноярский край 25 283 770 34 147 016 -26%
Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени академика Н.А. Пилюгина, г. Москва 17 638 444 16 979 437 4%
Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг», г. Ижевск, Удмуртская Республика 15 011 444 8 915 904 68%
Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем, г. Москва 13 501 587 11 738 592 15%

Сергей Афанасьев

Ни для кого не секрет, что ракетно-космическая промышленность – это приоритетная отрасль машиностроения России. Берущая свое начало от Петра Великого, ракетно-космическая техника достигла невероятных высот. Когда в конце XVII века будущий император организовал первое в мире государственное предприятие по производству ракет – Московское ракетное заведение – никто даже не мог представить, что три века спустя развитие технологий приобретет такой небывалый размах. Космическая гонка между США и Советским Союзом дала миру намного больше, чем кажется на первый взгляд. Желая быть первыми в освоении космоса, правительства двух государств были вынуждены подтягивать за бегущей вперед ракетно-космической промышленностью все остальные отрасли, а также фундаментальную науку, ведь без развития целого ряда направлений покорить космос было бы невозможно.

Перед тем, как поговорить о состоянии ракетно-космической промышленности в современной России, о ее перспективах, заглянем на страницы истории. Как уже было сказано выше, Петр I был основателем отечественного ракетостроения . Но, как и первая железная дорога из Санкт-Петербурга в Царское Село, Московское ракетное заведение было построено забавы ради. Упор был сделан на производство фейерверков для развлечения высших чинов. Огромный скачок, в этой отрасли произошел значительно позже. И скачок этот связан с легендарной личностью, одним из самых великих ученых в истории – Константином Эдуардовичем Циолковским. Будущий инженер родился 5 сентября 1857 года в Рязанской губернии одиннадцатым ребенком в семье. Детство у него было тяжелое, жили впроголодь. Отец не имел постоянной работы, поэтому часто приходилось скитаться. Но даже в такой ситуации жажда знаний брала свое. В 14 лет Циолковский начал самостоятельно изучать различные научные труды. К 17-ти годам юный ученый уже изучил курс дифференциального и интегрального исчисления и решал задачи аналитической механики. Циолковский с детства мечтал о связи с космосом. Как только приобретенные знание по математике позволили ему всерьез заняться физикой, в голове у него стали появляться первые гениальные идеи. В 1879 году, сдав экзамен экстерном, Эдуард Константинович стал учителем и почти сразу же представил в Петербургском физико-химическом обществе свои первые научные труды. С юного возраста и до глубокой страсти, пока позволяло здоровье, Циолковский занимался наукой и преподаванием. Его работы по воздухоплаванию и аэродинамике, теории реактивного движения и космонавтике показали миру, что звезды не так далеко, как кажутся .

Царская Россия так и не проявила реального интереса к ракетостроению, зато Советский Союз почти сразу же принялся наверстывать упущенное. Практические работы по созданию жидкостных ракет начались уже в середине 20-ых годов. Советские ученые Н.И. Тихомиров и В.П. Глушко провели первые эксперименты по запуску ракетных двигателей. В Москве была создана Газодинамическая лаборатория. В 1932 году создается проект баллистической ракеты, однако в процессе доработки выяснилось, что уровень технологий не позволит проекту осуществиться. Но останавливаться никто не собирался. Московская группа реактивного движения во главе с С.П. Королевым уверенно продвигалась вперед. В августе 1933 году группа ученых под руководством Королева провела успешных пуск ракеты. Она находилась в воздухе 18 секунд и поднялась на 400 метров!

Ракетостроение сыграло огромную роль в Великой Отечественной Войне. Вклад в победу знаменитых «Катюш», реактивных снарядов под крыльями наших истребителей и штурмовиков и многих других продуктов ракетостроение невозможно переоценить. И несмотря на то, что союзники сумели вывезти все немецкие разработки, включая чертежи знаменитой Фау-2, Советский Союз все равно оставил всех далеко позади. 4 октября 1957 года в СССР был запущен «Спутник-1» – первый искусственный спутник Земли, а на начало Карибского кризиса наша страна уже обладала межконтинентальными баллистическими ракетами. И пусть на том этапе они не всегда точно поражали цель, возможно, благодаря их наличию в арсенале Страны Советов, ядерный апокалипсис не случился .

В конце XX века ракеты и спутники стали преследовать не только военные цели. Ракетно-космическая промышленность так же начала трудиться на нужды фундаментальной науки и народного хозяйства. Так на орбиту выводились спутники для исследования распространения электромагнитных волн в магнитосфере Земли, а также механизмов в магнитосферной плазме. Запускались модули для исследования космического материаловедения и микроэлектроники. Создавались научные программы для изучения антропогенных примесей над промышленными районами Земли в целях решения комплексной проблемы сохранения окружающей среды, климата и природных ресурсов. Отрасль создала программу «Гранат» по исследованию гамма-всплесков, что в последствие подтвердило наличие в космосе черных дыр. Программа «Ресурс» позволила получить информацию о полезных ископаемых на континентальных массивах и шельфах, оценивать сейсмоактивность и эрозию, изучать поведения вулканов и ледников. В рамках программы «Океан» производились исследования мирового океана, а также льдов Арктики и Антарктики. Уникальные технические возможности спутников позволяли проводить суда в экстремальных условиях. Сотни организаций из десятков стран пользовались информацией, полученной благодаря этим программам. Годовая отдача от запуска одного спутника программы «Ресурс» составляла 30 млн. рублей (1989 год)! С началом запусков космических аппаратов «Фотон» получило развитие направление исследований в области медицины и микробиологии. Американский журнал “National geographic”, признав очевидное доминирование СССР в ракетно-космической отрасли, опубликовал статью с названием: «Русские в космосе впереди?» .

