Open
Close

Православный благотворительный фонд «алатырь. Архимандрит Иероним (Шурыгин) Архимандрит иероним шурыгин

Испорченный телефон газеты "Известия"

Источник: Русская линия, Известия

От редакции: Это письмо мы получили от секретаря Свято-Троицкого Алатырского православного мужского монастыря с просьбой о публикации. Полагаем, что слухи, в изобилии распространяющиеся "на православную тему", которые дискредитируют нашу Церковь, следует оперативно опровергать. Стоит только заметить, что Борис Клин не некий, а вполне реальный журналист, пишущий на религиозные темы в "Известиях". А священники и богослов Ю.Максимов, упоминаемые в статье Б.Клина, не осуждают отца Иеронима, а говорят только о самой проблеме пророчеств. Так что к ним предъявлять претензии не стоит.

Печально видеть, как желтеет российская пресса.

"Вот уже три дня в российском интернете бурно обсуждается предсказание архимандрита Иеронима из Чувашии о предстоящем в ноябре захвате Екатеринбурга китайцами."Начнется резня, надо срочно все бросать, продавать недвижимость и валить куда-нибудь в Подмосковье или, например, в город Муром", – якобы внушал своим духовным чадам знаменитый батюшка", – пишет в своей статье "Китайцы захватят Екатеринбург в ноябре?" в газете "Известия" от 25.08.08 некий господин Б.Клин.

Как не стыдно клеветать на священника? И кто, в конце концов, стремится к войне с Китаем – не тот ли, кто без стыда об этом столь громко кричит, что эхом отзываются и все другие СМИ.

И основанием для упомянутого бурного трехдневного обсуждения (жаль, конечно, что автор постеснялся указать, где непосредственно бушевала эта буря) становится информация, имя которой – клевета! Можно было бы не отреагировать, но как говорится – клин клином вышибают.

"Связаться с отцом Иеронимом, наместником Алатырского мужского монастыря, "Известиям" не удалось" – пишет автор. А хотелось ли ему вообще? Где же тогда сенсация и столь гнусная хула на почтенного наместника и духовника известного православного монастыря?

Официально заявляем, что отец Иероним никогда не говорил ни про резню, ни про захват китайцами Екатеринбурга, и даже сама фраза, придуманная автором, с призывом куда-то там "валить" – как Восток от Запада далека от речи православного священника. Старцем он себя никогда не считал и не считает, и никому ничего и не внушает. Внушать – это задача "желтой" прессы!

Что же касается благословения переехать в Россию, то это безусловно было, но касалось отдельных семей, по причинам, известным только о.Иерониму как духовнику. И Бог ему судья, а не газета "Известия".

Всем же мужчинам, особенно офицерам о.Иероним говорит совсем другое – готовить мундиры к защите Отечества. Когда же началась война в Сербии, то о.Иероним с братией писал прошение Святейшему Патриарху Алексию поехать и помочь сколько возможно православным братьям, и Патриарх поблагодарил его за ревность, но не благословил. Православные монахи не боятся смерти, поверьте, господа репортеры!

Никого же не удивило, что в войне в Южной Осетии первым делом вывозились из зоны конфликта мирные жители. Что же тут непатриотичного – сохранить жизнь тем, кто может погибнуть безоружным и беззащитным?

Что касается непростых отношений с Китаем, то сам же автор приводит подтверждение этому у святого Серафима Вырицкого, и у Печерских старцев, но почему-то, и преподобный Серафим Вырицкий, и Псково-Печерские старцы, по приводимой автором цитате – это какая-то "околоправославная среда". Но кто же тогда православная среда, господин Клин, – видимо высказавшиеся господа доценты и профессора духовных академий?

Современный мир давно перестал доверять Воле Божией, открываемой через святых угодников Божиих, но твердо "верит" в непогрешимость СМИ и тех "угодников", которые красноречиво вещают с их трибун.

Дорогие батюшки, осудившие отца Иеронима, а вы не подумали, а может газета врЁт, бестия? А? Вы с кем, дорогие и возлюбленные во Христе? Позвоните о.Иерониму и спросите – его ли эта фраза или господина Клина?

Испорченный телефон лучше заменить, чтобы белое на окалялось черным, и высказывания удивленных "нетипичным для православия и антигосударственном призывом" не оказалось не только духовным, но и моральным ущербом!

И, если бы праведный Ной слушал не Бога, а окружающих, жили бы вы?

Секретарь Свято-Троицкого Алатырского православного мужского монастыря иеродиакон Корнилий (Уланов)

Отец Иероним родился в 1934 году, селе Песочном Ярославской области. Храм в селе был уже закрыт, но Бориса с детства влекло в церковь. Ближайший храм находился в семи километрах от дома, в селе Дюдькове, туда и ходил он украдкой от родных и знакомых. У церкви была похоронена бабушка. И когда кто-либо спрашивал, куда он ходит, отвечал, что на могилку к бабушке. Приходя на службу, Борис становился сзади, у входа в храм, чтобы никто его не заметил. А причины скрываться были. Это было время официального атеизма и бескомпромиссной антицерковности. Родители Бориса боялись открывать свою веру. Его мать была учительницей. Она понимала, что, если узнают, что ее сын посещает храм, то ей не только угрожает увольнение с работы, но возможна и более серьезная расправа. Поэтому, когда она замечала, что сын украдкой ходил в Дюдьково, то причитала: «ты нас всех погубишь!».

