Open
Close

Компоненты экологической культуры младшего школьника. Курсовая работа: Формирование экологической культуры младших школьников

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Младший школьный возраст является наиболее благопри­ятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характе­ризующийся преобладанием эмоционально-чувственного спо­соба освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущ­ность в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры младших школьников

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

Особенностью непрерывного экологического образования является обязательность его на первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии. Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы и пособия для учителя и учащихся начальной школы. Здесь нет многовековой отработки, эту базу нужно строить. Ведь экологические знания необходимы и вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём, весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди общаются с множеством других живых организмов, они участники цепей питания, обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны получать дети - экологическая.

Что такое экология? Экология - это (греч. «йокос»- дом, жилище, родина, «логос» - понятие, учение) наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания - и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.

Воспитание в широком смысле слова - процесс и результат развития личности, под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.

Обучение - процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением. Экологическое воспитание - воздействие на сознание людей в процессе формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-педагогических установок и активной гражданской позиции бережного отношения к совокупности природных и социальных благ (например, природным ресурсам, условиям окружающей среды человека, памятникам культуры, экосистемам). Оно достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающее воспитание в узком смысле слова, как социализацию личности, школьное просвещение и пропаганду экологическую и природоохранную. В воспитании бережного отношения к живому в практике часто используются игры, которые затрагивают эмоции детей, вызывают радостные переживания. Дети осваивают экологические представления более легко. Грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы. Здесь важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды.

Выделяют ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания:

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.
  2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
  3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.
  4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

  1. экологические знания;
  2. понимание, что природа является источником жизни и красоты;
  3. богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;
  4. ответственность за её сохранение;
  5. способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;
  6. глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление.

Систему экологического образования составляют звенья:

  1. экологическое воспитание в семье.
  2. экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
  3. экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе).
  4. экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание , в которое существенный вклад вносят естественно - научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым».

Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:

  1. традиционные;
  2. инновационные.

Форма обучения - это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.

В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками: массовые, групповые, индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум.

Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность - заботиться о ней.

Ведущие методы преподавания: н аблюдение, эксперимент, моделирование.

Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:

  1. экскурсии;
  2. уроки с раздаточным материалом;
  3. практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;
  4. самостоятельные наблюдения детей.

Важный аспект в воспитании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.

Т. о., успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности.

Автор: Нестерова Надежда Александровна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ №3» г.Новоалтайска

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы экологического образования учащихся начальной школы, в том числе методика формирования сознательного отношения к природе, к окружающей среде. Приводятся результаты диагностики сформированности уровня экологической культуры младших школьников (учащихся 4 класса).

Важность экологического воспитания детей в современном мире невозможно переценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания человека на первое место. В этом случае можно надеяться на то, что принимаемые законы по охране природы будут выполняться, а экологически вредные проекты отвергаться, какую бы прибыль они ни приносили. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Экологическое воспитание должно включать в себя бережное отношение детей к природе, раскрытие эстетического, познавательного, оздоровительного, практического значения природы в жизни людей.

Начинать работу над воспитанием экологически культурного человека, нужно уже в младшем школьном возрасте. Экологически воспитанная личность, зная какой вред приносят те или иные действия, формирует отношение к этим действиям и решает вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Формирование положительного отношения детей к природе – это важное направление экологического воспитания оно отражает результат всей эколого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.

Рассмотрим содержание понятия «экологическое отношение».

Отношение к природе является важной подсистемой экологической культуры. Психологи (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев В.Н.Мясищев, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. От ношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности.

Значимой характеристикой отношения является его осознанность, которая формируется на основе знаний и сопряжена с пе реживаниями. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания - к нему должны подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

В современном обществе природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

Согласно исследованиям С.Н. Николаевой, осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.

Л.А. Мазитова указывает на то, что экологическое отношение младших школьников к природе – это субъективная позиция личности в окружающей ее действительности, включающая ответственное отношение к природе, основанное на убеждении, что природа принадлежит всему обществу, в том числе и грядущему поколению людей; потребность в общении с природой, знание норм и правил поведения в ней; активность и готовность к природоохранной деятельности; умения и навыки взаимодействия с природой (мазитова с.1).

