Open
Close

Головной патрульный корабль василий быков проекта 22160. Впервые в России

В ближайшей перспективе боевой состав Черноморского флота будет пополнен шестью патрульными кораблями дальней морской зоны проекта 22160 . Об этом сообщил главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков. Первый корабль уже заложен в Зеленодольске в минувшем феврале и назван «Василий Быков». Второй – «Дмитрий Рогачев» — строится с нынешнего июля там же. Предполагается, что новые корабли придут в Севастополь уже через два-три года.

Впервые в России

Его план был запущен в конце месяца. «Тогда - док-камера, швартовые испытания, этап и доставка флота кораблей, оказывается, идет на следующий год», - сказал источник. Он добавил, что крайние сроки ВМФ первого серийного корабля - «Дмитрий Рогачев» - серьезно не изменится.

Первые шесть серий кораблей планируют перебросить Черноморский флот, пока не экипируют их, в частности крылатыми ракетами «Калибр». Эксперт «Независимого военного обзора» в военно-морской области Владимир Щербаков считает, что временная задержка в воде «быка» понятна, потому что это ведущий корабль. Мы редко проходим военную технику в период, когда корабль будет более сложным самолетом или наземным искусством, -. Тем более, что ведущему судну уделяется гораздо больше проблем, чем серийным проектам, особенно когда есть много нового оружия и электроники.

Калининград. 14 марта 2014 года. Во время торжественной церемонии спуска на воду сторожевого корабля (СКР) «Адмирал Григорович», на Прибалтийском судостроительном заводе (ПСЗ) «Янтарь». Новый сторожевик проекта 11356 предназначен для Черноморского флота РФ

Казалось бы, во всех отношениях замечательная новость. Черноморский флот, вооруженный, в основном, плавучими раритетами, новостройками не пополнялся ровно столько, сколько провел на украинской территории. То есть – почти четверть века. А тут сразу шесть кораблей дальней морской зоны. Но, как выяснилось, не всех экспертов и флотских специалистов эта новость привела в восторг.

Мы можем говорить о трудностях с другим оружием или оборудованием. Суда типа «Каракурт» - наследники «Буян-М»с лучшей мореходностью, - сказал эксперт. Суда предназначены для защиты и сохранения морской экономической зоны, они также могут выполнять поисково-спасательные функции, сопровождать конвои и боевые пираты.

Они разработаны с целью обеспечения комфортных условий для экипажа. В качестве стандартных оружейных корветов, оснащенных пусковыми установками крылатых ракет «Калибр», нового 2-мм орудийного оружия, зенитных ракет и пулеметов. Горького и предназначен для использования командованием Черноморского флота ВМФ России.

Начать с того, что заявленные адмиралом Чирковым патрульные корабли – это, по сути, корветы, поскольку водоизмещение имеют соответствующее – лишь 1300 тонн. Однако Россия и без того давно строит в Санкт-Петербурге. Четыре из них уже сданы флоту («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий»). Все на Балтике. Еще пять таких же на стапелях. Тогда зачем тратить деньги еще и на освоение патрульных кораблей дальней океанской зоны?

Суда предназначены в первую очередь для таких обязанностей, как патрулирование, мониторинг и защита в исключительной экономической зоне и территориальных водах России в открытом и закрытом морях. Он также может быть использован для обеспечения защиты судов в пути, акваториях, а также военно-морских баз против нападений противника в военное время.

Другие миссии патрульного корабля - поиск и спасение, помощь жертвам стихийных бедствий, мониторинг окружающей среды и борьба с контрабандой и пиратством. Поставки всех шести судов ожидаются для завершения. Надувная лодка может перевозиться для целей патрулирования и транспортировки.


Корвет проекта 20380 «Стерегущий»

Более того. При сопоставимых размерах корветы типа «Стерегущий» несравненно мощнее тех, за которые теперь взялись в Зеленодольске. Их «главный калибр» составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран» в составе двух пусковых установок с боекомплектом в восемь противокорабельных ракет Х-35 с дальностью стрельбы до 260 километров. А еще на каждом — универсальная 100-мм артустановка А-190 с максимальной скорострельностью 80 выстр/мин. (дальностью стрельбы 21,3 км), две шестиствольные 30-миллиметровые , зенитный ракетно-артиллерийский комплекс … Да и много чего еще.