Сейчас, по прошествии более полувека, у отца Иеронима наладились теплые отношения с клиром и прихожанами дюдьковского храма. Каждый год он приезжает на свою родину и особым трепетом совершает Божественную литургию в том месте, которое в его детстве было самым святым.

Уже юношей Борис ездил в районный центр – Рыбинск, где посещал Вознесенско-Георгиевский храм. Здесь он познакомился с его настоятелем – игуменом Максимом (в последствии – епископ Аргентинский и Южноамериканский, затем архиепископ Омский и Тюменский, Тульский и Белевский, Могилевский и Мстиславский). В этом храме Борис впервые стал алтарничать. Именно игумен Максим посоветовал поступать в Ленинградскую духовную семинарию и дал рекомендацию.

В семинарию Борис поступил в 1956 году. Это было время разгара «хрущевской церковной реформы». Руководитель советского государства задался целью покончить с Церковью и провозгласил идею «перестройки» церковной жизни. Она, как и все в хрущевской политике, была противопоставлена предыдущей сталинской эпохе, в конце которой советское государство осуществило некоторые послабления в своем открытом гонении на Церковь. Задачей новой политики стало предотвращение церковной проповеди в любом виде. Многие силы государства были брошены на то, чтобы отгородить Церковь от молодежи и тем самым подорвать ее подпитку новыми силами.

Руководство семинарии обязано было подавать сведения о поступивших в нее на учебу уполномоченному по делам религий, а тот направлял информацию о них в местные органы власти. Ведь это был их «недочет». В начале к родителям Бориса приходили люди из районного отделения комсомола, которые обещали, что если те настоят, чтобы сын покинул семинарию, то его определят в хороший ВУЗ, дадут путевки в санаторий. После этого в сельском клубе было устроено собрание, на котором произносились обличительные речи в адрес матери: «Позор такой учительнице! Мы доверяли ей своих детей, а она не смогла воспитать своего собственного сына!». Несколько позже семья переехала в Дубну, куда после окончания высшего образования в Институт атомных исследований был распределен старший брат Бориса. Бухгалтером в институт устроился и отец. Когда сюда дошли сведения о его младшем сыне, то также было созвано специальное собрание. На нем от Ильи Ивановича потребовали отречься от сына. Он отказался. На его защиту выступил академик Боголюбов, который пристыдил собравшихся: «Что же вы хотите: чтобы он, как Иван Грозный, убил сына?». Своей речью он смягчил обвинительный накал. Отцу вменили строгий выговор, а брату, который должен был поехать с командировкой в Польшу, был запрещен выезд за границу.

Но не таким суровым был семинарский период в жизни самого Бориса. Руководство духовных школ всеми возможными силами старалось оградить учащихся от нападок враждебного к ним государства. Учащиеся были окружены благородными и преданными своему служению преподавателями, большинство из которых были выпускниками дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии. Поэтому годы учебы отец Иероним вспоминает как самое светлое время своей жизни.

В первом классе ему довелось познакомиться с архимандритом Никодимом, который тогда заканчивал духовную академию. Вокруг архимандрита, который служил в Ярославской епархии, собирались семинаристы-ярославцы. (Одну из таких встреч запечатлело фото 1956 года). В 1960 году архимандрит Никодим был посвящен во епископа Подольского, а через некоторое время назначен правящим архиереем на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Именно архиепископ Никодим и совершает в 1961 г. постриг, а затем и рукоположение окончившего семинарию Бориса Карпова. Для того времени это были настолько необычные события, что о них было сообщено в центральном церковном печатном органе – Журнале Московской Патриархии.

Знаменательно, что последовавшая вскоре священническая хиротония отца Иеронима состоялась 30 июля на память преподобного Саввы Сторожевского. Лишь позже ему стала понятно промыслительное значение этого дня.

Архиепископ Никодим назначил молодого иеромонаха настоятелем в Благовещенский храм Ярославля, но вскоре передумал, и со словами «у меня монахи должны быть образованные» благословил поступать в Ленинградскую духовную академию. Четыре года молодой пастырь проходил обучение в академии, а после ее окончания еще три года – в аспирантуре при Московской духовной академии, последние два года – заочно, поскольку он был назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска и благочинным Олонецкой епархии.

Не могу сказать точно, но предполагаю, что многие считают Святость уделом избранных. Уделом единиц. Таких гигантов Духа как, например, преподобные отцы наши Сергий Радонежский или Серафим Саровский. А для нас, обычных грешников, это - недостижимый идеал. Красивый, сверкающий где-то в Небесах, но нереальный «по определению». Как, к примеру, нам - мирянам, «на полчасика» полностью остановить в голове суматошный бег мысли? Или абсолютно достойно подготовиться к Святому Причастию? Это же невозможно! - воскликнем мы. А значит, и особо стремиться к этому не нужно - выше головы не прыгнешь. Довольно с нас того, что мы в душе считаем себя православными, носим крестик и иногда, в перерывах между грехами, появляемся в церкви. Воткнём свечку - и вон оттуда!!!