Значимый вклад в развитие науки о формировании экологической культуры, отношения к природе внес В.А. Ясвин, который в своем обстоятельном психологическом исследовании рассмотрел формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней на разных стадиях онтогенеза (дошкольный, школьный, юношеский, взрослый). Исследователь считает, что отношение к природе должно строиться на принципах антропоморфизма, «очеловечивания природы». Однако мы считаем, что данный подход не оправдан в работе с дошкольниками, младшими школьниками, скорее антропоморфизм тормозит развитие начал экологического сознания у детей, противоречит когнитивному и практическому подходу в формировании субъектно-этического отношения к природе. Ребенок должен на практике взаимодействовать с живыми этическим (гуманным) способом, на основе учета их жизненно важных потребностей понимания самоценности и хрупкости жизни.

Такой подход к формированию отношения к природе представлен во многих работах отечественных психологов и педагогов (В.Г.Фокина, 3.П.Плохий В.Д. Сыч, И. А. Комарова, М. К. Ибраимова и др.). Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов.

Отношение к природе поддается формированию: у младших школьников отношение не носит обобщенный характер – это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.

Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т. е. на основе знаний.

Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью - трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.

Отношение у ребенка к природе возникает при непосредственном контакте с самой природой, пребыванием в ней, визуальном или практическом взаимодействии с живыми существами.

Для младшего школьника очень важны эмоциональные отношения к к объектам и явлениям природы - чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.

Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.

Отношение к природе может носить разные оттенки - бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и тех нологии ее достижения. Одним из условий успешного формирования у младших школьников экологического отношения к природе является организация начального учебного процесса на основе психологических механизмов субъектификации, т.е. субъективного отношения к природным объектам .

В основе формирования отношения к природе лежат знания о природе. Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И . А. Комаровой.

Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению – это результат специальной организации педагогического процесса . В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других – подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений , демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих, взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными).

Отношение к природе также тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Необходимо отметить, что ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Знания о природном окружении учащиеся начальной школы получают на уроках научно-природного цикла. На наш взгляд, формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через комплексное применение в курсе «Окружающий мир» нетрадиционных методов обучения (экологической лабилизации, экологической эмпатии, экологической идентификации, ритуализации экологической деятельности), а также системы познавательных заданий для 1–4_го классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации. Внеурочная работа по формированию у младших школьников экологического отношения должна рассматриваться как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса и включаем в нее нетрадиционные формы: экологические праздники, экспозиции, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Так постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой. Теоретические знания, полученные учениками на уроках, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов, помогает решить данную проблему. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

Р абота по курсу «Окружающий мир» по данному УМК способствует приобщению ребенка к природе, формирует бережное отношение к окружающей среде.

В таблице 1 представлены данные о реализации содержательного компонента в данном УМК.

Таблица 1. Содержательный компонент УМК «Начальная школа 21 века» по предмету «Окружающий мир»

Требования к знаниям и умениям

Использование знаний и умений на практике

УМК «Начальная школа XXI века»

Использование человеком богатств природы (вода, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.

Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.

Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека.

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Правила поведения в природе.

Красная книга России.

знать основные правила поведения в парке, в лесу;

понимать важность охраны растений, животных;

понимать необходимость бережного отношения к окружающему миру

использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности;

В 2013-2014 учебном году на базе 4 класса МБОУ СОШ №17 г.Новоалтайска мною было проведено диагностическое исследование с целью выявления сформированности экологической культуры младших школьников.

Эксперимент проводился в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания детей выполнять задания.

На первом этапе был изучен уровень сформированности экологических отношений с помощью Методики Н.Фишера.

Диагностические показатели:

1. Соответствие знаний и поведения в природе.

3. Интерес к природе, желание, намерение и потребность реализовать свои позиции в поступках.

4. Эмоциональное отношение к природе.

5. Пропагандистская природоохранная деятельность.

6. Оценка состояния природы по эстетическому, гигиеническому, материальному, биоэкологическому критериям.

Ребятам было предложено в процессе беседы с учителем ответить на вопросы.

Учащимся в ходе беседы было предложено ответить на следующие вопросы (см. таб.2).

Таблица 2 – Диагностическая карта

Показатели

Ключевые слова и фразы

Интерес к природе

Часто ли ты гуляешь на природе? Что ты выберешь: посидеть дома и посмотреть мультфильм или пойти в парк? Что ты чувствуешь, когда гуляешь по парку?

Любишь ли ты осень? А лето? Что тебе больше всего нравится летом? Что ты чувствуешь, когда другие дети рвут цветы?

Что ты чувствуешь, когда бросают мусор на природе (на речке, в лесу…)?

Соответствие уровня экологических знаний и характера поведения в природе.