При скорости стрельбы 300 об / мин пистолет предназначен для поражения воздушных, наземных и прибрежных целей. На палубе моста установлены два 5-мм тяжелых пулемета. «Другие миссии патрульного корабля - поиск и спасение, помощь жертвам стихийных бедствий, мониторинг окружающей среды и борьба с контрабандой и пиратством».

Движение и выполнение патрульных судов

Электрические системы, установленные на судне, включают в себя четыре дизель-генератора мощностью 300 кВт и один аварийный и портовый дизельный генератор мощностью 100 кВт. Стратегическая смесь. Нынешний международный экономический спад снова имеет тенденцию оживлять российские военно-морские верфи в армии. Это также оказывает непосредственное влияние на военный потенциал Москвы в ближайшем будущем.

На этом фоне будущий патрульный корабль дальней океанской зоны проекта 22160 смотрится едва ли не прогулочной яхтой. Справедливости ради стоит отметить, что на патрульном корабле предусмотрена модульно-контейнерная система размещения оружия и оборудования, поэтому, как говорится, возможны варианты. Но и их не так много. Один таков: необитаемые надводные или подводные аппараты. Их наличие делает возможным выполнение пограничных, спасательных и даже минно-тральных задач. А в остальном…

В те годы вооруженные силы пережили этап общего спада из-за сильного экономического кризиса и политической нестабильности. Особенно пострадал военно-морской флот. В первые две тысячи лет считается, что около 300 органических единиц только 15% смогли поймать море из-за отсутствия технического обслуживания. Почти отсутствуют новые входы в эксплуатацию, когда многие корабли, находящиеся в стадии строительства, покинули берег с конца 1980-х годов. В то время флоту пришлось сосредоточиться главным образом на поддержании эффективности ядерных силовых установок и тех, которые приступили к ядерному оружию, как по стратегическим вопросам, так и по вопросам безопасности.


Корвет «Сообразительный» в Кронштадте

Да, на патрульном корабле проекта 22160 тоже предполагается иметь сверхзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Калибр» или «Яхонт» приблизительно с сопоставимой дальностью полета. А вот его артиллерия явно слабовата – лишь автоматическая 57-миллиметровая пушка да все те же две шестиствольных 30-миллиметровые АК-630М. Других средств борьбы с низколетящими крылатыми ракетами и самолетами противника нет вообще. Как практически не предусмотрены и средства борьбы с подводными лодками, если не считать палубный вертолет.

Однако с середины 2000-х годов ситуация резко изменилась. Восстановление экономики России, обусловленное увеличением экспорта углеводородов, цена которого росла - и подпитывалась фазой открытия Европейского союза по энергетическим и промышленным соглашениям, позволила восстановить сектор судостроения и расходов на военно-морской флот. Два приоритета шли рука об руку и подпитывались политической необходимостью Путина по восстановлению государственной машины, созданию оккупации и благополучия и возобновлению российских амбиций на международной шахматной доске.

Тогда вполне резонен вопрос: если это корабль дальней морской зоны, выходит, выполнять задачи он будет где-нибудь у берегов, допустим, Сомали, Сирии или Туниса. То есть – вдали от собственных баз. И, возможно, от других наших сил, в одиночном плавании. Сможет ли он в таких условиях и с таким вооружением защитить хотя бы сам себя?

Ответ может показаться удивительным: новый российский патрульный корабль дальней морской зоны строится вовсе не для большой войны. Его удел – что-то вроде борьбы с морскими пиратами или досмотровые операции где-нибудь в океане, в смысле борьбы с международным терроризмом . Не случайно его прообразом оказался исключительно удачный пограничный сторожевик проекта 22460 «Охотник», который строился там же, в Зеленодольске. Несмотря на размеры втрое меньшие, чем у патрульного корабля, заказанного на том же заводе ВМФ России, пограничный «Охотник» обладает практически неограниченной мореходностью.

Были запущены новые программы и, несмотря на трудности, российский флот пережил десятилетний рост и трансформацию, недавно прерванный украинским кризисом, что ознаменовало собой новую неудачу. Российское правительство в последние месяцы стремится не срывать его усилия и спасать по крайней мере основные программы, но новая волна экономического кризиса для Москвы не имеет никакого смысла.