Однако, посетив на днях с нашим приходом Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и стоя у могилки священноархимандрита Иеронима, я вспомнил одну его интересную и поучительную фразу.

Но вначале немного о личности этого уникального человека.

ПОДВИГОМ ДОБРЫМ ПОДВИЗАЛСЯ ... Скажу сразу, в узкий круг его духовных чад я не входил, но к советам батюшки прислушивался. Иногда приезжал, ещё чаще звонил. И он всегда обстоятельно и полно отвечал - хоть из своей кельи, хоть из Москвы, хоть с Екатеринбурга... И ни разу не прервал разговор, не скомкал его и не сказал: «Сергий, прости, я сегодня ужасно плохо себя чувствую». Только иногда, внезапно остановив речь, надолго замолкал... А когда он принимал людей у нас, в Ульяновске, я обязательно посещал его со всей семьёй. И причиной тому была его несомненная прозорливость.

Отношения с ним омрачались лишь необходимостью скрывать эти контакты от нашего первого правящего архиерея. Мы одинаково любили их обоих, но что за бесёнок проскакал между ними? И когда? Не знаю... Говорят, что это тянулось ещё со времён их молодости в Псково-Печерском монастыре. И, наверное, больше других от этого страдал именно я - редактор православной газеты. Алатырский монастырь Чувашской епархии активно возрождался, информация о нём шла потоком, а печатать я ничего не мог. Но вот однажды, в 2000 году, восставший из руин монастырь в Алатыре посетил сам Патриарх Алексий Второй. И они, наконец, встретились - два давнишних псково-печерских трудника - архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и наместник монастыря священноархимандрит Иероним (Шурыгин). Вместе, среди сонма архиереев, отслужили Литургию, причастились Христовых Тайн, в одном ряду стояли на солее и вполне дружески смотрели друг на друга. Фотографию эту храню до сих пор. Очень надеюсь, что именно тогда вся эта их грустная история и завершилась...

И вот теперь они оба упокоились - один в крипте под алтарём кафедрального собора в Ульяновске (+23.03.2014), а другой здесь - на монастырском кладбище Алатырского монастыря (+28.08.2013). Два трудника, два Пастыря, а теперь и два соседа. Что им сейчас делить? Оба горели любовью к Богу, оба не щадили своего здоровья ради трудов церковных и оба, по сути, пожертвовали собою ради нас, грешных. Подав нам этим, кстати, замечательный пример, буквально по апостолу Павлу: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7).

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ ... Думаю, судьбы этих двух подвижников ещё ждут своих внимательных исследователей, но кратко о жизненном пути отца Иеронима (в миру - Виктора Фёдоровича Шурыгина) я всё же упомяну. Что знаю.

Родился он в 1952 году на Урале, в удалённой деревушке. Но детство и юность провёл в Анапе и Новороссийске. Отец его, офицер НКВД, одно время даже был начальником лагеря в ГУЛАГе. Но, несмотря на эту «токсичную» духовную среду, юноша смог найти свой путь к Богу. Чего ему это стоило в семье, можно легко представить. Да и внешняя среда была ещё та - 70-е годы, в стране - «развитой социализм» и за увлечение религией можно было легко оказаться «на излечении» в психиатрической больнице. Но Господь миловал.

Жажда духовной жизни, и послушание известному кавказскому старцу архимандриту Илариону, привели в 1976 году будущего отца Иеронима в Псково-Печерский монастырь, под опёку великого Иоанна (Крестьянкина). Затем, в 1987 году, уже в сане иеромонаха, он попадает в Грецию, на Святую Гору Афон, а потом, в 1993 году - в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. И лишь в 1994 году приезжает он к Святейшему Патриарху Алексию Второму и просит благословить его на служение в Чебоксарскую епархию.

Так, в итоге, отец Иероним и оказался в тихом и небольшом чувашском городе Алатырь, на печальных руинах бывшего славного мужского монастыря. После революции именно сюда со всей обширной тогда Симбирской губернии свозило НКВД православное духовенство. Всех, вместе с семьями. По ночам во дворе включали трактор, клали на педаль газа увесистый кирпич и шли до утра непрерывные расстрелы.

В дальнейшие годы здесь чего только не было - последней была табачная фабрика, в нынешнем храме Сергия Радонежского... Однажды, в 1996 году, включив телевизор, я увидел в «Вестях» сюжет из Алатыря. Выступал незнакомый мне батюшка. Он призывал всех откликнуться и приехать возрождать древнюю алатырскую Святыню. Говорил о трудностях, а в глазах светилась радость, энергия и абсолютная уверенность в успехе! Запомнилось. Запало.