Почему ты в парке бросил фантик на дорогу? Можно ли так поступать? Как правильно вести себя в лесу?

Практическая природоохранная деятельность

Что ты сделал прошлой зимой для птиц? Как ты охраняешь природу? Зачем ты это делаешь?

Пропаганда охраны природы

Надо ли объяснять детям, как вести себя в лесу, на реке, в парке? Как вести себя в зоопарке? Как бы ты поступил, если увидел, что рвут редкие растения или убивают редких животных?

Оценочные умения

Красиво или некрасиво кидать мусор на улице? Рвать цветы? Дразнить диких животных? Полезно или вредно для здоровья гулять по парку, а для живых существ?

Анкета для детей представлена в Приложении 1.

Учащимся было предложено ответить на 18 вопросов анкеты. Представленные детьми ответы были зафиксированы и оценены по шкале (таб.3).

Таблица 3 - Оценка показателей

Показатель

Балл

Критерии оценки

Интерес к природе

Отсутствие интереса к природе и желание её охранять

Слабый интерес к природе и отсутствие желания её охранять

Проявляется слабый интерес и желание охранять природу только при наличии выгоды для себя

Проявляет достаточный интерес к природе, но слабое желание охранять её

Мечтает о больших делах по охране природы, проявляет готовность и желание лично участвовать в её охране

Эмоциональное отношение к природе

Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе

Слабая эмоциональная развитость личности

Видит красоту природы, но эмоционально не проявляет своего отношения к ней

Эмоционально отзывчив, но не проявляет желания выразить своё отношение к природе в творческой деятельности

Эмоционально отзывчив, проявляет желание выразить своё отношение к природе в творческой деятельности

Соответствие знаний и поведения в природе.

Не знает правила поведения в природе и не соблюдает их.

Знает правила поведения в природе, но не соблюдает их.

Поведения в природе не всегда соответствует нормам, знания удовлетворительные.

Экологические знания хорошие, поведение в природе почти всегда соответствует известным нормам и правилам

Экологические знания высокие, поведение в природе соответствует нормам

Практическая природоохранная деятельность

Уклонение от практической природоохранной деятельности, несформированность мотивов этой деятельности

Эпизодическое участие, ведущий мотив - утилитарный

Практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер, ведущим является утилитарный мотив

Под руководством учителя работает в сфере охраны природы, ведущим является эстетический мотив

Активно участвует в природоохранной деятельности, ведущим является нравственный или познавательный мотив

Природоохранная пропаганда

Считает ненужной пропаганду идее охраны природы

Пропаганда носит эгоцентрический характер

Считает пропаганду идей охраны природы необходимой

Занимается пропагандой идей охраны природы под руководством учителя

Самостоятельно пропагандирует идеи охраны природы

Оценка состояния природы

Не умеет оценивать

Оценивает с утилитарных эгоцентрических позиций, осуждает жестокость, уничтожение природы

Проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков других, но не оценивает адекватно свои поступки

Проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков как своих, так и чужих

Умеет практически оценивать с экологических позиций свои и чужие поступки, осуждает неправильное поведение в природе

Минимальное количество баллов – 18. Максимальное – 90. В соответствии с проанализированными данными, опираясь на методику оценки уровня сформированности экологических отношений, было выявлено 5 уровней: высокий (80-90 баллов), выше среднего (60-79 баллов), средний (40-59 баллов), ниже среднего (29-39 баллов), низкий (18-28 баллов).

Были получены следующие результаты (см. рис.1).

Рис.1. Результаты констатирующего эксперимента

Таким образом, в группе трое учащихся со средним уровнем, у троих зафиксирован уровень «выше среднего» и по одному учащемуся с низким и высоким уровнем.

Проанализируем полученные данные по разделам: интерес к природе, эмоциональное отношение к природе, соответствие знаний и поведения в природе, практическая природоохранная деятельность, природоохранная пропаганда, оценка состояния природы (рис.2).

Рис.2. Анализ показателей

Интерес к природе: у детей проявляется слабый интерес и желание охранять природу только при наличии выгоды для себя

Эмоциональное отношение к природе: дети эмоционально отзывчивы, но не проявляют желания выразить своё отношение к природе в творческой деятельности.

Соответствие знаний и поведения в природе: у детей колеблется между « знает правила поведения в природе, но не соблюдает их» и «поведения в природе не всегда соответствует нормам, знания удовлетворительные».

Практическая природоохранная деятельность: практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер, ведущим является утилитарный мотив.

Пропаганда охраны природы: считает пропаганду идей охраны природы необходимой.