Для военного сектора жизненно важны 6-полюсные кораблестроительные центры: Калининград, Санкт-Петербург, Севастополь, Мурманск, Ванино и Владивосток. Последствия украинского кризиса уже задерживают некоторые программы, так как модернизация займет больше времени, чем ожидалось, но цифры должны быть скорректированы вниз. Внештатные цели также для выделенного бюджета, если только дальнейший рост военных бюджетов или выделенных ассигнований - возможно, не ожидался ранее. Новые конструкции добавляют к радикальным обновлениям, которые требуются срочно для крупных подразделений: крейсер Маршала Устинова только что завершил переоборудование, адмирал Нахимов находится на отличной работе, вскоре будет следовать близнец Петр Великий.


Корвет «Бойкий» с управляемым ракетным оружием ВМФ России

Почему у России возникла надобность в специальных кораблях для океанского патруля? Потому что такие задачи перед нашими военными моряками встали уже давно. Достаточно вспомнить хотя бы бесконечную борьбу с сомалийскими пиратами у берегов Сомали. В 2009 году к ней привлекли даже находившийся в районе Аденского пролива тяжелый . В феврале того же года экипаж крейсера с помощью корабельного вертолета даже захватил три пиратские быстроходные лодки морских разбойников. Погоня получилась впечатляющей. Но во что она обошлась казне?

Однако сложно установить статус и эксплуатацию эскадренных миноносцев класса «Современник». Учитывая сдержанные достижения, в маршрут модернизации также начали включаться высотные отряды, в частности фрегаты класса Григоровича, теперь являющиеся основой черноморского флота, но реальный скачок качества представлен новыми фрегатами класса Горшкова, которые на бумаге имеют сопоставимые характеристики с западными единицами. На самом деле первые достижения, после десятилетия застоя в заказах, были охвачены множеством проблем, только постепенно разрешились.

Ясно, что небольшой быстроходный океанский патруль для такого дела годится куда больше, чем тяжелый атомный ракетный крейсер. Как впрочем, и большие противолодочные корабли Тихоокеанского флота и Северного флотов, которые, сменяя один другого, месяцами жгут моторесурс и топливо, занимаясь проводкой гражданский судов через те негостеприимные воды. Но если все же серьезная война, а до родного причала тысячи миль? Тогда, видимо, экипажу оказавшегося где-то у Сомали небольшого слабо вооруженного патрульного корабля останется лишь героически умереть за Родину…

Первоначальные неудачи, с которых российские судостроительные предприятия учатся, но оценивают их с точки зрения времени, денег и устойчивых амбиций. Однако добродетельный круг был прерван после украинского кризиса. Рис. 2 - атомная подводная лодка Юрия Долгорукого класса Борей во время Североморского журнала.

Путину удалось использовать военные и военные рычаги, разрешенные более эффективными вооруженными силами, причем флот играет очень важную роль в Черном море, Средиземном и Тихом океанах. Однако, несмотря на политические результаты, которые часто были вознаграждены за российскую активность, тупик в Украине, расходование ресурсов в Сирии и падение цен на углеводороды оказали значительное влияние на российское военно-морское программирование. Экономические санкции и сокращение экспортных доходов создали экономические трудности, которые вышли на первый план государственного бюджета.

Но если серьезно: зачем это все? Почему борьбу с пиратами не доверить куда более оснащенным корветам типа «Стерегущий»? Глядишь, они бы и боевую задачу выполнили, и к родному причалу имели бы шансы вернуться в случае крупной заварухи. Но, увы – у этих корветов есть один крупный недостаток – малая автономность плавания. Всего 15 суток. Что диктуется объемом корабельных запасов, которые экипаж того же «Стерегущего» может взять с собой в океан. У патрульного корабля автономность вчетверо больше и дальность плавания очень приличная — 3,5 тысячи миль.

Для российского судостроения убыток выходит за рамки заказов на ремоделирование. Чтобы восстановить технологический разрыв и ноу-хау, потерянные в 1990-х годах, российские верфи открыли сотрудничество с известными западными отраслями. Сотрудничество включало обмен навыками, совместными проектами и инвестициями в российскую инфраструктуру. Со своей стороны, правительство открыло иностранные инвестиционные объекты из Европы и Австралии, Китая, Южной Кореи и Японии. Европейские санкции лишают Москву инвестиций, но и драгоценных знаний.