Но впервые приехал я сюда лишь спустя несколько лет, примерно в 1998 году. И показали мне тогда два больших фанерных ящика - они были доверху наполнены...черепами. Это монастырская братия, разгребая остатки табачной фабрики, постепенно вышла на более глубинный слой. Действительно, всё тайное рано или поздно становится явным - передо мной было огромное количество человеческих останков. Но что обращало внимание - в основном, косточки были светлые или золотистые. Позже, на Афоне, мне разъяснили - это явный признак святости, признак того, что души этих людей давно уже в райских Небесных Обителях.

Но всё равно, не выходят из памяти останки одной большой семьи: отца, матери и их пятерых малолетних детей. Все их светлые, желтоватые главы имели одну общую особенность - одинаковые по диаметру отверстия в затылке. От револьверных пуль...

Холодеет душа, сжимается сердце, наворачиваются слёзы. По-человечески грустно...

О ВОСХОЖДЕНИИ К СВЯТОСТИ ... Но вот наступил день, когда понятие Святости из красивой и абстрактной литературной аллегории вмиг превратилось для меня во вполне досягаемую и реальную возможность. И раскрыл нам этот духовный секрет отец Иероним. Дело было так...

Морозной зимой 1998 года я, накопив на бумажке целый список вопросов, появился у него в монастыре для беседы. Тут подошло время трапезы и в просторном помещении собрались все - монахи, трудники и паломники вроде меня. Все чинно расселись по рядам и молча ожидали прихода игумена. Распахнулась дверь и в трапезную стремительно вошёл отец Иероним. Началась совместная молитва.

Закончив её, батюшка обернулся к присутствующим и неожиданно произнёс слова, которые я запомнил навсегда. Звучали они властно, убедительно, от самого сердца. Всем нам было тогда абсолютно ясно, что это не прочитанные им ночью книжные истины, а некий «сухой остаток», практический опыт его собственной духовной жизни.

Он сказал:

- Отцы и братия! Я хочу, чтобы вы все (пауза)... стали святыми!!!

Мы онемели и замерли. Повисла напряжённая тишина...

- Но для того, чтобы стать святыми, перед этим, вы должны стать праведными!

Снова тишина и снова пауза. Батюшка молча и неспешно всматривался в наши лица...

- А для того чтобы стать праведными, перед этим, вы должны стать благочестивыми!

Где-то оглушительно звякнула о тарелку ложка...

- А для того, чтобы стать благочестивыми, вначале, вы должны стать воцерковлёнными! Аминь!!!

Конечно, он много оставил на земле добрых дел. Но лично для меня, самым важным и дорогим его даром останутся именно эти слова. Они открыли мне глаза, окрылили и дали надежду - оказывается, Святость доступна для всех?! Неужели и для меня?!.

Сергей Серюбин , православный режиссер и писатель, Ульяновск-Алатырь, август 2018

Священноархимандрит Иероним (Шурыгин) с братией


Архимандрит Иероним (в миру Шурыгин Виктор Федорович) родился 17 ноября 1952 года в селе Белоречка Кировоградского района Свердловской области. В 1973 г. закончил 10 классов в г.Анапе, С 1973 по 1974 г. учился в мореходной школе г.Новороссийска, в 1975 г. закончил торговый техникум г.Саратова.
С 1976 г. послушник Свято-Успенского монастыря в г.Печеры Псковской области. В феврале 1980 г. пострижен в монашество с именем Иероним в честь преподобного Иеронима Стридонского (память 15 июня по церковному календарю), 28 августа 1980 г. митрополитом Иоанном (Разумовым) был хиротонисан в иеродиакона, а 9 января 1981 г. в пресвитера.
С 1987 по 1993 г. в Свято-Пантелеимонове монастыре на горе Афон нес послушания келаря, ризничного, библиотекаря, благочинного, эконома, духовника и казначея, после чего уехал в Иерусалим и затем, вернулся в Россию в Чебоксарско-Чувашскую епархию.
С 1994 г. по 1995 г. настоятель церкви в с.Никулино Порецкого района.
С 1995 г. по настоящее время наместник Свято-Троицкого православного мужского монастыря в городе Алатыре.
Награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского 3 степени, званием Почетного гражданин города Алатыря, медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой», орденом Знак Почета Чувашской Республики, орденами и медалями различных общественных организаций.