Оценочные умения: проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков других, но не оценивает адекватно свои.

Итак, экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.

Список использованной литературы

    Брязгина Т.А. Взаимосвязь семьи и школы в формировании экологической культуры школьников//Молодой ученый. – Электронный формат. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/8/3240

    Веселова, Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала// Начальная школа. -2003. – №2. – c.110-113.

    Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.

    Виноградова Н.Ф.Окружающий мир: Методика обучения: 1–4 классы. – М.: ВентанаГраф, 2005. – 240 с.

    Мазитова Л.А. Формирование у младших школьников экологического отношения к природе//Начальная школа. Плюс ДО и После. – 2007. – №6.– С.8-12.

    Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.– 184 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Солидарность

Елецкого муниципального района Липецкой области

Доклад

«Формирование экологической культуры у младших школьников»

Подготовила учитель

начальных классов

Пантелеева Наталья Ивановна

2017 год

«Земля - наш общий дом!»

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества. Экологическими знаниями должны обладать все. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования. В целом экологическое воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.

Проблемы экологического воспитания следует решать на классных часах, экологических праздниках и конференциях, родительских собраниях, педагогических советах, на уроках и во внеурочное время.

Одной из эффективных форм экологического воспитания, является внеклассная работа, которая имеет большое учебно-воспитательное значение. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и осмыслить полученные на уроки знания, превратить их в стойкие убеждения, учесть разносторонние интересы, легко осуществить индивидуализацию обучению и применять дифференцированный поход.

Внеклассное мероприятие по экологии и охране окружающего мира. Может быть использовано для работы с учащимися, как начальной школы, так и среднего звена.

На уроках окружающего мира, учащиеся знакомятся с основными законами экологии, с целью понимания принципов сбалансированного существования природы и общества.

Особенный интерес у детей вызывает проведение экологических недель.

Экологические недели проводятся с целью формирования основ ценностного отношения ко всему живому, через привлечение к изучению и защите животного мира. Проведение тематических недель активизируют познавательный интерес учащихся к учебным предметам. Дают учащимся возможность применять полученные знания и умения во внеурочной деятельности, формируют желания принять активное участие в деятельности по защите окружающей среды. Развивают коллективное творчество, толерантность в отношениях со сверстниками, расширяют общий кругозор учащихся, способствуют выработке первоначальных практических навыков гуманно - созидательного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Ну и, конечно, содействуют экологической грамотности учащихся.

Данные мероприятия помогают подчеркнуть значимость окружающей нас действительности, познакомив учащихся с проблемами экологии на современном этапе , обратить внимание школьников на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу .

Вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий предметных экологических недель приводит к потребности дополнить и расширить знания в области охраны окружающей среды, особенностей природы родного края, рационального природопользования, нацеливает на решение практических задач улучшения окружающей природной среды.

В классе следует провести конкурс рисунков о животном и растительном мире, конкурс чтецов «Давайте будем беречь планету!» и т. п., подготовить и защитить проекты «Красная книга» и т. п. Дети всегда очень эмоционально читают стихотворения, поют песни, инсценируют отрывки из произведений о природе. В целях использования экологических знаний и экологической культуры как эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы и прививая практические навыки экологической работы, следует систематически проводить экологические десанты по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории. Уборка парковой зоны в районе школы, экологический десант в окрестностях села, города. Очень активно дети включаются в акцию «Посади дерево» - посадка саженцев деревьев хвойных и лиственных пород, кустарников, посадка саженцев плодовых деревьев на пришкольном учебно - опытном участке.

Следует вовлекать учащихся принимать активное участие в акциях: «Сохраним первоцветы», «Чистый берег», «день воды», «День экологических знаний», «День защитника окружающей среды». Большой воспитательный эффект оказывают следующие мероприятия и праздники: выступление на линейках «Ради жизни на Земле», «День птиц» с вывешиванием скворечников для птиц, оформлением стенда «Птицы и животные нашего края», викторины «птицы нашего края», «Птичья столовая» и т. п. Дети с огромным желанием стремятся помочь беззащитным птичкам особенно в зимний период. Они мастерят совместно с родителями кормушки, а потом торопятся их развесить, чтобы угощать птиц кормом.

С целью повышения качества биологической подготовки учащихся и поднятия значимости фенологических наблюдений во всех классах следует проводить сезонные и тематические натуралистические экскурсии в определенной последовательности, по сезонам года в соответствии с тематикой учебной программы и внеклассной работы. В данном направлении необходимо, чтобы практически все натуралистические экскурсии носили комплексный характер, с целью раскрытия осознанности у учащихся процессов в системе человек - природа - общество.