Кроме того, военные действия с Украиной привели к ряду практических проблем, поскольку тяжелая российская и украинская отрасли всегда были симбиозными. В частности, судостроение создало определенную зависимость от некоторых украинских продуктов, особенно в области мотоциклов. Это означает, что продукты, которые больше не доступны, должны быть разработаны с нуля на дому, с удлинением времени, увеличением затрат и, вероятно, меньшими результатами. Чтобы компенсировать потери, Путин недавно отклонил эквивалент 3 млрд долларов от зарубежных инвестиций в российскую судостроительную инфраструктуру.


Корвет «Стойкий» во время празднования Дня Военно-морского флота в Санкт-Петербурге

Впрочем, у адмиралов есть и еще один резон – деньги. Именно по причине не слишком сложных систем оружия, которые предполагается устанавливать на борту патрульного корабля, его строительство несравнимо дешевле, чем полноценного корвета или фрегата – всего порядка 100 млн. долларов за единицу. Сколько стоил «Стерегущий» узнать для сравнения не удалось. Но вот, скажем, достраивающийся в Санкт-Петербурге головной «Адмирал флота Советского Союза Горшков» обошелся Министерству обороны уже 420 млн. долларов и траты на него продолжаются по мере доработки новых систем оружия.

Однако эта мера является лишь буфером и лишает страну еще одного летчика собственной экономики, усугубляя отрицательную спираль. Рис. 3 - Адмирал Фрегат Сергей Горшков во время зачистки. Перспективы экспорта, которые в значительной степени помогут, также подчиняются уровню интеграции России в новый международный порядок, как в Европу, так и в Восточную и Южную Азию. Некоторые возможные события, в частности, могут усугубить или усовершенствовать изложенные рамки.

Прямое влияние на судостроение, в свою очередь, сильно зависит от государственной операции. Повышение цены на нефть напрямую улучшит текущую ситуацию, низкие цены усугубят ее. Эта дилемма неумолимо влияет на морское программирование как на реформу судостроительной промышленности, которая может оставаться незавершенной или требует дополнительной крови для выживания.

Кстати, именно путем строительства небольших патрульных кораблей для выполнения задач океанского размаха сегодня идут многие страны мира. Достаточно вспомнить зарубежных собратьев нашего строящегося «Василия Быкова» — британские патрульные корабли типа River, германские корветы типа Braunschweig, французский корвет Gowind, чилийские PZM, голландские Holland.

Тенденция экспорта в Азию может значительно ограничить потери после развода между Москвой и Европейскими палатами. Недавние военные операции, помимо политических последствий, создали множество российских систем вооружения. Азиатский рынок мог найти дешевую российскую военно-морскую продукцию политически и экономически в связи с покупкой западных материалов.

В то же время поставляемые единицы и материалы будут дополнительно изношены интенсивным использованием, что увеличит разрыв между срочностью новых приобретений и необходимостью продлить их сроки. Состав украинского кризиса оказал бы прямое и позитивное влияние на анализируемый сектор: украинская продукция могла быть вновь доступна, а европейские санкции могли быть ослаблены. В противном случае негативные аспекты политического тупика продолжали бы играть против модернизации промышленности.

Все это, конечно, боевые корабли. Но не для войны. Для мирного времени. Которое в наши дни слишком часто пахнет порохом.

В Севастополе очень ждут шесть новых патрульных кораблей. К слову: цифра «6» обещает стать счастливой для черноморцев. В начале следующего года в свою главную базу на Черном море с Балтики должен прийти только что построенный фрегат проекта 11356 «Адмирал Григорович». Первый из шести подобных «адмиралов».

Возвращение России на Ближний Восток

Рис. 4 - Крейсер Варяг, класс Слава, плавающий в Средиземном море.