Путь в монастырь

Многим насельникам Алатырского Свято-Троицкого монастыря его указал наместник обители Архимандрит Иероним (Шурыгин)
Свято-Троицкий мужской монастырь в чувашском городе Алатыре - древнее, отмеченное молитвенными монашескими подвигами место в Православной России, куда из разных краев и областей приезжают люди поклониться святыням, получить духовный совет и наставление. Среди боголюбцев немало духовных чад наместника монастыря Архимандрита Иеронима (Шурыгина), иные из которых по Промыслу Божию, когда приходит час, облачаются в черные одежды послушников, а затем принимают и монашеский постриг.
Даже непродолжительное время, проведенное в святой обители, настраивает душу на молитвенный лад, дает разуму обильную пищу для размышлений, а сердце до краев наполняет тихой радостью за нашу святую Православную веру, красота, чистота и крепость которой и сегодня многими путями приводят к Спасительной пристани - монашескому деланию - самых разных людей.
Монахиня Кириена: «Встреча с Архимандритом Иеронимом перевернула всю мою жизнь»
- В Свято-Троицком монастыре я уже почти пять лет. Приехала сюда со Святой Земли. Именно там произошла моя первая встреча с Архимандритом Иеронимом, перевернувшая всю мою жизнь. Мне было тогда всего шестнадцать лет. А на Святую Землю я прибыла с мамой из Одессы, на постоянное жительство. В то время там уже проживала моя родственница. Она верующая, давно знакома с батюшкой Иеронимом. Мы решили у нее остановиться. И в день нашего приезда к тете заглянул на огонек отец Иероним. Это было перед Рождественским постом. Мы познакомились с батюшкой, долго беседовали, и после этой памятной встречи изменилась вся моя жизнь! Это было какое-то чудо Божие, ведь прежде меня совсем не интересовали ни вера, ни Церковь. Видимо, в тот самый вечер Господь и батюшке на сердце положил, и мне, что мой путь - монашеский. Через две недели отец Иероним уехал, а я начала ходить в храм и читать понемножку молитвы. Затем стала соблюдать посты. Получилось так, что Господь р-раз! - и вытянул меня из обыденности, и я уже не могла жить, как раньше.
Первое время сюда, в Свято-Троицкий монастырь, приезжала только во время школьных каникул. Остаться здесь батюшка меня не благословлял, говорил, надо сначала школу окончить, в армии отслужить, потому что в Израиле и девушки в обязательном порядке служат. Но я не хотела идти в армию, искала способы заменить ее альтернативной деятельностью. Это непросто, но меня, слава Богу, все же освободили от армейской службы. Но и тогда отец Иероним не допустил меня в обитель. Еще целый год я находилась в неопределенности, занималась делами милосердия, как и другие сестры, которые ходят по домам, предлагают помощь старым, больным, немощным людям. Потрудилась, и только после этого батюшка благословил меня, наконец, приехать в Свято-Троицкий монастырь. Мне было радостно вернуться в Россию, в эту древнюю святую обитель, к отцу Иерониму, но уже в ином, новом для меня качестве.
Главное мое послушание - иконная лавка. Христианину легко ничего не дается. Есть и в моем делании свои радости, есть и сложности. К людям надо относиться с любовью, с верой, чтобы они это сердцем чувствовали. Особенно это касается тех, кто еще только-только становится на путь веры. Надо всей душой делиться с людьми радостью о Христе Воскресшем.
Много паломников приезжает в наш монастырь на большие праздники, во время постов, и особенно - Великим постом. Местные жители редко приходят на наши Богослужения. Казалось бы, такая здесь благодать, но увы… В основном люди едут из других городов и даже из-за границы.
Иеромонах Тарасий: «Думал, что не осилю этот путь»
- В монастырь я пришел недавно, по благословению Архимандрита Иеронима. О монашестве мечтал долгое время, но думал, что не осилю этот путь. Господь открыл мне Свою волю через отца Иеронима, и вот я здесь. Моя бывшая жена тоже, слава Богу, приняла постриг.
К вере каждый человек приходит своим путем, и каждого Господь принимает с великой любовью. Как сказано в Писании, Христиане последних времен будут приходить к Истине через скорби и нужды, - так и есть.
Родился и вырос я в Тамбовской губернии. С семнадцати лет и до самого монашеского пострига у меня была жизнь военного человека. Все время путешествовал по стране, служил в разных уголках: на Севере, Дальнем Востоке, на Камчатке, во Владивостоке. Суровые края – только климат чего стоит! А задумываться о вере начал с поисков смысла жизни, ответа на вопрос, для чего человек приходит в этот мир. Занимаясь многим в жизни, пытался найти, но не находил ответы на волнующие меня вопросы. Естественно, что в привычном укладе своей жизни я и не мог отыскать эти ответы. Так постепенно впадал, вползал в грехи. Но Господь смиловался и уже в более зрелом возрасте даровал мне веру.