Очень увлекают детей походы в библиотеку, где они знакомятся с новинками по данной проблеме. Детям нужно предложить выставку книг, журналов, газет. И она обязательно привлечёт внимание юных читателей к литературе, которая рассказывает об экологических проблемах, раскрывает многообразие жизни на планете, показывает красоту окружающего мира. Никто из детей не останется равнодушным.

В конце мероприятия детям можно вручить памятные эмблемы юных экологов, памятки.

Такие мероприятия помогут в непринужденной обстановке сформировать у учащихся систему знаний о живой природе и ее отдельных представителях. Ф ормировать познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении, коммуникативные навыки при работе в группе, в парах, развивать творческие способности и применять экологические знания на практике, прививать экологическую культуру.

Экологическую работу следует проводить и среди родителей, учителей и остального населения. Для освещения экологической проблемы среди родителей и учителей во время родительских собраний, диспутов, заседаний возможно проводить лекции, читать доклады «Экологическое воспитание в семье», «У природы есть друзья: это - мы - и ты, и я»; проводить экологические праздники с приглашением родителей и родственников учащихся «Сохраним краски природы» и т. п.

Ожидаемые конечные результаты .

1. Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

2. Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности

3. Привитие понимания необходимости бережного отношения к младшим «братьям».

4. Воспитание чувства ответственности за красоту и чистоту природы.

5. Формирование экологической культуры.

6. Расширение знаний детей о природе родного края.

7. Выработка ответственности за собственное благополучие и экологическое благополучие окружающей среды;

8. Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Используемая литература:

Зверев А.Т. Экология. Наблюдаем и изучаем./ А.Т. Зверев. - М.: Издательский центр «Оникс», 2015. - 47 с.

Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства./ С.Н.Николаева. - М.: Издательский центр «Инфра». Серия научных мыслей, 2007. - 216 с.

Бродский, А.К. Общая экология / А.К.Бродский. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256 с.

Горохов, В.Л. Экология: Учебное пособие /В.Л.Горохов, Л.М.Кузнецов, А.Ю.Шмыков. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2005. - 688с.

Аксаков С. Т. Рассказы о родной природе / С. Т. Аксаков; рис. Г. Никольского. - Детская литература, 1988. - 143 с.: ил. - (в пер.)

Платонов А. П. Неизвестный цветок: рассказы и сказки / Андрей Платонов; худож. В. Горячева; вступ. ст. А. Акимовой. - Москва: Детская литература, 2014. - 238 с.: ил. - (Школьная библиотека).

Пришвин Михаил Михайлович. Избранные сочинения / Михаил Пришвин; Паустовский К. Г. Избранные сочинения / К. Г. Паустовский; сост., вступ. ст., коммент. А. Н. Варламова. - Москва: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2014. - 825 с. - (Библиотека школьника)

Абрамов Федор Александрович. О чем плачут лошади: рассказ // в кн.: Абрамов Ф. А. Дом: роман; Повести; Рассказы; Публицистика /Ф. А. Абрамов; сост. Л.В. Крутикова. - Москва, 1988. - 670 с.

Сент-Экзюпери А., де. Маленький принц: сказка / Антуан де Сент- Экзюпери; рис. Автора; пер. с фр. и послесл. Н. Галь. - Москва: Детская литература, 2008. - 119 c.: ил. - (Школьная библиотека. - (в пер.)

Скребицкий Г. А. Лесные переселенцы: рассказы о животных / Г. А. Скребицкий. - Москва: Издательство МГУ, 1990. - 224 с.: ил.

Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебной работы.

Основными формами организации учебной работы учащихся в начальной школе являются: урок, лабораторно-практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа и экскурсия.

Основной формой организации процесса обучения естествознанию считается урок. Система уроков дает возможность учителю преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной работой учащихся. Уроки природоведения имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. Современная школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требований, отличных от традиционно установившихся. Главной целью современного урока становится не передача знаний от учителя ученику, а приобщение младших школьников к систематической творческой деятельности. Главное, чтоб и учитель работал творчески, не используя трафаретность при проведении урока.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Как ознакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Но «обрушивать» эти запреты «сверху» нельзя, нужна целенаправленная, кропотливая работа, ориентированная на то, чтобы правила поведения были прочувствованы, понятны.