  • Победа в прогрессе последнего десятилетия.
  • Развитие российского экономического кризиса.
  • Предупреждение иностранных инвестиций.
  • Стратегии военного планирования в военно-морской области.
  • Кризисный эпилог в Украине.
  • Политический и экономический кризис в России.
  • Кампания ценовых колебаний.
Силы российской армии и военно-морского флота в основном базируются на ракетах «воздух-земля» и ракетах «земля-земля». В этой области, благодаря надежной базе развития со времен Советского Союза, Россия по-прежнему вкладывает значительные средства.

Примерно в те же месяцы, если ничего худого не произойдет, туда же направится и новая дизельная подводная лодка проекта 636.3 «Новороссийск», которая заканчивает глубоководные испытания на полигоне Северного флота в Баренцевом море. Тоже первая из шести, которые строятся на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге для черноморцев.

23.05.2017 · В стране

Головной корабль – «Василий Быков» – выкатят из эллинга 15-16 июня 2017 года. Его планируют спустить на воду в конце месяца. «Потом – док-камера, швартовные испытания, перегон, а сдача корабля флоту, получается, уходит на следующий год», – сказал источник.

22 сентября 2016 года гендиректор завода Ренат Мистахов заявил РИА Новости, что корабль спустят на воду в марте 2017 года и пообещал сдать «Василия Быкова» флоту до конца года. В субботу, 20 мая 2017 года, Мистахов рассказал «Интерфаксу», что первые два корабля проекта 22160 – «Василий Быков» и «Дмитрий Рогачев» – сдадут лишь в начале и в конце 2018 года соответственно. «Василия Быкова» заложили 26 февраля 2014 года.

Первые шесть кораблей серии планируют передать Черноморскому флоту до 2020 года. Их вооружат, в частности, крылатыми ракетами «Калибр».

Эксперт «Независимого военного обозрения» в области ВМФ Владимир Щербаков считает, что задержка спуска на воду «Быкова» объяснима, ведь это головной корабль. «У нас вообще редко сдают военную технику в срок. А корабль будет посложнее авиационной или сухопутной техники, – рассказал FlotProm эксперт. – Тем более, что головной корабль сдается с гораздо большими трудностями, чем серийные проекты – особенно, когда на нем много нового оружия и радиоэлектроники».

По словам Щербакова, задержка, скорее всего, не связана с установкой «Калибров», ведь этот процесс уже отработали на малых ракетных кораблях проекта 21631 «Буян-М» (головной корабль – «Град Свияжск»). Речь может идти о затруднениях с другим вооружением или оборудованием.

Щербаков подчеркнул, что отработка модульной компоновки проекта позволила применить ее на корветах типа «Совершенный». Вместе с тем он отметил некоторую избыточность для флота кораблей типа «Быкова» при наличии МРК проекта 22800 «Каракурт».

«Корабли типа «Каракурт» – наследники «Буяна-М» с лучшей мореходностью, – сказал эксперт. – Не забываем, что «Буяны» изначально создавались для Каспия. Кроме того, эти маленькие корабли способны решать задачи почти стратегического значения. Более современные «Каракурты» во многом устраняют недостатки «Буянов».

«Можно поспорить, нужен ли проект 22160 флоту. Изначально он создавался как патрульный корабль для пограничников, и уже на его базе флот заказал то, что получается, – рассказал Владимир Щербаков. – Корабли такого класса нам нужны. Но нужны ли два похожих типа, проектов 22800 и 22160, – это вопрос. К «Каракуртам» таких вопросов нет».

Сроки сдачи флоту головного МРК проекта 22800 также сдвинулись вправо: «Ураган» обещали передать в декабре 2017 года; но в мае стало известно, что сроки перенесли на первую половину 2018 года.

Патрульные корабли (корветы) проекта 22160 разработаны Северным проектно-конструкторским бюро. Корабли предназначены для защиты и охраны морской экономической зоны, они также могут выполнять поисково-спасательные функции, сопровождать караваны судов и бороться с пиратами.

Корабли водоизмещением 1300 тонн развивают скорость до 30 узлов. Дальность плавания – 6 тысяч миль, автономность – 60 суток. Они спроектированы с учетом обеспечения комфортных условий экипажу (до 80 человек). На борту может базироваться вертолет Ка-27ПС. В качестве штатного вооружения корветы оснащают пусковыми установками крылатых ракет «Калибр», новой 76,2-мм артиллерийской установкой, зенитно-ракетным комплексом и пулеметами.