Некоторые мои знакомые не приняли в свое сердце веру, и так скорбит душа о том, что никак не хотят люди идти к свету. Вера - это дар Божий. Но мы должны еще немало потрудиться для того, чтобы взрастить в себе этот дар, заслужить его! Как тот талант, о котором говорится в Евангелии, который мы должны не закапывать в землю, а приумножать.
Наша вера требует усилий, труда, молитвы, смирения и покаяния. Смирение - великая добродетель. Она дается человеку путем неустанного труда, укорения себя, непрестанной молитвы. Надо молиться Богу: дай мне, Господи, чувствовать и умом, и сердцем, и всем своим существом, что я грешнейший паче всех человеков. Когда будем так молиться, Господь пошлет нам соответствующие мысли, чувства и настроения и окажет нам помощь в просимом. Живой пример для нас - Сам Господь Иисус Христос, ведь Он первым смирил Себя до самой Крестной смерти.
Иеродиакон Африкан: «Монашество - это непрестанный труд»
- Отец мой был офицером, коммунистом, поэтому мы, его дети, росли некрещеными. Православным я стал уже в возрасте сорока пяти лет. И сыновей своих окрестил лишь в 1991 году. С этого момента началось мое воцерковление. В то время моя семья жила на севере, на полуострове Ямал, в городе Муравленко - это от Сургута четыреста километров. Работал я в нефтяной компании. Стал отпрашиваться с работы в церковь на службы, на молебны, акафисты - по три раза в неделю. Сослуживцы относились к этому с пониманием. С супругой мы прожили тридцать семь лет. О монашестве в то время и не думали. В предпенсионном возрасте стали размышлять, какое выбрать место для постоянного жительства, ведь с севера мы собирались переезжать в среднюю полосу России. Однажды во время паломнической поездки в Дивеево встретили удивительную женщину, ныне она - монахиня Исидора. И вот она пригласила нас посетить Свято-Троицкий мужской монастырь в Алатыре. Через год мы сюда приехали. От первой встречи с Архимандритом Иеронимом, наместником монастыря, впечатление было огромное. Он сразу познал все наши духовные и сердечные тайны. И мы всем сердцем прилепились к нашему батюшке - отцу Иерониму; здесь и остались. Это было в 2001 году.
Как раз в те дни в Свято-Троицкий монастырь приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, освящал храм Рождества Христова в монастырском скиту. К тому времени были уже восстановлены три храма в святой обители: в честь Казанской иконы Божией Матери, во имя Преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Серафима Саровского. Свято-Троицкий собор находился еще в полном разрушении, колокольни не было вообще. Именно тогда Святейший заложил камень под строительство этого собор. Божией милостию и трудами радетелей в 2006 году храм был построен; освящал его Владыка Варнава.
Еще будучи в Муравленко, в тонком сне я сподобился видеть Ангела-Хранителя, который сказал, что мне надо менять свою жизнь. Впечатление от этого сна было настолько сильным, что я не мог не последовать этому совету. И жизнь моя потихоньку стала меняться. В первую очередь я пересмотрел свое отношение к людям. Заметил, что и окружающие стали ко мне более внимательными, чуткими. А здесь, в монастыре, отец Иероним своим поведением, своим по-отечески добрым расположением к каждому вдохновляет нас на служение Господу Богу. В прошлый Великий Четверг читал я Двенадцать Евангелий в Сергиевском храме нашего монастыря. Батюшка по состоянию здоровья не служил, но стоял в алтаре все три с половиной часа, пока шла Всенощная. И я на хоругви Божией Матери «Знамение» видел бело-серебристую голубицу, которая сидела там все это время.
Господь входил в мою жизнь постепенно. Я знал, что надо присутствовать на церковных службах, читать утреннее и вечернее правило, учиться смиряться. Когда человек смиряется - и искушений бывает меньше. Что значит смиряться? Это значит иметь мир в душе, с любовью, с ласковым словом идти к каждому человеку, чтобы после общения с тобой он отошел с добром и умиротворением в сердце. Это значит быть послушным Богу, своему духовному отцу и со спокойствием в душе принимать все, что посылает для нашего спасения Господь наш Иисус Христос.
Моя бывшая супруга сейчас - монахиня Минодора. Мы постригались в один день. Но ей было сложнее. Я до пострига уже был насельником монастыря, послушником. А она практически сразу из мира пришла в монастырь. После пострига она уехала в Иверский женский монастырь в селе Шарауты, в Чувашии. Сейчас, по прошествии трех лет, она начала понимать, что такое смирение, послушание, что такое монашеская жизнь. А монашество - это непрестанный труд, в первую очередь над созиданием храма своей души, труд молитвенный и физический. А как же иначе? И за все - слава Богу!