Эти правила начинаются с самого начала курса, когда дети сами отвечают на вопросы: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?» «Откуда берется и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» Они сами делают выводы, что можно, а что нельзя, анализируя ситуацию.

Аналогично дети рассуждают и отвечая на вопросы о воде: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» Далее работа ведется охватывая мир животных и растений. Начиная с 1-класса я ввожу понятие: «Красная книга Забайкалья», «Красная книга России». Мы пытаемся смоделировать подобную книгу с детьми, на уровне их познаний. Заполняется она по мере изучения разделов: растения, животные, птицы, насекомые. Ее можно дополнять с каждым годом обучения (видеомат-л).

Целесообразно при такой работе использовать интегрированный урок. В курсе уроков чтения (учебник Р.Н.Бунеева) очень много материала для подобных уроков.

Например, можно использовать необычный сюжет сказки «Куда лето прячется». Вывод приводит к неожиданной развязке - лето прячется в почках на деревьях. И дети с интересом обсуждают факт, как сказка обернулась явью.

Так, во втором классе, где неживые, привычные предметы оживают, можно связать воедино уроки чтения, развития речи, природоведения. Дети охотно включаются в игру и начинают фантазировать. Для этого можно использовать начало фразы: «Что со мной случилось бы, если бы я был… (деревцем, листиком, цветком и т.д.)(Приложение).

Работая с текстами Виктора Хмельницкого «Гора», «Снег и скрипка», дети анализируют предметы и явления, которые нас окружают, наблюдают и фантазируют. В результате у них получаются интересные сочинения-миниатюры (см. Приложение).

Такой прием помогает почувствовать единение человека с природой, вживаясь в образ необычного для себя существа, приходит понимание того, что каждый листик, каждая травинка живут своей жизнью, которую необходимо оберегать.

Эту работу я продолжала и на уроках русского языка и изобразительного искусства. Результатом этих уроков становились красочно оформленные детьми рефераты, сочинения соответствующие их уровню развития.(См. приложение)

С возрастом у детей меняется и восприятие окружающего мира. При подготовке рефератов они уже сами стремятся использовать как можно больше дополнительной литературы.

Если, к примеру, во втором классе дети приносят энциклопедию или другую литературу, чтобы показать, какая у них есть книга, то в 4ом классе им важна не сама книга, а тот материал, который в ней содержится. Это очень хорошо отслеживается в таблице (приложение.) Позже я наблюдала за деятельностью детей в старших классах, после открытых уроков учителя отзываются положительно о самоподготовке детей. (видеоматериал) Дети приносят книги, энциклопедии, способствующие более продуктивному усвоению материала.

В 3ем классе с моей точки зрения можно наблюдать самую интересную работу детей, при чем в самых различных направлениях.

Например, подготовку к изучению природной зоны - “Степь” и описание грозы в степи (отрывок из произведения А.П. Чехова) я начинаю с посещения нашего ипподрома. Дети с удовольствием слушают о лошадях, их привычках, знакомство с условиями их содержания, катаются, а затем мы рассматриваем ландшафт ипподрома. Обычно экскурсия приходится на конец осени, и дети хорошо ощущают бескрайность степи - нет ни дерева, ни кустика всюду открытое пространство и только на северо-западе тянется Яблоновый хребет.

Когда же начинается изучение отрывка детям легче понять, почему испугался мальчик, попав в грозу в степи, а также восприятие описания самой степи дается легче. При изучении же природной зоны дети сами называют обитателей степи, устанавливают биоцепочки.

К сожалению, все природные зоны так изучать нет возможности. Но вместо экскурсии на выручку приходят ТСО.

Дети видят гватемальские джунгли, побережье Австралии, красоты Большого Барьерного рифа, могут насладиться зрелищем летнего полярного дня в Арктике, царство Карибу и Медведей гризли. Открывают для себя Индию осенью: тигры, разгуливающие по джунглям, обезьяны, павлины, роскошные банановые и манговые деревья, увидят смышленых обезьян греющихся в горячих вулканических источниках, услышат грозный рев водопада Виктория. Увидят неприступные Гималаи, бескрайную Сахару, несметные стада животных, кочующих по саванне вслед за серенгети и т.д.

Все это постепенно ориентирует детей на то, чтобы их поведение в природе было осознанным и бережным.

Возвращаясь к такой форме деятельности как экскурсия, хочу сразу заметить, что сама по себе экскурсия достаточно традиционная форма учебной работы. Тем не менее она довольно эффективна и способствует выработке определенных практических умений у учащихся, конкретизации теоретических знаний.