За почти век существования ракетостроения наша страна пережила множество событий. Это и Мировая война, дальнейшее полувековое противостояние с Западом, кризисы, распад СССР, снова кризисы, но тем не менее отрасль всегда оставалась на лидирующих позициях.

Сегодня все же приходится признать очевидное: NASA ушло вперед. И пусть американцы не сильно опережают нас, преимущества у них все-таки есть. Кризис и санкции заставили Россию сделать небольшой шаг назад. Связано это прежде всего с тем, что сотрудничество с многими странами в этой отрасли фактически прекратилось, и России приходится замещать недостающие детали. Несмотря ни на что, отходить от намеченного плана никто не намерен. Еще в 2012 году президент России Владимир Путин в статье «Нам нужна новая экономика» назвал космос лидером нашей промышленности в целом. И подчеркнул, что Россия должна производить и владеть передовыми технологиями в этой отрасли. И нужно сказать, что наперекор всему Россия за эти три года добилась очень многого. Почти завешена модернизация нашего ядерного щита: ракеты «Булава» и «Ярс» успешно несут боевое дежурство. Успешно проходит испытание ракета «Ангара», которая должна потеснить NASA с шаткого первого места. Заканчивается строительство космодрома «Восточный» – туда уже доставлена ракета для первого пуска. А на днях «строку века» посетил президент . Очевидна огромная значимость всех этих проектов для нашей страны, ведь они, как и прежде, тянут за собой отстающие отрасли. Инфраструктура, электроника, энергетика, наука, машиностроение в целом тянется вслед за опережающей время РКП.

Многие граждане нашей страны все еще живут прошлым. Мол, зачем выбрасывать огромные деньги на никому не нужный космос и пытаться опередить Америку. Но мы понимаем, что реалии совсем не такие. Оборона и престиж очень важны, но они отходят на второй план. Задача ракетно-космической промышленности состоит прежде всего в удовлетворении социально-экономических потребностей общества – продолжается тенденция, начатая СССР в 80-ых годах. Например, благодаря технологиям, разработанным этой отраслью снижается себестоимость транспорта, сельского и лесного хозяйства. В области телекоммуникаций, добывающей промышленности (геологоразведка), экологии и МЧС результаты превосходят все ожидания. Качественные показатели растут в 1,5–2 раза! .

Ракетно-космическая промышленность сегодня включает множество НИИ и КБ различных форм собственности. От федеральных государственных унитарных предприятий (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения) до частных («Даурия Аэроспейс»). О «Даурии» хочется поговорить чуть более подробно. Частная космическая компания «Dauria Aerospace» разрабатывает и производит малые космические аппараты нового поколения, предлагает комплектующие для малых космических аппаратов: служебные системы, датчики, исполнительные органы. Производство «Dauria Aerospace» основывается на электронике индустриального класса, которая тестируется и готовится для эксплуатации в условиях космоса. Это позволяет значительно снизить стоимость продукции, повысить скорость конструирования и производства, упростить процесс модернизации аппаратов следующих поколений. И такая «Даурия» в России далеко не единственная! На мой взгляд, для нашей страны это огромный прорыв. Если уже создаются частные фирмы по производству комплектующих космических аппаратов – значит мы движемся в верном направлении . Значит указы президента и правительства выполняются качественно и своевременно, приходит понимание, что вложение в эту отрасль дает отличную отдачу, а отнюдь не высасывает огромные средства. Я уверен, что развитие ракетно-космической промышленности в ближайшее время выведет Россию на новый технологический уровень, и россияне смогут смело смотреть в будущее.

Список литературы:

  1. Латухина К. Владимир Путин прилетел с проверкой на космодром Восточный. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.rg.ru/2015/10/14/kosmodrom-site-anons.html (дата обращения 14.10.2015).
  2. Муракаев И.М., Бочкарев К.М. Обеспечение координации инновационно- технологического развития ракетно-космической промышленности со стороны государства как фактор экономического прогресса российской экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://innclub.info/wp-content/uploads/2013/07/ Муракаев-Бочкарев.doc (дата обращения 25.10.2015).
  3. О компании. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://dauria.ru/about/
  4. Перельман Я.И. Циолковский. Его жизнь, изобретения и научные труды // Москва, издательство «Ленинград», 1932. – С. 1–13.
  5. Фаворский В.В., Мещеряков И.В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность. Книга 1 // Москва, издательство «Машиностроение», 2003. – С. 9–10, 13–27.
  6. Фаворский В.В., Мещеряков И.В. Космонавтика и ракетно-космическая промышленность. Книга 2 // Москва, издательство «Машиностроение», 2003. – С. 217–230.