Ирина Гордеева Сейчас даже среди Православных много таких, которые мутят народ, пастырей, монахов. И когда меня спрашивают, как вы смотрите на переход на новый стиль Церковного Богослужения, на русский язык, на сокращение молитвенных служб, я отвечаю: отрицательно. Никогда на это не пойду, останусь на том рубеже, который принял от Купели Таинства Крещения, свято и незыблемо.


30 августа 2013 года на 61 –ом году жизни отошел ко Господу наместник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь Чувашской Митрополии архимандрит Иероним (Шурыгин) .
1 сентября 2013 года в Алатыре состоялось отпевание наместника Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь Чувашской Митрополии архимандрита Иеронима (Шурыгина), почившего 30 августа.
Проститься с наместником обители прибыли Глава Чувашской митрополии, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Йошкар-Олинский Иоанн, секретарь Чувашской митрополии протоиерей Николай Иванов, духовенство, прихожане и многочисленные духовные чада.
Заупокойное богослужение и Чин отпевания возглавил Преосвященный Феодор, епископ Алатырский в сослужении духовенства Чувашской митрополии.
Погребен отец Иероним у алтаря собора Живоначальной Троицы в обители, которую батюшка восстановил.

ОБИТЕЛЬ, ВОСКРЕСШАЯ ЗАНОВО
(из Диалогов Православных)
Об Алатыре раньше слыхал только то, что Самару основал алатырский воевода. Следовательно, этот город древнее Самары. Уже потом я узнал, что годом "рождения" Алатыря значится 1552-й. Именно в это время здесь был основан Свято-Троицкий мужской монастырь. Проходя мимо сих мест во время похода на Казань, царь Иван Грозный дал обет, что если победит татар, то, дабы возблагодарить Бога, обоснует здесь Святую обитель. Так оно и случилось.
Земля слухами полнится. Вот и об алатырском мужском Свято-Троицком монастыре впервые я узнал из разговора с тольяттинским священником Вячеславом Карауловым. "Как-то ко мне приехали мои друзья на машине, - поведал отец Вячеслав, - и предложили съездить с ними в Алатырь. Там, говорят, монастырь изумительный и старец прозорливый. Честно говоря, к молве о прозорливости того или иного священника я относился всегда скептически, потому что часто не в меру экзальтированные прихожане выдают желаемое за действительное. Но подумал: "отчего же не съездить?" - и поехал. И не пожалел. Старцем оказался наместник монастыря, отец Иероним, еще далеко не старый мужчина лет 60-ти. Знаешь, как зашел я к нему, так он все о моей жизни и высказал - то, о чем могли знать только я и моя супруга... Будет возможность - обязательно посети Алатырь. Дивная там обитель!"

Latyrfond.org/index.php?option=com_content&view=article&id=128:arkhimandrit-ieornim-shurygin&catid=78:alatyr-fond&Itemid=482

Батюшка Иероним
Свято-Троицкий Алатырский мужской монастырь был основан, согласно преданию, в XVI веке по повелению царя Иоанна IV и построен за счет Алатырского посада и Государевой казны.
Алатырский монастырь за историю своего существования впитал в себя самые драгоценные и великие течения внутри русского Православия. В 1615 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевой Лавре, когда в ней был особенно силен дух преподобного Сергия Радонежского. Под управлением этой обители алатырский монастырь был почти 150 лет. Периодом расцвета стал для монастыря XIX век, что связано с деятельностью игумена Авраамия (Соловьева), на которого указал как на возможного наместника сам преподобный Серафим Саровский, предложив его вместо себя, так как сам он готовился к пустынническому житию. Начало XX века – вновь мощный духовный поток, на этот раз с Русского Севера, обусловливает очередной расцвет обители: один из самых замечательных игуменов за всю историю Валаамского монастыря отец Гавриил становится архимандритом Свято-Троицкой обители. И, наконец, наше время – отец Иероним, привнесший сюда традиции Святой Горы Афон.
Древняя история обители богата и своими собственными воспитанниками. И самый великий из алатырских святых – схимонах Вассиан, подвизавшийся здесь в XVII веке. Через пару сотен лет его мощи были обретены совершенно нетленными, от них происходило множество исцелений и чудес. И к монастырю отовсюду потянулись для поклонения жаждущие излечения паломники, тем и прославилась эта святая обитель. В 1904 году был обустроен колодец недалеко от усыпальницы святого Вассиана, куда он, по преданию, сбросил свои вериги и власяницу, избегая человеческой славы. И по сей день в пещерном храме во имя Преподобного Серафима Саровского бьет Вассиановский источник, целебная сила воды которого помогает от многих болезней. Точное место последнего погребения подвижника неизвестно: перед закрытием обители монахи, боясь осквернения мощей, сокрыли их. Но нынешняя братия усердно молится и верит, что со временем Господь откроет эту тайну.
С 1919 года начался самый трагический период в истории монастыря. Был арестован и отправлен на Соловки настоятель, тихий молитвенник Архимандрит Даниил и в 30-х годах расстрелян там. Многих монахов постигла участь быть убиенными. А в храмах и келиях святой обители расположились баянная фабрика и зона НКВД. Уже в наши дни на территории монастыря были обнаружены останки более трехсот невинно загубленных душ, среди которых – немало детских; все они сейчас бережно погребены. Вся территория монастыря устлана костьми Православных – это трагическое, святое место. В годы войны здесь разместились лыжное производство и табачно-махорочная фабрика, которая просуществовала до 1988 года.
В Алатырь отец Иероним, постриженник Псково-Печорского монастыря и духовный сын его старца отца Иоанна Крестьянкина, попал не случайно. Из Печор он в 1987 году по влечению сердца уехал на Афон, где пробыл 5 лет в русском Пантелеимоновом монастыре, а потом 2 года подвизался на Святой Земле. Вернувшись в Россию, он избрал бедный приход в Чувашии, чтобы служить в епархии Владыки Варнавы, тогда архиепископа Чебоксарского и Чувашского (ныне митрополит). И вот спустя год после службы отца Иеронима в Никулинском храме Порецкого района, Владыка предложил ему взять на себя восстановление монастыря в Алатыре. Когда в ноябре 1995 года отец Иероним принял обитель под свою опеку, здесь было полное запустение и разруха. От благолепия минувших времен остались лишь остовы полуразрушенных церквей и келий. Трудами наместника и братии монастырь постепенно восставал из руин. Появились благодетели.
Объем работ предстоял огромный. Но особый подвижнический дух зажигал сердца всех приехавших потрудиться во славу Божию. Самоотверженными трудами творились чудеса. В монастыре не оставалось ни одного здания, пригодного для жилья. В течение короткого времени были восстановлены первые братские кельи, и с весны 1996 года начался ремонт церкви, названной в честь чудотворной иконы Казанской Божией Матери, которая спасла город от эпидемии холеры в 1748 году. Освященный архиепископом Варнавой 25 июля 1996 года Казанский храм, по словам специалистов, не имеет аналогов во всем Поволжье. Потолок и стены его покрыты резной дубовой обшивкой очень тонкой и высокохудожественной работы, которую выполняли мастера совершенно бесплатно в течение полутора лет. После освещения в обители установилась ежедневная череда уставных богослужений.


Второй восстановленной церковью стала «пещерная», где находилась ранее гробница угодника Божия схимонаха Вассиана. Весной 1997 года было начато восстановление самого большого храма в честь покровителя русского монашества преподобного Сергия Радонежского. Работы продолжались более года. Интерьер храма был спроектирован заново, крыша разобрана, устроен купол. И, наконец, просторный, светлый, с изящными линиями снаружи, словно корабль, увенчанный византийским куполом с позолоченным крестом храм был освящен 3 октября 1998 года. За короткий срок были восстановлены и заново построены братские корпуса, трапезная, гостиница вне монастыря и трапезная для паломниц, склады, мастерские – швейная, иконописная, просфорня, пекарня. Монастырь преображался на глазах.
8 июля 2001 года святыни города Алатыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Визит Патриарха стал историческим событием в жизни города и своеобразным итогом самого важного начального периода возрождения святой обители. С первосвятительским словом обратился в этот день к верующим Святейший Патриарх: «Господь судил нам жить в то время, когда возрождаются порушенные святыни, когда люди вновь обретают дорогу к храму и к Богу. Я верю, что благодать Господня поможет возрождению этой святыни нашей земли, и множество монашествующих будут прославлять Господа, молиться за мир, за земное отечество и за нашу Святую Церковь – в этом залог будущего. После многих десятилетий богоборчества люди вновь осознают, что без веры невозможно жить. Я молитвенно желаю, чтобы благословение Божие пребывало с этой возрожденной обителью, чтобы Господь помог и далее восстанавливать ее былую славу и красоту». И пожелания Святейшего Патриарха сбылись.
Все вновь отстроенные храмы монастыря - собор Живоначальной Троицы и Покрова Пресвятой Богородицы, надвратный храм Вассиана Константинопольского (духовного наставника Вассиана Алатырского) необычайно красивы. Они созданы и расписаны благодаря великой любви к Богу и таланту мастеров. Великолепие храмов, слушание литургии, проповедей, исповедь и таинство причастия чудодейственно очищают душу любого человека. Уникальна колокольня Свято-Троицкого монастыря, которая как самое высокое храмовое монолитное сооружение высотой 83 метра внесена в книгу рекордов России. Прекрасен фонтан, расположенный на территории монастыря, а неподалеку в искусственно созданном водоеме обитают необычайной красоты рыбки. Единый силуэт белых стен, округлых тёмных куполов, собора цвета астры и роскошной колокольни с курантами господствует над городом.
Были в истории монастыря и пожары, и разрушения, но он вновь и вновь возрождался, отстраивался, преображался и наращивал духовную мощь. Неизменной оставалась жертвенная братская любовь ко всем страждущим и ищущим утешения в церковных стенах. Она и сегодня жива, эта любовь. Ее наблюдаешь каждый день среди монашествующих, видишь, как внимательны насельники к нуждам паломников, к каждому приехавшему за духовной поддержкой или обратившемуся с вопросом. И пример искренней, деятельной любви подает сам наместник монастыря Архимандрит Иероним (Шурыгин). Любовь, которую отец Иероним излучает к каждому приходящему к нему, передается братии монастыря. Чрезвычайно редкий в монастырской практике, случай: батюшка не только настоятельствует, занимаясь весьма хлопотной хозяйственной и финансовой деятельностью, не только служит многочасовые богослужения, но и принимает в своей келье как духовник десятки людей ежедневно - с утра до вечера. Сам отец Иероним так говорит о своем служении: «Мы – монашествующие, а это особое сословие в Церкви. Здесь больше думают об обители, потому что мы одна семья. Главное для монаха – молитва, стремление к достижению любви к Спасителю и ближним своим, людям, которые рядом с тобой находятся, нуждаются в твоей поддержке».
За многолетнюю плодотворную работу по формированию духовно-нравственных ценностей общества, весомый вклад в восстановление православной обители Архимандрит Иероним удостоен в 2006 году звания «Почетный гражданин г.Алатыря». Он также награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского 3 степени, медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой», орденами и медалями различных общественных организаций.
Послушать БАТЮШКУ ИЕРОНИМА можно ЗДЕСЬ.