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Первые задания могут носить характер наблюдений: выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или ближайшего участка леса. Часто после таких экскурсий у детей возникает желание сделать что-то полезное, чтобы сберечь хоть маленький участок парка. Особый интерес вызывает задание придумать знаки, которые помогли бы сохранить уголок парка или леса (см. приложение).

Позже я выезжала с детьми в пойму р. Кайдаловки за городом. В процессе экскурсии мы не только находили вечнозеленые растения (брусничник и грушанку), не только наблюдали за растительностью луга и леса, но и обращали внимание на то, как нарушались правила поведения в природе. Поскольку экологическая задача ставилась до такого похода-экскурсии - дети захватили с собой мешки для мусора и насколько было в их силах попытались очистить хотя бы небольшую площадь.

Еще одну такую экскурсию мы совершили в парк возле Дома Детского Творчества. И здесь уже дети работали по плану:

1. Насколько уникальна территория

2. Основные проблемы

3. Степень вытоптанности

4. Состояние деревьев, их повреждение

5. Степень загрязнения

6. Проблемы охраны данного уголка.

Вот как оценили дети территорию:

Территория необычна тем, что в центре города сохранились такие большие сосны и их не вырубили. Удивительно, что мы видели дятла у этих деревьев - тоже в центре города. Основные проблемы -это вред, наносимый посетителями: мусорят, выгуливают собак. Часть территории вытоптана - трава не растет совсем или очень маленькая. Деревья - не повреждены, а кустарники встречаются с поломанными ветками. Часть территории загрязнена посетителями. Территорию нужно охранять и соблюдать правила посещения природных уголков каждому человеку. Тогда этот парк будет не только чистым, но и красивым. Здесь будет приятно гулять и отдыхать.

Одна из сложностей при обучении и воспитании экологически культурной личности - это умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем.

Дети еще не осознают масштабности окружающего мира и иногда затрудняются прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. И здесь на помощь приходит игра.

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Таким образом, игра - модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения. В процессе игры ученик выходит из роли пассивного слушателя и становится активным участником учебного процесса. Активность проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практических задач. Отход от стандартного мышления создает мотивацию к обучению.

Вот пример, как игровой момент помогает установить причинно-следственную связь.

1кл. Фрагмент урока природоведение тема: деревья хвойные и лиственные

Уч. Посмотрите ребята кто пришел к нам в гости?

1 Уч. Хрюша.

2 Уч. Это Хрюша, он из передачи “спокойной ночи малыши”

Уч-ль: верно Молодцы, узнали!

А теперь посмотрите: Хрюша гулял в лесу и принес нам веточку из леса.

1Уч: Какая красивая, листики зелененькие.

2Уч: А зачем ее хрюша сорвал?

Дереву же больно!

Уч-ль: А почему ты думаешь что дереву больно?

2Уч: А как же? Оно ведь живое!

3Уч: Нельзя ломать ветки! Вот если бы у нас руки ломали…

Уч-ль: Но ведь ветка такая красивая!

2Уч: Ну и что? Она будет смотреться в лесу.

3Уч: Можно же ее сфотографировать. А если 100 человек придет. И каждый по веточке отломит?

Уч-ль: А что же, правда, может случится, если каждый гуляющий будет ветки ломать?

2Уч: Вместо леса будут палки или прутики торчать.

Уч-ль: А если леса не будет…

1Уч: Там же звери живут - где тогда им свои домики делать?

2Уч: А вдруг у мамы - птички, маленькие дети, они могут погибнуть.

3Уч: А еще деревья нам очищают воздух, а если леса не будет мы можем задохнуться…

При изучении нового материала можно использовать и занимательный момент, и игровой момент, и сюжетно-ролевую игру (см. видеом-л).

Курс программы А.А.Плешакова построен так, что каждый последующий год логически продолжает изученное в предыдущем на более глубоком уровне. Важная задача курса - преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы как в своем крае, так и в родной стране. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, "на глазок", закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроением на преодоление экологических проблем.

Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.

"Экологическая культура" есть одно из проявлений общей культуры (от латинского cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) .

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий среды. Следовательно, понятие "экологическая культура" сложное и многогранное. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема, на наш взгляд, наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой - Симоновой. По определению Л. П. Салеевой - Симоновой, экологическая культура - это качество личности, компонентами которой являются:

  • - интерес к природе и проблемам ее охраны;
  • - знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
  • - нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  • - экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;
  • - мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении .

На современном этапе развития человечества обращение к наукам природы связано с углубляющимся экологическим кризисом и поисками выхода из него, необходимостью экологического образования, начиная с самого раннего возраста.

В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности.

Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно - экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека.

Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.

Ученые Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура, по мнению А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей .

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

  • - культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения ;
  • - культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
  • - культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева , включает следующие основные компоненты:
  • - интерес к природе;
  • - знания о природе и ее охране;
  • - эстетические и нравственные чувства к природе;
  • - позитивная деятельность в природе;
  • - мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.

С позиции современных исследований начальная школа - важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире .

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей - активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребенка, то есть _ приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям следует, предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

Учащиеся младшего школьного возраста проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках окружающего мира.

Интерес - мощный стимул активности учащихся. Воспитание интересов - необходимое условие развития активности и направленности личности, поэтому направленность интереса, его содержание, широта или узость служат показателем активности ребенка. Именно в интересе проявляется отношение человека к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является стимулом формирования бережного отношения к природе, с другой - его результатом, знаменующим собой относительную завершенность определенного этапа экологического воспитания. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой его ступени .

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

  • - формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;
  • - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали .

  • 1. Познавательный - это понятия, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии.
  • 2. Ценностный - осознание детьми значения природы как универсальной ценности.
  • 3. Нормативный - этот компонент обозначает овладение нормами поведения в окружающей природной среде.
  • 4. Деятельностный - овладение видами и способами общественно - полезной практической деятельности школьника, направленной на формирование умений экологического характера.

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

И.Д. Зверев считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха .

При разработке проблемы экологической культуры педагоги учитывают тот факт, что отношение к природе имеет 3 аспекта. Первый выражает отношение к природе как всеобщему условию и предпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Второй - как отношение к собственным природным данным, к своему организму, который включен в систему экологических взаимодействий. Третий представляет отношение людей к деятельности, связанной с изучением и охраной природной среды.

Решающую роль в развитии системы отношений человека играют общественные отношения, под воздействием которых формируются его установки и поведение в социальной и природной среде.

Активная форма отношения к окружающему миру выражается в деятельности, связанной с целесообразным его изменением и преобразованием. Всякая деятельность включает цель, средство, результат и сам процесс.

Поэтому методологическая основа формирования экологической культуры включает следующие принципиальные положения:

  • - сущность человеческой личности выражается в системе отношений с человеком, обществом, природой;
  • - ответственное отношение к природе является важнейшей целью общеобразовательной школы и характеризует всестороннее развитие личности школьника;
  • - отношение к природе формируется как ответственное на основе целостного развития разных его сторон: научной, экономической, практической.

В соответствии с общей педагогической теорией и основными положениями комплексной экологии содержание экологической культуры должно раскрывать научные, ценностные, нормативные и деятельностные аспекты взаимодействия общества с природой, характеризовать глобальное значение экологических проблем и идей оптимизации природоиспользовании:

  • - научные аспекты представлены социальными, естественными и техническими закономерностями, теориями и понятиями, которые характеризуют человека, труд, природу, общество в их взаимодействии;
  • - ценностные ориентации как установки и мотивы деятельности предполагают осознание школьниками значения природы как универсальной ценности;
  • - нормативные аспекты включают систему моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной среде.

Структурными этапами формирования экологической культуры является:

  • - выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;
  • - определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы;
  • - выявление исторических истоков экологической проблемы и путей ее разрешения на разных этапах общественного развития;
  • - выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека; характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном и региональном уровнях;
  • - практическая деятельность учащихся по оценке окружающей среды своей местности, решению местных экологических проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.

В соответствии с этим этапами и спецификой экопроблем избираются соответствующие методы, средства и формы организации обучения.

Эффективность формирования экологической культуры школьника зависит от того, насколько в учебном процессе будут учтены основные звенья преобразования общественных отношений и компоненты внутренней структуры личности: общественные отношения потребности интерес цели мотивы установки ценностные ориентации. Каждое звено представленной последовательности обладает относительной самостоятельностью. Целью формирования экологической культуры состоит в том, чтобы наиболее полно преобразовать общественную необходимость сохранения природы во внутренние потребности и интересы школьника. Его планируемым результатом является сформированность ответственного отношения к природной среде, умений понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.

Таким образом, экологическая культура складывается из экологических знаний и умений, экологического мышления, ценностных ориентаций, экологически оправданного поведения. Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. В основу же экологического образования ложатся следующие проблемы: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимого условия сохранения здоровья человека; преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе.